Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Политические аспекты жилищно-коммунальной реформы
О необходимости реформы ЖСК

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня

Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства является поистине катастрофическим. По оценкам специалистов, системы жизнеобеспечения российских городов изношены на 50-70%, примерно четверть коммуникаций давно уже отслужили свой срок. Приблизительно потери из теплосетей равняются 30%, а водопроводных сетей еще больше. Ежегодно убытки из-за утечки воды составляют по стране порядка 6,1 млрд. долл. Перерасход электроэнергии для поддержания напора в “заросших” и прогнивших трубах в целом исчисляется суммой в 6,2 млрд. долл.

За последние десять лет аварийность возросла в пять раз. Так, если в начале 90-х годов на 100 км. коммуникаций приходилось 15—20 аварий, то в прошлом 2000 году произошло 200 аварий на 100 км. сетей водоснабжения и канализации и 200 аварий на 100 км. теплотрасс. Уровень надежности жилищно-коммунальных коммуникаций в десятки раз ниже, чем в европейских странах и представляет реальную угрозу не только здоровью, но и жизни миллионов россиян. Стоит вспомнить, только в Москве за одну лишь зиму 1998 г. из-за возникших пустот, в результате размывания почвы стоками прогнивших коммуникаций, провалилось несколько зданий.

75% существующего жилищного фонда – это самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. Очень важно при этом знать, что на теплоснабжение этого фонда затрачивается примерно 430 млн. т условного топлива, что в 2,3 раза больше, чем расходы топлива на производство электроэнергии! Крайне низкое качество жилищного фонда, изношенность систем обеспечения привело к тому, что у нас расходы тепла на обогрев 1 м выше в 2,5 – 4,5 раза, чем в Швеции или Финляндии, в которых климат весьма схож с климатом европейской части России.

Одна из серьезнейших проблем – крайне низкое качество воды. Каждая пятая проба воды не отвечает стандартам качества по химическим показателям и каждая восьмая – по бактериологическим. Отметим, что практически бесплатная, но ужасно загрязненная вода, льющаяся из наших устаревших очистительных систем и прогнивших трубопроводов, вызывает до 80% всех известных болезней, на 30% ускоряет старение организма. Самые неблагополучные в этом отношении регионы: Северный, Дальневосточный, Калининградский. А вот в Екатеринбурге вода из крана признана “технической”! Она непригодна для приготовления пищи. К тому же потребление воды в России превышает в 2-3 раза потребление в самых благополучных странах. Существующая система неоправданно расточительна!

Кризис в Приморье – только начало, как это ни страшно произносить, грядущих катаклизмов. При этом следует отметить, что отечественный жилищно-коммунальный комплекс – один из самых убыточных сегментов российской экономики. Крупнейший в России монополист, система, практически неподдающаяся контролю, огромный аппарат бесполезных бюрократов и взяточников (4 млн. человек!) – система-то функционирует до сих пор по инерции, на импульсе, заданном еще в советское время – ЖКХ стало непосильной обузой для всего государства, для каждого в отдельности гражданина. В 1996 г. затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг только населению (исключая организации) составали более 255 млрд. рублей, что составляет более 26% всех расходов бюджета страны за тот же год!

Президент В. Путин о реформе ЖКХ

В своем обращении к членам Государственного Совета Президент В. Путин отметил, что “многочисленные аварии в коммунальном хозяйстве страны не являются итогом чрезвычайных происшествий. Кризисы, которые постоянно возникают то в одном, то в другом регионе были, к сожалению, запрограммированы, и к ним привела не только бесхозяйственность, а, прежде всего, наша привычка откладывать решения на потом”. И это в условиях, когда на бумаге, в документах вот уже более трех лет существует концепция реформирования ЖКХ”.

Необходимость в постепенной, поэтапной реформе, обновлении жилищно-коммунального комплекса назрела очень давно. Еще в 1993 г. в Государственной целевой программе “Жилище” отмечалось, что ЖКХ оказалось в критическом состоянии. Главными причинами, определившими кризис ЖКХ, являются неэффективность и затратность, проводившейся в советское время градостроительной и жилищной политики. Правда, стоит признать, что уже сегодня, в условиях свободного рынка, мы имеем дело с существованием ряда крупных строительных монополий, диктующих потребителю как неоправданно завышенную ценовую политику, так и упорно продолжающих строить энергоемкое и некачественное жилье. Так успешно капитализированный сектор – жилищное строительство – вошел в молчаливое и обоюдовыгодное соглашение с крупнейшим эксплуатационщиком – ЖКХ.

