ЖКХ - отрасль страшно прожорливая. И неэффективная. Требует громадных расходов из бюджетов. Ежегодно спускаем в канализацию более 100 миллиардов рублей. Сюда можно приплюсовать около 180 миллиардов рублей долгов коммунальщиков поставщикам. Они тоже там - в коммуникациях. Толку-то. Все равно худые. Лифты ломаются. Горячую воду отключают. А кое-где - и свет. Прогнили не только трубы. Вся система. Она ведь до сих пор бюджетно-распределительная. Работает по нормативам, которые, например, определяют, сколько должно быть дворников в районе и сколько они должны получать. Если надо меньше, требуются согласования с начальством. Новое штатное расписание. Пока занимаются этой ерундой, бюджетные деньги уходят под землю. А на поверхности становится хуже. Ну и, конечно, воруют. Чистый социализм. Первобытный даже
Власти объявили о реформе ЖКХ. Такое уже бывало - в 1997 году. Тогда дело заглохло. Почему снова взялись именно сейчас? Говорят, что четыре года назад реформа оказалась невозможной, поскольку "молодым реформаторам" не хватило времени и политической поддержки. А теперь, при Путине, - другое дело. Верно. Но лишь отчасти. Главная причина в том, что деваться некуда. Когда страна увидела ржавые приморские трубы, многие, наверное, ужаснулись: "И у нас может рвануть. В любой момент". Наверху поняли, что тянуть больше нельзя.
ЖКХ - отрасль страшно прожорливая. И неэффективная. Требует громадных расходов из бюджетов. Ежегодно спускаем в канализацию более 100 миллиардов рублей. Сюда можно приплюсовать около 180 миллиардов рублей долгов коммунальщиков поставщикам. Они тоже там - в коммуникациях. Толку-то. Все равно худые. Лифты ломаются. Горячую воду отключают. А кое-где - и свет. Прогнили не только трубы. Вся система. Она ведь до сих пор бюджетно-распределительная. Работает по нормативам, которые, например, определяют, сколько должно быть дворников в районе и сколько они должны получать. Если надо меньше, требуются согласования с начальством. Новое штатное расписание. Пока занимаются этой ерундой, бюджетные деньги уходят под землю. А на поверхности становится хуже. Ну и, конечно, воруют. Чистый социализм. Первобытный даже.
Правительство хочет сделать ЖКХ рыночным сектором. Снять его с бюджета. Развести там конкуренцию. Подтянуть инвестиции. Тогда ЖКХ заработает эффективно. Население получит услуги высокого качества. Правда, по рыночным ценам. Но все равно возрадуется.
Рассуждения о прекрасном завтра известны - с 1997 года. Наверное, когда-то так и будет. Но хотя у нас народ мечтательный, интереснее все же сумрачное сегодня. Ведь реформа ЖКХ - не отношения с МВФ, до которых населению как до Луны. Эта затронет всех. Люди понимают, что платить придется полностью. Рано или поздно. Но, естественно, хотят знать, что будет с теми, у кого мало денег.
Правительство успокаивает: сначала на стопроцентную оплату переведут богатых и только потом - бедных. Богатые заплатят. И не заплачут. Что случится с бедными - не знаю. Им обещаны пособия. Но небольшие. Прироста квартплаты не покроют. А у этих людей каждый рубль расписан. На чем, спрашивается, экономить? Понятно, что надо добавить. Ответ центра: это дело местных властей. Те отпираются. Жалуются на нехватку средств. Все вместе ругают нынешнюю систему за то, что глупо тратит деньги. Вот и выжали бы как мокрое полотенце. А отжатое вручили бедным. Вместе с полотенцем. Потому что на первом этапе реформы экономии не получится. Как бы не пришлось подключать федеральный бюджет. Пусть на время. Иначе проблему не осилить.
Но дело не только в этом. Кому доплачивать-то? Оказывается, власти до сих пор и не знают. Сначала правительство считало бедными 13 процентов семей. Губернаторы говорили о 30. А представители Минэкономразвития вдруг объявили, что за дотациями придут две трети населения. Зато цифру ежегодных расходов на пособия уже определили исходя из 13 процентов. Ясно, что будет, если бедных окажется больше. Унижение, нервотрепка и очереди.
Все это странно. Реформу ЖКХ фактически заморозили четыре года назад. Было достаточно времени, чтобы подготовиться к ее возобновлению. Не сделали. Еще не отмерили, а уже собрались резать. Причем неизвестно кого. И как. Еще народ опасается, что квартплату задерут, деньги возьмут, а коммунальная разруха останется. Где гарантии, что будет по-другому?
Гарантий пока нет. Вразумительных объяснений - тоже. Но ведь если пустить дело на самотек, рынок коммунальных услуг станет диким и вороватым. Уже проходили. Больше не надо. Стало быть, потребуются постановления, инструкции, регламенты. Об управляющих компаниях, которые должны появиться на месте ДЭЗов. О подрядчиках. О том, кому доверять обслуживание жильцов, а кому нет. Иначе будут ходить по домам, душить ценами и отнимать последнее. О кондоминиумах. Именно они будут представлять собственников жилья и покупать коммунальные услуги. Об обслуживании централизованных теплоцентралей и канализации. Иными словами, предстоит рутинная организационная работа. Огромная по масштабам. Пока о ней ничего не слышно. Может быть, делают, только люди скромные? Дай-то Бог.
Без серьезной подготовки реформа ЖКХ выродится в простое повышение квартплаты. И это без учета постоянного роста тарифов на тепло и электроэнергию. Старая система заберет у народа деньги. И оставит с протекающими кранами и грязными подъездами. Такой реформы нам не надо. Тогда уж лучше жить при коммунальном социализме. Во-первых, привыкли. Во-вторых, дешевле.
Александр ЛИВШИЦ
|