Во вторник правительство Москвы рассмотрело и отклонило проект постановления "О поэтапном внедрении в Москве экономической модели реформирования ЖКХ", в пятницу комиссия Мосгордумы по жилищной политике отказалась поддержать представленный мэром законопроект "О программе развития реформы ЖКХ Москвы на 2002-2007 годы". В обоих документах предусматривается переход от дотаций предприятий ЖКХ к адресному субсидированию малоимущих москвичей с переводом на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг тех москвичей, чей душевой доход превышает 8,5 тыс. рублей в месяц на человека. На вопросы корреспондента Страны.Ru о грядущей коммунальной реформе отвечает глава комиссии Мосгордумы по жилищной политике Галина Хованская.
- Галина Петровна, во вторник правительство Москвы рассмотрело и отклонило постановление о новых условиях оплаты услуг ЖКХ с 1 января, сегодня комиссия по жилищной политике Мосгордумы также выступила против соответствующего законопроекта, однако мэр обещал, что постановление правительства в любом случае будет принято до 1 января и вступит в силу. Так что же ждет москвичей 1 января?
- Я не могу отвечать за мэра, я могу отвечать только за законодательный орган власти, в котором работаю, да и то сегодняшнее решение было коллегиальным. У меня только одна кнопка для голосования, и я отвечаю только за свою позицию при голосовании. Что касается законопроекта, который рассматривался комиссией сегодня, то я могу сказать, что я сделаю все, что в моих силах, чтобы тот вариант, который обсуждался на правительстве и почему-то сегодня был продублирован уважаемой Еленой Михайловной Медведевой, представляющей редактора проекта - Управление городского заказа правительства Москвы, ни в коем случае не был реализован. Принятие подобной редакции будет означать, что шесть миллионов москвичей должны будут ходить по инстанциям и доказывать, что у них доход меньше 8,5 тысяч рублей на человека. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
- Насколько я понимаю, это и технически невозможно. Ни ДЭЗы, ни обещанные центры жилищных субсидий просто физически не смогут справиться с подобной нагрузкой.
- Да, это так, но это уже другой вопрос. Дело прежде всего в том, что введение двух ставок для жителей одного и того же города противозаконно, нарушает права граждан и противоречит Конституции.
Более того, любые ставки для населения утверждают законодательные органы власти, в нашем случае - Московская городская дума. На этот счет есть и закон города, и постановление о порядке согласования этих ставок. Ничего этого в проекте документа, который был практически отклонен мэром во вторник, просто нет.
Что же касается инфраструктуры, то я с вами согласна, что ни ДЭЗы, ни центры жилищных субсидий не смогут за месяц провести перерасчет платы за коммунальные услуги для 6 млн человек. Тут надо идти принципиально другим путем, плавно увеличивая платежи в соответствии с ростом уровня доходов, проводить плавное повышение ставок, причем не всех, а только ставок по техническому обслуживанию домов, или платы за жилье, называйте как угодно. Смысл в том, что эти изменения должны затрагивать только содержание и эксплуатацию жилищного фонда.
- То есть постепенно уменьшая дотацию предприятий ЖКХ и увеличивая долю платежей граждан в оплате коммунальных услуг?
- Да, только сделать это не китайскими скачками, не так, как это предполагалось с октября в Зеленограде и, слава богу, не состоялось, а в нормальном плановом режиме, не будоража население, не чаще чем два раза в год, об этом говорит то же постановление Московской городской думы.
- Я попробую подвести итоги: во-первых, инфраструктура адресного субсидирования не готова, ДЭЗы и центры жилищных субсидий не способны обработать заявления половины жителей Москвы, подпадающих под реформу; во-вторых, введение разных ставок оплаты за одни и те же услуги для разных категорий жителей противозаконно. То есть реально ничего не изменится? Весь пар реформы ЖКХ ушел в свисток?
- Реально только то, что в будущем году ставки будут меняться. Я еще раз повторяю, меня сейчас не интересуют ставки за тепло и т.д. Это отдельная тема. Сегодня на комиссии уже говорилось, что норматив по теплу завышен, по горячей воде, да и по холодной воде, я считаю, нормативы завышены. Ну, может, мы платим не 150%, как тут было сказано, но то, что в этой области мы уже перешли на 100-процентную оплату, это точно. А это, естественно, сказывается на вашем платеже.
- Но то, о чем вы говорите, то есть постепенное увеличение доли платежа жителя и уменьшение дотаций, это как бы не совсем та реформа, о которой говорит мэр. По его словам, главная цель реформы - создать рынок жилищно-коммунальных услуг. Как быть с этим?
- А вот рынок услуг как раз и можно создать в сфере управления эксплуатацией жилищным фондом, потому что здесь нет естественной монополии. А вот неестественная монополия ДЭЗов, у нас же подавляющее большинство управляющих организаций - это ДЭЗы, то есть 90%. Создавать конкурентную среду в организациях, представляющих жилищно-коммунальные услуги, можно и нужно. Но для этого ДЭЗы просто должны уйти, должны постепенно быть вытеснены частными управляющими организациями, для функционирования которых на сегодняшний день в городе нет условий. Об этом говорил и мэр, что пока у нас нет жилтовариществ, смысл всей реформы теряется. Нет механизма, представляющего интересы жителей при заказе, заключении договора на предоставление этих услуг. Вот поэтому я и считаю, что если и трогать какую-то ставку, то именно ставку по обслуживанию домов.
|