Весьма сдержанная реакция правительства на сигналы от президента, побуждающие реформироваться и ускорить темпы экономического роста, объясняется, по-видимому, наличием в стране сильной, организованной и влиятельной "партии консервации и низкого роста", в то время как "партия роста" разрознена и маловлиятельна, при том что ее численность и совокупное богатство не уступят "консерваторам". Заметим - речь идет не о политических движениях, а о разных группах бизнеса.
Партия консервации и низкого роста
Сторонники партии низких темпов роста и сохранения сложившейся административной системы - это не злонамеренные враги народа. Существующая ситуация устраивает их в силу их естественных экономических интересов, по которым рост экономики ударяет - в краткосрочной перспективе ничего не давая взамен. К этой партии относятся экспортеры сырья - углеводородного, металлов, леса и др. Их объективная незаинтересованность в росте национальной экономики объясняется тем, что таковой рост приводит к росту издержек производства: растет стоимость труда, оборудования, энергии. То, что при этом растет внутренний спрос, их объективно не волнует, так как ориентированы они исключительно на экспорт. То, что в стране появляется больше качественных современных производств, для них тоже не важно, так как экспортеры сырья слабо включены в высокотехнологичные производственные цепочки.
Возможное снижение налогов в обрабатывающем секторе (как стимул роста) также не в интересах сырьевиков, так как за этим неминуемо последует возмещение потерь бюджета за счет изъятия части их сверхдоходов (например, в форме взимания в бюджет т.н. природной ренты). От того, что лидеры этой группы сейчас идут по пути создания вертикально интегрированных структур, а также диверсифицируют бизнес за счет присоединения обрабатывающих производств, вектор их интересов пока не меняется, так как в основе по прежнему остается экспорт сырья.
И вот эта самая группа имеет наибольшее и наилучшее представительство своих интересов перед всеми уровнями и ветвями власти. Сохранившееся еще со времен столь же мощного представительства интересов крупнейших банков (с банковского бизнеса начинали многие из нынешних сырьевиков-экспортеров), а также со времен пятилетнего премьерства крупнейшего "сырьевого генерала" Виктора Черномырдина (при котором, как мы помним, экономика в основном продолжала падение), это представительство уже можно назвать партией в прямом смысле слова. В Думе они прямо представлены СПС, который, много говоря о защите бизнеса, реально не делает ничего решительного, способного переломить ситуацию. Они также имеют сильный и влиятельный партактив в виде РСПП. Наиболее конструктивная роль в этой организации принадлежит, по-видимому, ее главе А. Вольскому, который первоначально создавал РСПП преимущественно как союз производителей и теперь не может не пытаться искать баланс между ними и олигархическим "пополнением" союза.
Не будучи заинтересована в экономическом росте, партия консервации не склонна поддерживать и административную реформу. Общепризнано, что только убрав административные барьеры, вкупе с являющимся его частью налоговым абсурдом, можно создать условия роста экономики России.
"Запустив" рост, можно со временем изменить и приоритеты "олигархов". Например, в США нефтепромышленники работают именно на внутренний рынок... Но "запустить" его могут только те, кто заинтересован в нем сейчас, немедленно.
Партии роста еще предстоит стать партией
В России есть промышленность, ориентированная на внутренний спрос, а значит, есть бизнес, заинтересованный не в консервации и стагнации, а в экономическом развитии. К нему относится строительство, пищевая индустрия, автомобильная, здравоохранение, въездной и выездной туризм и др.
Важно, что к группе поддержки партии развития по своим естественным экономическим интересам относятся и участники финансовых рынков. Это страховые компании, пенсионные фонды, банки, инвестиционные компании, резервы и активы которых напрямую зависят от уровня доходов предприятий и населения. (Характерно, что банковский бизнес давно потерял былую популярность у "олигархов".)
Для этого бизнеса годовой рост ВВП свыше 4-5 процентов - которые, как не скрывает Минэкономразвития, целиком определяются конъюнктурой нефтяного рынка - это и есть рост собственных доходов, причем масштабы этого роста при темпах роста ВВП в 8-10% окажутся весьма значительны.
Размеры бизнеса, которому небезразличны темпы развития, выражаются в следующих цифрах. Годовой объем розничной торговли - $100 млрд, платных услуг населению - более $25 млрд, выпуск промышленной продукции - более $200 млрд, объем страховых платежей - $10 млрд. Одни только малые предприятия производят товаров и услуг на $10 млрд (официально).
Однако ориентированный на внутренний спрос бизнес сильно уступает партии консервации в эффективности влияния на власть. Если говорить совсем определенно, партии роста не существует, движение, которое могло бы стать ее основой, не организовано. Заявившая о себе в этом качестве "Деловая Россия" пока, скажем так, слишком осторожна, ее практически не видно. Создается впечатление, что ее лидеры боятся испортить отношения с бюрократией. Консолидация и нормальная организованность, вот что необходимо партии роста.
Правительство, от которого зависит очень многое, не зря играет зачастую по правилам партии консервации. Просто-напросто, ее влияние оно испытывает, а влияние партии роста, в силу указанных выше причин - нет.
В Думе тоже любят тех, кто умеет лоббировать. Попытка "Единой России" включить в свой состав директоров крупных промпредприятий - симптом обнадеживающий, но пока единичный. Самое важное и обнадеживающее на сегодняшний день то, что на стороне партии роста выступает президент, очевидно, чувствующий себя представителем интересов российского народа.
Факторы роста
Среди инструментов, которыми можно воспользоваться для ускорения развития России, вряд ли есть экзотические рецепты. Сегодня, наверное, уже любой школьник понимает, что для развития нужно больше свободы и больше ресурсов. Уменьшив налоги, сократив произвольное вмешательство и сделав доступнее кредит, государство обеспечит необходимые темпы развития. Но сокращение налогов, ограничение вмешательства и даже попытка сделать доступнее финансовые ресурсы вызывает в России яростное сопротивление. Так что перечисленные рецепты роста кажутся простыми только на первый взгляд и вряд ли в стране есть то одно звено, за которое можно очень просто вытащить "всю цепь". Удивительно, но все рецепты развития - от левой "промышленной политики" до правой "либерализации" - обязательно вызывают в обществе критику и сопротивление. В этом смысле в России, наверное, нет бесконфликтных рецептов экономического роста, которые бы одинаково устраивали всех.
Например, за снижением налогов должна последовать ревизия госрасходов с неизбежным "отъемом" ресурсов у бюрократии и последующими конфликтами. Защита бизнеса от административного и монопольного давления - это тоже не просто бумажка, написанная министром, а грязная, конфликтная работа на местах, которой, похоже, никто в нынешнем правительстве заниматься не хочет. Расчистка экономических завалов и установление комфортных для бизнеса правил наверняка займет не один год. И вполне можно понять недовольство президента, который не видит у правительства желания начинать эту работу ни в текущем, ни в 2003 году.
|