Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая политика
О состоянии российской экономики

Зарубежные аналитики, делая в 1997 г. краткий экономический и политический прогноз положению дел в России, писали, что новое правительство реформистов в России обещает более эффективную политику и ее реализацию, однако серьезный кризис бюджета оставляет реформаторам мало пространства для маневра. Политический риск на ближайший период остается высоким из-за слабости политических изменений и социальных проблем, которые могут быть устранены только за значительное время. Явно выраженного претендента на роль следующего президента нет, прогнозировали они. Если нынешний президент Борис Ельцин сохранит свой пост до назначенного срока следующих выборов в 2000-м году, первый вице-премьер Борис Немцов может стать фаворитом на выборах. Если выборы по какой-либо причине состоятся раньше, их результат непредсказуем. Россия и Запад должны подписать соглашение о своих отношениях после окончания холодной войны, которое необходимо российскому руководству для того, чтобы убедить своих избирателей в безопасности расширения НАТО на восток. Возможно, некоторой компенсацией станет вступление России в "большую семерку". Расширение НАТО, по-видимому, на некоторое время охладит отношения между Востоком и Западом, но в долгосрочной перспективе его роль будет незначительной. Имеются признаки, что затянувшийся экономический застой в России близится к концу, хотя заявления официальных лиц об уже начавшемся росте экономики звучат неубедительно. Инфляция продолжает снижаться, однако процесс стабилизации в значительной мере обесценивается неспособностью справиться со сбором налогов и кризисом неплатежей. Трудности с внешними инвестициями сохраняются, в частности, по-прежнему долго регистрируются новые предприятия; к ним добавились новые ограничения на деятельность иностранных банков.

Вопросы, заслуживающие внимания. Попытки справиться с кризисом бюджета, такие как пересмотр местных привилегий, перенос тяжести налогов с компаний на отдельных граждан и снижение субсидий на оплату жилья, могут разрушить хрупкое социальное равновесие в России. Непонятно, окажется ли успешной политика реструктуризации естественных монополий, проводимая Б.Немцовым. Тем не менее более благоприятные условия для западных компаний должны быть созданы.

Обновление России. Несмотря на имеющиеся признаки конца спада промышленного производства, реальный рост в 1997 г., по предсказаниям экспертов, не превысит примерно 1%. Инфляция продолжает снижаться, но успех стабилизации рубля обесценится, если планы повышения сбора налогов окажутся невыполненными.

Правительство предсказывает в 1997 г. рост ВНП в диапазоне от 0,5% до 2,5%, МВФ - 3%. Эксперты "The Economist Intelligence Unit", по-прежнему прогнозировали 1%. На 1998 г. ожидается 3% рост - достаточно умеренная цифра, если учесть размер предшествующего спада. Россия должна выйти на уровень ежегодного роста 5% к концу текущего десятилетия, в основном за счет расширения сферы услуг, ориентированного на экспорт производства (нефть, газ, металлы), энергетику и средства телекоммуникации.

Приоритеты. В ближайшие пять лет правительство должно уделить основное внимание совершенствованию инфраструктуры, здравоохранению и образованию.

Правительственные расходы. Прогнозы о поступлениях в бюджет России на 1997 г. оказались сверхоптимистичными. Правительство представило в Думу план снижения бюджета на 108 трлн руб. (примерно одна пятая часть всех расходов), в котором предусмотрено урезать расходы на оборону, субсидии угольной промышленности, а также сократить на 55% затраты на сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Коммунисты, естественно, организовали жесткую оппозицию этим планам. Правительство предполагает снизить дефицит бюджета в 1998 г. до 2% ВНП. Эта цель является нереальной. Поступления в федеральный бюджет, даже если большинство планов по усовершенствованию сбора налогов будет реализовано, по-видимому, достигнут 15-16% ВНП в 2001 г. При этом практически нет возможностей для дальнейшего снижения правительственных расходов, которые останутся постоянными и составят 18-19% ВНП.

Инфляция. Прогноз инфляции на конец года и в среднем за год на 1997 и 1998 годы - соответственно 18% и 17%, что значительно превышает поставленную цель - 12%, но существенно меньше, чем 48% в 1996 г. Роль сдерживания курса рубля, как якоря против инфляции в 1997 - 1998 гг., также ослабнет. Улучшение собираемости налогов и увеличение внешнего финансирования государственных долгов должно помочь сохранить низкую инфляцию. Цель правительства - 12% - скорее всего, будет достигнута к концу десятилетия.

Процентные ставки. Благодаря снижению инфляции у Центробанка России появилась возможность снизить процентные ставки с 42% до 36%. Вместе с увеличением внешних долгов это должно уменьшить угрозу внутреннего долгового кризиса. Правительство надеется, что после того, как основная тяжесть заимствования переместится с внутренних источников на внешние, оно сможет снизить проценты по государственным займам до 20 - 25% (к концу года).

Валюта. В реальных цифрах курс рубль изменится за период между 1997 годом и 2001 годом примерно на 5,6% (в 1995 - 1996 гг. он изменился более чем на 25%). Средний курс рубля к доллару составит в 2001 г. 8200 руб. за доллар (в 1997 г. - 5900 руб. за доллар).

Внешняя торговля. Торговый баланс России продолжает оставаться очень хорошим, хотя причины этого дают некоторые основания для беспокойства. Импорт машин упал в 1996 г. относительно уровня 1995 г. на 8,6%, импорт машинного оборудования - на 45%, импорт оборудования для пищевой промышленности - на 44,5 %, импорт аппаратного обеспечения для информационных технологий - на 32,9%. Эта тенденция, однако, должна измениться, когда начнется экономический рост и процентные ставки упадут еще сильнее.

Иностранные инвестиции. Препятствия на пути прямых иностранных инвестиций в Россию остаются труднопреодолимыми. В феврале Дума приняла в первом чтении законопроект, налагающий ограничения на иностранные инвестиции в "стратегические" отрасли, начиная от средств телекоммуникации и кончая нефтью. В середине марта она вновь отложила рассмотрение вопроса о недостатках современного законодательства в области раздела произведенной продукции. Ясно, что, например, разработка нефтяного месторождения Сахалин-2 может оказаться под угрозой из-за этих проволочек. Наконец, в апреле Центробанк объявил о новых ограничениях на деятельность зарубежных банков, хотя обещание либерализации банковского сектора в России в июле 1999 года остается в силе.

Экспортно-импортные операции в России. Ограничения на валютные операции в России существенно ослаблены после подписания Россией 9-й статьи хартии Международного валютного фонда. Ожидается дальнейшая либерализация, хотя правительство объявило, что ограничения на движение капитала останутся. Письмо Центробанка • 295 от 8 июля 1996 г. дает иностранцам право переводить рубли с текущего счета на инвестиционный и переводить их в твердую валюту. Оно также упорядочивает доступ иностранных инвесторов к рынку правительственных ценных бумаг. Частные рублевые счета иностранцев в российских банках могут быть использованы для начисления доходов и трат во время пребывания в России, но не для покупки акций приватизированных предприятий. В остальном правила те же, что и для граждан России. Расположенные в России юридические лица (полностью российские фирмы, фирмы с частичным участием иностранного капитала и фирмы, полностью принадлежащие иностранцам и расположенные на территории России) не могут хранить рублевые счета в иностранных банках и их отделениях на территории России, не получивших лицензии Центробанка.

Дивиденды и доходы. Местные законы об иностранных инвестициях и международные договоры о защите инвестиций гарантируют свободное получение дивидендов и доходов иностранцами. Если дивиденды поступают в иностранной валюте, их можно получить непосредственно в этой валюте. Рублевые доходы можно обменять на зарубежную валюту для вывоза за границу. При этом взимается налог 15%, но ряд двусторонних договоров России позволяют иногда снизить эту цифру.

Иностранные займы. Кредитные операции с заграницей требуют наличия лицензии Центробанка, если срок действия превышает 180 дней и операции не осуществляются через посредство банков, уполномоченных Центробанком. Налог на проценты по иностранным займам составляет 20%, если он не оговорен международными договорами.

Иностранная валюта у граждан России и у иностранцев. Как физические, так и юридические лица имеют право открывать валютные счета, однако существует ряд ограничений. Например, нельзя платить с таких счетов другим российским физическим и юридическим лицам за местные товары и услуги (на практике это условие часто нарушается). Счета граждан в твердой валюте также оговорены рядом условий, в частности, деньги со счетов можно снимать только для поездок за рубеж при наличии визы. Для иностранцев таких ограничений нет. При снятии денег со счетов могут возникнуть трудности, связанные с правилами работы конкретных банков.

Прямые инвестиции. Прямые иностранные инвестиции в Россию могут происходить в форме партнерства с ограниченной ответственностью, образования совместных компаний или полностью принадлежащих иностранцам компаний. Универсальных формальных ограничений на долю иностранного капитала нет. Отрасли, в которых они есть - порты, оборонные предприятия, телекоммуникации, банки. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала регулируется местным законодательством. Для регистрации малого предприятия требуется от двух до четырех недель (в конце 80-х годов требовалось несколько месяцев). Если инвестиция не превышает 100 миллионов рублей, регистрацию можно пройти в местном муниципалитете. В нефтяной, газовой и угольной промышленности требуется разрешение министерства финансов. Если инвестиция превышает 100 миллионов рублей, такое разрешение требуется всегда. Россия подписала ряд международных договоров, гарантирующих права иностранных инвесторов.

Репатриация капитала. Центробанк России принял график либерализации государственного долга для иностранных инвесторов, согласованный с МВФ. С 1 февраля 1998 г. будут сняты ограничения на репатриацию фондов.

Доля серого рынка в росте ВНП. Согласно данным Госкомстата, ВНП вырос в первом квартале по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,2%, однако в отчете "The Economist Intelligence Unit" эта цифра подвергнута сомнению, поскольку потребление энергии и объем импорта, тесно связанные с ВНП на малых участках времени, снизились. Многие аналитики считают, что эта цифра получена путем манипуляций с оценками серого рынка. Госкомстат, по-видимому, оценил долю серого рынка в 25% вместо 22% в прошлом году. Многие полагают, что эта оценка является сильно заниженной. По мнению Бриджет Гранвиль, экономиста, специализирующегося в области экономических тенденций в России, оценку Гомкомстата следует использовать в лучшем случае как нижнюю. Верхняя граница составляет примерно 40%. В ноябре 1996 г. Министерство внутренних дел выпустило официальный документ, в котором утверждается, что доля черного рынка составляет примерно 40% ВНП. Эту оценку подтверждают исследования Даниэля Кауфмана и Александра Калиберда в Гарвардском институте международного развития, в котором в качестве основного признака использовалось потребление электроэнергии.

Государство и общество. "Задача общества проста: кардинально изменить положение государства. Из массивного, несамостоятельного инструмента концентрации ресурсов всего общества ради их последующего разграбления превратить его в инструмент защиты интересов этого самого общества. Осуществить своего рода "государственную революцию", - считает известный экономист М.Делягин.

Россия вступила в постлиберальную эру. Постлиберализм будет отмечен более отчетливым политическим прагматизмом, усилением влияния групп отраслевых интересов и корпоративно-бюрократических черт в государственной политике. То, чего опасались молодые реформаторы - доминирования банков над государством, - не произойдет. Скорее, наоборот, государство усилит свой контроль над экономикой, в том числе - над банковской сферой. Меры, призванные радикально оздоровить экономическую систему и финансы, которые реформаторы начали проводить, но так и не закончили, осуществляться не будут. Один из главных уроков прошедшего года, который, несомненно, будет хорошо усвоен правительственными чиновниками: политическим будущим не рискует только тот, кто ничего существенного не делает. Желающих повторять опыт Чубайса-Немцова и наступать на интересы могущественных корпоративных групп не найдется. Идти против общественного мнения и настаивать на болезненных изменениях в социальной сфере тоже никто не станет, тем более что уже в этом году основные политические силы мобилизуются для очередного избирательного цикла, который откроется выборами в Госдуму в 1999 г. Оппозиция превратилась из непримиримой в системную, которую вполне устраивают действующие правила политической игры. Добиваться отставки правительства у Думы нет резона: ей не нужны ни отставка вполне ее устраивающего премьера Виктора Черномырдина, ни собственный роспуск. Ослабленные молодые реформаторы, если и останутся в кабинете, уже не будут сильным раздражителем для оппозиции. В ближайшее же время коммунисты сосредоточатся скорее на борьбе за правительственные кресла, и не удивительно, если скоро мы увидим хорошо знакомую по советским временам фигуру, скажем, Юрия Маслюкова в числе вице-премьеров. Помимо самого Ельцина, ключевыми фигурами постлиберальной эры становятся Виктор Черномырдин, Юрий Лужков, Анатолий Куликов, Егор Строев - люди, обеспечивающие необходимую политическую стабильность и предсказуемость. Постлиберальная эра не сулит перемен. В этом есть своя прелесть. Но и главная опасность.

Новый бюджет - итог предыдущего года. Сколько мы в нынешнем году наработали, сколько налогов насобирали - на столько в новом году и можем рассчитывать. По оценкам экспертов, к лету правительство снова заведет песню о секвестре, а значит, следующий бюджет-99 получится еще меньше, чем нынешний. Уже четвертый год страна встречает в условиях "бюджетных баталий" Дум и правительства. И каждый раз мы видим уже порядком поднадоевший сюжет пьесы из "трех чтений". Финал пьесы всегда одинаков - с запозданием бюджет принимается. Но на нормальный бюджет он очень мало похож.

Деноминация. Усилия Центробанка по восстановлению доверия граждан к властям встречают противодействие со стороны самого правительства. Так, ЦБ скрупулезно готовит деноминацию в качестве фактора, утверждающего окончательную победу над инфляцией, а у иных членов правительства не хватает элементарной сообразительности, чтобы отодвинуть повышение цен (на электроэнергию, газ, связь) хотя бы на 2-3 мес.

Внешнеторговый оборот России в январе-октябре составил 124,2 млрд. долл. в текущих ценах, что на 0,2% выше показателя аналогичного периода прошлого года. По данным Госкомстата, за десять месяцев Россия сократила экспорт по сравнению с тем же периодом 1996 года на 2,6% до 70,1 млрд долл. При этом импорт вырос на 4,1% до 54,1 млрд долл. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России за десять месяцев равнялось 16 млрд долл, что на 3,9 млрд долл. меньше аналогичного показателя за тот же период прошлого года.

Валовый внутренний продукт России за 11 месяцев увеличился на 0,3% при промышленном росте на 1,7% по данным Госкомстата. Объем валового внутреннего продукта /ВВП/ в России за 11 месяцев составил 2420 трлн руб., что на 0,3% больше, чем за то же время прошлого года. Промышленное производство выросло на 1,7%. В структуре ВВП по-прежнему преобладали услуги (49%), а доля товаров достигла 40,2%. Наибольший рост в январе-ноябре произошел в медицинской промышленности - на 15,5%, в полиграфической промышленности, в цветной металлургии. Наибольшие темпы спада отмечались в стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности и в промышленности стройматериалов - 4,5%.

Атомная энергетика. Все 9 российских АЭС работали в уходящем году эффективно и безопасно. На АЭС произошло лишь три незначительных инцидента (Калининская, Смоленская и Курская станции), не приведших к повышению уровня радиоактивности. Так что Россия прочно заняла 3-е место в мире по безопасной эксплуатации ядерных реакторов, уступая лишь Японии и Германии.

Производство алкоголя. То, с чем борется правительство в 1997-1998 гг., оно само же и благословило в 1992 году. Именно тогда была отменена государственная монополия на производство и реализацию ликеро-водочных изделий. В экономическом либерализме мы хотели тогда оказаться "впереди планеты всей". Разного рода квоты и налоговые льготы также были изобретением правительственных чиновников. Они прямо стимулировали криминализацию российской экономики. И вот теперь решили бороться с последствиями собственных решений.

Прошедший 1997 год, по оценкам политологов, был самым спокойным за все время после распада СССР, пишет Эмиль Паин, советник президента РФ, подводя итоги уходящего года и прогнозируя события будущего. Он отмечает хорошие перспективы сохранения целостности России и укрепления межнационального согласия, которые связаны с такой особенностью современной этнодемографической ситуации, как начавшийся впервые за последние полвека рост доли русских в этнодемогарфической структуре России (почти 1,5% со времени последней переписи населения 1989 г.) и увеличение (более чем на 11%) доли регионов, в которых русские составляют абсолютное большинство (от 88% до 98%).

Неплатежи. С самого начала реформ наиболее распространенной формой заимствования стали неплатежи поставщикам, работникам, бюджету. В конце 1996 г. просроченные долги составляли более трети всей задолженности предприятий, и 69% этих долгов были просрочены более чем на три месяца. Чтобы не брать формально кредиты в банке и не терять контроль над компанией (что происходит при продаже акций) предприятия предпочитали обращаться к торговому кредиту у поставщиков - иногда в одностороннем порядке, но чаще с молчаливого согласия торгового партнера. Кроме того, директора использовали средства из фонда заработной платы для финансирования оборотного капитала, увеличивая задолженности по заработной плате, или не платили налоги, уменьшая de facto объем государственных субсидий. Эти три формы неплатежей (работникам, бюджету и внебюджетным фондам) сформировали весь прирост задолженности частного сектора с конца 1995 г.

Задолженность. Ликвидация просроченной задолженности со стороны правительства позволит ему усилить давление на неплательщиков в бюджет. Принятие Бюджетного кодекса и реалистичного бюджета на 1998 г. необходимы для улучшения контроля за выполнением правительством своих обещаний. Наконец, чтобы уменьшить налоговое бремя, заставить фирмы платить налоги на основе отгруженной, а не оплаченной продукции, а также дать налоговой службе больше полномочий в получении денег с предприятий, имеющих недоимки, крайне важно принять новый Налоговый кодекс.

Экспорт. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье, Россия в 1997 году в очередной раз пострадала от ухудшения мировой экономической конъюнктуры, а именно: от падения цен на нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения, цветные металлы, ферросплавы и др.

АПК. Отменив практику встречного погашения неплатежей, российское правительство обрекло АПК страны на еще более быструю деградацию.

Азиатский кризис и экономика России. Некоторые из американских экономистов считают, что финансово-экономическая уединенность России и практически ее полная исключенность из мировой финансовой системы поможет ей пережить этот этап с минимальными потерями. Она, возможно, лишится некоторых инвестиций, могут пострадать и крупные коммерческие банки, но финансовая система и экономика России должна устоять благодаря самодостаточности. В конце концов Россия пережила несколько лет того что называют экономической разрухой, используя лишь незначительную зарубежную помощь. Но это точка зрения меньшинства. Большинство же американских наблюдателей считают, что мировые экономические проблемы могут обернуться для России большими неприятностями.

Маршалл Голдмэн (зам. директора Центра российских исследований Гарвардского университета): "Цены акций российских компаний упали по сравнению с сентябрьским уровнем на 50%. Южнокорейские держатели российских государственных ценных бумаг отказались от них, забрав из России более $2 миллиардов. Мировые цены на топливо и сырье падают, а это основной источник валюты для российской казны. Если финансовый кризис в Юго-Восточной Азии затянется, то это повлечет снижение потребления энергоресурсов, дальнейшее падение цен на нефть и газ. Предпосылки, вызвавшие кризис в Азии, существуют и в России. Многие российские банки выделяют деньги своим холдинговым фирмам, часто не рассчитывая вернуть эти займы, не говоря уже о получении прибыли. Есть свидетельства, указывающие на то, что российский рубль сейчас испытывает большое давление. Многие экономисты и финансисты считают, что его нынешний курс значительно завышен. Правительству, возможно, придется девальвировать российскую валюту, но пока Центробанк пытается поддержать рубль, в том числе путем повышения процентной ставки. А это означает, что бизнес-займы будут совершенно недоступными для мелких и средних бизнесов. Ситуация, когда средства необходимы для обеспечения экономического подъема, - это наихудший сценарий для российской экономики. Азиатский финансовый кризис может повредить или даже остановить экономическое возрождение России".

Финансовые проблемы 1997 г. предстоит решить в 1998 г. Несостоятельность правительства в отношении сбора налогов в этом году означает, что российская экономика опять будет болезненно зависеть от отечественных и иностранных капиталовложений. По этой же причине Москва становится достаточно уязвимой и подверженной "азиатской заразе", которая уже негативно сказалась на России. Российскому правительству придется более внимательно отнестись к своим финансовым проблемам и попытаться хоть как-то стабилизировать обстановку, сложившуюся на финансовых рынках страны. "Сейчас российская экономическая политика стоит в точке выбора стратегии. Развитие событий зависит от того, какой экономико-политический сценарий будет реализован в 1998 году, прежде всего в первом квартале", - считает Егор Гайдар.

Каковы экономические прогнозы на 1998 г.? Эксперты Организации Объединенных Наций так же, как и организации экономического сотрудничества и развития, считают, что в будущем году экономический рост в большинстве промышленно развитых стран будет продолжаться, несмотря на отрицательные последствия азиатского биржевого кризиса. Эксперты ООН считают, что рост промышленного производства в мире составит в среднем 3%. Что же касается роста международной торговли, то, по прогнозам департамента экономических и социальных вопросов ООН, он составит в 1998 г. 7%. Доходы населения планеты должны в будущем году увеличиться в 131 стране. В 1998 и 1999 годах впервые после распада СССР ожидается подъем производства на 3%. Как считают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, на будущий год рост производства в России составит 3%, а в 1999 году - 5%. Инфляция в России будет продолжать снижаться и стабилизируется в 1998 и 1999 годах, достигнув 10%. Тем не менее, в связи с недостаточной собираемостью налогов в России, дефицит бюджета в 1998-1999 гг. может составить 5% от ВВП.

По материалам зарубежных
и отечественных СМИ
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки