Как известно, в мае с.г. Президентом России В.Путиным был подписан Закон РФ о разделе страны на 7 федеральных округов и назначении там полномочных представителей. Событие это прошло более незаметно, чем, например, дебаты вокруг реформирования Совета Федерации или демонстративное наступление на российских олигархов. Хотя по своему значению и стратегической направленности оно не уступает этим процессам и служит одной из составных частей новой региональной политики российского Президента. Суть этой политики, как известно, состоит в том, чтобы добиться дальнейшей централизации власти и укрепления единого руководства. Цель эта, безусловно, важная, не вызывающая никаких сомнений. Но шаги, которые были предприняты в ее достижении, в частности, вышеуказанное разделение страны на 7 федеральных округов, ставит ряд достаточно спорных вопросов. Вот лишь некоторые из них: каким образом будет осуществляться консолидация власти при ныне действующей губернаторской системе (как известно, механизм такого рода действия заранее отработан не был с надеждой на то, "что жизнь сама всему научит"); как будут строиться взаимоотношения новых органов исполнительной власти с негосударственными финансовыми, коммерческими и иными структурами, функционирующими в регионах Российской Федерации (эта проблема также не была до конца продумана); каковы перспективы дальнейшего развития нового структурообразования (будут ли федеральные округа постепенно "подминать" под себя существующие субъекты Федерации или будут являться промежуточным звеном между ними и Центром)? На эти и другие немаловажные вопросы до сих пор, к сожалению, нет четкого и вразумительного ответа ни стороны представителей самого Президента, ни разработчиков данного проекта.
Анализируя опыт прошлых лет, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней, когда многие начинания и эксперименты канули в Лету так и не сумев осуществиться, идея раздела России на 7 федеральных округов, на мой взгляд, из разряда последних. И дело вовсе не в том, что сама идея плоха или трудно осуществима, вовсе наоборот - и идея хороша, и осуществить ее вроде бы не сложно. Но в том-то и дело, что многие канувшие в Лету проекты и начинания были по-своему хороши и не сложны в плане реализации, но, как правило, с одним и тем же изъяном - не были до конца продуманы и разработаны механизмы их осуществления. Отсюда и неуспех того или иного дела. Хотелось бы ошибиться, но думаю, что это относится и к указанному проекту.
Если вспомнить сравнение Совета Федерации с боярской Думой XV-XVI веков, то в лице "семерки", за которой должны стоять огромные ресурсы и институты власти, мы получим своего рода "сверхбоярскую Думу". И это было бы замечательно! Но если у "семерки" не будет никакого успеха и конкретных результатов (что, к сожалению, вероятнее всего в современных условиях), то это будет не только дискредитация самой региональной политики, но и органов центральной власти (в чем, безусловно, будут заинтересованы местные властители и финансово-промышленные олигархи). Получится некий промежуточный, никому не нужный институт власти, который будет лишь дезориентировать Центр и создавать для него дополнительные проблемы. Не случайно уже сейчас никто из заинтересованных лиц не может дать вразумительные ответы на многие, связанные с данной идеей животрепещущие вопросы. В этой связи хотелось бы высказать некоторые свои, далеко не бесспорные, суждения.
Для того чтобы реализовать вышеназванную идею, необходимо было провести широкомасштабную подготовительную работу. Прежде всего, надо было восстановить государственный контроль над промышленными и финансовыми ресурсами на местах (относящиеся к РАО ЕЭС, Газпрому и т.п.), то, на что должны были опереться новые органы власти. Необходимо было урегулировать все острые вопросы с руководителями субъектов Федерации и получить в их лице, если не единомышленников, то уже не скрытых или открытых противников данного проекта. Следовало также провести широкомасштабную пропагандистскую кампанию по разъяснению целей и задач этой акции и получить одобрение со стороны рядовых граждан. И, наконец, как уже отмечалось выше, необходимо было более тщательно и всесторонне проработать все детали механизма реализации данного проекта - от четкого определения границ федеральных округов до прав и обязанностей представителей Президента. Только тогда можно было бы рассчитывать на реальный успех, а пока что приходится надеяться на сверхъестественное чудо или уникальные способности вновь назначенных представителей, что, увы, весьма маловероятно.
Данный урок поучителен еще и тем, что его необходимо учесть сейчас, когда решаются вопросы реформирования Совета Федерации и создания Государственного Совета, призванного стать еще одним из столпов новой государственной политики российского Президента. Путину следует тщательно взвесить каждый свой шаг, прежде чем принимать окончательное решение, чтобы, как говорится, "дважды не наступить на грабли, лежащие в его хозяйском огороде".
Независимый эксперт Вл. Кулагин
|