Контактные структуры и функции в развитии
интеграционных процессов в бассейне Японского моря
Как показывают анализ и исторический опыт, существуют объективные географические, геополитические, экономические и экологические предпосылки для развития разнообразных взаимосвязей, интеграционных отношений и процессов между странами и районами, прилегающими к Японскому морю.
Географические предпосылки состоят в сходстве природно-климатических условий районов, прилегающих к Японскому морю, в большой подверженности их экстремальным природным условиям - тайфунам, наводнениям, цунами, землетрясениям. Все эти районы вместе с Японским морем образуют единую относительно целостную и компактную географическую систему - геосистему бассейна Японского моря.
Геополитические предпосылки заключаются в наличии взаимных интересов стран и районов, прилегающих к Японскому морю, к территориям и морским акваториям друг друга. Кроме того, существуют определенные взаимосвязи в обеспечении безопасности этих стран и районов, в регулировании функций границ, в появлении и решении геополитических проблем в этом регионе.
Экономические предпосылки состоят в стремлении и эффективности использования природных ресурсов одного района в другом и базирующейся на этой основе взаимодополняемости хозяйственных структур, сформировавшихся в разных районах.
Экологические предпосылки заключаются в значительной взаимозависимости состояния окружающей среды районов, прилегающих к Японскому морю, как и состояния самого моря, от окружающей среды этих районов. В этой связи в решении многих экологических проблем, накопившихся в разных районах бассейна Японского моря, также существует тесная взаимосвязь.
Все эти предпосылки послужили причиной того, что в регионе, прилегающем к Японскому морю, сложились достаточно выраженные территориально-акваториальные структуры, отражающие многообразные взаимосвязи территорий с морской акваторией. В этих структурах сложились: в природно-ресурсной сфере - сочетания взаимосвязанных природных ресурсов суши и моря, в транспортной - стыки сухопутных транспортных звеньев с морскими, в хозяйственной сфере - сочетания взаимодействующих производств и предприятий, ориентирующихся на ресурсы суши и моря. Подобные акватерриториальные структуры названы нами контактными структурами, а выполняемые ими функции - контактными функциями. В целом здесь выделяются секторно-кольцевые, или сегментные контактные структуры, состоящие из взаимодействующих приморских территориальных и морских акваториальных сегментов и секторов.
Нами проведено географическое зонирование региона в целом и выделены акватерриториальные сегменты, состоящие из территорий, прилегающих к Японскому морю, в границах соответствующих административных районов и морских акваторий в пределах морской экономической зоны (см. рисунок).
Дальневосточные районы России, прилегающие к Японскому морю, образуют Приморский, Южно-Хабаровский и Сахалинский акватерриториальные сегменты. Далее выделяются Северо-Корейский и Южно-Корейский акватерриториальные сегменты, четыре японских сегмента: Хоккайдский, Северный Хонсю и Южный Хонсю и Кюсю. Кроме того, выделен Северо-Восточно-Китайский территориальный сегмент, непосредственно не выходящий к Японскому морю, но в экономико-географическом и геополитическом отношении тяготеющий к интеграционной системе Японского моря.
Экологическо-географические предпосылки
Важнейшие интеграционные предпосылки заключены в особенностях экономико-географического положения каждого из выделенных сегментов. Во-первых, все они, за исключением Северо-Восточно-Китайского, имеют приморское положение, выход к побережью Японского моря. Из более чем 6 тыс. км япономорского побережья около 36% приходится на японские сегменты, более 47% - на российские и около 16% - на корейские (табл. 1).
Во-вторых, все сегменты имеют близкое соседство и благодаря своим выходам к Японскому морю обладают потенциальной взаимной доступностью всех пунктов побережья. Нами проведена оценка минимальных и максимальных расстояний между пунктами побережий всех выделенных сегментов (табл. 2).
При этом самые удаленные пункты побережий Южно-Хабаровского и Сахалинского сегментов от Южно-Корейского сегмента и Кюсю находятся на расстояниях 2500-2600 км через Японское море.
Важнейшей экономико-географической предпосылкой развития интеграционных отношений в регионе Японского моря является транспортная инфраструктура. Причем ее основу закладывает само Японское море. Оно объединяет значительные побережья всех четырех стран, а все пункты морского побережья характеризуются хорошей транспортной доступностью друг для друга. В этой связи Японское море создает самые благоприятные предпосылки для развития морского транспорта, перевозок разнообразных грузов и пассажиров между любыми пунктами морских побережий.
Особое экономико-географическое положение регионов, объединяемых Японским морем, стало основой формирования здесь разнообразной транспортной инфраструктуры, состоящей из следующих звеньев:
- морских портов различных типов и мощностей;
-
морских транспортных средств и путей с соответствующим обеспечением оборудованием;
-
сухопутных транспортных подходов к портам: железнодорожных, автодорожных, трубопроводных с соответствующими перегрузочными комплексами;
-
аэропортов вблизи от побережий, где стыкуются авиационные и морские перевозки грузов и пассажиров;
-
коммуникаций связи разных типов, в том числе кабельных линий связи по дну Японского моря.
Все эти звенья тесно связаны и взаимодействуют. Однако центральным, стержневым звеном во всей Япономорской транспортной инфраструктуре являются морские порты (табл. 3).
Разумеется, почти все порты Японского моря "работают" не только на перевозки в бассейне Японского моря. Прилегающие к нему страны, а также КНР и даже Монголия осуществляют грузоперевозки, перевозки пассажиров во многие другие страны АТР и всего мира. Долю работы портов на регион бассейна Японского моря можно предварительно оценить в 20-25%. В перспективе она будет возрастать с учетом благоприятных предпосылок в развитии интеграционных процессов в регионе.
Многие порты Японского моря имеют хорошие перспективы развития. По обобщенным оценкам технико-экономических возможностей и условий грузооборот япономорских портов в долгосрочной перспективе может возрасти: в Приморском крае - до 100-110 млн т, в Хабаровском крае - до 30-40 млн т, на Сахалине - до 50 млн т, в КНДР - до 100-120 млн т. Большие возможности для дальнейшего развития портов на Японском море имеются и у Японии, и у Республики Корея.
С учетом того, что у многих районов сегментов, удаленных от побережья, есть железнодорожные или автодорожные подходы к побережью, можно полагать, что и они имеют хорошую доступность через Японское море ко всем другим сегментам. Через существующие железнодорожные и автодорожные подходы, а затем через Приморский край и Северную Корею существует несколько выходов к Японскому морю и у всех трех провинций Северо-Восточного Китая. Кроме того, отдельные сегменты имеют взаимные сухопутные и железнодорожные или автодорожные вязи. В последнее время развиваются и авиационные связи этих районов.
Уже в настоящее время вокруг Японского моря закладываются отдельные звенья кольцеобразных инфраструктурных сетей. Первой естественной кольцеобразной структурой является само япономорское побережье со сложившейся в ходе хозяйственного освоения сетью портов и порт-пунктов. Постепенно формируется автодорожная и железнодорожная кольцевые структуры вдоль побережий с сетью обслуживающих их станций. Через неширокие проливы такие сухопутные магистрали имеют паромную связь, например, Ванино - Холмск (через Татарский пролив). Устанавливается устойчивая паромная связь между Сахалином и Хоккайдо. Существуют тесные морские паромные и тоннельные связи между японскими островами. По западному побережью Японского моря железная дорога доходит до пограничной с КНДР станции Хасан и переходит в Северную Корею. После воссоединения Северной и Южной Кореи и установления устойчивой паромной переправы через Корейский пролив с Японией япономорское железнодорожное кольцо окажется практически замкнутым. Имеются определенные предпосылки формирования кольцевых структур газопроводов и нефтепроводов, электроэнергетики, линий связи, авиаперевозок и других коммуникаций. Например, заслуживают внимания проекты строительства двух ветвей нефтегазопроводов с севера Сахалина. Первая - через Татарский пролив на Комсомольск-на-Амуре (это звено уже существует), на Хабаровск, в Приморье с последующим возможным выходом на Корейский полуостров. Вторая - на юг Сахалина с возможным выходом на Хоккайдо, в Японию. Возможна подпитка кольцевых газопроводов из Иркутской области и южной Якутии.
Таким образом, можно сделать вывод, что уникальные черты и особенности экономико-географического положения, развивающаяся многоотраслевая транспортная инфраструктура, разнообразный природно-ресурсный потенциал сегментов региона бассейна Японского моря и сложившиеся на их основе контактные структуры закладывают объективные и долгосрочные предпосылки развития устойчивых интеграционных отношений практически между всеми сегментами региона. Это прежде всего проявляется в значительных и разнообразных внешнеэкономических связях между ними. Например, торговля стран Японского моря между собой составляет значительную долю их внешней торговли (табл. 4).
Однако прежде чем быть реализованными в реальных интеграционных отношениях, подобные объективные предпосылки преломляются через призму политических отношений между странами и районами. Географические факторы, включая экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал районов, выступают уже в форме геополитических факторов.
Геополитические предпосылки
В качестве геополитических факторов интеграции кроме экономико-географического положения нами рассмотрены наличие и типы географических (в том числе государственных) границ, их концентрация в сегментах, а также сложившиеся и потенциальные взаимные геополитические интересы.
Наибольшими разнообразием и концентрацией государственных границ отличается Приморский сегмент (Приморский край России). Он имеет протяженные сухопутные и морские государственные границы с несколькими странами - КНР, КНДР и Японией. Одновременно с тремя странами - КНР, Россией и Южной Кореей - имеет государственную границу Северная Корея. Эти государственные границы являются и культурно-этническими, как материальными, так и духовными, разделяя разные народы, нации и культуры. Если учесть, что любая географическая граница выполняет одновременно несколько функций, в том числе разделения и связи, то концентрация границ в то же время отражает и концентрацию не только функций разделения, но и функций связи. В бассейне Японского моря в целом также высока концентрация как сухопутных, так и морских государственных границ, что порождает геополитические предпосылки развития здесь более разнообразных межгосударственных и межрайонных связей.
Типы, характеристики и режимы государственных границ определяют выполнение ими и других барьерных и связующих, интеграционных функций, например, в сферах региональных научных исследований суши и моря, установления информационных и гуманитарных коммуникаций, оборонной деятельности и обеспечения национальной безопасности и суверенитета.
Если с известной степенью условности суммировать геополитические интересы, проявляемые к каждому сегменту со стороны других (табл. 5), т. е. по столбцам матрицы, то получим оценку уровня суммарных геополитических интересов к отдельным сегментам со стороны всех других. Как видно из матрицы, самые разнообразные и большие суммарные геополитические интересы в регионе Японского моря проявляются к Приморскому краю и югу Хабаровского края, а также к северо-восточному Китаю и Северной Корее - с учетом выгод ее экономико-географического положения и возможностей транзита.
Если с достаточной степенью условности суммировать геополитические интересы, проявляемые каждым сегментом ко всем другим (по строке матрицы), то получим оценку обобщенного уровня геополитических интересов каждого сегмента. Эту величину можно считать оценкой активных геополитических интересов сегмента, а суммарную величину геополитических интересов к данному сегменту - оценкой пассивных геополитических интересов к нему. Как следует из матрицы, наибольшим уровнем активных геополитических интересов обладают экономически развитые сегменты Японии и Южной Кореи, развивающегося Северо-Востока Китая.
Таким образом, каждый сегмент может быть охарактеризован уровнем его активных геополитических интересов и пассивных геополитических интересов, а их разность будет характеризовать геополитический потенциал сегмента (табл. 6).
Если у сегмента преобладают активные геополитические интересы, то он имеет положительный геополитический потенциал (Япония, Южная Корея и Северо-Восточный Китай). Если преобладают пассивные геополитические интересы, то геополитический потенциал отрицательный. В целом же чем больше положительная разница активных и пассивных геополитических интересов, тем выше геополитический потенциал сегмента или района. Как видно из приведенных оценок, бульшим геополитическим потенциалом обладают экономически более развитые сегменты, районы, страны.
Подобные оценки наличия активных и пассивных геополитических интересов могут быть проведены и на более детальном количественном уровне. Например, можно рассчитать и оценить потребность отдельных сегментов в природных ресурсах, емкость их рынков, возможность транзита, потенциал трудовых и инвестиционных ресурсов и т. п. На основе подобных расчетов возможна более конкретная оценка геополитического потенциала сегментов.
Развитию интеграционных связей и отношений способствуют как активные, так и пассивные геополитические интересы сегментов. Однако преобладание у района активных геополитических интересов позволяет ему иметь бульшую свободу, мобильность в установлении связей. Тем не менее следует подчеркнуть, что реальные отношения между двумя сегментами устанавливаются лишь при наличии или появлении у одного из них активного, а у другого - соответствующего пассивного геополитического интереса.
Разнообразие и уровень геополитических интересов не являются постоянными величинами и инерционны. Их изменение связано главным образом с экономическим и политическим развитием. Например, можно полагать, что изменение политического режима в сторону демократических преобразований в Северной Корее значительно повысит ее активные геополитические интересы к другим сегментам Япономорского региона.
В основе геополитических интересов лежит природно-ресурсное, экономическое, политическое, национально-культурное разнообразие. Именно оно определило достаточно высокий уровень сложившихся геополитических интересов в Япономорском регионе. При этом с большой степенью вероятности можно предполагать, что в перспективе взаимные геополитические интересы сегментов в Япономорском регионе будут возрастать.
Фактором, ослабляющим геополитические интересы и сдерживающим интеграционные отношения, являются геополитические проблемы. Следствием военных конфликтов или особых геополитических интересов может стать неурегулированность каких-то участков государственных границ, непризнание их хотя бы одной из стран либо стремление овладеть каким-то районом. Все это составляет содержание конфликтных территориальных отношений между странами, т. е. геополитических проблем.
В настоящее время в Япономорском регионе существует несколько геополитических проблем, например, южно-курильская, связанная с неурегулированностью российско-японской границы в этом районе; корейская, связанная с разделом единой прежде Кореи. Они осложняют отношения не только между странами, но и между соответствующими сегментами. При этом важны как поиски путей и вариантов решения геополитических проблем, так и само стремление сторон к их решению. Усиление интеграционных отношений в Япономорском регионе уже само по себе выступает в качестве фактора, благоприятствующего решению существующих геополитических проблем и препятствующего появлению новых.
Структуры приморских регионов
Хозяйственные, социально-экономические структуры приморских районов во многом являются переходными от сухопутных типов к морским, выходящим непосредственно в морские акватории. Многие экономические центры, сформировавшиеся на побережье Японского моря, как бы фиксируют, концентрируют в себе разнообразные структурные звенья, выходящие вглубь территории и в морские акватории. Подобные хозяйственные и - шире - социально-экономические структуры являются двух- и трехзвенными - с территориальными, прибрежными и морскими звеньями. Это особые контактные акватерриториальные структуры первого типа, опирающиеся на акватерриториальные сочетания природных ресурсов. В этих структурах при их оценке в направлении от суши к морю обнаруживается большая изменчивость, контрастность многих характеристик и параметров.
Второй тип контактных структур - социально-экономических - связан со стыком, контактом в Япономорском регионе различных стран и районов. Фокусную, узловую роль в таких структурах выполняют приграничные экономические центры, транспортные узлы и переходы, свободные экономические зоны. В сфере их реального рыночного влияния находятся некоторые территории как по одну, так и по другую сторону границы. Второй тип контактных социально-экономических структур, таким образом, также двухзвенный: национальные структурные звенья, формирующиеся по одну сторону границы, со временем оказываются в той или иной мере связанными со структурами другой страны, другого района.
Нами проводились изучение и оценка отдельных типов контактных структур в Япономорском регионе. Выявлялись и оценивались такие их свойства, как радиальная и кольцевая дифференциация, контрастность, наложение отдельных типов структур друг на друга и их пересечение, стадии развития отдельных звеньев контактных структур.
При этом радиальная дифференциация контактных структур по отдельным сегментам отражает уровень контрастности структур первого типа, связанных со стыком суши с морем, а кольцевая дифференциация отражает уровень контрастности структур второго типа, связанных со стыком, контактом разных стран и сегментов. В табл. 5 приведены полученные нами характеристики изменчивости ряда основных демографических и социально-экономических характеристик по сегментам Япономорского региона.
При этом выявлена большая изменчивость, контрастность всех этих характеристик, особенно на стыках сегментов разных стран. Представляется, что подобная высокая контрастность контактных структур второго типа может как способствовать росту взаимных геополитических интересов, стимулировать социально-экономическое развитие менее развитых сегментов, так и порождать некоторые геополитические проблемы, особенно при длительном сохранении высокой контрастности (табл. 7).
Контактные структуры как первого, так и второго типа порождают специфические контактные функции, которые выполняют отдельные центры, узлы, районы, сегменты в целом. Выделяются три группы контактных функций, характерных для Япономорского региона.
Первая группа - контактные функции, связанные со стыком суши с морем. Это взаимодействие различных видов сухопутного транспорта с морским; комплексирование в использовании природных ресурсов суши и моря - биологических, энергетических, рекреационных; комплексирование сухопутных и морских видов деятельности: организации и обслуживания рыбодобычи и переработки, хозяйств марикультуры, добычи морских нефтегазовых ресурсов (например, на шельфе Сахалина) и их переработки и др.; организация и проведение научно-исследовательской деятельности в прибрежно-морских районах.
Вторая группа контактных функций связана со стыком, контактом разных стран. В приграничных районах получают более высокое развитие различные виды внешнеэкономической деятельности, экспортные производства, активно развиваются внешнеэкономические связи. Например, несмотря на углубление экономического кризиса в России, в 1992-1997 гг. во всех российских сегментах Япономорского региона возрастали экспортно-импортные связи. Особенно активно они росли в Приморье. Причем до 70-80% внешнеэкономических связей российских сегментов замкнуто в Япономорском регионе (табл. 8).
С переходом к открытой рыночной экономике и либерализацией внешнеэкономических связей именно в япономорских сегментах России стали активно создаваться совместные предприятия, число которых здесь составляет более 60% всех совместных предприятий Дальнего Востока. Здесь возникла одна из первых в России Находкинская свободная экономическая зона, где действует более 300 совместных предприятий. Таким образом, совместные с иностранным капиталом предприятия и свободные экономические зоны наиболее активно выполняют контактные функции. Эти же функции выполняют транспортные переходы в пограничных зонах, например, из Хабаровского и Приморского краев в Северо-Восточный Китай, из Приморья в Северную Корею.
Следует подчеркнуть, что в выполнении контактных функций первого и второго типов базовую роль играет транспортная инфраструктура, эффективное взаимодействие ее различных звеньев, например, морского с сухопутными видами транспорта, стыков национальных железных и автомобильных дорог, транспортных переходов и т. п. Особенно активно контактные функции развиваются в Приморском крае. Следствием этого является рост внешнеэкономических связей и международного туризма. Как видно из табл. 9-13, основная их доля приходится на страны Япономорского региона.
В последнее время в приграничных районах появляются новые контактные функции, связанные с регулированием межгосударственных отношений: консульства, представительства различных компаний, в том числе коммерческих, информационных и транспортных. Возрастает туристический обмен между япономорскими сегментами. Следует отметить большие перспективы организации в будущем морских или смешанных сухопутно-авиационно-морских кольцевых туристических маршрутов по нескольким сегментам и странам Япономорского региона одновременно.
Третья группа контактных функций связана с организацией природоохранных мероприятий и решением экологических проблем Япономорского региона. Высокая концентрация здесь стыков, контактов суши с морем нескольких стран, выходящих к одному и тому же Японскому морю, делают либо невозможным, либо крайне неэффективным индивидуально-локальное решение многих экологических проблем. Целесообразно объединение средств и усилий в решении экологических проблем, которые очень тесно взаимоувязаны в Япономорском бассейне. Это и охрана рыбных запасов, ценных моллюсков и водорослей, охрана чистоты стока рек, впадающих в Японское море, наконец, охрана водной среды самого моря, в том числе от жидких радиоактивных отходов.
Выводы
Имеются разнообразные и существенные предпосылки развития интеграционных связей и отношений в япономорском регионе. С учетом перехода к открытой рыночной экономике в России, КНР, а в перспективе и в КНДР рыночные интеграционные процессы будут усиливаться. Для придания им управляемого характера, по нашему мнению, следует:
1) определить статус Япономорского региона как регионального рыночного пространства с системой льгот для сегментов региона (возможно введение таможенных, страховых, инвестиционных и других льгот и стимулов);
2) создать международный координационный орган - комиссию по устойчивому развитию Япономорского региона из представителей всех входящих в него стран и районов;
3) создать систему информационно-торговых центров, отслеживающих состояние и тенденции рынков основных товаров и услуг в Япономорском регионе и в его отдельных сегментах (особое значение имеют рынки труда в различных сегментах; для их отслеживания и прогнозных оценок целесообразно было бы организовать специальную службу социально-экономического мониторинга);
4) организовать выполнение ряда исследовательских проектов для региона в целом, среди которых можно указать следующие:
- изучение и оценка природно-ресурсного потенциала Япономорского региона;
-
изучение и оценка демографических и миграционных процессов в регионе;
-
комплексное решение экологических проблем и организация экологического мониторинга;
-
оценка инфраструктурного потенциала Япономорского региона;
-
варианты и перспективы развития энергетики Япономорского региона;
-
развитие международного туризма.
Все это позволит выбирать наиболее эффективные варианты и направления развития как отдельных сегментов, так и их интеграционных отношений в Япономорском регионе.
|