Исторически сложилось так, что в Оренбуржье основными
и доминирующими являются славянские, тюркские, финно-угорские народы1.
Заселение и хозяйственное освоение обширного края представителями разных
национальностей, произошедшее сотни лет назад, с одной стороны, и соседство
с районами традиционного проживания татар, башкир, казахов, чувашей, мордвы
и т.д., с другой — наложили своеобразный отпечаток на национальный состав
населения области. Сегодня здесь проживают более восьмидесяти национальностей.
И хотя межнациональные отношения в Оренбуржье стабильны, тем не менее
ряд факторов могут серьезно осложнить ситуацию в регионе.
Они следующие:
-
изменение геополитического положения области (она стала приграничной);
-
снижение толерантности (терпимости к «другим») у оренбуржцев;
-
процессы иммиграции и эмиграции;
-
приток переселенцев из соседней Республики Казахстан;
-
усиление процессов национализации русской жизни;
-
участившиеся уголовные преступления с участием представителей раличных
национальностей.
В этих условиях большую роль играет проведение этнологического мониторинга
для современного выявления и предотвращения межнациональных противоречий,
задачами которого являются:
-
изучение массового сознания о соcтоянии межнациональных отношений;
-
исследование толерантности в межнациональных отношениях;
-
выяснение этнических установок и стереотипов;
-
определение отношения к применению насилия в межнациональных конфликтах;
-
оценка отношения разных этнических групп к политике местных властей и СМИ
по учету национальных интересов;
-
исследование отношений к национализму;
-
определение уровня доверия к государственным и политическим деятелям России
и области;
-
оценка влияния религии на межнациональные отношения;
-
прогноз перспектив развития межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском
районе.
Что же показал мониторинг
Ответы респондентов на вопрос о межнациональных отношениях распределились
следующим образом, %:
Межнациональные отношения нормальные 55
Внешне все спокойно, но напряженность ощущается
Отношения напряженные, возможны конфликты
в Оренбурге
7,3
в Оренбургском районе 10
В Оренбурге за три года на 40% увеличилось число респондентов, ощущающих
межнациональную напряженность, и на прежнем уровне — доля считающих, что
отношения напряженные, возможны конфликты.
Есть определенная корреляция между оценками жизненной ситуации и межнациональной
напряженности.
Так, 43,3% по массиву считают, что терпеть бедственное
положение уже невозможно, и 37% считают, что в Оренбурге есть межнациональная
напряженность, притом, чем ниже оценки жизненной ситуации, тем выше оценки
межнациональной напряженности и возможности конфликтов.
Степень осознания напряженности межнациональных отношений, а следовательно,
степень социального самочувствия зависит от возраста, образования, национальной
принадлежности респондентов.
Наиболее остро ощущают обострение межнациональных отношений
представители многочисленных национальных групп: (мордва, чуваши, евреи,
армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и др.) — 51,7%. Но довольно высока
планка ощущения напряженности у русских (39,5%), украинцев (36,4%) и казахов
(43,4%).
Исследование 1999 г. показало возросшую степень осознания напряженности
в межнациональных отношениях по сравнению с исследованием 1996 г. именно
представителями различных национальностей (примерно в 2,5 раза).
Наличие напряженности в межнациональных конфликтах
в наибольшей степени отмечает возрастная группа 30—49 лет — 41%. В образовательной
когорте респонденты, имеющие высшее и незаконченное высшее образование,
оценивают состояние межнациональных отношений более тревожно, а именно
46%, видимо, в силу более реального осознания ими процессов в сфере межнациональных
отношений.
Наличие конфликтного потенциала в межнациональных отношениях делает
весьма актуальным вопрос о применении насилия в конфликтах.
Результаты опросов свидетельствуют, что достаточно
большое количество респондентов считает, что насилие не допустимо: от 50,5%
в Оренбургском районе до 63,9% по массиву. Тем не менее каждый третий опрошенный
по Оренбургскому району и каждый четвертый опрошенный по массиву считают,
что в каждом конкретном конфликте ситуация особая, иногда только насильственные
действия могут принести результат. Учитывая как социальную, так и межнациональную
напряженность, мнение этих 24% может в случае обострения ситуации сыграть
разрушительную роль — роль спички.
Исключительно ценным является анализ сфер проявления противоречий в
отношениях между людьми разных национальностей.
Проживание на одной территории представителей различных национальностей,
культурные связи, общение в быту и в трудовой деятельности не могло не
отразиться на желании контактов. Готовность к общению в разных сферах не
одинакова.
Население Оренбуржья и Оренбургского района ориентировано более всего
на контакт с людьми других национальностей: как с соседями и коллегами
по работе готовы контактировать 65,9%, с близкими родственниками 15,8%.
