Материалы
предоставлены
Госналогслужбой
РФ
В компетенции Управления находятся три
основных блока проблем:
I.Нормативное и организационное
обеспечение работы по контролю за налогообложением иностранных юридических
лиц и международных организаций.
II.Нормативное и
организационное обеспечение работы по контролю за налогообложением
внешнеэкономической деятельности российских предприятий и организаций,
включая предприятия с иностранными инвестициями.
III.Организационное обеспечение
валютного контроля в налоговых органах в части, возложенной на
Госналогслужбу России. Одним из
важнейших источников налоговых поступлений является внешнеэкономическая
деятельность российских предприятий и организаций, а также доходы
иностранных юридических лиц. В 1997
году, в соответствии с национальным планом, были организованы проверки
крупнейших экспортеров сырьевых товаров, в результате которых было
доначислено в бюджет свыше 620 млрд.рублей.
Серьезная работа проводится
государственными налоговыми инспекциями по реализации Межведомственного
плана мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов,
органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части
федерального бюджета на IV квартал 1997г.и на 1998 год по
вопросам, относящимся к налогообложению внешнеэкономической деятельности.
Государственной налоговой инспекцией по
Республике Коми проверено 43 экспортера стратегически важного сырья,
промышленных товаров и нефтепродуктов.По результатам документальных
проверок доначислено к уплате в бюджет 122,8 млрд.рублей.
Госналогинспекцией по Приморскому краю
были проведены тематические проверки по соблюдению валютного и налогового
законодательства при осуществлении лова и реализации рыбы и морепродуктов
вне таможенной территории Российской Федерации.Проверено 27
предприятий, доначислено 53,6 млрд.рублей.
В связи с сокращением экспорта и
увеличением импорта актуальность приобретают проверки налогового
законодательства крупнейших импортеров.В первую очередь это
относится к импортерам продовольственных товаров, алкогольных напитков
(вина, пива), автомобилей, бытовой техники, табачных изделий,
медикаментов. Планируется уже в этом
году провести крупномасштабную проверку этой категории
плательщиков.Особое внимание будет уделяться полноте оприходования
импортных товаров. Мы располагаем
данными о серьезных занижениях таможенной стоимости многих импортных
товаров (например, мяса), что приводит к налоговым потерям бюджета.
Большое внимание уделяется Управлением
проблеме так называемого псевдоэкспорта.многочисленны случаи, когда
фирмы, якобы отправляющие продукцию на экспорт, на самом деле реализуют ее
внутри страны, в результате не уплачивают НДС.
Существенно увеличился сбор налогов с
иностранных юридических лиц. Только пог.Москве объем налоговых
платежей составил за 1997 год 2,4 трлн.руб., что на 1,5 раза больше
поступлений прошлого года. Проводится
большая работа по выявлению и постановке на учет в налоговых инспекциях
иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской
Федерации и получающих доходы из источников.С конца 1996 года начало
действовать новое положение "Об особенностях учета в налоговых органах
организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных
государств, и международных организаций".
Рост численности иностранных юридических
лиц и увеличение сбора налогов потребовали организации вг.Москве
отдельной налоговой инспекции для работы с нерезидентами.
В 1997 году Госналогслужба России
принимала активное участие в проведении переговоров по заключению
соглашений по устранению двойного налогообложения с 15
государствами.Подготовлены методические рекомендации для налоговых
органов по применению 7 соглашений.
Большая работа проводится по унификации
налогового законодательства стран СНГ и налаживания взаимодействия с
налоговыми органами иностранных государств.
Одной из важнейших задач, которую
необходимо решить в 1998 году, является разработка единого механизма
взимания косвенных налогов со странами Таможенного союза, включая
Белоруссию, с которой, как известно, отсутствует таможенная граница.
Новой проблемой становится разработка
нормативных документов, регулирующих порядок налогообложения иностранных
инвесторов в связи с реализацией соглашений о разделе продукции.
Общая численность иностранных
юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, сейчас почти 14
тысяч. Одна из главных причин активности
иностранных фирм в России - это те льготы, которые дают им преимущество по
сравнению с российскими предприятиями.
Иностранные предприятия уплачивают налог
на прибыль раз в год, в то время как российские платят ежеквартально,
причем авансом или ежемесячно. Более того, инофирмы сдают налоговую
декларацию 15 апреля года, следующего за отчетным, в течение года ГНИ
должна ее проверить, начислить налог и направить платежное извещение
плательщику.Получив извещение, иностранное юридическое лицо должно в
течение месяца уплатить налог - выходит, только где-то в июне года,
следующего за отчетным. Значительно
сократить время уплаты налога позволило бы предлагаемое Госналогслужбой
России изменение в законодательстве, согласно которому иностранные
юридические лица сами определяли бы сумму налога на прибыль.
С учетом официально признаваемой
инфляции (а реальный ее уровень еще выше) инофирмы фактически уплачивают
как минимум на 20 процентов меньше, чем российские предприятия.
Есть у зарубежных партнеров и другие
льготы.В соответствии с многими из международных соглашений по
устранению двойного налогообложения:
- строительные и монтажные работы освобождаются от налога на прибыль в
течение от 6 до 36 месяцев;
- фирмы некоторых стран освобождаются от налога на имущество;
- почти целиком относятся на себестоимость некоторые виды расходов
(например, по соглашению с Германией расходы на рекламу и все виды
процентов);
- действуют нулевые ставки на дивиденды, проценты и роялти.
В ряде регионов иностранным инвесторам
предоставлены налоговые льготы в части поступлений в доходы регионального
и местного бюджетов. Следует отметить
серьезные нарушения налогового законодательства Российской Федерации
иностранными юридическими лицами.Так из 10,1 тыс.отделений
иностранных юридических лиц, зарегистрированных в ГНИ по г.Москве,
налоговые декларации сдали лишь 5,1 тыс.или 50%.
Информация о нарушителях передана в
органы Федеральной службы налоговой полиции, в банки направлены указания о
закрытии их счетов. Существенным
вопросом остается налогообложение доходов иностранных юридических лиц,
полученных в виде процентов по предоставленным кредитам. Ставка этого
налога на доходы из источника в России - 15 процентов. Следует иметь в
виду, что несколько десятков крупнейших российских банков и компаний имеет
задолженность свыше 100 млн.долларов США и вынуждены уплачивать в счет
обслуживания долга 6-12% годовых. С
введением в январе 1997г.налога на доходы от государственных
ценных бумаг большое значение приобретает проблема налогообложения
иностранных юридических лиц, осуществляющих операции на рынке
государственных ценных бумаг.Так как с учетом, что из 60-65 млрд.
долларов США внутреннего долга доля нерезидентов составляет 17-18 млрд.
долларов США, ежемесячный доход иностранных юридических лиц составляет
40-50 млн.долларов США.
|