Экологический контроль, в том числе государственный контроль за соблюдением природоохранных требований при использовании отдельных видов природных ресурсов, осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и другими министерствами и ведомствами. Основные показатели осуществления государственного экологического контроля территориальными органами Госкомэкологии России в 1999 г. приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Показатели осуществления государственного экологического контроля территориальными органами Госкомэкологии России в 1999 г.
Направление природоохранной деятельности |
Выявлено нарушений, ед. |
Устранено нарушений, ед. |
Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства |
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности |
ед. |
на сумму, тыс. руб. |
Охрана атмосферного воздуха |
Стационарные источники |
65984 |
39745 |
9479 |
8452,156 |
Передвижные источники |
42762 |
32143 |
9046 |
7597,848 |
в том числе на транспорте: |
автомобильном |
40425 |
30695 |
8640 |
7371,201 |
железнодорожном |
499 |
299 |
47 |
20,114 |
воздушном |
108 |
54 |
15 |
5,959 |
прочем |
1730 |
1095 |
344 |
200,574 |
Охрана водных ресурсов |
Поверхностные воды суши |
54426 |
30133 |
12782 |
9244,190 |
Внутренние и внешние моря |
1305 |
924 |
477 |
1191,479 |
Подземные воды |
8024 |
4446 |
810 |
342,779 |
Использование и охрана земельных ресурсов |
42549 |
27572 |
12806 |
26987,377 |
Охрана биологических ресурсов |
Водные биоресурсы |
2626 |
2016 |
1391 |
335,629 |
в том числе виды: |
непромысловые |
491 |
397 |
174 |
45,127 |
непромысловые
редкие |
49 |
41 |
9 |
2,553 |
непромысловые
прочие |
442 |
356 |
165 |
42,574 |
промысловые |
2135 |
1619 |
1217 |
290,502 |
Наземные животные |
3075 |
2350 |
2047 |
337,466 |
в том числе виды: |
неохотничьи |
299 |
215 |
333 |
34,973 |
неохотничьи
редкие |
116 |
60 |
40 |
19,859 |
неохотничьи
прочие |
183 |
155 |
293 |
15,114 |
охотничьи |
2776 |
2135 |
1714 |
302,493 |
Лесные ресурсы |
8941 |
5171 |
2637 |
1792,321 |
Редкие виды растений |
376 |
239 |
184 |
69,466 |
Всего |
15018 |
9776 |
6259 |
2534,881 |
Обращение с отходами |
55704 |
33889 |
13952 |
13580,022 |
Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы |
4742 |
2722 |
2259 |
1423,344 |
Итого |
290514 |
181350 |
67870 |
81354,076 |
Продолжение табл. 4.1
Направление природоохранной деятельности |
Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства |
Взыскано штрафов, тыс. руб. |
всего |
из них |
в том числе по решению судебных органов и прокуратуры |
с юридических лиц |
с должностных лиц |
с физических лиц |
Охрана атмосферного воздуха |
Стационарные источники |
3643,449 |
2300,174 |
1276,090 |
67,185 |
128,838 |
Передвижные источники |
1533,394 |
720,399 |
301,086 |
511,909 |
63,032 |
в том числе на транспорте: |
автомобильном |
1437,809 |
662,627 |
267,883 |
507,299 |
59,832 |
железнодорожном |
10,289 |
5,127 |
5,162 |
- |
- |
воздушном |
4,108 |
1,950 |
2,158 |
- |
- |
прочем |
81,188 |
50,695 |
25,883 |
4,610 |
3,200 |
Охрана водных ресурсов |
Поверхностные воды суши |
5140,994 |
3430,161 |
1385,945 |
324,888 |
168,507 |
Внутренние и внешние моря |
900,365 |
608,745 |
288,970 |
2,650 |
0,750 |
Подземные воды |
240,268 |
148,278 |
83,283 |
8,707 |
5,820 |
Использование и охрана земельных ресурсов |
16518,877 |
14779,177 |
1398,250 |
341,450 |
1244,863 |
Охрана биологических ресурсов |
Водные биоресурсы |
615,390 |
251,320 |
12,725 |
351,345 |
5,112 |
в том числе виды: |
непромысловые |
33,733 |
13,550 |
1,000 |
19,183 |
0,340 |
непромысловые
редкие |
2,125 |
- |
- |
2,125 |
- |
непромысловые
прочие |
31,608 |
13,550 |
1,000 |
17,058 |
0,340 |
промысловые |
581,657 |
237,770 |
11,725 |
332,162 |
4,772 |
Наземные животные |
265,015 |
7,130 |
9,334 |
248,551 |
8,400 |
в том числе виды: |
неохотничьи |
15,102 |
2,800 |
5,702 |
6,600 |
- |
неохотничьи
редкие |
9,572 |
0,750 |
4,622 |
4,200 |
- |
неохотничьи
прочие |
5,530 |
2,050 |
1,080 |
2,400 |
- |
охотничьи |
249,913 |
4,330 |
3,632 |
241,951 |
8,400 |
Лесные ресурсы |
897,177 |
234,702 |
228,035 |
434,440 |
31,109 |
Редкие виды растений |
26,119 |
10,861 |
9,026 |
6,232 |
1,186 |
Всего |
1803,701 |
504,013 |
259,120 |
1040,568 |
45,807 |
Обращение с отходами |
10621,174 |
4682,708 |
2222,669 |
3715,797 |
191,432 |
Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы |
907,013 |
460,667 |
357,472 |
88,874 |
65,334 |
Итого |
41309,235 |
27634,322 |
7572,885 |
6102,028 |
1914,383 |
Продолжение табл. 4.1
Направление природоохранной деятельности |
Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства |
Оформлено |
Направлено материалов, ед. |
постановлений о возмещении вреда |
исков о возмещении ущерба |
в прокуратуру и следственные органы |
в судебные органы |
ед. |
на сумму, тыс. руб. |
ед. |
на сумму, тыс. руб. |
всего |
отклонено от рассмотрения |
всего |
отклонено от рассмотрения |
Охрана атмосферного воздуха |
Стационарные источники |
249 |
7225,458 |
110 |
2949,923 |
152 |
7 |
545 |
8 |
Передвижные источники |
61 |
282,699 |
54 |
380,972 |
37 |
- |
179 |
2 |
в том числе на транспорте: |
автомобильном |
59 |
245,429 |
54 |
380,972 |
34 |
- |
172 |
2 |
железнодорожном |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
воздушном |
2 |
37,270 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
прочем |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
Охрана водных ресурсов |
Поверхностные воды суши |
635 |
318878,572 |
369 |
82670,285 |
274 |
14 |
457 |
3 |
Внутренние и внешние моря |
42 |
2844,045 |
9 |
531,345 |
3 |
- |
12 |
- |
Подземные воды |
10 |
2631,782 |
1 |
0,100 |
4 |
- |
19 |
2 |
Использование и охрана земельных ресурсов |
326 |
816783,547 |
237 |
674418,287 |
136 |
17 |
633 |
7 |
Охрана биологических ресурсов |
Водные биоресурсы |
87 |
631,368 |
93 |
3351,018 |
94 |
2 |
71 |
- |
в том числе виды: |
непромысловые |
8 |
4,000 |
3 |
71,490 |
1 |
- |
7 |
- |
непромысловые
редкие |
- |
- |
2 |
2,360 |
- |
- |
- |
- |
непромысловые
прочие |
8 |
4,000 |
1 |
69,130 |
1 |
- |
7 |
- |
промысловые |
79 |
627,368 |
90 |
3279,528 |
93 |
2 |
64 |
- |
Наземные животные |
8 |
39,246 |
253 |
92549,583 |
51 |
15 |
17 |
4 |
в том числе виды: |
неохотничьи |
3 |
30,535 |
14 |
92436,190 |
2 |
- |
1 |
1 |
неохотничьи
редкие |
1 |
0,835 |
6 |
90450,100 |
1 |
- |
1 |
1 |
неохотничьи
прочие |
2 |
29,700 |
8 |
1986,090 |
1 |
- |
- |
- |
охотничьи |
5 |
8,711 |
239 |
113,393 |
49 |
15 |
16 |
3 |
Лесные ресурсы |
5885 |
2466,602 |
2979 |
9747,945 |
178 |
3 |
119 |
22 |
Редкие виды растений |
12 |
304,010 |
2 |
112,900 |
29 |
2 |
4 |
1 |
Всего |
5992 |
3441,226 |
3327 |
105761,446 |
352 |
22 |
211 |
27 |
Обращение с отходами |
259 |
194165,379 |
87 |
75672,793 |
215 |
5 |
592 |
23 |
Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы |
48 |
781,938 |
7 |
32,150 |
35 |
1 |
38 |
5 |
Итого |
7622 |
1347034,646 |
4201 |
942417,301 |
1208 |
66 |
2686 |
77 |
Продолжение табл. 4.1
Направление природоохранной деятельности |
Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства |
По требованиям, предписаниям, представлениям, искам органов Госкомэкологии России |
приостанов-
лена или прекращена деятель-
ность, ед. |
приостанов-
лено или прекращено финанси-
рование, ед. |
приостанов-
лены или отменены неправомер-
ные решения органов местного самоуправ-
ления работ, ед. |
приостанов-
лено действие или отозваны лицензии на осуществление деятель-
ности, ед. |
возмещено ущерба, тыс. руб. |
всего |
в том числе в виде проведения восстано-
вительных работ "в натуре" |
Охрана атмосферного воздуха |
Стационарные источники |
502 |
15 |
4 |
110 |
2429,201 |
686,187 |
Передвижные источники |
8532 |
14 |
10 |
7 |
1697,514 |
896,836 |
в том числе на транспорте: |
автомобильном |
8518 |
14 |
10 |
6 |
1692,814 |
595,236 |
железнодорожном |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
воздушном |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
прочем |
14 |
- |
- |
1 |
4,700 |
1,600 |
Охрана водных ресурсов |
Поверхностные воды суши |
358 |
6 |
4 |
23 |
56412,104 |
29567,503 |
Внутренние и внешние моря |
12 |
- |
1 |
- |
1171,898 |
56,400 |
Подземные воды |
10 |
- |
- |
4 |
- |
- |
Использование и охрана земельных ресурсов |
507 |
6 |
25 |
1 |
653280,467 |
604638,245 |
Охрана биологических ресурсов |
Водные биоресурсы |
5 |
- |
1 |
7 |
710,972 |
- |
в том числе виды: |
непромысловые |
1 |
- |
- |
- |
5,880 |
- |
непромысловые
редкие |
- |
- |
- |
- |
1,180 |
- |
непромысловые
прочие |
1 |
- |
- |
- |
4,700 |
- |
промысловые |
4 |
- |
1 |
7 |
705,092 |
- |
Наземные животные |
- |
- |
1 |
- |
300,378 |
7,061 |
в том числе виды: |
неохотничьи |
- |
- |
- |
- |
174,872 |
- |
неохотничьи
редкие |
- |
- |
- |
- |
4,700 |
- |
неохотничьи
прочие |
- |
- |
- |
- |
170,172 |
- |
охотничьи |
- |
- |
1 |
- |
125,506 |
7,061 |
Лесные ресурсы |
64 |
1 |
8 |
2 |
2475,583 |
691,290 |
Редкие виды растений |
3 |
- |
- |
1 |
38,111 |
- |
Всего |
72 |
1 |
10 |
10 |
3525,044 |
698,351 |
Обращение с отходами |
664 |
3 |
12 |
249 |
12105,229 |
7365,135 |
Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы |
433 |
13 |
- |
212 |
518,169 |
302,600 |
Итого |
11090 |
58 |
66 |
616 |
731139,626 |
643911,257 |
Территориальным органам Госкомэкологии России в 1999 г. в основном удалось сохранить достигнутый в прошлые годы уровень работы по выявлению, пресечению и устранению экологических правонарушений:
Показатель |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Проведено проверок, тыс. ед. |
177 |
185 |
197 |
210 |
217 |
Выявлено нарушений, тыс. ед. |
228 |
240 |
242 |
268 |
290 |
Устранено нарушений, тыс. ед. |
156 |
163 |
168 |
168 |
181 |
% выявленных нарушений |
68 |
68 |
69 |
63 |
62 |
Выявлено нарушений на одну проверку |
1,29 |
1,30 |
1,23 |
1,28 |
1,34 |
Численность инспекторского состава территориальных органов Госкомэкологии России, осуществляющего различные виды государственного экологического контроля, составила в 1999 г. 4805 человек (1998 г. - 5819 человек) и около 2,5 тыс. работников 238 специализированных инспекций эколого-аналитического контроля. По сравнению с 1998 г. численность инспекторского состава сократилась на 18%. Остается низкой оснащенность специализированных инспекций эколого-аналитического контроля средствами измерений и аналитическим оборудованием, приборный парк на 80% состоит из морально устаревших средств измерений. Из-за отсутствия бюджетного финансирования материальных затрат специализированных инспекций эколого-аналитического контроля закупаются лишь самые необходимые комплектующие, расходные материалы, химические реактивы, стандартные образцы, проводится поверка приборов на средства, получаемые специализированными инспекциями эколого-аналитического контроля за выполнение платных работ. В инспекциях особенно остро ощущается нехватка компьютеров, газоанализаторов, портативных лабораторий для экспресс-контроля, передвижных лабораторий. Приобретение современных средств измерений, стоимость каждого из которых достигает десятков (и сотен) тысяч рублей, было возможно только по программам оказания технической помощи. В то же время даже на устаревшей приборной базе за 1999 г. выполнено более 1 млн. элементоопределений в пробах объектов окружающей среды только в рамках осуществления государственного экологического контроля. На учете в территориальных органах состоит около 332 тыс. предприятий (1998 г. - 291 тыс. предприятий). По сравнению с предыдущим годом нагрузка на одного государственного инспектора по охране природы возросла с 50 до 69 контролируемых предприятий. В целом по Российской Федерации количество нарушений, выявленных территориальными органами Госкомэкологии России, возросло на 8%, устраненных нарушений - на 7,7%, привлеченных к административной ответственности лиц - на 6,9%; сумма штрафов сократилась на 9,6%. Наибольшее число нарушений природоохранительного законодательства выявлено в области охраны атмосферного воздуха - 108,7 тыс. Максимальные суммы штрафов взысканы с нарушителей законодательства в области использования и охраны земель: более 16,5 млн. руб., или 40% общей суммы взысканных штрафов, из них около 14,7 млн. руб. (89%) - с юридических лиц. Составной частью государственного экологического контроля является государственный контроль за использованием и охраной земель, осуществляемый в основном органами Госкомзема России и Госкомэкологии России. Результаты госземконтроля в 1999 г. (табл. 4.2) свидетельствуют о некотором увеличении количества выявленных и устраненных нарушений земельного законодательства по сравнению с 1998 г. В структуре нарушений, как и в предыдущие годы (табл. 4.3), преобладают самовольное занятие и использование земельных участков, нерациональное использование сельхозугодий, использование земельных участков не по целевому назначению или способами, приводящими к порче земель (61,5%). Порча и уничтожение плодородного слоя почвы, захламление и загрязнение земель, нарушение режима землепользования на особо охраняемых природных территориях составляют 17,9%. Таблица 4.2 Основные показатели осуществления госземконтроля органами Госкомэкологии России и Госкомзема России в 1999 г.
Показатель |
Ед. изм. |
1998 г. |
1999 г. |
1999 г. в % к 1998 г. |
Проведено проверок |
тыс. ед. |
408,2 |
401,1 |
98,3 |
млн. га |
152,8 |
191,5 |
125,3 |
Выявлено нарушений |
тыс. ед. |
253,1 |
257,6 |
101,8 |
млн. га |
20,3 |
30,4 |
149,7 |
Установлено нарушений |
тыс. ед. |
180,2 |
182,4 |
101,2 |
млн. га |
10,7 |
11,1 |
103,7 |
Привлечено к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц |
тыс. |
63,2 |
73,2 |
115,8 |
Наложено штрафов |
млн. руб. |
150,7 |
170,8 |
113,3 |
Взыскано штрафов |
млн. руб. |
64,5 |
88 |
136,4 |
% |
42,8 |
51,5 |
120,3 |
Таблица 4.3
Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные органами Госкомзема России и Госкомэкологии России в 1999 г.
Вид нарушения земельного законодательства |
Число нарушений, ед. |
1999 г. в % к 1998 г. |
всего |
% общего числа |
Самовольное занятие земельных участков |
57153 |
27,0 |
98,3 |
Нерациональное использование сельскохозяйственных земель; использование земельных участков не по целевому назначению или способами, приводящими к порче земель; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв |
73096 |
34,5 |
77,1 |
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы, захламление земель |
35168 |
16,6 |
94,5 |
Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязательных мероприятий по приведению этих земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению |
4973 |
2,3 |
109,1 |
Нарушение установленного режима землепользования на особо охраняемых природных территориях |
1920 |
0,9 |
82,9 |
Уклонение от исполнения предписаний должностных лиц органов госземконтроля |
9584 |
4,5 |
82,5 |
Загрязнение земель |
6134 |
2,9 |
53,8 |
Другие нарушения |
23991 |
11,3 |
72,5 |
Итого |
212019 |
100 |
83,8 |
В 1999 г. органами Госкомзема России проведено 332,7 тыс. проверок соблюдения требований земельного законодательства на площади 167 млн. га. Выявлено 203 тыс. нарушений в сфере земельных отношений на площади 28,5 млн. га, из которых устранено 143,9 тыс. (70,9%) на площади 9,8 млн. га. По результатам проверок почти 2,2 млн. га заброшенной пашни вовлечено в сельскохозяйственный оборот, а около 1 млн. га передано в фонд перераспределения или в аренду другим землепользователям. В 1999 г. территориальными органами Госкомэкологии России проведено 68,4 тыс. проверок соблюдения землепользователями земельного и природоохранительного законодательства на площади 24,3 млн. га. Выявлено 54,6 тыс. нарушений на площади 1,9 млн. га. В результате принятых мер устранено более 38,5 тыс. нарушений на площади 1,3 млн. га, что составило 70,6% общего числа выявленных нарушений (1998 г. - 68,8%). Многочисленные факты захламления земель установлены в ходе ежегодных рейдовых проверок по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок в рамках проведения Дней защиты от экологической опасности и других экологических мероприятий ("Чистая земля" и т. п.). В некоторых регионах для ликвидации несанкционированных свалок выделялись средства из экологических фондов. За захламление земель к административной ответственности привлечено более 4,2 тыс. нарушителей с наложением штрафов на сумму более 3,4 млн. руб. Взыскано 2,1 млн. руб. (60% общей суммы наложенных штрафов). В среднем по России устранено 75,9% (1998 г. - 76,6%) нарушений, связанных с захламлением земель. За отчетный год выявлено более 6,1 тыс. нарушений на площади около 22,5 тыс. га, связанных с загрязнением земель. При этом в среднем по Российской Федерации устранено 66,2% указанных нарушений на площади более 3 тыс. га, что составляет 13,4% общей площади загрязненных земель. За загрязнение земель к административной ответственности привлечено более 2,5 тыс. лиц с наложением штрафов на сумму 32,1 млн. руб., что составило 69% общей суммы наложенных штрафов за все виды нарушений земельного законодательства в 1999 г. При этом взыскано 8,7 млн. руб., или 27,3% суммы наложенных штрафов за загрязнение земель и 55,3% общей суммы взысканных штрафов. Основную часть нарушений, связанных с загрязнением земель (более 39%), составляют случаи загрязнения земель нефтепродуктами в результате аварий и несоблюдения технологии добычи нефти, несоблюдения природоохранных требований при эксплуатации хранилищ ГСМ, порывов трубопроводов, врезок с целью хищения нефтепродуктов. В 1999 г. инспекторами по охране природы проведено более 3 тыс. целевых проверок на объектах нефтегазового комплекса, выявлено 2,4 тыс. фактов загрязнения земель нефтепродуктами. В результате проведения ежегодных совместных проверок использования земель сельскохозяйственного назначения и выполнения обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и других процессов деградации в 1999 г. выявлено 4,3 тыс. нарушений на площади 838,1 тыс. га (1998 г. - соответственно 8,9 тыс. нарушений на площади 1,2 млн. га). В основном эти виды нарушений земельного законодательства, как и в предыдущие годы, связаны с невыполнением федеральной и региональных программ повышения плодородия почв. В 1999 г. при проведении целевых проверок соблюдения режима землепользования в водоохранных зонах водных объектов выявлено 3,9 тыс. нарушений на площади 35,5 тыс. га. К административной ответственности привлечено 1,8 тыс. нарушителей с наложением штрафов на сумму почти 7,6 млн. руб. Взыскано более 2,5 млн. руб. штрафов, возмещено более 12,3 млн. руб. ущерба. В составе экологических правонарушений в водоохранных зонах водных объектов, как и в предыдущие годы, преобладали захламление и загрязнение земель. По двум фактам нарушений заведены уголовные дела. В результате принятых мер устранено 2,8 тыс. нарушений (70,9%) на площади 14,3 тыс. га. Охрану морской среды и природных ресурсов внутренних морских и территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации в 1999 г. осуществляли подразделения государственной природоохранной морской службы (ГПМС) Госкомэкологии России (штатная численность государственных инспекторов по охране природы - 223 ед.). Госинспекторами ГПМС проведено 7342 проверки выполнения природоохранительного законодательства, в том числе проверок 5115 российских и 920 иностранных судов, 1292 береговых предприятия, 13 производств дноуглубительных и взрывных работ. Выявлено 79 аварийных ситуаций, выдано 600 разрешений на производство работ в море и 252 экспертных заключения. Проведено 568 ч авиапатрулирования и 10635 судо-суток морского патрулирования, из них 2106 - на арендуемых судах, 5617 - с другими организациями, 109 - на кораблях ФПС России и 2803 - собственным флотом. Выявлено 2835 нарушений природоохранительного законодательства, в том числе загрязнения окружающей среды - 1795, нарушений правил промысла - 560. При этом наложено штрафов на сумму 3997 тыс. руб. за загрязнение окружающей среды, 5590 тыс. руб. - за нарушение правил промысла и 431 тыс. руб. - за другие нарушения. Взыскано с виновных штрафов на сумму 1314 тыс. руб. за загрязнение окружающей среды и 4775 тыс. руб. за нарушение правил промысла. Предъявлено исков на возмещение нанесенного ущерба на сумму 159344 тыс. руб., из них взыскано 8261 тыс. руб. Контроль за соблюдением природоохранительного законодательства в районах промысла (добычи) биоресурсов морей осуществлялся объединенными группами государственных инспекторов по охране природы подразделений ГПМС Госкомэкологии России. Предотвращенный экологический ущерб в результате осуществления государственного экологического контроля составил 527790,0 тыс. руб. Кроме того, государственными инспекциями по маломерным судам (ГИМС) субъектов Российской Федерации в 1999 г. проведено 4047 проверок, в ходе которых выявлено 2980 нарушений природоохранительного законодательства. Изъято 3914 запрещенных орудий добычи рыбы и других биоресурсов. Проведенная государственными инспекторами ГИМС работа по выявлению и профилактике нарушений позволили снизить негативные экологические нагрузки на водную среду и своевременно принять меры по предотвращению аварий на сооружениях и объектах, расположенных на водоемах и вблизи них. Предотвращенный экологический ущерб составил 13912 тыс. руб. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). В системе МПР России органами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов (далее госводконтроля) являются: Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов (далее Управление), в составе которого имеются отделы госводконтроля бассейновых водохозяйственных управлений (БВУ), Комитетов природных ресурсов МПР России (КПР) и теркомводов. В связи со структурной перестройкой территориальных органов Управления создано 74 КПР, в которых сформированы, как правило, объединенные отделы госконтроля. В 1999 г. с выездом на места отделами госводконтроля и специалистами БВУ, КПР и теркомводов проведено 13520 целевых проверок объектов-водопользователей и водопотребителей, в результате которых выявлено 23924 нарушения требований водного законодательства Российской Федерации. Анализ итогов контрольных проверок показал, что основное количество выявленных нарушений водного законодательства Российской Федерации связано: с несоблюдением установленных требований при сбросе сточных вод в водные объекты (3709) и порядка предоставления и использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах (2997); самовольным захватом водных объектов и их водопользованием (4732); самовольным строительством в водоохранной зоне водного объекта и его прибрежной полосе (203); нарушением правил эксплуатации очистных сооружений, водохранилищ, гидротехнических сооружений (4000) и порядка оформления и выдачи лицензий (3226); загрязнением водных объектов с судов и других плавсредств (211). В отчетном году по нарушениям водного законодательства, выявленным органами госводконтроля, выдано 26768 предписаний. Согласно повторным проверкам выполнения в установленные сроки предписаний, выданных водопользователям-нарушителям, часть выявленных нарушений устранена. К нарушителям, не выполнившим предписания, применены административные санкции, на юридических и физических лиц наложено штрафов на сумму около 140907,27 тыс. руб. (взыскано 346,75 тыс. руб.). По ряду нарушений передано 275 дел в прокуратуру, принято к рассмотрению 168 дел, а также направлены в исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации предложения (26) о прекращении, приостановлении, ограничении деятельности предприятий, а также о расторжении договоров, отзыве лицензий на пользование водными объектами. По результатам контрольных проверок аварийных ситуаций, повлекших загрязнение водных объектов и другие нарушения водного законодательства Российской Федерации, предъявлено исков о возмещении ущерба, причиненного водным объектам, на сумму 149103,43 тыс. руб., возмещено в 1999 г. 759,87 тыс. руб. В целом по Российской Федерации за отчетный год загрязнение и засорение водных объектов не снизилось, а в ряде мест значительно возросло. В то же время доля устраненных водопользователями нарушений (из числа выявленных) сохранилась на уровне предыдущего года и составила примерно 43-45%. В БВУ, КПР и теркомводах имеются 62 гидрохимических лаборатории, из них 32 лаборатории аттестованы и 3 аккредитованы. С помощью лабораторий ведутся наблюдения за состоянием водных объектов по 1606 створам, в том числе по 1567 внутренним и 39 трансграничным. Охрана водных биоресурсов во внутренних водоемах России осуществляется территориальными органами Госкомрыболовства России. Работа органов рыбоохраны строится по бассейновому принципу, позволяющему независимо от административно-территориальных границ рационально использовать водные биоресурсы путем регулирования рыболовства по всему бассейну с учетом особенностей воспроизводства и миграции рыб. Общая численность государственных инспекторов рыбоохраны в 1999 г. составила 3,5 тыс. человек. Работа по пресечению нарушений законодательства в области рыболовства и охраны водных биоресурсов осуществляется органами рыбоохраны при участии правоохранительных органов. На Каспии, как и в прошлые годы, проведена операция "Путина", давшая положительные результаты в борьбе со злостным браконьерством, с расхищением рыбы и рыбопродукции. Для улучшения охраны осетровых на Каспии в этот период действовали специальные мобильные группы из госинспекторов рыбоохраны и работников милиции. Органами внутренних дел проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению межрегиональных преступных групп, действующих в сфере "икорного" бизнеса. В целях усиления охраны ценных видов рыб Волго-Каспийского бассейна Госкомрыболовством России возобновлена практика взаимодействия с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, разрабатываются соответствующие мероприятия по борьбе с правонарушениями в области рыболовства и охраны водных биоресурсов. В 1999 г. во внутренних водоемах России количество выявленных нарушений законодательства в области рыболовства и охраны водных биоресурсов превысило 190 тыс. (1998 г. - 174 тыс.). В правоохранительные органы госинспекторами рыбоохраны направлено более 3 тыс. дел по фактам злостного браконьерства. Основные показатели рыбоохранной деятельности во внутренних водоемах России в 1999 г. в сравнении с 1998 г. характеризуются следующими данными:
Показатель |
1998 г. |
1999 г. |
Выявлено нарушений, тыс. ед. |
174,8 |
193,4 |
На нарушителей наложено административных штрафов, млн. руб. |
18,3 |
23,2 |
Предъявлено исков за ущерб, причиненный гражданами незаконным выловом рыбы, млн. руб. |
203,6 |
142,8 |
Направлено материалов в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности, ед. |
3486 |
3051 |
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России. В 85 субъектах Российской Федерации сформированы мобильные патрульные группы (3182), в составе которых должностные лица гослесоохраны (12743). В 1999 г. во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров и госпожарнадзора осуществлялось наземное патрулирование по 18 тыс. маршрутов протяженностью около 300 тыс. км. В результате выявлено 1022 виновника возникновения лесных пожаров, около 40 тыс. нарушений Правил пожарной безопасности в лесах России и других нарушений лесного законодательства, направлено в следственные органы 4,4 тыс. дел, к уголовной ответственности привлечено 38 человек. Взыскано за причиненный лесными пожарами ущерб 3,3 млн. руб., штрафов - 840 тыс. руб. Должностными лицами государственной лесной охраны выявлено 5151 нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира и среды их обитания, ущерб составил 3999,947 тыс. руб. Органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в 1999 г. израсходовано на мероприятия по сохранению и улучшению среды обитания объектов животного мира 6394 тыс. руб. Государственной лесной охраной выявлено 32663 случая лесонарушений, которыми нанесен ущерб в размере 480,4 тыс. руб., в том числе 28978 случаев незаконной порубки леса (в объеме 720 тыс. м3, ущерб - 340 тыс. руб.). За нарушение лесного законодательства по 14278 искам добровольно уплачено 42,8 тыс. руб., передано в суды и арбитражные суды 5345 дел на сумму 168,2 тыс. руб., в следственные органы - 7136 дел, к уголовной ответственности привлечено 907 человек. Государственный контроль в области промышленной безопасности и охраны недр осуществляется Госгортехнадзором России на 161,4 тыс. подконтрольных предприятий (организаций), в том числе на 6,8 тыс. горнодобывающих, включающих 180,7 тыс. объектов (шахты, рудники, карьеры, добывающие скважины). За нарушение законодательных и нормативных требований на 1059 человек переданы материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности (по охране недр - на 15 человек). В результате осуществления государственного горного надзора на балансе горнодобывающих предприятий сохранено: 40132,6 тыс. т угля, 16016,3 тыс. т руд черных металлов, 5649,5 тыс. т руд цветных и благородных металлов, а также 308,7 тыс. м3 золотосодержащих песков, 1222,7 тыс. т руд агрохимического сырья, 43549,3 тыс. т нерудных полезных ископаемых. Результаты контроля за 1999 г. представлены ниже:
Показатель |
Всего |
В том числе в области охраны недр |
Число проведенных обследований, тыс. ед. |
273,1 |
9,7 |
Выявлено нарушений правил и норм безопасности и охраны недр, тыс. ед. |
1966,3 |
52,3 |
Привлечено к административной ответственности должностных лиц за нарушения правил и норм, тыс. чел. |
99,4 |
1,4 |
Приостановлены работы на предприятиях (организациях), тыс. ед. |
114,9 |
1,6 |
Общая экономическая эффективность деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России по охране недр (за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при внесении платежей за пользование недрами) возросла по сравнению с 1998 г. в 4,4 раза и составила 276,4 млн. руб. Государственный контроль на транспорте. Экологический контроль на автомобильном транспорте осуществляют органы Госкомэкологии России и Российской транспортной инспекции (РТИ). В 1999 г. отделениями РТИ выявлено 31,8 тыс. случаев нарушения экологических требований в отношении автотранспортных средств. Все отделения РТИ приняли участие в ежегодной операции "Чистый воздух". По данным выборочного контроля автомобилей на линии, от 20 до 30% эксплуатируемых автотранспортных средств не соответствуют установленным экологическим нормам Российской транспортной инспекцией в 1999 г. на речном транспорте выявлено 1053 случая несоблюдения экологических требований. РТИ контролирует соблюдение установленного порядка учета и сдачи нефтесодержащих и сточных вод на судах, организацию погрузки - выгрузки нефтепродуктов на причалах нефтебаз и портов, техническое обеспечение работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, наличие экологических паспортов предприятий, организацию очистки водоемов и прибрежной территории от брошенных затопленных и полузатопленных судов. Так, в Тверской области из выявленных 63 брошенных плавсредств поднято и утилизировано 16. По результатам проверок в Кировской области только в ОАО "Вятское речное пароходство" в 1999 г. разделано или продано на металлолом 2206 т корпусов судов, в Вятском районе водных путей - 281 т. Увеличились темпы утилизации списанных судов по другим ведомствам: ОАО "Вятлесосплав", ОАО "Вятлес", ОАО "Кировская лесобаза". Для совместного решения проблемы бесхозных судов Московское отделение РТИ заключило соглашение с органами Государственной речной судоходной инспекции, Российского Речного Регистра, ГП "Канал им. Москвы". По соглашению суда не регистрируются и не пропускаются в регион для отстоя без разрешения РТИ. В результате брошенных судов в Московском регионе нет. На морском транспорте надзор за судами на трассе Северного морского пути (СМП) осуществляет служба по предотвращению загрязнения арктических морей нефтепродуктами, которая входит в состав Государственного гидрографического предприятия. Морские администрации портов (МАП) проводят постоянный контроль за состоянием акватории порта, регулярную очистку акватории порта от мусора и, по мере необходимости, от нефтесодержащих пятен. Инспекции судов в портах, в том числе в части соблюдения международных соглашений по предотвращению загрязнения моря, осуществляются группой инспекторов Парижского меморандума службы капитана порта и специалистами, занимающимися вопросами охраны окружающей среды. Такие инспекции являются главным профилактическим инструментом исключения незаконных сбросов в порту и на якорных стоянках мусора, льяльных и сточных вод. Постоянный экологический контроль установлен в большинстве портов, в которых базируются корабли ВМФ и погранвойск России.
НИА-ПРИРОДА
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и СНГ
г. Атырау
6-10 июня 2001 г.
|