Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Взаимоотношение центра с регионами
Высокие отношения с центром
Российские регионы будут строить их заново

Губернатор Челябинской области Петр СУМИН направил Владимиру Путину письмо, где предлагает расторгнуть Договор о разграничении полномочий, который был подписан в 1997 году.

- Петр Иванович, как, по-вашему, сегодня необходимо строить отношения между центром и субъектами Российской Федерации? Переписывать старые договоры, подписывать новые или эти договоры вообще не нужны?

- В 1997 году, когда я был избран губернатором, первое, с чего начал, - стал выстраивать нормальные отношения с центром. По примеру многих областей и республик я задался целью подписать с Борисом Николаевичем Ельциным Договор о разграничении полномочий между центром и Челябинской областью. Мы очень активно поработали, и уже через полгода, 4 июля 1997 года, в Москве, в Екатерининском зале Кремля, мы такой договор подписали. Он не ограничен сроками, предусматривает только принципы взаимоотношений. На основании этого договора потом было подписано множество конкретных соглашений с правительством, с министерствами - по научно-техническому прогрессу, по бюджетным отношениям и т.д.

Цель была одна: яснее определить полномочия области как субъекта Российской Федерации, полномочия центра и что у нас есть в совместном ведении. Но сейчас прошло время, изменилась политическая обстановка. Президент Владимир Путин ведет активную политику по укреплению государственности, укреплению вертикали исполнительной власти. Договоры между центром и субъектами подписывались давно. В свое время они, безусловно, сыграли положительную роль, но в самом процессе их подписания так или иначе нарушалась Конституция. В Основном законе сказано, что все субъекты Федерации равны, а договоры как раз и нарушили баланс равноправия.Я не буду говорить по отдельным субъектам Федерации, но тот, кто в свое время раньше других постарался, заимел больше, чем ему положено. Я имею в виду финансовые, природные и другие ресурсы. Не стали мы равными, не стали мы лучше разбираться, что мое, что твое, а что наше общее. Порядка больше не стало. Теперь же, когда выстраивается новая вертикаль власти в государстве, это даже тормозит развитие наших отношений внутри Федерации. Потому-то я и отправил президенту Путину письмо, в котором предлагаю Договор о разграничении полномочий с Челябинской областью, подписанный в 1997 году, расторгнуть.

- Что предлагаете взамен?

- Сегодня вряд ли нужно подписывать договор между президентом России и главой субъекта Федерации. Я считаю, необходим федеральный закон, основанный на Конституции, на ее статьях, но разграничивающий полномочия центра и регионов, определяющий их совместную деятельность, соблюдающий баланс интересов и баланс ответственности центра, с одной стороны, и областей, краев, республик - с другой. Он должен стать одним из основополагающих российских законов. На его основе следует принять другой закон - о межбюджетных отношениях, в котором должно быть четко определено, где собственность областная, где федеральная, где муниципальная, а главное - из каких источников финансируется. И вот здесь мы должны быть равны! Потому что если какие-то республики или области в соответствии с договором получали больше, значит, другие имели меньше. Значит, это уже за чей-то счет.

Другое дело, что те регионы, которые сегодня вносят больший финансовый и трудовой вклад в экономику России, безусловно, должны иметь больше. Это в законе тоже надо предусмотреть. Так я и написал в письме к президенту, что поддерживаю его усилия по разработке новых принципов разграничения полномочий между центром и регионами. Как известно, для этих целей президент создал специальную комиссию. Мне поручено возглавить рабочую группу по подготовке предложений по межбюджетным отношениям в Российской Федерации. Эти предложения мы передадим в Уральскую окружную комиссию, которую возглавляет полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

- Такое возможно, чтобы новый Закон о разграничении полномочий сделал всех равными - маленькие области и большие, края и республики, доноров и реципиентов?

- Безусловно!

- Приведут ли новые межбюджетные отношения к тому, что все области станут донорами? Или хотя бы большая их часть? Не считаете ли вы, что потенциально слабые регионы надо присоединить к сильным?

- Нам, наверное, и не надо добиваться, чтобы все 89 субъектов стали донорами. Вряд ли это возможно. Россия прошла сложный исторический путь. Своя история у каждой области, края, республики. Экономический потенциал тоже везде создан разный. Но сейчас регионы, наращивая мощь, возрождаясь, все больше и больше будут решать свои проблемы за счет результатов собственной работы, а часть заработанных денег передавать в федеральный бюджет. Отсюда средства будут направляться на оборону, управление, науку, культуру и другие неотложные нужды федеративного государства. Так было и будет. Это святое.

Что касается присоединения слабых регионов к сильным - новые межбюджетные отношения лишь опосредованно могут приблизить пересмотр административных границ между субъектами Федерации. Говорить о присоединении, наверное, неправильно. Точнее - объединение, некоторое укрупнение. Я готов согласиться с тем, что регионов будет не 89, как сегодня, а 50-60, что для России оптимально. Возможно, со временем мы к этому придем. Но здесь надо спросить согласия граждан, внести изменения в Конституцию. Это дело не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Сейчас, насколько я понимаю, президент и правительство не спешат менять само понятие и статус субъекта Федерации, не стремятся переписывать Конституцию, и это правильно. Некоторые считают, что созданы 7 федеральных округов, значит, нужно 7 субъектов Федерации. Нельзя этого делать ни в коем случае! Создание федеральных округов - это приближение федеральной власти к региональной для совместной конструктивной деятельности. Но основой России в любом случае будут не округа, а области, края и республики.

- Как живется Челябинской области-донору при новом Налоговом кодексе? Вместо 50 проц. вы перечисляете в федеральный центр все 65. Затянули пояс потуже?

- Большинство регионов-доноров, в том числе и Челябинская область, новой бюджетной политикой, конечно, недовольны. С каждым годом мы зарабатываем больше денег, и каждый год эти дополнительные деньги изымаются, а не идут на улучшение социально-экономической обстановки в области. У нас мало стимулов зарабатывать больше. Я понимаю, что надо решать многие проблемы: рассчитываться с МВФ и Парижским клубом. Но надо помнить и о людях, которые живут в Челябинской или любой другой области. Они работают лучше, их предприятия зарабатывают больше, а на жизнь остается мало. Мы б области получим нынче доходов на 8 млрд рублей меньше. Это большие деньги, и это ненормально! Я считаю, вообще ненормально, что в России сегодня бюджета нет. Тот, что принят Государственной думой, это не федеральный бюджет, это бюджет центра. Там предусмотрено финансирование министерств, ведомств, армии, части милиции, есть деньги на выплату долгов МВФ и Парижскому клубу. Нет только врачей, учителей, нет милиционеров, которых мы финансируем из областного бюджета. То есть нет консолидированного бюджета России. В области такой бюджет, где учитываются все потребности городов и районов, есть, а в России нет.

Когда в правительстве и Министерстве финансов говорят, что у нас сегодня бездефицитный бюджет, это от лукавого. Как делается бездефицитный бюджет, известно. Это очень просто. К примеру, я знаю, что налогов будет собрано 10 млрд рублей. Ровно на эту сумму я и планирую расходы. Если расходы уменьшить до 9 млрд, то еще и профицит появится в 1 млрд рублей! В то же время в больнице не хватает лекарств, оборудования, мы не можем помочь селянам, висят старые долги по детским пособиям. Четыре года мы финансируем из областного бюджета профтехучилища Челябинской области, которые находятся в федеральной собственности. Четыре года я безуспешно пытаюсь доказать правительству, что деньги должны направляться из федерального бюджета. Никакого эффекта. А в новых межбюджетных отношениях все это должно быть решено справедливо. Строго по нормативам рассчитываем стоимость содержания училищ - мебель, питание, обмундирование учащихся и т.д. То, что получилось, закладываем в расчеты и финансируем полным рублем из федерального бюджета. Так же и с остальными статьями расходов.

- Петр Иванович, а не будет лучше определить фиксированные нормативы отчислений в центр? Все, что останется, - субъекту Федерации?

- Мне знакома и такая постановка вопроса. Ранее я работал в комиссии правительства России, которая готовила предложения по формированию бюджета. Много думали, спорили. Я тогда и внес это предложение о фиксированных нормативах отчислений. Оно не было принято, потому что центр в этом случае оказывается в зависимости от регионов. Нельзя этого допускать! Это вопрос безопасности государства.

Повторяю, я согласен, федеральный бюджет надо пополнять, наша область - активный участник этого процесса. Но и нам надо что-то оставлять!

- Но все же хорошо живется дотационным регионам! Не надо зарабатывать денег, сиди и жди федеральных трансфертов?

- Нет, что бы ни было, дотационным регионам я не завидую. Хотя иногда бывало досадно, особенно когда шли зачеты. Нам здорово приходилось выкручиваться, чтобы зарплату платить, другие нужды покрывать, а дотационные своевременно получали трансферты "живыми" деньгами и проблемы решали. Но при всех сложностях работы в Челябинской области у меня больше свободы. К концу года, когда появляются дополнительные финансовые ресурсы, мы имеем возможность добавить что-то образованию, здравоохранению, мы газифицируем область, финансируем детский спорт. Это не лишнее, а то, что в свое время недодали.

- А как внутри области складываются межбюджетные отношения?

- Отношение области с городами и районами - совсем не то, что отношения центра и субъектов Федерации. Хотя, безусловно, и здесь есть искаженная бюджетная политика. Есть города-доноры - Челябинск, Магнитогорск. Есть самодостаточные города, например Южноуральск. Несколько десятков городов и районов - дотационные. Уровень дотации доходит до 80 проц. Особенно тщательно мы сегодня готовим бюджет 2002 года. Осложнилась ситуация с энергоресурсами - цены на них выросли, а зима у нас длинная. Всем потребителям нужно вовремя рассчитываться за тепло и свет, и тогда будет все нормально. А долги накоплены большие. Сегодня мы эти долги разгребаем. И несмотря на все сложности, наращиваем доходы. За 7 месяцев многие города и районы за счет роста подоходного налога по сравнению с прошлым годом увеличили свой доход на 115, 120, 130 и даже 150 процентов. Темпы роста платежей в областной бюджет скромнее - 103 проц., а вот в федеральный -180.

- Местное самоуправление в Челябинской области имеет какие-то особенности? Насколько я знаю, недавно дискутировался вопрос, избирать или назначать глав сельских муниципальных образований.

- У нас действует закон о местном самоуправлении, принятый на основе федерального. Есть там несколько проблемных вопросов. Я создал специальную комиссию по совершенствованию местного самоуправления в Челябинской области. Я не против того, что главы городов и районов избираются. Забрать у населения такое право ненормально. Я однозначно за избрание и губернаторов, и глав городов и районов. Это не ослабление вертикали власти. Президент как глава государства имеет рычаги воздействия на любого избранного губернатора, любого руководителя республики, входящей в состав России. Этих рычагов масса - экономических, финансовых, административных, правовых, любых других.

Так и у меня нет проблем с главами городов и районов.Они все работают с губернатором и правительством области конструктивно, хорошо понимая, что у области есть серьезные рычаги.

Но когда мы начинаем в деревне выбирать двухсарайный парламент, формировать бюджет, тут я против. Какой бюджет у деревни? На заработную плату, содержание детсадов и школ, газификацию, строительство дорог идут деньги района, области. Разве у деревни деньги есть?

Я считаю, районный глава должен назначать главу сельского муниципального образования и строго с него спрашивать. Бывают очень большие и богатые села. Тут надо подходить индивидуально. Но власть должна быть, безусловно, в каждом населенном пункте.

- Петр Иванович, прошел год после создания федеральных округов. Уральские регионы, входящие в экономическую ассоциацию "Большой Урал", оказались в разных округах. Это не помешало вам дружить?

- С созданием федеральных округов для нас ничего не изменилось. Мы остались добрыми соседями. Продолжается дружба и сотрудничество с соседним Башкортостаном. У нас подписан большой договор, есть несколько соглашений. Раз в полгода мы обязательно собираемся на высшем уровне, с участием первых лиц, и проверяем, как реализуются эти соглашения. Собираемся то в Магнитогорске, то в Уфе, то в Челябинске. Есть рабочие группы, которые трудятся постоянно. Наш договор не бумажный, а действующий. Отношения прочные, экономически взаимовыгодные. И ничуть не мешает то, что Башкортостан в Приволжском федеральном округе. Связи выстраиваются дальше: главы городов и районов Челябинской области подписали договоры с городами и районами Башкортостана. Руководители предприятий общаются напрямую.

У нас нормальные отношения с Курганской областью, действует договор. Бывает трудно Курганской области, мы помогаем. Нормальные отношения с Оренбургом, Ямало-Ненецким автономным округом. Дружба продолжается, и не только на Урале. Мы развиваем отношения с Саратовской областью, с Кузбассом. Подписали договор с Белоруссией, с Кустанайской областью Казахстана. Никакие границы, никакие округа не могут нам быть заградительным барьером.

Фото:

- Губернатор Петр Сумин хочет, чтобы доходы регионов-доноров шли на благо родной земли, а не в закрома федерального центра

Галина Абакумова
Время МН
(Москва)



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки