Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экологическая политика
Раздел 4 Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием отдельных видов природных ресурсов

Экологический контроль, в том числе государственный контроль за соблюдением природоохранных требований при использовании отдельных видов природных ресурсов, осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и другими министерствами и ведомствами.

Основные показатели осуществления государственного экологического контроля территориальными органами Госкомэкологии России в 1999 г. приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Показатели осуществления государственного экологического контроля территориальными органами Госкомэкологии России в 1999 г.

Направление природоохранной деятельности

Выявлено нарушений, ед.

Устранено нарушений, ед.

Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства

Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности

ед.

на сумму, тыс. руб.

Охрана атмосферного воздуха

Стационарные источники

65984

39745

9479

8452,156

Передвижные источники

42762

32143

9046

7597,848

в том числе на транспорте:

автомобильном

40425

30695

8640

7371,201

железнодорожном

499

299

47

20,114

воздушном

108

54

15

5,959

прочем

1730

1095

344

200,574

Охрана водных ресурсов

Поверхностные воды суши

54426

30133

12782

9244,190

Внутренние и внешние моря

1305

924

477

1191,479

Подземные воды

8024

4446

810

342,779

Использование и охрана земельных ресурсов

42549

27572

12806

26987,377

Охрана биологических ресурсов

Водные биоресурсы

2626

2016

1391

335,629

в том числе виды:

непромысловые

491

397

174

45,127

непромысловые
редкие

49

41

9

2,553

непромысловые
прочие

442

356

165

42,574

промысловые

2135

1619

1217

290,502

Наземные животные

3075

2350

2047

337,466

в том числе виды:

неохотничьи

299

215

333

34,973

неохотничьи
редкие

116

60

40

19,859

неохотничьи
прочие

183

155

293

15,114

охотничьи

2776

2135

1714

302,493

Лесные ресурсы

8941

5171

2637

1792,321

Редкие виды растений

376

239

184

69,466

Всего

15018

9776

6259

2534,881

Обращение с отходами

55704

33889

13952

13580,022

Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы

4742

2722

2259

1423,344

Итого

290514

181350

67870

81354,076

Продолжение табл. 4.1

Направление природоохранной деятельности

Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства

Взыскано штрафов, тыс. руб.

всего

из них

в том числе по решению судебных органов и прокуратуры

с юридических лиц

с должностных лиц

с физических лиц

Охрана атмосферного воздуха

Стационарные источники

3643,449

2300,174

1276,090

67,185

128,838

Передвижные источники

1533,394

720,399

301,086

511,909

63,032

в том числе на транспорте:

автомобильном

1437,809

662,627

267,883

507,299

59,832

железнодорожном

10,289

5,127

5,162

-

-

воздушном

4,108

1,950

2,158

-

-

прочем

81,188

50,695

25,883

4,610

3,200

Охрана водных ресурсов

Поверхностные воды суши

5140,994

3430,161

1385,945

324,888

168,507

Внутренние и внешние моря

900,365

608,745

288,970

2,650

0,750

Подземные воды

240,268

148,278

83,283

8,707

5,820

Использование и охрана земельных ресурсов

16518,877

14779,177

1398,250

341,450

1244,863

Охрана биологических ресурсов

Водные биоресурсы

615,390

251,320

12,725

351,345

5,112

в том числе виды:

непромысловые

33,733

13,550

1,000

19,183

0,340

непромысловые
редкие

2,125

-

-

2,125

-

непромысловые
прочие

31,608

13,550

1,000

17,058

0,340

промысловые

581,657

237,770

11,725

332,162

4,772

Наземные животные

265,015

7,130

9,334

248,551

8,400

в том числе виды:

неохотничьи

15,102

2,800

5,702

6,600

-

неохотничьи
редкие

9,572

0,750

4,622

4,200

-

неохотничьи
прочие

5,530

2,050

1,080

2,400

-

охотничьи

249,913

4,330

3,632

241,951

8,400

Лесные ресурсы

897,177

234,702

228,035

434,440

31,109

Редкие виды растений

26,119

10,861

9,026

6,232

1,186

Всего

1803,701

504,013

259,120

1040,568

45,807

Обращение с отходами

10621,174

4682,708

2222,669

3715,797

191,432

Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы

907,013

460,667

357,472

88,874

65,334

Итого

41309,235

27634,322

7572,885

6102,028

1914,383

Продолжение табл. 4.1

Направление природоохранной деятельности

Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства

Оформлено

Направлено материалов, ед.

постановлений о возмещении вреда

исков о возмещении ущерба

в прокуратуру и следственные органы

в судебные органы

ед.

на сумму, тыс. руб.

ед.

на сумму, тыс. руб.

всего

отклонено от рассмотрения

всего

отклонено от рассмотрения

Охрана атмосферного воздуха

Стационарные источники

249

7225,458

110

2949,923

152

7

545

8

Передвижные источники

61

282,699

54

380,972

37

-

179

2

в том числе на транспорте:

автомобильном

59

245,429

54

380,972

34

-

172

2

железнодорожном

-

-

-

-

-

-

-

-

воздушном

2

37,270

-

-

1

-

-

-

прочем

-

-

-

-

2

-

-

-

Охрана водных ресурсов

Поверхностные воды суши

635

318878,572

369

82670,285

274

14

457

3

Внутренние и внешние моря

42

2844,045

9

531,345

3

-

12

-

Подземные воды

10

2631,782

1

0,100

4

-

19

2

Использование и охрана земельных ресурсов

326

816783,547

237

674418,287

136

17

633

7

Охрана биологических ресурсов

Водные биоресурсы

87

631,368

93

3351,018

94

2

71

-

в том числе виды:

непромысловые

8

4,000

3

71,490

1

-

7

-

непромысловые
редкие

-

-

2

2,360

-

-

-

-

непромысловые
прочие

8

4,000

1

69,130

1

-

7

-

промысловые

79

627,368

90

3279,528

93

2

64

-

Наземные животные

8

39,246

253

92549,583

51

15

17

4

в том числе виды:

неохотничьи

3

30,535

14

92436,190

2

-

1

1

неохотничьи
редкие

1

0,835

6

90450,100

1

-

1

1

неохотничьи
прочие

2

29,700

8

1986,090

1

-

-

-

охотничьи

5

8,711

239

113,393

49

15

16

3

Лесные ресурсы

5885

2466,602

2979

9747,945

178

3

119

22

Редкие виды растений

12

304,010

2

112,900

29

2

4

1

Всего

5992

3441,226

3327

105761,446

352

22

211

27

Обращение с отходами

259

194165,379

87

75672,793

215

5

592

23

Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы

48

781,938

7

32,150

35

1

38

5

Итого

7622

1347034,646

4201

942417,301

1208

66

2686

77

Продолжение табл. 4.1

Направление природоохранной деятельности

Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательства

По требованиям, предписаниям, представлениям, искам органов Госкомэкологии России

приостанов-
лена или прекращена деятель-
ность, ед.

приостанов-
лено или прекращено финанси-
рование, ед.

приостанов-
лены или отменены неправомер-
ные решения органов местного самоуправ-
ления работ, ед.

приостанов-
лено действие или отозваны лицензии на осуществление деятель-
ности, ед.

возмещено ущерба, тыс. руб.

всего

в том числе в виде проведения восстано-
вительных работ "в натуре"

Охрана атмосферного воздуха

Стационарные источники

502

15

4

110

2429,201

686,187

Передвижные источники

8532

14

10

7

1697,514

896,836

в том числе на транспорте:

автомобильном

8518

14

10

6

1692,814

595,236

железнодорожном

-

-

-

-

-

-

воздушном

-

-

-

-

-

-

прочем

14

-

-

1

4,700

1,600

Охрана водных ресурсов

Поверхностные воды суши

358

6

4

23

56412,104

29567,503

Внутренние и внешние моря

12

-

1

-

1171,898

56,400

Подземные воды

10

-

-

4

-

-

Использование и охрана земельных ресурсов

507

6

25

1

653280,467

604638,245

Охрана биологических ресурсов

Водные биоресурсы

5

-

1

7

710,972

-

в том числе виды:

непромысловые

1

-

-

-

5,880

-

непромысловые
редкие

-

-

-

-

1,180

-

непромысловые
прочие

1

-

-

-

4,700

-

промысловые

4

-

1

7

705,092

-

Наземные животные

-

-

1

-

300,378

7,061

в том числе виды:

неохотничьи

-

-

-

-

174,872

-

неохотничьи
редкие

-

-

-

-

4,700

-

неохотничьи
прочие

-

-

-

-

170,172

-

охотничьи

-

-

1

-

125,506

7,061

Лесные ресурсы

64

1

8

2

2475,583

691,290

Редкие виды растений

3

-

-

1

38,111

-

Всего

72

1

10

10

3525,044

698,351

Обращение с отходами

664

3

12

249

12105,229

7365,135

Выполнением законодательства в области государственной экологической экспертизы

433

13

-

212

518,169

302,600

Итого

11090

58

66

616

731139,626

643911,257

Территориальным органам Госкомэкологии России в 1999 г. в основном удалось сохранить достигнутый в прошлые годы уровень работы по выявлению, пресечению и устранению экологических правонарушений:

Показатель

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Проведено проверок, тыс. ед.

177

185

197

210

217

Выявлено нарушений, тыс. ед.

228

240

242

268

290

Устранено нарушений, тыс. ед.

156

163

168

168

181

% выявленных нарушений

68

68

69

63

62

Выявлено нарушений на одну проверку

1,29

1,30

1,23

1,28

1,34

Численность инспекторского состава территориальных органов Госкомэкологии России, осуществляющего различные виды государственного экологического контроля, составила в 1999 г. 4805 человек (1998 г. - 5819 человек) и около 2,5 тыс. работников 238 специализированных инспекций эколого-аналитического контроля. По сравнению с 1998 г. численность инспекторского состава сократилась на 18%. Остается низкой оснащенность специализированных инспекций эколого-аналитического контроля средствами измерений и аналитическим оборудованием, приборный парк на 80% состоит из морально устаревших средств измерений. Из-за отсутствия бюджетного финансирования материальных затрат специализированных инспекций эколого-аналитического контроля закупаются лишь самые необходимые комплектующие, расходные материалы, химические реактивы, стандартные образцы, проводится поверка приборов на средства, получаемые специализированными инспекциями эколого-аналитического контроля за выполнение платных работ. В инспекциях особенно остро ощущается нехватка компьютеров, газоанализаторов, портативных лабораторий для экспресс-контроля, передвижных лабораторий.

Приобретение современных средств измерений, стоимость каждого из которых достигает десятков (и сотен) тысяч рублей, было возможно только по программам оказания технической помощи.

В то же время даже на устаревшей приборной базе за 1999 г. выполнено более 1 млн. элементоопределений в пробах объектов окружающей среды только в рамках осуществления государственного экологического контроля.

На учете в территориальных органах состоит около 332 тыс. предприятий (1998 г. - 291 тыс. предприятий). По сравнению с предыдущим годом нагрузка на одного государственного инспектора по охране природы возросла с 50 до 69 контролируемых предприятий.

В целом по Российской Федерации количество нарушений, выявленных территориальными органами Госкомэкологии России, возросло на 8%, устраненных нарушений - на 7,7%, привлеченных к административной ответственности лиц - на 6,9%; сумма штрафов сократилась на 9,6%. Наибольшее число нарушений природоохранительного законодательства выявлено в области охраны атмосферного воздуха - 108,7 тыс. Максимальные суммы штрафов взысканы с нарушителей законодательства в области использования и охраны земель: более 16,5 млн. руб., или 40% общей суммы взысканных штрафов, из них около 14,7 млн. руб. (89%) - с юридических лиц.

Составной частью государственного экологического контроля является государственный контроль за использованием и охраной земель, осуществляемый в основном органами Госкомзема России и Госкомэкологии России.

Результаты госземконтроля в 1999 г. (табл. 4.2) свидетельствуют о некотором увеличении количества выявленных и устраненных нарушений земельного законодательства по сравнению с 1998 г. В структуре нарушений, как и в предыдущие годы (табл. 4.3), преобладают самовольное занятие и использование земельных участков, нерациональное использование сельхозугодий, использование земельных участков не по целевому назначению или способами, приводящими к порче земель (61,5%). Порча и уничтожение плодородного слоя почвы, захламление и загрязнение земель, нарушение режима землепользования на особо охраняемых природных территориях составляют 17,9%.

Таблица 4.2

О

сновные показатели осуществления госземконтроля органами Госкомэкологии России и Госкомзема России в 1999 г.

Показатель

Ед. изм.

1998 г.

1999 г.

1999 г. в % к 1998 г.

Проведено проверок

тыс. ед.

408,2

401,1

98,3

млн. га

152,8

191,5

125,3

Выявлено нарушений

тыс. ед.

253,1

257,6

101,8

млн. га

20,3

30,4

149,7

Установлено нарушений

тыс. ед.

180,2

182,4

101,2

млн. га

10,7

11,1

103,7

Привлечено к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц

тыс.

63,2

73,2

115,8

Наложено штрафов

млн. руб.

150,7

170,8

113,3

Взыскано штрафов

млн. руб.

64,5

88

136,4

%

42,8

51,5

120,3

Таблица 4.3

Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные органами Госкомзема России и Госкомэкологии России в 1999 г.

Вид нарушения земельного законодательства

Число нарушений, ед.

1999 г. в % к 1998 г.

всего

% общего числа

Самовольное занятие земельных участков

57153

27,0

98,3

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель; использование земельных участков не по целевому назначению или способами, приводящими к порче земель; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

73096

34,5

77,1

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы, захламление земель

35168

16,6

94,5

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязательных мероприятий по приведению этих земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

4973

2,3

109,1

Нарушение установленного режима землепользования на особо охраняемых природных территориях

1920

0,9

82,9

Уклонение от исполнения предписаний должностных лиц органов госземконтроля

9584

4,5

82,5

Загрязнение земель

6134

2,9

53,8

Другие нарушения

23991

11,3

72,5

Итого

212019

100

83,8

В 1999 г. органами Госкомзема России проведено 332,7 тыс. проверок соблюдения требований земельного законодательства на площади 167 млн. га. Выявлено 203 тыс. нарушений в сфере земельных отношений на площади 28,5 млн. га, из которых устранено 143,9 тыс. (70,9%) на площади 9,8 млн. га. По результатам проверок почти 2,2 млн. га заброшенной пашни вовлечено в сельскохозяйственный оборот, а около 1 млн. га передано в фонд перераспределения или в аренду другим землепользователям. В 1999 г. территориальными органами Госкомэкологии России проведено 68,4 тыс. проверок соблюдения землепользователями земельного и природоохранительного законодательства на площади 24,3 млн. га. Выявлено 54,6 тыс. нарушений на площади 1,9 млн. га. В результате принятых мер устранено более 38,5 тыс. нарушений на площади 1,3 млн. га, что составило 70,6% общего числа выявленных нарушений (1998 г. - 68,8%).

Многочисленные факты захламления земель установлены в ходе ежегодных рейдовых проверок по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок в рамках проведения Дней защиты от экологической опасности и других экологических мероприятий ("Чистая земля" и т. п.). В некоторых регионах для ликвидации несанкционированных свалок выделялись средства из экологических фондов. За захламление земель к административной ответственности привлечено более 4,2 тыс. нарушителей с наложением штрафов на сумму более 3,4 млн. руб. Взыскано 2,1 млн. руб. (60% общей суммы наложенных штрафов). В среднем по России устранено 75,9% (1998 г. - 76,6%) нарушений, связанных с захламлением земель.

За отчетный год выявлено более 6,1 тыс. нарушений на площади около 22,5 тыс. га, связанных с загрязнением земель. При этом в среднем по Российской Федерации устранено 66,2% указанных нарушений на площади более 3 тыс. га, что составляет 13,4% общей площади загрязненных земель. За загрязнение земель к административной ответственности привлечено более 2,5 тыс. лиц с наложением штрафов на сумму 32,1 млн. руб., что составило 69% общей суммы наложенных штрафов за все виды нарушений земельного законодательства в 1999 г. При этом взыскано 8,7 млн. руб., или 27,3% суммы наложенных штрафов за загрязнение земель и 55,3% общей суммы взысканных штрафов. Основную часть нарушений, связанных с загрязнением земель (более 39%), составляют случаи загрязнения земель нефтепродуктами в результате аварий и несоблюдения технологии добычи нефти, несоблюдения природоохранных требований при эксплуатации хранилищ ГСМ, порывов трубопроводов, врезок с целью хищения нефтепродуктов. В 1999 г. инспекторами по охране природы проведено более 3 тыс. целевых проверок на объектах нефтегазового комплекса, выявлено 2,4 тыс. фактов загрязнения земель нефтепродуктами.

В результате проведения ежегодных совместных проверок использования земель сельскохозяйственного назначения и выполнения обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и других процессов деградации в 1999 г. выявлено 4,3 тыс. нарушений на площади 838,1 тыс. га (1998 г. - соответственно 8,9 тыс. нарушений на площади 1,2 млн. га). В основном эти виды нарушений земельного законодательства, как и в предыдущие годы, связаны с невыполнением федеральной и региональных программ повышения плодородия почв.

В 1999 г. при проведении целевых проверок соблюдения режима землепользования в водоохранных зонах водных объектов выявлено 3,9 тыс. нарушений на площади 35,5 тыс. га. К административной ответственности привлечено 1,8 тыс. нарушителей с наложением штрафов на сумму почти 7,6 млн. руб. Взыскано более 2,5 млн. руб. штрафов, возмещено более 12,3 млн. руб. ущерба. В составе экологических правонарушений в водоохранных зонах водных объектов, как и в предыдущие годы, преобладали захламление и загрязнение земель. По двум фактам нарушений заведены уголовные дела. В результате принятых мер устранено 2,8 тыс. нарушений (70,9%) на площади 14,3 тыс. га.

Охрану морской среды и природных ресурсов внутренних морских и территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации в 1999 г. осуществляли подразделения государственной природоохранной морской службы (ГПМС) Госкомэкологии России (штатная численность государственных инспекторов по охране природы - 223 ед.). Госинспекторами ГПМС проведено 7342 проверки выполнения природоохранительного законодательства, в том числе проверок 5115 российских и 920 иностранных судов, 1292 береговых предприятия, 13 производств дноуглубительных и взрывных работ. Выявлено 79 аварийных ситуаций, выдано 600 разрешений на производство работ в море и 252 экспертных заключения.

Проведено 568 ч авиапатрулирования и 10635 судо-суток морского патрулирования, из них 2106 - на арендуемых судах, 5617 - с другими организациями, 109 - на кораблях ФПС России и 2803 - собственным флотом. Выявлено 2835 нарушений природоохранительного законодательства, в том числе загрязнения окружающей среды - 1795, нарушений правил промысла - 560. При этом наложено штрафов на сумму 3997 тыс. руб. за загрязнение окружающей среды, 5590 тыс. руб. - за нарушение правил промысла и 431 тыс. руб. - за другие нарушения. Взыскано с виновных штрафов на сумму 1314 тыс. руб. за загрязнение окружающей среды и 4775 тыс. руб. за нарушение правил промысла. Предъявлено исков на возмещение нанесенного ущерба на сумму 159344 тыс. руб., из них взыскано 8261 тыс. руб.

Контроль за соблюдением природоохранительного законодательства в районах промысла (добычи) биоресурсов морей осуществлялся объединенными группами государственных инспекторов по охране природы подразделений ГПМС Госкомэкологии России. Предотвращенный экологический ущерб в результате осуществления государственного экологического контроля составил 527790,0 тыс. руб.

Кроме того, государственными инспекциями по маломерным судам (ГИМС) субъектов Российской Федерации в 1999 г. проведено 4047 проверок, в ходе которых выявлено 2980 нарушений природоохранительного законодательства. Изъято 3914 запрещенных орудий добычи рыбы и других биоресурсов. Проведенная государственными инспекторами ГИМС работа по выявлению и профилактике нарушений позволили снизить негативные экологические нагрузки на водную среду и своевременно принять меры по предотвращению аварий на сооружениях и объектах, расположенных на водоемах и вблизи них. Предотвращенный экологический ущерб составил 13912 тыс. руб.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). В системе МПР России органами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов (далее госводконтроля) являются: Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов (далее Управление), в составе которого имеются отделы госводконтроля бассейновых водохозяйственных управлений (БВУ), Комитетов природных ресурсов МПР России (КПР) и теркомводов. В связи со структурной перестройкой территориальных органов Управления создано 74 КПР, в которых сформированы, как правило, объединенные отделы госконтроля.

В 1999 г. с выездом на места отделами госводконтроля и специалистами БВУ, КПР и теркомводов проведено 13520 целевых проверок объектов-водопользователей и водопотребителей, в результате которых выявлено 23924 нарушения требований водного законодательства Российской Федерации. Анализ итогов контрольных проверок показал, что основное количество выявленных нарушений водного законодательства Российской Федерации связано: с несоблюдением установленных требований при сбросе сточных вод в водные объекты (3709) и порядка предоставления и использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах (2997); самовольным захватом водных объектов и их водопользованием (4732); самовольным строительством в водоохранной зоне водного объекта и его прибрежной полосе (203); нарушением правил эксплуатации очистных сооружений, водохранилищ, гидротехнических сооружений (4000) и порядка оформления и выдачи лицензий (3226); загрязнением водных объектов с судов и других плавсредств (211).

В отчетном году по нарушениям водного законодательства, выявленным органами госводконтроля, выдано 26768 предписаний. Согласно повторным проверкам выполнения в установленные сроки предписаний, выданных водопользователям-нарушителям, часть выявленных нарушений устранена. К нарушителям, не выполнившим предписания, применены административные санкции, на юридических и физических лиц наложено штрафов на сумму около 140907,27 тыс. руб. (взыскано 346,75 тыс. руб.).

По ряду нарушений передано 275 дел в прокуратуру, принято к рассмотрению 168 дел, а также направлены в исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации предложения (26) о прекращении, приостановлении, ограничении деятельности предприятий, а также о расторжении договоров, отзыве лицензий на пользование водными объектами.

По результатам контрольных проверок аварийных ситуаций, повлекших загрязнение водных объектов и другие нарушения водного законодательства Российской Федерации, предъявлено исков о возмещении ущерба, причиненного водным объектам, на сумму 149103,43 тыс. руб., возмещено в 1999 г. 759,87 тыс. руб.

В целом по Российской Федерации за отчетный год загрязнение и засорение водных объектов не снизилось, а в ряде мест значительно возросло. В то же время доля устраненных водопользователями нарушений (из числа выявленных) сохранилась на уровне предыдущего года и составила примерно 43-45%.

В БВУ, КПР и теркомводах имеются 62 гидрохимических лаборатории, из них 32 лаборатории аттестованы и 3 аккредитованы. С помощью лабораторий ведутся наблюдения за состоянием водных объектов по 1606 створам, в том числе по 1567 внутренним и 39 трансграничным.

Охрана водных биоресурсов во внутренних водоемах России осуществляется территориальными органами Госкомрыболовства России. Работа органов рыбоохраны строится по бассейновому принципу, позволяющему независимо от административно-территориальных границ рационально использовать водные биоресурсы путем регулирования рыболовства по всему бассейну с учетом особенностей воспроизводства и миграции рыб. Общая численность государственных инспекторов рыбоохраны в 1999 г. составила 3,5 тыс. человек. Работа по пресечению нарушений законодательства в области рыболовства и охраны водных биоресурсов осуществляется органами рыбоохраны при участии правоохранительных органов.

На Каспии, как и в прошлые годы, проведена операция "Путина", давшая положительные результаты в борьбе со злостным браконьерством, с расхищением рыбы и рыбопродукции. Для улучшения охраны осетровых на Каспии в этот период действовали специальные мобильные группы из госинспекторов рыбоохраны и работников милиции. Органами внутренних дел проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению межрегиональных преступных групп, действующих в сфере "икорного" бизнеса. В целях усиления охраны ценных видов рыб Волго-Каспийского бассейна Госкомрыболовством России возобновлена практика взаимодействия с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, разрабатываются соответствующие мероприятия по борьбе с правонарушениями в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.

В 1999 г. во внутренних водоемах России количество выявленных нарушений законодательства в области рыболовства и охраны водных биоресурсов превысило 190 тыс. (1998 г. - 174 тыс.). В правоохранительные органы госинспекторами рыбоохраны направлено более 3 тыс. дел по фактам злостного браконьерства. Основные показатели рыбоохранной деятельности во внутренних водоемах России в 1999 г. в сравнении с 1998 г. характеризуются следующими данными:

Показатель

1998 г.

1999 г.

Выявлено нарушений, тыс. ед.

174,8

193,4

На нарушителей наложено административных штрафов, млн. руб.

18,3

23,2

Предъявлено исков за ущерб, причиненный гражданами незаконным выловом рыбы, млн. руб.

203,6

142,8

Направлено материалов в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности, ед.

3486

3051

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства России. В 85 субъектах Российской Федерации сформированы мобильные патрульные группы (3182), в составе которых должностные лица гослесоохраны (12743).

В 1999 г. во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров и госпожарнадзора осуществлялось наземное патрулирование по 18 тыс. маршрутов протяженностью около 300 тыс. км. В результате выявлено 1022 виновника возникновения лесных пожаров, около 40 тыс. нарушений Правил пожарной безопасности в лесах России и других нарушений лесного законодательства, направлено в следственные органы 4,4 тыс. дел, к уголовной ответственности привлечено 38 человек. Взыскано за причиненный лесными пожарами ущерб 3,3 млн. руб., штрафов - 840 тыс. руб.

Должностными лицами государственной лесной охраны выявлено 5151 нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира и среды их обитания, ущерб составил 3999,947 тыс. руб. Органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в 1999 г. израсходовано на мероприятия по сохранению и улучшению среды обитания объектов животного мира 6394 тыс. руб. Государственной лесной охраной выявлено 32663 случая лесонарушений, которыми нанесен ущерб в размере 480,4 тыс. руб., в том числе 28978 случаев незаконной порубки леса (в объеме 720 тыс. м3, ущерб - 340 тыс. руб.). За нарушение лесного законодательства по 14278 искам добровольно уплачено 42,8 тыс. руб., передано в суды и арбитражные суды 5345 дел на сумму 168,2 тыс. руб., в следственные органы - 7136 дел, к уголовной ответственности привлечено 907 человек.

Государственный контроль в области промышленной безопасности и охраны недр осуществляется Госгортехнадзором России на 161,4 тыс. подконтрольных предприятий (организаций), в том числе на 6,8 тыс. горнодобывающих, включающих 180,7 тыс. объектов (шахты, рудники, карьеры, добывающие скважины).

За нарушение законодательных и нормативных требований на 1059 человек переданы материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности (по охране недр - на 15 человек). В результате осуществления государственного горного надзора на балансе горнодобывающих предприятий сохранено: 40132,6 тыс. т угля, 16016,3 тыс. т руд черных металлов, 5649,5 тыс. т руд цветных и благородных металлов, а также 308,7 тыс. м3 золотосодержащих песков, 1222,7 тыс. т руд агрохимического сырья, 43549,3 тыс. т нерудных полезных ископаемых. Результаты контроля за 1999 г. представлены ниже:

Показатель

Всего

В том числе в области охраны недр

Число проведенных обследований, тыс. ед.

273,1

9,7

Выявлено нарушений правил и норм безопасности и охраны недр, тыс. ед.

1966,3

52,3

Привлечено к административной ответственности должностных лиц за нарушения правил и норм, тыс. чел.

99,4

1,4

Приостановлены работы на предприятиях (организациях), тыс. ед.

114,9

1,6

Общая экономическая эффективность деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России по охране недр (за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при внесении платежей за пользование недрами) возросла по сравнению с 1998 г. в 4,4 раза и составила 276,4 млн. руб.

Государственный контроль на транспорте. Экологический контроль на автомобильном транспорте осуществляют органы Госкомэкологии России и Российской транспортной инспекции (РТИ). В 1999 г. отделениями РТИ выявлено 31,8 тыс. случаев нарушения экологических требований в отношении автотранспортных средств. Все отделения РТИ приняли участие в ежегодной операции "Чистый воздух". По данным выборочного контроля автомобилей на линии, от 20 до 30% эксплуатируемых автотранспортных средств не соответствуют установленным экологическим нормам

Российской транспортной инспекцией в 1999 г. на речном транспорте выявлено 1053 случая несоблюдения экологических требований. РТИ контролирует соблюдение установленного порядка учета и сдачи нефтесодержащих и сточных вод на судах, организацию погрузки - выгрузки нефтепродуктов на причалах нефтебаз и портов, техническое обеспечение работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, наличие экологических паспортов предприятий, организацию очистки водоемов и прибрежной территории от брошенных затопленных и полузатопленных судов. Так, в Тверской области из выявленных 63 брошенных плавсредств поднято и утилизировано 16. По результатам проверок в Кировской области только в ОАО "Вятское речное пароходство" в 1999 г. разделано или продано на металлолом 2206 т корпусов судов, в Вятском районе водных путей - 281 т. Увеличились темпы утилизации списанных судов по другим ведомствам: ОАО "Вятлесосплав", ОАО "Вятлес", ОАО "Кировская лесобаза". Для совместного решения проблемы бесхозных судов Московское отделение РТИ заключило соглашение с органами Государственной речной судоходной инспекции, Российского Речного Регистра, ГП "Канал им. Москвы". По соглашению суда не регистрируются и не пропускаются в регион для отстоя без разрешения РТИ. В результате брошенных судов в Московском регионе нет.

На морском транспорте надзор за судами на трассе Северного морского пути (СМП) осуществляет служба по предотвращению загрязнения арктических морей нефтепродуктами, которая входит в состав Государственного гидрографического предприятия. Морские администрации портов (МАП) проводят постоянный контроль за состоянием акватории порта, регулярную очистку акватории порта от мусора и, по мере необходимости, от нефтесодержащих пятен.

Инспекции судов в портах, в том числе в части соблюдения международных соглашений по предотвращению загрязнения моря, осуществляются группой инспекторов Парижского меморандума службы капитана порта и специалистами, занимающимися вопросами охраны окружающей среды. Такие инспекции являются главным профилактическим инструментом исключения незаконных сбросов в порту и на якорных стоянках мусора, льяльных и сточных вод.

Постоянный экологический контроль установлен в большинстве портов, в которых базируются корабли ВМФ и погранвойск России.

НИА-ПРИРОДА
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и СНГ
г. Атырау
6-10 июня 2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки