Россия — страна многонациональная,
поэтому национальный фактор всегда играл большую роль. В современной же
сложной ситуации, создавшей ся в стране в последние годы, вес этнополитического
фактора значительно возрос. Одно время Россию захлестывала лавина "парада
суверенитетов", и тенденции такого рода не угасли.
То в одном, то в другом регионе обостряются межнациональные отношения,
а кое-где берутся и за оружие. У всех в памяти чеченская война, а последствия
ее ощущаются повседневно. Страна наводнена беженцами и вынужденными переселенцами.
Почему все это происходит? Когда вникаешь в суть происходящих трагических
явлений, то видишь, что зачастую в их содержании обнаруживается национальный
компонент, мелькают и национальные лозунги.
В свое время Петр I подчеркивал значение края, который сегодня известен
под названием Оренбуржье. Он отмечал, что "надлежит сделать коммуникации
с сухого пути, построить на реке Яике (Урале) город, установить военную
черту, следить за киргизами (в то время так называли казахов), оттуда близка
Хива, а от Хивы до Индии недалеко, переход в месяца два". Император основным
ключом к Средней Азии и далее Индии считал Киргиз-Кайсакские степи.
Более 250 лет назад в составе Государства Российского указом императрицы
Елизаветы была образована Оренбургская губерния с территорией, охватывавшей
современные Оренбургскую, Челябинскую области, Башкирию и часть Татарии.
В то время юго-восточная граница Государства Российского проходила по реке
Урал, по этой границе располага лась так называемая Оренбург-ская военная
линия с целым рядом форпостов и укреплений. За ней к востоку от реки Урал
и к югу до плато Устюрт и берегов Аральского моря простирались земли Младшего
и Среднего Казахских жузов (впоследствии в 30-х годах XVIII века ханы этих
жузов приняли российское подданство), а за ними Средняя Азия. Именно через
пригранич ный Оренбург правительство страны проводило политику на усиление
могущества и укрепление России в глазах правителей среднеазиатских ханств
на пресечение британской экспансии в Средней Азии, в непосредствен ной
близости от границ России. Край вплоть до 70-х годов прошлого столетия
был пограничным, вплотную прилегавший к владениям весьма беспокойных соседей
Хивы, Бухары и Коканда. Оренбург имел исключительно важное военно-стратегическое
значение, через него пролегал и торговый путь из восточных стран в центр
России.
История повторяется. Сегодня Оренбуржье — приграничье России. И с учетом
того, что на нынешнем этапе исторического развития внешнеполитические интересы
страны имеют геострате гические, геоэкономические и геополитические измерения,
то Оренбуржье, ввиду своего нового геополитического положения, сложившегося
из-за распада СССР, приобретает еще более весомую значимость в обеспечении
национальной безопасности страны. Сегодня область граничит на протяжении
более 1800 км с тремя областями Республики Казахстан.
Из них 600 м — равнинные степи, 240 — речная граница
(см. карту).
Оренбуржье — приграничье России
Ситуация на границе сегодня сложная. Она характеризуется:
-
расширением масштабов контрабандной деятельности, организованной международно
й преступности, связанной с наркобизнесом;
-
ухудшением общей криминогенной обстановки, а также социально-экономического
положения в приграничных районах Казахстана;
-
наличием этнических противоречий, активизацией миграционных процессов.
Станция Оренбург — крупнейший перевалочный пункт грузового и пассажирского
движения среднеазиатс кого направления. Ежесуточно через Оренбург следуют
24 пары грузовых и 13 пар пассажирских поездов. С Казахстаном область связывают
3 республиканские магистрали, 5 шоссейных и многочисленные степные дороги.
Граница области с Казахстаном оснащена 26 таможенными постами, но летом
ее можно пересечь практически в любом месте. В сопредельных с Казахстаном
областях России в 1996 г. в два раза вырос поток перевозок наркотиков,
на 20% увеличился сбыт фальшивых купюр, завозимых из Казахстана.
В 1996 г. сотрудниками Оренбургской таможни изъято более 22 кг
наркотиков, по фактам нарушения таможенных правил возбуждено 6 уголовных
дел, наложено штрафов на сумму более 12 млрд. руб.
Из Казахстана в Оренбургскую область нелегально везут продукты
питания (чаще всего некачественные), самодельную водку, цветные металлы.
Из области вывозят зерно, горюче-смазочные материалы, нефть, ширпотреб.
Все перечисленное не что иное, как угроза экономической безопасности страны.
В связи с этим Президентом РФ издан Указ о проведении эксперимента по
невойсковой охране отдельных участков Государствен ной границы РФ, в том
числе и нашей области. В Оренбуржье создан отдел пограничной стражи
Федеральной пограничной службы с целью организации контроля над участком
Российско-казахстанской границы. Основная его задача — это пресечение
каналов незаконной миграции, в первую очередь граждан третьих стран, а
также контрабан ды наркотиков, направляемых в Россию. Отделом погранстражи
ведется работа по созданию групп содействия из числа гражданского населения
для более надежной охраны границы. Предусматрива ется и привлечение казаков,
что согласуется с Указом Президента России "О порядке привлечения членов
казачьих обществ к государственной службе". Надо сказать, что реакция на
организацию невойсковой охраны границы неадекватная. МИД Казахстана однозначно
отрицательно высказывался против этих мероприятий. В ноте, направленной
МИД России, отмечалось, что "привлече ние к мероприятиям казачьих формирований...
может нанести серьезный ущерб сложившимся традициям добрососедства и дружбы
народов, а любые непродуманные действия лиц, прежде всего из казачьих формирований,
участвующих в невойсковой охране, неизбежно приведут к возникновению напряженности
и конфликтным ситуациям между населением приграничных территорий с соответствующими
последствиями..."
Однако результаты проведенных социологических исследований в пяти приграничных
с Казахстаном районах Оренбуржья по проблеме отношения пригранич ного населения
области к проблеме государственной границы между Россией и Казахстаном
показали, что значительное большинство опрошенных жителей приграничных
районов Оренбургской области высказалось за необходимость государственной
границы между двумя государствами. При этом 18,5% опрошенного населения
высказалось за строго охраняемую границу, 62,5% поддерживают их, но оговаривают,
чтобы граница была достаточно свободной для деловых поездок и контактов
с родственниками (табл. 1).
Соотношение к вопросу о государственной границе среди русских и казахов
приведено в Таблице 1.
Национальность
|
Отношение к вопросу о государственной границе
|
Должна быть строго охраняемой
|
Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов
|
Затрудняюсь с ответом
|
Русские
Казахи |
21.0
10.0
|
64.0
61.0
|
15.0
29.0
|
Обращает на себя внимание, что почти каждый третий из опрошенных казахов
Оренбургского приграничья ушел от ответа на вопрос о государственной границе.
Отношение к государственной границе населения пригриничных районов отражено
в Таблице 2.
Национальность
|
Отношение к вопросу о государственной границе
|
Должна быть строго охраняемой
|
Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов
|
Затрудняюсь с ответом
|
Соль-Илецкий
Ясенский
Домбаровский
Акбулакский
Первомайский |
11.0
17.0
33.0
12.0
19.0
|
70.0
44.0
49.0
79.0
70.0
|
19.0
39.0
18.0
9.0
11.0
|
Следует обратить внимание на то, что менее всего поддержива ют идею о строго
охраняемой границе респонденты из районов, в которых была зафиксиро вана
относительно наибольшая активность в торгово-экономичес ких сделках с жителями
Казахстана.
С чего же, по мнению жителей приграничья, необходимо уже сегодня начинать
охрану государственной границы?
40% опрошенных считают, что она должна сейчас создаваться, а охраняться
только пограничной службой, 14% высказалис ь за усиление таможенных и контрольно
-пропускных пунктов. Вместе с тем, предложение о создании на первых порах
невойсковой охраны границы силами казаков, местного населения получило
поддержку со стороны только 6% опрошенных.
Почти столько же (5%) высказались за организацию войсковой охраны с
одновременным привлечением сил невойсковой охраны.
Исследования также констатируют неудовлетворенность жителей приграничных
с Казахстаном районов Оренбургской области своим материальным положением.
Уровень материального благополучия является одним из факторов, влияющих
на характер межнациональных отношений. В приграничных районах респонден
ты из семей с плохим и очень плохим материальным положением более склоны
к проявлению недоброжелательности к лицам другой национальности, чей доход
несколько выше. Это отношение переносится полностью на этнос.
Другим фактором, осложняющим межнациональную жизнь, стало положение
русских и русскоязычных в Казахстане, их иммиграция в Россию. Если в 1993
г. в Оренбуржье прибыло из Казахстана только 8% мигрантов от общего числа
беженцев и переселенцев, зарегистрирован ных областной службой миграции,
то в 1994 г. эта цифра возросла до 30%, в 1995 г. она составила уже 37%,
в 1996 г. — 44%, а за 8 месяцев 1997 г. — 51%. Такая ситуация в Казахстане
вызывает в приграничных районах Оренбуржья эффект "бумеранга", то есть
среди русских увеличивается неприязнь к российским казахам. В Оренбуржье
проживает 111 тыс. казахского населения.
Исследования также показали, что торгово-экономические связи жителей
пограничных районов с соседями из Казахстана , по сути, носят ограниченный
характер. Материальное положение семей от этих связей практически не зависит.
Поэтому установление государственной границы с Казахстаном не повлечет
для жителей приграничья экономического ущерба.
Состояние межнациональных отношений в приграничных районах можно
оценить как нормальное. Однако существует достаточно высокий элемент деструкции
(33% отметили наличие скрытой недоброжелательности, напряженности в межнациональ
ных отношениях). Население приграничных районов "традиционно" испытывает
неприязнь к чеченцам, "лицам кавказской национальности", цыганам. Однако
зарегистрирован и рост неприязнен ных отношений к казахам со стороны русских.
Он инициирован, как уже упоминалось выше, с одной стороны, сложившейся
экономической ситуацией, а с другой — положением русских в Казахстане.
У жителей пригранич ных районов (казахов, русских), где проводился опрос,
не зарегистрированы особые различия в мнениях о роли местных органов власти
по учету интересов национальных групп. Национальное представительство в
институтах власти считается вполне достаточным. Обстановка в приграничном
регионе не располагает к благодушию и требует постоянного контроля за развитием
ситуации и принятия своевременных кардинальных мер.
В настоящее время подготовлен проект Закона "О режиме приграничной
территории Оренбургской области", который будет внесен на обсуждение областного
Законодательного Собрания. Однако, если даже этот закон будет принят, то
и он вряд ли сразу разрешит все проблемы, связанные с охраной границы.
Но вселяет надежду то, что развитие и совершенствование структур пограничной
стражи в Оренбургской области рассчитано на достаточно длительный период,
что несомненно даст положительные результаты: будет поставлен заслон контрабанде
в Россию.
В.АМЕЛИН,
председатель Комитета по межнациональным отношениям
Администрации Оренбургской области,
доктор исторических наук 15.01.1998
|