А вот 14% опрошенных не хотят никаких межэтнических контактов.
Перечень желаний межнациональных контактов зависит от национальности,
места жительства и других социально-демографических показателей. Жители
сельской местности, например, меньше всего готовы к контактам до близкого
родства и более других настроены на межэтническое общение как с посторонними.
В зависимости от национальной принадлежности готовность к межнациональным
контактам различная.
На довольно тесное общение нацелены русские (82%) и
татары (85,5%). Менее других — украинцы, казахи и представители других
национальностей.
Можно считать, что это своеобразный сигнал к возможности возникновения
межнациональных противоречий, для укрепления в массовом сознании негативных
национальных стереотипов. Их активное функционирование в сознании респондентов
подтверждают ответы на вопрос: «Есть ли национальности, к которым Вы
испытываете неприязнь?». Утвердительно ответило 28,4% респондентов.
Нужно отметить, что этнофобия (боязнь других национальностей) существенно
не растет по сравнению с данными исследований 1994—1996 и 1998 гг. Но меняется
состав «отвергаемых».
В данном случае в качестве национальных групп, в отношении
которых существует неприязнь, респонденты назвали: чеченцы (13%), евреи
(8,6%), цыгане (7%), армяне (5,1%), азербайджанцы (3,4%), татары (2,6%),
казахи (2,3%), грузины (1,5%), узбеки (1,1%). Среди русских 28,6% испытывают
неприязнь к людям других нацинальностей, среди украинцев — 31,8%, среди
татар — 25%, среди казахов — 17,4%, среди других национальностей 28,6%.
Негативные национальные стереотипы связаны с целым комплексом экономических,
социальных и политических проблем. Народ видит бездействие власти, слышит
самую противоречивую информацию по радио, телевидению и от соседей. Желание
некоторых политических сил взять очередной реванш перед выборами 1999 г.
побуждает отдельных из них отыграть свою «философию» на самых низменных
чувствах электората (вечный поиск врага).
Так, на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.Макашова
и других политков по отношению к евреям?» 8,9% согласны полностью, 22,7%
согласны не совсем, 39,1% — совсем не согласны, 29,4% — затруднились ответить.
Сегодня нельзя найти ни одной группы в обществе, которая была бы совершенно
свободной от тех или иных этнических фобий или антипатий. Отличия в наборе,
мере распространенности, интенсивности и факторах, ограничивающих их действие.
Уровень ксенофобии (враждебность ко всему чужому) выше у политически
ангажированных групп. В общем и целом массовое отношение к евреям может
определяться как преобладание толерантных установок. А они, как показывает
история, подвержены влиянию самых различных сил, разворачивающихся в период
предвыборной кампании.
Интенсивность проявления межэтнических противоречий отслеживалась вопросом:
«Приходилось ли Вам лично испытывать ущемление своих прав или возможностей
из-за Вашей национальной принадлежности?»
Как бы внешне спокойно ни выглядели эти данные, но все-таки 37,4% опрошенных
в большей или меньшей степени (постоянно, часто, редко) сталкивались, или
им это казалось, с ущемлением своих прав из-за национальной принадлежности.
Исследование не зафиксировало в массовом сознании жителей Оренбурга
и Оренбургского района значительного всплеска противоречий по поводу ущемления
прав и возможностей из-за национальной принадлежности в сравнении с исследованиями
прошлых лет. Тем не менее показательно, что наибольшее ущемление своих
прав и возможностей испытывают 43,3% татар, 73,9% казахов и 75% опрошенных
других национальностей (башкиры, представители национальностей Кавказа,
евреи, мордва, немцы и др.).
Проявление этнического самосознания в процессе самоидентификации
очень ситуативно. Однако в вопросах, требующих более конкретного соотнесения
себя со своей национальностью, этническое самосознание проявляется в максимальной
степени.
Лишь 1,2% русских, 0,9% татар, 0,7% казахов и 1,8%
респондентов других национальностей в Оренбурге, отвечая на вопрос: «Что
роднит Вас с людьми Вашей национальности?», считают, что «ничего не роднит,
ничего не объединяет». Среди жителей Оренбургского района подобных ответов
не было. Остальные назвали различные признаки своей этнической идентичности:
язык (25,5%), культура, обычаи, обряды (23,3%), религия (9,9%), внешний
облик (6,0%), родная земля, природа (18,3%), черты характера, психология
(8,0%), историческая судьба (8,3%).
Все предложенные в анкете компоненты этноса являются и факторами этнического
сознания. Поэтому не удивительно, что именно язык, являясь главным признаком
этноса, обладает наибольшей ценностью для респондентов. Особенно это отмечают
татары, казахи, русские.
Очень тесно связан с первым и такой фактор, как культура, обычаи, обряды.
Этот компонент чаще других назвали представители татар и других национальностей.
Вполне объясним интерес респондентов именно к языку и культуре нации, ибо
только они дают возможность сохранить ее основу.
Довольно высокую оценку дали респонденты такому фактору идентификации,
как родная земля, природа (особенно русское население).
Религию в качестве компонента этнического сознания назвал каждый десятый
опрошенный в целом по массиву, а в Оренбургском районе — каждый шестой.
Среди же татар и казахов — каждый пятый.
Как показало исследование, несколько возросла значимость культуры, обычаев,
религии и этнопсихологических особенностей, которые остаются самыми консервативными
в процессе социально-культурной адаптации. Ценность национальной идентичности,
как видим, заметно укрепилась в сознании людей различных национальностей
Оренбуржья.
Достаточно четко респонденты прослеживают влияние религии, религиозных
ориентаций на межнациональные отношения.
Более половины опрошенных (52,5%) считают, что они
утверждают мир и согласие между людьми различных национальностей, способствуют
преодолению межнациональных конфликтов. Это мнение разделяют 60% татар,
65% казахов и 55,6% представителей других национальностей. Вместе с тем
37,2% респондентов считают, что существенного влияния на межнациональные
отношения религия и религиозные ориентации не оказывают, а 10,3% опрошенных
вообще считают, что религия и религиозные организации способствуют обострению
межнациональных противоречий и конфликтов, противопоставляя друг другу
людей, исповедующих разные религии. Это мнение наиболее распространено
среди сельских жителей, русского населения и «представителей других национальностей»
(армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, мордва, немцы).
Тем не менее данное исследование не зафиксировало накопление деструктивного
потенциала на почве религиозных отношений.
Важным катализатором национально-этнических установок на бытовом уровне
является отношение респондентов к межнациональным бракам.
«Межнациональные браки разрушают нацию» — так
считают 19,9%, «способствуют укреплению согласия между народами» — 14,0%,
«национальность в браке не имеет значения, должна быть только любовь» —
67,1%.
По этому поводу есть специфика во мнении сельчан, так как в два раза
больше, чем по массиву в целом, число считающих, что браки способствуют
укреплению согласия между народами.
Позиции различных групп определяют и опыт межнационального общения,
и культурно-бытовые различия. Так, 34,5% опрошенных казахов и 30,4% татар
считают, что межнациональные браки разрушают нацию.
Чувство включенности в социум выполняет функцию социальной поддержки,
вселяет уверенность в защите своих интересов. Каждый третий опрошенный
черпает поддержку и рассчитывает на своих родственников, друзей и на свою
национальную или религиозную общину, каждый второй полагается на собственные
способности, на себя самого. На правительство, на лидеров партий и движений,
на местные органы власти рассчитывают 13,3% опрошенных.
Русские наибольшие надежды возлагают на собственные
способности, на самих себя — 67,1% опрошенных, на родственников и друзей
— 22,3%. Они менее остальных надеятся на местные органы власти, правительство
и лидеров партий и движений (4,6%).
Татары рассчитывают на себя (49,4%), на родственников
и друзей (33%), на свою национальную общину (2,6%). На местные органы власти,
правительство — 5,1%.
Казахи рассчитывают на себя (62,9%), на родственников
(29,6%), на национальную или религиозную общину (3,7%).
Представители «других национальностей» на себя более
всего рассчитывают в защите своих интересов (64,5%), на родственников и
друзей (22,6%), на свою национальную общину (9,7%). Последний показатель
выше, чем у остальных!
В данном исследовании предпринята попытка выявить распространенность
в массовом сознании радикального национализма.
С мнением о том, что представители титульной нации
должны иметь преимущество по отношению к другим нациям согласны лишь 8,3%,
согласны частично 21,9%, не согласны 49,7%, затруднились с ответом 20,1%.
Права нации имеют приоритет над правами отдельной личности — так считают
5,2%, согласны частично — 13,7%, не согласны 55,7%, затруднились с ответом
25,3%.
Как видим, достаточно большое число респондентов (более половины) высказали
такое понимание, как равные права всех наций в многонациональном регионе
наравне с титульной нацией, а также и отрицание приоритета нации над правом
личности.
Сегодня значительная часть политической элиты озабочена обоснованием
национальной идентичности в качестве предпосылки переформулирования этнических
интересов. Осмысление эмпирических данных исследования подтверждает гипотезу
об утверждении не этнического, а гражданского самосознания. Материал исследования
отнюдь не позволяет полагать, что в массовом сознании оренбуржцев вообще
отсутствует национализм, в том числе и в крайних формах. Да и нынешний
спектр политических группировок и партий не оставляет сомнений в том, что
существуют экстремистские, эксплуатирующие, к примеру, антисемитские настроения
и лозунги, включающие в свою политическую символику фашистскую атрибутику.
Насколько же распространен в массовом сознании радикальный национализм?
При прямой постановке вопроса об отношении к русскому
национализму (и его идеологии) 14,8% опрошенных ответили, что русский национализм
— это выход страны из кризиса; 20% считают, что русский национализм — это
духовное возрождение русской нации; 64,8% указали, что русский национализм
— это разрушение страны, ее интернациональной исторической основы.
Вместе с тем согласно анализу декларативно признаваемое величие и уникальность,
равно как и мессианство русских, не отражается существенным образом на
оценках политического положения в стране и на приверженности тоталитарным
или демократическим устремлениям. Отсюда следует, что оренбуржцами возрождение
Отечества воспринимается как идея наднациональная. Последний вопрос в данном
блоке концептуальной логической схемы исследования также является индикатором
и связан с выявлением прогнозных оценок относительно перспектив развития
межнациональных отношений.
Позицию респондентов «существенных изменений не произойдет» мы трактуем
в положительном аспекте, так как 55% считают межнациональные отношения
нормальными. Плюс к этому — 7% считающих, что отношения будут становиться
более спокойными. И получаем обобщенный прогнозный показатель социально-психологического
настроя — 65,4%.
Вместе с тем исследователей настораживает прогноз на возможность осложнения
отношений, и даже конфликтов (19,2%), что на 8% выше, чем прогнозы в исследованиях
1996—1998 гг. Эту возможность в большей мере прогнозируют жители Оренбургского
района (37%), казахи (21,7%), украинцы (22,7%), и представители других
национальностей (32,1%). Одним из важных при анализе социально-политических
аспектов межнациональных отношений является вопрос о роли институтов власти.
Характерно, что каждый четвертый (в опросе 1996 г. каждый третий) опрошенный
затруднился ответить на вопрос о том, в какой мере в деятельности властей
учитываются интересы их национальной группы. На уровне прошлых лет сохраняется
доля опрошенных, полагающих, что их интересы «полностью» или «частично»
учитываются в работе городских и районных властей. Но на 9% увеличилась
доля респондентов, считающих, что их национальные интересы полностью игнорируются.
Недовольство властью в учете национальных интересов особенно проявляется
у татар, казахов и представителей других национальностей. Этот недоучет
национальных интересов в конечном счете выливается в неудовлетворенность
властью вообще. В этой ситуации исключительно большое значение имеют СМИ.
Но, по мнению респондентов, интересы их национальной группы слабо учитываются
в деятельности СМИ.
Исследование выявило накопление деструктивного потенциала: готовность
принять участие в политических и общественных акциях в интересах своей
национальной группы, прогноз осложнения межнациональных отношений, недовольство
деятельностью власти, СМИ и другое. Об этом свидетельствуют также достаточно
выраженное недоверие властям всех уровней, стремление возложить на них
всю меру ответственности за кризисную ситуацию в стране.
1 Этнополитическое состояние и динамика
межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском районе. Итоги социологического
исследования. Руководитель Э.Виноградова, научный консультант В.Амелин.
Оренбург, 1999, январь.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (Рождества Богородицы) в Голутвине
Первое упоминание
о храме относится к XV в., когда на этом месте находился Рождественский
монастырь. В 1687 г. тщанием прихожан построен каменный храм. В 1692 г.
главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня
построена в 1769 г., в 1823 г. построен северный придел, освященный в честь
Тихвинской иконы Божьей Матери. Южный придел освящен во имя святителя Николая.
В 1923 г. храм закрыли. Практически все иконы главного иконостаса
(письмо конца XVI — начала XVII вв.) попали в Третьяковскую галерею. В
30-е гг. была разобрана четырехъярусная колокольня, в 60—70-е гг. снесены
дом причта и церковная ограда. В 80-е гг. в храме располагалась кафедра
разведочного бурения Московского геологоразведочного института.
21 сентября 1992 г. в храме возобновлено богослужение.
Настоятель храма и председатель Приходского совета — игумен Сергий
(в миру — Сергей Николаевич Объедков).
Восстановление храма в наше непростое время требует немалых усилий
и средств.
Центральный Совет Всероссийского общественно-политического движения
«Духовное наследие» просит соотечественников внести посильную лепту в дело
возрождения храма!
Пожертвования можно направить по следующим реквизитам:
Приход храма Святителя Николая в Голутвине. ИНН 7706050542.
Донское отделение № 7813 Сбербанка России г. Москвы. Р/с № 40703810238110104493.
БИК 044525342. К/с № 30101810600000000342.
В.АМЕЛИН, доктор исторических наук, профессор 15.09.1999
|