УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 1996 года N
932
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Федеральная целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного
кадастра" (далее именуется - Программа) разработана в развитие
постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N
622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в
Российской Федерации" и предусматривает разработку, развертывание и
функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра
на территории Российской Федерации, которая будет способствовать
обеспечению поступления платежей за землю, функционированию
цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на
землю. С начала 90-х годов в Российской Федерации идет процесс
реформирования земельных отношений, происходит значительное
перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую
собственность. Около 16 млн. личных подсобных хозяйств граждан, 15 млн.
коллективных садоводов и более 5 млн. индивидуальных застройщиков имеют
почти 7,5 млн. га земли, развиваются крестьянские (фермерские)
хозяйства. Новый тип земельных отношений, основанный на
многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции
Российской Федерации и других законодательных актах. Узаконены
такие нормы общественных отношений, как институты собственников и
арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными
участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и
выдача соответствующих документов. Более 30 млн. юридических и
физических лиц получили документы, подтверждающие права на
землю. Потребовалось в срочном порядке провести сплошную
инвентаризацию земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 1996
года такие работы проведены на площади около 4,5 млн. га и в настоящее
время продолжаются. Формируется рынок земли, так в 1995 году было
зарегистрировано более 200 тыс. сделок купли-продажи земельных участков
между гражданами и юридическими лицами. В ходе проведения реформ
стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного
земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными
ресурсами. В городах до начала земельной реформы не было
необходимости в регистрации землепользований - они рассматривались
исключительно как пространственный базис для решения градостроительных
задач. При обследовании крупных городов практически везде отсутствовали
документы на право пользования земельными участками. Мировая
практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются
неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование
рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного
процесса. До принятия соответствующих федеральных законов
основными документами, регламентирующими ведение государственного
земельного кадастра как системы, содержащей достоверные сведения и
документы о правовом положении, количестве, качестве и кадастровой
оценке земель, являются Положение о порядке ведения государственного
земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании
ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а
также Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130
"О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах
на недвижимость". В соответствии с ними государственный земельный
кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные
участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся Роскомземом по
единой системе на всей территории Российской Федерации и являются
основой для создания эффективной системы платежей за землю,
регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и
прочно связанную с ними недвижимость. Отсутствие современных
отечественных методов ведения земельного кадастра, особенно в области
защиты прав на землю, обусловило необходимость системного изучения
зарубежного опыта. Роскомземом были установлены контакты с национальными
кадастровыми службами Швеции, Швейцарии, Дании, Германии, Италии,
Финляндии, Испании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и других
стран. К финансированию работ по созданию автоматизированной
системы ведения земельного кадастра привлечены Всемирный банк
реконструкции и развития (проект "ЛАРИС"), Европейский банк
реконструкции и развития (проект "ТАСИС") и другие международные
финансовые институты. Выполняются работы в рамках российско-германского
проекта "ГЕРМЕС", что позволит в 1996 - 1997 годах технически оснастить
400 кадастровых бюро. В результате совместной деятельности
разработана и испытана в разных вариантах усовершенствованная модель
регистрационной части земельного кадастра. Проведено обучение
технологиям кадастровых работ более 2000 российских специалистов,
создано и оснащено необходимым оборудованием более 250 кадастровых бюро
в различных регионах России. Вместе с тем объективная оценка
ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на
значительный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию в
Российской Федерации национальной земельно-кадастровой системы может
быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену
технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам
получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровых
данных. Необходимость принятия Программы обуславливается также
тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав
на них и их экономической оценки находятся в ведении различных
министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по
земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению
государственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и
градостроительству и другие).
2. Основные цели, задачи, сроки и
этапы реализации Программы
Цель Программы - разработка и развертывание автоматизированной
системы ведения государственного земельного кадастра (далее именуется -
система) как государственной информационной системы, обеспечивающей на
всей территории Российской Федерации проведение единой политики в
области земельного кадастра. Программа направлена на обеспечение
интересов государства и населения страны, защиты прав собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное
обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно
связанной с ней недвижимости. Достижение поставленной цели
осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы,
начиная с создания регистрационной части, с переходом на
автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку
земель. По мере накопления данных будет развернута комплексная
земельно-информационная система, ориентированная на информационное
обеспечение управления земельными ресурсами на всех
административно-территориальных уровнях. Основными задачами
Программы являются:
- создание на основе новейших
компьютерных систем и информационных технологий действенного
механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного
кадастра;
- совершенствование межведомственного
взаимодействия в управлении земельными ресурсами;
- обеспечение земельно-кадастровой
информацией Федеральной комиссии по недвижимому имуществу и оценке
недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей
информации;
- содействие созданию механизма
государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и
арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производство и
инвестиции;
- содействие обеспечению своевременных и
в полном объеме поступлений платежей за землю;
- поддержка функционирования рынка земли
и другой недвижимости;
- совершенствование механизма расчета
величины земельного налога и других платежей за землю;
- создание и управление банками данных о
наличии и состоянии земельных ресурсов;
- информационное обеспечение и поддержка
землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за
использованием земель, разработки программ по рациональному
использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития
территорий, а также установления границ территорий с особым правовым
режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
Настоящая Программа не
предусматривает автоматизацию регистрации прав на землю и недвижимое
имущество.Программа будет реализовываться в 1996-2000 годах в
два этапа, основными задачами которых будут соответственно создание
нормативной правовой и технологической базы и создание
земельно-информационного банка данных.
3. Основные программные
мероприятия
Основными
мероприятиями Программы являются:
- создание нормативной правовой базы
государственного земельного кадастра;
- формирование единой системы кадастровых
бюро, входящих в структуру Роскомзема;
- разработка системного и технического
проектов , технологий и программных средств создания системы;
- создание подсистемы защиты информации
от несанкционированного доступа;
- создание подсистемы передачи
данных;
- развертывание программно-технических
комплексов и сопровождение системы;
- интеграция системы в единое
информационно-коммуникационное пространство России;
- информационное обеспечение
системы;
- подготовка и переподготовка
кадров.
Основными правовыми
актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться Положение
о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г.
N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра
в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11
декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и
регистрации документов о правах на недвижимость", а также новые
Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы,
регулирующие вопросы государственного земельного кадастра, регистрации
прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель,
оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и
мониторинга земель, принятие которых позволит обеспечить государственную
защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также
систему контроля и управления использованием земельных
ресурсов.Подготовка указанных законопроектов, а также других
нормативных документов будет вестись во взаимодействии с Федеральной
комиссией по недвижимому имуществу и оценке недвижимости и Министерством
юстиции Российской Федерации. Система создается и будет
функционировать на основе документов о правовом статусе и режиме
использования земель, их количественных и качественных характеристиках,
а также кадастровых карт и планов. Функционирование системы
обеспечивается единством принципов и методов ведения государственного
земельного кадастра, унификацией кадастровых номеров и системой
земельно-кадастровых документов. Связь между звеньями системы различных
уровней организуется по сетям электросвязи. Информация о
земельных ресурсах максимально приближается к органам власти и
управления, в ведении которых эти ресурсы
находятся. Информационная совместимость с Единым государственным
реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечение
ведения которого возложено на Федеральную комиссию по недвижимому
имуществу и оценке недвижимости, а также с информационными системами
других ведомств осуществляется с помощью единой общегосударственной
системы идентификации земельных участков, использования единых
классификаторов, кодов, форматов обменных файлов. Использование
современных информационных технологий обеспечит возможность наращивания
мощности системы и ее развитие. Защита информации от
несанкционированного доступа обеспечивается проведением организационных
мероприятий, ограничивающих доступ к информации посторонних лиц, а также
программными средствами. Сохранность информации при авариях будет
обеспечиваться за счет ее дублирования на различных носителях, а также
техническими средствами. Комплекс технических средств,
обеспечивающих работу каждого из уровней системы, реализуется в виде
локальной сети персональных и при необходимости более мощных ЭВМ.
Количество автоматизированных рабочих мест, емкость запоминающих
устройств и другие параметры определяются в зависимости от объема
получаемой, обрабатываемой и передаваемой информации. На первом
этапе между звеньями системы будет осуществляться прямая модемная связь,
а также связь с использованием электронной почты. Для успешной
работы системы в целом необходимо в сжатые сроки осуществить подготовку
и переподготовку более 15 тыс. специалистов. Подготовка кадров
для ведения государственного земельного кадастра в основном будет
осуществляться в системе высшего и среднего специального образования по
специальностям земельный кадастр, землеустройство и земельное право.
Базовыми высшими учебными заведениями будут Государственный университет
по землеустройству, Воронежский, Омский, Красноярский, Кубанский и
Санкт-Петербургский государственные аграрные университеты,
Кабардино-Балкарская, Пермская и Приморская государственные
сельскохозяйственные академии, а также Московский государственный
университет геодезии и картографии и Сибирская государственная
геодезическая академия. Повышение квалификации, переподготовка и
стажировка специалистов будет осуществляться в высших и средних
специальных учебных заведениях, в создаваемых региональных сервисных
центрах, а также в ведущих отечественных и иностранных организациях и
фирмах. В рамках научного сопровождения Программы
предусматриваются :
- совершенствование и разработка новых
методов ведения государственного земельного кадастра, сбора и
обработки первичной информации на основе применения цифровых и
геоинформационных технологий;
- разработка и совершенствование методов
оценки земель;
- совершенствование методов
землеустройства, мониторинга и охраны земель в новых экономических
условиях.
- Структура системы соответствует
организационному построению органов, на которые возложено ведение
государственного земельного кадастра.
Развертывание системы предполагается осуществить в
два этапа по мере готовности нормативной правовой базы, программного и
технологического обеспечения, подготовки технических средств и
формирования баз данных. Первый этап создания и развертывания
системы предусматривает совершенствование нормативных правовых
документов, регулирующих ведение государственного земельного кадастра,
подготовку технического проекта системы в целом и отдельных ее
компонентов, выполнение инвентаризации и картографирования земельного
фонда, завершение разработки программного обеспечения всех уровней
системы, технического оснащения кадастровых бюро, в первую очередь в
экономически более развитых районах. Будут осуществляться разработка и
утверждение состава и регламента обмена информацией внутри системы,
порядка предоставления ее пользователям, а также решаться вопросы,
связанные с взаимодействием со смежными информационными системами,
организацией переподготовки кадров. С учетом проведенных в
1992-1995 годах подготовительных работ реализацию первого этапа
предполагается осуществить в три очереди. В 1996-1997 годах
Программа реализуется в 25 субъектах Российской Федерации, наиболее
подготовленных к развертыванию системы:
- Архангельская область
- Республика Адыгея (Адыгея)
- Волгоградская область
- Воронежская область
- Калининградская область
- Республика Карелия
- Краснодарский край
- Ленинградская область
- г. Москва
- Московская область
- Мурманская область
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Республика Татарстан (Татарстан)
- Пермская область
- Псковская область
- Кировская область
- г. Санкт-Петербург
- Самарская область
- Тульская область
- Ульяновская область
- Ярославская область
- Чувашская Республика - Чаваш
республики
Для развертывания
и организации эксплуатации системы создаются 10 региональных сервисных
центров, в составе которых образуются постоянно действующие учебные
центры.Задачами региональных сервисных центров являются:
- установка программного обеспечения и
внедрение автоматизированных технологий обработки данных в кадастровых
бюро;
- оказание необходимых консультационных
услуг при эксплуатации системы;
- организация обучения персонала;
- организация и участие в обслуживании
технических средств системы.
Для выполнения перечисленных выше работ в соответствии с порядком
разработки и реализации федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального
закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд",
привлекаются организации, расположенные непосредственно в областях,
районах и городах, что позволит повысить оперативность сопровождения
технических и программных средств системы.В 1997-1998 годах
Программа реализуется в следующих 33 субъектах Российской
Федерации:
- Республика Алтай
- Алтайский край
- Астраханская область
- Республика Башкортостан
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Вологодская область
- Республика Дагестан
- Ивановская область
- Калужская область
- Республика Калмыкия
- Кабардино-Балкарская Республика
- Кемеровская область
- Ростовская область
- Костромская область
- Курская область
- Курганская область
- Липецкая область
- Республика Мордовия
- Республика Марий Эл
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Рязанская область
- Саратовская область
- Ставропольский край
- Свердловская область
- Смоленская область
- Орловская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Удмуртская Республика
- Челябинская область
С 1998 по 2000 годы Программа
реализуется в остальных субъектах Российской Федерации.В 1998
году начнется второй этап развертывания системы, главной задачей
которого является создание земельно-информационного банка данных на всех
уровнях, обеспечивающего поддержание учетной и оценочной частей
государственного земельного кадастра. Основные мероприятия по
реализации Программы указаны в приложении.
4. Источники финансирования
Программы
Программа будет
реализовываться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов, а также за счет средств займов,
привлекаемых в соответствии с межправительственными соглашениями
Российской Федерации, и других внебюджетных источников. Объемы и
источники финансирования Программы приведены в таблице.
|
Затраты на 1996-2000 годы (млрд. рублей, в ценах 1995 года) |
Всего |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999-2000 годы |
Всего по Программе |
8718,4 |
1591 |
2323,8 |
2021,4 |
2782 |
из них: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
3633,3 |
617,1 |
616,2 |
708 |
1692 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы |
96,2 |
25,2 |
21,3 |
21,3 |
28,4 |
капитальные вложения |
120 |
33 |
30 |
27 |
30 |
бюджеты субъектов Российской Федерации
и местные бюджеты |
4381,5 |
973,9 |
1440,2 |
1113,4 |
854 |
другие внебюджетные источники |
703,6 |
- |
267,6 |
200 |
236 |
5. Управление реализацией Программы и
контроль за ходом ее выполнения
В реализации Программы участвуют Роскомзем
(государственный заказчик Программы), Минсельхозпрод России, Минстрой
России, Госкомимущество России, Федеральная комиссия по недвижимому
имуществу и оценке недвижимости, Роскоминформ, ФАПСИ, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также научные и
производственные учреждения и организации, привлекаемые в соответствии с
порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального
закона "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд".
Программно-технические комплексы системы информационно и
технологически совмещаются с базами данных об объектах
земельно-имущественного комплекса и регистрации прав на недвижимое
имущество (бюро технической инвентаризации, комитетов по управлению
государственным и муниципальным имуществом, органами статистики,
градостроительства и архитектуры, налоговыми инспекциями и другими) и
обеспечивают взаимную передачу данных между ними. Учитывая, что
система создается в условиях отсутствия устоявшегося земельного
законодательства, она формируется по принципу модульности и
адаптированности к возможным изменениям правовой базы ведения
государственного земельного кадастра и регистрации прав на
землю. Государственный заказчик в установленном порядке может
вносить в Программу изменения и уточнения по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за
выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля реализации федеральных целевых
программ.
6. Основные ожидаемые
результаты
Исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и
движении земельных ресурсов, полученная в результате реализации
Программы, позволит обеспечить ведение государственного земельного
кадастра на современном техническом и технологическом уровне, наличие
достоверной и полной информации о земельных ресурсах будет
способствовать увеличению поступления платежей за землю,
функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости, защите прав
граждан и юридических лиц на землю. Накопленная кадастровая
информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему,
повысить ее стимулирующую роль в развитии производства, а также
обосновывать установление правового режима пользования земельными
участками (сервитуты, ограничения, обременения и другое), что в конечном
итоге должно привести к нормализации социальных проблем, остро стоящих
перед обществом в области земельно-имущественных отношений, даст
возможность развиваться рынку земли и недвижимости. Достоверная
кадастровая информация позволит принимать более эффективные решения на
всех уровнях, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных
цен на землю, что важно само по себе не только с точки зрения более
обоснованного взимания налоговых платежей, но и для пополнения
федерального и местного бюджетов, а также воздействовать на рынок земли
и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей и
недвижимостью прежде всего в сфере ипотечного кредитования. Тем самым
будут использованы дополнительные факторы стимулирования инвестиционного
процесса не только в агропромышленном комплексе, но и во всех сферах
общественного воспроизводства. Потребителями информации будут как
органы государственный власти и местного самоуправления, так и граждане,
научно-исследовательские, учебно-консультационные, проектные и другие
организации разных форм собственности и различного направления
деятельности, осуществляющие операции с землей и недвижимостью,
отечественные и зарубежные финансово-кредитные и коммерческие структуры,
хозяйства, службы экономического контроля. Сопоставление затрат
по очередям развертывания системы с ожидаемыми поступлениями средств
показывает, что она полностью окупает себя на третьем году
эксплуатации.
Текст документа сверен по: официальный электронный
текст документа из НТЦ "Система"
1996 г.
|