Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Взаимоотношение центра с регионами
ТАТАРСТАН В ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ С РОССИЕЙ

Конституцию республики наконец-то встроили в вертикаль власти

19 апреля народные депутаты Госсовета Республики Татарстан (РТ) поставили точку в затянувшемся процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан и приведения Основного закона РТ в соответствие с федеральным законодательством. И поставили эту точку именно в том месте, где посчитали нужным.

Начали с первого абзаца преамбулы, где записано, что татарская Конституция выражает волю многонационального народа Республики Татарстан. Дополнив этот абзац словами "и татарского народа". Долго спорили, какая стилистическая конструкция будет звучать лучше "многонационального народа и татарского народа" или "татарского и многонационального народа". Сошлись на последнем варианте. И это после десяти лет популистских рассуждений, особенно в присутствии послов иностранных государств, об активном процессе формирования в республике гражданского общества.

За неделю до пленарной сессии Госсовета РТ из правового управления администрации российского президента пришло заключение на проект Конституции РТ, прошедшей второе чтение. Еще более жесткое, чем после первого чтения. Москва, проанализировав все внесенные "дополнения и изменения", продолжает настаивать на том, чтобы из татарской Конституции были искоренены любые упоминания о суверенитете, даже ограниченном, такие "описки", как "гражданин Республики Татарстан" (статьи 21, 44, 93, 96), а также ссылки в статьях 1, 25, 92, 97, 99, 105 на Договор Российской Федерации и Республики Татарстан - не ратифицированный Федеральным собранием, а значит, не имеющий юридической силы.

Подготовил свое заключение на, по сути, готовый к окончательному принятию новый вариант Конституции и прокурор РТ профессор Кафиль Амиров. Он тщательно проанализировал каждую предложенную поправку (или дополнение). Во вторник, 16 апреля, с заключением прокурора республики знакомились депутаты комиссии по вопросам государственного строительства. Как и ожидалось, они приняли решение из третьего чтения вновь вернуться во второе на пленарной сессии. "По основным статьям", - уточнила руководитель пресс-центра ГС РТ Любовь Агеева. Депутаты приняли 128 поправок к 130 статьям Конституции РТ. Однако требования Москвы и прокурора Амирова были в основном и по основным статьям проигнорированы.

Ожидалось, что радикальной правке подвергнутся статьи 1, 3, 92, 96, 123 законопроекта, задающие тон сепаратизма всей Конституции РТ. Особенно статья 1 в части 1 законопроекта. Используя понятие "суверенитет", хотя и ограниченный, она закрепляет такую норму, как "государство, объединенное с Российской Федерацией", с чем Москва не может согласиться.

В Конституции РТ 1992 года "Татарстан - субъект международного права, государство, ассоциированное с Российской Федерацией". Другими словами, соседнее с Россией государство. В законопроекте, прошедшем второе чтение, "Татарстан - демократическое, правовое, социальное государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения...". Все еще соседнее с Россией государство. В окончательном варианте "Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией (...) и являющееся субъектом Российской Федерации". Это уже больше похоже на тщательно скрываемый гражданский брак.

Первая часть статьи 3 объявляет "носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в РТ ее многонациональный народ". Прокурор Татарстана Кафиль Амиров предлагает изложить статью 1 в следующей редакции: "Республика Татарстан - демократическое, правовое, социальное государство, полноправный субъект Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан". Согласившись с таким прочтением статьи 1 Основного закона, Казань, последние десять лет кичившаяся своей исключительностью, автоматически оказывается в одном ряду со всеми другими национальными республиками, живущими на подаяния Москвы. В принципе это уже сегодняшний день Татарстана.

Казань прежде всего теряет право избирать президентом РТ только гражданина РТ и более чем на два срока. И такая норма закреплена теперь в статье 97. Тогда как действующий президент избран уже на третий срок. Несмотря на то что закон обратной силы не имеет и действующему президенту с принятием нового варианта Конституции РТ не грозит отлучение от власти, тем не менее появляется нежелательный нюанс нелегитимности. Статья 97 требует от кандидата в президенты знания государственных языков Российской Федерации и Республики Татарстан. Последнее оспорено решением Верховного суда. Игнорируя это решение, Казань не только ограждает себя от появления в республике варягов, но и сохраняет клановую систему управления республикой, когда "президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан" (статья 95).

- Здесь нелишне отметить, - считает депутат Александр Штанин, - что это не просто ностальгия по прошлым достижениям в суверенизации нашей властной верхушки. Достаточно обратить внимание на статью о прокуратуре (работающей исключительно по федеральным законам), где записано, что она осуществляет надзор за законностью "в соответствии со статьей 1 Конституции РТ". Это не просто в чужой монастырь со своим уставом. Это заявка на охранение своей вотчины от излишних посягательств федерального Центра.

Москва, демонстрируя полное понимание проблемы, настаивает на том, чтобы статья 95 звучала в редакции республиканского прокурора: "Главой республики Татарстан - высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) - является президент Республики Татарстан". Что повлечет за собой кардинальное изменение статьи 105, которая определяет кабинет министров "исполнительным и распорядительным органом государственной власти РТ". Прокурор РТ настаивает на варианте: "Кабинет министров - правительство Республики Татарстан - является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан". А поскольку высшую власть в республике олицетворяет президент РТ, то статья 105 должна являться логичным продолжением статьи 95. Есть у прокурора Амирова и претензии к статье 108, где расписаны полномочия кабинета министров РТ. Надо сказать, что по размеру и аргументированности прокурорские претензии только по одной статье 108 тянут на газетную статью, а все заключение - на целую газетную полосу.

Второй фундаментальной статьей, на приведение которой в соответствие с федеральной Конституцией настаивает Москва, является статья 15: "Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются в Республике Татарстан как основа жизни и деятельности народа". Так расплывчато звучит эта статья в окончательном варианте. Поскольку конкретное определение отсутствует, то, надо полагать, речь по-прежнему идет о "жизни и деятельности" татарского народа. Еще два года назад оспоренная Конституционным судом на основании того, что субъект РФ не вправе объявлять своей собственностью природные ресурсы на своей территории, так как это "ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации", статья так и осталась в подвешенном состоянии...

"Независимая газета" в публикации "Пишется "суверенитет", а читается "нефть" ("НГ" от 06.04.02.) подробно останавливалась на причинах открытой борьбы между федеральным Центром и Татарстаном за землю и ее недра с приличными запасами нефти и битумов. Следует напомнить, что при Советах Татарская автономная республика на своей территории владела всего 2% собственности. Провозгласив суверенитет, вернее, приватизировав республику "по Чубайсу", местные власти стали хозяевами 100% республиканской собственности. После чего сразу же появилась республиканская таможня, границы республики были плотно закрыты для ввоза продукции из регионов соседнего государства. Глядя на Татарстан, стали городить свои границы и благоустраивать таможни другие российские регионы. В таких условиях рыночная экономика не только развиваться, даже зародиться не может, что сегодня и демонстрирует монополизированная экономика Татарстана, производящая неконкурентоспособную продукцию, будь то татарская водка или невостребованный рекордный урожай татарской пшеницы. Против чего и выступает федеральный Центр.

А ведь история в 1992 году дала республике редчайший шанс, которым ее политики не сумели распорядится так, чтобы по прошествии десяти лет ни у кого не осталось сомнений, что не только теоретически, согласно Конституции РФ, но и на деле Россия может быть федеративным государством. Выстраивая властную республиканскую вертикаль, власть имущие, похоже, вновь забыли о власти народа - местном самоуправлении.

- Раздел "Основы конституционного строя" содержит нормы, - считает председатель ОПД "Равноправие и законность" народный депутат Александр Штанин, - не имеющие никакого отношения к нормам. И в то же время не содержит нормы о местном самоуправлении, как одной из основ строя. В нем должна быть прописана иерархия законов, чтобы каждый житель республики твердо знал: высшей силой обладает Конституция России, затем следуют федеральные законы, Конституция и законы Татарстана, правовые акты местного самоуправления. В законопроекте в разных статьях федеральные и республиканские законы записаны в разных сочетаниях, причем республиканские законы нередко оказываются выше федеральных, а последние иногда бывают просто утеряны.

Народные депутаты полностью проигнорировали требования Москвы относительно статьи 22 Основного закона РТ: "1. Республика Татарстан имеет свое гражданство. 2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. 3. Граждане Республики Татарстан одновременно являются гражданами Российской Федерации".

Прокурор РТ Кафиль Амиров считает, что народным избранникам, принявшим новый вариант Конституции РТ, придется еще раз вернуться ко второму чтению. Как вернулись к нему из третьего чтения. Если все-таки президент Шаймиев подпишет закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан", тогда приводить народных депутатов в чувство придется с помощью судебных исков.

Вера Постнова
Казань
Независимя газета
23.04.2002


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки