Важность для будущего страны вопросов, поднятых в президентских инициативах по
реформированию вертикали власти, очевидна. Они находятся в центре внимания,
продолжая оживленно обсуждаться, и, с одной стороны, получают поддержку части
политически активного населения, а с другой вызывают яростное неприятие их
оппонентов. Последнее вполне объяснимо, поскольку затронуты интересы
региональных элит. В связи с этим предпринимаются шаги для противодействия
планам Центра по реализации намеченных реформ: газеты, ТВ заговорили о создании
антипутинского фронта, о возрастании групп оппозиции в регионах, о готовящейся
информационной войне между Москвой и субъектами Федерации. При этом не особо
скрывается, что штабы, планирующие организованное сопротивление инициативам
центральной власти и объединяющие усилия некоторых представителей с мест,
расположены здесь же, в столице, в пределах Садового кольца. Так что насколько
предлагаемая нам позиция региональная еще вопрос.
Одновременно хотелось бы подчеркнуть, что в самих субъектах Федерации указанные
проблемы видятся по-другому. Внутренняя ситуация в нескольких областях Поволжья
и Западной Сибири знакома мне не понаслышке, так что считаю себя вправе делать
некоторые выводы. При этом они не совсем сходны, а порой и полностью
противоположны имеющимся, в частности, в материале Андрея Федорова Сложится ли
антипутинский фронт? и других публикациях в ряде изданий. Даже беглое
знакомство с подобными статьями показывает, что их ключевые слова борьба,
наступление, концентрация сил, сопротивление, оппозиция все больше из
военной терминологии. Это, с одной стороны, свидетельствует о боевом настрое и
решительности их авторов, а с другой об отсутствии конструктивного начала в их
подходах к решению важнейшей для современной России проблемы реформирования
структуры власти. Более того, прослеживается заведомое отрицание возможности
компромисса в данном направлении. А ведь юношеский максимализм здесь явно
неуместен.
Мнение же российской глубинки по данному аспекту внутренней жизни совсем не так
одномерно, как пытаются представить отдельные политики в воображаемых боевых
сводках с изобретенных внутрироссийских фронтов. В регионах большинство из числа
местной элиты и общественно активного населения вовсе не жаждет и не готовится к
великим политическим противостояниям. Наметившийся конфликт ряда глав регионов с
Москвой здесь сразу нарекли столкновением старого и нового. Причем под
старым подразумевается годами сложившийся уклад деятельности губернского
руководства во всех направлениях. И сказать, что он пользуется однозначными
симпатиями в глубинке, я бы не решился.
Преобразование Совета Федерации и создание федеральных округов многими
руководителями больших и малых, государственных и частных предприятий
оценивается позитивно. По их словам, нужна система сдержек и противовесов для
губернского уровня с контрольными функциями одновременно. Плюс к этому
появление президентской программы, пусть пока еще и не очень конкретной, вселяет
надежду на решение пылящихся под сукном местных производственных и
коммерческих программ, в первую очередь в сфере межрегионального сотрудничества
и кооперации. В связи с образованием федеральных округов у бизнесменов и глав
предприятий появляются планы по распределению рынков сбыта продукции и
промышленной специализации. Нередко эти проблемы годами не решались или из-за
слабой экономической команды в областной (краевой, окружной) администрации, или
из-за амбиций регионального головы (живы и поныне поссорившиеся соседи Иван
Иванович и Иван Никифорович, но в ранге руководителей), а то и просто потому,
что глава субъекта Федерации давно управляем местным олигархом (тем и удобен,
что послушен), у которого, естественно, все производственные и коммерческие
структуры, кроме собственных, на правах пасынков. Не говоря уже о социальной
сфере.
Поэтому подписаться под тезисом из публикации Андрея Федорова о том, что борьба
(с предложениями президента. С.С.) будет носить структурно общенациональный
характер, наверняка пожелает далеко не каждый представитель региональной элиты.
Во-первых, потому что, будучи прагматиком и государственником, пожелает оценить
эффективность новой структуры власти на деле, а во-вторых, по этой же причине в
случае необходимости будет искать и предлагать пути конструктивного
совершенствования системы, а не строить линию Мажино (по выражению Андрея
Федорова) на внутренних российских фронтах, чтобы насолить зарвавшемуся
Кремлю. Да и сами губернские административные структуры, в лице наиболее
объективно судящих о проблеме представителей, заявляют, что с удовольствием
разделят с федеральным округом бремя решения насущных вопросов с центральной
властью. Дело лишь за тем, чтобы не заволокитить создание новых структур власти
в округах, по старой российской традиции поручая их реализацию на местах самым
непримиримым противникам из числа сторонников фронтовых действий.
Глубинка в большинстве своем ратует и за определенный контроль за региональным
руководством со стороны федеральных властей. Не секрет, что кое-где в субъектах
Федерации стали складываться группки неприкасаемых из числа глав и их замов, а
порой и из верхушки Законодательных собраний. На несколько выборных сроков
здесь уже составлен и утвержден совместно с олигархами сценарий предстоящих
выборов и выбраны кандидатуры приемлемых лидеров из числа все той же группки.
В этой ситуации, естественно, федеральная опека местным властям ни к чему и
вызывает лишь раздражение.
К слову сказать, прошедшие в декабре-марте выборы еще раз показали, что такому
губернаторскому роду нет переводу. Как говорится, чужие здесь не ходят, а
это значит, что к некоторым главам регионов на выборах реальных соперников не
подпускают и на пушечный выстрел. В дело идет и административный, и все прочие
виды ресурсов, вплоть до недозволенных: и подбор удобных соперников, и
создание помех для ведения предвыборной агитации, и использование рычагов
давления на региональные СМИ. Не говорю об этом как о повсеместном явлении, но и
единичными имеющиеся факты не назову.
Возвращаясь к вопросу единства мнений у региональных элит по поводу
противостояния с Центром, замечу еще раз, что оно не такое уж единодушное. А по
ряду аспектов скорее даже наоборот. Поэтому несомненно, что на линии
виртуального антипутинского фронта, выстраиваемого оппонентами, будут зиять
огромные бреши, порой размером в целые области и края.
Что до информационной войны между Центром и регионами, которая может
разразиться и иметь самые негативные последствия, то, пожалуй, прогнозы таковых
пока не очень обоснованны. На федеральном уровне сторонниками возможного
противостояния называются лишь НТВ да Новая газета. А региональные СМИ, как
известно, в России в большинстве своем подневольные, зависящие в немалой степени
от того же главы региона. Вот и получается, что вернулись к тому, откуда
начинали. То есть к тому, кому выгодна информационная война.
Независимая газета 26.08.2000г.
Сергей Симоненко
Исполнительная власть
|