Ненасильственные, или, как их окрестили журналисты, «бархатные» революции
стали политическим феноменом второй половины XX в.
Первые из них на основе единства действий «народных фронтов» происходили во
второй половине еще 40-х годов в Болгарии, Чехословакии и других восточноевропейских
странах.
Затем настала чередь Португалии, Испании и других...
Ненасильственные социальные революции происходят при дряхлеющих, агонизирующих
режимах, лишившихся массовой поддержки населения. Целесообразно напомнить слова
российского премьера начала века С.Ю.Витте, который прозорливо отмечал, что «Все
революции происходят из-за того, что правительства остаются глухи к чаяниям широких
народных масс, не отвечают назревшим народным нуждам».
Ненасильственная социальная революция представляет собой комплекс согласованных
и взаимосвязанных организационно-политических и пропагандистских мероприятий различных
политических субъектов (партий, движений, блоков и т.д.), подчиненных единой цели
— завоевание государственной власти законным, мирным путем и недопущение антиконституционных
криминально-силовых мер подавления народного протеста.
Приобретает ли такая революция мирный или «бархатный» характер зависит во многом
от степени политической и тактической зрелости субъектов, претендующих на управление
государством и обществом, от степени использования ими исторического опыта, который
позволяет выделить следующий алгоритм подготовки и проведения социальных революций,
куда входит:
1. Создание Координационного совета (КС) основных политических субъектов, пользующихся
массовой поддержкой населения, выработкой принципов (платформ, программ) совместной
политической деятельности, включая определение этапности и соподчиненности задач
политического движения.
2. Создание материально-технической базы расширения политической и пропагандистской
работы, в том числе создание:
- материальных фондов различной направленности — избирательных, пропагандистских,
профессионального образования партийных активистов, оплаты профессиональных работников
(журналистов, пропагандистов) и т.д.;
- типографий («печатных точек» — множительных пунктов или бюро, ксерокса) для
оперативного изготовления печатных материалов;
- систем связи (телефонных, сотовых, космических, элек-тронных, факсимильных
и т.д.), включая экстренные и резервные (дублирующие) сети.
3. Завоевание и расширение информационных позиций:
- внедрение в существующие системы массовой коммуникации — информагентства,
государственную и коммерческую прессу, радио, телевидение (включая кабельное)
различной направленности;
- внедрение в компьютерные сети (Интернет, Фидонет) с целью объективного изложения
позиций КС по тем или иным актуальным вопросам, противодействие информационно-политическим
диверсиям противостоящих сил.
4. Принятие мер по недопущению провокаций со стороны национальных и зарубежных
спецслужб, по недопущению развязывания политических репрессий, вовлечению в силовое
подавление оппозиций полиции (милиции), армии, служб безопасности.
5. Выработка и согласование первоочередных действий на 1, 2, 3, 5, 10, 20-й
и т.д. дни — для органов законодательной и исполнительной власти.
6. Согласование единой предвыборной платформы оппозиционных сил, которая не
исключает некоторых содержательно-тактических отличий в зависимости от особенностей
соответствующих избирательных округов.
7. Подготовка (обучение) кадрового актива и резерва сил альянса — от партийных
пропагандистов, журналистов, «функционеров» до членов избирательных штабов, агитаторов
и т.д.
8. Проведение целенаправленных пропагандистских кампаний: по изменению Конституции,
реформированию правительства и других органов исполнительной власти.
При этом под пропагандистской кампанией понимается комплекс подчиненных единой
цели аргументированных мероприятий по продвижению в различные средства и каналы
СМИ информационных сообщений, согласованных по времени, формам и дополняемых соответствующими
политическими действиями — депутатский запрос, обращение в прокуратуру и т.д.
9. Подготовка и проведение согласованных региональных и федеральных избирательных
кампаний:
- создание единой оппозиционной коалиции;
- пропаганда единой избирательной платформы коалиции;
- конкретные меры по пропаганде ее кандидатов;
- дискредитация позиции избирательных платформ оппонентов и т.д.;
- обеспечение контроля за корректностью и объективностью проведения выборов
и подведением их результатов.
10. Меры по обеспечению порядка и стабильности после завоевания власти — с
момента подсчета голосов и подведения итогов выборов до созыва первой сессии нового
парламента, иногурации президента, формирования правительства.
Разумеется, предлагаемый алгоритм действий требует большей конкретизации и
предметно-содержательного наполнения, равно как и учета конкретных исторических
условий.
А.Гурьянов
15.06.1999
|