Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая политика
Важнейший приоритет промышленной политики

    В связи с поиском путей рационализации промышленной политики необходимо определиться с позицией по наиболее приоритетной, жизнен-но важной для нашей экономики, для становления современных рыночных отношений проблеме. Речь идет о формировании мощных отечественных транстерриториальных и транснациональных промышленных корпораций с крепкой научно-интеллектуальной базой, ориентированных на наиболее важные общероссийские и мировые товарные рынки.
    Эта проблема не должна рассматриваться просто в ряду прочих ан-тикризисных мер. Ее следует признать на ближайшее время первоочеред-ной по значимости для развития хозяйства страны в целом.
    От решения данной проблемы решительным образом зависит резуль-тативность Федеральной государственной политики по поддержке роста отечественнго производства, отечественной отраслевой науки, по восста-новлению ВПК, его реальной конверсии, по стимулированию народнохо-зяйственного использования технологий двойного назначения. От этого за-висит исправление инвестиционного климата в стране, развитие инвести-ционного фондового рынка, повышение эффективности госзаказа и госин-вестиций, улучшение управляемости госкапиталом. Есть определенная связь и с прекращением незаконного вывоза капитала за рубеж, с ростом доходности внешнеэкономических связей, с пресечением контрабандного ввоза и вывоза товаров.
    Более значительным будет и позитивное влияние на эффективность снижения налогового бремени и кредитных ставок для товаропроизводите-лей.
    С созданием промышленных гигантов мирового уровня будет связан также дополнительный успех борьбы с неплатежами, бартером, с "черным налом", борьбы за распространение безналичных расчетов между предпри-ятиями, борьбы с теневой экономикой, с криминализацией бизнеса, за бла-гоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая интересы многих влиятельных российских промышленников по затронутому вопросу, их естественное стремление к консолидации нацио-нального производственного и интеллектуального капитала в условиях раз-государствления и крайней открытости нашей экономики, в условиях рас-тущей агрессивности крупного иностранного капитала, следует признать, что государству пора немедленно приступить к реальному поощрению по-добной объединительной тенденции. Назрела потребность как можно ско-рее оказать правовую, организационную и финансовую поддержку станов-лению отечественных хозяйственных структур, аналогичных ведущим за-рубежным транснациональным корпорациям, известным как ТНК. Круп-ные ТНК, благодаря своим инвестиционным и инновационным возможно-стям, доминируют в экономике индустриальных стран, в международных потоках товаров и капиталов.
    Они теснят и будут довольно легко теснить (при прочих равных ус-ловиях) раздробленных товаропроизводителей в России и за рубежом, за-хватывать наши привлекательные промышленные активы и естественные ресурсы.
    Интеллектуально лидирующие промышленные ТНК постоянно на-ращивают свою мощь и конкурентоспособность за счет поглощения и при-соединения более слабых ТНК при одновременной интенсификации затрат на НИОКР. Они распространяют свое влияние на все новые государства и регионы, расширяют прямые производственные инвестиции в развитые и развивающиеся страны.
    В связи с этим объективно нарастает угроза экономической и поли-тической безопасности страны в условиях, когда у нас практически отсут-ствуют структуры, подобные ТНК. В этом отношении мы явно отстаем не только от США, Японии, Германии, Англии, Франции, Италии, но и от менее промышленно значимых стран, как, например, Швеция, Швейцария, Голландия, Бельгия, Израиль, Канада, Австралия, Южная Корея, Норвегия и даже Индия, Китай, Испания, ЮАР, Тайвань, Бразилия, Мексика, Синга-пур, Филиппины, Колумбия, Чили и др.
    Отсюда во многом сохраняющаяся технологическая отсталость и за-стойность во многих областях промышленности, которые заставляют нас зачастую уповать прежде всего на прямые инвестиции чужеземных ТНК как на решающий фактор экономического возрождения и роста на новой технической основе.
    Надеяться на самостоятельную и быструю концентрацию промыш-ленного капитала в необходимых масштабах и нужных формах пока что не приходится. Без участия государства не обойтись, в том числе в рамках по-литики реформирования наших предприятий, концепция которой, к сожа-лению, обходит стороной проблемы создания суперкорпораций.
    Сейчас желательно разработать специальную Федеральную средне-срочную программу, а также создать временный особый комитет или по-добный правительственный орган (с соответствующими отраслевыми еди-ницами) по содействию крупным отечественным производственным хол-дингом (горизонтальным и вертикальным), вообще по проблемам совре-менного корпоративного строительства на мировом уровне. Такой орган в своей работе руководствовался бы не столько антимонопольными принци-пами и нормами (это дело Антимонопольного комитета), сколько право-выми, организационными, финансовыми, транспортными и инновацион-ными аспектами повышения конкурентоспособности российского массово-го производства. Госорган по промышленным суперхолдингам должен за-ниматься и вопросами взаимоотношения наших корпораций с ведущими ТНК Запада и Востока, многие из которых уже захватили командные высо-ты на ведущих предприятиях России, что не всегда отвечает нашим нацио-нальным интересам. Создание СП с иностранными ТНК должно повсеме-стно сопровождаться ростом их прямых инвестиций на территории России, модернизацией наших производств на новейшей технической и технологи-ческой основе, а не служить, как это зачастую бывает, просто средством выкачивания последних соков из предприятий, подавления возможных конкурентов ТНК в лице российских промышленников.
    Желательна при этом более явная опора государства на научный по-тенциал общероссийских, региональных и отраслевых исследовательских центров, которые должны обосновать возможность и необходимость ин-ституционального корпоративного строительства по аналогии с лучшими мировыми образцами. При этом первостепенное внимание нужно уделить объединению однопрофильных предприятий (горизонтальных холдингов), что в дальнейшем позволит успешнее строить мощные корпорации с уче-том выгодности консолидации технологически связанных предприятий (вертикальных холдингов).
    Надо пересмотреть и атимонопольное законодательство так, чтобы отечественные ТНК могли рассчитывать на больший контроль над обще-российскими рынками тех или иных товаров.
    У нас в стране уже произошло осознание того факта, что во всем ми-ре продолжается процесс укрепления действующих и создания новых сверхмощных ТНК, особенно в результате слияний крупнейших компаний в автомобильной, авиационной, электротехнической, металлургической, химической отраслях промышленности, в фармацевтике и в других науко-емких и сложных производствах. Кое-что в этом отношении, но пока лишь локально, делается и у нас, например, в ВПК, в частности, в авиастроении. Но нужна общепромышленная политика в этой области.
    Центр уже сейчас обладает действенными рычагами реализации та-кой политики. Он способен принудить многие предприятия поступиться свой безграничной, зачастую бесплодной и бесперспективной, самостоя-тельностью в интересах создания в крупных корпоративных структурах полновластных материнских холдинговых компаний. Этого необходимо добиваться, в первую очередь, через механизм реструктуризации консоли-дированного долга предприятий перед федеральным и региональными бюджетами и внебюджетными фондами, через процедуры банкротства, од-новременно заинтересовывая предпринимателей и управленцев государст-венной поддержкой научо-технической базы новых корпораций, передавая госпакеты объединяющихся предприятий головным компаниям, наращивая их уставный капитал из федеральных и региональных источников.
    Долги объединяющихся в крупные корпорации предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами при их реструктуризации следовало бы уменьшить в ближайшее время на величину инвестиций в основной ка-питал за последние 7 лет, а также затрат на НИОКР и на приобретение ли-цензий за тот же период с соответствующим сокращением начисленных пеней и штрафов.
    Предприятия, готовые вступить в суперхолдинги и подчинить им свои интересы, надо с помощью государства освобождать от долгов дру-гим предприятиям, что достаточно легко сделать в случае задолженности последних государству. Задолженность стран СНГ России можно также использовать для подчинения российским холдингам наших бывших по-ставщиков и партнеров в этих странах.
    Необходимо все-таки решить вопрос о предоставлении прежде всего крупным корпорациям, объединяющим предприятия одного профиля, предприятия одной рыночной ориентации, права выступать консолидиро-ванным налогоплательщиком, поскольку принцип экстерриториальности отечественных хозяйственных структур типа ТНК является важным усло-вием их успешного становления и развития, превращения их в основной фактор противостояния регионализации экономики, распаду единого эко-номического пространства и общероссийского рынка, обеспечения импор-тозамещения. Это следует утвердить в федеральном законе о холдингах, который должен делать различие между крупными, средними и мелкими холдингами, между горизонтальными и вертикальными, транснациональ-ными, транстерриториальными и региональными, специализированными и дифференцированными, между холдингами, обладающими значимой соб-ственной научной базой и не имеющими серьезной научной опоры. Необ-ходимо выделять определенные промежуточные и смешанные формы этих различий, а также холдинги - естественные монополии. На суперхолдинга следует распространить определенные налоговые льготы, чтобы сделать их более притягательными для возможным участников. Например, отменить налог с имущества или, по крайней мере, минимизировать его для новых и существенно обновленных мощностей. Это расширит инвестиционный и инновационный ресурс отечественных корпораций, нацеленных на потес-нение зарубежных ТНК у нас и за рубежом. Механизм взимания НДС тоже должен стать более гибким для крупных холдингов, ориентированным на конкретные товарные рынки с учетом рыночной динамики цен на произво-димые товары, обеспечивая минимально необходимые средства развития в увязке с фактической инвестиционной активностью.
    Государство должно поддержать российские суперкорпорации, в первую очередь, способные стать достойными соперниками крупного за-рубежного капитала, в частности , средствами Банка развития, который может какое-то время пополняться за счет специального антикризисного инвестиционного сбора с промышленных, коммерческих и финансовых предприятий, не расходующих в достаточных объемах собственные дохо-ды на развитие материального производства в соответствии с определен-ными нормативами, а также дифференцирование взимаемого аналогичного сбора с населения.
    Возможно, следует начать с поддержки примерно 500 жизнеспособ-ных и важных для экономики предприятий, которые могут стать базисом формирования суперхолдингов и таким образом сыграть в конце концов роль "локомотивов" отечественной промышленности ХХI века, потянуть за собой тысячи предприятий-смежников.
    Думается, что участию госкапитала в обновлении основных средств российских корпораций, в оживлении и восстановлении деятельности вли-вающихся в них исследовательских лабораторий и научных центров долж-но сопутствовать совершенствование системы управления госсобственно-стью. Госпредставители, особенно в материнских компаниях суперхолдин-гов, могут, для пользы дела, обладать более значительными правами и не-сти большую ответственность, особенно в вопросах кадровой политики.
    Россия, обладая огромным накопленным промышленным потенциа-лом, выпадает, по существу, из компании глобальных промышленных иг-роков, никак не представлены в самых широких списках ведущих ТНК ми-ра. Наше государство очень уж усиленно заботится о соблюдении неких атимонопольных ориентиров в ущерб экономическим интересам страны, распыляя при этом массовое производство, лишая его инновационной ба-зы, создавая сонм неконкурентоспособных субъектов рынка ради насажде-ния сомнительной внутренней сверхконкуренции, ведущей, как показывает практика, зачастую к упадку наших производств под грузом мировой кон-куренции.
    Нужен рациональный и национально ориентированный подход к проблеме. Существование слабоконсолидированных ФПГ с рыхлой орга-низационной структурой никак не спасает положения. Размножение по-добных псевдокорпораций только запутывает ситуацию.
    Истинной корпоратизацией высшего уровня может реально заняться Правительство РФ, его специальный орган, программно поддерживая со-временное корпоративное строительство по мировым меркам и обеспечи-вая легализацию уже существующих крупных промышленных холдингов.
    Наряду с этим государство будет способствовать быстрому станов-лению отечественных ТНК как фактора экономического роста, как систе-мообразующих структур реформированного народного хозяйства прежде всего тем, что будет проводить в жизнь экономическую политику, направ-ленную на создание наиболее благоприятных условий хозяйственного подъема, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, на сохранение единого экономического пространства страны, на хозяйствен-ную интеграцию с ближайшим зарубежьем, на широкое включение ее в мирохозяйственные связи. В этом отношении имеются определенные успе-хи в последние годы, особенно во внутренних делах.
    Отметим при этом, что за последним экономическим оживлением стоят более фундаментальные предпосылки, чем просто изменение внеш-неэкономической конъюнктуры для некоторых отраслей промышленности и расширение поля деятельности для импортозамещающих производств в результате многократной девальвации рубля после августа 1998 г. В част-ности, среди сыгравших положительную роль антикризисных мер государ-ства можно назвать следующие:

    - определенное увеличение госзаказа, финансовая подпитка ВПК;
    - содействие реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Федерации и отраслевых федеральных целевых программ, образование Бюджета развития, финансирования строительства отдельных объектов из Федерального бюджета, финансовая поддержка лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;
    - значительное наращивание госинвестиций и расширение налоговых льгот для инвесторов на региональном уровне;
    - сохранение Федеральным центром льгот по налогообложению при-были, направляемой на производственные капиталовложения, наметив-шееся облегчение федерального налогового бремени в целом для товаро-производителей;
    - снижение ставки рефинансирования Центробанка с 60% в ноябре 1998 г. до 28% в середине 2000 г., значительное увеличение денежной мас-сы в условиях всеобщего дефицита оборотных средств;
    - изменение политики государственных заимствований, особенно приостановка высокодоходных операций с государственными ценными бумагами типа ГКО, что способствовало свертыванию спекулятивного фи-нансового рынка, поглощавшего немалые средства, накапливаемые в мате-риальном производстве;
    - начавшаяся борьба с незаконным вывозом товаров и капиталов за рубеж, улучшение работы таможенных служб по защите отечественного рынка от массового наплыва контрабандных товаров иностранного произ-водства;
    - успешные шаги государства по понуждению и стимулированию це-лого ряда производств к выходу из "тени";
    - регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, сдерживание их роста до определенного момента;
    - ограничение государством на всех уровнях масштабного передела собственности и дезинтеграционных процедур банкротства в крупной про-мышленности, недопущение явного развала и растаскивания естественных монополий;
    - приостановка безудержной, безоглядной, зачастую бросовой, по-вальной, без разбора, распыляющей производственные единицы привати-зации госсобственности в промышленности;
    - попытки упорядочить управление госкапиталом в промышленно-сти, стремление к рационализации руководства государственными унитар-ными предприятиями;
    - переход от противопоставления крупного и малого бизнеса к при-знанию целесообразности их взаимодействия и взаимодополнения, сверты-вание практики создания малых предприятий за счет разрушения крупных производств;
    - ограничение радикал-реформаторской деятельности, особенно по превращению земли в мощный спекулятивный фактор, отвлекающий сред-ства из реального производства.

    Сейчас обстоятельства могут измениться. Возможен скорый эконо-мический срыв, новый всплеск кризисных явлений, прежде всего в про-мышленности, усугубление трудностей создания наших собственных ТНК. Эти мрачные ожидания не лишены оснований. Разве может выдержать уже в ближайшее время наша слабая еще промышленность такую, например, серию хорошо срежиссированных ударов как:

    - почти полное свертывание бюджетного финансирования госинве-стиций в материальную сферу на федеральном уровне в 2000 и 2001 г.г., ликвидация Бюджета развития и гослизинга, недостаточная финансовая ба-за Банка развития;
    - лишение региональных властей определенных и надежных налого-вых финансовых источников для госинвестиций, для поддержки и стиму-лирования инвестиционной и инновационной активности предприятий и отраслей;
    - видимое усиление чисто фискальной ориентации налоговой систе-мы, которая уже не должна будет предоставлять никаких возможностей для финансирования и стимулирования инвестиций в материальное произ-водство, для использования некоторых налогов, особенно региональных, в новой или прежней форме в качестве инвестиционных сборов в интересах развития производства;
    - создание весьма реальных предпосылок торможения концентрации капитала и собственности, для ускорения оттока капиталов из материаль-ного производства и бегства их за рубеж в результате досчета в налоговых целях выручки экспортеров, введения единого подоходного налога в 13% и снижения налогового бремени со всех предприятий, особенно за счет ре-гионов, без жесткой увязки этой меры с увеличением корпоративной инве-стиционной и инновационной активности;
    - сильное и массовое снижение ставок ввозных таможенных пошлин, уже лишающее ценовой конкурентоспособности многих отечественных то-варопроизводителей, открывающее наши рынки для быстрого наращива-ния импорта;
    - сохранение все еще слишком высоких ставок банковских кредитов для предприятий материального сектора экономики, для их развития, хотя позитивный опыт госрегулирования в этой сфере имеется у некоторых ре-гионов;
    - естественно происходящее постоянное ослабление протекционист-ской силы сегодняшнего валютного курса рубля в результате все еще больших темпов инфляции в стране;
    - определенное дерегулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, допускающее бесконтрольное и безоглядное взвинчивание цен на газ, электроэнергию, нефтепродукты;
    - торможение решительного пересмотра деструктивного закона о банкротстве, принятия закона о холдингах общенационального значения, сохранение в нынешнем слишком ограничительном виде антимонопольно-го законодательства во вред нарождающимся суперкорпорациям;
    - слабоскрываемый и неаргументированный отказ от широкой госу-дарственной поддержки и от гарантий для созидательного по последствиям участия крупнейших транснациональных корпораций мира в модернизации российской обрабатывающей промышленности, недоступной отечествен-ному капиталу в определенных производствах;
    - отсутствие до сих пор обещанного эффективного института управ-ления госкапиталом и госсектором экономики, ограничение перспектив развития последнего в нашей стране;
    - меры по расчленению, дезорганизации и сужению всякой государ-ственной инвестиционной поддержки естественных монополий, делающие их легкой добычей или жертвой крупного зарубежного капитала в резуль-тате создания массы конкурирующих между собой, но неконкурентоспо-собных из-за дробности хозяйственных структур при искусственном наса-ждении конкурентной среды внутри этих мощнейших компаний, не усту-пающих по масштабам производства и концентрации капитала сильней-шим транснациональным корпорациям мира;
    - возобновление попыток дробления крупных предприятий, создания на их основе массы новых малых предприятий, в первую очередь в ходе новой политики "реформы предприятий";
    - постоянные нападки на крупный российский бизнес, попытки ошельмовать его, преувеличить степень его криминализации, хотя этот бизнес во многом обеспечивает сейчас экономический рост и сам развива-ется несмотря ни на что;
    - полное игнорирование на федеральном уровне углубляющихся проблем рынка труда, который уже не всегда и не везде способен обеспе-чить квалифицированной рабочей силой развивающуюся экономику.

    то касается финансовой политики, то мы против поспешной поли-тики укрепления национальной валюты, что привело бы к установлению валютного курса рубля, не обеспечивающего российскими производите-лям защиту от роста засилия иностранных товаров в стране, сохранение организационных и инвестиционных процессов, направленных на активное импортозамещение на внутреннем рынке. Малый бизнес при этом должен учиться процветать не только за счет временно выгодного участия в рас-ширении ввоза иностранных товаров и капиталов, т.е. за счет удушения национальной промышленности и сельского хозяйства, а в результате ук-репления взаимодействия с российскими компаниями и корпорациями в деле производства и реализации их продукции, модернизации их производ-ственного аппарата. Нельзя возобновлять широкомасштабную практику дробления крупных и средних предприятий в массовом производстве при их реформировании только ради создания множества новых малых пред-приятий, тем более неконкурентоспособных.
    Мы всегда были за создание наиболее благоприятных внешнеторго-вых условий для крупных российских товаропроизводителей и инвесторов, за укрепление разумного протекционизма, не особенно нарушающего пла-ны вступления России в ВТО, которая, в конечном счете, полезна для вы-зревания сверхкрупного российского бизнеса. При этом мы сохраняем тре-бование об отмене таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное со-временное наукоемкое технологическое оборудование и комплектующие, не имеющие аналогов в России, а также сырье производственного назначе-ния, которое не производится в стране или производится в недостаточном количестве.
    Однако последние меры Правительства РФ по ослаблению ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей путем мас-сового снижения ввозных пошлин внушают сильную тревогу за судьбу российской экономики. Введение существенно пониженных таможенных тарифов на готовую продукцию сопровождается только расчетами послед-ствий этого шага, предпринятого в обход протекционистской валютной по-литики, для возможностей пополнения федеральной казны, а также пред-сказаниями ускорения притока иностранных товаров в Россию вплоть до темпа 10-15% в год. При этом эта интервенция иностранных товаров выда-ется чуть ли не за счастье и удачу для нашей державы, хотя, наверняка, от-ношение импорта к ВВП будет быстро увеличиваться.
    Необходимо чтобы попытки оправдать потребность в еще большей открытости и доступности наших рынков для иностранцев сопровождались количественной оценкой влияния новой таможенной политики на условия и перспективы развития массового производства в отраслях отечественной добывающей и обрабатывающей промышленности, на инвестиционный, инновационный и экспортный потенциал предприятий всего промышлен-ного комплекса, на прямые иностранные инвестиции в нашу промышлен-ность, на загрузку производственных мощностей, на неплатежи, финансо-вое состояние предприятий, банкротства, а также на безработицу, доходы работающих, на задолженность по заработной плате.
    Иначе вся затея выглядит как еще один мощный удар по самим ос-новам начавшегося было индустриального оживления, причем в интересах прежде всего крупных зарубежных компаний и корпораций-импортеров товаров, а также ввозящих капиталы в ресурсный сектор. Нельзя согла-шаться на очевидные планы окончательного превращения нас в сырьевой придаток промышленно развитого Запада и Востока, не замечать намере-ний с помощью новой таможенной политики всячески ограничить форми-рование в России мощных хозяйственных структур в обрабатывающей промышленности, способных потеснить внешних конкурентов на внутрен-них и мировых рынках.
    В связи с изучением зависимости развития крупного промышленного бизнеса в массовом производстве, в частности, процесса становления рос-сийских ТНК от налоговой, таможенной, внешнеэкономической, денежной, валютной, бюджетной и межбюджетной, инвестиционной, инновационной, имущественной и институциональной политики государства особый инте-рес представляет наметившаяся было тенденция к импортозамещению на внутренних рынках промышленной продукции. Это происходит во многих случаях за счет возникшего после дефолта 1998 г. фактора ценовой конку-рентоспособности определенных российских товаропроизводителей, а так-же за счет значительных резервов производственных мощностей, что видно из приведенной таблицы.
    Возможности импортозамещения еще далеко не исчерпаны, но ли-шение наших предприятий сложившихся преимуществ в соотношении це-ны и качества некоторых товаров, приемлемого пока что для внутренних потребностей, опять приведет к ускоренному захвату наших рынков ино-странными компаниями. Если есть желание подвести нашу промышлен-ность к большей конкурентоспособности по качеству продукции, то это надо делать не с помощью резкого снижения импортных тарифов, а через содействие созданию крупных хозяйственных структур с большим инве-стиционным и инновационным потенциалом, через долевое финансирова-ние инвестиций и НИОКР в них, через поощрение создания СП с крупней-шими корпорациями мира.
    По приведенным в таблице данным можно судить, где плодотворны-ми будут усилия в этом направлении, причем прежде всего на федеральном уровне. Региональные власти тоже могут участвовать в такой политике и многие участвуют уже. Но крупный бизнес и суперкорпорации общена-ционального значения - это все же дело федерального центра. Попытки, например, даже богатой Москвы поднять АЗЛК до конкурентоспособных высот пока что не удались и вряд ли удастся это сделать в дальнейшем без общенационального подхода к реструктуризации отечественного автомо-билестроения, без масштабных слияний и объединений в этой отрасли. Но обратимя к показателям таблицы.
    В пищевой промышленности имеются очевидные сдвиги к лучшему в деле импортозамещения и можно предположить почему это произошло. Здесь существенно участие зарубежного крупного капитала и заметна мо-дернизация производственного аппарата отрасли. Доля оборудования с возрастом до 5 лет постоянно увеличивается в последнее время и достигла 50% в 1999 г. Отметим, что эта доля составляла лишь 28% в 1990 г. Старо-го оборудования вообще осталось мало. Средства труда в основном не старше пятнадцати лет, тогда как в начале девяностых годов удельный вес оборудования с возрастом свыше 15 лет составлял 37%. В чем-то помог ценовой фактор.
    А вот в производстве телевизоров и холодильников дела обстоят ху-же. Здесь нет уже особых преимуществ в цене и из-за раздробленности производства оно не может эффективно противостоять легальному импор-ту и контрабанде, которая здесь в основном составляет неучтеную продук-цию, судя по ценам продаж.
    Лучше дела по стиральным машинам, но здесь большая фора в цене для нас. Большой запас производственных мощностей. Но все это было бы надежней в рамках сверхкрупных корпораций.
    В легкой промышленности чувствуется отсутствие сильных конку-рентов импорту в России, особенно по качественным показателям. Недос-таточная концентрация производства и все еще устаревшие основные фон-ды не позволяют серьезно вытеснять импорт и контрабанду. Так, в коже-венной, меховой и обувной промышленности доля молодых (до 5 лет) ма-шин и оборудования составила 21% в 1999 г. против 50% в 1990 г., хотя замена средств труда все же ускоряется сейчас в этой отрасли. Но мощно-сти используются едва на одну пятую при возможности полной их загрузки в случае вытеснения импорта и контрабанды.
    В трикотажной промышленности тоже нет серьезной корпоративной организации, способной существенно поднять качество изделий на новой технологической основе. Поэтому, несмотря на ценовое преимущество, до-ля импорта в потреблении трикотажа очень велика, что особенно обидно при своих огромных резервах мощностей.
    Не помешало бы продолжение концентрации производства в целлю-лозно-бумажной промышленности, хотя присутствие здесь крупного зару-бежного капитала вероятно посодействовало определенному омолажива-нию производственных мощностей отрасли. Более 30% оборудования мо-ложе 5 лет, что больше, чем в лучшие времена. Десять лет назад этот пока-затель составлял 27%. Резерв мощностей в отрасли не очень большой, что также надо учитывать при оценке импортозамещающего потенциала.
    Химическая и нефтехимическая промышленность оказалась доста-точно конкурентоспособной в новых ценовых условиях. Доля импорта да-же по стоимости снизилась с почти 20% в 1997 г. до 6% в 2000 г. Масшта-бы производства и степень концентрации капитала здесь достаточно боль-шие. Отсюда и наличие существенных инвестиционных и инновационных ресурсов. Высокая степень загрузки мощностей в некоторых производствах может помешать импортозамещению. Так, в производстве шин для легко-вых автомобилей резерва мощностей вообще нет, а импорт владеет еще 20% нашего рынка шин.
    В автомобильной промышленности хотя импорт и потеснен несколь-ко, но по современным меркам консолидация капитала здесь все же недос-таточна. Слабо пока что проникает сюда и капитал транснациональных корпораций, остается сильно устаревшей техническая база. В 1999 г. лишь одна пятая часть машин и оборудования была моложе пяти лет, а техника старше 15 лет составила почти четверть парка оборудования. В 1990 г. эти показатели равнялись соответственно 35 и 12%. Скоро станет и вопрос о наращивании производственных мощностей.
    Распыленность тракторной промышленности препятствует борьбе отрасли с импортом на базе новой техники. Если в 1990 г. в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении доля новейшего оборудования равнялась 44%, то сейчас она составляет 22%. Резервы мощностей в трак-торостроении огромны и могут быть успешнее задействованы и модерни-зированы при современной корпоративной организации производства, при содействии государства в обеспечении сельскохозяйственного производст-ва техникой.
    В целом в машиностроении с его сильно устаревшей материальной базой, можно сказать, особенно остро стоит проблема создания конкурен-тоспособных суперкорпораций с государственной помощью и участием госкапитала, с привлечением крупного зарубежного капитала.
    В черной металлургии тоже явно нужны более мощные хозяйствен-ные структуры для успешного соревнования с иностранными корпорация-ми на внутреннем и вешних рынках. Возрастные характеристики оборудо-вания здесь не очень приемлемы и использование его не всегда высокое.
    Продукция строительных материалов внутреннего производства от-воевала часть отечественного рынка. По стоимости доля импорта упала с 9,9 до 4,9% при ценовых преимуществах нашей продукции. Но загрузка мощностей еще недостаточно высока. Например, доля отечественного ли-нолеума в натуре приблизилась на рынке к 90%, но коэффициент исполь-зования мощностей составил все еще 42,5%, что может мешать модерниза-ции производства.
    Оборудование в промышленности строительных материалов не очень молодое, еще гораздо старше, чем в 1990 г., когда мощности с возрастом до 5 лет составляли 36%, а сейчас они достигают лишь 19%. Все это также подсказывает необходимость строительства мощных корпоративных струк-тур в отрасли, способных надежно конкурировать с крупнейшими зару-бежными компаниями в этой сфере производства.
    Добавим к сказанному, что следует прекратить атаки на крупный российский бизнес, причем мы не имеем в виду персоналии, а именно биз-нес, и на естественные монополии по явно внеэкономическим соображени-ям. Среди индустриальных стран мира только в России государство не яв-ляется полноценным союзником, партнером и участником национальных суперкорпораций. Отсюда отсутствие наших компаний в каких-либо спи-сках мощнейших корпораций планеты, отсюда, во многом, и наша техно-логическая и инновационная отсталость.
    Хорошо бы, действительно, юридически обеспечить определенные права экстерриториальности крупнейшим, типа ТНК, предприятиям и кор-порациям-холдингам, ориентирующимся на конкретные общенациональ-ные товарные рынки, имеющим большой внешнеторговый потенциал. На-до на законодательной основе предотвратить их противостояние с регио-нальными властями так, чтобы были соблюдены интересы обеих сторон во благо экономики всей страны.
    Очень важно сейчас бороться против расчленения и дробления есте-ственных монополий в угоду специалистам МВФ по политической и эко-номической дезинтеграции России. Такая практика лишает Центр мощ-нейших рычагов хозяйственного управления и регулирования, сохранения единого экономического пространства, возможностей развития этих систе-мообразующих структур на новейшей трудо-, энерго-, материало- и капи-талосберегающей технической основе, позволяющей сдерживать рост та-рифов и цен на товары и услуги естественных монополий. Разрушение все-российских естественных монополий - это разрушение государства, точно также как в Древнем Египте уничтожение единой ирригационной системы сразу покончило бы с этим государством.
    Всем нам, глядя в будущее, неплохо бы иметь в виду, что сверхлибе-рализация производственных отношений стала вполне приемлемой для общества в тех индустриально развитых капиталистических странах, где доминируют сверхкрупные транснациональные корпорации, тянущие за собой все остальное производство, обеспечивая хозяйственный рост и внешнеэкономическую экспансию, существенное пополнение за счет всего этого государственной казны. Они, в определенном смысле, являются го-сударствами в государстве, носителями самых передовых технических, ор-ганизационных и маркетинговых знаний в производственной сфере, наибо-лее ценных ноу-хау, обладают мощной исследовательской базой для фун-даментальных и прикладных разработок, огромным инвестиционным и ин-новационным потенциалом, а также профессиональным, великолепно ин-формационно оснащенным, глобально мыслящим менеджментом. Госу-дарство служит лишь последним гарантом предотвращения финансового краха ТНК, которые обязательно спасают в трудные для них времена как столпов национальной экономики, если они, конечно, не переходят, полно-стью или частично, в руки их удачливых конкурентов, не сливаются с ними ради создания еще более жизнеспособных структур, действующих на внут-ренних и мировых рынках.
    Мы же находимся в самом начале тернистого пути к достойной и по-ка еще доступной для нас цели создания аналогичных отечественных су-перкорпораций. Быстрое достижение ее без весомого организационного и финансового участия государства в предстоящие несколько лет, без единой политики экономического роста просто немыслимо.

Руководитель Экономического управления
РСПП, д.э.н., профессор А.Н.Цыгичко
  Доля импорта в объеме продаж(в натуре, в %) Соотношение цен на импортную и отечест-венную продукцию Использование производственных мощностей в %
  1997г. 1999г. 2000г. 2001г. 1997г. 1999г. 2000г. 2001г. 1997г. 1999г. 2000г. 2001г.
      нач. кон. нач.     нач. кон. нач.     нач. кон. нач.
Мясо и мясопродукты33,427,526,4  0,820,790,83       
Масло животное40,416,914,5  0,550,891,05       
Молокопродукты13,510,96,6  0,690,961,05       
Яйцепродукты0,83,63,6  0,911,351,46  828484  
Сахар19,76,53,6  0,941,051,25  455360  
Масло растительное52,457,235,3  1,050,911,25       
Рыбная прод., вкл.консврвы15,713,312,5  0,781,241,33       
Зерно (вал.производство)4,210,28,2  1,731,761,81       
Мука3,41,11,2  0,921,751,59       
Крупа31,643,227,8  0,861,201,13       
Масличные культуры2,07,26,0  5,332,782,75       
Водка и лик.вод.0,6(59,1)1,3(39)1,4(39,7)  1,54(0,63)3,22(0,94)3,02(0,93)       
Телевизоры53,3(29,8)22,9(64,6)23,1(45,8)25,2(25,3)23,6(18,6)2,58(2,50)1,29(1,16)1,27(1,12)1,56(1,5)1,38(1,33)9    
Холодильники и мороз.31,734,634,131,428,21,310,910,871,21,027    
Машины стиральные28,6(23,2)4,1(27,9)7,9(26,3)9,1(24,2)9,4(26,8)2,33(2,30)4,59(3,89)4,64(3,33)9,0(8,5)7,7(7,3)14    
            3648,2  
Ткани х/б8,65,15,43,03,30,524,315,953,12,9 21,423,2  
Ткани льняные и пенько-дж.2,39,19,22,15,50,450,630,510,70,6 17,519,4  
Ткани шерстян.14,915,21420,117,60,921,741,641,61,4     
Шерсть натур.15,934,839,149,850,40,51(1,0)1,021,031,131,27     
Льноволокно14,329,236,127,712,51,031,101,091,31,2     
Изделия трикотаж.86,5(5,4)80,1(6,7)77,0(6,6)74,4(6,6)79,1(5,9)1,35(1,0)2,73(1,05)5,75(0,49)2,3(0,9)2,1(0,7)27,526,735,14346
Обувь72,1(14,6)67,8(17,5)66,5(17,5)65,5(17,0)66,7(16,7)1,40(1,0)1,58(0,80)1,35(0,80)1,36(0,80)1,36(0,80)3718,118,823,624,8
                
Древесноструж. плиты   10,39,0   2,21,8   47,047,3
Древесноволокн. плиты   7,47,2   2,31,9   59,059,6
                
Бумага12,49,69,110,810,71,892,902,461,71,745,470,172,173,078,3
Картон4,35,24,63,63,50,962,181,851,31,233,156,959,164,068,0
                
Полиэтилен8,27,35,410,811,00,981,801,190,790,8253,374,981,185,886,8
Полипропилен10,15,84,35,65,61,091,471,290,820,8451,366,273,376,478,3
Полистирол и сополим.51,951,149,348,4441,651,201,130,930,8122,335,43840,242,1
Смола поливинилхлор.6,42,01,83,73,71,342,802,621,651,2950,870,974,481,281,2
Каучуки синт.3,12,72,53,82,80,901,941,811,261,131,335,837,440,641,3
Сода кальцинир.1,22,4-  1,150,94-  41    
Сода каустич.2,3--  1,08--  ---  
Шины для грузов.11,04,64,34,03,21,273,032,442,292,1650,150,651,159,261,8
Шины для лег.авт.2820,320,024,223,60,811,431,151,081,180,598,998,694,396,3
                
Автомобили грузовые14,88,88,611,311,32,044,854,494,04,022,427,52940,741,3
Автомобили легковые16,65,45,26,87,10,842,412,732,462,5227,976,777,240,241,3
Автобусы17,85,34,28,59,23,226,356,202,92,848,9636475,777,1
Электродвигатели пер.30,825,322,125,3221,802,072,142,12,214,91820,717,520,7
Станки металлорежущие56,634,935,166,7530,606,492,460,660,651521,73343,243,3
Машины кузн. - прессов.63,877,572,877,572,81,983,622,503,62,51524242424
Тракторы43,459,750,247,148,90,601,101,240,760,676,812,520,520,224,0
Бульдозеры14,05,84,85,84,82,785,835,785,85,8203438,534,038,5
Вагоны грузовые маг.12,4--  1,0--  111313  
                
Прокат черных металлов3,62,81,73,63,51,291,341,731,321,2757677579,680,6
Сталь лист. нерж.51,242,432,535,7360,450,700,410,110,1567,599,410,9
Сталь лист. хол.2,61,51,51,51,51,351,171,00,980,8247,378,278,290,690,6
Лист и жесть с покрытием7,711,910,712,512,51,070,880,880,870,65 60,560,563,363,3
Трубы стальные23,020,218,618,616,71,331,961,271,531,93343537,65253,8
                
Асбест2,33,42,7  0,611,591,29  61,460,864,4  
Цемент2,20,10,2  1,114,384,48  37,138,742,5  
Стекло оконное9,64,44,2  0,820,910,83  414245,7  
Линолеум48,613,511,9  0,792,712,19  32,139,742,5  
Радиаторы и конв. отоп.26,86,55,3  1,144,003,37  1622,426,3  
Издел. санит. керамич.24,311,811,7  2,192,101,91  43,260,165,4  
Материалы стеновые     1,357,425,19  404547,3  
Листы асбоцем. (шифер)1,9--  0,73--  27--  
                
Лекарства ср-ва (стоим.) -        55    

Примечание: в скобках - данные для неучтенной продукции.

А.Н. Цыгичко,
д.э.н., профессор
РСППР


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки