Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Налоговая политика
Политэкономика

Налоговый терроризм. Российское село отпустили в офшор, а реформу задавила жаба

Правительство не просто бросило налоговую реформу (http://www.polit.ru/documents/462559.html ). Тихой сапой оно развернуло форменную налоговую контрреформу. В четверг Дума при непротивлении и даже поддержке правительства ввела единый сельхозналог, а ведущие чиновники макроэкономического блока потратили кучу времени на убеждение депутатов Бюджетного комитета в том, что с 1 января надо запретить выплату работникам средств из чистой прибыли.

Несоответствие этой идеи базовым положениям НК не показалось членам правительства достаточной помехой для ее осуществления, потому что вместе с ними в Думу пришли два неприметных представителя Пенсионного фонда РФ. Уж очень наши макроэкономисты переживают за наполняемость ПФР в канун начала пенсионной реформы - куда больше, чем за налоговую реформу. Что вполне понятно: пенсионная реформа дает чиновникам возможность по крайней мере пару лет пользоваться инвестиционными накоплениями россиян в размере 2% фонда оплаты труда. А налоговая реформа резко уменьшает возможности налоговой коррупции. Вот правительство свой выбор и сделало.

На счастливых сельчанах самым бесславным образом закончилась борьба с льготами, лежавшая в основе налоговой реформы 2000 года. В рамках этой борьбы правительство здорово потеснило внутренние офшоры, отменило льготы по налогу на прибыль и сократило - по НДС, унифицировало ряд налоговых и таможенных ставок (тоже скрытая форма льготирования). Все это сделано ради выравнивания экономического пространства и базовых условий игры, для того чтобы можно было наконец собирать налоги со всех, а не только с тех, кто по субъективным причинам не может работать "в серую".

Очевидный замысел налоговой реформы-2000 состоял в том, чтобы снизить налоги для тех, кто их платит, и повысить (или ввести) - для тех, кто работает в теневой экономике. Для этого нужно было опустить номинальные налоговые ставки (зафиксированные в законе, но уплачиваемые только самыми решительными налогоплательщиками) примерно до уровня реальных, по которым собираются налоги. Совсем уравнять номинальные и реальные ставки правительство не решилось, но приблизило первые ко вторым (подоходный налог, импортные пошлины). Дальнейшему развитию реформы помешала натуральная жаба: жалко. Было повышено реальное бремя по налогу на прибыль. Перенесли отмену налога с продаж. Снижение НДС отложено до неопределенного времени. Но особенная жаба мешает снижать соцналог. Зачем снижать - а вдруг и по нынешним ставкам начнут платить? Вдруг осилят? Ужесточение налогового администрирования ведь из планов не вычеркнуто. А для умелых и договороспособных - пожалуйста вам, единый сельхозналог.

Выстроен "единый аграрный" в лучших традициях черномырдинской экономической политики образца 1994-95 гг. Решение поистине феноменальное: если задаться целью разом создать кучу возможностей для ухода от налогов и напрочь расколоть единое налоговое (и экономическое) пространство - ничего лучше просто не придумаешь. Этакий налоговый терроризм. Фактически село становится свободным офшором, удаляясь от берегов нашего налогового законодательства. Остается только поражаться силе аграрного лобби, которую превосходит только сила лобби пенсионного.

На уплату сельхозналога могут перейти компании, получающие не менее 70% выручки от сельхоздеятельности. Вместо налога на прибыль, на доход от капитала, ЕСН, на имущество, на недвижимость, с продаж, нескольких мелких сборов, земельного и почему-то еще и подоходного налога аграрные предприятия будут платить четверть от суммы налогов, которую они должны были заплатить в предыдущем году. Причем четверть рассчитывается в зависимости от количества используемой хозяйством земли, т.е. это более выгодно мелким хозяйствам. Сельское хозяйство у нас много лет было в тяжелейшем упадке. И в те годы правительство предпочитало поддерживать аграриев в гораздо меньших объемах. Теперь же идет рост производства, интенсивная консолидация хозяйств, рост инвестиций и современных технологий, которые несут в село крупные промышленные холдинги, привлеченные запредельной для других секторов экономики рентабельностью производства продуктов.

Налог на вмененный доход, к каким по типу относится сельхозналог, был придуман для предприятий малого бизнеса, для которых существенны расходы на бухучет и которым очень легко остаться в тени. Но, замечает руководитель аналитического центра агропродовольственной экономики ИЭПП Евгения Серова, в сельском хозяйстве сейчас работают преимущественно крупные предприятия: "На рынок приходят "Газпром", "ЛУКойл", ЮКОС, а мы им устанавливаем налог, как парикмахерской или придорожному кафе". Список Серовой можно расширить, вспомнив об аграрных инициативах Интерроса, горно-обогатительных комбинатов с Белгородщины и т.д. Бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов тоже опасается распространения аграрной схемы ухода от налогов и говорит, что новый налог вытеснит с рынка мелкие перерабатывающие предприятия, которые будут лишены права перехода на сельхозналог. Получается, что если одна мельница входит в аграрный холдинг, а другая - нет, то издержки по большинству налогов у них будут отличаться в четыре раза. Наконец, вообще непонятно, почему на сельских производителей льгота распространяется, а на переработчиков их продукции - нет.

История с соцналогом вышла не менее красочная. Вообще-то планировалось в этом году радикально снизить верхние ставки регрессивной шкалы и упростить доступ к ней. Сделали только второе. К снижению ставок, как дипломатично говорят члены Бюджетного комитета, правительство сегодня не готово. Пенсионный фонд постепенно становится в правительстве более влиятельной "естественной" монополией, чем "Газпром", РАО ЕЭС и МПС вместе взятые. И остается значительно более закрытой системой.

Вчера Алексей Кудрин, Герман Греф, Сергей Шаталов и Михаил Моторин, а также два заместителя Михаила Зурабова - цвет, можно сказать, отечественного чиновничества - на закрытом совещании уговаривали включить выплаты по "отношениям, похожим на трудовые" (по выражению члена бюджетного комитета Игоря Динеса) в базу налога на прибыль. Таким образом, производить выплаты работникам из чистой прибыли было бы нельзя. Кроме того, отметил Динес, снизилась бы база по налогу на прибыль, большая часть которого идет в региональные бюджеты. Зато ПФ проблем бы не знал.

Статью НК, запрещающую ухудшать положение налогоплательщика иначе как с начала нового налогового периода (по ЕСН - один год), при условии публикации изменений как минимум за месяц до нового налогового периода чиновники сочли несущественной и даже предложили депутатам на время отменить ее. Наверное, в порядке развития в налогоплательщиках уважения к праву и в целях борьбы с правовым нигилизмом. Неплохо справился с аргументом о недопустимости нарушения 5 статьи НК первый замминистра финансов Сергея Шаталов: ухудшения положения нет, поскольку этой схемой никто не пользовался. Ну а коли так, чего бояться, собственно? В качестве компенсации за вопиющее нарушение правительство предложило снизить максимальную ставку налога с 35,6 до 35,5% (на 0,1%, а не на 0,2%, как ошибочно написали газеты). Депутаты посмеялись, выразили желание помочь правительству, но как это сделать - не придумали. На том и разошлись до Нового года.

Интересно, что раньше, когда с учетом инвестльготы предприятия могли платить с прибыли всего 17,5%, проблема выплат работникам из чистой прибыли почему-то чиновников не пугала. Возможно, дело в 2% пенсионных отчислений инвестиционного характера, которые в 2002-03 гг. могут быть вложены в ценные бумаги Минфина, - но не только в этом. ПФР все-таки очень закрытая система. А Счетная палата находит в его деятельности не меньше огрехов, чем в работе МПС. Однако для правительства доходные проблемы ПФР вдруг оказались даже более важны, чем проблемы МПС. И примерно настолько же значимы, как расходно-налоговые проблемы аграриев. А всем прочим лоббистам остается только учиться, учиться и еще раз учиться. Налоговая реформа закончена - значит, можно опять выбивать льготы.

Борис Грозовский



   TopList         



  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита
  • Чем магазин военторг хорош для вложения капитала?

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки