Решение задач социально-экономического развития в 2002 году станет последовательным шагом в реализации целей социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Основные задачи социально-экономического развития, на решение которых будет направлена политика Правительства Российской Федерации в 2002 году, разработаны с учетом анализа развития социально-экономической ситуации в 2001 году и в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и проектом Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года.
Основной задачей экономической политики на 2002 год является закрепление тенденции динамического роста экономики, последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения в условиях устойчивого снижения инфляции, развитие рыночной и институциональной инфраструктуры.
Должно быть обеспечено преодоление инвестиционного кризиса за счет усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой прозрачности предприятий и организаций.
Будет реализовываться предсказуемая и стимулирующая рост макроэкономическая политика, важнейшим направлением которой будет взвешенная денежно-кредитная политика, направленная на устранение угрозы повышения уровня цен, поддержание возможно более низкого инфляционного фона и предсказуемой динамики валютного курса, а также обеспечение сбалансированности денежного предложения и денежного спроса.
Необходимо обеспечить повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей, оптимизацию тарифной политики и жилищно-коммунальной реформы (в увязке с внедрением и отладкой эффективных механизмов адресной социальной защиты) с целью последовательной ликвидации субсидирования экономики посредством энергетических тарифов, перераспределения доходов из рентных отраслей реального сектора в перерабатывающие, сокращения оттока капитала.
Налоговая и таможенная реформы будут ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.
Решение указанных задач позволит по итогам 2002 года обеспечить достижение следующих показателей социально-экономического развития.
Объем ВВП увеличится на 3,5-4,3%, производство продукции промышленности возрастет на 3-4%, рост инвестиций составит 6-8%, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся примерно на 5-6 процентов. Рост инфляции будет ограничен 11-13 процентами.
Социальная политика
Политика в сфере образования
Основные задачи:
подготовка предложений к проекту федерального бюджета на 2003 год по увеличению объемов и изменению структуры распределения средств, выделяемых на образование за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на основе:
- софинансирования целевых инвестиционных программ за счет средств бюджетов всех уровней;
- преимущественного финансирования программ, обеспечивающих:
информатизацию учреждений образования, прежде всего высшего профессионального и общего среднего;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса;
- разработка комплекса мер адресной социальной поддержки студентов из малообеспеченных семей, в том числе по финансированию социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу;
- создание правовой базы нормативного финансирования учреждений общего и начального профессионального образования;
- организация эксперимента по созданию системы государственных возвратных субсидий на получение профессионального образования;
- систематизация и расширение налоговых льгот для учреждений (организаций) сферы образования, а также юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование и (или) оказывающих ему безвозмездную поддержку;
- разработка системы мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России;
- разработка системы мероприятий по обеспечению общедоступности дошкольного образования;
- разработка концепции развития непрерывного профессионального образования, включая правовое обеспечение открытого образования.
Реформирование здравоохранения
Основные задачи:
- обеспечение функционирования системы медико-социального страхования, определение и уточнение организационных и функциональных принципов, имея в виду особые условия регулирования деятельности по медико-социальному страхованию;
- упорядочение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в целях создания действительных стимулов для работодателей к снижению травматизма и улучшению условий и охраны труда, а также устойчивых источников финансового обеспечения выплат по данному виду страхования;
- установление порядка формирования и размещения резервов Федерального фонда обязательного медико-социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка формирования и использования резерва предупредительных мероприятий;
- установление порядка обжалования решений Федерального фонда обязательного медико-социального страхования Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Определение порядка установления актуарно обоснованного страхового тарифа. Установление порядка учета средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и утверждение форм отчетности.
Политика в сфере культуры
Основные задачи:
совершенствование трудовых отношений и оплаты труда творческих работников культуры и искусства.
Трудовые отношения
Основные задачи:
- разработка концепции системы управления качеством рабочей силы в целях обеспечения продуктивности труда;
- расширение прав субъектов Российской Федерации в выработке обоснованной политики по установлению размера тарифной ставки первого разряда и индексации ставок и окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Социальная поддержка населения
Основные задачи:
- разработка межведомственной программы выборочных обследований населения по вопросам развития социальной сферы;
- разработка концепции перехода к адресной оплате проезда общественным транспортом отдельных категорий граждан, имеющим соответствующие льготы;
- переход к адресной оплате проезда общественным транспортом категорий лиц, пользующихся льготами, или к выделению денежной компенсации таким лицам.
Пенсионная реформа
Основные задачи:
- правовое закрепление мероприятий, обеспечивающих введение накопительных профессиональных пенсий;
- введение обязательного накопительного финансирования пенсий.
Демографическая политика и государственная политика в сфере миграции
Основные задачи:
- разработка Основных направлений действий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Плана первоочередных мер по их реализации на 2003-2005 годы;
- проведение Всероссийской переписи населения;
разработка нормативных правовых актов в сфере миграционной политики, в том числе по регулированию вынужденной миграции, иммиграции, незаконной миграции, внешней трудовой миграции.
Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства
Основные задачи:
- совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и механизма социальной защиты населения в условиях реформирования системы льгот;
- совершенствование тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Модернизация экономики
Основная задача:
создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, реформирование налоговой и банковской систем, продолжение структурных реформ.
Защита прав собственности и корпоративное управление
Основные задачи:
- введение ответственности за совершение сделок с использованием служебной информации ("инсайдерской информации") с целью получения прибыли;
введение института коллективных исков для защиты прав неопределенного круга инвесторов;
- совершенствование законодательства об обществах с ограниченной ответственностью;
- регламентация процедур раскрытия информации из реестра заинтересованным лицам и государственным органам;
- разработка предложений по совершенствованию процедур раскрытия информации в системе корпоративного управления, в том числе финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
- подготовка предложений по развитию управленческого учета на предприятиях;
- введение в законодательство понятия общеизвестного товарного знака;
определение процедур правовой охраны и коммерциализации секретных изобретений;
- совершенствование законодательства о банкротстве в части банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса;
- проведение анализа нормативной правовой базы бухгалтерского учета и подготовка предложений по внесению необходимых поправок в законодательные и иные нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с целями и задачами Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
- подготовка и предоставление ежеквартальных докладов о ходе реализации реформы системы бухгалтерского учета.
Выравнивание условий конкуренции и государственная антимонопольная политика
Основные задачи:
- установление административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства адекватной тяжести и общественной опасности неправомерных действий;
- улучшение защиты прав потребителей, введение процедур отзыва опасных товаров с рынка, поддержанных механизмом судебного принуждения.
Дебюрократизация экономики
Основные задачи:
- приведение действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- определение полномочий федеральных органов исполнительной власти на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности и сроков разработки положений о лицензировании конкретных видов деятельности;
- устранение барьеров для предпринимательства в виде избыточных обязательных требований государственных стандартов, правил и норм, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие вопросы обеспечения качества и безопасности продукции и услуг;
- установление правовых основ деятельности организаций саморегулирования;
усиление ответственности за нарушение прав потребителей в процессе государственного контроля безопасности и качества продукции и услуг;
- сокращение избыточных разрешительных и контрольных (надзорных) функций регулирования предпринимательской деятельности. Регламентация процедур проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- формирование системы регистрирующих органов и Единого государственного реестра юридических лиц.
Управление государственной собственностью
Основные задачи:
- создание системы мониторинга и планирования деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, более 50% акций которых находится в федеральной собственности;
- регламентация процедуры внесения государственного имущества в уставной капитал хозяйственных обществ.
Финансовая инфраструктура
Реформирование банковской системы:
- реструктуризация банков и других финансовых институтов с государственным участием;
- создание правовой базы, регулирующей предоставление синдицированных кредитов, выпуск и обращение ипотечных ценных бумаг.
Развитие фондового рынка и развитие рынка страховых услуг:
- создание правовых условий для развития срочного рынка, законодательное определение понятий "срочный рынок" и "срочная сделка", установление правовой защиты участников срочного рынка;
- обеспечение защиты средств инвесторов на отдельных счетах у профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- разработка мер по симулированию конкуренции на финансовом рынке;
внесение изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в части регулирования доминирующего положения на финансовом рынке);
- совершенствование системы мониторинга и контроля на рынке ценных бумаг;
усиление финансовых требований и требований к рискам брокеров и доверительных управляющих, принятие мер по развитию конкуренции на рынке посреднических услуг;
- упрощение процедуры регистрации выпусков ценных бумаг, в особенности процедуры регистрации ценных бумаг, не предназначенных для свободного обращения на рынке;
- поэтапное введение возможности обращения иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок на российском фондовом рынке;
внесение изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг", направленных на повышение ответственности депозитария;
- установление законодательных ограничений на возможность признания выпуска ценных бумаг недействительным;
- установление единых требований и единого надзора за размещением и хранением пенсионных резервов НПФ;
- внедрение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования.
Макроэкономическая политика
Основные направления бюджетной политики
Приоритетной целью бюджетной политики является обеспечение сбалансированности федерального бюджета в условиях увеличения долгового бремени.
Основными задачами реализации бюджетной политики являются:
- совершенствование правовых основ и реализация среднесрочного бюджетного планирования;
- перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней (до конца 2004 года);
- создание и обеспечение функционирования стабилизационного фонда в рамках проекта федерального закона о бюджете;
- ежегодное обновление результатов инвентаризации обязательств государства на федеральном уровне, как основы для отмены или приостановления "федеральных мандатов", которые не могут быть профинансированы в 2002-2004 годах (в рамках проектов федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год);
- разработка Программы государственных заимствований Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией повышения эффективности расходов.
Реформирование налоговой системы
Основные задачи налоговой реформы:
- отмена налога на покупку иностранной валюты, налога на операции с ценными бумагами, налога на содержание автомобильных дорог, налога с продаж, ряда региональных и местных целевых сборов;
- анализ результатов введения новой системы налогообложения недропользования и разработка предложений по дальнейшему ее совершенствованию;
- разработка главы части II Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок взимания налога на недвижимость вместо налогов на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога;
- разработка раздела части II Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в рамках специальных налоговых режимов, в том числе при реализации СРП, для малых предприятий, индивидуальных схем инвестирования на рынке ценных бумаг;
- внесение изменений и дополнений в гражданское законодательство в части установления одной очередности исполнения банками поручений по перечислению налогов, сборов, пени и штрафов, а также на перечисление средств на выплаты заработной платы, пособий, стипендий и пенсий.
Главной задачей реформы межбюджетных отношений является реализация плана мероприятий программы развития межбюджетных отношений на 2002-2004 гг.
Одной из основных задач денежно-кредитной политики в 2002 году является создание правовых основ либерального режима валютного регулирования и валютного контроля.
Структурная политика
Государственная инновационная и научно-техническая политика
Основные задачи:
- разработка и реализация государственной инновационной политики в научно-технической и производственно-технологической сферах в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отраслей промышленности;
- подготовка предложений по реструктуризации отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов и уточнение состава государственных научных центров;
- совершенствование государственной политики по развитию отечественного рынка научно-технической продукции и продвижению ее на внешний рынок.
Развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры:
- разработка мер по развитию российского сегмента сети Интернет;
- интеграция информационных ресурсов государственных органов;
- создание федеральной информационной сети и упрощение процедур обмена информацией между различными ведомствами, используя современные информационные технологии. Введение обязательного для всех органов исполнительной власти оперативного размещения публично доступной информации в сети Интернет;
- модернизация системы распространения статистических данных.
Развитие транспортного комплекса, реструктуризация естественной монополии на железнодорожном транспорте
Основные задачи:
- реализация плана мероприятий программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (2002-2004гг.);
- развитие отечественной транспортной инфраструктуры для привлечения дополнительных внешнеторговых грузов в рамках подпрограммы развития международных транспортных коридоров;
- разработка федеральных законов, стимулирующих рост объемов перевозок и повышение уровня безопасности на внутреннем водном транспорте:
о ратификации конвенции о Договоре перевозок на международных внутренних водных путях;
- о ратификации Соглашения о перевозках опасных грузов на внутренних водных путях.
Структурные изменения в электроэнергетике:
реализация плана мероприятий программы реформирования электроэнергетики (2002-2004 гг.).
Структурные изменения в газовой промышленности:
- разработка концепции развития рынка газа;
- реализация плана мероприятий программы развития рынка газа (2002-2004гг.);
- внесение изменений, направленных на устранение противоречий между Федеральным законом "О лизинге" и существующим законодательством, в целях создания условий для эффективного функционирования лизинговой деятельности на территории Российской Федерации;
- внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, определяющих полномочия государственных органов по регулированию инвестиционной деятельности в сферах, где осуществляется государственное регулирование цен, принципы и методы такого регулирования;
- разработка государственной политики по реструктуризации градообразующих предприятий.
Реформирование оборонно-промышленного комплекса
Основные задачи:
- создание вертикально-интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса (2002-2004 гг.);
- определение оптимального состава мобилизационных мощностей и резервов, их соответствия изменившейся военно-политической и социально-экономической ситуации, прав и обязанностей предприятий, соответствующих органов государственной власти по их сохранению и развитию;
- внесение изменений в закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Агропродовольственная политика
Основные задачи:
разработка и реализация мер по ограничению монополизма государственных и "квазигосударственных" торговых посредников в агропродовольственном секторе.
Политика в сфере земли и иной недвижимости
Основные задачи:
- разработка принципов и порядка территориального зонирования земель различных категорий (кроме земель поселений);
- разработка порядка и условий резервирования земель в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта;
- обеспечение прав инвесторов, иных участников рынка земли и недвижимости при создании юридически единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения;
- внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и другие;
- определение порядка проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже в собственность земельных участков или права на заключение договоров аренды этих земельных участков;
- регулирование межевания и землеустройства с целью формирования земельных участков как подготовленных для предоставления и оборота объектов недвижимости;
- определение порядка разработки, регистрации, утверждения, введения в действие пересмотра и отмены государственных (включая федеральные) градостроительных нормативов и правил, государственных (включая федеральные) сводных строительных норм и правил.
Экономические аспекты государственной экологической политики
Основные задачи:
- подготовка предложений по совершенствованию государственного экологического контроля и системы экологических платежей;
- разработка мер по развитию системы особо охраняемых территорий;
подготовка новой редакции Федерального закона "Об охране окружающей среды", включающей в себя вопросы страхования экологической ответственности, экологического аудита.
Государственная внешнеэкономическая политика
Экономические отношения со странами дальнего зарубежья
Основные задачи:
- разработка национальной стратегии развития экспорта;
- приведение российского законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в соответствие с правилами и нормами ВТО, в том числе принятие мер по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из участия в ВТО, в сфере регулирования внешнеторговой деятельности;
- внесение изменений в Таможенный тариф в части:
снижения ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья;
- уточнения специфических составляющих комбинированных ставок;
- расширения использования сезонных пошлин и тарифных квот;
- разработка изменений и дополнений в действующую законодательную базу в целях расширения возможностей Правительства Российской Федерации по принятию ответных мер в области внешнеторговой деятельности в отношении иностранных государств или их союзов, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских участников внешнеторговой деятельности, либо политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения иностранными государствами принятых ими по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией.
Экономические отношения с Белоруссией в рамках Союзного государства, странами Евразийского экономического сообщества и Содружества независимых государств
Основные задачи:
- завершение формирования общего таможенного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (в течение 2002-2004 гг.);
- поэтапная реализация Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. в части, касающейся завершения унификации национального законодательства в области внешнеэкономической деятельности, таможенного контроля, валютного регулирования;
- поэтапная отмена изъятий из режима свободной торговли России со странами СНГ.
Государственная региональная политика
Федеральная региональная социально-экономическая политика
Основные задачи:
- совершенствование методики распределения Фонда регионального развития субъектов Российской Федерации;
- проведение комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и подготовка предложений по его повышению;
создание единого порядка государственной регистрации и учета граждан, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- разработка стратегии хозяйственного освоения Арктики в новых экономических условиях, в том числе создание единой транспортной системы Арктической зоны России, включая Северный морской путь;
- разработка проекта федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации".
Центр Стратегических Разработок
1999-2000
|