Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Социальная политика
О необходимости пенсионной реформы

Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах. Уравнительный характер этой системы сохранился и по сей день.

В России до сих пор пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получают слишком маленькую – ниже прожиточного миниума – пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачиваются пенсии нестрахового характера. До сих пор в стране действуют неоправданно великое множество льгот. Депутаты от левых продолжают линию на законодательное расширение круга граждан, имеющих право на льготы при начислении пенсии. Уровень пенсионного обеспечения все меньше зависит от размера страховых взносов. Все это вынуждает работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.

Сегодня пенсионная система России – это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается “сознания”, то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% (!) опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. – 80, к 2023 г. – 90, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек! При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в марте нынешнего года Б. Грызлов, будучи руководителем фракции “Единство” в Государственной Думе, говорил о проблеме 2003 г.: “…Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу”. В этом смысле, по словам Б. Грызлова, “по мере старения общества распределительная пенсионная система становится все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной”. Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию. Как это ни горько признать, но такая роскошь непозволительна для страны, чье экономическое положение, мягко говоря, не совсем благополучно.

Следует еще раз напомнить, что при нынешней, абсолютно устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. В то же время государство уже не способно контролировать этот процесс. Впрочем, оно и не должно этого делать, поскольку единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями – это постепенно, планомерно реформировать “причину болезни” — саму пенсионную систему России. Как уже говорилось, государство только до 91 г. ассигновало более 70% средств для пенсионных выплат, а, начиная с 90-х годов оно перестало быть главным источником пенсионного обеспечения. В настоящее время отчисления работодателей в Пенсионный фонд составляют 90%, а государственного бюджета всего лишь 6-8%.

Таким образом, ныне действующая пенсионная модель не удовлетворяет ни граждан, поскольку их пенсии крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывает перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывает регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам (впрочем, и сами дотационные регионы, конечно же, недовольны – размер этих отчислений не покрывает их нужд). Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависит от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивает В. Пехтин, “размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас”.

В чем же суть новой концепции пенсионного обеспечения?

Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных Президентом В. Путиным законопроектов позволит “молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость”. При этом и Президент, и Правительство уже идут по пути повышения пенсионного обеспечения: в течении 2000 и 2001 гг. ежеквартально повышается размер пенсий, а с 1 августа нынешнего года вводится 10%-я индексация пенсий, что позволит компенсировать пенсионерам издержки инфляционных процессов.

Пенсионная реформа предполагает, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть – это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума. На сегодняшний день эта задача отчасти реализована: социальная пенсия уже выплачивается вне зависимости от трудового стажа и не опускается ниже 450 руб.

Вторая часть пенсии – это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.

У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед ныне существующей распределительной – уравнительной системой. Назовем некоторые: накопительная система пенсионного обеспечения

  • не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
  • обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;
  • позволяет, в отличие от существующей системы, “оживить” накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;
  • сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;
  • позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии. Возможно, это многим покажется небезынтересным уже сейчас. Схема расчета такова: сначала следует посчитать, какая сумма в рублях соответствует 14% вашей легальной зарплаты. Затем нужно умножить ее на 12 месяцев и на то количество лет, которое осталось до пенсии. Таким образом, при условии неизменности зарплаты, получится сумма вашего капитала на индивидуальном счете. Полученную цифру следует разделить на 17 лет (столько живет на пенсии среднестатистический пенсионер) и еще на 12 месяцев. Таким образом, результат составит накопленную часть ежемесячной пенсии. Согласно новой концепции пенсионного обеспечения, сумма накопления будет прирастать в соответствии с темпом роста зарплаты в стране и в соответствии с уровнем инвестиционного фонда.

Особо следует оговорить, что размер базовой пенсии будет ежегодно устанавливаться законом при принятии федерального бюджета.

Предлагаемая реформа пенсионного обеспечения – это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение. Особую важность представляет необходимость максимально доступно и правдиво донести до молодых людей цели и задачи этой реформы.

Между тем, вполне понятно, что в ходе рассмотрения концепции пенсионной реформы, у многих непосвященных граждан, да и у специалистов возникает множество вопросов, связанных с деталями и характером столь важных для всей России преобразований. Постараемся, все же, ответить на многие из тех вопросов, которые могут возникнуть у читателя, пусть даже некоторые ответы и повторят ранее высказанные мысли.

Из чего будет состоять пенсия?

Пенсия будет состоять из базовой части, равной 450 руб., и страховой, размер которой полностью будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов.

Почему размер базовой части пенсии составляет 450 рублей?

При подготовке Программы пенсионной реформы было решено, что существующий единый социальный налог (взнос) в части направляемой в ПФР в размере 28% будет разделен на единый социальный налог, направляемый в федеральный бюджет в размере 14%, и страховой взнос в ПФР также в размере 14%.

450 руб. соответствуют 4% единого социального налога (взноса), распределяемого между всеми получателями пенсии, а также будут соответствовать с 01.01.2002 минимальному размеру оплаты труда.

Следует подчеркнуть, что увеличение базовой части пенсии неминуемо повлечет за собой возврат к существующей ныне системе уравнивания размеров пенсий, в то время как основным принципом проведения реформы является дифференцированный подход к размерам трудовых пенсий, что соответствует ожиданиям граждан от проведения пенсионной реформы.

Будет ли влиять трудовой стаж на размер пенсии?

При расчете страховой части пенсии ее размер будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, которые будут отражаться на индивидуальных лицевых счетах граждан в системе персонифицированного учета. При этом учет трудового стажа будет вестись через учет периода их уплаты.

Кроме того, для лиц, которые приобрели основную часть трудового стажа по старому пенсионному законодательству, будут сохранены права в новой системе через процедуру конвертации и определения расчетной величины начального пенсионного капитала.

Будут ли приняты какие-нибудь решения по пенсиям за выслугу лет?

Для работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, предусмотрено решение этого вопроса в рамках Закона “Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации”.

Что касается работников бюджетной сферы (медицинские и педагогические работники), по ним будет принято отдельное решение, и пенсии им будут выплачиваться.

Что предусмотрено в законопроекте, чтобы поддержать уровень пенсий не ниже прожиточного минимума?

Программой пенсионной реформы определено, что базовая часть трудовой пенсии будет поэтапно приближаться к прожиточному минимуму пенсионера. Кроме того, размер базовой части пенсии будет приниматься при рассмотрении федерального бюджета на соответствующий год.

Что будет сделано для получателей двух пенсий?

Получатели двух пенсий будут получать одну трудовую пенсию по закону “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и вторую – за счет средств федерального бюджета по закону “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Сохранятся ли в новом законодательстве льготы по пенсионному обеспечению лиц, занятых на работах с особыми условиями труда?

Предусматривается сохранение льгот для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, имеющими не менее половины требуемого стажа на соответствующих работах. Пенсия им будет назначаться с учетом всех льгот и привилегий, которые существуют в действующем законодательстве.

Для граждан, которые имеют менее половины требуемого специального стажа, а также принятым на соответствующие работы после вступления в силу данного Закона, пенсионное обеспечение предполагается осуществляться в рамках Федерального закона “Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации”, который будет регулировать досрочное пенсионное обеспечение.

Как будут обеспечены права получателей повышения пенсий за особые заслуги перед государством?

Для лиц, получающих повышения за особые заслуги перед государством, права будут сохранены через механизм конвертирования в пенсионный капитал,

Кроме того, лицам, имеющим особые заслуги, будет устанавливаться дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом “О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией” и финансируемое из средств федерального бюджета.

Будет ли платиться надбавка на уход лицам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, предусмотренная действующим законодательством?

Данная норма реализована через размер базовой части пенсии, так, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами 1 группы, базовая часть пенсии определяется в размере 900 руб., что в два раза больше обычной базовой части пенсии, устанавливаемой в размере 450 рублей. При этом следует отметить, что в настоящее время надбавка на уход этим категориям пенсионеров устанавливается на уровне минимальной пенсии по старости – 165 рублей.

Как и как часто будет осуществляться индексация пенсии?

Размер базовой части пенсии будет индексироваться исходя из уровня роста цен на потребительские товары и услуги в соответствии с законом о федеральном бюджете ежеквартально.

Страховая часть пенсии будет индексироваться один раз в год, учитывая средний рост заработной платы в Российской Федерации за предшествующий период.

Учитываются ли региональные особенности при определении размера пенсии (Крайний Север)?

Региональные особенности учитываются через заработок (на Крайнем Севере через районные коэффициенты и северные надбавки). Новая пенсионная формула при расчете страховой части пенсии не содержит ограничений по заработку, поэтому при определении страховой составляющей пенсии полностью будут учитываться заработки этих лиц.

Предусмотрено сохранение всех действующих льгот для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом необходимо учесть, что, несмотря на ранний выход на пенсию, ожидаемый период ее получения увеличиваться не будет.

Вместе с тем предусмотрено введение обязательного профессионального пенсионного страхования, которое будет учитывать как особенности профессиональных рисков, так и особенности работы граждан в экстремальных природно-климатических условиях. В этой связи будут создаваться региональные профессиональные пенсионные системы, которые в дополнение к трудовой пенсии будут устанавливать дополнительную пенсию.

Будет ли включаться в стаж учеба и другие нестраховые периоды для получения базовой части пенсии?

Для получения базовой части пенсии, выплачиваемой всем гражданам за счет средств единого социального налога, требуется не менее 5 лет стажа, причем этот стаж может полностью состоять из нестраховых периодов, таких как служба в Армии, время получения пособия по безработице, уход за ребенком в период нахождения в оплачиваемом отпуске и т.д.

Что касается включения в стаж времени обучения, то разработчики законопроекта исходили из того, что учеба связана с получением профессии или повышением квалификации и после ее окончания гражданин может претендовать на более высокие заработки.

Что не может старая и сможет новая пенсионная система?

  1. При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.
  2. В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.

1. В существующей системе пенсионного обеспечения учитываются либо заработок только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имеется возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

2.В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%. Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательсв государства перед конкретным работником.

1.В существующей пенсионной системе отсутствуют реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачиваются лишь с легальной части зарплаты, составляющей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышает 10% от общего объема доходов.

2. Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из “тени”.

1. При действующей пенсионной системе размер пенсий отстает от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

2. При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из “тени”, так и за счет ее повышения.

1. Нынешняя пенсионная система порождает социальную нестабильность, вызывает конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизирует власть.

2. Новая система пенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколений и социального партнерства.

1. Действующая пенсионная система приводит к тому, что сборы на выплату пенсий ложатся тяжким бременем на экономику.

2. Новая система пенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс “длинных денег” (со сроком востребования в 25 – 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.

Г.И. Моро
2001 г.
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(67);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки