Прояснение основных
терминов
Самоуправление
Под самоуправлением
понимается право и реализация данного
права местными органами власти
самостоятельно решать круг вопросов
отнесенных к их компетенции. Этот круг
вопросов может быть широким, но так
или иначе он ограничен. Может быть
культурное самоуправление, (когда
самостоятельно решаются только
культурные вопросы), хозяйственное (огда самостоятельно решаются только вопросы ведения местного хозяйства),
хозяйственно-культурное (соединение
культурного и хозяйственного
самоуправления). В зависимости от
широты круга вопросов находящихся в
сфере компетенции органов
самоуправления, говорят о широком или
ограниченном самоуправлении.
Говоря о самоуправлении
территории, подразумевают факт
существования в ней органов
самоуправления, т.е. таких органов
управления, которые, в отличие от
органов центральной власти, не
формируются последней и которые
самостоятельно занимаются вопросами
местной хозяйственной или культурной
жизни.
Унитарное государство
Форма государственного
устройства, при которой территория
государства не имеет в своем составе
таких единиц, которые управляются
местными органами власти,
неформируемыми из Центра. Унитарному
государству свойственна жесткая
иерархия исполнительной власти,
построенная по принципу: Центр –регионы.
В регионах могут быть структуры
хозяйственного или культурного
самоуправления.
Федерация
Форма государственного
устройства, при которой части данного
государства – федеральные единицы –имеют
собственные исполнительные,
законодательные, судебные органы
власти, неформируемые федеральными
органами власти. Федеральные единицы
имеют собственные конституции. Наряду
с этим, имеются единые для всех
федеральных единиц органы
государственной власти.
Устанавливаются единое гражданство,
финансовая и оборонная система и т.д.
Уния
Под этим термином
подразумевается тесный союз
нескольких государств. Имеется в виду
то, что несколько государств,
сохраняют все свои суверенные
властные структуры, но имеют общего
главу государства, которому могут
подчиняться единые для государств-членов
унии внешнеполитические и оборонные
структуры. Различают реальную унию и
персональную. В последнем случае
государства, объединенные в унию,
имеют только общего главу государства.
В реальных униях существуют кроме
этого общие надгосударственные
структуры, позволяющие проводить
единую внешнюю и оборонную политику.
Историческими примерами
уний являются: Кальмарская уния,
Утрехтская уния, Австро-Венгрия.
Конфедерация
Под этим термином
подразумевается союз нескольких
государств, сохраняющих полную
независимость во внутренних, а иногда
и во внешних делах. Существуют в
конфедерации надгосударственные
структуры, однако, они имеют право
принимать лишь рекомендательные
решения. Последние становятся
императивами, только в случае их
подтверждения руководящими органами
субъектов конфедерации . Практически
все конфедерации либо превращались
впоследствии в федерации (Швейцария,
США, Нидерланды), либо распадались (Германский
союз), поэтому большинство историков
считают конфедерацию переходной,
временной формой государственного
устройства.
Исторические примеры
конфедераций: Швейцария до 1848 года,
США в 1776-1787 гг., Нидерланды до 1795 г.,
Германский союз 1815-1866 гг.
Протекторат
Покровительство
одного государства другому,
заключающееся в том, что оно
представляет его внешних сношениях и
берет под свою вооруженную защиту. При
этом, в принципе протекторат может
иметь собственную армию и финансовую
систему.
Исторические примеры
протекторатов: Армения как
протекторат Римской империи,
Бухарское и Хивинское ханства в
Российской империи, Тунис, Сирия и
Марокко во Франции, Занзибар и
Палестина в Великобритании.
Проблемы и переспективы
развития федерализма в России
Совет по внешней и оборонной политике
1999 г.
|