Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая политика
Итоги развития товарных рынков в 2000 году

Рост промышленного производства, сопровождавшийся значительным увеличением прибыли и оборотных активов предприятий начавшийся процесс оживления инвестиций в основной капитал, замедление темпов инфляции, нормализация положения в сфере государственных финансов оказали позитивное воздействие на конъюнктуру рынков товаров и услуг в 2000 году. В целом продолжала сохраняться ценовая конкуренция отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках, что способствовало расширению экспорта, сдерживанию импорта и росту производства продукции в импортозамещающих секторах рынка.

По данным обследования деловой активности предприятий, индекс предпринимательской уверенности на протяжении 1999-2000 годов сохранял положительное значение и не был подвержен значительным колебаниям, в то время как в предыдущие годы он имел отрицательные значения, что свидетельствует о стабильности в работе промышленных предприятий и организаций. Стабильность в работе предприятий и постоянное положительное значение индексов предпринимательской уверенности за отчетный период отмечается в топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, электроэнергетике, легкой промышленности. В ближайшие 3-4 месяца большинство опрошенных предприятий (89%) не предполагают снижение спроса на свою продукцию, в том числе 33% ожидают его рост.В 2000 году объем товаров, отгруженных предприятиями и организациями промышленности (без субъектов малого предпринимательства), составил в среднем 98.6 % от произведенных (в 1999 году - 97.5%), что свидетельствует о возрастающем влиянии спроса на объем и структуру производства.

Совокупный спрос на товары и услуги отечественного производства по оценке составил в 2000 году примерно 108% к уровню 1999 года и отмечен возрастающей положительной динамикой.

Вместе с тем не преодолен еще ряд спросовых ограничений, препятствующих активному росту спроса на товары и услуги. К ним, в первую очередь, следует отнести сохраняющийся пока низкий уровень доходов населения, несмотря на его рост, снижающий совокупный спрос в целом, так как примерно половина его объема приходится на спрос со стороны населения, все еще недостаточную инвестиционную активность и не преодоленный кризис в сельском хозяйстве.

Наличие спросовых ограничений по покупке населением товаров и услуг сокращает возможности домашних хозяйств по восстановлению нормального уровня потребления.

Предпринимаемые на государственном уровне меры по поддержанию доходов населения не смогли в полной мере компенсировать их предыдущее снижение и влияние инфляционного фактора. Доходы оставались на не высоком уровне, хотя имели положительную динамику, что ограничило темпы роста спроса предъявленного сектором домашних хозяйств.

С другой стороны, нормализация состояния государственных финансов, полное исполнение бюджета, прирост инвестиций, рост экспорта позитивно повлияли на увеличение валового накопления, госзакупок и чистого экспорта, что в итоге оказало положительное воздействие на динамику совокупного спроса.

Последующее развитие внутреннего спроса в экономике, формирование условий для дальнейшего развития производства во многом будет определяться тем, насколько удастся обеспечить рост реальных доходов населения, инвестиций в основной капитал, сбалансировать и согласовать прирост потребления и инвестиций.

В 2000 году наблюдалось сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

По предварительным данным внешнеторговый оборот вырос на 32,6%, в том числе со странами СНГ - на 33,2%, странами вне СНГ - на 32,5%.

На внешнем рынке на основные товары российского экспорта высокими темпами повышались средние контрактные цены экспорта по сравнению с прошлым годом. Это повышение примерно составило на сырую нефть в 1,7 раза, автобензин - в 18 раза, дизельное топливо - в 2 раза, мазут - в 1,8 раза, газ природный, никель, азотные удобрения - в 1,6 раза. Физические объемы экспорта возросли относительно уровня предыдущего года по нефти на 6%, мазуту - на 27%, автобензину - в 2 раза, углю каменному - в 1,6 раза, чугуну - на 28%, прокату из железа и нелегированной стали - на 5%, алюминию - на 2%, круглому лесу - на 11%, пиломатериалам - на 20%, целлюлозе древесной - на 22%, азотным удобрениям - на 15%, автомобилям легковым - в 1,8 раза.

Денежная выручка от экспорта увеличилась при продаже сырой нефти в 1,8 раза, автомобильного бензина - в 4 раза, дизельного топлива и мазута - в 2,1 раза, газа природного - в 1,5 раза, азотных удобрений - в 1,8 раза, круглого леса - на 11%, целлюлозы - в 1,6 раза, черных металлов - на 23%, алюминия - на 15%, машин и оборудования - на 17 процентов.

В целом экспорт в 2000 году по оценке увеличился против предыдущего года на 43%, в том числе в страны вне СНГ - на 46%, страны СНГ - на 28 процента.

Импортные поставки продовольствия и сырья для его производства продукции в 2000 году сократились относительно уровня 1999 года в целом примерно на 16%. Наиболее существенно снизились физические объемы импорта свежемороженого мяса и масла подсолнечного - в 2 раза, сахара-сырца - на 21%, сигарет и табака - на 34%. Вместе с тем резко возросли объемы ввоза мяса птицы почти в 2,9 раза, а также кофе - в 2,2 раза, масла сливочного - на 41%, цитрусовых - на 24 процента.

Из важнейших видов товаров российского импорта, занимающих существенную долю в общем его объеме, в 2000 году заметно увеличился ввоз медикаментов и антибиотиков в 1,4 раза, хлопкового волокна в 1,3 раза, черных металлов - в 1,5 раза, машин и оборудования в целом - на 5%. При этом физические объемы импорта легковых автомобилей увеличились в 1,4 раза, грузовых автомобилей - в 1,7 раза.

В целом импорт товаров в Российскую Федерацию по итогам 2000 года возрос к уровню 1999 года примерно на 12%, в том числе из стран вне СНГ - 1,4%, стран СНГ -на 39 процента.

В 2000 году продолжалось увеличение спроса внутреннего рынка на основные виды продукции производственно-технического назначения и товаров, реализуемых на потребительском рынке.

Общий уровень цен в экономике повышался при стабильном валютном курсе, что постепенно несколько снижало ценовую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной.

С возрастанием ликвидности и улучшением баланса спроса и предложения на товарных рынках возникла проблема сырьевого обеспечения расширения производства некоторыми видами сырья, в основном экспортоориентированными. Так в отчетном периоде отмечалось некоторое количественное ограничение предложения углеводородного сырья для химической промышленности, а цветных металлов по уровню цен.

В отчетный период во всех основных отраслях топливно-энергетического комплекса, кроме газовой, продолжился рост объемов предложения по сравнению с предыдущим годом первичных топливно-энергетических ресурсов, который в целом составил - 102.3%, в том числе угля 103,4%, нефти, включая газовый конденсат - 105%, электроэнергии - 103,5%. Объем первичной переработки нефти соответственно увеличился на 5.1%, при этом возросла выработка бензинов автомобильных - на 3,6%, дизельного топлива - на ,9%, а топочного мазута снизилась- на 1,7 процента.

В 2000 году по сравнению с 1999 годом выросли мировые цены в среднем: нефти марки Urals - в 1,6 раза, бензинов автомобильных на 34,6%, топлива дизельного на 41%. В связи с этим произошло адекватное увеличение цен производителей на нефть на 65%, бензины автомобильные на 25%, топливо дизельное на 54%, мазут топочный на 85 процентов.

Положительная динамика спроса внутреннего рынка в топливно-энергетических ресурсах начинает обострять существующие ценовые диспропорции в этом секторе рынка. Так в пересчете на единую теплотворную способность цена газа поставляемого потребителям была ниже цены угля в 1,5 раза, а мазута в 3 раза. Несоответствие энергетических и ценовых характеристик топлива сдерживает переориентацию спроса внутреннего рынка с газа и мазута на ограниченно ликвидный на мировом рынке уголь.

