В 2000 году для выполнения важнейших плановых
мероприятий по Программе были поставлены следующие
задачи:
- привести в соответствии с нормами федерального
закона «О государственном земельном кадастре» всю систему
нормативных, методических, инструктивных и технологических
документов Единой системы технологической документации (ЕСТД)
государственного земельного кадастра и программное
обеспечение, разработанное в период 1997-1999
гг.;
- внедрить единую методику и технологии ведения
ГЗК на всей территории Российской Федерации, включая
использование автоматизированных технологий;
- скомплектовать, развернуть и ввести в действие
программно-технические комплексы (ПТК) на территории 1300
муниципальных образований, имея в виду полное завершение
формирования информационно-технической инфраструктуры системы
на уровне «район (город)»;
- подготовить около 6000 специалистов по ведению
государственного земельного кадастра;
- продолжить создание баз данных кадастровой
информации;
- завершить государственную кадастровую оценку
земель сельскохозяйственного назначения и развернуть работы по
государственной кадастровой оценке земель поселений, земель
природоохранного назначения, промышленности, транспорта и
связи, водного фонда и запаса, имея целью завершение этих
работ к концу 2001 года;
- приступить к организации обмена сведениями на уровне
межведомственного взаимодействия.
Результаты
Программы
За прошедший период в соответствии с поставленными
задачами и утвержденным Росземкадастром планом программных
мероприятий были получены следующие
результаты:
- все ранее разработанные нормативно-методические
документы системы ЕСТД, а также программное обеспечение
приведены в соответствие с нормами федерального закона «О
государственном земельном кадастре»;
- проведено техническое дооснащение и модернизация
средств вычислительной техники и связи, установленных в
рай(гор)комземах и земельных кадастровых палатах
Росземкадастра.
В результате за период 1996-2000 г.г. 1533
объекта ведения государственного земельного кадастра оснащены
ПТК в следующей конфигурации:
- ПТК конфигурации «Клиент-Север» - 514
объектов;
- ПТК минимальной конфигурации (автономная ПЭВМ) – 1019
объектов.
При этом в 2000 году развернуто 924 ПТК
различной конфигурации;
подготовлено 6721 специалистов системы
Росземкадастра, в том числе по следующим
направлениям:
государственный земельный кадастр – 6122
чел.;
государственная кадастровая оценка земель – 489
чел;
защита информации в АС ГЗК – 110 чел;
на всей территории Российской Федерации внедрена
единая методика ведения государственного земельного кадастра,
а в 928 муниципальных образованиях Российской Федерации – с
использованием современных автоматизированных технологий
(Приложение 3), в том числе:
- в 406 муниципальных образованиях-на базе
программно-технических комплексов конфигурации
«клиент-сервер»;
- в 522 муниципальных образованияхнабазе ПТК
минимальной конфигурации (автономная ПЭВМ);
- в большинстве территориальных органов и
земельных кадастровых палатах Росземкадастра установлена
модемная связь, а более 80% регионов имеют постоянную
действующую связь через «электронную почту» с Росземкадастром
и Федеральным кадастровым центром «Земля»;
- продолжены работы по созданию АС ГЗК
федерального уровня. В здании Росземкадастра развернута ЛВС и
внедрена автоматизированная система
документооборота;
- разработаны технические решения по обеспечению
информационной безопасности АС ГЗК. Сформированы и введены в
действие две защищенные конфигурации программно-технических
комплексов ведения государственного земельного кадастра на
уровне субъекта Российской Федерации (Москва,
Санкт-Петербург);
- в
целях обеспечения реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 25.08.1999 г. № 945 «О государственной
кадастровой оценке земель» проведена государственная
кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения на
уровне субъектов Российской Федерации. Разработаны,
согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами и
утверждены в установленном порядке методики государственной
кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и
земель поселений. Кроме того, в Ярославской области проведена
государственная кадастровая оценка земель всех поселений (8
городов, 12 поселков городского типа, 6027 сельских населенных
пунктов);
- на
более чем 800 объектов АС ГЗК созданы цифровые карты
кадастрового зонирования территорий, актуализированы базы
данных земельно-кадастровой информации, разработано
программное обеспечение, позволяющее провести конвертацию
ранее созданных электронных баз данных, созданы справочники
«Адресная система»;
- реализован
ряд пилотных проектов в Московской и Пермской областях, а
также в Республике Карелия по интеграции системы АС ГЗК с
системами государственной регистрации прав и налоговыми
органами;
- разработаны
и введены в эксплуатацию модули информационной поддержки
территориальных органов и учреждений Росземкадастра, а также
пользователей АСГЗК на базе Интернет-технологий. Создана
система
WEB-сайтов
Росземкадастра, Федерального кадастрового центра «Земля» и его
региональных центров.
Оценка эффективности
реализации программы
Реализация выполненных программных мероприятий
способствовала развертыванию кадастрового учета земельных
участков, определению их правового статуса, а также началу
регистрации прав на земельные участки как единые объекты
недвижимого имущества и сделок с ними с целью защиты прав
собственности граждан и юридических лиц на
землю.
Данные государственного земельного кадастра стали
активно использоваться при совершении сделок с земельными
участками, что способствует становлению рынка земли и другой
недвижимости.
На базе кадастра землеустроительные органы на местах
ведут регулярный учет плательщиков земельного налога и
арендной платы и представляют эти данные в налоговые
инспекции. Во всех субъектах Российской Федерации началась
проверка полноты учета плательщиков земельного налога и
арендной платы, своевременности их перечисления в
бюджеты.
Достигнута одна из важнейших целей Программы: создана
законодательная и нормативная правовая база ГЗК и развернута
информационно-техническая и организационная инфраструктура
системы.
В то же время, слабое финансирование Программы на
начальных этапах ее реализации в 1996-1998 годах привело к
несоответствию уровня информационного обеспечения органов
ведения ГЗК (данных инвентаризации земель, картографирования и
межевания земель) программно-техническому оснащению. Часто
эффективное использование развернутых ПТК сдерживается
отсутствием материалов кадастрового деления территории,
инвентаризации, цифровых кадастровых карт и семантических
сведений об объектах кадастрового учета.
Тем не менее,
можно констатировать, что к концу 2001 года при условии
соответствующего финансирования из федерального бюджета и из
бюджетов субъектов Российской Федерации основные цели,
намеченные Программой. могут быть
достигнуты.
|