Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Межнациональные отношения в Оренбуржье (социологический аспект)

Исторически сложилось так, что в Оренбуржье основными и доминирующими являются славянские, тюркские, финно-угорские народы1. Заселение и хозяйственное освоение обширного края представителями разных национальностей, произошедшее сотни лет назад, с одной стороны, и соседство с районами традиционного проживания татар, башкир, казахов, чувашей, мордвы и т.д., с другой — наложили своеобразный отпечаток на национальный состав населения области. Сегодня здесь проживают более восьмидесяти национальностей.

И хотя межнациональные отношения в Оренбуржье стабильны, тем не менее ряд факторов могут серьезно осложнить ситуацию в регионе. Они следующие:

  • изменение геополитического положения области (она стала приграничной);
  • снижение толерантности (терпимости к «другим») у оренбуржцев;
  • процессы иммиграции и эмиграции;
  • приток переселенцев из соседней Республики Казахстан;
  • усиление процессов национализации русской жизни;
  • участившиеся уголовные преступления с участием представителей раличных национальностей.
В этих условиях большую роль играет проведение этнологического мониторинга для современного выявления и предотвращения межнациональных противоречий, задачами которого являются:
  • изучение массового сознания о соcтоянии межнациональных отношений;
  • исследование толерантности в межнациональных отношениях;
  • выяснение этнических установок и стереотипов;
  • определение отношения к применению насилия в межнациональных конфликтах;
  • оценка отношения разных этнических групп к политике местных властей и СМИ по учету национальных интересов;
  • исследование отношений к национализму;
  • определение уровня доверия к государственным и политическим деятелям России и области;
  • оценка влияния религии на межнациональные отношения;
  • прогноз перспектив развития межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском районе.

Что же показал мониторинг

Ответы респондентов на вопрос о межнациональных отношениях распределились следующим образом, %: Межнациональные отношения нормальные 55

Внешне все спокойно, но напряженность ощущается Отношения напряженные, возможны конфликты

в Оренбурге 7,3 в Оренбургском районе 10
В Оренбурге за три года на 40% увеличилось число респондентов, ощущающих межнациональную напряженность, и на прежнем уровне — доля считающих, что отношения напряженные, возможны конфликты.

Есть определенная корреляция между оценками жизненной ситуации и межнациональной напряженности.

Так, 43,3% по массиву считают, что терпеть бедственное положение уже невозможно, и 37% считают, что в Оренбурге есть межнациональная напряженность, притом, чем ниже оценки жизненной ситуации, тем выше оценки межнациональной напряженности и возможности конфликтов.

Степень осознания напряженности межнациональных отношений, а следовательно, степень социального самочувствия зависит от возраста, образования, национальной принадлежности респондентов.

Наиболее остро ощущают обострение межнациональных отношений представители многочисленных национальных групп: (мордва, чуваши, евреи, армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и др.) — 51,7%. Но довольно высока планка ощущения напряженности у русских (39,5%), украинцев (36,4%) и казахов (43,4%).

Исследование 1999 г. показало возросшую степень осознания напряженности в межнациональных отношениях по сравнению с исследованием 1996 г. именно представителями различных национальностей (примерно в 2,5 раза).

Наличие напряженности в межнациональных конфликтах в наибольшей степени отмечает возрастная группа 30—49 лет — 41%. В образовательной когорте респонденты, имеющие высшее и незаконченное высшее образование, оценивают состояние межнациональных отношений более тревожно, а именно 46%, видимо, в силу более реального осознания ими процессов в сфере межнациональных отношений.

Наличие конфликтного потенциала в межнациональных отношениях делает весьма актуальным вопрос о применении насилия в конфликтах.

Результаты опросов свидетельствуют, что достаточно большое количество респондентов считает, что насилие не допустимо: от 50,5% в Оренбургском районе до 63,9% по массиву. Тем не менее каждый третий опрошенный по Оренбургскому району и каждый четвертый опрошенный по массиву считают, что в каждом конкретном конфликте ситуация особая, иногда только насильственные действия могут принести результат. Учитывая как социальную, так и межнациональную напряженность, мнение этих 24% может в случае обострения ситуации сыграть разрушительную роль — роль спички.

Исключительно ценным является анализ сфер проявления противоречий в отношениях между людьми разных национальностей.

Проживание на одной территории представителей различных национальностей, культурные связи, общение в быту и в трудовой деятельности не могло не отразиться на желании контактов. Готовность к общению в разных сферах не одинакова.

Население Оренбуржья и Оренбургского района ориентировано более всего на контакт с людьми других национальностей: как с соседями и коллегами по работе готовы контактировать 65,9%, с близкими родственниками 15,8%. А вот 14% опрошенных не хотят никаких межэтнических контактов.

Перечень желаний межнациональных контактов зависит от национальности, места жительства и других социально-демографических показателей. Жители сельской местности, например, меньше всего готовы к контактам до близкого родства и более других настроены на межэтническое общение как с посторонними.

В зависимости от национальной принадлежности готовность к межнациональным контактам различная.

На довольно тесное общение нацелены русские (82%) и татары (85,5%). Менее других — украинцы, казахи и представители других национальностей.

Можно считать, что это своеобразный сигнал к возможности возникновения межнациональных противоречий, для укрепления в массовом сознании негативных национальных стереотипов. Их активное функционирование в сознании респондентов подтверждают ответы на вопрос: «Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?». Утвердительно ответило 28,4% респондентов.

Нужно отметить, что этнофобия (боязнь других национальностей) существенно не растет по сравнению с данными исследований 1994—1996 и 1998 гг. Но меняется состав «отвергаемых».

В данном случае в качестве национальных групп, в отношении которых существует неприязнь, респонденты назвали: чеченцы (13%), евреи (8,6%), цыгане (7%), армяне (5,1%), азербайджанцы (3,4%), татары (2,6%), казахи (2,3%), грузины (1,5%), узбеки (1,1%). Среди русских 28,6% испытывают неприязнь к людям других нацинальностей, среди украинцев — 31,8%, среди татар — 25%, среди казахов — 17,4%, среди других национальностей 28,6%.

Негативные национальные стереотипы связаны с целым комплексом экономических, социальных и политических проблем. Народ видит бездействие власти, слышит самую противоречивую информацию по радио, телевидению и от соседей. Желание некоторых политических сил взять очередной реванш перед выборами 1999 г. побуждает отдельных из них отыграть свою «философию» на самых низменных чувствах электората (вечный поиск врага).

Так, на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.Макашова и других политков по отношению к евреям?» 8,9% согласны полностью, 22,7% согласны не совсем, 39,1% — совсем не согласны, 29,4% — затруднились ответить.

Сегодня нельзя найти ни одной группы в обществе, которая была бы совершенно свободной от тех или иных этнических фобий или антипатий. Отличия в наборе, мере распространенности, интенсивности и факторах, ограничивающих их действие.

Уровень ксенофобии (враждебность ко всему чужому) выше у политически ангажированных групп. В общем и целом массовое отношение к евреям может определяться как преобладание толерантных установок. А они, как показывает история, подвержены влиянию самых различных сил, разворачивающихся в период предвыборной кампании.

Интенсивность проявления межэтнических противоречий отслеживалась вопросом: «Приходилось ли Вам лично испытывать ущемление своих прав или возможностей из-за Вашей национальной принадлежности?»

Как бы внешне спокойно ни выглядели эти данные, но все-таки 37,4% опрошенных в большей или меньшей степени (постоянно, часто, редко) сталкивались, или им это казалось, с ущемлением своих прав из-за национальной принадлежности. Исследование не зафиксировало в массовом сознании жителей Оренбурга и Оренбургского района значительного всплеска противоречий по поводу ущемления прав и возможностей из-за национальной принадлежности в сравнении с исследованиями прошлых лет. Тем не менее показательно, что наибольшее ущемление своих прав и возможностей испытывают 43,3% татар, 73,9% казахов и 75% опрошенных других национальностей (башкиры, представители национальностей Кавказа, евреи, мордва, немцы и др.).

Проявление этнического самосознания в процессе самоидентификации очень ситуативно. Однако в вопросах, требующих более конкретного соотнесения себя со своей национальностью, этническое самосознание проявляется в максимальной степени.

Лишь 1,2% русских, 0,9% татар, 0,7% казахов и 1,8% респондентов других национальностей в Оренбурге, отвечая на вопрос: «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?», считают, что «ничего не роднит, ничего не объединяет». Среди жителей Оренбургского района подобных ответов не было. Остальные назвали различные признаки своей этнической идентичности: язык (25,5%), культура, обычаи, обряды (23,3%), религия (9,9%), внешний облик (6,0%), родная земля, природа (18,3%), черты характера, психология (8,0%), историческая судьба (8,3%).

Все предложенные в анкете компоненты этноса являются и факторами этнического сознания. Поэтому не удивительно, что именно язык, являясь главным признаком этноса, обладает наибольшей ценностью для респондентов. Особенно это отмечают татары, казахи, русские.

Очень тесно связан с первым и такой фактор, как культура, обычаи, обряды. Этот компонент чаще других назвали представители татар и других национальностей. Вполне объясним интерес респондентов именно к языку и культуре нации, ибо только они дают возможность сохранить ее основу.

Довольно высокую оценку дали респонденты такому фактору идентификации, как родная земля, природа (особенно русское население).

Религию в качестве компонента этнического сознания назвал каждый десятый опрошенный в целом по массиву, а в Оренбургском районе — каждый шестой. Среди же татар и казахов — каждый пятый.

Как показало исследование, несколько возросла значимость культуры, обычаев, религии и этнопсихологических особенностей, которые остаются самыми консервативными в процессе социально-культурной адаптации. Ценность национальной идентичности, как видим, заметно укрепилась в сознании людей различных национальностей Оренбуржья.

Достаточно четко респонденты прослеживают влияние религии, религиозных ориентаций на межнациональные отношения.

Более половины опрошенных (52,5%) считают, что они утверждают мир и согласие между людьми различных национальностей, способствуют преодолению межнациональных конфликтов. Это мнение разделяют 60% татар, 65% казахов и 55,6% представителей других национальностей. Вместе с тем 37,2% респондентов считают, что существенного влияния на межнациональные отношения религия и религиозные ориентации не оказывают, а 10,3% опрошенных вообще считают, что религия и религиозные организации способствуют обострению межнациональных противоречий и конфликтов, противопоставляя друг другу людей, исповедующих разные религии. Это мнение наиболее распространено среди сельских жителей, русского населения и «представителей других национальностей» (армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, мордва, немцы).

Тем не менее данное исследование не зафиксировало накопление деструктивного потенциала на почве религиозных отношений.

Важным катализатором национально-этнических установок на бытовом уровне является отношение респондентов к межнациональным бракам.

«Межнациональные браки разрушают нацию» — так считают 19,9%, «способствуют укреплению согласия между народами» — 14,0%, «национальность в браке не имеет значения, должна быть только любовь» — 67,1%. По этому поводу есть специфика во мнении сельчан, так как в два раза больше, чем по массиву в целом, число считающих, что браки способствуют укреплению согласия между народами.

Позиции различных групп определяют и опыт межнационального общения, и культурно-бытовые различия. Так, 34,5% опрошенных казахов и 30,4% татар считают, что межнациональные браки разрушают нацию.

Чувство включенности в социум выполняет функцию социальной поддержки, вселяет уверенность в защите своих интересов. Каждый третий опрошенный черпает поддержку и рассчитывает на своих родственников, друзей и на свою национальную или религиозную общину, каждый второй полагается на собственные способности, на себя самого. На правительство, на лидеров партий и движений, на местные органы власти рассчитывают 13,3% опрошенных.

Русские наибольшие надежды возлагают на собственные способности, на самих себя — 67,1% опрошенных, на родственников и друзей — 22,3%. Они менее остальных надеятся на местные органы власти, правительство и лидеров партий и движений (4,6%).

Татары рассчитывают на себя (49,4%), на родственников и друзей (33%), на свою национальную общину (2,6%). На местные органы власти, правительство — 5,1%.

Казахи рассчитывают на себя (62,9%), на родственников (29,6%), на национальную или религиозную общину (3,7%).

Представители «других национальностей» на себя более всего рассчитывают в защите своих интересов (64,5%), на родственников и друзей (22,6%), на свою национальную общину (9,7%). Последний показатель выше, чем у остальных!

В данном исследовании предпринята попытка выявить распространенность в массовом сознании радикального национализма.

С мнением о том, что представители титульной нации должны иметь преимущество по отношению к другим нациям согласны лишь 8,3%, согласны частично 21,9%, не согласны 49,7%, затруднились с ответом 20,1%. Права нации имеют приоритет над правами отдельной личности — так считают 5,2%, согласны частично — 13,7%, не согласны 55,7%, затруднились с ответом 25,3%.

Как видим, достаточно большое число респондентов (более половины) высказали такое понимание, как равные права всех наций в многонациональном регионе наравне с титульной нацией, а также и отрицание приоритета нации над правом личности.

Сегодня значительная часть политической элиты озабочена обоснованием национальной идентичности в качестве предпосылки переформулирования этнических интересов. Осмысление эмпирических данных исследования подтверждает гипотезу об утверждении не этнического, а гражданского самосознания. Материал исследования отнюдь не позволяет полагать, что в массовом сознании оренбуржцев вообще отсутствует национализм, в том числе и в крайних формах. Да и нынешний спектр политических группировок и партий не оставляет сомнений в том, что существуют экстремистские, эксплуатирующие, к примеру, антисемитские настроения и лозунги, включающие в свою политическую символику фашистскую атрибутику. Насколько же распространен в массовом сознании радикальный национализм?

При прямой постановке вопроса об отношении к русскому национализму (и его идеологии) 14,8% опрошенных ответили, что русский национализм — это выход страны из кризиса; 20% считают, что русский национализм — это духовное возрождение русской нации; 64,8% указали, что русский национализм — это разрушение страны, ее интернациональной исторической основы.

Вместе с тем согласно анализу декларативно признаваемое величие и уникальность, равно как и мессианство русских, не отражается существенным образом на оценках политического положения в стране и на приверженности тоталитарным или демократическим устремлениям. Отсюда следует, что оренбуржцами возрождение Отечества воспринимается как идея наднациональная. Последний вопрос в данном блоке концептуальной логической схемы исследования также является индикатором и связан с выявлением прогнозных оценок относительно перспектив развития межнациональных отношений.

Позицию респондентов «существенных изменений не произойдет» мы трактуем в положительном аспекте, так как 55% считают межнациональные отношения нормальными. Плюс к этому — 7% считающих, что отношения будут становиться более спокойными. И получаем обобщенный прогнозный показатель социально-психологического настроя — 65,4%.

Вместе с тем исследователей настораживает прогноз на возможность осложнения отношений, и даже конфликтов (19,2%), что на 8% выше, чем прогнозы в исследованиях 1996—1998 гг. Эту возможность в большей мере прогнозируют жители Оренбургского района (37%), казахи (21,7%), украинцы (22,7%), и представители других национальностей (32,1%). Одним из важных при анализе социально-политических аспектов межнациональных отношений является вопрос о роли институтов власти. Характерно, что каждый четвертый (в опросе 1996 г. каждый третий) опрошенный затруднился ответить на вопрос о том, в какой мере в деятельности властей учитываются интересы их национальной группы. На уровне прошлых лет сохраняется доля опрошенных, полагающих, что их интересы «полностью» или «частично» учитываются в работе городских и районных властей. Но на 9% увеличилась доля респондентов, считающих, что их национальные интересы полностью игнорируются.

Недовольство властью в учете национальных интересов особенно проявляется у татар, казахов и представителей других национальностей. Этот недоучет национальных интересов в конечном счете выливается в неудовлетворенность властью вообще. В этой ситуации исключительно большое значение имеют СМИ. Но, по мнению респондентов, интересы их национальной группы слабо учитываются в деятельности СМИ.

Исследование выявило накопление деструктивного потенциала: готовность принять участие в политических и общественных акциях в интересах своей национальной группы, прогноз осложнения межнациональных отношений, недовольство деятельностью власти, СМИ и другое. Об этом свидетельствуют также достаточно выраженное недоверие властям всех уровней, стремление возложить на них всю меру ответственности за кризисную ситуацию в стране. 1 Этнополитическое состояние и динамика межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском районе. Итоги социологического исследования. Руководитель Э.Виноградова, научный консультант В.Амелин. Оренбург, 1999, январь.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (Рождества Богородицы) в Голутвине

Первое упоминание о храме относится к XV в., когда на этом месте находился Рождественский монастырь. В 1687 г. тщанием прихожан построен каменный храм. В 1692 г. главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня построена в 1769 г., в 1823 г. построен северный придел, освященный в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Южный придел освящен во имя святителя Николая.

В 1923 г. храм закрыли. Практически все иконы главного иконостаса (письмо конца XVI — начала XVII вв.) попали в Третьяковскую галерею. В 30-е гг. была разобрана четырехъярусная колокольня, в 60—70-е гг. снесены дом причта и церковная ограда. В 80-е гг. в храме располагалась кафедра разведочного бурения Московского геологоразведочного института.

21 сентября 1992 г. в храме возобновлено богослужение.

Настоятель храма и председатель Приходского совета — игумен Сергий (в миру — Сергей Николаевич Объедков).

Восстановление храма в наше непростое время требует немалых усилий и средств. Центральный Совет Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» просит соотечественников внести посильную лепту в дело возрождения храма!

Пожертвования можно направить по следующим реквизитам:
Приход храма Святителя Николая в Голутвине. ИНН 7706050542.
Донское отделение № 7813 Сбербанка России г. Москвы. Р/с № 40703810238110104493.
БИК 044525342. К/с № 30101810600000000342.

В.АМЕЛИН,
доктор исторических наук,
профессор
15.09.1999


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки