Андрей Афанасьевич, МНС гарантирует ежегодные поступления в федеральный бюджет на ближайшие 6 лет за счет проведения реструктуризации задолженности предприятий в размере 8-9 млрд. руб. К концу лета будет подготовлен документ об инициировании процедуры банкротства в отношении предприятий-должников на конкурсной основе.
При этом предполагается, что все предприятия, которые в кратчайшие сроки не погасят задолженность или не подадут документы на реструктуризацию, должны быть автоматически обанкрочены. Данная проблема уже не впервые обсуждается, но как-то далеко не очевидны хоть какие-то результаты. Что будет на этот раз?
Да, совершенно верно. Вопрос бюджетных задолженностей поднимался на протяжении 10 лет раз пять. Были варианты скостить долги, скостить пени - это была одна позиция. В связи с тем, что налоги были в свое время непомерные и непонятные, была позиция вообще вынести долги за скобку, и сделать японский вариант. То есть предприятия списывают задолженности, открывая новые счета, а старые как бы расчищая за скобками. Это такая массовая процедура. Были предложения запустить перепродажу акций. То есть этот вопрос, в общем-то, поднимался неоднократно. История у него длинная и лохматая.
Теперь по существу. Здесь нужно разделять несколько вещей.
Первое, есть неплатежи, которые связаны с неплатежами самого бюджета. Это в первую очередь касается оборонной промышленности.
Например, вы - оборонное предприятие, вы поставили какую-то установку доблестной советской-российской армии, но у нее нет денег для того, чтобы оплатить. Но вы-то начислили заработную плату, вы же это делали n-ное количество времени, уже на эту зарплату начинают идти штрафы и пени, отчисления в пенсионные и другие фонды. Поскольку через n-ное количество времени вам товар не оплатили, у вас начинают идти штрафные санкции по НДС. А вы, извините, должны платить, хотя государство с вами еще не расплатилось. В принципе задолженность только перед предприятиями ВПК полностью даже в этом году еще не погашена.
Второй момент. Это муниципальные заказы и заказы субъектов федерации. Там до сих пор пытаются изобрести что-то типа взаимозачетов, и еще всяких самых разнообразных неденежных схем. Однако в основном ситуация такая же: муниципальный бюджет, предположим, за ремонт водопровода должен и отдавать не собирается, а текущие налоги требует. В принципе никаких юридических оснований, штрафных санкций для принудительного отъема денег у государства в пользу предприятий не существует.
Первая модель - это долги, которые образовались в результате задолженности самого бюджета. Вторая модель - это часть предприятий, которая таким образом как бы субсидируется. Это то, что мы обозвали социально-значимыми предприятиями в моногородах, которые являются должниками, но банкротить их будет себе дороже: кто будет брать на себя содержание жилья, ЖКХ и так далее?
Часть предприятий пострадали в лохматые годы от тех денег, которые им обещали по кредитам по конверсии. Старая история, но эти деньги висят до сих пор, их обещали, но так и не выдали. Уже вроде бы как предлагается о них забыть, но затраты уже были сделаны.
Особенно сложен вопрос разбирательства этой задолженности там, где это касается крупных или каких-нибудь особых предприятий.
Возьмите тот же самый завод ГАЗ, на нем была применена специальная схема, принятая правительством, потому что результаты обанкрочивания ГАЗа, сами понимаете, могли бы быть очень неприятными.
Теперь дальше пойдем. Возбуждение дела о банкротстве на сегодняшний день, в общем-то, совершенно парадоксально. Как вы знаете, законом о банкротстве недовольных выше крыши, и то, что его надо менять и корректировать было ясно с самого начала, когда его еще только принимали. Сейчас эти попытки предпринимаются, но проблема заложена еще и в государевой Думе. Поэтому, в принципе, если становиться на позицию нормальных экономических вариантов, то предложения МНС - это вполне нормальная мера.
Но в действительности, если ходить по оврагам, то у нас сейчас количество убыточных предприятий 30%. Львиная доля это задолженность либо по налогам, либо РАО "ЕЭС", либо Газпрому.
У нас сейчас совершенно четко убыточные предприятия - это 30%. Причем, я еще раз говорю, есть определенные варианты по банкротству предприятий в моногородах, социально-значимых, оборонного комплекса. Здесь целый конгломерат, в общем-то, вопросов, особенно по оборонке, когда мы, например, не оплачиваем мощности многих предприятий уже длительное время. То есть, если все это дело разворачивать, хотя бы то, что уже предлагалось, то это надо было бы решить как-то более-менее кардинально.
Это мы еще не совались в сельское хозяйство, говорили только о промпредприятиях. А если мы сунемся еще и в сельское хозяйство со сверхубыточными совхозами и колхозами, то это вообще - «песня».
А насколько много надо изменить в законодательстве, что бы процедура банкротства стала отлаженной и цивилизованной?
Сейчас правки по закону о банкротстве в Госдуме ходят, они уже внесены, но нужно время на принятие.
А что такое банкротство госпредприятия, это вообще я себе мало представляю. То есть в принципе, это проблема, которую пытаются решать огромное количество времени. Просто сейчас, когда за последние 2 года резко улучшилась платежеспособность предприятий, сократился бартер, можно уже начинать делать какие-то телодвижения.
Реструктуризация? Это тоже проблематично. То есть были предложения по реструктуризации задолженности, которые подразумевали довольно жесткие условия и обязательную выплату текущих платежей. Просто Минэкономики стало немножко лучше себя самочувствовать, поскольку увидело какой-то пробел и сокращение убыточных предприятий, по крайней мере, по отчетности, и появилась надежда, что под банкротство придется подводить не 40% предприятий, а только 30%. Но в действительности, надо еще вычистить все остальные, которые идут по специальным распоряжениям. А если еще начать разбираться, почему возникли неплатежи, то это вообще довольно сложно. В принципе, на сегодняшний день обанкротить можно практически любое предприятие России.
Большинство предприятий можно банкротить совершенно спокойно. И если вы поговорите с губернаторами, то у них это тоже головная боль, кому бы такие предприятия отдать вообще.
Что мы в результате всего этого получим, предсказывать тяжело. У нас пока не ожидается инвестиционного бума и потребности в дополнительных площадях, мощностях и так далее.
05 июня 2001
Нещадин Андрей Афанасьевич
|