В связи с поиском путей рационализации промышленной политики необходимо определиться с позицией по наиболее приоритетной, жизнен-но важной для нашей экономики, для становления современных рыночных отношений проблеме. Речь идет о формировании мощных отечественных транстерриториальных и транснациональных промышленных корпораций с крепкой научно-интеллектуальной базой, ориентированных на наиболее важные общероссийские и мировые товарные рынки.
Эта проблема не должна рассматриваться просто в ряду прочих ан-тикризисных мер. Ее следует признать на ближайшее время первоочеред-ной по значимости для развития хозяйства страны в целом.
От решения данной проблемы решительным образом зависит резуль-тативность Федеральной государственной политики по поддержке роста отечественнго производства, отечественной отраслевой науки, по восста-новлению ВПК, его реальной конверсии, по стимулированию народнохо-зяйственного использования технологий двойного назначения. От этого за-висит исправление инвестиционного климата в стране, развитие инвести-ционного фондового рынка, повышение эффективности госзаказа и госин-вестиций, улучшение управляемости госкапиталом. Есть определенная связь и с прекращением незаконного вывоза капитала за рубеж, с ростом доходности внешнеэкономических связей, с пресечением контрабандного ввоза и вывоза товаров.
Более значительным будет и позитивное влияние на эффективность снижения налогового бремени и кредитных ставок для товаропроизводите-лей.
С созданием промышленных гигантов мирового уровня будет связан также дополнительный успех борьбы с неплатежами, бартером, с "черным налом", борьбы за распространение безналичных расчетов между предпри-ятиями, борьбы с теневой экономикой, с криминализацией бизнеса, за бла-гоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая интересы многих влиятельных российских промышленников по затронутому вопросу, их естественное стремление к консолидации нацио-нального производственного и интеллектуального капитала в условиях раз-государствления и крайней открытости нашей экономики, в условиях рас-тущей агрессивности крупного иностранного капитала, следует признать, что государству пора немедленно приступить к реальному поощрению по-добной объединительной тенденции. Назрела потребность как можно ско-рее оказать правовую, организационную и финансовую поддержку станов-лению отечественных хозяйственных структур, аналогичных ведущим за-рубежным транснациональным корпорациям, известным как ТНК. Круп-ные ТНК, благодаря своим инвестиционным и инновационным возможно-стям, доминируют в экономике индустриальных стран, в международных потоках товаров и капиталов.
Они теснят и будут довольно легко теснить (при прочих равных ус-ловиях) раздробленных товаропроизводителей в России и за рубежом, за-хватывать наши привлекательные промышленные активы и естественные ресурсы.
Интеллектуально лидирующие промышленные ТНК постоянно на-ращивают свою мощь и конкурентоспособность за счет поглощения и при-соединения более слабых ТНК при одновременной интенсификации затрат на НИОКР. Они распространяют свое влияние на все новые государства и регионы, расширяют прямые производственные инвестиции в развитые и развивающиеся страны.
В связи с этим объективно нарастает угроза экономической и поли-тической безопасности страны в условиях, когда у нас практически отсут-ствуют структуры, подобные ТНК. В этом отношении мы явно отстаем не только от США, Японии, Германии, Англии, Франции, Италии, но и от менее промышленно значимых стран, как, например, Швеция, Швейцария, Голландия, Бельгия, Израиль, Канада, Австралия, Южная Корея, Норвегия и даже Индия, Китай, Испания, ЮАР, Тайвань, Бразилия, Мексика, Синга-пур, Филиппины, Колумбия, Чили и др.
Отсюда во многом сохраняющаяся технологическая отсталость и за-стойность во многих областях промышленности, которые заставляют нас зачастую уповать прежде всего на прямые инвестиции чужеземных ТНК как на решающий фактор экономического возрождения и роста на новой технической основе.
Надеяться на самостоятельную и быструю концентрацию промыш-ленного капитала в необходимых масштабах и нужных формах пока что не приходится. Без участия государства не обойтись, в том числе в рамках по-литики реформирования наших предприятий, концепция которой, к сожа-лению, обходит стороной проблемы создания суперкорпораций.
Сейчас желательно разработать специальную Федеральную средне-срочную программу, а также создать временный особый комитет или по-добный правительственный орган (с соответствующими отраслевыми еди-ницами) по содействию крупным отечественным производственным хол-дингом (горизонтальным и вертикальным), вообще по проблемам совре-менного корпоративного строительства на мировом уровне. Такой орган в своей работе руководствовался бы не столько антимонопольными принци-пами и нормами (это дело Антимонопольного комитета), сколько право-выми, организационными, финансовыми, транспортными и инновацион-ными аспектами повышения конкурентоспособности российского массово-го производства. Госорган по промышленным суперхолдингам должен за-ниматься и вопросами взаимоотношения наших корпораций с ведущими ТНК Запада и Востока, многие из которых уже захватили командные высо-ты на ведущих предприятиях России, что не всегда отвечает нашим нацио-нальным интересам. Создание СП с иностранными ТНК должно повсеме-стно сопровождаться ростом их прямых инвестиций на территории России, модернизацией наших производств на новейшей технической и технологи-ческой основе, а не служить, как это зачастую бывает, просто средством выкачивания последних соков из предприятий, подавления возможных конкурентов ТНК в лице российских промышленников.
Желательна при этом более явная опора государства на научный по-тенциал общероссийских, региональных и отраслевых исследовательских центров, которые должны обосновать возможность и необходимость ин-ституционального корпоративного строительства по аналогии с лучшими мировыми образцами. При этом первостепенное внимание нужно уделить объединению однопрофильных предприятий (горизонтальных холдингов), что в дальнейшем позволит успешнее строить мощные корпорации с уче-том выгодности консолидации технологически связанных предприятий (вертикальных холдингов).
Надо пересмотреть и атимонопольное законодательство так, чтобы отечественные ТНК могли рассчитывать на больший контроль над обще-российскими рынками тех или иных товаров.
У нас в стране уже произошло осознание того факта, что во всем ми-ре продолжается процесс укрепления действующих и создания новых сверхмощных ТНК, особенно в результате слияний крупнейших компаний в автомобильной, авиационной, электротехнической, металлургической, химической отраслях промышленности, в фармацевтике и в других науко-емких и сложных производствах. Кое-что в этом отношении, но пока лишь локально, делается и у нас, например, в ВПК, в частности, в авиастроении. Но нужна общепромышленная политика в этой области.
Центр уже сейчас обладает действенными рычагами реализации та-кой политики. Он способен принудить многие предприятия поступиться свой безграничной, зачастую бесплодной и бесперспективной, самостоя-тельностью в интересах создания в крупных корпоративных структурах полновластных материнских холдинговых компаний. Этого необходимо добиваться, в первую очередь, через механизм реструктуризации консоли-дированного долга предприятий перед федеральным и региональными бюджетами и внебюджетными фондами, через процедуры банкротства, од-новременно заинтересовывая предпринимателей и управленцев государст-венной поддержкой научо-технической базы новых корпораций, передавая госпакеты объединяющихся предприятий головным компаниям, наращивая их уставный капитал из федеральных и региональных источников.
Долги объединяющихся в крупные корпорации предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами при их реструктуризации следовало бы уменьшить в ближайшее время на величину инвестиций в основной ка-питал за последние 7 лет, а также затрат на НИОКР и на приобретение ли-цензий за тот же период с соответствующим сокращением начисленных пеней и штрафов.
Предприятия, готовые вступить в суперхолдинги и подчинить им свои интересы, надо с помощью государства освобождать от долгов дру-гим предприятиям, что достаточно легко сделать в случае задолженности последних государству. Задолженность стран СНГ России можно также использовать для подчинения российским холдингам наших бывших по-ставщиков и партнеров в этих странах.
Необходимо все-таки решить вопрос о предоставлении прежде всего крупным корпорациям, объединяющим предприятия одного профиля, предприятия одной рыночной ориентации, права выступать консолидиро-ванным налогоплательщиком, поскольку принцип экстерриториальности отечественных хозяйственных структур типа ТНК является важным усло-вием их успешного становления и развития, превращения их в основной фактор противостояния регионализации экономики, распаду единого эко-номического пространства и общероссийского рынка, обеспечения импор-тозамещения. Это следует утвердить в федеральном законе о холдингах, который должен делать различие между крупными, средними и мелкими холдингами, между горизонтальными и вертикальными, транснациональ-ными, транстерриториальными и региональными, специализированными и дифференцированными, между холдингами, обладающими значимой соб-ственной научной базой и не имеющими серьезной научной опоры. Необ-ходимо выделять определенные промежуточные и смешанные формы этих различий, а также холдинги - естественные монополии. На суперхолдинга следует распространить определенные налоговые льготы, чтобы сделать их более притягательными для возможным участников. Например, отменить налог с имущества или, по крайней мере, минимизировать его для новых и существенно обновленных мощностей. Это расширит инвестиционный и инновационный ресурс отечественных корпораций, нацеленных на потес-нение зарубежных ТНК у нас и за рубежом. Механизм взимания НДС тоже должен стать более гибким для крупных холдингов, ориентированным на конкретные товарные рынки с учетом рыночной динамики цен на произво-димые товары, обеспечивая минимально необходимые средства развития в увязке с фактической инвестиционной активностью.
Государство должно поддержать российские суперкорпорации, в первую очередь, способные стать достойными соперниками крупного за-рубежного капитала, в частности , средствами Банка развития, который может какое-то время пополняться за счет специального антикризисного инвестиционного сбора с промышленных, коммерческих и финансовых предприятий, не расходующих в достаточных объемах собственные дохо-ды на развитие материального производства в соответствии с определен-ными нормативами, а также дифференцирование взимаемого аналогичного сбора с населения.
Возможно, следует начать с поддержки примерно 500 жизнеспособ-ных и важных для экономики предприятий, которые могут стать базисом формирования суперхолдингов и таким образом сыграть в конце концов роль "локомотивов" отечественной промышленности ХХI века, потянуть за собой тысячи предприятий-смежников.
Думается, что участию госкапитала в обновлении основных средств российских корпораций, в оживлении и восстановлении деятельности вли-вающихся в них исследовательских лабораторий и научных центров долж-но сопутствовать совершенствование системы управления госсобственно-стью. Госпредставители, особенно в материнских компаниях суперхолдин-гов, могут, для пользы дела, обладать более значительными правами и не-сти большую ответственность, особенно в вопросах кадровой политики.
Россия, обладая огромным накопленным промышленным потенциа-лом, выпадает, по существу, из компании глобальных промышленных иг-роков, никак не представлены в самых широких списках ведущих ТНК ми-ра. Наше государство очень уж усиленно заботится о соблюдении неких атимонопольных ориентиров в ущерб экономическим интересам страны, распыляя при этом массовое производство, лишая его инновационной ба-зы, создавая сонм неконкурентоспособных субъектов рынка ради насажде-ния сомнительной внутренней сверхконкуренции, ведущей, как показывает практика, зачастую к упадку наших производств под грузом мировой кон-куренции.
Нужен рациональный и национально ориентированный подход к проблеме. Существование слабоконсолидированных ФПГ с рыхлой орга-низационной структурой никак не спасает положения. Размножение по-добных псевдокорпораций только запутывает ситуацию.
Истинной корпоратизацией высшего уровня может реально заняться Правительство РФ, его специальный орган, программно поддерживая со-временное корпоративное строительство по мировым меркам и обеспечи-вая легализацию уже существующих крупных промышленных холдингов.
Наряду с этим государство будет способствовать быстрому станов-лению отечественных ТНК как фактора экономического роста, как систе-мообразующих структур реформированного народного хозяйства прежде всего тем, что будет проводить в жизнь экономическую политику, направ-ленную на создание наиболее благоприятных условий хозяйственного подъема, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, на сохранение единого экономического пространства страны, на хозяйствен-ную интеграцию с ближайшим зарубежьем, на широкое включение ее в мирохозяйственные связи. В этом отношении имеются определенные успе-хи в последние годы, особенно во внутренних делах.
Отметим при этом, что за последним экономическим оживлением стоят более фундаментальные предпосылки, чем просто изменение внеш-неэкономической конъюнктуры для некоторых отраслей промышленности и расширение поля деятельности для импортозамещающих производств в результате многократной девальвации рубля после августа 1998 г. В част-ности, среди сыгравших положительную роль антикризисных мер государ-ства можно назвать следующие:
- определенное увеличение госзаказа, финансовая подпитка ВПК;
- содействие реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Федерации и отраслевых федеральных целевых программ, образование Бюджета развития, финансирования строительства отдельных объектов из Федерального бюджета, финансовая поддержка лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;
- значительное наращивание госинвестиций и расширение налоговых льгот для инвесторов на региональном уровне;
- сохранение Федеральным центром льгот по налогообложению при-были, направляемой на производственные капиталовложения, наметив-шееся облегчение федерального налогового бремени в целом для товаро-производителей;
- снижение ставки рефинансирования Центробанка с 60% в ноябре 1998 г. до 28% в середине 2000 г., значительное увеличение денежной мас-сы в условиях всеобщего дефицита оборотных средств;
- изменение политики государственных заимствований, особенно приостановка высокодоходных операций с государственными ценными бумагами типа ГКО, что способствовало свертыванию спекулятивного фи-нансового рынка, поглощавшего немалые средства, накапливаемые в мате-риальном производстве;
- начавшаяся борьба с незаконным вывозом товаров и капиталов за рубеж, улучшение работы таможенных служб по защите отечественного рынка от массового наплыва контрабандных товаров иностранного произ-водства;
- успешные шаги государства по понуждению и стимулированию це-лого ряда производств к выходу из "тени";
- регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, сдерживание их роста до определенного момента;
- ограничение государством на всех уровнях масштабного передела собственности и дезинтеграционных процедур банкротства в крупной про-мышленности, недопущение явного развала и растаскивания естественных монополий;
- приостановка безудержной, безоглядной, зачастую бросовой, по-вальной, без разбора, распыляющей производственные единицы привати-зации госсобственности в промышленности;
- попытки упорядочить управление госкапиталом в промышленно-сти, стремление к рационализации руководства государственными унитар-ными предприятиями;
- переход от противопоставления крупного и малого бизнеса к при-знанию целесообразности их взаимодействия и взаимодополнения, сверты-вание практики создания малых предприятий за счет разрушения крупных производств;
- ограничение радикал-реформаторской деятельности, особенно по превращению земли в мощный спекулятивный фактор, отвлекающий сред-ства из реального производства.
Сейчас обстоятельства могут измениться. Возможен скорый эконо-мический срыв, новый всплеск кризисных явлений, прежде всего в про-мышленности, усугубление трудностей создания наших собственных ТНК. Эти мрачные ожидания не лишены оснований. Разве может выдержать уже в ближайшее время наша слабая еще промышленность такую, например, серию хорошо срежиссированных ударов как:
- почти полное свертывание бюджетного финансирования госинве-стиций в материальную сферу на федеральном уровне в 2000 и 2001 г.г., ликвидация Бюджета развития и гослизинга, недостаточная финансовая ба-за Банка развития;
- лишение региональных властей определенных и надежных налого-вых финансовых источников для госинвестиций, для поддержки и стиму-лирования инвестиционной и инновационной активности предприятий и отраслей;
- видимое усиление чисто фискальной ориентации налоговой систе-мы, которая уже не должна будет предоставлять никаких возможностей для финансирования и стимулирования инвестиций в материальное произ-водство, для использования некоторых налогов, особенно региональных, в новой или прежней форме в качестве инвестиционных сборов в интересах развития производства;
- создание весьма реальных предпосылок торможения концентрации капитала и собственности, для ускорения оттока капиталов из материаль-ного производства и бегства их за рубеж в результате досчета в налоговых целях выручки экспортеров, введения единого подоходного налога в 13% и снижения налогового бремени со всех предприятий, особенно за счет ре-гионов, без жесткой увязки этой меры с увеличением корпоративной инве-стиционной и инновационной активности;
- сильное и массовое снижение ставок ввозных таможенных пошлин, уже лишающее ценовой конкурентоспособности многих отечественных то-варопроизводителей, открывающее наши рынки для быстрого наращива-ния импорта;
- сохранение все еще слишком высоких ставок банковских кредитов для предприятий материального сектора экономики, для их развития, хотя позитивный опыт госрегулирования в этой сфере имеется у некоторых ре-гионов;
- естественно происходящее постоянное ослабление протекционист-ской силы сегодняшнего валютного курса рубля в результате все еще больших темпов инфляции в стране;
- определенное дерегулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, допускающее бесконтрольное и безоглядное взвинчивание цен на газ, электроэнергию, нефтепродукты;
- торможение решительного пересмотра деструктивного закона о банкротстве, принятия закона о холдингах общенационального значения, сохранение в нынешнем слишком ограничительном виде антимонопольно-го законодательства во вред нарождающимся суперкорпорациям;
- слабоскрываемый и неаргументированный отказ от широкой госу-дарственной поддержки и от гарантий для созидательного по последствиям участия крупнейших транснациональных корпораций мира в модернизации российской обрабатывающей промышленности, недоступной отечествен-ному капиталу в определенных производствах;
- отсутствие до сих пор обещанного эффективного института управ-ления госкапиталом и госсектором экономики, ограничение перспектив развития последнего в нашей стране;
- меры по расчленению, дезорганизации и сужению всякой государ-ственной инвестиционной поддержки естественных монополий, делающие их легкой добычей или жертвой крупного зарубежного капитала в резуль-тате создания массы конкурирующих между собой, но неконкурентоспо-собных из-за дробности хозяйственных структур при искусственном наса-ждении конкурентной среды внутри этих мощнейших компаний, не усту-пающих по масштабам производства и концентрации капитала сильней-шим транснациональным корпорациям мира;
- возобновление попыток дробления крупных предприятий, создания на их основе массы новых малых предприятий, в первую очередь в ходе новой политики "реформы предприятий";
- постоянные нападки на крупный российский бизнес, попытки ошельмовать его, преувеличить степень его криминализации, хотя этот бизнес во многом обеспечивает сейчас экономический рост и сам развива-ется несмотря ни на что;
- полное игнорирование на федеральном уровне углубляющихся проблем рынка труда, который уже не всегда и не везде способен обеспе-чить квалифицированной рабочей силой развивающуюся экономику.
то касается финансовой политики, то мы против поспешной поли-тики укрепления национальной валюты, что привело бы к установлению валютного курса рубля, не обеспечивающего российскими производите-лям защиту от роста засилия иностранных товаров в стране, сохранение организационных и инвестиционных процессов, направленных на активное импортозамещение на внутреннем рынке. Малый бизнес при этом должен учиться процветать не только за счет временно выгодного участия в рас-ширении ввоза иностранных товаров и капиталов, т.е. за счет удушения национальной промышленности и сельского хозяйства, а в результате ук-репления взаимодействия с российскими компаниями и корпорациями в деле производства и реализации их продукции, модернизации их производ-ственного аппарата. Нельзя возобновлять широкомасштабную практику дробления крупных и средних предприятий в массовом производстве при их реформировании только ради создания множества новых малых пред-приятий, тем более неконкурентоспособных.
Мы всегда были за создание наиболее благоприятных внешнеторго-вых условий для крупных российских товаропроизводителей и инвесторов, за укрепление разумного протекционизма, не особенно нарушающего пла-ны вступления России в ВТО, которая, в конечном счете, полезна для вы-зревания сверхкрупного российского бизнеса. При этом мы сохраняем тре-бование об отмене таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное со-временное наукоемкое технологическое оборудование и комплектующие, не имеющие аналогов в России, а также сырье производственного назначе-ния, которое не производится в стране или производится в недостаточном количестве.
Однако последние меры Правительства РФ по ослаблению ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей путем мас-сового снижения ввозных пошлин внушают сильную тревогу за судьбу российской экономики. Введение существенно пониженных таможенных тарифов на готовую продукцию сопровождается только расчетами послед-ствий этого шага, предпринятого в обход протекционистской валютной по-литики, для возможностей пополнения федеральной казны, а также пред-сказаниями ускорения притока иностранных товаров в Россию вплоть до темпа 10-15% в год. При этом эта интервенция иностранных товаров выда-ется чуть ли не за счастье и удачу для нашей державы, хотя, наверняка, от-ношение импорта к ВВП будет быстро увеличиваться.
Необходимо чтобы попытки оправдать потребность в еще большей открытости и доступности наших рынков для иностранцев сопровождались количественной оценкой влияния новой таможенной политики на условия и перспективы развития массового производства в отраслях отечественной добывающей и обрабатывающей промышленности, на инвестиционный, инновационный и экспортный потенциал предприятий всего промышлен-ного комплекса, на прямые иностранные инвестиции в нашу промышлен-ность, на загрузку производственных мощностей, на неплатежи, финансо-вое состояние предприятий, банкротства, а также на безработицу, доходы работающих, на задолженность по заработной плате.
Иначе вся затея выглядит как еще один мощный удар по самим ос-новам начавшегося было индустриального оживления, причем в интересах прежде всего крупных зарубежных компаний и корпораций-импортеров товаров, а также ввозящих капиталы в ресурсный сектор. Нельзя согла-шаться на очевидные планы окончательного превращения нас в сырьевой придаток промышленно развитого Запада и Востока, не замечать намере-ний с помощью новой таможенной политики всячески ограничить форми-рование в России мощных хозяйственных структур в обрабатывающей промышленности, способных потеснить внешних конкурентов на внутрен-них и мировых рынках.
В связи с изучением зависимости развития крупного промышленного бизнеса в массовом производстве, в частности, процесса становления рос-сийских ТНК от налоговой, таможенной, внешнеэкономической, денежной, валютной, бюджетной и межбюджетной, инвестиционной, инновационной, имущественной и институциональной политики государства особый инте-рес представляет наметившаяся было тенденция к импортозамещению на внутренних рынках промышленной продукции. Это происходит во многих случаях за счет возникшего после дефолта 1998 г. фактора ценовой конку-рентоспособности определенных российских товаропроизводителей, а так-же за счет значительных резервов производственных мощностей, что видно из приведенной таблицы.
Возможности импортозамещения еще далеко не исчерпаны, но ли-шение наших предприятий сложившихся преимуществ в соотношении це-ны и качества некоторых товаров, приемлемого пока что для внутренних потребностей, опять приведет к ускоренному захвату наших рынков ино-странными компаниями. Если есть желание подвести нашу промышлен-ность к большей конкурентоспособности по качеству продукции, то это надо делать не с помощью резкого снижения импортных тарифов, а через содействие созданию крупных хозяйственных структур с большим инве-стиционным и инновационным потенциалом, через долевое финансирова-ние инвестиций и НИОКР в них, через поощрение создания СП с крупней-шими корпорациями мира.
По приведенным в таблице данным можно судить, где плодотворны-ми будут усилия в этом направлении, причем прежде всего на федеральном уровне. Региональные власти тоже могут участвовать в такой политике и многие участвуют уже. Но крупный бизнес и суперкорпорации общена-ционального значения - это все же дело федерального центра. Попытки, например, даже богатой Москвы поднять АЗЛК до конкурентоспособных высот пока что не удались и вряд ли удастся это сделать в дальнейшем без общенационального подхода к реструктуризации отечественного автомо-билестроения, без масштабных слияний и объединений в этой отрасли. Но обратимя к показателям таблицы.
В пищевой промышленности имеются очевидные сдвиги к лучшему в деле импортозамещения и можно предположить почему это произошло. Здесь существенно участие зарубежного крупного капитала и заметна мо-дернизация производственного аппарата отрасли. Доля оборудования с возрастом до 5 лет постоянно увеличивается в последнее время и достигла 50% в 1999 г. Отметим, что эта доля составляла лишь 28% в 1990 г. Старо-го оборудования вообще осталось мало. Средства труда в основном не старше пятнадцати лет, тогда как в начале девяностых годов удельный вес оборудования с возрастом свыше 15 лет составлял 37%. В чем-то помог ценовой фактор.
А вот в производстве телевизоров и холодильников дела обстоят ху-же. Здесь нет уже особых преимуществ в цене и из-за раздробленности производства оно не может эффективно противостоять легальному импор-ту и контрабанде, которая здесь в основном составляет неучтеную продук-цию, судя по ценам продаж.
Лучше дела по стиральным машинам, но здесь большая фора в цене для нас. Большой запас производственных мощностей. Но все это было бы надежней в рамках сверхкрупных корпораций.
В легкой промышленности чувствуется отсутствие сильных конку-рентов импорту в России, особенно по качественным показателям. Недос-таточная концентрация производства и все еще устаревшие основные фон-ды не позволяют серьезно вытеснять импорт и контрабанду. Так, в коже-венной, меховой и обувной промышленности доля молодых (до 5 лет) ма-шин и оборудования составила 21% в 1999 г. против 50% в 1990 г., хотя замена средств труда все же ускоряется сейчас в этой отрасли. Но мощно-сти используются едва на одну пятую при возможности полной их загрузки в случае вытеснения импорта и контрабанды.
В трикотажной промышленности тоже нет серьезной корпоративной организации, способной существенно поднять качество изделий на новой технологической основе. Поэтому, несмотря на ценовое преимущество, до-ля импорта в потреблении трикотажа очень велика, что особенно обидно при своих огромных резервах мощностей.
Не помешало бы продолжение концентрации производства в целлю-лозно-бумажной промышленности, хотя присутствие здесь крупного зару-бежного капитала вероятно посодействовало определенному омолажива-нию производственных мощностей отрасли. Более 30% оборудования мо-ложе 5 лет, что больше, чем в лучшие времена. Десять лет назад этот пока-затель составлял 27%. Резерв мощностей в отрасли не очень большой, что также надо учитывать при оценке импортозамещающего потенциала.
Химическая и нефтехимическая промышленность оказалась доста-точно конкурентоспособной в новых ценовых условиях. Доля импорта да-же по стоимости снизилась с почти 20% в 1997 г. до 6% в 2000 г. Масшта-бы производства и степень концентрации капитала здесь достаточно боль-шие. Отсюда и наличие существенных инвестиционных и инновационных ресурсов. Высокая степень загрузки мощностей в некоторых производствах может помешать импортозамещению. Так, в производстве шин для легко-вых автомобилей резерва мощностей вообще нет, а импорт владеет еще 20% нашего рынка шин.
В автомобильной промышленности хотя импорт и потеснен несколь-ко, но по современным меркам консолидация капитала здесь все же недос-таточна. Слабо пока что проникает сюда и капитал транснациональных корпораций, остается сильно устаревшей техническая база. В 1999 г. лишь одна пятая часть машин и оборудования была моложе пяти лет, а техника старше 15 лет составила почти четверть парка оборудования. В 1990 г. эти показатели равнялись соответственно 35 и 12%. Скоро станет и вопрос о наращивании производственных мощностей.
Распыленность тракторной промышленности препятствует борьбе отрасли с импортом на базе новой техники. Если в 1990 г. в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении доля новейшего оборудования равнялась 44%, то сейчас она составляет 22%. Резервы мощностей в трак-торостроении огромны и могут быть успешнее задействованы и модерни-зированы при современной корпоративной организации производства, при содействии государства в обеспечении сельскохозяйственного производст-ва техникой.
В целом в машиностроении с его сильно устаревшей материальной базой, можно сказать, особенно остро стоит проблема создания конкурен-тоспособных суперкорпораций с государственной помощью и участием госкапитала, с привлечением крупного зарубежного капитала.
В черной металлургии тоже явно нужны более мощные хозяйствен-ные структуры для успешного соревнования с иностранными корпорация-ми на внутреннем и вешних рынках. Возрастные характеристики оборудо-вания здесь не очень приемлемы и использование его не всегда высокое.
Продукция строительных материалов внутреннего производства от-воевала часть отечественного рынка. По стоимости доля импорта упала с 9,9 до 4,9% при ценовых преимуществах нашей продукции. Но загрузка мощностей еще недостаточно высока. Например, доля отечественного ли-нолеума в натуре приблизилась на рынке к 90%, но коэффициент исполь-зования мощностей составил все еще 42,5%, что может мешать модерниза-ции производства.
Оборудование в промышленности строительных материалов не очень молодое, еще гораздо старше, чем в 1990 г., когда мощности с возрастом до 5 лет составляли 36%, а сейчас они достигают лишь 19%. Все это также подсказывает необходимость строительства мощных корпоративных струк-тур в отрасли, способных надежно конкурировать с крупнейшими зару-бежными компаниями в этой сфере производства.
Добавим к сказанному, что следует прекратить атаки на крупный российский бизнес, причем мы не имеем в виду персоналии, а именно биз-нес, и на естественные монополии по явно внеэкономическим соображени-ям. Среди индустриальных стран мира только в России государство не яв-ляется полноценным союзником, партнером и участником национальных суперкорпораций. Отсюда отсутствие наших компаний в каких-либо спи-сках мощнейших корпораций планеты, отсюда, во многом, и наша техно-логическая и инновационная отсталость.
Хорошо бы, действительно, юридически обеспечить определенные права экстерриториальности крупнейшим, типа ТНК, предприятиям и кор-порациям-холдингам, ориентирующимся на конкретные общенациональ-ные товарные рынки, имеющим большой внешнеторговый потенциал. На-до на законодательной основе предотвратить их противостояние с регио-нальными властями так, чтобы были соблюдены интересы обеих сторон во благо экономики всей страны.
Очень важно сейчас бороться против расчленения и дробления есте-ственных монополий в угоду специалистам МВФ по политической и эко-номической дезинтеграции России. Такая практика лишает Центр мощ-нейших рычагов хозяйственного управления и регулирования, сохранения единого экономического пространства, возможностей развития этих систе-мообразующих структур на новейшей трудо-, энерго-, материало- и капи-талосберегающей технической основе, позволяющей сдерживать рост та-рифов и цен на товары и услуги естественных монополий. Разрушение все-российских естественных монополий - это разрушение государства, точно также как в Древнем Египте уничтожение единой ирригационной системы сразу покончило бы с этим государством.
Всем нам, глядя в будущее, неплохо бы иметь в виду, что сверхлибе-рализация производственных отношений стала вполне приемлемой для общества в тех индустриально развитых капиталистических странах, где доминируют сверхкрупные транснациональные корпорации, тянущие за собой все остальное производство, обеспечивая хозяйственный рост и внешнеэкономическую экспансию, существенное пополнение за счет всего этого государственной казны. Они, в определенном смысле, являются го-сударствами в государстве, носителями самых передовых технических, ор-ганизационных и маркетинговых знаний в производственной сфере, наибо-лее ценных ноу-хау, обладают мощной исследовательской базой для фун-даментальных и прикладных разработок, огромным инвестиционным и ин-новационным потенциалом, а также профессиональным, великолепно ин-формационно оснащенным, глобально мыслящим менеджментом. Госу-дарство служит лишь последним гарантом предотвращения финансового краха ТНК, которые обязательно спасают в трудные для них времена как столпов национальной экономики, если они, конечно, не переходят, полно-стью или частично, в руки их удачливых конкурентов, не сливаются с ними ради создания еще более жизнеспособных структур, действующих на внут-ренних и мировых рынках.
Мы же находимся в самом начале тернистого пути к достойной и по-ка еще доступной для нас цели создания аналогичных отечественных су-перкорпораций. Быстрое достижение ее без весомого организационного и финансового участия государства в предстоящие несколько лет, без единой политики экономического роста просто немыслимо.
Руководитель Экономического управления РСПП, д.э.н., профессор А.Н.Цыгичко
|
Доля импорта в объеме продаж(в натуре, в %) |
Соотношение цен на импортную и отечест-венную продукцию |
Использование производственных мощностей в % |
|
1997г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
1997г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
1997г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
|
|
|
нач. |
кон. |
нач. |
|
|
нач. |
кон. |
нач. |
|
|
нач. |
кон. |
нач. |
Мясо и мясопродукты | 33,4 | 27,5 | 26,4 | | | 0,82 | 0,79 | 0,83 | | | | | | | |
Масло животное | 40,4 | 16,9 | 14,5 | | | 0,55 | 0,89 | 1,05 | | | | | | | |
Молокопродукты | 13,5 | 10,9 | 6,6 | | | 0,69 | 0,96 | 1,05 | | | | | | | |
Яйцепродукты | 0,8 | 3,6 | 3,6 | | | 0,91 | 1,35 | 1,46 | | | 82 | 84 | 84 | | |
Сахар | 19,7 | 6,5 | 3,6 | | | 0,94 | 1,05 | 1,25 | | | 45 | 53 | 60 | | |
Масло растительное | 52,4 | 57,2 | 35,3 | | | 1,05 | 0,91 | 1,25 | | | | | | | |
Рыбная прод., вкл.консврвы | 15,7 | 13,3 | 12,5 | | | 0,78 | 1,24 | 1,33 | | | | | | | |
Зерно (вал.производство) | 4,2 | 10,2 | 8,2 | | | 1,73 | 1,76 | 1,81 | | | | | | | |
Мука | 3,4 | 1,1 | 1,2 | | | 0,92 | 1,75 | 1,59 | | | | | | | |
Крупа | 31,6 | 43,2 | 27,8 | | | 0,86 | 1,20 | 1,13 | | | | | | | |
Масличные культуры | 2,0 | 7,2 | 6,0 | | | 5,33 | 2,78 | 2,75 | | | | | | | |
Водка и лик.вод. | 0,6(59,1) | 1,3(39) | 1,4(39,7) | | | 1,54(0,63) | 3,22(0,94) | 3,02(0,93) | | | | | | | |
Телевизоры | 53,3(29,8) | 22,9(64,6) | 23,1(45,8) | 25,2(25,3) | 23,6(18,6) | 2,58(2,50) | 1,29(1,16) | 1,27(1,12) | 1,56(1,5) | 1,38(1,33) | 9 | | | | |
Холодильники и мороз. | 31,7 | 34,6 | 34,1 | 31,4 | 28,2 | 1,31 | 0,91 | 0,87 | 1,2 | 1,0 | 27 | | | | |
Машины стиральные | 28,6(23,2) | 4,1(27,9) | 7,9(26,3) | 9,1(24,2) | 9,4(26,8) | 2,33(2,30) | 4,59(3,89) | 4,64(3,33) | 9,0(8,5) | 7,7(7,3) | 14 | | | | |
| | | | | | | | | | | | 36 | 48,2 | | |
Ткани х/б | 8,6 | 5,1 | 5,4 | 3,0 | 3,3 | 0,52 | 4,31 | 5,95 | 3,1 | 2,9 | | 21,4 | 23,2 | | |
Ткани льняные и пенько-дж. | 2,3 | 9,1 | 9,2 | 2,1 | 5,5 | 0,45 | 0,63 | 0,51 | 0,7 | 0,6 | | 17,5 | 19,4 | | |
Ткани шерстян. | 14,9 | 15,2 | 14 | 20,1 | 17,6 | 0,92 | 1,74 | 1,64 | 1,6 | 1,4 | | | | | |
Шерсть натур. | 15,9 | 34,8 | 39,1 | 49,8 | 50,4 | 0,51(1,0) | 1,02 | 1,03 | 1,13 | 1,27 | | | | | |
Льноволокно | 14,3 | 29,2 | 36,1 | 27,7 | 12,5 | 1,03 | 1,10 | 1,09 | 1,3 | 1,2 | | | | | |
Изделия трикотаж. | 86,5(5,4) | 80,1(6,7) | 77,0(6,6) | 74,4(6,6) | 79,1(5,9) | 1,35(1,0) | 2,73(1,05) | 5,75(0,49) | 2,3(0,9) | 2,1(0,7) | 27,5 | 26,7 | 35,1 | 43 | 46 |
Обувь | 72,1(14,6) | 67,8(17,5) | 66,5(17,5) | 65,5(17,0) | 66,7(16,7) | 1,40(1,0) | 1,58(0,80) | 1,35(0,80) | 1,36(0,80) | 1,36(0,80) | 37 | 18,1 | 18,8 | 23,6 | 24,8 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Древесноструж. плиты | | | | 10,3 | 9,0 | | | | 2,2 | 1,8 | | | | 47,0 | 47,3 |
Древесноволокн. плиты | | | | 7,4 | 7,2 | | | | 2,3 | 1,9 | | | | 59,0 | 59,6 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Бумага | 12,4 | 9,6 | 9,1 | 10,8 | 10,7 | 1,89 | 2,90 | 2,46 | 1,7 | 1,7 | 45,4 | 70,1 | 72,1 | 73,0 | 78,3 |
Картон | 4,3 | 5,2 | 4,6 | 3,6 | 3,5 | 0,96 | 2,18 | 1,85 | 1,3 | 1,2 | 33,1 | 56,9 | 59,1 | 64,0 | 68,0 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Полиэтилен | 8,2 | 7,3 | 5,4 | 10,8 | 11,0 | 0,98 | 1,80 | 1,19 | 0,79 | 0,82 | 53,3 | 74,9 | 81,1 | 85,8 | 86,8 |
Полипропилен | 10,1 | 5,8 | 4,3 | 5,6 | 5,6 | 1,09 | 1,47 | 1,29 | 0,82 | 0,84 | 51,3 | 66,2 | 73,3 | 76,4 | 78,3 |
Полистирол и сополим. | 51,9 | 51,1 | 49,3 | 48,4 | 44 | 1,65 | 1,20 | 1,13 | 0,93 | 0,81 | 22,3 | 35,4 | 38 | 40,2 | 42,1 |
Смола поливинилхлор. | 6,4 | 2,0 | 1,8 | 3,7 | 3,7 | 1,34 | 2,80 | 2,62 | 1,65 | 1,29 | 50,8 | 70,9 | 74,4 | 81,2 | 81,2 |
Каучуки синт. | 3,1 | 2,7 | 2,5 | 3,8 | 2,8 | 0,90 | 1,94 | 1,81 | 1,26 | 1,1 | 31,3 | 35,8 | 37,4 | 40,6 | 41,3 |
Сода кальцинир. | 1,2 | 2,4 | - | | | 1,15 | 0,94 | - | | | 41 | | | | |
Сода каустич. | 2,3 | - | - | | | 1,08 | - | - | | | - | - | - | | |
Шины для грузов. | 11,0 | 4,6 | 4,3 | 4,0 | 3,2 | 1,27 | 3,03 | 2,44 | 2,29 | 2,16 | 50,1 | 50,6 | 51,1 | 59,2 | 61,8 |
Шины для лег.авт. | 28 | 20,3 | 20,0 | 24,2 | 23,6 | 0,81 | 1,43 | 1,15 | 1,08 | 1,1 | 80,5 | 98,9 | 98,6 | 94,3 | 96,3 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Автомобили грузовые | 14,8 | 8,8 | 8,6 | 11,3 | 11,3 | 2,04 | 4,85 | 4,49 | 4,0 | 4,0 | 22,4 | 27,5 | 29 | 40,7 | 41,3 |
Автомобили легковые | 16,6 | 5,4 | 5,2 | 6,8 | 7,1 | 0,84 | 2,41 | 2,73 | 2,46 | 2,52 | 27,9 | 76,7 | 77,2 | 40,2 | 41,3 |
Автобусы | 17,8 | 5,3 | 4,2 | 8,5 | 9,2 | 3,22 | 6,35 | 6,20 | 2,9 | 2,8 | 48,9 | 63 | 64 | 75,7 | 77,1 |
Электродвигатели пер. | 30,8 | 25,3 | 22,1 | 25,3 | 22 | 1,80 | 2,07 | 2,14 | 2,1 | 2,2 | 14,9 | 18 | 20,7 | 17,5 | 20,7 |
Станки металлорежущие | 56,6 | 34,9 | 35,1 | 66,7 | 53 | 0,60 | 6,49 | 2,46 | 0,66 | 0,65 | 15 | 21,7 | 33 | 43,2 | 43,3 |
Машины кузн. - прессов. | 63,8 | 77,5 | 72,8 | 77,5 | 72,8 | 1,98 | 3,62 | 2,50 | 3,6 | 2,5 | 15 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Тракторы | 43,4 | 59,7 | 50,2 | 47,1 | 48,9 | 0,60 | 1,10 | 1,24 | 0,76 | 0,67 | 6,8 | 12,5 | 20,5 | 20,2 | 24,0 |
Бульдозеры | 14,0 | 5,8 | 4,8 | 5,8 | 4,8 | 2,78 | 5,83 | 5,78 | 5,8 | 5,8 | 20 | 34 | 38,5 | 34,0 | 38,5 |
Вагоны грузовые маг. | 12,4 | - | - | | | 1,0 | - | - | | | 11 | 13 | 13 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Прокат черных металлов | 3,6 | 2,8 | 1,7 | 3,6 | 3,5 | 1,29 | 1,34 | 1,73 | 1,32 | 1,27 | 57 | 67 | 75 | 79,6 | 80,6 |
Сталь лист. нерж. | 51,2 | 42,4 | 32,5 | 35,7 | 36 | 0,45 | 0,70 | 0,41 | 0,11 | 0,15 | 6 | 7,5 | 9 | 9,4 | 10,9 |
Сталь лист. хол. | 2,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,35 | 1,17 | 1,0 | 0,98 | 0,82 | 47,3 | 78,2 | 78,2 | 90,6 | 90,6 |
Лист и жесть с покрытием | 7,7 | 11,9 | 10,7 | 12,5 | 12,5 | 1,07 | 0,88 | 0,88 | 0,87 | 0,65 | | 60,5 | 60,5 | 63,3 | 63,3 |
Трубы стальные | 23,0 | 20,2 | 18,6 | 18,6 | 16,7 | 1,33 | 1,96 | 1,27 | 1,53 | 1,93 | 34 | 35 | 37,6 | 52 | 53,8 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Асбест | 2,3 | 3,4 | 2,7 | | | 0,61 | 1,59 | 1,29 | | | 61,4 | 60,8 | 64,4 | | |
Цемент | 2,2 | 0,1 | 0,2 | | | 1,11 | 4,38 | 4,48 | | | 37,1 | 38,7 | 42,5 | | |
Стекло оконное | 9,6 | 4,4 | 4,2 | | | 0,82 | 0,91 | 0,83 | | | 41 | 42 | 45,7 | | |
Линолеум | 48,6 | 13,5 | 11,9 | | | 0,79 | 2,71 | 2,19 | | | 32,1 | 39,7 | 42,5 | | |
Радиаторы и конв. отоп. | 26,8 | 6,5 | 5,3 | | | 1,14 | 4,00 | 3,37 | | | 16 | 22,4 | 26,3 | | |
Издел. санит. керамич. | 24,3 | 11,8 | 11,7 | | | 2,19 | 2,10 | 1,91 | | | 43,2 | 60,1 | 65,4 | | |
Материалы стеновые | | | | | | 1,35 | 7,42 | 5,19 | | | 40 | 45 | 47,3 | | |
Листы асбоцем. (шифер) | 1,9 | - | - | | | 0,73 | - | - | | | 27 | - | - | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Лекарства ср-ва (стоим.) | | - | | | | | | | | | 55 | | | | |
Примечание: в скобках - данные для неучтенной продукции.
А.Н. Цыгичко,
д.э.н., профессор
РСППР
|