Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Что впереди?

I

Существует расхожее выражение «дети — наше будущее», которое, тем не менее, не лишено глубокого смысла. Ибо вполне естественно, что сегодняшние дети — завтра полноценные граждане страны, а в XXI в. именно они будут определять ее судьбу. В этой связи представляет интерес попытка узнать, что же думает о своей стране, ее будущем и о своем месте в жизни наша молодежь.

Получить ответы на эти вопросы в некоторой степени позволяют результаты исследования, проведенного в прошедшем году профессором Института молодежи Р.Гуровой при помощи «Движения в защиту детства».

Всего в ходе исследования было опрошено 1700 школьников 9—11 классов 20 областей России: от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Южно-Сахалинска.

В результате корреляционного анализа высказываний респондентов, по мнению Гуровой, представляется обоснованным выделить 3 группы юношей и девушек, характеризующиеся сложившимся дифференцированным типом мышления, самоопределения и самоидентификации.
Это группы:

  • c ярко выраженной индивидуалистической направленностью личности,

  • c социально-активной гражданской позицией,

  • промежуточная, недостаточно определившаяся и самоидентифицирующаяся группа молодежи.

Или, что более привычно для дихотомического, «черно-белого» видения картины мира, группы с «буржуазной», социально-коллективистской ориентацией и не-определившееся «болото».

Для всех выявленных социологами групп молодежи характерно:

  • во-первых, снижение уровня грамотности по сравнению с 80-ми годами, что заметно даже из анализа ответов в анкетах;

  • во-вторых, некая интеллектуальная деакселерация, инфантилизация нынешних старшеклассников при несомненном расширении уровня их информированности по сравнению со сверстниками 70—80-х годов.

II

К группе ярковыраженной индивидуалистической ориентации, более или менее осознанно принявшей «либеральные» ценности, можно отнести примерно 20% опрошенных, хотя и сама по се-бе эта группа достаточно неод-нородна.

Как правило, это дети материально хорошо обеспеченных родителей, которые ныне идентифицируют с «новыми русскими». Общим для них является ярко выраженная установка на потребительские ценности: стремление не стать кем-либо (высококлас-сным профессионалом, специалистом, личностью), а иметь (деньги, удовольствия, реже — власть).

В зависимости от доминирующих потребностей в сформировавшейся у них структуре личности можно выделить и подгруппы: стяжателей-потребителей; гедонистов-эпикурейцев; карьеристов-честолюбцев и маргиналов с уголовной направленностью.

Первую подгруппу (около 9% от числа всех опрошенных) составляют дети богатых, но, недостаточно образованных родителей, часто это, как правило — работники торговли, мелкие предприниматели. Их главная цель в жизни — иметь много денег, при этом желательно не работать, а жить на дивиденды. Желающих заняться предпринимательством среди них немного.

Второй их личностной чертой является глубокий индивидуализм, ограниченный рамками семьи. Девиз «человек человеку — волк» — напомним, что это самоидентифицирующая характеристика, — для них руководство к действию.

Духовный мир этой группы молодежи весьма ограничен.

Об этом свидетельствует отсутствие ответов на вопросы об идеалах и героях, а вот что касается наиболее распространенных девизов, то это «минимум проблем», «деньги — это все, что есть настоящее бытие», «не обманешь — не проживешь». В людях они ценят прежде всего предприимчивость, подчас соседствующую с жестокостью.

«Героями» для подражания наиболее часто называют небезызвестного Остапа Бендера, не менее ныне известного Сергея Мавроди, Довганя и ...Ю.Лужкова.

В целом эта подгруппа практически аполитична, если дело не касается кошелька их родителей.

Следующую подгруппу (таких около 9% опрошенных) можно назвать гедонистами-эпикурейцами, главными целями которых, на фоне душевной черствости и эгоизма, является стремление к получению максимального «удовольствия от жизни», что и показывают их девизы: «жить нужно в кайф!», «развлекайся на полную катушку!», «живи сегодняшним днем — завтрашнего может не быть!».

Их герои-идеалы также весьма характерны. Это — Дон Жуан, Таис Афинская, Казанова и ...Алла Пугачева.

Следующую подгруппу карьеристов-честолюбцев (около 1% опрошенных) составляют дети очень богатых и хорошо образованных родителей. Они отличаются повышенным, по сравнению с остальными, уровнем культуры и образования, при том же эгоизме и корыстолюбии, что и у других представителей этой группы. Главная их личностная доминанта — добиться больших успехов в карьере, получить вследствие этого власть. Их жизненные девизы: «пришел, увидел, победил», «если быть, то первым», «цель оправдывает средства». Их образцы для подражания — Наполеон, Бисмарк, Макиавелли и ...Б.Березовский.

Но это единственная подгруппа, члены которой интересуются политикой, проявляют собственную социальную активность: они целенаправленно изучают политических деятелей, партии и движения, понимают социальное значение и функции молодежных организаций и хотели бы их возглавлять.

В силу этой устремленности на самореализацию — среди них нет желающих эмигрировать из России — в чем состоит отличие этой подгруппы от других подгрупп, члены которых хотели бы покинуть страну.

Последняя, выделяемая социологами, подгруппа — маргинальная с уголовными наклонностями. Как правило, это дети бедных родителей, которые, чтобы вырваться из нищеты, во имя «красивой» жизни готовы на все.

Их идеалы — стать «вором в законе», киллером, бандитом или валютной проституткой, «жить красиво и весело».

Их герои — Григорий Распутин, Гитлер, Япончик, их девизы — получить много денег любым путем», «мой девиз четыре слова: тонешь сам — топи другого!».

Следующую группу — до 50% опрошенных, — составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической направленности юноши и девушки. Эта группа также весьма неоднородна — от слабо социально-политически развитых до «политических» активистов, но с некоторым отставанием в развитии духовных потребностей.

Первую подгруппу — около 10% — составляют обыватели-конформисты, в значительнойстепени подверженные влиянию СМИ.

Чаще это горожане из семей с неполным средним и средним образованием. Для них главное — групповые интересы своей семьи или близких друзей. Их стремления — семья, работа и материальный достаток. Девизы «хочешь жить — умей вертеться», «не желай другому того, чего не хочешь себе».

Их герои-идеалы — от сказочных персонажей Золушки или Тарзана, до Анжелики, Клеопатры или принцессы Дианы.

Многие из них хотели бы продолжить образование после школы. Интересы к политике представители этой подгруппы не проявляют, участвовать в общественно-политической деятельности, в том числе в молодежных организациях, не собираются. Однако большинство из них полагает, что в стране, наряду с «построением капитализма», идут «неуправляемые экономические процессы». Многие из них хотели бы уехать в развитую страну.

Следующую подгруппу (около 20% опрошенных) исследователи назвали «интеллектуалами». Они отличаются хорошим общим развитием и ориентацией на духовные ценности.

Все они хотели бы продолжать образование в вузах, причем их цель — «совершенствоваться в любимой области», «развивать ин-теллект».

Их герои — Онегин, Петр Первый, И.Кант, А.Эйнштейн, маршал Жуков, Сахаров и... Явлинский. Их девизы: «самосовершенствование», «максимальное развитие личности», «совершенствование себя и окружающего мира».

Однако политически они достаточно пассивны — «кто хочет, пусть занимается общественно-политической деятельностью; для меня она необязательна».

Их оценки того, что происходит в стране, достаточно негативны: «неуправляемые экономические и социальные процессы, ведущие к бесправию, нищете и голоду, вымиранию народа».

Однако у этой категории молодежи нет чувства сопричастностии ответственности за судьбу страны, желания что-либо сделать, чтобы изменить положение в обществе.

Еще одну специфическую подгруппу (до 5% опрошенных) составляют «гуманисты», чья главная доминанта состоит в стремлении помочь людям. Смысл своей жизни они видят в оказании помощи ближним

Их девизы: «помогать всем во всем», «делать добро». Их герои — Иисус Христос и мать Тереза. В определенной мере они подвержены влиянию христианских заповедей, что определяет их общественно-политическую пассивность. В то же время значение материальных ценностей для этой группы, как бы не показалось это странным, достаточно велико.

Следующая подгруппа, наиболее близко примыкающая к группе социально-активной молодежи, характеризуется высокой степенью общественно-политической направленности личности, патриотизмом, взвешенной и грамотной оценкой того, что происходит в стране, стремлением активно бороться за социальную справедливость.

Она включает до 15% опрошенных, главным образом учащихся выпускных классов сель-ских школ.

Как правило, это дети из семей с удовлетворительным или ниже среднего уровня достатком, средним и средним специальным образованием родителей.

Неравномерность их развития проявляется в недостаточной духовной направленности, при четко выраженной гуманистической позиции. Их девизы — «равенство и справедливость», «жить мудро, честно, справедливо», «жить для других, но не забывать и про се-бя». Их любимые герои — Спартак и Ленин, Чапаев и Жуков.

Они полагают, что молодежные организации очень нужны и стране, и самой молодежи, призваны помочь ей войти в жизнь и принять ответственность за происходящее с Россией на себя.

Третья группа молодежи — это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30% опрошенных, что примерно вдвое больше, чем в начале 90-х годов, и даже больше по сравнению с опросом, проводившимся в 1996 г. Эту группу респондентов отличает ярко выраженная любовь к Родине, гуманизм, обостренное чувст-во ответственности и преобладание общественных интересов над личными.

Главное для них в жизни — не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Цели их жизни — «приносить пользу людям, стране», «честно трудиться на благо Родины», «полная самореализация». Счастье для них — это прежде всего «сознание того, что ты нужен людям», а также верные друзья, любовь, семья. И главное — «жить с чистой совестью, всегда поступать в соответствии со своими убеждениями».

Девизы этой группы старше-классников отражают ее активную социальную направленность: «счастье — для всех!», «хлеб — крестьянам, фабрики — рабочим, зарплату — учителям!», «если не я, то кто?», «пылать, а не коптить».

Среди их литературных героев — Данко, Овод, Рахметов и Корчагин, Маресьев и О.Кошевой; героев исторических — Спартак, Коперник, К.Маркс, Чернышевский, Эйнштейн, Ленин, Сталин, Жуков; среди героев современности — Че Гевара, герои Великой Отечест-венной войны, Гагарин, Андропов, Д.Холодов, Ф.Кастро, Л.Рохлин.

Они ориентируются на активное участие в общественной жизни, на работу в молодежных организациях, которые должны «воспитывать патриотов», «по-могать молодежи определить це-ли в жизни».

Для этой группы молодежи характерно четкое понимание, что «все зависит от того, как будут люди, каждый из нас реагировать на ситуацию в обществе».

Авторы описываемого исследования склонны считать, что именно эта категория молодежи станет интеллектуальными, духовными и политическими лидерами XXI в. в нашей стране.

И это говорит о том, что у России еще есть будущее.

III

Какие же выводы позволяет сделать проведенное исследование?

По сравнению с 1991 г. увеличилась группа школьников с ярко выраженной гражданской позицией — с 10 до 40%, причем у студентов этот показатель несколько ниже — 15—20% в зависимости от региона проживания.

Молодежь становится более патриотичной — ныне лишь 30% опрошенных хотели бы покинуть Россию, тогда как в 90-е годы этот показатель доходил до 60%. Школьники стали более милосердными. 81% старше-классников вновь, как в забытые «застойные» годы, хотели бы получить высшее образование, однако реально это желание сможет реализовать не более 15—20% выпускников школ. Следует также отметить, что в начале 90-х годов удельный вес потенциальных абитуриентов был ниже в два и более раза, а ныне мы наблюдаем возврат к высокому статусу высшего образования среди молодежи.

Однако стремление к образованию может столкнуться с непреодолимыми препятствиями: уже ныне третья часть студентов учится на платной основе.

Есть, однако, и негативная динамика: 56% школьников одобряют половые связи уже в школе, что не может не настораживать. Особенно если учесть увеличение в 47(!) раз количества заболеваний сифилисом среди молодежи, а также угрожающее распространение СПИД среди молодежи — 75% выявленных ВИЧ-инфицированных составляют лица в возрасте от 15 до 29 лет.

Так что судьба страны и судьба ее молодежи далеко не однозначны. А какими они реально сложатся в XXI в. — зависит во многом как от поколения «отцов», так и от самих «детей».

Ю.Парусникова
15.08.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья