В Госдуме сейчас ждут третьего чтения поправки в 25-ю главу Налогового кодекса "Налог на прибыль". Но как бы ни сложилось дальше обсуждение главы, уже ясно, что двух наиболее спорных поправок - о способе расчета амортизации основных фондов и сроках возврата НДС - не будет. Депутаты с ними не согласились на стадии второго чтения. Таким образом разрушив миф о "проправительственной" послушной Думе. Не стоит забывать, что у депутатов есть и "узковедомственный" интерес - им нужно думать о финансировании следующей предвыборной кампании и о голосах избирателей. А согласие с изменением закона, ухудшающим положение предприятий, голосов не прибавит.
И тем не менее не кажутся неискренними слова председателя Генсовета "Единой России" Александра Беспалова из интервью Стране.Ru: "Мы будем поддерживать не все инициативы правительства, а те, которые ведут к росту нашей промышленности, мелкого и среднего бизнеса".Дело в том, что правительство пыталось запретить легальную возможность предприятий минимизировать налог на прибыль - рассчитывать амортизацию с учетом переоценки основных фондов. Цена этой поправки - 100 млрд рублей. Еще одна поправка, которую правительству не удалось провести, - это продление срока возврата НДС с трех до пяти месяцев. Понятно, что возврат НДС - это головная боль бюджета, учитывая активное использование лжеэкспорта. При этом за задержку выплаты государство обязано платить экспортерам штраф. Продление же срока возврата позволило бы сократить суммы возмещения. Однако не все так однозначно - есть, например, проблема с возвратом государством этого налога предприятиям и в абсолютно законных случаях.
Таким образом, четыре фракции - "Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России" - приняли сторону предприятий, а значит, и своих избирателей. Ведь в любом случае кто-то будет нести потери - либо бюджет, либо предприниматели. Третьего не дано. Эти фракции традиционно называют проправительственными, и то, что произошло с двумя упомянутыми поправками, доказывает ошибочность ожиданий полной лояльности и бесхребетности верхней палаты парламента. Страна.Ru уже прогнозировала подобные сюжеты, когда, комментируя недавнее перераспределение думских портфелей, отмечала, что исполнительной власти легче жить не будет.
Что касается сути вопроса, то, отменив с текущего года льготы по налогу на прибыль, Налоговый кодекс одновременно сделал амортизационные отчисления единственным источником финансирования воспроизводства основных фондов. Чтобы не платить налог на прибыль в полном объеме и минимизировать его с помощью законных амортизационных отчислений, предприятия переоценили свое имущество (доведя его фактическую стоимость до реальной, чего раньше делать избегали, чтобы не платить налог на имущество). Ранее имущество недооценивали с целью платить маленький налог на имущество. Однако чем больше стоимость имущества, тем выше сумма амортизации. Поэтому предприятия предпочли заявить о высокой стоимости своих фондов, ведь налог на имущество не так значителен - 1%. В то время как с помощью амортизации можно минимизировать налог на прибыль на 5-10%. Когда Минфин просчитал, во сколько бюджету может обойтись амортизация, то оказалось, что потери слишком велики.
Замминистра финансов Сергей Шаталов оценил это как потерю для бюджета в размере 100 млрд рублей - настолько, по его мнению, компаниям удастся сократить свой налог на прибыль. Представитель же правительства в Думе Андрей Логинов заявил, что бюджет теперь выполнен быть не может.
Тем не менее на депутатов это впечатления не произвело. Действительно, расхождение мнения правительства со в целом не оппозиционным по отношению к главной политической линии парламентом в ряде случаев - это результат усилий лоббистских групп. Но во многих случаях действия правительства не согласуются с тем, чего ждет от исполнительной власти страна. В данном случае депутаты отклонили обе поправки как ухудшающие положение налогоплательщиков.
Склярова Ирина
Страна.Ru
22.04.02
|