Согласно статистическим данным о работе прокурора по вопросам, связанным с охраной природы (табл. 5.1), в 1999 г. выявлено 40909 экологических правонарушений (1998 г. - 32009). Прирост числа нарушений за год составил 27,8% (по отношению к 1997 г. - 70%).
Таблица 5.1
Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации о работе прокурора по вопросам, связанным с охраной природы, в 1998-1999 гг.
Законодательство |
Выявлено нарушений законодательства |
Принесено протестов |
Из рассмотренных протестов |
Направлено исков (заявлений) в суд, арбитражный суд |
всего |
в том числе незаконных правовых актов |
отклонено |
по удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Об охране природы, |
32009 |
40909 |
3510 |
3930 |
2563 |
3376 |
144 |
303 |
2262 |
2974 |
657 |
1228 |
в том числе: |
земельных и водных ресурсов, атмосферного воздуха |
21717 |
26817 |
1474 |
1681 |
1095 |
1354 |
61 |
95 |
930 |
1187 |
340 |
552 |
животного мира |
4273 |
5663 |
1070 |
1285 |
850 |
1240 |
25 |
104 |
778 |
1111 |
134 |
292 |
Продолжение табл. 5.1
Законодательство |
Из рассмотренных судом исков (заявлений) отклонено |
Внесено представлений |
По представлению прокурора привлечено лиц к ответственности |
По постановлению прокурора |
дисциплинарной |
материальной |
наказано лиц в административном порядке |
возбуждено уголовных дел |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Об охране природы, |
32 |
42 |
8517 |
9467 |
3528 |
3697 |
1124 |
990 |
4428 |
4606 |
978 |
473 |
в том числе: |
земельных и водных ресурсов, атмосферного воздуха |
24 |
20 |
6366 |
6617 |
2671 |
2530 |
662 |
615 |
3400 |
3686 |
104 |
119 |
животного мира |
1 |
11 |
644 |
844 |
304 |
426 |
23 |
39 |
215 |
319 |
680 |
227 |
Территориальными прокуратурами Российской Федерации, в том числе имеющими в своем составе природоохранные прокуратуры, в 1999 г. выявлено 39769 правонарушений, что также выше показателей предыдущего года на 8856 нарушений (еще 235 нарушений выявлены прокурорами в воинских частях).
Транспортными прокуратурами Российской Федерации в 1999 г. выявлено 905 нарушений природоохранительного законодательства (практически на уровне 1998 г.).
Из числа всех правонарушений, выявленных прокурорами в сфере охраны окружающей среды, наибольшее количество, как и в предыдущем году, составили нарушения законодательства, регулирующего отношения в области охраны земельных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Их число в 1999 г. увеличилось до 26817 (1998 г. - 21717). Рост нарушений в этой сфере составил 23,5%. Наибольшее число таких правонарушений выявлено в Краснодарском крае (1254, что на 202 нарушения больше, чем в 1998 г.) и в Ханты-Мансийском автономном округе (533, больше на 212 нарушений).
Количество выявленных прокурорами нарушений природоохранительного законодательства возросло в 2 раза (146) в Калининградской области, хотя в абсолютных числах этот показатель довольно низок; больше, чем в 2 раза - в Кировской, Рязанской, Челябинской областях, Республике Алтай; в 3 раза - в Калмыкии; в 5 раз - в Республике Адыгея. Наибольшее количество правонарушений выявлено прокурорами в Ямало-Ненецком автономном округе (1983), Ростовской области (1609), Краснодарском крае (1520). Как всегда высокими остаются показатели работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (9372 выявленных правонарушения, или на 38% больше, чем в 1998 г.) и Московской региональной природоохранной прокуратуры (5165 выявленных нарушений, что в 3,6 раза превышает показатель 1998 г.).
Волжской природоохранной прокуратурой выявлено 5979 нарушений законодательства по охране атмосферного воздуха, земельных и водных ресурсов, что больше показателя 1998 г. на 342 нарушения. Резко снизилось число выявленных нарушений этого законодательства в Республике Тыва: в 1999 г. - 1, 1998 г. - 19.
По постановлениям прокуроров в 1999 г. за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, земельных и водных ресурсов возбуждено 119 уголовных дел (1998 г. - 104), в порядке административного производства в 1999 г. наказано 3686 лиц (1998 г. - 3400). По представлениям прокуроров, вынесенным уполномоченным в сфере охраны окружающей среды органам и должностным лицам, привлечено к материальной ответственности в 1999 г. 615 лиц (1998 г. - 662), к дисциплинарной - 2530 лиц (1998 г. - 2671).
Сохраняется тенденция роста числа нарушений законодательства о животном мире: в 1999 г. - 5663 (1998 г. - 4273). Рост числа нарушений составил 32,5%. Увеличилось в 2 раза число выявленных правонарушений в данной сфере в Республике Башкортостан: в 1999 г. - 181 (1998 г. - 89); в 1,5 раза - в Краснодарском крае: в 1999 г. - 146 (1998 г. - 95). Резко снизилось число выявленных правонарушений названного законодательства в Республике Бурятия: в 1999 г. - 192 (1998 г. - 573). Снижение составило 66,5%. Незначительно уменьшилось, но остается высоким число этих нарушений в Ямало-Ненецком автономном округе: в 1999 г. - 907 (1998 г. - 919).
Сохраняется сформировавшаяся в предыдущие годы тенденция увеличения количества незаконных правовых актов в области охраны природы, принимаемых государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В 1999 г. прокурорами выявлено 3930 незаконных правовых актов, что на 12% больше, чем в 1998 г. По-прежнему наибольшее их количество выявлено прокурорами в Ленинградской области - 184, Челябинской области - 142, Ростовской области - 138. Значительно возросло количество незаконных правовых актов в Республике Карелия: в 1999 г. - 21 (1998 г. - 1); Республике Тыва: в 1999 г. - 22 (1998 г. - 3); Астраханской области: в 1999 г. - 42 (1998 г. - 3); Республике Башкортостан: в 1999 г. - 102 (1998 г. - 87).
В отчетном году прокурорами принесено 3376 протестов, по которым отменено и изменено 2974 незаконных правовых акта, более активно применялись меры прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.
В порядке гражданского и уголовного судопроизводства в 1999 г. предъявлено 2456 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы, на сумму 243983 тыс. руб. (1998 г. - 1989 исков на сумму 34084 тыс. руб.). Однако реально возмещенные суммы по-прежнему остаются незначительными.
Так, в 1999 г. возмещенная сумма по удовлетворенным искам в порядке гражданского и уголовного судопроизводства и возмещенная добровольно, составила 89796 тыс. руб., или 36,8% (1998 г. было возмещено 24377 тыс. руб., или 72%). В арбитражные суды прокурорами в 1999 г. направлено 263 иска о нарушениях законодательства об охране природы на сумму 88 млн. руб. (1998 г. - 213 исков на сумму 154216 тыс. руб.). Возмещенные суммы составили в 1999 г. 53992 тыс. руб. (1998 г. - 27673 тыс. руб.).
Анализ статистических данных за 1999 г., представленных ГИЦ МВД России, позволил выявить следующее.
В 1999 г. в России зарегистрировано 3001748 преступлений, или на 16,3% больше, чем в предыдущем году (1998 г. - 2581940). Число зарегистрированных экологических преступлений увеличилось на 43,9% - с 8628 в 1998 г. до 12413 в 1999 г. (табл. 5.2). В общей структуре преступлений в 1999 г. они составили 0,41%. За отчетный год выявлено на 37,6% больше лиц, совершивших экологические преступления (1999 г. - 12068, 1998 г. - 8773).
Таблица 5.2
Единый отчет об экологической преступности в Российской Федерации за 1998-1999 гг.*
|
Год |
Зарегистрировано преступлений в отчетном году |
Преступления, дела и материалы, по которым протокольные производства закончены расследованием либо разрешены в отчетном году |
Выявлено лиц, совершивших преступления |
всего |
раскрываемость, % |
Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - ст. 246 |
1998 |
2 |
0 |
0,0 |
1 |
1999 |
3 |
1 |
50,0 |
1 |
Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами - ст. 247 |
1998 |
31 |
15 |
71,4 |
17 |
1999 |
30 |
18 |
56,3 |
22 |
Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами - ст. 248 |
1998 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
1999 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений - ст. 249 |
1998 |
6 |
4 |
80,0 |
6 |
1999 |
5 |
8 |
100,0 |
6 |
Загрязнение вод - ст. 250 |
1998 |
7 |
6 |
66,7 |
10 |
1999 |
8 |
0 |
0,0 |
0 |
Загрязнение атмосферы - ст. 251 |
1998 |
4 |
3 |
100,0 |
4 |
1999 |
7 |
6 |
85,7 |
6 |
Загрязнение морской среды - ст. 252 |
1998 |
2 |
3 |
100,0 |
3 |
1999 |
1 |
0 |
0,0 |
1 |
Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации - ст. 253 |
1998 |
3 |
1 |
100,0 |
1 |
1999 |
5 |
5 |
100,0 |
2 |
Порча земли - ст. 254 |
1998 |
6 |
4 |
80,0 |
2 |
1999 |
7 |
4 |
66,7 |
2 |
Нарушение правил охраны и использования недр - ст. 255 |
1998 |
1 |
0 |
0,0 |
1 |
1999 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
Незаконная добыча водных животных и растений - ст. 256 |
1998 |
4682 |
3998 |
95,0 |
5458 |
1999 |
5489 |
5551 |
97,5 |
7112 |
Нарушение правил охраны рыбных запасов - ст. 257 |
1998 |
2 |
2 |
100,0 |
0 |
1999 |
3 |
2 |
100,0 |
6 |
Незаконная охота - ст. 258 |
1998 |
774 |
597 |
81,6 |
832 |
1999 |
972 |
754 |
83,5 |
934 |
Уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, - ст. 259 |
1998 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
1999 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
Незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 260 |
1998 |
2955 |
2136 |
78,7 |
2321 |
1999 |
5672 |
3433 |
70,2 |
3800 |
Уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 |
1998 |
146 |
62 |
45,6 |
115 |
1999 |
190 |
106 |
62,4 |
158 |
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов - ст. 262 |
1998 |
7 |
8 |
88,9 |
2 |
1999 |
21 |
16 |
84,2 |
18 |
Итого |
1998 |
8628 |
6839 |
87,1 |
8773 |
1999 |
12413 |
9904 |
84,4 |
12068 |
Примечание: * - данные ГИЦ МВД России, форма "1-Г".
Динамика экологических преступлений по 80 субъектам Федерации показана в табл. 5.3, постатейно количество экологических преступлений представлено в табл. 5.4. По регионам страны наибольшее количество экологических преступлений в 1999 г. зарегистрировано в Астраханской области (1020), Краснодарском крае (682), Республике Бурятия (667), Ленинградской области (644), Республике Дагестан (417).
Таблица 5.3
Динамика экологических преступлений в субъектах Российской Федерации в 1998-1999 гг.
Субъект Российской Федерации |
Количество экологических преступлений |
1998 г. |
1999 г. |
Изменение количества преступлений, % к 1998 г. |
Всего по России |
8628 |
12413 |
43,9 |
Республика Адыгея |
45 |
102 |
126,7 |
Республика Алтай |
5 |
11 |
120,0 |
Республика Башкортостан |
73 |
62 |
-15,1 |
Республика Бурятия |
813 |
667 |
-18,0 |
Республика Дагестан |
298 |
417 |
40,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2 |
4 |
100,0 |
Республика Калмыкия |
26 |
63 |
142,3 |
Карачаево-Черкесская Республика |
26 |
33 |
26,9 |
Республика Карелия |
101 |
252 |
149,5 |
Республика Коми |
33 |
90 |
172,7 |
Республика Марий Эл |
102 |
167 |
63,7 |
Республика Мордовия |
16 |
17 |
6,3 |
Республика Северная Осетия-Алания |
5 |
6 |
20,0 |
Республика Татарстан |
90 |
315 |
250,0 |
Республика Тыва |
4 |
4 |
0,0 |
Удмуртская Республика |
65 |
119 |
83,1 |
Республика Хакасия |
3 |
2 |
-33,3 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
1 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
37 |
46 |
24,3 |
Республика Саха (Якутия) |
22 |
21 |
-4,5 |
Алтайский край |
71 |
119 |
67,6 |
Краснодарский край |
547 |
682 |
24,7 |
Красноярский край |
103 |
162 |
57,3 |
Приморский край |
270 |
294 |
9,0 |
Ставропольский край |
9 |
21 |
133,3 |
Хабаровский край |
167 |
179 |
7,2 |
Амурская область |
19 |
53 |
178,9 |
Архангельская область |
86 |
91 |
5,8 |
Астраханская область |
824 |
1020 |
23,8 |
Белгородская область |
16 |
29 |
81,3 |
Брянская область |
77 |
107 |
39,0 |
Владимирская область |
88 |
143 |
62,5 |
Волгоградская область |
248 |
360 |
45,2 |
Вологодская область |
52 |
164 |
215,4 |
Воронежская область |
137 |
161 |
17,5 |
Еврейская автономная область |
6 |
10 |
66,7 |
Ивановская область |
53 |
150 |
183,0 |
Иркутская область |
151 |
227 |
50,3 |
Калининградская область |
63 |
109 |
73,0 |
Калужская область |
51 |
58 |
13,7 |
Камчатская область |
53 |
38 |
-28,3 |
Кемеровская область |
39 |
33 |
-15,4 |
Кировская область |
50 |
103 |
106,0 |
Костромская область |
52 |
97 |
86,5 |
Курганская область |
43 |
67 |
55,8 |
Курская область |
28 |
20 |
-28,6 |
Ленинградская область |
226 |
644 |
185,0 |
г. Санкт-Петербург |
4 |
6 |
50,0 |
Липецкая область |
41 |
68 |
65,9 |
Магаданская область |
22 |
33 |
50,0 |
Московская область |
45 |
62 |
37,8 |
г. Москва |
100 |
141 |
41,0 |
Мурманская область |
16 |
12 |
-25,0 |
Нижегородская область |
109 |
129 |
18,3 |
Новгородская область |
102 |
551 |
440,2 |
Новосибирская область |
126 |
210 |
66,7 |
Омская область |
53 |
139 |
162,7 |
Оренбургская область |
28 |
60 |
114,3 |
Орловская область |
13 |
24 |
84,6 |
Пензенская область |
57 |
70 |
22,8 |
Пермская область |
193 |
267 |
38,3 |
Псковская область |
75 |
287 |
282,7 |
Ростовская область |
666 |
616 |
-7,5 |
Рязанская область |
47 |
53 |
12,8 |
Самарская область |
48 |
32 |
-33,3 |
Саратовская область |
108 |
101 |
-6,5 |
Сахалинская область |
140 |
151 |
7,9 |
Свердловская область |
142 |
184 |
29,6 |
Смоленская область |
43 |
80 |
86,1 |
Тамбовская область |
40 |
34 |
-15,0 |
Тверская область |
214 |
392 |
83,2 |
Томская область |
28 |
21 |
-25,0 |
Тульская область |
19 |
14 |
-26,3 |
Тюменская область |
109 |
117 |
7,3 |
Ульяновская область |
76 |
105 |
38,2 |
Челябинская область |
97 |
104 |
7,2 |
Читинская область |
35 |
95 |
171,4 |
Чукотский автономный округ |
5 |
6 |
20,0 |
Ярославская область |
54 |
75 |
38,9 |
Таблица 5.4
Наиболее распространенные экологические преступления, зарегистрированные в субъектах Российской Федерации в 1999 г. *
Субъект Российской Федерации |
Статья 256 УК РФ. Незаконная добыча водных животных и растений |
количество преступлений |
прирост количества преступлений, 1999 г. в % к 1998 г. |
количество лиц, совершивших преступления |
прирост количества лиц, 1999 г. в % к 1998 г. |
Республика Адыгея |
75 |
150,0 |
80 |
150,0 |
Республика Алтай |
0 |
-100,1 |
0 |
0,0 |
Республика Башкортостан |
16 |
-38,5 |
21 |
0,0 |
Республика Бурятия |
360 |
-43,1 |
656 |
543,1 |
Республика Дагестан |
283 |
24,7 |
328 |
33,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Калмыкия |
36 |
157,1 |
52 |
85,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Карелия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Коми |
3 |
0,0 |
2 |
-33,3 |
Республика Марий Эл |
102 |
148,8 |
102 |
142,9 |
Республика Мордовия |
1 |
0,0 |
2 |
0,0 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Татарстан |
266 |
518,6 |
301 |
342,6 |
Республика Тыва |
1 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Удмуртская Республика |
3 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Республика Хакасия |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
23 |
64,3 |
27 |
42,1 |
Республика Саха (Якутия) |
4 |
100,0 |
4 |
33,3 |
Алтайский край |
7 |
133,3 |
5 |
0,0 |
Краснодарский край |
447 |
9,3 |
592 |
4,2 |
Красноярский край |
50 |
-12,3 |
62 |
1,6 |
Приморский край |
58 |
28,9 |
87 |
47,5 |
Ставропольский край |
4 |
300,0 |
6 |
100,0 |
Хабаровский край |
115 |
-10,2 |
149 |
-14,4 |
Амурская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Архангельская область |
9 |
-50,0 |
9 |
-74,3 |
Астраханская область |
1002 |
23,1 |
1373 |
15,7 |
Белгородская область |
11 |
57,1 |
16 |
100,0 |
Брянская область |
18 |
350,0 |
21 |
250,0 |
Владимирская область |
12 |
20,0 |
19 |
18,8 |
Волгоградская область |
334 |
42,1 |
454 |
34,3 |
Вологодская область |
16 |
128,6 |
26 |
73,3 |
Воронежская область |
104 |
10,6 |
111 |
-2,6 |
Еврейская автономная область |
1 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Ивановская область |
5 |
0,0 |
10 |
25,0 |
Иркутская область |
53 |
-1,9 |
66 |
-1,5 |
Калининградская область |
22 |
633,3 |
31 |
675,0 |
Калужская область |
3 |
200,0 |
6 |
500,0 |
Камчатская область |
29 |
-38,3 |
42 |
23,5 |
Кемеровская область |
1 |
-80,0 |
0 |
-100,0 |
Кировская область |
11 |
120,0 |
15 |
15,4 |
Костромская область |
10 |
-28,6 |
11 |
-35,3 |
Курганская область |
2 |
100,0 |
2 |
0,0 |
Курская область |
1 |
-50,0 |
2 |
-33,3 |
Ленинградская область |
19 |
216,7 |
22 |
37,5 |
г. Санкт-Петербург |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Липецкая область |
37 |
76,2 |
46 |
109,1 |
Магаданская область |
22 |
37,5 |
16 |
-27,3 |
Московская область |
5 |
50,0 |
11 |
120,0 |
г. Москва |
9 |
200,0 |
12 |
1100,0 |
Мурманская область |
3 |
-57,1 |
3 |
-57,1 |
Нижегородская область |
37 |
12,1 |
44 |
-4,3 |
Новгородская область |
2 |
0,0 |
3 |
-25,0 |
Новосибирская область |
132 |
222,0 |
159 |
169,5 |
Омская область |
2 |
0,0 |
4 |
0,0 |
Оренбургская область |
11 |
450,0 |
11 |
120,0 |
Орловская область |
2 |
0,0 |
2 |
0,0 |
Пензенская область |
7 |
40,0 |
7 |
0,0 |
Пермская область |
76 |
24,6 |
86 |
32,3 |
Псковская область |
25 |
56,3 |
40 |
73,9 |
Ростовская область |
546 |
-2,0 |
594 |
-2,1 |
Рязанская область |
12 |
-14,3 |
16 |
-33,3 |
Самарская область |
14 |
-39,1 |
25 |
-10,7 |
Саратовская область |
81 |
6,9 |
86 |
-10,4 |
Сахалинская область |
136 |
3,0 |
239 |
1,3 |
Свердловская область |
43 |
-34,8 |
58 |
-29,3 |
Смоленская область |
3 |
50,0 |
3 |
0,0 |
Тамбовская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тверская область |
52 |
40,5 |
75 |
8,7 |
Томская область |
2 |
-33,3 |
3 |
-40,0 |
Тульская область |
2 |
-33,3 |
2 |
-77,8 |
Тюменская область |
35 |
25,0 |
42 |
20,0 |
Ульяновская область |
49 |
19,5 |
69 |
35,3 |
Челябинская область |
12 |
0,0 |
13 |
8,3 |
Читинская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Чукотский автономный округ |
0 |
-100,0 |
4 |
0,0 |
Ярославская область |
3 |
-57,3 |
5 |
-50,0 |
Всего по России |
5489 |
17,2 |
7112 |
30,3 |
Продолжение табл. 5.4
Субъект Российской Федерации |
Статья 258 УК РФ. Незаконная охота |
количество преступлений |
прирост количества преступлений, 1999 г. в % к 1998 г. |
количество лиц, совершивших преступления |
прирост количества лиц, 1999 г. в % к 1998 г. |
Республика Адыгея |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Алтай |
5 |
400,0 |
3 |
0,0 |
Республика Башкортостан |
17 |
20,0 |
17 |
-10,5 |
Республика Бурятия |
25 |
-13,8 |
26 |
-31,6 |
Республика Дагестан |
1 |
-50,0 |
1 |
-66,7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
-100,0 |
1 |
0,0 |
Республика Калмыкия |
27 |
145,5 |
30 |
57,9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Карелия |
8 |
60,0 |
4 |
-33,3 |
Республика Коми |
9 |
-10,0 |
7 |
-12,5 |
Республика Марий Эл |
16 |
128,6 |
8 |
-20,0 |
Республика Мордовия |
2 |
100,0 |
1 |
-66,7 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Татарстан |
18 |
20,0 |
19 |
5,6 |
Республика Тыва |
2 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Удмуртская Республика |
41 |
28,1 |
46 |
19,0 |
Республика Хакасия |
1 |
0,0 |
1 |
-50,0 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
4 |
100,0 |
4 |
33,3 |
Республика Саха (Якутия) |
7 |
-41,7 |
21 |
31,3 |
Алтайский край |
46 |
53,3 |
46 |
91,7 |
Краснодарский край |
7 |
-30,0 |
9 |
28,6 |
Красноярский край |
15 |
-28,6 |
21 |
-8,7 |
Приморский край |
20 |
11,1 |
10 |
-23,1 |
Ставропольский край |
2 |
-33,3 |
1 |
-66,7 |
Хабаровский край |
9 |
200,0 |
9 |
50,0 |
Амурская область |
11 |
10,0 |
15 |
87,5 |
Архангельская область |
23 |
43,8 |
15 |
275,0 |
Астраханская область |
11 |
22,2 |
8 |
-63,6 |
Белгородская область |
10 |
66,7 |
18 |
500,0 |
Брянская область |
7 |
75,0 |
9 |
50,0 |
Владимирская область |
11 |
-21,4 |
17 |
21,4 |
Волгоградская область |
8 |
14,3 |
4 |
-50,0 |
Вологодская область |
22 |
69,2 |
11 |
0,0 |
Воронежская область |
19 |
18,8 |
8 |
-68,0 |
Еврейская автономная область |
2 |
100,0 |
1 |
0,0 |
Ивановская область |
8 |
300,0 |
2 |
0,0 |
Иркутская область |
12 |
-36,8 |
18 |
50,0 |
Калининградская область |
4 |
33,3 |
2 |
-33,3 |
Калужская область |
5 |
-16,7 |
7 |
16,7 |
Камчатская область |
3 |
50,0 |
4 |
300,0 |
Кемеровская область |
6 |
-66,7 |
8 |
-60,0 |
Кировская область |
10 |
-33,3 |
10 |
-47,4 |
Костромская область |
11 |
10,0 |
6 |
-50,0 |
Курганская область |
35 |
66,7 |
22 |
-54,2 |
Курская область |
1 |
-66,7 |
0 |
-100,0 |
Ленинградская область |
16 |
45,5 |
23 |
130,0 |
г. Санкт-Петербург |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Липецкая область |
6 |
20,0 |
6 |
20,0 |
Магаданская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Московская область |
8 |
14,3 |
20 |
400,0 |
г. Москва |
0 |
-100,0 |
2 |
0,0 |
Мурманская область |
4 |
0,0 |
3 |
50,0 |
Нижегородская область |
4 |
-120,0 |
3 |
50,0 |
Новгородская область |
2 |
-66,7 |
0 |
-100,0 |
Новосибирская область |
33 |
17,9 |
37 |
-11,9 |
Омская область |
12 |
100,0 |
15 |
275,0 |
Оренбургская область |
22 |
214,3 |
19 |
216,7 |
Орловская область |
8 |
100,0 |
5 |
150,0 |
Пензенская область |
11 |
175,0 |
9 |
125,0 |
Пермская область |
89 |
50,8 |
78 |
47,2 |
Псковская область |
11 |
37,5 |
16 |
-30,4 |
Ростовская область |
6 |
50,0 |
4 |
-55,6 |
Рязанская область |
5 |
150,0 |
1 |
0,0 |
Самарская область |
5 |
-16,7 |
7 |
600,0 |
Саратовская область |
14 |
75,0 |
7 |
-61,7 |
Сахалинская область |
4 |
0,0 |
2 |
0,0 |
Свердловская область |
40 |
37,9 |
40 |
110,5 |
Смоленская область |
22 |
120,0 |
12 |
500,0 |
Тамбовская область |
2 |
0,0 |
1 |
-80,0 |
Тверская область |
25 |
78,6 |
18 |
5,9 |
Томская область |
8 |
0,0 |
15 |
400,0 |
Тульская область |
4 |
-50,0 |
4 |
-42,9 |
Тюменская область |
51 |
37,8 |
49 |
-10,9 |
Ульяновская область |
4 |
-50,0 |
3 |
-51,1 |
Челябинская область |
13 |
-40,9 |
23 |
35,3 |
Читинская область |
8 |
60,0 |
13 |
85,7 |
Чукотский автономный округ |
6 |
50,0 |
9 |
350,0 |
Ярославская область |
23 |
64,3 |
20 |
17,6 |
Всего по России |
972 |
25,6 |
934 |
12,3 |
Продолжение табл. 5.4
Субъект Российской Федерации |
Статья 260 УК РФ. Незаконная порубка деревьев и кустарников |
количество преступлений |
прирост количества преступлений, 1999 г. в % к 1998 г. |
количество лиц, совершивших преступления |
прирост количества лиц, 1999 г. в % к 1998 г. |
Республика Адыгея |
26 |
85,7 |
24 |
33,3 |
Республика Алтай |
3 |
0,0 |
2 |
0,0 |
Республика Башкортостан |
28 |
-12,5 |
29 |
0,0 |
Республика Бурятия |
248 |
89,3 |
181 |
118,1 |
Республика Дагестан |
126 |
93,8 |
150 |
54,6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
4 |
300,0 |
2 |
0,0 |
Республика Калмыкия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
27 |
35,0 |
17 |
83,3 |
Республика Карелия |
241 |
156,4 |
121 |
202,5 |
Республика Коми |
77 |
285,0 |
74 |
362,5 |
Республика Марий Эл |
48 |
-9,4 |
38 |
-38,7 |
Республика Мордовия |
13 |
-13,9 |
9 |
-59,1 |
Республика Северная Осетия-Алания |
5 |
0,0 |
7 |
75 |
Республика Татарстан |
29 |
-6,5 |
27 |
-25,0 |
Республика Тыва |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Удмуртская Республика |
75 |
141,9 |
56 |
154,5 |
Республика Хакасия |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
19 |
0,0 |
18 |
-18,2 |
Республика Саха (Якутия) |
1 |
-50,0 |
1 |
-50,0 |
Алтайский край |
59 |
78,8 |
42 |
27,3 |
Краснодарский край |
218 |
80,2 |
135 |
36,4 |
Красноярский край |
89 |
323,8 |
47 |
193,8 |
Приморский край |
213 |
6,5 |
170 |
39,3 |
Ставропольский край |
14 |
366,7 |
16 |
300,0 |
Хабаровский край |
49 |
58,1 |
30 |
42,9 |
Амурская область |
33 |
725,0 |
36 |
1100,0 |
Архангельская область |
56 |
16,7 |
39 |
25,8 |
Астраханская область |
4 |
300,0 |
4 |
300,0 |
Белгородская область |
7 |
250,0 |
5 |
0,0 |
Брянская область |
81 |
19,1 |
57 |
-8,1 |
Владимирская область |
119 |
98,3 |
53 |
55,9 |
Волгоградская область |
13 |
160,0 |
14 |
180,0 |
Вологодская область |
124 |
300,0 |
69 |
122,6 |
Воронежская область |
37 |
37,0 |
26 |
4,0 |
Еврейская автономная область |
7 |
75,0 |
5 |
150,0 |
Ивановская область |
137 |
218,6 |
58 |
65,7 |
Иркутская область |
159 |
117,8 |
89 |
64,8 |
Калининградская область |
82 |
43,9 |
70 |
141,4 |
Калужская область |
48 |
9,1 |
42 |
-8,7 |
Камчатская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Кемеровская область |
16 |
14,3 |
19 |
11,8 |
Кировская область |
82 |
182,8 |
56 |
93,1 |
Костромская область |
75 |
167,9 |
42 |
162,5 |
Курганская область |
17 |
30,8 |
14 |
55,6 |
Курская область |
16 |
-30,4 |
23 |
27,8 |
Ленинградская область |
606 |
191,3 |
302 |
287,2 |
г. Санкт-Петербург |
4 |
100,0 |
2 |
-50,0 |
Липецкая область |
24 |
71,4 |
26 |
44,4 |
Магаданская область |
11 |
0,0 |
6 |
0,0 |
Московская область |
41 |
46,4 |
31 |
-11,4 |
г. Москва |
126 |
38,5 |
105 |
26,5 |
Мурманская область |
5 |
66,7 |
2 |
0,0 |
Нижегородская область |
87 |
26,1 |
65 |
-3,0 |
Новгородская область |
544 |
478,7 |
191 |
416,2 |
Новосибирская область |
39 |
-31,6 |
38 |
-29,6 |
Омская область |
88 |
137,8 |
68 |
83,8 |
Оренбургская область |
26 |
52,9 |
10 |
11,1 |
Орловская область |
13 |
44,4 |
13 |
62,5 |
Пензенская область |
52 |
8,3 |
50 |
-7,4 |
Пермская область |
96 |
65,5 |
71 |
24,6 |
Псковская область |
246 |
412,5 |
133 |
241,0 |
Ростовская область |
62 |
-45,1 |
58 |
-29,3 |
Рязанская область |
36 |
20,0 |
37 |
2,8 |
Самарская область |
11 |
-35,3 |
15 |
-16,7 |
Саратовская область |
5 |
-37,5 |
2 |
-80,0 |
Сахалинская область |
8 |
300,0 |
7 |
600,0 |
Свердловская область |
96 |
140,0 |
36 |
5,9 |
Смоленская область |
55 |
83,3 |
30 |
3,4 |
Тамбовская область |
32 |
-15,8 |
33 |
37,5 |
Тверская область |
315 |
94,4 |
274 |
107,6 |
Томская область |
11 |
-21,4 |
12 |
9,1 |
Тульская область |
7 |
-12,5 |
8 |
0,0 |
Тюменская область |
30 |
-23,1 |
23 |
27,8 |
Ульяновская область |
52 |
116,7 |
39 |
69,6 |
Челябинская область |
76 |
28,8 |
69 |
19,0 |
Читинская область |
77 |
381,3 |
88 |
877,8 |
Чукотский автономный округ |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ярославская область |
47 |
56,7 |
31 |
-6,1 |
Всего по России |
5672 |
91,9 |
3800 |
63,7 |
Продолжение табл. 5.4
Субъект Российской Федерации |
Статья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесов |
количество преступлений |
прирост количества преступлений, 1999 г. в % к 1998 г. |
количество лиц, совершивших преступления |
прирост количества лиц, 1999 г. в % к 1998 г. |
Республика Адыгея |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Алтай |
3 |
0,0 |
3 |
0,0 |
Республика Башкортостан |
0 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Бурятия |
26 |
52,9 |
10 |
25,0 |
Республика Дагестан |
1 |
-50,1 |
1 |
0,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Калмыкия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Республика Карелия |
2 |
0,0 |
3 |
200,0 |
Республика Коми |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Марий Эл |
0 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Мордовия |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Татарстан |
1 |
0,0 |
3 |
200,0 |
Республика Тыва |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Удмуртская Республика |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Хакасия |
1 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Республика Саха (Якутия) |
9 |
50,0 |
14 |
100,0 |
Алтайский край |
5 |
150,0 |
5 |
25,0 |
Краснодарский край |
5 |
400,0 |
4 |
100,0 |
Красноярский край |
8 |
166,7 |
9 |
0,0 |
Приморский край |
1 |
-83,3 |
1 |
-50,0 |
Ставропольский край |
1 |
0,0 |
1 |
-50,0 |
Хабаровский край |
5 |
25,0 |
5 |
66,7 |
Амурская область |
9 |
80,0 |
6 |
100,0 |
Архангельская область |
9 |
0,0 |
3 |
0,0 |
Астраханская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Белгородская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Брянская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Владимирская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Волгоградская область |
3 |
200,0 |
2 |
0,0 |
Вологодская область |
1 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Воронежская область |
1 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Еврейская автономная область |
0 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Ивановская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Иркутская область |
2 |
-50,0 |
7 |
40,0 |
Калининградская область |
1 |
0,0 |
2 |
0,0 |
Калужская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Камчатская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Кемеровская область |
5 |
0,0 |
3 |
0,0 |
Кировская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Костромская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Курганская область |
13 |
116,7 |
3 |
0,0 |
Курская область |
1 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Ленинградская область |
2 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
г. Санкт-Петербург |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Липецкая область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Магаданская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Московская область |
3 |
200,0 |
5 |
0,0 |
г. Москва |
2 |
0,0 |
3 |
0,0 |
Мурманская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Нижегородская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Новгородская область |
3 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Новосибирская область |
6 |
0,0 |
5 |
150,0 |
Омская область |
37 |
311,1 |
17 |
750,0 |
Оренбургская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Орловская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Пензенская область |
0 |
0,0 |
1 |
-50,0 |
Пермская область |
1 |
-92,3 |
2 |
-50,0 |
Псковская область |
4 |
0,0 |
13 |
0,0 |
Ростовская область |
1 |
-50,0 |
2 |
-60,0 |
Рязанская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Самарская область |
0 |
-100,0 |
2 |
0,0 |
Саратовская область |
1 |
-80,0 |
0 |
-100,0 |
Сахалинская область |
3 |
-40,0 |
3 |
0,0 |
Свердловская область |
1 |
-50,0 |
3 |
50,0 |
Смоленская область |
0 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Тамбовская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тверская область |
0 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Томская область |
0 |
-100,0 |
1 |
-50,0 |
Тульская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тюменская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Ульяновская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Челябинская область |
1 |
-75,0 |
1 |
-75,0 |
Читинская область |
9 |
-25,0 |
8 |
100,0 |
Чукотский автономный округ |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ярославская область |
0 |
-100,0 |
0 |
-100,0 |
Всего по России |
190 |
30,0 |
158 |
374 |
Продолжение табл. 5.4
Субъект Российской Федерации |
Статья 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов |
количество преступлений |
прирост количества преступлений, 1999 г. в % к 1998 г. |
количество лиц, совершивших преступления |
прирост количества лиц, 1999 г. в % к 1998 г. |
Республика Адыгея |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Алтай |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Башкортостан |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Бурятия |
5 |
0,0 |
6 |
0,0 |
Республика Дагестан |
6 |
0,0 |
4 |
0,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Калмыкия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Карелия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Коми |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Марий Эл |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Мордовия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Татарстан |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Тыва |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Удмуртская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Хакасия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чувашская Республика |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Республика Саха (Якутия) |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Алтайский край |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Краснодарский край |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Красноярский край |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Приморский край |
2 |
100,0 |
4 |
0,0 |
Ставропольский край |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Хабаровский край |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Амурская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Архангельская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Астраханская область |
1 |
0,0 |
0 |
-100,0 |
Белгородская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Брянская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Владимирская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Волгоградская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Вологодская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Воронежская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Еврейская автономная область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ивановская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Иркутская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Калининградская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Калужская область |
1 |
0,0 |
1 |
0,0 |
Камчатская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Кемеровская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Кировская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Костромская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Курганская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Курская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ленинградская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
г. Санкт-Петербург |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Липецкая область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Магаданская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Московская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
г. Москва |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Мурманская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Нижегородская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Новгородская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Новосибирская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Омская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Оренбургская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Орловская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Пензенская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Пермская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Псковская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Ростовская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Рязанская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Самарская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Саратовская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Сахалинская область |
0 |
-100,0 |
0 |
0,0 |
Свердловская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Смоленская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тамбовская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тверская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Томская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тульская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Тюменская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ульяновская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Челябинская область |
1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Читинская область |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чукотский автономный округ |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ярославская область |
2 |
100,0 |
2 |
0,0 |
Всего по России |
21 |
200,0 |
18 |
800,0 |
Примечание: * - статистические данные, представленные НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, взяты из статистической отчетности по форме "1-Г", которую ведет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
По-прежнему органы следствия и дознания рассматривают экологические преступления как второстепенные, социально малозначимые. Этими органами допускается хроническая волокита при рассмотрении материалов об экологических преступлениях.
Количество возбуждаемых уголовных дел, как и в предыдущие годы, не соответствует числу реально совершаемых экологических преступлений. Это, прежде всего, касается статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), определяющих ответственность за преступное нарушение состояния природной окружающей среды: загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), порча земли (ст. 254) и другие (см. табл. 5.2). По этим статьям в 1999 г. зарегистрировано 23 преступления, или 0,19% числа всех зарегистрированных экологических преступлений (1998 г. - 19, или 0,22%).
В то же время в УК РФ в 3 раза больше статей об ответственности за преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду (14), чем статей о преступлениях, выражающихся в незаконном использовании (захвате) природных ресурсов. При этом распространенность случаев загрязнения и порчи земли при прорывах нефтепроводов, загрязнения атмосферы, загрязнения морской среды нефтью и другими опасными веществами возрастает из года в год.
По статьям 250, 251, 252 в 1999 г. прекращено за отсутствием события и состава преступления 14 уголовных дел. Часто причиной отказа в возбуждении и прекращении уголовных дел по этим статьям является низкое качество материалов, направляемых органами государственного контроля в правоохранительные органы.
Анализ применения норм Уголовного кодекса показывает, что в большинстве случаев они по-прежнему не работают, тенденции в привлечении виновных к уголовной ответственности не меняются многие годы. В общей структуре зарегистрированных экологических преступлений преобладают преступления, связанные с незаконным завладением природными ресурсами. Незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), незаконная охота (ст. 258), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261) остаются, как и в предыдущие годы, самыми распространенными и часто регистрируемыми экологическими преступлениями. Из общего числа зарегистрированных экологических преступлений в 1999 г. указанные виды преступлений составили соответственно 44,2, 45,7, 7,8 и 1,5%.
В 1998 г. по ст. 256 зарегистрировано 4682 преступления, или 54,3% числа всех экологических преступлений; ст. 260 - 2955 (34,3%); ст. 258 - 774 (9,0%); ст. 261 - 146 (1,7%). В совокупности эти преступления в 1999 г. составили 99,2% числа всех экологических преступлений (1998 г. - 99,3%), т. е. удельный вес названных четырех видов преступлений практически не изменился. В 1999 г. резко возросло количество преступлений, связанных с незаконной порубкой деревьев и кустарников (на 91,95%), уничтожением или повреждением лесов (на 30,14%), незаконной охотой (на 25,58%). Прирост количества преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных и растений, составил в 1999 г. по сравнению с 1998 г. 17,25% (1998 г. по отношению к 1997 г. - 42,78%).
В 1999 г. по ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами), ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр), ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), как и в предыдущем году, не зарегистрировано ни одного преступления. По ст. 253 (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации) зарегистрировано 5 преступлений (на 2 преступления больше, чем в предыдущем году), что является крайне низким показателем, так как криминальная обстановка на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации остается очень сложной.
Анализ материалов прокурорского надзора за законностью судебных постановлений по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства об охране природной среды в 1999 г. в республиках Адыгея, Бурятия, Карелия, Калмыкия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Удмуртия, а также в Хабаровском крае, Амурской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Кировской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Оренбургской, Смоленской, Тверской, Тюменской, Челябинской областях, Корякском, Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах и Еврейской автономной области, подтвердил сформировавшуюся в предыдущие годы тенденцию роста количества рассмотренных судами уголовных дел и назначения по ним наказания, как правило, не связанного с лишением свободы. Судами указанных субъектов Федерации за 1999 г. рассмотрено 2407 дел, по которым осуждено 2980 лиц.
В отношении 357 осужденных уголовные дела (особенно по преступлениям, не являющимся тяжкими) были прекращены по нереабилитирующим основаниям: в связи с применением амнистии, истечением сроков давности привлечения виновного лица к уголовной ответственности, изменением экологической обстановки.
Одним из показателей того, насколько правильно применяются нормы процессуального и материального права при расследовании уголовных дел об экологических преступлениях, является число таких дел, обоснованно возвращенных на дополнительное расследование. В 1999 г. судами Российской Федерации на дополнительное расследование было направлено 112 уголовных дел данной категории (в отношении 136 лиц), причинами чего послужили как просчеты, допущенные в ходе расследования дел, так и то, что прокуроры не всегда уделяли должное внимание надзору за расследованием дел данной категории. За отчетный период судами вынесены оправдательные приговоры (в отношении двух лиц), которые были отменены по протестам прокурора и направлены на дополнительное расследование.
Из 2980 осужденных привлечены к уголовной ответственности: по ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений) - 2120 лиц (73%), ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников) - 470 (15%), ст. 258 (незаконная охота) - 90 (3%), ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов) - 10 (0,03%). Рассмотренные судами уголовные дела в основном связаны с незаконными действиями: добычей водных животных (браконьерство), охотой, порубкой деревьев и кустарников. Единичны случаи рассмотрения судами дел по иным составам экологических преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ.
Практика назначения судами наказания по делам обобщаемой категории характеризуется следующим образом: из 2980 осужденных 28 приговорены к лишению свободы по ч. 3 ст. 256 УК РФ (0,9%), к 1216 (40,4%) применено условное осуждение, 1020 (39%) подвергнуты штрафу, 616 (2%) - исправительным работам. Анализ материалов, полученных из субъектов Федерации, показывает, что избранные судами виды и меры наказания соответствуют обстоятельствам совершенных преступлений и назначены в пределах санкций, предусмотренных УК РФ. В большинстве регионов прокурорами обеспечивается поддержание государственного обвинения по делам этой категории. Их позиция, как правило, соответствовала принятому судом решению. При этом следует отметить, что с учетом специфики дел об экологических преступлениях и широком применении судами уголовной меры наказания и штрафов, приговоры по этим делам редко обжалуются осужденными в кассационном порядке, а также редко изменяются и отменяются.
Высокие технологии, стремительный рост уровня антропогенного воздействия на окружающую природную среду, многозначность последствий экологических правонарушений и отдаленность их наступления во времени, возможность устранения этих последствий во многих случаях лишь длительным "естественным" путем, причинение вреда одновременно значительному количеству граждан - все это в настоящее время на порядок поднимает планку общественной опасности преступлений в сфере экологии, в связи с чем возрастает необходимость усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании.
О работе природоохранных прокуратур по надзору за исполнением законодательства. Природоохранные прокуроры особое внимание уделяют осуществлению надзора за деятельностью контролирующих природоохранных органов. Многие природоохранные прокуроры организуют комплексные проверки, проводимые с участием природоохранных органов, что значительно повышает их результативность. Так строится работа Омской, Томской, Башкирской, Липецкой, Восточно-Байкальской и других природоохранных прокуратур.
Проверки в территориальных органах по охране природы показывают, что традиционными нарушениями в их работе по-прежнему являются:
- использование не в полной мере предоставленных законом полномочий по устранению выявленных нарушений, отсутствие должной оперативности в реагировании на нарушения природоохранительного законодательства;
- не всегда выполняются требования законодательства о направлении по принадлежности материалов для привлечения виновных в совершении экологических правонарушений к ответственности;
- имеются случаи рассмотрения дел в отсутствие лиц, привлекаемых к административной ответственности;
- не всегда указываются нормативные акты, предусматривающие ответственность за те или иные административные нарушения;
- имеют место факты, когда нарушителям не разъясняются их права, предусмотренные ст. 247 КоАП РСФСР.
Природоохранными прокурорами проводятся проверки исполнения природоохранительного законодательства на предприятиях, являющихся основными загрязнителями окружающей среды. В таких случаях прокурорские проверки организуются, как правило, совместно с государственными природоохранными органами. По результатам проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами принимались меры по улучшению состояния окружающей среды. Например, благодаря надзорной деятельности Астраханского, Волгоградского, Саратовского, Ульяновского и Ярославского природоохранных прокуроров 49 предприятий, расположенных в Волжском бассейне, оформили разрешения на выбросы и разработали природоохранную документацию, 21 предприятие сократило выбросы в атмосферу.
В Липецкой области в результате проверок исполнения природоохранительного законодательства на предприятиях большинство нарушений устранены. Новолипецкий металлургический завод (ОАО "НЛМК"), выбросы которого в атмосферный воздух составляют 97% всех выбросов предприятий г. Липецка и 91% выбросов по области, приступил к разработке Проекта нормативов ПДВ от источников выбросов ОАО "НЛМК". В г. Омске, где более 470 промышленных предприятий, органы прокуратуры провели целевую проверку исполнения природоохранительного законодательства, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в части регламентации санитарно-защитных зон предприятий города).
Проверкой выявлены многочисленные случаи нарушения технологической дисциплины, факты неудовлетворительного контроля со стороны территориальных органов госсанэпиднадзора и органов местного самоуправления. По результатам проверки приняты меры по улучшению качества городской среды в г. Омске; утверждена Схема санитарно-защитных зон города, улучшен контроль на предприятиях за хранением и утилизацией промышленных отходов.
Прокурорские проверки за соблюдением водного законодательства проводились в 1999 г. многими природоохранными прокурорами. Это способствовало некоторому улучшению экологического состояния водных объектов как федерального, так и регионального значения. По данным Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, в связи с принятыми мерами прокурорского реагирования предприятиями области было сброшено в водные объекты на 8338,8 т загрязняющих веществ меньше, чем в предыдущем году; выведено из водоохранных зон 111 лагерей крупного рогатого скота; подготовлен иск в суд о возмещении задолженности за водоотведение и водоснабжение МУП "Липецкводоканал" на сумму 438 тыс. руб.
Прокуратура Архангельской области (в этой области 416 источников централизованного и 1706 источников децентрализованного водоснабжения) осуществляет постоянный надзор за соблюдением водного и санитарного законодательства. Об эффективности ее деятельности свидетельствует тот факт, что количество источников водоснабжения, не соответствующих санитарным нормам, с 1994 г. сократилось на 20%.
Надзор за исполнением водного законодательства в деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры с момента ее образования является одним из основных направлений. Прокурорским надзором за исполнением водного законодательства установлено, например, что более 70% общего объема загрязненных сточных вод сбрасывается в Волгу через системы канализации. Причинами такого положения являются как недостаточная мощность и низкое техническое оснащение канализационных сетей и очистных сооружений, так и нарушение правил их эксплуатации, несоблюдение предприятиями стандартов и нормативов качества окружающей природной среды, безнаказанность юридических и должностных лиц.
Крупными загрязнителями водных объектов в бассейне Волги по-прежнему остаются предприятия энергетики, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Принимаемые прокурорами меры дают положительные результаты. На многих предприятиях активизировалась работа по вводу в эксплуатацию природоохранных объектов, внедрены современные технологии малоотходного производства и оборотного водоснабжения, улучшен ведомственный экологический контроль.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 1999 г. продолжалось освоение нового направления деятельности - надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту непосредственно акватории Волги от захламления и загрязнения выведенными из эксплуатации речными судами. Благодаря прокурорскому вмешательству из акватории реки удалено, утилизировано или отремонтировано уже более 100 судов.
Проверки исполнения законодательства об охране лесов, проведенные Генеральной прокуратурой и прокурорами в 35 субъектах Российской Федерации, показали, что нарушения законодательства допускались во всех этих регионах. Территориальными и природоохранными прокурорами выявлены многочисленные факты превышения полномочий государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при предоставлении участков лесного фонда в аренду физическим и юридическим лицам и установлении платежей за лесопользование (Московская, Камчатская, Орловская, Сахалинская области, Удмуртская Республика и др.).
В 1999 г. в ряде регионов природоохранные прокуроры усилили надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления. Это связано с крайне неблагоприятной ситуацией в области размещения отходов, постоянным ростом неорганизованных свалок бытовых и промышленных отходов. Большинство мест складирования отходов не отвечают санитарным и природоохранным требованиям, не ведется учет отходов, а также контроль за их воздействием на окружающую среду. Для ряда свалок не произведен отвод земельных участков. Растут площади земель под неорганизованными свалками на территории предприятий, на которых нередко хранятся отходы I класса опасности.
Проблема строительства полигонов твердых бытовых отходов не решена во многих регионах страны. В трех областях: Ярославской, Ульяновской и Астраханской - главами муниципальных образований были приняты решения о размещении в общей сложности более 50 полигонов твердых бытовых отходов без необходимого согласования с контролирующими органами и проведения государственной экологической экспертизы. По требованию Ульяновского природоохранного прокурора отменено 31 незаконное постановление органов местного самоуправления, которыми в нарушение природоохранительного законодательства были выделены земельные участки под полигоны твердых бытовых отходов.
Брянской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья населения в территориальных медицинских объединениях (ТМО) юго-западных районов области. Эта проверка проводилась с участием специалистов районных отделений Федерального казначейства, которые проверяли законность использования средств федерального бюджета, выделяемых ТМО на проведение специальной диспансеризации населения. В ходе проверки было установлено, что во всех юго-западных районах области из года в год происходит рост заболеваемости населения, в том числе онкологических заболеваний, как взрослых, так и детей.
Несмотря на требования статей 9, 10, 11 и 24 Федерального закона об обеспечении обязательного медицинского контроля здоровья населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, они фактически не выполняются.
Жители юго-западных районов области, в том числе проживающие в зоне отселения, ежегодным медицинским наблюдением полностью не охвачены. Более того, практически во всех указанных районах отмечается снижение по сравнению с предыдущими годами количества прошедших специальную диспансеризацию жителей. Неполный охват специальной диспансеризацией наблюдается во всех возрастных и социальных категориях граждан. Отдельные жители не подвергались медицинскому обследованию на протяжении нескольких последних лет.
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, прокуратурой внесено 13 представлений на имя главных врачей ТМО и глав администраций юго-западных городов и районов области, а также направлено 10 отчетов о результатах проверки в представительные органы власти этих районов. По большинству представлений и отчетов приняты меры с целью устранения допущенных нарушений. Информация о результатах проведенной проверки была передана также в прокуратуру области для сведения.
В 1999 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами на местах проводилась большая работа по отмене незаконных правовых актов по вопросам платы за загрязнение окружающей среды и расходования средств экологических фондов. По результатам проведенных в 1998-1999 гг. прокурорских проверок исполнения законодательства об экологических фондах принесено 127 протестов на незаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенно большое количество правовых актов в субъектах Российской Федерации принимается по вопросам расходования средств экологических фондов, использования земель, в том числе земель лесного фонда, организации особо охраняемых природных территорий (республики Адыгея, Удмуртия, Якутия, Татарстан, Алтайский, Красноярский, Хабаровский, Приморский края и др.). Постоянный прокурорский надзор за соблюдением законности правовых актов должен обеспечивать своевременную отмену незаконных правовых актов. Однако имеются факты отмены правовых актов с большим опозданием. Так, в ряде субъектов Российской Федерации в 1999 г. отменялись нормативные правовые акты, принятые в 1994-1997 гг. (Республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область).
НИА-ПРИРОДА
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и СНГ
г. Атырау
6-10 июня 2001 г.
|