Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды. В обобщенном виде результаты деятельности территориальных экологических фондов и ФЭФ РФ за 1999 г. могут быть представлены следующими данными. Объем поступления средств (весь финансовый оборот: денежная форма, корректировка платежей, взаимозачет) в территориальные экологические фонды составил 3,83 млрд. руб., или 141,8% к плану (2,7 млрд. руб.). Выполнили и превысили установленные плановые показатели поступления средств в экологические фонды 73 территориальных органа, в том числе комитеты республик Адыгея и Карелия, Еврейской автономной области, Кировской, Самарской, Сахалинской, Тюменской областей и др. В то же время в 14 субъектах Российской Федерации выполнен план поступлений в среднем на 72% (на 35-94%). Такое положение следует оценить как результат улучшения работы территориальных органов системы Госкомэкологии России (обращения в правительства, администрации субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры, работа с предприятиями-должниками). Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50%), материальнотехническое обеспечение (5,9%), внедрение экологически чистых технологий (2,9%), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7%), другие виды природоохранной деятельности (18%). Территориальные экологические фонды созданы во всех субъектах Российской Федерации, и их организационно-правовая и финансовая деятельность характеризуется многообразием форм. В 1999 г. в 45 субъектах Российской Федерации экологические фонды находились в ведении администрации, а в остальных - территориальных органов Госкомэкологии России. Консолидированы в местные бюджеты 25 экологических фондов. Правами юридического лица обладали экологические фонды в 33 субъектах Россий-
ской Федерации. Отсутствием построенной на единых принципах управления системы экологических фондов объясняется и ряд недостатков в их деятельности. В 1999 г. доходы ФЭФ РФ (без филиалов) составили 196,8 млн. руб. при плане 161, 4 млн. руб., установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". В составе доходов ФЭФ РФ основное место занимают 10%-ные отчисления территориальных экологических фондов, которые составили 152,6 млн. руб., или 110,8% к плану федерального бюджета. В 1999 г. наметилась позитивная тенденция увеличения числа субъектов Российской Федерации, которые выполняют обязательства по перечислению средств в ФЭФ РФ, установленные для них Госкомэкологией России. Выполнение бюджета ФЭФ РФ более чем на 50% (95,7 млн. руб.) обеспечили 13 регионов с объемом перечислений свыше 3 млн. руб.: Архангельская, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Пермская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем экологические фонды отдельных субъектов Российской Федерации неудовлетворительно выполняют финансовые обязательства перед ФЭФ РФ. Значительную задолженность перед ФЭФ РФ имеют экологические фонды следующих субъектов Российской Федерации: Республики Хакасия, Белгородской, Кемеровской, Курганской, Курской, Московской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Рязанской, Челябинской, Читинской областей. Комитет был вынужден обратиться в природоохранные прокуратуры вышеуказанных субъектов Российской Федерации по поводу погашения ими задолженности перед ФЭФ РФ. План расходования средств ФЭФ РФ (без филиалов) перевыполнен в 1999 г. на 11,2% (179,9 млн. руб.). По основным направлениям использования средства (млн. руб.) ФЭФ РФ распределялись следующим образом: финансирование проектов строительства природоохранных объектов - 94,1; развитие заповедников, заказников, национальных парков - 15,0; экологическое образование и просвещение - 19,5; совершенствование систем экологического мониторинга - 9,9; материально-техническое обеспечение природоохранных органов - 26,5. В 1999 г. ФЭФ РФ принимал участие в финансировании 13 федеральных целевых программ (ФЦП). Среди наиболее важных ФЦП, финансируемых ФЭФ РФ, следует отметить программы: "Отходы", " ЕГАСКРО", "Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года", "Возрождение Волги" и другие. Финансирование проектов по различным направлениям природоохранной деятельности осуществлялось на безвозмездной основе (60%), в виде долевого участия (37%) или займов (3%). ФЭФ РФ эффективно сотрудничал с территориальными органами Госкомэкологии России и правительствами, администрациями субъектов Российской Федерации, в результате в среднем доля ФЭФ РФ в совокупном финансировании проектов составила 27%. Отмеченные недостатки в деятельности ФЭФ РФ и территориальных экологических фондов в основном являются следствием как экономического кризиса и вызванной им неплатежеспособностью многих природопользователей, так противоречивости действующего законодательства. С целью укрепления системы экологических фондов Госкомэкологией России проводились мероприятия по следующим основным направлениям: совершенствование законодательной и нормативной правовой базы функционирования экологических фондов, увеличение финансовых ресурсов экологических фондов и совершенствование механизма их распределения. По инициативе Госкомэкологии России и ФЭФ РФ подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации проекты закона "Об экологическом фонде субъекта Российской Федерации" и документа "Примерное положение о деятельности экологического фонда субъекта Российской Федерации". Указанные документы носят рекомендательный характер и представляют собой изложение позиции Госкомэкологии России по основным вопросам совершенствования системы экологических фондов. Эти документы призваны установить единые правовые основы деятельности экологического фонда субъекта Российской Федерации, условия, порядок образования и использования, механизм его управления. Как свидетельствует информация, поступившая от территориальных органов системы Госкомэкологии России, реакция в субъектах Российской Федерации на данные документы неоднозначна. На основе проекта, предложенного Госкомэкологией России, некоторые территориальные органы (республики Алтай, Тыва, Магаданская и Ульяновская области, Корякский и Ненецкий автономные округа) подготовили и направили в органы исполнительной и законодательной власти собственные проекты законов. Особо отрицательное отношение со стороны органов власти к принятию данного закона имеет место в субъектах Российской Федерации, в которых экологические фонды находятся в распоряжении администраций. С целью увеличения финансовых ресурсов экологических фондов Госкомэкологией России проведена работа по усилению контроля за поступлением и расходованием их средств, совершенствованию форм статистической отчетности. В 1999 г. Постановлением Госкомстата России от 20.12.99 N 109 введена усовершенствованная форма N 1-экофонд государственного статистического наблюдения за поступлением и расходованием средств государственных экологических фондов. Для упорядочения процедуры расходования средств экологических фондов и усиления контроля за их целевым использованием Госкомэкологией России совместно с ФЭФ РФ подготовлен и направлен для рассмотрения и согласования в Минфин России и Минэкономики России проект постановления Правительства Российской Федерации "О направлениях затрат на осуществление природоохранных мероприятий, финансируемых с привлечением средств экологических фондов".
НИА-ПРИРОДА
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и СНГ
г. Атырау
6-10 июня 2001 г.
|