Спрос внутреннего рынка на готовый прокат черных металлов в 2000 году относительно 1999 года возрос примерно на 36%, стальных труб на 44%. Оживление на внутреннем рынке металлопродукции связано с расширением спроса на эту продукцию со стороны основных металлопотребляющих отраслей. Стремление производителей металлопродукции увеличить объемы продаж на внутреннем рынке с учетом ценовой конкурентоспособности украинского импорта обусловили сдерживание роста цен производителей, темпы роста которых в условиях удорожания сырья и материалов практически не превысили уровня инфляции (20%). На внутреннем рынке возросло потребление листового проката, в том числе холоднокатанного листа и листа с покрытиями, а также качественных специальных видов стали и труб для транспортировки нефти и газа.

За отчетный период произошло расширение спроса по большинству основных видов продукции химической и нефтехимической промышленности. Наибольшими темпами возросли объемы продаж синтетических красителей - в 1,3 раза, шин для сельхозтехники -в 1,2 раза, синтетического каучука - на 14%, шин для грузовых автомобилей - 1,2 раза. Сравнительно невысоким (106%) был рост спроса на минеральные удобрения, что объясняется как ограниченными возможностями расширения экспорта, так и низким уровнем платежеспособного спроса внутреннего рынка.

Повышение цен нефтяного рынка вызвало рост цен на этилен в 2,3 раза, пропилен в 1,9 раза, бензол в 1,6 раза, бутадиен в 1,3 раза, что в свою очередь являлось причиной удорожания синтетических каучуков в среднем в 1,5 раза и пластмасс в 1,4 - 1,2 раза.

Возросли физические поставки на внешний рынок аммиака на 13%, метанола в - 1,6 раза, азотных удобрений на - 17 процентов. Объемы экспорта минеральных калийных удобрений снизились на 14%, а смешанных удобрений- на 5 процентов. Экспорт каучука синтетического сохранился примерно на достигнутом уровне.

В секторе рынка лесобумажной продукции спрос внутреннего рынка на деловую древесину увеличился примерно на один пункт, фанеру клееную на 3%, целлюлозу товарную на 2 процента. Вместе с тем произошло сокращение спроса на пиломатериалы - на 10 процентов.

Объемы экспорта деловой древесины против прошлого года выросли на 9%, пиломатериалов - на 13%, фанеры клееной - на 16%, целлюлозы товарной - на 20%.

Более динамичное развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции сдерживается пока невысоким уровнем спроса со стороны строительного комплекса и низкой ценовой конкурентоспособностью отечественных бумажно-беловых товаров по сравнению с импортными товарами такого рода.

Расширение экспорта лесобумажной продукции высокой степени технологической готовности также сдерживается недостатком и уровнем технического состояния мощностей по сушке и распиловке пиломатериалов экспортных кондиций и производства целлюлозно-бумажной продукции, соответствующей лучшим зарубежным образцам.

Наращивание объемов выпуска промышленной продукции и улучшение на этой основе финансового состояния предприятий для инвестирования в основной капитал определили увеличение спроса в целом на продукцию металлургического машиностроения в 1,3 раза, из нее на прокатное оборудование (125%), машины непрерывного литья (115.3%), подъемно-транспортное машиностроение в 1,4 раза, продукцию электротехнической промышленности в 1,3 раза, в том числе электромашины и электродвигатели - 1,1- 1, 6 раза, аккумуляторы автомобильные - в 1,3 раза, основные виды кабельных изделий - в 1,2-1,3 раза.

Положительная динамика объемов транспортных перевозок, повышение доли денежной составляющей в расчетах за транспортные услуги, а также концентрация средств для инвестиций в системе МПС России позволили в истекшем году увеличить размеры закупок вагонов пассажирских на 10%, тепловозов магистральных - в 1,2 раза.

Возрастание объемов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и жилищного строительства способствовали росту объемов продаж строительно-дорожной и коммунальной техники на 18%, в том числе бульдозеров в 1,2 раза.

Осуществление на федеральном и региональном уровнях мер по целевому инвестированию предприятий сельскохозяйственного производства и совершенствование инфраструктуры рынка сельхозтехники позволили в 2000 году увеличить закупки зерноуборочных комбайнов в 2 раза, тракторов - в 1,2 раза, а также другой техники.

Улучшение финансового состояния самих предприятий машиностроения способствовало росту спроса на продукцию станкостроения относительно предыдущего периода: станки металлорежущие - на 10%, машины кузнечно-прессовые на 20%. Спрос на станки деревообрабатывающие примерно соответствовал уровню 1999 года. По основным видам продукции автомобильной промышленности отмечается рост объемов продаж автобусов на 3%, автомобилей грузовых - на 7%, автомобилей легковых на 3 процента.

В секторе рынка продукции промышленности строительных материалов отмечается рост объемов продаж цемента на 14%, линолеума - на 7%, конструкций и изделий сборных железобетонных - на 10%, плитки керамической облицовочной на 26%, асбеста - на 12 процентов.

За отчетный период заметно активизировалась торговля в секторе товаров текстильной промышленности, что подтверждается ростом объемов продаж по тканям в целом: хлопчатобумажным - на 56%, льняным и пенькоджутовым - на 17%, шерстяным - на 14%. Спрос на ткани в значительной степени обеспечивался за счет переработки давальческого сырья предприятиями текстильной промышленности, которое оценивается к объему производства тканей хлопчатобумажных в 60%, шерстяных - 20%, шелковых - 30 процентов.

В 2000 году за счет импортозамещения удалось обеспечить расширение спроса на некоторые виды потребительских товаров длительного пользования отечественного производства. Ценовая конкурентоспособность (обусловленная соотношением цен) отечественной продукции по сравнению с импортными товарами, в частности по легковым автомобилям - в 2-5 раз, телевизорам на 40%, холодильникам и морозильникам - до 90%, электропылесосам - в 2 раза, обусловила рост спроса на указанные товары народного потребления отечественного производства.

Формирование рынка научно-технической продукции имеет существенное значение для выхода из кризиса и дальнейшего развития российской экономики. Рынок научно-технической продукции находится в стадии становления и пока не исчерпал свои колоссальные возможности. Немногим более 6% российских промышленных предприятий занимались инновационной деятельностью (в 1992 году - 16,2%).

Реализация инновационной продукции составляет примерно 10% от общего объема реализации товаров предприятиями.

Спрос на отечественную научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается низким как из-за финансовых возможностей российских покупателей, так и из-за того, что она не ориентирована на конкретных заказчиков.

Основными причинами такого состояния являются проблемы финансирования технологических инноваций и слабая нормативно-правовая база.

Несмотря на то, что за последние годы принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов в сфере рынков промышленной и научно-технической продукции (в основном, по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности), улучшить состояние внутреннего рынка и добиться успехов на международном рынке пока не удалось.

Из-за несовершенства нормативно-правовой базы происходит катастрофическая утрата прав Российской Федерации на внешнем рынке научно-технической продукции. Критерии оценки рыночной стоимости научно-технической продукции до настоящего времени не выработаны. Статистическое наблюдение за внутренним рынком научно-технической продукции пока ведется недостаточно полно и оперативно.

В связи с этим предстоит продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, в области интеллектуальной собственности, обеспечивающей стимулирование новаторской деятельности и рынка научно-технической продукции, вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, совершенствования информационного обеспечения потенциальных потребителей научно-технической продукции.

Важным направлением может стать создание сети информационно-аналитических организаций, способных осуществлять квалифицированные маркетинговые исследования в области рынка научно-технической продукции в целях формирования нового платежеспособного потребительского спроса на получаемые результаты научно-технической деятельности.

Развитию информационной составляющей инфраструктуры рынка научно-технической продукции будет также способствовать совершенствование методологии проведения статистических обследований в сфере науки и технологий.

Система подготовки и повышения квалификации кадров в области рынка научно-технической продукции должна также стать составляющей частью инфраструктуры рынка научно-технической продукции, и быть ориентирована как на подготовку менеджеров, так и специалистов по патентованию, лицензированию, правовой охране и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и научно-технической продукции. В этой части намечается подготовка специалистов в рамках проекта ТАСIS и в постоянно действующих семинарах при Высшей школе экономики.

Развитие в целом инфраструктуры товарных рынков является одним из важнейших факторов развития производства и ускорения продвижения продукции до потребителей.

В 2000 году организации оптовой торговли продали продукции на 1721,6 млрд.рублей или 119% к уровню предыдущего года. На внутреннем рынке при их посредничестве реализуется около трети произведенной продукции.

В 2000 году на территории России функционировало 470 тысяч организаций оптовой торговли. Оптовая торговля получила наибольшее развитие на рынке потребительских товаров. Наибольшее количество организаций оптовой торговли 442.8 тыс. или 94% составляли организации оптовой торговли потребительскими товарами, в общем оптовом обороте на их долю приходилось 84.5%. Продукцию производственно-технического назначения реализовали 27 тыс. организаций или 9%, их доля в оптовом обороте - 15.5%.

Для оптовой торговли характерна высокая активность субъектов малого предпринимательства, в прошедшем году они формировали примерно 55-57% всего оборота организаций оптовой торговли.

Материально-техническая база оптовой торговли создавалась в основном в 70-80 годах, поэтому многие склады имеют большой физический и моральный износ, их техническое оснащение нуждается в обновлении.

Трудности состоят в том, что более половины (57%) общетоварных складов находится в частной собственности, (лишь 13% - в государственной и 8% в муниципальной), владельцы складских комплексов не могут (или не считают нужным) вкладывать средства в дорогостоящие программы восстановления и модернизации складов. Выборочный анкетный опрос руководителей организаций оптовой торговли показал, что в ближайшие 2 года крупных инвестиций в обновление складского хозяйства не ожидается.

За последние годы стремительно выросла доля сбыта продукции через дилерскую сеть. Эта схема стала в последнее время второй по значимости после прямых поставок. Наибольшее распространение реализация продукции через собственную дилерскую сеть, свои магазины получила в пищевой, легкой, химической промышленности и в машиностроении.

Как и в прошлые годы, сохранился ряд негативных явлений в оптовой торговле: значительные оптовые надбавки в конечной цене продукции; излишняя многозвенность товародвижения, наличие значительного количества "недобросовестных посредников", деятельность которых не способствует ускорению продвижения товаров до потребителей или улучшению их потребительских свойств и др.

Не получают должного развития маркетинговые службы предприятий и реклама отечественных товаров. На большинстве даже крупных предприятий отсутствуют маркетинговые службы.

Вследствие того, что действенным средством уменьшения числа посредников, а также платы за их услуги является организация информационно-маркетинговой системы, с помощью которой потребители непосредственно имели бы возможность получить необходимую информацию о дислокации товаров, их ценах и другую экономическую информацию без участия посредников, предполагается внедрение указанной системы обслуживания товаров.

В настоящее время имеется значительное количество разрозненных информационных структур отраслевого, регионального и местного характера.

В целях ликвидации разобщенности информационных структур предполагается разработать систему информационного обеспечения на федеральном уровне.

Функционирование информационно - маркетинговой инфраструктуры рынка на региональном уровне предполагается осуществлять на корпоративно - демократических принципах, имея в виду объединение производителей и потребителей товаров и услуг в корпорации в целях защиты своих интересов через демократические рыночные институты.

Предполагается дальнейшее развитие электронной торговли. Это будет способствовать ускорению торговых процессов за счет улучшения информированности и снижения количества посредников.

Предполагается также продолжить работы по совершенствованию действующих и строительству новых высокомеханизированных складов, что позволит предоставить дополнительные сервисные и логистические услуги потребителям, сократить издержки.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки