Не знаю как вам, читатель, а мне еще памятны рубрики и подзаголовки газетных публикаций десятилетней давности типа: "Жилищно-коммунальная реформа в действии". Собственно, эта сфера, как и вся страна, "перестраивается" уже второй десяток лет. И все без толку. Иначе зачем было объявлять правительству и президенту новый марш-бросок в конце мая нынешнего года под названием "Программа реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса страны". Все сведется к подорожанию коммунальных услуг -решили мы для себя -и доведению их до стопроцентной оплаты за счет населения. Это правда, но не вся.
Итак, люди бывалые говорят о трех всплесках в реформах ЖКХ: 1992, 1997 и 2001 годов ( сошлюсь на недавнее интервью "Воронежскому обозрению" экс-директора департамента ЖКХ Сергея Гребцова). Подобные попытки, по мнению С. Гребцова, предпринимались и в советское время, но результат оказался нулевым по традиционно нашей причине: финансирование по остаточному принципу. Дальше -больше. Цены на энергоносители стали бешено расти, а все остальное за ними не поспевало. Из того мизера средств, которые выделялись на жилкомхоз, львиная доля стала уходить на оплату растущих долгов энергетикам. Долги накопились столь огромные, что во многих регионах России превысили местные годовые бюджеты.
В Воронеже, например, в начале 2001 года мэр А. Ковалев говорил о равенстве муниципального долга бюджету города -и по этой причине просил депутатов такой, стопроцентно дефицитный, бюджет не принимать. Бюджет все-таки принять пришлось -ради кредитов, без которых никак не можем обойтись. Все городские сборы уходят на оплату коммунальных долгов и текущих счетов за газ, тепло, электроэнергию, а прорехи в финансировании бюджетной сферы латаются за счет кредитов. Параллельно пришлось поднять плату за жилье. Что же дальше?
Близкие к правительству мужи провальность предыдущих этапов реформирования коммунальной сферы объясняют просто: причина упадка ЖКХ -нерешительность регионов в вопросе повышения квартплаты ("Экономика и жизнь", N 23, июнь 2001). Следуя их логике, если бы эту реформу взвалили на плечи нищающего населения давным-давно, то теперь не пришлось бы реформироваться заново. Логика железная, но -увы -из разряда "сытый голодного не разумеет". Ибо какую совесть надо иметь местной власти, чтобы увеличить квартплату тому же учителю, чью мизерную зарплату эта власть не в состоянии даже вовремя выплачивать? Здесь попахивает народным бунтом. Какой же власти это понравится? Вот и тянули с повышением, браво шагая от выборов к выборам и по мере сил стараясь гасить недовольство бюджетников.
А в это время...
Впрочем, так плохо, как у нас, коммунальная реформа протекала не везде. И вот на страницах центральной прессы мы находим тому подтверждение. Положительный опыт, так сказать. "Российская газета" (от 9. 06. 2001) в публикации под названием "Новгородский Афоня с утра трезв и чаевых не берет" наводит читателя на мысль: реформа ЖКХ в Великом Новгороде идет успешно! И объясняет, почему. Во-первых, переход на трехуровневую систему управления ЖКХ с 1995 года -1) собственник жилья; 2) управляющий -заказчик; 3) подрядчик -сократил расходы на содержание аппарата ЖКХ на тринадцать процентов. Во-вторых, подрядчика для эксплуатации жилья, капремонта, оптовых поставок материалов стали отбирать на конкурсной основе (муниципальный заказ в действии). Что снизило тарифы на 2-3, 5 процента -понятно, что теперь ЖЭК уже не имел возможности закупать метлы, лопаты и прочее по цене выше рыночной (или делать вид, что покупает так дорого).
В-третьих, дифференцированная оплата жилищно-коммунальных услуг. То есть владеешь площадью, превышающей социальную норму (18 кв. м на человека, плюс 20 кв. м на семью), -будь добр платить на двадцать процентов больше. А в результате расходы бюджета на содержание "излишков" жилья сокращаются.
И это еще не все плюсы. Внедрили новгородцы и новую форму управления домами -товарищества собственников жилья, или ТСЖ (в обмен на ветхозаветные УЖСК -строительные кооперативы давным-давно построившихся домовладельцев). Первые ростки этого почина, кстати сказать, есть и в нашем городе, так что Америку нам здесь не открыли. А суть ТСЖ в следующем: наконец созревшие и осознавшие себя собственниками жильцы сами нанимают дворников, слесарей, сантехников. И -просто чудо! -стоимость обслуживания жилья в ТСЖ получается на девятнадцать процентов ниже, чем в муниципальных домах.
Итог же всех преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Великого Новгорода таков: себестоимость жилищных услуг с 95-го года снизилась в 1, 3 раза, качество обслуживания жилья улучшилось, население оплачивает 80 процентов стоимости услуг в сфере ЖКХ. И мэр города Александр Корсунов с легким сердцем собирается "в ближайшее время вывести на самоокупаемость все жилищные услуги". Неизвестно, правда, что думают об этом сами новгородцы.
Или вот другой опыт -петрозаводский. Там хитросплетения жилищно-коммунальных отношений познал на своей шкуре "пионер жилищного бизнеса", обслуживающее дома ООО "Триал" ("Независимая газета", N 7 от 24. 04.2001). Открытия таковы: во-первых, почти треть коммунальных платежей по статье "техническое обслуживание" коммунальщикам не достается (12 процентов оставляет себе посредник на обработку данных, 7 процентов отчисляется аварийным подразделениям, более двух процентов -почему-то паспортной службе, более 8 процентов уходит на комиссионные обслуживающему банку); во-вторых, как только мэрия повышает жилищные тарифы, ЖЭУ поднимают себе зарплату. А единственный источник затыкания всех коммунальных дыр -новый рост тарифов, цифры которых берутся, похоже, с потолка. Честно говоря, мы это давно подозревали и у себя в Воронеже, а тут -пожалуйста, написано пером, в центральной газете, и топором уже не вырубить.
Умные "триаловцы" предлагают ряд экстренных мер по выходу из кризиса коммунальной реформы и самого ЖКХ: "нужна смена управления жилфондом" (! ); "разумно провести инвентаризацию расходов ЖЭУ" (! ); надо "найти дополнительные источники дотаций на достаточное обеспечение нужд коммунальщиков". Причем, частная коммунальная фирма, не отрицая рыночных принципов ведения жилищно-коммунального хозяйства, все же уповает на госдотации: "собственник недвижимости (государство. -авт. ) обязан оплачивать хотя бы часть услуг по ее исправному содержанию". А нам говорят о стопроцентной оплате за счет населения.
Всех -под амнистию! На десять лет
Новые формы и методы работы в ЖКХ хороши, но только при одном условии: взять бы и ввести их с чистого листа. А мы уже говорили о том, что коммуналка погрязла в долгах: рада бы в рай, да грехи не пускают. Газета "Экономика и жизнь" (N 23, июнь 2001) приводит такие цифры. На 1 января 2001 года общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ (им должны население, предприятия, организации и бюджеты разных уровней) составила 168, 1 млрд. рублей, кредиторская (сами должны РАО "ЕЭС России" и Газпрому) 245, 1 млрд. рублей. В одном из следующих номеров (N 25, 2001) газета "находит" выход, подсказываемый самим правительством России: решить проблему неплатежей в жилищно-коммунальной сфере можно одним широким жестом -объявив о прощении долгов предприятиям ЖКХ. Такая своеобразная "коммунальная амнистия". Только после предлагаемого всепрощения, поддержанного губернаторами, можно начинать собственно реформу. В нелегких условиях -одновременно с налоговой, пенсионной, военной, судебной и банковской реформами, с реструктуризацией МПС и РАО "ЕЭС России". Постепенно перекладывая тяжесть платежей на плечи населения (с 2002 года -на высокодоходные слои, с 2003 -на среднедоходные и с 2004-го -на всех остальных).
Правда, до сих пор не просчитаны уровни подушевого дохода для каждой из названных категорий в разных регионах России. Только власти Москвы решились назвать "богатыми" граждан с доходом более 10 тысяч рублей в месяц. Для того же Воронежа столь интересные цифры пока не определены. Опять же, нет никаких официальных данных о доходах, необходимых для нормальной жизни в Воронеже -речь не о прожиточном минимуме, который обеспечивает рацион "лишь бы ноги не протянуть", и не о средней зарплате (сейчас немногим более 1700 рублей), а о достаточном доходе, включая возрастающие затраты на коммунальные платежи, на растущие цены, на "бесплатное" образование и еще более "бесплатное" здравоохранение. Нет таких официальных данных. А жаль.
Ответ же нашего губернатора на предлагаемую правительством новую коммунальную реформу -создание рабочей группы по ее изучению. Эта комиссия при экспертном совете обладминистрации будет отслеживать процесс выполнения органами местного самоуправления федеральных и местных нормативно-правовых актов по вопросу реформирования ЖКХ области и анализировать эффективность использования средств на финансирование этой сферы. Подход понятный -навести порядок, усилив контроль. И причины именно такого подхода ясны -многократные проверки жилищно-коммунальных хозяйств в районах нередко показывали одно и то же: "Воруют! ".
Теперь же политика в отношении тех, кто не соблюдает высшие установки (в данном случае -федеральные стандарты оплаты населением жилья и коммунальных услуг), будет жесткой. Не выполнил задачу -уменьшили дотации. А не наоборот. Так же будет с нами работать и Минфин при формировании трансфертов. У такой реформы, пожалуй, есть все шансы на успех.
И последнее, о чем просто не имеем права умолчать, запугивая население растущими платежами. О коммунальных субсидиях малоимущим. Они подразумеваются и закладываются в бюджеты. В воронежском городском бюджете на текущий год, к примеру, из 834 миллионов рублей, отпускаемых на расходы ЖКХ, почти 600 миллионов предполагается потратить на субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. А доля семей, получающих эти субсидии в Воронежской области, составляет сегодня всего 4, 3 процента (для сравнения: в Санкт-Петербурге их 23, 5 процента, в Ростовской области -10, 9 процента, в Москве -11, 3 процента). Из этих данных, приведенных "Экономикой и жизнью", следует, что мы чуть ли не самые богатые в России, учитывая что уровень оплаты коммунальных услуг населением у нас очень приличный -70 процентов (на май 2001 года).
Точку ставить рано
С окончательным решением, отмашкой, если хотите, правительство не очень спешит. На одном из его последних заседаний, в начале июля, по программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса было решено пока отказаться от устрашающей население стопроцентной оплаты коммунальных услуг. Совершенно очевидно, что нужен аудит всей отрасли, прежде чем "закачать" в очередную реформу 600-700 миллиардов рублей (такова оценочная стоимость предстоящей реформы). И особое внимание, видимо, будет уделено экономически обоснованным тарифам -собственно, их обоснованию. К началу сентября правительство готовит новый пакет документов по созданию в стране единого тарифного органа. Кажется, высокие правящие мужи понимают, что пока не будет прозрачности в ценообразовании, драть три шкуры с населения -опасный шаг.
Ирина Шишкина Берег (Воронеж)
|