Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Социальная политика

Согласованный проект: Трудовой кодекс РФ

Федеральный Закон
Трудовой кодекс Российской Федерации

    ЧАСТЬ IV
    РАЗДЕЛ 13. Защита трудовых прав работников. разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде
    ГЛАВА 54. Общие положения

Статья 343. Способы защиты трудовых прав работников

Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

    государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде;
    защита трудовых прав работников профсоюзами;
    самозащита работниками своих трудовых прав.

    Глава 55. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде

Статья 344. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде

Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют (наряду с органами федеральной инспекции труда) специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом.

Статья 345. Система федеральной инспекции труда

Единую федеральную централизованную систему государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда образуют Федеральная инспекция труда - государственный орган, осуществляющий специальные надзорные, контрольные, разрешительные и организационные функции, и ее территориальные органы - государственные инспекции труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда).

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности Главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Статья 346. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда

Деятельность органов и должностных лиц системы федеральной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

    обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
    обеспечение соблюдения работодателями положений законов и иных нормативных правовых актов о труде;
    обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений законов и иных нормативных правовых актов о труде;
    доведение до сведения компетентных органов государственной власти фактов нарушений, бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 347. Основные полномочия органов федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

    осуществляют федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях законов и иных нормативных правовых актов о труде посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к установленной законом ответственности;
    анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
    осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
    направляют в установленном порядке соответствующую информацию федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам;
    реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных надзорно-контрольных органов и федеральных органов исполнительной власти в части вопросов обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов о труде;
    проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
    осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
    обобщают практику применения, анализируют причины нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
    анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по их профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
    дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям законов и иных нормативных правовых актов о труде, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
    участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
    принимают необходимые меры для привлечения в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений законов и иных нормативных правовых актов о труде, относящихся к здравоохранению и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
    запрашивают и безвозмездно получают от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
    ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и иных граждан о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
    осуществляют профилактическое информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов о труде;
    информируют общественность о выявленных в организациях нарушениях законов и иных нормативных правовых актов о труде, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
    готовят и публикуют ежегодные доклады общего характера о соблюдении законов и иных нормативных правовых актов о труде, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации.

Статья 348. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

    беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;
    запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных ответственных лиц организаций всех организационно-правовых форм, органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
    изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта;
    расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
    предъявлять руководителям и иным ответственным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
    приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
    направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
    отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
    запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
    выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
    привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
    выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного гражданина в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения закона или иного нормативного правового акта о труде вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Статья 349. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты о труде, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц системы федеральной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов о труде, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 350. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 351. Порядок инспектирования организаций

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только он не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил, пограничной службы, органов безопасности, внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, атомной и оборонной промышленности подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения:

    доступом только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
    проведением проверок в назначенное время;
    ограничением на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Статья 352. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и/или в судебном порядке. Решения Главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 353. Ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о труде

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 354. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральным законом.

Статья 355. Ответственность государственных инспекторов труда

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральным законом.

Статья 356. Взаимодействие органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными надзорно-контрольными органами, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля, осуществляемого профсоюзами, по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов о труде осуществляется федеральной инспекцией труда.

Статья 357. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При выполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.

Статья 358. Государственный энергетический надзор

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора в Российской Федерации, независимы и подчиняются только закону.

Статья 359. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи правил независимы и подчиняются только закону.

Статья 360. Государственный контроль за ядерной и радиационной безопасностью

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники специального органа, ведающего вопросами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

    Глава 56. Защита трудовых прав работников профсоюзами

Статья 361. Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профсоюзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями, по согласованию с Федеральным органом исполнительной власти по труду.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, в соответствии с Типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов, согласованного с Федеральным органом исполнительной власти по труду.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий соглашения, коллективного договора.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право:

    осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права;
    проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
    принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законов и иных актов, содержащих нормы трудового права;
    осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами;
    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    принимать участие в разработке законов и иных актов, содержащих нормы трудового права;
    принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
    обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статья 362. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 363. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего работников организации, при принятии актов о труде организации

Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект акта о труде организации выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта вышеуказанного акта о труде организации направляет работодателю по нему мотивированное мнение в письменном виде.

В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом акта о труде организации, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять решение о принятии акта о труде организации, а выборный профсоюзный орган работников вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статья 364. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2, подпунктом “б” пункта 3 и пунктом 5 статьи 79 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель направляет соответствующему выборному профсоюзному органу проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение 7 рабочих дней рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменном виде.

В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение трех рабочих дней он направляет копию мотивированного мнения с приложением необходимых документов в соответствующую государственную инспекцию труда системы Федеральной инспекции труда с одновременным уведомлением об этом работодателя.

Работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления выборному профсоюзному органу проекта приказа вправе принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда системы Федеральной инспекции труда и/или в суд.

Статья 365. Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2, подпунктом “б” пункта 3 и пунктом 5 статьи 79 настоящего Кодекса руководителя (его заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение вышеуказанной категории работников производится в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 364 настоящего Кодекса.

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Статья 366. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы

Работнику, освобожденному от работы в организации вследствие его избрания на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, предоставляется после окончания срока его полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Кодекса.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации - общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняют за этим профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором.

Статья 367. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2, подпунктом “б” пункта 3 и пунктом 5 статьи 79 настоящего Кодекса с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 365 настоящего Кодекса.

Статья 368. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа

Работодатель обязан предоставить выборному профсоюзному органу данной организации помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации с численностью свыше 100 человек работодатель предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование принадлежащие организации либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не вправе устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профсоюзов, дополнительную по сравнению с работниками, являющимися членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.

Статья 369. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ГЛАВА 57. Самозащита работниками своих трудовых прав

Статья 370. Формы самозащиты

В целях самозащиты своих трудовых прав работник, в частности, может:

отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами.

Статья 371. Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты

Работодатель, его представители не вправе препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав и законных интересов. Преследование работников за использование ими допустимых действующим законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

    Глава 58. Разрешение индивидуальных трудовых споров

Статья 372. Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде, соглашения, коллективного договора, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 373. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Статья 374. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Статья 375. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и/или работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) организации.

Представители работодателя назначаются руководителем организации.

По решению общего собрания комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Статья 376. Компетенция комиссий по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием представителя органа работников организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Статья 377. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статья 378. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации комиссией по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует, соответственно, не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии и заверяется печатью комиссии.

Статья 379. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении указываются:

    наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
    даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
    фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
    существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
    результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 380. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок, работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 381. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

В случае, если комиссией в десятидневный срок не рассмотрен спор, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.

Статья 382. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профсоюза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

    работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
    работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

    об отказе в приеме на работу;
    лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
    лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Статья 383. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Статья 384. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Статья 385. Вынесение решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций.

По заявлению работника орган, рассматривающий трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону, суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на новую работу, суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Статья 386. Удовлетворение денежных требований работника

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере.

Статья 387. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного, о восстановлении на данной работе незаконно переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Статья 388. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

    Глава 59. Разрешение коллективных трудовых споров

Статья 389. Основные понятия

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (далее - стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем в соответствии со ст. 391 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Статья 390. Выдвижение требований работников и их представителей

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 33 настоящего Кодекса.

Требования работников организации, ее филиала, представительства выдвигаются на соответствующем собрании (конференции) работников большинством голосов.

Требования, выдвинутые представителями работников, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников большинством голосов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.

Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба). В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.

Статья 391. Рассмотрение требований работников

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Статья 392. Примирительные процедуры

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и/или в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и /или в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Статья 393. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и /или в трудовом арбитраже.

Статья 394. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны могут в течение 3 рабочих дней пригласить посредника, при необходимости стороны могут обратиться в Службу за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение 3 рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Статья 395. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Статья 396. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 397. Уклонение от участия в примирительных процедурах

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии, коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, - если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.

Статья 398. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба:

    осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
    проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
    формирует список трудовых арбитров;
    проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
    выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
    оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
    организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
    организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещения организации, филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Статья 399. Соглашение в ходе разрешения коллективных трудовых споров

Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Статья 400. Право на забастовку

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Статья 401. Объявление забастовки

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства.

Решение об объявлении забастовки, принятое представителями работников, утверждается собранием (конференцией) работников организаций, филиала, представительства.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

    перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
    дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
    наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
    предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу.

Статья 402. Орган, возглавляющий забастовку

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

Статья 403. Обязанности сторон в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), связанных с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатываются Федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) согласовывается со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве определяется соглашением сторон совместно с органами самоуправления на основе Перечня минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан при их невыполнении. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные Перечнем минимума необходимых работ (услуг) для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве устанавливается представительным органом местного самоуправления. Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Статья 404. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.

Являются незаконными и не допускаются забастовки в Вооруженных Силах Российской Федерации, правоохранительных органах, органах федеральной службы безопасности, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, в службах по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными судами, судами автономных округов и автономной области по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской Федерации.

Статья 405. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью седьмой статьи 404, предусмотренной настоящим Кодексом.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой статьи 404 настоящего Кодекса.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Соглашением, коллективным договором или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменном виде о начале в связи с этим простое, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законодательством о труде порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

Статья 406. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение по инициативе работодателя работников в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Статья 407. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и за невыполнение соглашения

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующие его проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или к административной ответственности в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 408. Ответственность работников за незаконные забастовки

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Статья 409. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

Действия сторон, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением коллективного трудового спора, оформляются протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

    Глава 60. Участие работников в управлении организацией

Статья 410. Право работников на участие в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется федеральными законами, учредительными документами организации, коллективными договорами.

Статья 411. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

    проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия актов о труде;
    получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
    обсуждение с работодателем вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
    участие в разработке и принятии коллективных договоров.

Представители работников вправе получать информацию по вопросам:

    реорганизации или ликвидации организации;
    введения технологических изменений, влекущих изменение условий труда большинства работающих;
    подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров;
    по иным вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников вправе также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях этих органов при их рассмотрении.

    Глава 61. Ответственность за нарушение законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 412. Виды ответственности за нарушение законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Лица, виновные в нарушении законов, иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
15.06.2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки