Острой темой круглого стола "Исламские движения в России и их влияние на внутриполитическую ситуацию в стране", прошедшего в Нижнем Новгороде 16 апреля, стал вопрос о сути политического ислама. Страна.Ru представляет разные точки зрения некоторых участников мероприятия на эту проблему:
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает политический ислам политизированной религией, противостоящей фундаментализму и национализму:
"В России никогда не было исламских политических партий, если не считать "Исламскую партию России", возникшую еще во времена Горбачева и быстро сошедшую на нет. Способно ли государство и общество контролировать исламские движения? Способно, внедряя своих людей в руководство и заводя движение в тупик. Так было с таджикской исламской партией, контролировавшейся из Москвы. Цель политического ислама, носящего антиклерикальный характер, - построение светского общества, защищающего права граждан. Политический ислам жестоким образом борется с национализмом в своих рядах, однако не должен преследовать цели построения калифата (мирового государства мусульман. - Прим. Страны.Ru), так как это вредно для сохранения уммы (мусульманской общины, в данном случае мусульманского общества. - Прим. Страны.Ru). Власть должна быть выборной. Шура - вот совет, который решает все вопросы. Если Шура ошибается, значит, на то воля Всевышнего".
Член политсовета Евразийской партии России Рашид Исмагилов понимает под этим термином клерикализацию и привнесение радикализма в политику:
"Безусловно, что для исламизации политического движения в России есть внутренние и внешние предпосылки. В свое время было движение "Ислам против СССР". Сегодня есть ислам, есть ЦРУ, а СССР нет. Нет никаких гарантий, что не возникнет движение "Ислам против России". Второй титульной нацией в Российской Федерации являются татары. И они ощущают на себе постоянное давление со стороны основной нации - русских. Существует такая вещь, как историческая память. С чего у нас начинаются школьные учебники - с татаро-монгольского ига. Не знаю, какой горячей голове в Москве пришла мысль в ходе переписи населения переписать татар, разделив их на шесть этносов. Одно это уже чревато радикализацией, политизацией ислама".
Профессор социологии СпбГУ Зинаида Сикевич уверена, что процесс - взаимный и характерен он не только для ислама:
"Политический ислам - это элитарный термин, не существующий в реальной жизни. Возможна политизация религиозных структур, причем взаимно провоцирующая. В настоящее время я, православная по вероисповеданию, наблюдаю политизацию православия и считаю, что это тревожная тенденция. Политический ислам связан с национализмом. Этот прием всегда использовали экстремисты в Ольстере, в Чечне. Напомню, что на первом этапе конфликта в Чечне религиозная составляющая была незначительной и появилась позже для радикализации конфликта. Стоит отметить, что, например, выходцев с Кавказа российское общество не приемлет не по религиозным, а по имущественным отношениям - они составляют значительную часть малого бизнеса, они богаче. Среднестатистический русский не понимает разницы между религиозной принадлежностью выходцев с Кавказа".
А директор медресе в Нижнем Новгороде Дамир Мухаметдинов полагает, что это явление "импортное", несвойственное отечественному исламу и потенциально дестабилизирующее:
"Среди мусульманского руководства нет общей точки зрения на политический ислам. Люди, прошедшие школу советского ислама, обучавшиеся в Узбекистане, это понятие вообще не воспринимают. Однако, если посмотреть, что проповедуют богословы, обучавшиеся в арабских странах, то окажется, что в основе их учения - построение исламского государства (калифата). Если исламское движение будет существовать в России, то оно должно будет строить исламское государство. Политический ислам приведет к неизбежному конфликту с существующей властью, завозимая сегодня в Россию из-за рубежа религиозная литература опасна, так как призывает к борьбе с неверными, под которыми подразумеваются христиане, иудеи, то есть все, кто не исповедует ислам".
|