Со дня на день ожидается указ Президента о создании службы финансового мониторинга. Периодически появляется промежуточная информация. Сегодня, например, стало известно, что по этому поводу Президент встретился с Михаилом Касьяновым. Однако документ пока так и не подписан.
- В связи с законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, часто упоминается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение этой работы - на сбор соответствующих данных, оценку их и передачу сведений о подозрительных сделках правоохранительным органам. Чтобы ускорить и упростить процесс создания этого органа, мы согласились с правительством передать полномочия по созданию этого органа Президенту. Хотя основные функции уполномоченного органа описаны в законе, сам орган должен создаваться Президентом. Мы исходили из того, что тем самым мы снимем, деполитизируем дискуссии о принадлежности этого органа - должен ли он быть силовым органом, действующим под крышей ФСНП, МВД или ФСБ, или финансовым органом, действующим под крышей Минфина.
Большая часть депутатов Думы склонялась к тому, что это финансовый орган и даже в названии он должен носить не силовую нагрузку, а финансовую. Кстати сказать, депутаты, когда добились передачи этого закона из ведения комитета по безопасности в ведение возглавляемого мной комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям, исходили ровно из этого. То есть у депутатов было уже этой весной четкое убеждение, что орган должен быть финансовым. Тем не менее решили в законе этого не прописывать, дав возможность Президенту это сделать самому.
Поэтому, честно говоря, нас удивляет тот факт, что с момента вступления в силу этого закона, то есть с начала августа, Президент не подписал соответствующий указ. Все было готово для того, чтобы создать этот орган, и не только создать, но и предусмотреть для него строчку в бюджете на следующий год. Кстати сказать, когда мы в июне принимали закон, выходили на его второе чтение, то консультировались в FATF. Я даже специально ездил в Париж, вел консультации в рамках июньской сессии FATF. И там четко сказали, что если Госдума даже успеет до завершения сессии принять закон в трех чтениях, им этого недостаточно. Даже если Президент закон подпишет, будет недостаточно, потому что там хотели бы увидеть, какой орган будет создан, каковы будут его реальные полномочия по закону.
А самое главное, чтобы было адекватное финансирование этого органа. И в этой связи мы сейчас, на мой взгляд, явно отстаем от графика. Даже в политическом плане было бы удобно не за счет допдоходов или перераспределения расходов между отдельными статьями бюджета финансировать этот орган, а путем прописывания соответствующей статьи в бюджете. Даже в рамках третьего чтения бюджета можно соответствующую текстовую статью, как минимум, прописать. Но это если орган финансовой разведки будет создан Президентом в течение ноября.
Я не могу уверять, но мне кажется, что там есть загвоздка, связанная с тем, что в правительстве никак до конца не определятся в принадлежности этого органа. Вроде бы премьер хочет, чтобы этот орган был самостоятельным, докладывающим премьер-министру. Министр финансов хочет, чтобы это был комитет в системе Минфина как полуавтономная структура. На эти же функции, в принципе, претендовала и Федеральная служба налоговой полиции, считающая, что расширение полномочий вполне соответствует их роли. Но мы в Думе, например, специально прописывали все так, чтобы в силовые сферы это не попало. Так что дискуссия сегодня может идти только о том, отдельный ли это будет орган - федеральный орган исполнительной власти типа Федеральной службы валютно-экспортного контроля, которая была упразднена полтора года назад, либо это будет подразделение Минфина.
Судя по тому, что исполнительным органом должен быть федеральный орган исполнительной власти, если это не будет самостоятельная структура типа федеральной службы финансового мониторинга, фактически госкомитета финансового мониторинга, то Президент может сделать "двухходовку". Он может возложить эти функции на Минфин, например, и в указе же определить, что для реализации этих функций Минфин создает полуавтономный департамент типа управления федерального казначейства, которое является относительно автономной структурой.
И я думаю, что нерешенные вопросы, скорей, концентрируются вокруг организационной схемы. Но это не проблема Президента, это проблема правительства, которое должно было внести свой проект указа. Если же оно не определилось до конца со своей позицией, то Президенту придется самому принимать решение. Во-первых, он уже общественности пообещал, а во-вторых, он имеет и некоторые обязательства перед семью членами "восьмерки". Сейчас, особенно в контексте объединения усилий по борьбе с финансированием международного терроризма, любая задержка в этом деле выглядит не совсем понятно.
Судя по всему, до конца недели указ о создании органа финансовой разведки будет подписан. Известно, что вариант Минфина предлагает создание комитета финансового мониторинга при Минфине. Но задержка может означать, что были какие-то варианты и есть необходимость повысить значимость этого органа - в свете событий 11 сентября. В принципе, есть опасность, и ее, наверно, чувствуют в Минфине, что уполномоченный орган может оказаться и под кураторством силовиков, а не финансистов.
|