Следует признать, что до сих пор законодательство Российской Федерации однозначно не устанавливает органы, ответственные за создание, состояние и развитие ЖКХ. В этом хозяйстве никто ни за что не отвечает, а телефоны ЖЭКов всегда “заняты”, крыши домов текут, грязь в подъездах… Как сказал Президент, необходим “вывод из мертвой спячки самой системы ЖКХ. Сейчас это – одна из самых нерыночных, самых застойных и отсталых отраслей. Реструктуризация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства – одна из базовых задач. Рынок услуг в этой сфере надо открывать и для частного бизнеса. Только так можно обеспечить здесь развитие конкурентной среды”.

ЖКХ, хотя и является поистине раковой опухолью, но эта болезнь унаследова в числе многих от недавнего прошлого, с его обязательной распределительной и уравнительной системой. Поэтому, не менее мучительно многими воспринимается необходимость реформы пенсионной системы, трудовых отношений и т.д. Очевидно, что успешное реформирование ЖКХ возможно лишь при условии одновременного проведения структурной перестройки и модернизации всех тех отраслей экономики, которые, так или иначе, связаны с жилищно-коммунальным хозяйством. Совершенно бесспорным является необходимость упорядочения бюджетных отношений, разграничения полномочий всех уровней власти и создания механизмов жесткого контроля за соблюдением бюджетных обязательств.

Статистика показывает, что уровень неплатежей промышленными предприятиями и организациями бюджетной сферы в 4 раза (!) превышает уровень неплатежей населения. На сегодня всеобщее неисполнение договорных обязательств во многом определяет энергорасточительность всей системы ЖКХ. Абсолютное большинство потребителей тепло- и электроэнергии, воды руководствуются одним принципом: “мне все равно, сколько все это будет стоить, поскольку платить я все равно не буду!” Это говорит лишь об одном: реформа ЖКХ означает наведение порядка в бюджетной сфере в части безоговорочного исполнения обязательств. Необходимо усовершенствовать, ужесточив Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, устанавливающих административную и уголовную ответственность за неисполнение закона о бюджете, не целевое использование бюджетных средств, отказ или неполное перечисление средств получателем бюджетных средств, несвоевременное осуществление платежей по бюджетным обязательствам и другие нарушения бюджетного законодательства.

В настоящее время сложилась ситуация, когда местные органы власти остались один на один с острейшими проблемами, связанными с ЖКХ, в то время как федеральная власть и власти субъектов федерации попросту открещиваются от всего, что с ним связано. По словам В. Путина, “из вопроса местного, отраслевого значения реформа ЖКХ переросла в важнейший вопрос государственной и социально-экономической политики. Поэтому подключиться к его решению нужно всем – и субъектам Федерации, и Правительству, и Федеральному Собранию”. При этом одним из принципиальных факторов при проведении реформы, по мнению В. Путина, должно быть четкое разделение полномочий и ответственности между всеми уровнями власти. Одновременно одним из ключевых моментов предстоящей реформы Президент называет “четкость поставленных задач и их выполняемость”.

Надо признать, что в последние годы было сделано немало для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему ЖКХ. В марте 1996 г. были одобрены Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы “Жилище”, о которой мы уже упоминали. Собственно программа “Жилище” предусматривала создание четкой правовой базы для проведения жилищной реформы, преодоление сокращения объемов жилищного строительства и его демонополизацию, поэтапный переход жилищной сферы в режим безубыточного функционирования и защиту малообеспеченных граждан, демонополизацию ЖКХ, включая обслуживание и ремонт жилищного фонда, комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, развития инженерной инфраструктуры. На новом этапе реализации программы “Жилище” впервые предполагалось осуществить комплексный подход к жилищному строительству и ЖКХ, урегулировать правовые вопросы, связанные с порядком содержания части недвижимости и др. К сожалению, многое в этой программе оказалось нереализуемым. Так одна из задач – снижение потребления энергии при эксплуатации жилья в 2 – 2,5 раза, что “позволило бы приблизить ее расход к среднемировому уровню”, была “провалена” по одной причине – расточительство воды у нас более чем в три раза выше, чем в развитых странах! Так или иначе, но практически ни одна из поставленных задач по реформированию ЖКХ выполнена не была. Одним из самых главных проявлений полного краха жилищно-коммунальной реформы в постсоветское время является то, что, во-первых, так и не удалось сформировать эффективную систему информирования населения о цели и задачах реформы и, во-вторых, инициаторы реформы не смогли создать систему стимулирования населения и организаций ЖКХ к бережному, экономному отношению к энерго- и водоресурсам. До сих пор никто не заинтересован в сокращении потерь электроэнергии, тепла, воды, газа. В стране, где огромное число людей живут за чертой бедности, а большинство россиян просто сводит концы с концами, никто не стремится к экономии. Парадокс! Как подчеркивает Президент В. Путин, один из важнейших факторов возможности проведения заключается в том, что “сами граждане России должны стать заинтересованными участниками этих реформ. Мы должны быть убедительными, должны добиться полного понимания со стороны граждан России того, что мы делаем”.

Причина кризисного положения в том, что жилищно-коммунальное хозяйство и все отношения, возникающие в сфере ЖКХ, являются рудиментом распределительной советской системы, когда “все принадлежало всем” и никому одновременно. ЖКХ сегодня – это пример вопиющей социальной несправедливости! Подтверждает это сама система бюджетных дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг, размер которых определяется практически исключительно размером жилья. То есть, чем больше жилище, тем на больший размер дотации можно рассчитывать. При этом наименьшие дотации получают граждане, проживающие в частном городском секторе и в сельской местности (а это 22% от всего населения) и приобретающие для бытовых нужд газ в баллонах, дрова, уголь, которые дотируются по минимальному тарифу по сравнению с централизованными коммунальными услугами. Люди, ежедневно ощущающие на себе весь “комфорт” жизни при угольных или дровяных печах, керосинках фактически платят за все это больше, нежели население, проживающее в комфортабельных квартирах. Это социальная справедливость?

Сегодня вокруг предстоящей реформы нагнетаются нешуточные страхи. Левые вновь эффектно и, как это ни горько признать, эффективно обыгрывают тезис о “продолжении грабительского антинародного курса”, который в сфере реформы ЖКХ выражается, по их мнению, исключительно в 100%-й оплате населением коммунальных услуг. Как всегда, они выдергивают факт из контекста и строят свою пропаганду на непозволительно вольных и безответственных интерпретациях. Тем более отрадно то, что власть в лице Президента не обходит этот вопрос молчанием, но наоборот, фокусирует на нем особое внимание: “сегодня, – как говорит В. Путин, – подавляющее большинство граждан относятся к грядущим переменам, как к очередной угрозе повышения платы за коммунальные услуги и все. В связи с этим хотел бы подчеркнуть: решать проблемы ЖКХ за счет ухудшения условий жизни людей экономически невозможно, мы не имеем на это права”. Вообще-то нашим ярым оппонентам слева стоило бы внимательнее отнестись к тому, что Президент и в своем Послании Федеральному Собранию, и в других публичных выступлениях постоянно подчеркивает, что именно человеческий фактор – самая прочная основа для реформ, что сами реформы должны проводиться не “ради реформ”, а для улучшения жизни рядового россиянина. Что касается деятельности “Единства”, то одним из главных направлений должно стать самое тесное взаимодействие с местными органами власти. Это в интересах как местной власти, Партии “Единства”, так и в интересах населения, которое должно знать правду о цели и задачах реформы ЖКХ, а не руководствоваться одной лишь коммунистической пропагандой (которая, кстати, поставлена весьма неплохо, поскольку в данном случае полностью соответствует корпоративным интересам самой тоталитарной “секты” российской экономики – ЖКХ).

Мы уже говорили о том, что одним из основных важнейших параметров реформирования ЖКХ, направленного на улучшение качества обслуживания, ответственности поставщиков коммунальных услуг перед потребителем и создание условий для экономного и бережного использования ресурсов потребителем является поэтапное, системное реформирование всех тех сфер, которые оказывают влияние на состояние ЖКХ. Президент делает на этом особый акцент: “особое внимание хотел бы обратить на этапность. Знаю, что в проекте программы, которую готовит Правительство, основное внимание уделяется принципам организации работы. Но мы вчера на Президиуме Госсовета обсуждали, и я согласен с теми руководителями регионов, которые считают, что в программе должны быть прописаны и определенные этапы”. Так, что об обвальном, лавинообразном, бесконтрольном скачке цен на коммунальные услуги не говорит никто. Кроме Геннадия Андреевича Зюганова, конечно…

Одной из таких сфер, безусловно, является нормативно-правовая база: “на федеральном и региональном уровнях должна формироваться нормативно-правовая база предстоящих реформ. Эта работа должна быть четко скоординирована. Полноценная законодательная база – залог работающих экономических отношений. На федеральном уровне необходимо, прежде всего, отладить механизмы принятия обоснованных тарифов. Они должны соответствовать той социально-экономической политике, которую проводит государство” (из выступления В. Путина перед Госсоветом 29 мая).

Другой важнейший элемент реформы ЖКХ, на который обращено внимание – это тщательный, детальный аудит, ревизия всего жилищно-коммунального комплекса, всех затрат в сфере ЖКХ. Первый и, возможно, главный шаг реформы – это внедрение ресурсозберегающих технологий, повсеместная установка счетчиков тепла, воды, газа. По оценкам рабочей группы госсовета, только за счет этой меры возможно снизить нерациональные затраты бюджета на ЖКХ почти в 2 раза. Да и населению это должно быть выгодно: одно дело, когда ты платишь за горячую воду вне зависимости от того, есть она в кране или нет ее неделю (две, месяц), а другое, когда ты, основываясь на показаниях счетчика, вправе обоснованно отстаивать законные интересы семейного бюджета.

Отдельно хотелось бы остановиться на пресловутом вопросе о 100%-й оплате коммунальных услуг. Это один из узловых тезисов предстоящей реформы, вокруг которого ходит столько слухов, нагромождаются самые немыслимые и устрашающие мысль рядового россиянина конструкции, что обойти его никак невозможно, да и не нужно, поскольку, следует прямо сказать: переход к 100%-й оплате коммунальных услуг будет осуществлен. Но этот переход будет осуществлен не в одночасье, не “завтра вдруг” и не для всех без исключения категорий граждан. Никто не скажет: “вот тебе, бабушка и Юрьев день!” . Внимательно отнесемся к словам Президента, произнесенным 16 февраля на совещании по вопросам ЖКХ: “мы должны, наконец, перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами с высоким уровнем доходов. Хочу это подчеркнуть, с высоким уровнем доходов. Не всех подряд. Только оперативное принятие этих мер позволит перейти к решению стратегической задачи – реструктуризации всего ЖКХ”.

Три этапа реформы ЖКХ

Разработчики Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Госстрой, Министерство экономического развития, рабочая группа Государственного Совета по реформе ЖКХ, ряд других министерств и ведомств) предполагают ее реализацию в три этапа.

Первый этап реформы предусматривает инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджета и населения перед предприятиями ЖКХ при осуществлении последующей отмены дотаций ЖКХ. Предполагается провести комплекс мероприятий, призванных стать жестким регулятором отношений между бюджетными учреждениями и органами власти с одной стороны и поставщиками коммунальных услуг с другой стороны. Возможно, одним из таких регулирующих механизмов станут так называемые административные договора, обеспечивающие административную ответственность сторон за одностороннее нарушение обязательств, которые будут действовать наряду с гражданско-правовыми договорами. Широкое внедрение административных договоров положит предел ситуации, когда поставщик коммунальных услуг по своему усмотрению расторгает договора с потребителем этих услуг. Всем известна нынешняя ситуация, когда в больницы, родильные дома и школы прекращается подача тепла и света за долги! Этому процессу должно сопутствовать создание административной юстиции – Административных судов для рассмотрения всех споров между поставщиком коммунальных услуг и их потребителем и ликвидации всякого волюнтаризма в этой области. На данном этапе должна быть решена проблема абсолютной непрозрачности бюджетов всех уровней в части расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг. Вопиющим является положение, когда практически невозможно оценить объемы государственных ассигнований на оплату бюджетными организациями потребляемых ими коммунальных услуг. Расходы бюджетных организаций на оплату коммунальных услуг должны пройти соответствующую оценку и быть представлены в бюджете РФ и бюджетах субъектов федерации как отдельный вид расходов. Однако первый этап это, прежде всего, сбор, систематизация и классификация информации обо всем ЖКХ и “привязанных” к нему других сфер экономики. Одновременно это процесс подготовки экономического обоснования стоимости коммунальных услуг, математический расчет масштабов и характера предстоящего перехода к адресной системе социальной поддержки и адресного бюджетного субсидирования.

Второй этап, по всей своей логике вытекает из реализации задач первого этапа, и предусматривает развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве и создание системы регулирования естественных локальных монополий. В значительной степени суть реформы на втором этапе заключается в окончательном создании и обеспечении действенности нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере ЖКХ. Подразумевается, что реформа ЖКХ под государственным антикризисным управлением не должна быть сведена исключительно к командно-административным мерам, что было уже не раз и привело к полному упадку этого комплекса. Дебюрократизация системы ЖКХ – задача, которая, в случае ее решения, откроет двери успеху реформы. Поскольку реформа предполагает отход от субсидирования абсолютно всех потребителей коммунальных услуг, предстоит разработать и внедрить эффективный механизм проверки обоснованности заявленной каждым в отдельности гражданином своей неплатежеспособности. Прозрачный механизм работы с неплатежеспособной категорией населения, отсутствие чиновничьего произвола и бюрократии – очень сложная задача, которая может быть решена только при содействии региональных властей и местного самоуправления.

Немаловажным представляется принятие необходимых законодательных актов, устанавливающих запрет на изменение тарифов на коммунальные услуги естественных монополий ЖКХ в течение текущего финансового года. Любые изменения тарифной политики должны фиксироваться до принятия законов (решений) о бюджете на следующий финансовый год. Это позволит урегулировать как сам механизм принятия бюджетов, так и повысить надежность функционирования естественных локальных монополий.

Создание основ для конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг – это демонополизация ЖКХ. Сейчас эта монополия работает из рук вон плохо, можно сказать, что ресурс ее исчерпан и подтверждение этому в серии непрекращающихся ЧП на всей территории России. Коммунальные услуги, предоставляемые нынешним монополистом – ЖКХ, крайне низкого качества. А потребитель этих услуг должен иметь право на гораздо лучшее качество, которого возможно достичь только при условии существования как минимум нескольких конкурентных коммунальных структур.

Третий этап предполагает создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального комплекса. В ходе этого этапа реформы будут апробированы механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов. Государство должно провести ряд мер, призванных снизить риски будущего инвестирования и кредитования в ЖКХ, предоставив твердые государственные и муниципальные гарантии. Следует учитывать, что третий этап – это естественный процесс капитализации данной отрасли. В мире почти нет государств, в которых никто не вкладывал бы средства в ЖКХ. Этот комплекс по своей природе – экономически привлекателен. Если вспомнить дореволюционную Россию, то мы увидим, что государство содержало только богадельни – дома для неимущих и инвалидов. Весь остальной жилищный комплекс был в частных руках. Не поэтому ли до сих пор нас до сих пор радуют своей прочностью, красотой и своей индивидуальностью дома XVIII, XIX – начала XX века, в то время как жилища 60-90-х гг. века XX принадлежавшие и эксплуатировавшиеся советской госмонополией, представляют такое жалкое и уродливое зрелище всего лишь через несколько десятков лет?

Очевидно, что привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный сектор возможно лишь при соблюдении ряда условий:

  1. Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
  2. Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
  3. Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.
  4. Планомерном, поэтапном переходе к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.
  5. Обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ.
  6. Усиления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.
  7. Введения системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.
  8. Создание системы ресурсосбережения (установка счетчиков расходования воды, газа и тепла).

Г.И. Моро
2001 г.
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(67);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"