Российские регионы будут строить их заново
Губернатор Челябинской области Петр СУМИН направил Владимиру Путину письмо, где предлагает расторгнуть Договор о разграничении полномочий, который был подписан в 1997 году.
- Петр Иванович, как, по-вашему, сегодня необходимо строить отношения между центром и субъектами Российской Федерации? Переписывать старые договоры, подписывать новые или эти договоры вообще не нужны?
- В 1997 году, когда я был избран губернатором, первое, с чего начал, - стал выстраивать нормальные отношения с центром. По примеру многих областей и республик я задался целью подписать с Борисом Николаевичем Ельциным Договор о разграничении полномочий между центром и Челябинской областью. Мы очень активно поработали, и уже через полгода, 4 июля 1997 года, в Москве, в Екатерининском зале Кремля, мы такой договор подписали. Он не ограничен сроками, предусматривает только принципы взаимоотношений. На основании этого договора потом было подписано множество конкретных соглашений с правительством, с министерствами - по научно-техническому прогрессу, по бюджетным отношениям и т.д.
Цель была одна: яснее определить полномочия области как субъекта Российской Федерации, полномочия центра и что у нас есть в совместном ведении. Но сейчас прошло время, изменилась политическая обстановка. Президент Владимир Путин ведет активную политику по укреплению государственности, укреплению вертикали исполнительной власти. Договоры между центром и субъектами подписывались давно. В свое время они, безусловно, сыграли положительную роль, но в самом процессе их подписания так или иначе нарушалась Конституция. В Основном законе сказано, что все субъекты Федерации равны, а договоры как раз и нарушили баланс равноправия.Я не буду говорить по отдельным субъектам Федерации, но тот, кто в свое время раньше других постарался, заимел больше, чем ему положено. Я имею в виду финансовые, природные и другие ресурсы. Не стали мы равными, не стали мы лучше разбираться, что мое, что твое, а что наше общее. Порядка больше не стало. Теперь же, когда выстраивается новая вертикаль власти в государстве, это даже тормозит развитие наших отношений внутри Федерации. Потому-то я и отправил президенту Путину письмо, в котором предлагаю Договор о разграничении полномочий с Челябинской областью, подписанный в 1997 году, расторгнуть.
- Что предлагаете взамен?
- Сегодня вряд ли нужно подписывать договор между президентом России и главой субъекта Федерации. Я считаю, необходим федеральный закон, основанный на Конституции, на ее статьях, но разграничивающий полномочия центра и регионов, определяющий их совместную деятельность, соблюдающий баланс интересов и баланс ответственности центра, с одной стороны, и областей, краев, республик - с другой. Он должен стать одним из основополагающих российских законов. На его основе следует принять другой закон - о межбюджетных отношениях, в котором должно быть четко определено, где собственность областная, где федеральная, где муниципальная, а главное - из каких источников финансируется. И вот здесь мы должны быть равны! Потому что если какие-то республики или области в соответствии с договором получали больше, значит, другие имели меньше. Значит, это уже за чей-то счет.
Другое дело, что те регионы, которые сегодня вносят больший финансовый и трудовой вклад в экономику России, безусловно, должны иметь больше. Это в законе тоже надо предусмотреть. Так я и написал в письме к президенту, что поддерживаю его усилия по разработке новых принципов разграничения полномочий между центром и регионами. Как известно, для этих целей президент создал специальную комиссию. Мне поручено возглавить рабочую группу по подготовке предложений по межбюджетным отношениям в Российской Федерации. Эти предложения мы передадим в Уральскую окружную комиссию, которую возглавляет полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев.
- Такое возможно, чтобы новый Закон о разграничении полномочий сделал всех равными - маленькие области и большие, края и республики, доноров и реципиентов?
- Безусловно!
- Приведут ли новые межбюджетные отношения к тому, что все области станут донорами? Или хотя бы большая их часть? Не считаете ли вы, что потенциально слабые регионы надо присоединить к сильным?
- Нам, наверное, и не надо добиваться, чтобы все 89 субъектов стали донорами. Вряд ли это возможно. Россия прошла сложный исторический путь. Своя история у каждой области, края, республики. Экономический потенциал тоже везде создан разный. Но сейчас регионы, наращивая мощь, возрождаясь, все больше и больше будут решать свои проблемы за счет результатов собственной работы, а часть заработанных денег передавать в федеральный бюджет. Отсюда средства будут направляться на оборону, управление, науку, культуру и другие неотложные нужды федеративного государства. Так было и будет. Это святое.
Что касается присоединения слабых регионов к сильным - новые межбюджетные отношения лишь опосредованно могут приблизить пересмотр административных границ между субъектами Федерации. Говорить о присоединении, наверное, неправильно. Точнее - объединение, некоторое укрупнение. Я готов согласиться с тем, что регионов будет не 89, как сегодня, а 50-60, что для России оптимально. Возможно, со временем мы к этому придем. Но здесь надо спросить согласия граждан, внести изменения в Конституцию. Это дело не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Сейчас, насколько я понимаю, президент и правительство не спешат менять само понятие и статус субъекта Федерации, не стремятся переписывать Конституцию, и это правильно. Некоторые считают, что созданы 7 федеральных округов, значит, нужно 7 субъектов Федерации. Нельзя этого делать ни в коем случае! Создание федеральных округов - это приближение федеральной власти к региональной для совместной конструктивной деятельности. Но основой России в любом случае будут не округа, а области, края и республики.
- Как живется Челябинской области-донору при новом Налоговом кодексе? Вместо 50 проц. вы перечисляете в федеральный центр все 65. Затянули пояс потуже?
- Большинство регионов-доноров, в том числе и Челябинская область, новой бюджетной политикой, конечно, недовольны. С каждым годом мы зарабатываем больше денег, и каждый год эти дополнительные деньги изымаются, а не идут на улучшение социально-экономической обстановки в области. У нас мало стимулов зарабатывать больше. Я понимаю, что надо решать многие проблемы: рассчитываться с МВФ и Парижским клубом. Но надо помнить и о людях, которые живут в Челябинской или любой другой области. Они работают лучше, их предприятия зарабатывают больше, а на жизнь остается мало. Мы б области получим нынче доходов на 8 млрд рублей меньше. Это большие деньги, и это ненормально! Я считаю, вообще ненормально, что в России сегодня бюджета нет. Тот, что принят Государственной думой, это не федеральный бюджет, это бюджет центра. Там предусмотрено финансирование министерств, ведомств, армии, части милиции, есть деньги на выплату долгов МВФ и Парижскому клубу. Нет только врачей, учителей, нет милиционеров, которых мы финансируем из областного бюджета. То есть нет консолидированного бюджета России. В области такой бюджет, где учитываются все потребности городов и районов, есть, а в России нет.
Когда в правительстве и Министерстве финансов говорят, что у нас сегодня бездефицитный бюджет, это от лукавого. Как делается бездефицитный бюджет, известно. Это очень просто. К примеру, я знаю, что налогов будет собрано 10 млрд рублей. Ровно на эту сумму я и планирую расходы. Если расходы уменьшить до 9 млрд, то еще и профицит появится в 1 млрд рублей! В то же время в больнице не хватает лекарств, оборудования, мы не можем помочь селянам, висят старые долги по детским пособиям. Четыре года мы финансируем из областного бюджета профтехучилища Челябинской области, которые находятся в федеральной собственности. Четыре года я безуспешно пытаюсь доказать правительству, что деньги должны направляться из федерального бюджета. Никакого эффекта. А в новых межбюджетных отношениях все это должно быть решено справедливо. Строго по нормативам рассчитываем стоимость содержания училищ - мебель, питание, обмундирование учащихся и т.д. То, что получилось, закладываем в расчеты и финансируем полным рублем из федерального бюджета. Так же и с остальными статьями расходов.
- Петр Иванович, а не будет лучше определить фиксированные нормативы отчислений в центр? Все, что останется, - субъекту Федерации?
- Мне знакома и такая постановка вопроса. Ранее я работал в комиссии правительства России, которая готовила предложения по формированию бюджета. Много думали, спорили. Я тогда и внес это предложение о фиксированных нормативах отчислений. Оно не было принято, потому что центр в этом случае оказывается в зависимости от регионов. Нельзя этого допускать! Это вопрос безопасности государства.
Повторяю, я согласен, федеральный бюджет надо пополнять, наша область - активный участник этого процесса. Но и нам надо что-то оставлять!
- Но все же хорошо живется дотационным регионам! Не надо зарабатывать денег, сиди и жди федеральных трансфертов?
- Нет, что бы ни было, дотационным регионам я не завидую. Хотя иногда бывало досадно, особенно когда шли зачеты. Нам здорово приходилось выкручиваться, чтобы зарплату платить, другие нужды покрывать, а дотационные своевременно получали трансферты "живыми" деньгами и проблемы решали. Но при всех сложностях работы в Челябинской области у меня больше свободы. К концу года, когда появляются дополнительные финансовые ресурсы, мы имеем возможность добавить что-то образованию, здравоохранению, мы газифицируем область, финансируем детский спорт. Это не лишнее, а то, что в свое время недодали.
- А как внутри области складываются межбюджетные отношения?
- Отношение области с городами и районами - совсем не то, что отношения центра и субъектов Федерации. Хотя, безусловно, и здесь есть искаженная бюджетная политика. Есть города-доноры - Челябинск, Магнитогорск. Есть самодостаточные города, например Южноуральск. Несколько десятков городов и районов - дотационные. Уровень дотации доходит до 80 проц. Особенно тщательно мы сегодня готовим бюджет 2002 года. Осложнилась ситуация с энергоресурсами - цены на них выросли, а зима у нас длинная. Всем потребителям нужно вовремя рассчитываться за тепло и свет, и тогда будет все нормально. А долги накоплены большие. Сегодня мы эти долги разгребаем. И несмотря на все сложности, наращиваем доходы. За 7 месяцев многие города и районы за счет роста подоходного налога по сравнению с прошлым годом увеличили свой доход на 115, 120, 130 и даже 150 процентов. Темпы роста платежей в областной бюджет скромнее - 103 проц., а вот в федеральный -180.
- Местное самоуправление в Челябинской области имеет какие-то особенности? Насколько я знаю, недавно дискутировался вопрос, избирать или назначать глав сельских муниципальных образований.
- У нас действует закон о местном самоуправлении, принятый на основе федерального. Есть там несколько проблемных вопросов. Я создал специальную комиссию по совершенствованию местного самоуправления в Челябинской области. Я не против того, что главы городов и районов избираются. Забрать у населения такое право ненормально. Я однозначно за избрание и губернаторов, и глав городов и районов. Это не ослабление вертикали власти. Президент как глава государства имеет рычаги воздействия на любого избранного губернатора, любого руководителя республики, входящей в состав России. Этих рычагов масса - экономических, финансовых, административных, правовых, любых других.
Так и у меня нет проблем с главами городов и районов.Они все работают с губернатором и правительством области конструктивно, хорошо понимая, что у области есть серьезные рычаги.
Но когда мы начинаем в деревне выбирать двухсарайный парламент, формировать бюджет, тут я против. Какой бюджет у деревни? На заработную плату, содержание детсадов и школ, газификацию, строительство дорог идут деньги района, области. Разве у деревни деньги есть?
Я считаю, районный глава должен назначать главу сельского муниципального образования и строго с него спрашивать. Бывают очень большие и богатые села. Тут надо подходить индивидуально. Но власть должна быть, безусловно, в каждом населенном пункте.
- Петр Иванович, прошел год после создания федеральных округов. Уральские регионы, входящие в экономическую ассоциацию "Большой Урал", оказались в разных округах. Это не помешало вам дружить?
- С созданием федеральных округов для нас ничего не изменилось. Мы остались добрыми соседями. Продолжается дружба и сотрудничество с соседним Башкортостаном. У нас подписан большой договор, есть несколько соглашений. Раз в полгода мы обязательно собираемся на высшем уровне, с участием первых лиц, и проверяем, как реализуются эти соглашения. Собираемся то в Магнитогорске, то в Уфе, то в Челябинске. Есть рабочие группы, которые трудятся постоянно. Наш договор не бумажный, а действующий. Отношения прочные, экономически взаимовыгодные. И ничуть не мешает то, что Башкортостан в Приволжском федеральном округе. Связи выстраиваются дальше: главы городов и районов Челябинской области подписали договоры с городами и районами Башкортостана. Руководители предприятий общаются напрямую.
У нас нормальные отношения с Курганской областью, действует договор. Бывает трудно Курганской области, мы помогаем. Нормальные отношения с Оренбургом, Ямало-Ненецким автономным округом. Дружба продолжается, и не только на Урале. Мы развиваем отношения с Саратовской областью, с Кузбассом. Подписали договор с Белоруссией, с Кустанайской областью Казахстана. Никакие границы, никакие округа не могут нам быть заградительным барьером.
Фото:
- Губернатор Петр Сумин хочет, чтобы доходы регионов-доноров шли на благо родной земли, а не в закрома федерального центра
Галина Абакумова Время МН (Москва)
|