Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Земельная реформа
О необходимости принятия Земельного кодекса

Принятый 20 сентября 2001 года Государственной Думой Земельный кодекс имеет свою историю. Его разработка началась еще в 1994 году. Тогда проект Кодекса, подготовленный Правительством, был отклонен Государственной Думой. Несколько других вариантов также не нашли поддержки у депутатов, а те, которые были предложены Думой были отклонены Советом Федерации и Президентом. В последний раз Дума отклонила проект Земельного кодекса в 1998 г., что лишь подчеркнуло неспособность всех заинтересованных сторон прийти к какому-либо компромиссу.

Далее затягивать решение столь острого и принципиально важного для всей России вопроса было бы просто невозможно. Допустить отсутствие в нашей стране отвечающего современным требованиям законодательства, внятных формулировок, регулирующих земельные отношения, значит, допустить в ближайшее время бесповоротный упадок сельского хозяйства, покровительствовать протекционизму и коррупции в среде чиновников, которые взяли на себя “право” распоряжаться земельным фондом, поставить себя в безвыходное положение зависимости от импорта товаров.

Еще в 1994 г. на заседании Государственной Думы первого созыва говорилось о том, что в России создано многообразие форм земельной собственности, расширены размеры личных подсобных хозяйств, а большинство крестьян, пенсионеров, работников социальной сферы в сельской местности были наделены земельными паями, миллионы горожан получили земельные участки под сады и огороды, индивидуальное строительство. Собственники земельных участков и долей получили право их продавать, передавать по наследству, дарить, отдавать под залог, сдавать в аренду. Разнообразие форм собственности и отношений, связанных с земельным фондом, а также полная законодательная неопределенность в этой сфере подталкивали и Президента, и Государственную Думу к интенсивному и прагматичному решению накопившихся противоречий.

Необходимо напомнить, что с 1 января 1995 не действовала глава 17 второй части Гражданского кодекса, в которой регулируется “Право собственности и другие вещные права на землю”. Эта глава определяет порядок реализации гражданских прав на землю, как на один из объектов гражданского оборота, включая сделки с земельными участками. В результате к 2001 году это привело к многочисленным нарушениям в сфере оборота земель в связи с отсутствием правовых норм по сделкам с землей. По этой же причине было фактически приватизировано свыше 60% земель сельскохозяйственного назначения!

Учитывая крайне негативные условия, в которых на сегодня оказалась сфера оборота земельного фонда, 21 марта 2001 г. при поддержке фракции “Единство” был принят во втором и третьем чтениях 252 голосами “за” законопроект "Овнесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Овведении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и в Федеральный закон "Овведении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Таким образом, участвуя в разработке и принятии важнейших законодательных актов, фракция “Единство” осуществляет последовательную политику приведения земельного законодательства в соответствие с требованиями времени, неизменно оставаясь на позициях верности Закону и преданности государственным интересам.

Принятие Земельного кодекса должно стать действенным правовым инструментом в сфере регулирования земельных правоотношений. Вместе с федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, проект которого Правительство РФ внесет на рассмотрение Государственной Думы в начале 2002 г. он должен легализовать эту собственность и установить четкий механизм оборота всех видов земель, имея в виду их использование как потенциально активного объекта рынка.

Таким образом, принятие Думой Земельного кодекса – это вовсе не признак “бездумного подхода”, “оголтелой поспешности”, в чем нас обвиняют коммунисты, все более утрачивающие свое влияние, но проявление гражданской дисциплины и высокого профессионализма новой Думы. Очевидно, что данный законопроект, прошедший все этапы обсуждения, согласования, экспертной оценки специалистов, получивший положительное заключение Правового управления Государственной Думы напрочь опровергает все пропагандистские выкрики о “распродаже России”, о том что “Русская земля идет с молотка”.

Следует со всей определенностью подчеркнуть, что беспорядки и шумная кампания против принятия Земельного кодекса, организованные коммунистами еще раз доказали их нежелание или неспособность аргументированно отстаивать свои позиции в рамках парламентской и профессиональной этики. И это при том, что Комитет по собственности представил ответы на все вопросы и претензии, предъявленные фракцией КПРФ и аграриями. На самом деле причина столь агрессивной реакции обеих депутатских объединений на принятие Кодекса прозаична и заключается в том, что это очень сильно подрывает их позиции в регионах. Ни для кого не секрет, что оборот земель в сельской местности контролируют именно коммунисты. Именно их “агенты”: многие бывшие председатели колхозов и совхозов и руководители сельских администраций определяют цены на земельные участки и размеры выделяемых наделов, произвольно решают, где и сколько можно косить, где и что “можно” строить, кому и на каких условиях сдать землю в аренду под малое предприятие, держат в руках незаконную куплю-продажу земли – этот один из самых прибыльных “черных рынков”. Поэтому понятно, что как только будет введен в действие Земельный кодекс, бюджет КПРФ лишится весьма приличных, но нелегальных и неконтролируемых денежных поступлений. И при этом их ничуть не интересует, что эти средства пополнят бюджеты всех уровней, что волюнтаризму чиновников будет положен конец, что наконец-то гражданам не придется унижаться перед целым сонмом беспринципных взяточников!

Более того, депутаты от коммунистов и аграриев не могут не знать, что принятие Земельного кодекса – это принятие рамочного документа, который становится основой, концепцией для дальнейшего наполнения конкретным законодательным содержанием. Это сложный и ответственный процесс, от которого наши оппоненты просто бегут, ударяясь в пустую риторику, сознательное искажение сути столь важного документа. Так партийная пропаганда коммунистов заявляла о том, что, якобы, в 22 субъектах федерации законодательные собрания выступили против принятия Земельного кодекса, хотя в Государственную Думу поступило лишь девять официальных отрицательных обращений региональных законодательных собраний. Коммунисты утверждают, что Президент обещал им внести на рассмотрение Государственной Думы старый вариант Кодекса, хотя речь шла о том, чтобы исключить из правительственного варианта вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Между прочим, Президент свое слово сдержал: принятый Думой Кодекс регулирует только оборот земель промышленных предприятий и поселений и в ст. 27 четко фиксирует следующее: “оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В это же время коммунисты повсюду заявляют, что Кодекс вводит в оборот 98% всей земли, включая “земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фондов, земли культурного наследия народов и даже земли, которые заняты объектами космической инфраструктуры”. И это абсурдное утверждение не соответствует действительности! Земельный кодекс вводит в оборот наиболее капиталоемкую, т.е. привлекательную для инвесторов категорию промышленных и городских земель, что не превышает 2.1% (это 31 млн. га) от всего земельного ресурса России. Наверное, для общей информации стоит отметить, что в России из всего объема земельного фонда в 1,7 млрд. га 65% всех земель – это неудобья, т.е. земли, на которых какая-либо хозяйственная деятельность очень затруднена или вообще невозможна.

Еще раз следует повторить, что ранее указанная ст. 27 Земельного кодекса предельно четко накладывает ограничение или совершенно выводит из оборота 22 (!) вида земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности.

Это означает, что Земельным кодексом из оборота исключены:

  • 1 млрд. 59 млн. га лесных угодий и
  • 27,8 млн. га земель водного фонда.

Регулирование правового положения 440 млн. га земель сельскохозяйственного назначения отнесено к отдельному закону. В Земельном кодексе сельхозугодья не изъяты из оборота и не значатся в ограниченных оборотом. Это обусловлено тем, что отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения – чрезвычайно острый политический вопрос. Это вопрос общественного согласия и социальной стабильности. Очевидно, что еще далеко не все труженики села психологически готовы к такому шагу. Это понимает Президент, когда говорит, что “выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений” (из Ежегодного Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию). Очевидно, что Земельный кодекс призван обеспечить должное нормативно-правовое регулирование тех рыночных отношений в сфере оборота земель, которые уже сложились. Одновременно “регулирование оборота сельхозземель, очевидно, потребует принятия специального федерального закона, и, возможно, следует предоставить субъектам Федерации право самостоятельно решать вопрос о сроках перехода к обороту сельхозугодий” (Ежегодное Послание Президента РФ В.В. Путина ФС).

Совершенно очевидно, что никто не собирается просто так “выбрасывать” на продажу селскохозяйственные угодья. Пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.) отнесены к категории, подлежащей особой охране (ст.85 ЗК). Это означает, что статус сельскохозяйственных угодий не меняется без предварительного принятия особого закона, регулирующего отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Как зафиксировано в Концепции проекта Земельного кодекса “с целью эффективного перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается государственный фонд перераспределения земель”.

Следует подчеркнуть, что хотя граждане получат право приобретать землю в собственность, но недра останутся в собственности государства. Для добычи полезных ископаемых потребуется особая лицензия. Подземные и наземные воды, леса – все это остается в собственности государства, граждане смогут быть только их пользователями.

Необходимо отметить, что Земельный кодекс учитывает один из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие экономики в целом и инвестиционную привлекательность каждого конкретного предприятия – право узаконить собственность на участок земли, занятый под инфраструктуру предприятия. Разумеется, это право само по себе не означает революционного скачка инвестиционной активности, но практика показывает, что инвестор охотнее доверяет предприятию-собственнику земли. В Кодексе говорится именно о праве предприятия, но не об обязанности выкупать землю, что открывает перед производителями возможность осознанного выбора: увеличить капитализацию, рыночную стоимость предприятия за счет выкупа земли или продолжать ее арендовать, будучи готовым к возможности роста арендной платы. Следует учесть, что проект Земельного кодекса открывает также и новые возможности для финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, ведь владельцы промышленных предприятий, выкупая землю, на которой размещена их собственность, будут платить налог на землю. Это значит, что при сделках с землей будут уплачены: госпошлина, налог с суммы, поступившей от продажи. А затем, после завершения всех необходимых формальностей владелец земли будет платить регулярный налог. Именно такой порядок уже существует в Самарской области и Татарстане.

Земельный кодекс вместе с тем является прямым логическим продолжением приватизации, поскольку до сих пор законодательство не регулировало права собственности на землю. Очевидно, что такое положение, когда у завода есть собственник, а земля, на которой он стоит “ничья” порождает массу сложностей и противоречий. Так на сегодняшний момент множество крупных предприятий вынуждены каждые несколько лет заниматься продлением аренды, что естественно отвлекает дополнительные силы, ведет к значительным затратам.

Следует упомянуть о том, что Кодекс предусматривает сохранение права пожизненного наследуемого владения землей для осуществления предпринимательской деятельности. Это, в частности, имеет значение для тех граждан, которые имеют участок земли под производственными зданиями в пожизненно наследуемом владении. Такое право сохраняется за гражданином, причем он бесплатно, без ограничения по срокам может переоформить данный участок земли на праве собственности. Однако бесплатно такой возможностью можно воспользоваться лишь один раз.

Если же у гражданина есть частный дом с земельным участком, то он также имеет право не более одного раза бесплатно переоформить этот участок в собственность. Возможно, будет не лишним отметить, что собственник – это лицо (физическое (гражданин) или юридическое (организация, индивиуальный предприниматель), которое имеет право совершать три действия с земельным участком: пользоваться им, владеть и распоряжаться. Таким образом, Земельный кодекс открывает новые перспективы для гражданской предпринимательской инициативы. Юридические и физические лица – собственники земли смогут пользоваться своими правами (по принципу “все разрешенно, что не запрещено законом”), самостоятельно определяя дальнейшую судьбу участка. Еще раз подчеркнем, реализация права собственника земельного участка в результате принятия Кодекса о земле станет возможной, но регламентированной установленными государством определенными правилами, требованиями по охране природы, интересами и правами других граждан и организаций.

И еще несколько слов о так называемой “распродаже Родины”… Говоря о введении в оборот земельных ресурсов, необходимо совершенно ясно понимать, что это не только купля и продажа (на что особенно рьяно напирают наши оппоненты), но и аренда, и временное или бессрочное пользование, дарение, наследование и другие договорные земельные отношения. Одновременно Земельный кодекс предусматривает безвозмездную передачу всех земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении, аренде, пользовании в собственность их нынешних владельцев, арендаторов или пользователей. Причем, следует подчеркнуть, что речь ни в коем случае не идет о выкупе земельных участков. Граждане будут лишь оплачивать расходы на оформление документов. Таким образом, нынешний Земельный кодекс – это вовсе не “Кодекс распродажи земли”, каким его хотят видеть коммунисты. Это документ, который призван регулировать весь комплекс уже давно существующих земельных отношений в установленном законодательном порядке. Такого порядка до сих пор в России нет, и от государственной мудрости законодателей сейчас зависит – быть ему или не быть.

Еще один немаловажный фактор, затрагивающий права нынешних пользователей земельными участками – изъятие земельного участка. До настоящего времени являются очень распространенными случаи, когда через земельный участок пользователя проводится трубопровод, прокладывается дорога и т.п., и пользователю возмещаются только его убытки, ведь эта земля – собственность государственная либо муниципальная. После принятия Земельного кодекса откроется возможность стать собственником земельного участка, а это значит, что в целом ряде случаев, часть которых упомянута выше, собственнику возместят не только убытки, но и компенсируют размер упущенной выгоды, а также возмещена стоимость земельного участка.

Нас обвиняют в том, что мы, дескать, хотим открыть “полный и бесконтрольный доступ к обороту земли в России иностранным физическим и юридическим лицам”. Это обвинение совершенно неправомерно, поскольку еще в соответствии с Постановлением Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта Земельного кодекса, во втором чтении законопроекта необходимо было самым подробным образом определить права иностранных лиц в сфере земельных отношений.

Можно с полной уверенностью сказать, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц определены очень четко. Так указанные категории получают право приобретения в собственность земельных участков только за плату в соответствии с их кадастровой стоимостью. Вместе с тем, ни иностранные граждане, ни лица без гражданства, ни иностранные юридические лица не имеют права приобретать в собственность земельные участки, расположенные в приграничных территориях. Перечень этих территорий будет определен особым указом Президента РФ.

Подводя итог, необходимо признать, что принятие и введение в действие нового Земельного кодекса РФ будет способствовать правовому регулированию, упорядочению земельных правоотношений, включая ликвидацию его “теневого рынка”, стимулировать развитие рынка недвижимости, на федеральном и региональном обеспечит уровнях стабилизацию земельных отношений с целью обеспечения поступательного социально-экономического развития страны как за счет наиболее эффективного использования внутреннего потенциала России, так и за счет привлечения к этому иностранного капитала на наиболее выгодных и приемлемых для нас условиях. Одновременно создаются правовые основания для прекращения права пользования земельными участками при не целевом и бесхозяйственном их использовании, ведущем к истощению земель и снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки и причинению вреда здоровью человека и окружающей природной среде.

Г.И. Моро
2001 г.
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(67);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки