Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экологическая политика
Раздел 8 Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

Экономика природопользования

Важным направлением деятельности в области охраны окружающей среды является совершенствование административных, экономических и рыночных механизмов регулирования природоохранной деятельности (система платежей за загрязнение окружающей природной среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов и другими видами загрязнения, экологическая налогово-бюджетная политика, лицензирование видов деятельности в области охраны окружающей среды, аудит, сертификация, страхование).

Платежи за загрязнение окружающей природной среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов и другими видами загрязнений. Применение экономического механизма взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, несмотря на существовавшую его эффективность с момента введения, по ряду причин нуждается в совершенствовании с целью приведения в соответствие с произошедшими изменениями в государственно-политическом и экономическом развитии России.

Действующие значения базовых нормативов платы были рассчитаны для экономических условий, стоимостных и ценовых пропорций периода 1990 г. с применением на начало 1993 г. коэффициента индексации платы, равного 5. С учетом ежегодной индексации на 1999 г. индексация базовых нормативов платы отстает от отраслевых индексов-дефляторов как минимум в 24 раза, а по основным отраслям-загрязнителям - более чем в 70 раз.

Современный уровень базовых нормативов платы и соответственно величина платы за загрязнение окружающей среды практически не способны обеспечить стимулирующее воздействие на природопользователей по активизации природоохранной деятельности, а также и аккумулирование средств в объеме, необходимом для реализации экологических программ и природоохранных мероприятий.

По экспертным оценкам экологов, наносимый загрязнением окружающей среды ежегодный ущерб в масштабах страны оценивается в 230-250 млрд. руб., а вносимая природопользователями плата за загрязнение окружающей среды составляет около 2,5 млрд. руб. Для обеспечения адекватного уровня величины базовых нормативов платы, установленного в 1990-1991 гг., стоимостным пропорциям, сложившимся к настоящему времени в экономике, величина базовых нормативов должна быть дополнительно проиндексирована примерно в 50 раз.

Госкомэкологией России разработаны новые значения базовых нормативов платы с учетом необходимости их индексации в размере от 3 до 10 раз за размещение отходов, до 18 раз за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и до 30 раз за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Предложения по введению новых значений базовых нормативов платы направлены в 1999 г. на согласование в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Учитывая длительность прохождения указанных предложений до их утверждения в директивных органах, в 1999 г. разработан, утвержден и доведен до территориальных органов исполнительной власти и охраны природы федеральный коэффициент индексации нормативов платы на 2000 г. в размере 80 раз по отношению к базовым нормативам платы (письмо Госкомэкологии России от 25.11.99 N 01-14/24-298 и "Положение об индексации платы за загрязнение", согласованное с Минэкономики России и Минфином России).

В 1999 г. Госкомэкологией России также разработаны предложения по изменению действующих коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости (в 2000 г. направлены на апробацию в ряд территориальных органов Госкомэкологии России).

Экологическая налогово-бюджетная политика. В связи с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации возникла необходимость реформирования системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренной Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", федеральными законами "Об отходах производства и потребления" и "Об охране атмосферного воздуха".

Действующая система платежей за загрязнение окружающей природной среды не соответствует положениям налогового законодательства об общих условиях установления налогов и сборов. Кроме того, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации введение экологического налога и определение Бюджетным кодексом Российской Федерации целевых бюджетных фондов предопределяет необходимость трансформации правового статуса существующей внебюджетной системы взимания платы в бюджетную налоговую форму.

Госкомэкологией России разработан проект Концепции экологической налогово-бюджетной политики, предусматривающей внесение изменений в редакцию главы 42 "Экологический налог" второй части Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Проектом предусматривается определение экологического налога как платы за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами, размещением отходов и другими видами вредного воздействия и налога на продукцию, использование (потребление) которой оказывает вредное воздействие (загрязнение) на окружающую природную среду. Даны предложения по определению объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и уплаты налога, по утверждению инструкции о порядке взимания и внесения налога и формы налоговой декларации.

Лицензирование видов деятельности в области охраны окружающей среды. В 1999 г. Госкомэкологией России и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 26 февраля 1996 г. N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" осуществлялось лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды по следующим направлениям:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных);
  • проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
  • осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

В целом за 1996-1999 гг. Госкомэкологией России в соответствии с установленным порядком и по единым нормативно-методическим требованиям выдано около 20000 лицензий на деятельность в пределах отдельных субъектов Российской Федерации и около 1700 федеральных лицензий (в том числе в 1999 г. - соответственно 5000 и 436).

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Госкомэкологией России было разработано и в установленном порядке утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами".

Экологический аудит. Одним из важнейших инструментов управления окружающей средой является эффективно применяемый в экономически развитых странах экологический аудит, позволяющий реализовать такие важные принципы охраны окружающей среды, как обеспечение в пределах экологических требований наиболее низкого уровня воздействия на окружающую среду, который может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Экологический аудит может применяться:

  • при проверке соблюдения аудируемым субъектом природоохранительного законодательства;
  • при оценке экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности;
  • при оценке финансовых рисков при инвестировании проектов финансовыми структурами, акционировании, заключении договоров долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды, а также рисков, связанных с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую природную среду;
  • при оценке экологического ущерба в процессе смены собственника с целью определения ответственности за прошлый экологический ущерб и др.

Отсутствие законодательных актов, устанавливающих правовые основы осуществления экологического аудита (права, обязанности и ответственность участников экологического аудита, юридический статус экоаудиторского заключения и др.), не позволяет широко использовать потенциальные возможности применения этой процедуры как хозяйствующим субъектам, страховым и инвестиционным компаниям, так и государственным структурам. С целью установления правовых основ экологического аудита Госкомэкологией России подготовлены и направлены в установленном порядке предложения по включению соответствующей статьи в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Госкомэкологией России была продолжена работа по обучению и практической стажировке аудиторов-экологов в центрах по обучению специалистов в области экологического аудита, созданных на базе Научно-исследовательского центра по проблемам экологической безопасности Госкомэкологии России (г. Москва) и ООО "Аудиторская фирма "Конто". В настоящее время по утвержденной программе подготовлено и аттестовано 344 аудиторов, из них 207 - в 1999 г.

Экологическая сертификация.

В 1999 г. осуществлялась работа по обеспечению проведения сертификации в рамках Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (Системы) в добровольной форме. Выдано 5 экологических сертификатов соответствия: АООТ "НИИ МЭ и завод "Микрон" (г. Зеленоград) - на производство изделий электронной техники; ГУП "ПП "Равенство" (г. Санкт-Петербург) - на производство радиолокационных комплексов боевых надводных кораблей и подводных лодок, корабельных цифровых вычислительных систем; Казанскому производственному химико-фармацевтическому объединению "ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ" на химико-галеновое производство, а также на установку демеркуризации ртутьсодержащих люминесцентных ламп "Экотром-2" и кондиционер Daikin.

Проводилась работа по организации подготовки специалистов и по созданию необходимых органов Системы: в настоящее время обучено 116 аудиторов, аккредитовано 2 центра по сертификации, 4 органа по сертификации и 5 лабораторий.

В рамках Системы добровольной сертификации отходов сточных вод (Свидетельство Госстандарта России N РОСС RU.0001.04ЮЖ00 от 18.08.97) АОЗТ НПФ "Бифар" осуществляются работы по экологической сертификации отходов (осадков), образующихся при очистке городских, бытовых и промышленных сточных вод, а также продукции на основе отходов (лицензия Госкомэкологии России Г 187670, N М 98/0095/017 Л от 6 мая 1998 г.). В качестве заявителей на проведение сертификационных испытаний в 1999 г. выступили 16 организаций, представляющих различные регионы и города страны (города Подольск, Сергиев-Посад, Щелково, Можайск Московской области, Тверь, Редкино Тверской области, Орел, Мценск, Ливны Орловской области, Сургут Тюменской области, Тула, Москва).

Объектами сертификации в 1999 г. были: осадки и другие отходы сточных вод (отбросы с решеток, песок из песколовок) - очистные сооружения Южное Бутово (ЗАО "Стаер"); осадки, обработанные по различным технологиям, естественно обезвоженные на иловых площадках и выдержанные на них разное время (города Ливны, Мценск, Сергиев-Посад); термофильносброженные и обезвоженные осадки, накопленные на иловых картах (г. Тула, Люберецкая станция аэрация г. Москва); механически обезвоженные на различных аппаратах (центрифугах, вакуум-фильтрах, фильтр-прессах) с предварительной обработкой различными реагентами (города Подольск, Щелково, Москва (Южное Бутово), Тихвин и др.); продукция из осадков: торфоиловый компост (г. Тверь), продукция, имеющая товарный вид, изготовленная на станции очистки Южное Бутово по проекту Д 134-0-113 (осадки, механически обезвоженные на камерных фильтр-прессах с использованием извести).

В сертификатах, выдаваемых на отходы, прошедшие сертификационные испытания, рекомендовались различные методы подготовки и направления их использования или размещения, в том числе для утилизации в качестве удобрения и создания плодородного слоя при биологической рекультивации нарушенных земель и полигонов твердых бытовых отходов.

Экологическое страхование. Принятие постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах" стимулировало развитие добровольных видов страхования экологических рисков и реализацию практического страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

В Республике Татарстан, Пермской, Тамбовской областях и других регионах действуют законы субъектов Российской Федерации, в отдельных статьях которых заложен механизм реализации экологического страхования. В Республике Татарстан, Московской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Пермской областях и других регионах в рамках действующего регионального законодательства в сфере охраны окружающей среды проводилась подготовка программ страхования ответственности предприятий за вред, причиненный окружающей среде.

Правительством Москвы совместно с Москомприродой и Госкомэкологией России разрабатывается проект закона "О финансовых гарантиях возмещения ущерба, причиненного аварийным загрязнением окружающей среды", предусматривающий различные механизмы обеспечения гарантий возмещения ущерба окружающей природной среде, в том числе и страхование ответственности за вред, причиненный окружающей среде.

При принятии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с территориальным органом Госкомэкологии России решения об отнесении страхования ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде, к природоохранным мероприятиям величина платежей за загрязнение может быть скорректирована (понижена) с учетом всей суммы страховых взносов или ее части.

В 1999 г. в пункт 4.5 Приложения 1 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (1993 г.) внесены изменения (рег. Минюста России от 16.03.2000 N 2152), в соответствии с которыми природопользователи вправе осуществлять страхование экологических рисков при размещении отходов на специализированных полигонах с использованием механизма корректировки платежей за загрязнение окружающей среды с учетом страховых взносов.

В рамках совершенствования действующего законодательства разрабатываются предложения по обеспечению страховыми или иными финансовыми гарантиями компенсации причиненного вреда при осуществлении определенных видов деятельности, в первую очередь, по обращению с опасными отходами.

Механизм возмещения ущерба, нанесенного окружающей природной среде деятельностью организации до приватизации (учет экологического фактора при приватизации). Госкомэкологией России с целью соблюдения требований природоохранительного законодательства при осуществлении процедур приватизации государственного имущества разработаны и направлены в территориальные органы "Рекомендации по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации". В заинтересованные министерства и ведомства направлен проект раздела в Программу приватизации (2000-2001 гг.), определяющий обязательное возмещение ущерба, нанесенного окружающей природной среде деятельностью организации до приватизации.

Эколого-экономические показатели и финансовое обеспечение. Госкомэкологией России в течение 1999 г. велась работа по внедрению в природоохранной отрасли эколого-экономических показателей. Необходимость этих показателей обусловлена тем, что оценка деятельности системы Госкомэкологии России должна получить соответствующее отражение в системе экономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие страны. Кроме того, выраженные через эколого-экономические показатели результаты деятельности системы Госкомэкологии России должны показать роль Комитета как федерального ведомства, осуществляющего крайне важную функцию в экономике страны, а также стать критериями обоснованности необходимого уровня финансового обеспечения природоохранной деятельности.

В целом по России за 1999 г. по показателю "затраты природоохранного назначения" фактические затраты составили 15,74 млрд. руб. (95,2% от прогноза).

Основным обобщающим эколого-экономическим показателем в деле оздоровления окружающей среды Госкомэкологией России определен предотвращенный экологический ущерб, который в целом по Российской Федерации за 1999 г. составил 16,35 млрд. руб., или 175% от прогноза.

В структуре предотвращенного экологического ущерба наибольший удельный вес в 1999 г. приходится на проведение природоохранных мероприятий по земельным и водным ресурсам (32,1 и 20,3% соответственно), а также на деятельность государственной экологической экспертизы - 18,2% величины ущерба в целом по стране.

В 1999 г. проведена доработка методической базы оценки указанного показателя по основным направлениям природоохранной деятельности системы Госкомэкологии России. Приказом Комитета от 30.12.99 N 816 введена в действие с 1 января 2000 г. "Методика определения предотвращенного экологического ущерба".

В течение года Госкомэкологией России велась проработка с Минэкономики России и Госкомстатом России вопросов включения показателя "предотвращенный экологический ущерб" в раздел "Охрана окружающей среды" Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также в одну из форм государственного статистического наблюдения.

Финансирование природоохранной деятельности

В 1999 г. предприятиями и организациями всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 11307,7 млн. руб.

Основной объем природоохранных инвестиций распределяется следующим образом (млн. руб.):

  • охрана водных ресурсов - 4597,73;
  • охрана атмосферного воздуха - 4116,22;
  • охрана и рациональное использование земель - 1277,82;
  • охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов - 38,66;
  • охрана и рациональное использование лесных ресурсов - 162,81;
  • охрана и воспроизводство рыбных запасов - 85,66;
  • организация заповедников и других природоохранных территорий - 7,1.

В табл. 8.1 и 8.2 представлены данные Госкомстата России за 1999 г. о природоохранных инвестициях и вводе природоохранных мощностей за счет средств предприятий и организаций всех форм собственности по субъектам Российской Федерации.

Таблица 8.1

Инвестиции в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в субъектах Российской Федерации в 1999 г., тыс. руб.

Субъект Российской Федерации

В охрану водных ресурсов

В охрану атмосферного воздуха

всего

в том числе в строительство

всего

в том числе в строительство установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ

станций для очистки сточных вод

систем оборотного водоснабжения

Российская Федерация

4597730,9

1516378,8

818262,5

4116218

46898

Северный район

419617,6

42323,7

48450

352129,9

7620,7

Республика Карелия

6715,2

3464,0

-

89964,5

-

Республика Коми

44681,1

844,6

-

11630,7

-

Архангельская область

292304,7

21847,7

17003

54044,9

4,7

Вологодская область

60793,2

9857,9

28850,5

127548,9

-

Мурманская область

15123,4

6309,5

2596,5

68940,9

7616

Северо-Западный район

395138,2

45167,3

40385,1

71032,4

64,2

г. Санкт-Петербург

36 6032,9

29815,3

31867,7

8137,6

64,2

Ленинградская область

16607,3

4254,0

8262,4

59429,8

-

Новгородская область

2809

2413,0

255

53

-

Псковская область

9689

8685,0

-

3412

-

Центральный район

605925,6

117077,8

24803,2

275590,7

32,4

Брянская область

33788,5

24578,5

55

12408,7

15,4

Владимирская область

4366,6

2577,5

268

14239

-

Ивановская область

3594,4

3176,8

264,2

930

-

Калужская область

13468

12832,0

-

753

17

Костромская область

1139

1043,0

-

281

-

г. Москва

440343,3

8490,0

-

6949

-

Московская область

3455,6

3455,6

-

2530,2

-

Орловская область

3365

1716,0

310

-

-

Рязанская область

4449,3

4449,3

-

9159,8

-

Смоленская область

953,1

953,1

-

-

-

Тверская область

36988,4

18535,6

17787

417

-

Тульская область

9419

1735,9

5253

40234

-

Ярославская область

50595,4

33535,4

866

187689

-

Волго-Вятский район

116976,2

78636,8

8155,2

20181,6

-

Республика Марий Эл

11314,5

8680,2

4,5

33

-

Республика Мордовия

919,3

23,4

895,9

88,4

-

Чувашская Республика

7979

3544,4

541,5

834

-

Кировская область

26552,4

7149,8

4294,3

13742,2

-

Нижегородская область

70211

59239,0

2419

5484

-

Центрально-Черноземный район

93395,8

49857,2

14531,6

50482,2

851

Белгородская область

25030

20007,0

3120

50

-

Воронежская область

9813,5

8960,2

53,6

22469,2

-

Курская область

12530

5248,0

6043

5205

-

Липецкая область

31677,3

12708,0

5243

3885

-

Тамбовская область

14345

2934,0

72

18873

851

Поволжский район

517722,5

287395,5

64552

459483,4

63,5

Республика Калмыкия

-

-

-

-

-

Республика Татарстан

290622,2

137370,2

50460,2

54561,3

57,5

Астраханская область

25452

15251,0

5219

7447

-

Волгоградская область

53971

18464,0

879

377181

-

Пензенская область

3544

3544,0

-

2334

6

Самарская область

125751

96569,5

6349,3

7907,3

-

Саратовская область

15274

15274,0

-

9448

-

Ульяновская область

3108,3

922,8

1644,5

604,8

-

Северо-Кавказский район

159489,4

23358,5

12518

67406,2

-

Республика Адыгея

3513,4

2734,1

-

-

-

Республика Дагестан

854

854,0

-

604,2

-

Кабардино-Балкарская Республика

4203

-

-

4636

-

Карачаево-Черкесская Республика

51

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

1929

580,0

129

156

-

Краснодарский край

83638

9396,0

50

893,4

-

Ставропольский край

39314

2094,4

-

21229,6

-

Ростовская область

25987

7700,0

12339

39887

-

Уральский район

913661,4

252574,8

370288,6

1896749

8702,2

Республика Башкортостан

194606,9

79457,0

30062,3

706838,1

1566,5

Удмуртская Республика

49342,9

33408,8

3840,8

29795,6

-

Курганская область

672,9

251,7

12,2

1694,9

-

Оренбургская область

54501

17353,0

8317

355956,8

-

Пермская область

49446

27849,0

329

196197

-

Свердловская область

467377,2

37574,7

313806,8

232003,3

6501

Челябинская область

97714,5

56680,6

13920,5

374263,3

634,7

Западно-Сибирский район

753877,8

386107,9

82546,1

367315,4

-

Алтайский край

4984

4984,0

-

79

-

Кемеровская область

72850,6

40872,5

28982

39633,5

-

Новосибирская область

34534

19431,9

4938,1

11419,9

-

Омская область

29007,5

-

-

52712,4

-

Томская область

62793

7308,0

-

247130

-

Тюменская область

549708,7

301758,1

48626

16340,6

-

в т.ч.
Ханты-Мансийский
автономный округ

253138,1

87887,7

10780

12419,6

-

Ямало-Ненецкий
автономный округ

266312,8

201935,2

37044

-

-

Восточно-Сибирский район

363713,9

175887,1

113951,7

546562,1

29564

Республика Бурятия

26042,3

12708,5

12804

33312,5

29564

Республика Тыва

1712

1712,0

-

-

-

Республика Хакасия

11543

2566,0

8977

16343

-

Красноярский край

182818

129586,0

13226

398742

-

в т.ч.
Таймырский
(Долгано-Ненецкий)
автономный округ

34700

500,0

-

-

-

Иркутская область

131058,6

29314,6

76364,7

98164,6

-

Читинская область

10540

-

2580

-

-

Дальневосточный район

256861,4

56641,1

38081

9285,1

-

Республика Саха (Якутия)

108043

42402,0

13144

451

-

Еврейская автономная область

-

-

-

-

-

Чукотский автономный округ

-

-

-

-

-

Приморский край

19474,4

691,1

 

532,1

-

Хабаровский край

56508

6269,0

1868

8257

-

Амурская область

25875

201,0

22259

-

-

Камчатская область

-

-

-

-

-

Магаданская область

5991

5991,0

810

45

-

Сахалинская область

40970

1087,0

-

-

-

Калининградская область

1351,1

1351,1

-

-

-

Продолжение табл. 8.1

Субъект Российской Федерации

В охрану и рациональное использование земель

В охрану и рациональное использование лесных ресурсов

В охрану и воспроизводство рыбных запасов

всего

в том числе в рекультивацию земель

Российская Федерация

1277822,7

433860,1

162811,8

85656,4

Северный район

28856,9

7214,8

1352,4

7128

Республика Карелия

1326,2

182,2

1261

7128

Республика Коми

1854,8

407,7

11,5

-

Архангельская область

11376,9

5821,9

49,9

-

Вологодская область

11106

803

-

-

Мурманская область

3193

-

30

-

Северо-Западный район

188897,8

-

51178

156,7

г. Санкт-Петербург

177,8

-

-

156,7

Ленинградская область

186291

-

51178

-

Новгородская область

-

-

-

-

Псковская область

2429

-

-

-

Центральный район

101378,5

73482,1

28480

5

Брянская область

1274,6

115,6

-

-

Владимирская область

969

934

-

-

Ивановская область

712,4

6,1

-

5

Калужская область

122

122

2246

-

Костромская область

4500

-

-

-

г. Москва

66876,6

60707,7

-

-

Московская область

551

-

25720

-

Орловская область

3700

-

-

-

Рязанская область

13894,3

10924,3

-

-

Смоленская область

146,4

146,4

-

-

Тверская область

526

526

486

-

Тульская область

-

-

-

-

Ярославская область

8106,2

-

28

-

Волго-Вятский район

7869,8

412,9

465

199,4

Республика Марий Эл

371,6

1,3

-

-

Республика Мордовия

470,9

-

-

-

Чувашская Республика

4645

23,2

465

-

Кировская область

954,3

388,4

-

199,4

Нижегородская область

1428

-

-

-

Центрально-Черноземный район

19894

822,7

90

817

Белгородская область

10848

-

-

-

Воронежская область

3766,3

207

-

-

Курская область

2464,3

245,3

-

-

Липецкая область

1047,4

342,4

-

465

Тамбовская область

1768

28

90

352

Поволжский район

132749,7

15891,4

2356

26662,8

Республика Калмыкия

38020

619

-

-

Республика Татарстан

41764,4

10240,4

1306,6

1194,8

Астраханская область

20662

-

-

24590

Волгоградская область

3356

3092

-

-

Пензенская область

-

-

-

-

Самарская область

10753

1461

1039

-

Саратовская область

17504

479

-

878

Ульяновская область

690,3

-

10,4

-

Северо-Кавказский район

74531,9

10437,4

-

2410

Республика Адыгея

152,4

-

-

-

Республика Дагестан

3381,9

1211,2

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

16447

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

9442

-

-

-

Краснодарский край

25126,9

2823

-

2410

Ставропольский край

18662,7

6322,2

-

-

Ростовская область

1319

81

-

-

Уральский район

279822,6

75833,6

270,7

47

Республика Башкортостан

86885,8

15359,2

-

-

Удмуртская Республика

12892,2

1862

-

-

Курганская область

937,6

-

-

-

Оренбургская область

24476

4891

-

-

Пермская область

54988

27291

127

47

Свердловская область

77317,5

24996,3

-

-

Челябинская область

22325,5

1434,1

143,7

-

Западно-Сибирский район

304006,2

231008

37309,4

2913

Алтайский край

12085

4717

21134

22

Кемеровская область

15954,5

8113,5

232,3

-

Новосибирская область

2642,5

-

3353,6

220

Омская область

516,1

56

156,9

5

Томская область

28639,9

19546,9

-

-

Тюменская область

244168,2

198574,6

12432,6

2666

в т.ч.
Ханты-Мансийский
автономный округ

145264,6

116903,6

1301,3

-

Ямало-Ненецкий
автономный округ

94566,5

78897,9

10033,3

2581

Восточно-Сибирский район

106855,5

12394,7

20301

449,1

Республика Бурятия

786

-

-

449,1

Республика Тыва

-

-

82

-

Республика Хакасия

5313

615

-

-

Красноярский край

94554

7464

20194

-

в т.ч.
Таймырский
(Долгано-Ненецкий)
автономный округ

-

-

-

-

Иркутская область

631

22

-

-

Читинская область

5571,5

4293,7

25

-

Дальневосточный район

32807,2

6239

21009,3

44868,4

Республика Саха (Якутия)

3038

62

-

-

Еврейская автономная область

-

-

-

-

Чукотский автономный округ

-

-

-

-

Приморский край

17885,2

631

80,3

-

Хабаровский край

4687

87

20571

32988

Амурская область

5191

4233

358

515

Камчатская область

-

-

-

455

Магаданская область

780

-

-

10910,4

Сахалинская область

1226

1226

-

-

Калининградская область

152,6

123,5

-

-

Продолжение табл. 8.1

Субъект Российской Федерации

В строительство

В организацию заповедников и других природоохранных территорий

В охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов

В охрану и воспроизводство диких зверей, птиц, морских животных

установок по утилизации и переработке отходов производства

предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных отходов

Российская Федерация

190786,8

826856,8

7096,9

38658,1

4134,5

Северный район

30835,8

12977,2

-

18945,9

-

Республика Карелия

-

480

-

-

-

Республика Коми

-

84,6

-

-

-

Архангельская область

668,8

10601,2

-

-

-

Вологодская область

30167

1337

-

-

-

Мурманская область

-

474,4

-

18945,9

-

Северо-Западный район

-

43272

-

-

-

г. Санкт-Петербург

-

-

-

-

-

Ленинградская область

-

43272

-

-

-

Новгородская область

-

-

-

-

-

Псковская область

-

-

-

-

-

Центральный район

1323

522347,5

168

-

867

Брянская область

-

-

-

-

-

Владимирская область

-

1260

-

-

267

Ивановская область

-

669

-

-

-

Калужская область

1305

2055

168

-

600

Костромская область

-

-

-

-

-

г. Москва

-

509940,9

-

-

-

Московская область

-

6476,8

-

-

-

Орловская область

-

-

-

-

-

Рязанская область

-

-

-

-

-

Смоленская область

-

768,8

-

-

-

Тверская область

-

-

-

-

-

Тульская область

-

-

-

-

-

Ярославская область

18

1177

-

-

-

Волго-Вятский район

6052

4850

1965

-

92

Республика Марий Эл

-

-

-

-

-

Республика Мордовия

-

-

-

-

-

Чувашская Республика

-

-

-

-

92

Кировская область

4362

29

-

-

-

Нижегородская область

1690

4821

1965

-

-

Центрально-Черноземный район

1574

5101,7

-

8020

-

Белгородская область

-

223

-

7803

-

Воронежская область

-

2725

-

-

-

Курская область

-

-

-

212

-

Липецкая область

1574

2153,7

-

-

-

Тамбовская область

-

-

-

5

-

Поволжский район

47321,6

60969,2

3592,4

128,2

2881,5

Республика Калмыкия

-

-

-

-

-

Республика Татарстан

16696,6

32346,8

1432,4

2,5

2841,5

Астраханская область

-

-

2160

-

18

Волгоградская область

23191

149

-

-

-

Пензенская область

-

849

-

-

-

Самарская область

7434

7667

-

-

22

Саратовская область

-

19857

-

-

-

Ульяновская область

-

100,4

-

125,7

-

Северо-Кавказский район

6893

3946

1177

-

-

Республика Адыгея

-

-

-

-

-

Республика Дагестан

-

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

-

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

231

-

-

-

-

Краснодарский край

-

625

1177

-

-

Ставропольский край

-

3075

-

-

-

Ростовская область

6662

246

-

-

-

Уральский район

88600

87778,7

-

2782

-

Республика Башкортостан

30068,2

5956

-

901

 

НИА-ПРИРОДА
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и СНГ
г. Атырау
6-10 июня 2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки