I
Существует расхожее выражение «дети — наше будущее», которое, тем не менее, не лишено глубокого смысла. Ибо вполне естественно, что сегодняшние дети — завтра полноценные граждане страны, а в XXI в. именно они будут определять ее судьбу. В этой связи представляет интерес попытка узнать, что же думает о своей стране, ее будущем и о своем месте в жизни наша молодежь.
Получить ответы на эти вопросы в некоторой степени позволяют результаты исследования, проведенного в прошедшем году профессором Института молодежи Р.Гуровой при помощи «Движения в защиту детства».
Всего в ходе исследования было опрошено 1700 школьников 9—11 классов 20 областей России: от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Южно-Сахалинска.
В результате корреляционного анализа высказываний респондентов, по мнению Гуровой, представляется обоснованным выделить 3 группы юношей и девушек, характеризующиеся сложившимся дифференцированным типом мышления, самоопределения и самоидентификации.
Это группы:
- c ярко выраженной индивидуалистической направленностью личности,
- c социально-активной гражданской позицией,
- промежуточная, недостаточно определившаяся и самоидентифицирующаяся группа молодежи.
Или, что более привычно для дихотомического, «черно-белого» видения картины мира, группы с «буржуазной», социально-коллективистской ориентацией и не-определившееся «болото».
Для всех выявленных социологами групп молодежи характерно:
- во-первых, снижение уровня грамотности по сравнению с 80-ми годами, что заметно даже из анализа ответов в анкетах;
- во-вторых, некая интеллектуальная деакселерация, инфантилизация нынешних старшеклассников при несомненном расширении уровня их информированности по сравнению со сверстниками 70—80-х годов.
II
К группе ярковыраженной индивидуалистической ориентации, более или менее осознанно принявшей «либеральные» ценности, можно отнести примерно 20% опрошенных, хотя и сама по се-бе эта группа достаточно неод-нородна.
Как правило, это дети материально хорошо обеспеченных родителей, которые ныне идентифицируют с «новыми русскими». Общим для них является ярко выраженная установка на потребительские ценности: стремление не стать кем-либо (высококлас-сным профессионалом, специалистом, личностью), а иметь (деньги, удовольствия, реже — власть).
В зависимости от доминирующих потребностей в сформировавшейся у них структуре личности можно выделить и подгруппы: стяжателей-потребителей; гедонистов-эпикурейцев; карьеристов-честолюбцев и маргиналов с уголовной направленностью.
Первую подгруппу (около 9% от числа всех опрошенных) составляют дети богатых, но, недостаточно образованных родителей, часто это, как правило — работники торговли, мелкие предприниматели. Их главная цель в жизни — иметь много денег, при этом желательно не работать, а жить на дивиденды. Желающих заняться предпринимательством среди них немного.
Второй их личностной чертой является глубокий индивидуализм, ограниченный рамками семьи. Девиз «человек человеку — волк» — напомним, что это самоидентифицирующая характеристика, — для них руководство к действию.
Духовный мир этой группы молодежи весьма ограничен.
Об этом свидетельствует отсутствие ответов на вопросы об идеалах и героях, а вот что касается наиболее распространенных девизов, то это «минимум проблем», «деньги — это все, что есть настоящее бытие», «не обманешь — не проживешь». В людях они ценят прежде всего предприимчивость, подчас соседствующую с жестокостью.
«Героями» для подражания наиболее часто называют небезызвестного Остапа Бендера, не менее ныне известного Сергея Мавроди, Довганя и ...Ю.Лужкова.
В целом эта подгруппа практически аполитична, если дело не касается кошелька их родителей.
Следующую подгруппу (таких около 9% опрошенных) можно назвать гедонистами-эпикурейцами, главными целями которых, на фоне душевной черствости и эгоизма, является стремление к получению максимального «удовольствия от жизни», что и показывают их девизы: «жить нужно в кайф!», «развлекайся на полную катушку!», «живи сегодняшним днем — завтрашнего может не быть!».
Их герои-идеалы также весьма характерны. Это — Дон Жуан, Таис Афинская, Казанова и ...Алла Пугачева.
Следующую подгруппу карьеристов-честолюбцев (около 1% опрошенных) составляют дети очень богатых и хорошо образованных родителей. Они отличаются повышенным, по сравнению с остальными, уровнем культуры и образования, при том же эгоизме и корыстолюбии, что и у других представителей этой группы. Главная их личностная доминанта — добиться больших успехов в карьере, получить вследствие этого власть. Их жизненные девизы: «пришел, увидел, победил», «если быть, то первым», «цель оправдывает средства». Их образцы для подражания — Наполеон, Бисмарк, Макиавелли и ...Б.Березовский.
Но это единственная подгруппа, члены которой интересуются политикой, проявляют собственную социальную активность: они целенаправленно изучают политических деятелей, партии и движения, понимают социальное значение и функции молодежных организаций и хотели бы их возглавлять.
В силу этой устремленности на самореализацию — среди них нет желающих эмигрировать из России — в чем состоит отличие этой подгруппы от других подгрупп, члены которых хотели бы покинуть страну.
Последняя, выделяемая социологами, подгруппа — маргинальная с уголовными наклонностями. Как правило, это дети бедных родителей, которые, чтобы вырваться из нищеты, во имя «красивой» жизни готовы на все.
Их идеалы — стать «вором в законе», киллером, бандитом или валютной проституткой, «жить красиво и весело».
Их герои — Григорий Распутин, Гитлер, Япончик, их девизы — получить много денег любым путем», «мой девиз четыре слова: тонешь сам — топи другого!».
Следующую группу — до 50% опрошенных, — составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической направленности юноши и девушки. Эта группа также весьма неоднородна — от слабо социально-политически развитых до «политических» активистов, но с некоторым отставанием в развитии духовных потребностей.
Первую подгруппу — около 10% — составляют обыватели-конформисты, в значительнойстепени подверженные влиянию СМИ.
Чаще это горожане из семей с неполным средним и средним образованием. Для них главное — групповые интересы своей семьи или близких друзей. Их стремления — семья, работа и материальный достаток. Девизы «хочешь жить — умей вертеться», «не желай другому того, чего не хочешь себе».
Их герои-идеалы — от сказочных персонажей Золушки или Тарзана, до Анжелики, Клеопатры или принцессы Дианы.
Многие из них хотели бы продолжить образование после школы. Интересы к политике представители этой подгруппы не проявляют, участвовать в общественно-политической деятельности, в том числе в молодежных организациях, не собираются. Однако большинство из них полагает, что в стране, наряду с «построением капитализма», идут «неуправляемые экономические процессы». Многие из них хотели бы уехать в развитую страну.
Следующую подгруппу (около 20% опрошенных) исследователи назвали «интеллектуалами». Они отличаются хорошим общим развитием и ориентацией на духовные ценности.
Все они хотели бы продолжать образование в вузах, причем их цель — «совершенствоваться в любимой области», «развивать ин-теллект».
Их герои — Онегин, Петр Первый, И.Кант, А.Эйнштейн, маршал Жуков, Сахаров и... Явлинский. Их девизы: «самосовершенствование», «максимальное развитие личности», «совершенствование себя и окружающего мира».
Однако политически они достаточно пассивны — «кто хочет, пусть занимается общественно-политической деятельностью; для меня она необязательна».
Их оценки того, что происходит в стране, достаточно негативны: «неуправляемые экономические и социальные процессы, ведущие к бесправию, нищете и голоду, вымиранию народа».
Однако у этой категории молодежи нет чувства сопричастностии ответственности за судьбу страны, желания что-либо сделать, чтобы изменить положение в обществе.
Еще одну специфическую подгруппу (до 5% опрошенных) составляют «гуманисты», чья главная доминанта состоит в стремлении помочь людям. Смысл своей жизни они видят в оказании помощи ближним
Их девизы: «помогать всем во всем», «делать добро». Их герои — Иисус Христос и мать Тереза. В определенной мере они подвержены влиянию христианских заповедей, что определяет их общественно-политическую пассивность. В то же время значение материальных ценностей для этой группы, как бы не показалось это странным, достаточно велико.
Следующая подгруппа, наиболее близко примыкающая к группе социально-активной молодежи, характеризуется высокой степенью общественно-политической направленности личности, патриотизмом, взвешенной и грамотной оценкой того, что происходит в стране, стремлением активно бороться за социальную справедливость.
Она включает до 15% опрошенных, главным образом учащихся выпускных классов сель-ских школ.
Как правило, это дети из семей с удовлетворительным или ниже среднего уровня достатком, средним и средним специальным образованием родителей.
Неравномерность их развития проявляется в недостаточной духовной направленности, при четко выраженной гуманистической позиции. Их девизы — «равенство и справедливость», «жить мудро, честно, справедливо», «жить для других, но не забывать и про се-бя». Их любимые герои — Спартак и Ленин, Чапаев и Жуков.
Они полагают, что молодежные организации очень нужны и стране, и самой молодежи, призваны помочь ей войти в жизнь и принять ответственность за происходящее с Россией на себя.
Третья группа молодежи — это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30% опрошенных, что примерно вдвое больше, чем в начале 90-х годов, и даже больше по сравнению с опросом, проводившимся в 1996 г. Эту группу респондентов отличает ярко выраженная любовь к Родине, гуманизм, обостренное чувст-во ответственности и преобладание общественных интересов над личными.
Главное для них в жизни — не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Цели их жизни — «приносить пользу людям, стране», «честно трудиться на благо Родины», «полная самореализация». Счастье для них — это прежде всего «сознание того, что ты нужен людям», а также верные друзья, любовь, семья. И главное — «жить с чистой совестью, всегда поступать в соответствии со своими убеждениями».
Девизы этой группы старше-классников отражают ее активную социальную направленность: «счастье — для всех!», «хлеб — крестьянам, фабрики — рабочим, зарплату — учителям!», «если не я, то кто?», «пылать, а не коптить».
Среди их литературных героев — Данко, Овод, Рахметов и Корчагин, Маресьев и О.Кошевой; героев исторических — Спартак, Коперник, К.Маркс, Чернышевский, Эйнштейн, Ленин, Сталин, Жуков; среди героев современности — Че Гевара, герои Великой Отечест-венной войны, Гагарин, Андропов, Д.Холодов, Ф.Кастро, Л.Рохлин.
Они ориентируются на активное участие в общественной жизни, на работу в молодежных организациях, которые должны «воспитывать патриотов», «по-могать молодежи определить це-ли в жизни».
Для этой группы молодежи характерно четкое понимание, что «все зависит от того, как будут люди, каждый из нас реагировать на ситуацию в обществе».
Авторы описываемого исследования склонны считать, что именно эта категория молодежи станет интеллектуальными, духовными и политическими лидерами XXI в. в нашей стране.
И это говорит о том, что у России еще есть будущее.
III
Какие же выводы позволяет сделать проведенное исследование?
По сравнению с 1991 г. увеличилась группа школьников с ярко выраженной гражданской позицией — с 10 до 40%, причем у студентов этот показатель несколько ниже — 15—20% в зависимости от региона проживания.
Молодежь становится более патриотичной — ныне лишь 30% опрошенных хотели бы покинуть Россию, тогда как в 90-е годы этот показатель доходил до 60%. Школьники стали более милосердными. 81% старше-классников вновь, как в забытые «застойные» годы, хотели бы получить высшее образование, однако реально это желание сможет реализовать не более 15—20% выпускников школ. Следует также отметить, что в начале 90-х годов удельный вес потенциальных абитуриентов был ниже в два и более раза, а ныне мы наблюдаем возврат к высокому статусу высшего образования среди молодежи.
Однако стремление к образованию может столкнуться с непреодолимыми препятствиями: уже ныне третья часть студентов учится на платной основе.
Есть, однако, и негативная динамика: 56% школьников одобряют половые связи уже в школе, что не может не настораживать. Особенно если учесть увеличение в 47(!) раз количества заболеваний сифилисом среди молодежи, а также угрожающее распространение СПИД среди молодежи — 75% выявленных ВИЧ-инфицированных составляют лица в возрасте от 15 до 29 лет.
Так что судьба страны и судьба ее молодежи далеко не однозначны. А какими они реально сложатся в XXI в. — зависит во многом как от поколения «отцов», так и от самих «детей».
Ю.Парусникова
15.08.2000
|