Андрей Афанасьевич, ФСНП создает подразделение, которое будет заниматься предотвращением утечки капитала за рубеж. Новое подразделение будет работать в тесном контакте с ЦБ, так как у него есть технологии для отслеживания банков, осуществляющих переводы «грязных» денег. Особое внимание будет уделяться фирмам-"нулевикам", предоставляющим в налоговые органы нулевой баланс. Насколько эффективной может быть работа этого подразделения в современных условиях? Удастся ли сократить утечку?
Вопрос об утечке капитала из России, это вопрос комплексный, потому что на сегодняшний день весь мир в плане перетекания капитала становится все более открытым и свободным.
Составляющая первая - это, конечно, либерализация нашего законодательства в области валютного регулирования. Уже на сегодня есть значительное количество норм, которые надо видоизменять, это зависит от решения Центрального Банка. Сами понимаете, надо снимать заборы на приход капиталов в Россию, надо снимать ряд ограничений типа 180 дней и так далее, потому что для крупных проектов, это, извините, совершенно не подходит. Плюс еще (но это уже более тонкий вопрос) отнесение некоторых видов операций к текущим.
С другой стороны, здесь абсолютно не нужно никакой спешки, потому что это вольно, либо невольно будет касаться наличия валюты в стране. Это вольно, или невольно будет касаться курса - соотношения рубля и доллара. Поэтому говорить, что сегодня или завтра надо все либерализовать, все отменить, нельзя. Это процесс, который надо начинать и потихоньку убирать лишнее.
Второе. Капитал всегда будет перетекать туда, где он будет чувствовать себя более надежно, где у него будет меньше рисков. Так происходит в любой нормальной экономике. Поэтому на первое место тут будут выходить 3 или 4 вопроса. Это вопросы охраны собственности (о чем мы много говорили), это вопросы о регулировании естественных монополий, это решения в области репатриации прибыли и так далее.
Но есть и третья составляющая, где, конечно, порядок надо наводить. Знаете, вас никто на Западе не поймет, если вы начнете рассказывать, как ребята умудрились открыть фирму по поддельному паспорту или по паспорту умершего человека, потому что этого не может быть на Западе никогда. У нас же такое сплошь и рядом, когда на один паспорт или на один адрес регистрируется 150-200 фирм. Совершенно ясно, что это фирмы-однодневки, которые призваны именно для того чтобы под липовые договора и контракты деньги ушли за рубеж. После этого эти фирмы могут пропасть. Например, по одной из областей России зарегистрировано порядка 48 тысяч фирм, а реально на учете в налоговой инспекции состоит только 28 тысяч. То есть, 20 тысяч зарегистрированных фирм вообще находятся в безвоздушном пространстве. Совершенно ясно и понятно, для чего они сделаны. Чтобы успеть провести 1-2 операции по выводу валюты за рубеж, причем, ясно, что это деньги в лучшем случае серые, и они не попадут в налоговую систему. Механика сделана так, что эта фирма, передав деньги под оплаченный аванс, или как-то по-другому, в течение 2-3 месяцев прекращает свое существование. Она заранее зарегистрирована, она заранее существует, не ведя никакой работы и имея нулевой баланс. После чего проводит операцию и благополучно умирает. К сожалению, это дыра в нашем законе - к внешнеэкономической деятельности допускаются любые фирмы, которые зарегистрированы, предположим, два дня тому назад, и которые даже не имеют никакой налоговой истории. Представьте, фирма зарегистрирована на паспорт умершего человека. Ищите собственника, ищите, кто ее регистрировал - никогда не найдете.
Очевидно, что надо противодействовать существованию таких фирм, равно и таким способам, ставшим весьма распространенным методом увода капиталов за рубеж. Надо ставить определенный заслон.
Но вся эта система комплексная, нельзя выдирать одну проблему из другой. Если мы будем идти только, предположим, по пути увеличения фискальных мер, то хорошего ничего не выйдет. Явно будут найдены другие пути и другие системы вывоза капитала, другие схемы.
Если же это действительно будет решаться в комплексе, то может выйдет какой-то толк. По крайней мере, насколько я знаю, Центральный Банк готов отменить и видоизменить ряд положений по либерализации валютного регулирования и предложить определенный пошаговый вариант, что, в общем-то, устраивает и промышленников и правительство. Именно пошаговые варианты по либерализации нашего валютного рынка будут полезны. Потому что сама по себе либерализация необходима. Но если мы ее проведем быстрее, чем будут улучшены инвестиционный климат в России и сама экономическая обстановка, то это будет означать просто открытие ворот утечке российского капитала из страны. Если наоборот, мы будем увлекаться только стороной "держать и не пускать", то для продолжения утечки найдут новые выходы. Здесь нужен довольно большой, значительный комплекс продуманных мер.
20 марта 2001
Нещадин Андрей Афанасьевич
|