3.1.Обеспечение экологически безопасного развития энергетики.
Государственная экологическая политика в области энергетики включает:
-
приоритет поддержки программ энергосбережения в производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики при обеспечении возрастающего уровня и качества услуг;
- снижение энергоемкости внутреннего валового продукта до уровня стран Европейского союза;
- сокращение потерь энергии при ее производстве и транспортировке;
- приоритет государственных инвестиций в производство энергии с использованием возобновляемых источников;
- разработка принципиально новых экологичных способов получения электроэнергии;
- повышение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АЭС;
- отказ от строительства новых атомных станций, использующих существующие технологии; скорейший вывод из эксплуатации действующих атомных станций.
3.2.Обеспечение экологически безопасного развития промышленности.
Среди основных направлений государственной экологической политики в этом секторе:
- поддержка разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья и преимущественным использованием интеллектуального труда;
- формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, поддержка применения малоотходных технологий на действующих предприятиях;
- стимулирование широкого использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ; развитие производств по переработке отходов прошлой хозяйственной деятельности;
- приоритетное развитие производства товаров, в процессе производства, применения и утилизации которых минимизируется расход энергии и материалов, загрязнение окружающей среды, рассчитанных на долговременное использование и модернизацию во время периода эксплуатации;
- отказ от размещения на территории страны производств и технологий, угрожающих безопасности россиян;
- внедрение принципа ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от производства до утилизации;
- последовательное использование принципа хранения и переработки в местах образования при обращении с опасными отходами производства и потребления.
3.3.Организация устойчивого использования природных ресурсов.
Основными направлениями государственной политики в этой сфере являются:
- обеспечение равенства условий в использовании минерального сырья для ныне живущих и будущих поколений;
- обеспечение расширенного воспроизводства возобновимых природных ресурсов;
- поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет;
- поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства;
- поддержание естественного плодородия почв; развитие поле- и почвозащитного лесоразведения;
- сохранение и увеличение разнообразия отечественных сортов и пород культурных растений и домашних животных, полученных путем традиционной селекции;
- поддержка перехода от монокультур к поликультурам;
- поддержка экологически приемлемых традиционных форм природопользования;
- поддержка перехода от промысла к хозяйству по все большему числу объектов в охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве; развитие аквакультуры;
- создание (воссоздание) условий для естественного воспроизводства промысловых видов, сокращающих свою численность и исчезающих в результате перепромысла и изменения условий обитания.
3.4.Обеспечение экологически безопасного развития транспорта.
Основные направления государственной экологической политики на транспорте включают:
- развитие внутригородского общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах; совершенствование организации движения и размещения автомобильного транспорта в городах;
- поддержка выпуска высокоэкономичных и экологичных автомобилей;
- обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности воздушного транспорта; развитие дирижаблестроения.
- обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта;
- обеспечение экологической безопасности и поэтапный вывод из эксплуатации судовых ядерных установок.
3.5.Территориальная экологическая политика.
Основными направлениями территориальной экологической политики являются:
- концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала прежде всего на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
- резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью;
- обеспечение непревышения экологической емкости экосистем при строительство предприятий и других объектов на неосвоенных территориях;
- применение бассейнового принципа хозяйствования;
- приоритетное развитие хозяйств, обеспечивающих нужды местного населения;
- предотвращение фрагментации массивов естественных или полуестественных природных сообществ при развитии инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и т.п.).
3.6.Защита здоровья населения от вредоносных антропогенных экологических факторов.
Основными направлениями действий по защите здоровья населения являются:
- обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды, качества атмосферного воздуха в местах обитания человека;
- обеспечение экологической безопасности одежды, бытовой техники и др. предметов домашнего обихода, материалов, используемых в жилищном строительстве;
- предотвращение и прекращение хозяйственной деятельности, влекущей загрязнение окружающей природной среды вредными для здоровья отходами производства;
- выявление и реабилитация зон экологического неблагополучия и экологических катастроф;
- обеспечение реабилитации лиц, пострадавших в результате экологических правонарушений, в ходе техногенных аварий и катастроф, в результате работы на экологически опасных и вредных производствах.
3.7. Развитие гражданского общества для решения экологических проблем.
Основными направлениями действий в целях развития гражданского общества являются:
- всемерная поддержка участия граждан в обсуждении и принятии решений, затрагивающих их права и свободы, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы либо нанести ущерб окружающей среде;
- обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
- создание режима благоприятствования благотворительности, в том числе в области экологии;
- создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов;
- обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики.
3.8. Сохранение природного наследия.
Основными направлениями действий по сохранению природного и культурного наследия России являются:
- обеспечение сохранности всего природного разнообразия страны;
- сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий;
- сохранение и расширение системы историко-культурных заповедников, исторических зон в городах и населенных пунктах, памятников истории и культуры народов России;
- разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем и ландшафтов, присущих России;
- предотвращение проникновения на территорию России организмов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, в том числе генетически модифицированных;
- разработка и осуществление системы мер по сохранению и созданию условий существования диких животных и растений на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
3.9. Обеспечение экологической безопасности при деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической деятельности.
Основными направлениями государственной политики в этой области являются:
- обеспечение государственного и общественного контроля за экологической безопасностью деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической отрасли;
- создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства специализированных экологических подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации ущерба, в том числе всех видов загрязнения и заражения, нанесенного территориям страны в ходе предыдущей деятельности оборонного комплекса и во время боевых операций в Чеченской Республике;
- обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности населения при решении вопросов уничтожения химического оружия, ракет, пусковых установок и другого военного имущества, утилизации ядерных зарядов и вышедших из строя атомных подводных лодок;
- обеспечение реабилитации территорий, загрязненных при осуществлении ракетно-космической деятельности, в процессе функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса и при проведении подземных ядерных взрывов, в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия.
3.10. Участие России в решении наднациональных экологических проблем.
Основными направлениями государственной экологической политики в этой сфере являются:
- обеспечение активного участия России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;
- активное участие в процессах и переговорах, направленных на сокращение мировых и национальных расходов на вооружение, на обеспечение режима нераспространения оружия массового поражения; отказ от разработки и применения видов оружия или боеприпасов, экологических последствия которых опасны или недостаточно изучены;
- активное участие в международных процессах и переговорах, имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению товаров, использование которых способно нанести ущерб населению, природным объектам и средам;
- обеспечение интересов и экологической безопасности России в связи с участием в международных организациях, соглашениях и конвенциях;
- обеспечение учета глобальных экологических функций России в международных экономических отношениях;
- обеспечение экологической безопасности, охраны природной среды и возобновляемых природных ресурсов при совместной эксплуатации водоемов и водотоков, находящихся под юрисдикцией нескольких стран;
- привлечение международных сил и средств для ликвидации или переоборудования российских источников угроз радиоактивного и иного загрязнения морей и океанов, приграничных территорий, а также воздушных масс;
- привлечение международных сил и средств для сохранения и восстановления средообразующих функций нетронутых и малоосвоенных массивов российской природы, имеющих глобальное значение.
Экологическая доктрина России
(основные положения)
|