Мы самая великодушная и не впечатлительная нация в мире. Нас не удивить ни степенью цинизма, ни суммами. Тем не менее, пожалуй, впервые мы сталкиваемся с конфликтом, размах которого соответствует спору за многомиллиардный передел нефтяной трубы, но при этом предмет которого “нематериален”. Имя ему - передел водочных брендов.
На глазах у всей страны происходит остросюжетная афера: сначала за копейку у государства покупается то, что стоит миллионы, - национальные марки водок, затем их нахально продают бывшему владельцу, то есть нам же. Но уже по нормальным рыночным ценам.
Четыре года назад никому тогда неведомое ЗАО “Союзплодимпорт” (СПИ) приобрело за сумму, примерно равную... сотне (!) долларов права на самые популярные водочные марки - “Московскую”, “Столичную” и т.д. Официально фамилии владельцев водки вы нигде не найдете, это большой секрет. Единственную утечку информации таинственные владельцы допустили в начале акции, во всеуслышание отрекомендовавшись в качестве “бригады Березовского”. Скупив бренды, бригада начала продавать право на их использование нам с вами, по рублю за каждую бутылку.
И все бы было у них хорошо, если бы государство не решило вернуть себе утраченную собственность и не воссоздало ГУЛ “Союзплодоимпорт” (отличие от СПИ - на одну букву “о” в середине”), заодно подготовив ряд исков к СПИ. Поводом к ним стали многочисленные нарушения, выявленные Счетной палатой. Там пришли к выводу, что на момент регистрации владельцами СПИ являлись подставные лица. Например, в числе “владельцев” водочного изобилия числилась некая Елена Кочерыжкина, не получившая даже аттестата об окончании средней школы. Именно в ее квартире на окраине Москвы и был зарегистрирован СПИ. Впрочем, саму госпожу Кочерыжкину давно уже не могут найти ни родственники, ни правоохранительные органы.
Понимая, что рано или поздно государство всерьез возьмется за водку, реальные, а не подставные владельцы СПИ принялись за дело и начали войну сразу на два фронта. Во-первых, постарались обезопасить от нападок СПИ. Согласно протоколу №2/2000 годового собрания акционеров пресловутого ЗАО, сейчас права на российские водочные торговые марки принадлежат иностранцам, а именно гражданину Австрии Ханнесу Шварцу и голландской компании “Амардаго Холдинг Б.В.”. Это дает возможность перенести некоторые споры в международные суды и препятствовать водочному бизнесу России на мировом рынке. Но репутация Шварца, ставшего в 1^98 году фигурантом разразившегося в Австрии криминального скандала, использовать популярный лозунг о защите иностранного инвестора не позволяет. И тогда люди из СПИ обратили свой взгляд в сторону “родных осин”.
На первый взгляд, история с чехардой генеральных директоров на “Кристалле” и попыткой государства вернуть себе контроль за водочными марками имеют мало общего. Но это - на первый. Напомним хронологию конфликта. В мае 2000-го на совете директоров ОАО “Московский завод “Кристалл” был отправлен в отставку генеральный директор Юрий Ермилов. Гендиректор с решением совета не согласился и ушел на больничный, оставив на хозяйстве главного бухгалтера Владимира Свирского. После чего начинается противостояние акционеров, причем как в судах, так и при помощи кулаков. На заводе появляется налоговая полиция, всплывает информация б возбужденных против Ермилова и Свирского делах по неуплате страховых взносов и налогов. Скандал то разгорается, то переходит в вялотекущую стадию.
Государству в лице “Росспиртпрома” принадлежит контрольный пакет акций “'Кристалла”. Государство не хочет видеть на посту генерального Свирского. Кажется, спорить не из-за чего. Но... “Кристалл” производит “Московскую” и “Столичную” и ежегодно вынужден покупать лицензию на их выпуск у СПИ. Стоит это “удовольствие” 60 - 80 миллионов рублей в год. Естественно, что платить эти деньги хоть австрийско-голландскому Шварцу, хоть московской Кочерыжкиной, хоть самому Борису Абрамовичу завод не хочет, отчего поддерживает идею национализации брендов. Кроме того, “Кристаллу” принадлежат права на новые популярные марки, и в первую очередь на самую продаваемую сегодня в России “Гжелку”. И поэтому реальные руководители СПИ задумали довольно хитрый ход.
У СПИ есть “кристалловские” акции, примерно 5%. В свое время, когда госпакетом акций завода управлял еще не “Росспиртпром", а московская мэрия, главные акционеры, испугавшись увеличения доли СПИ, приняли решение увеличить государственный пакет. Под это правительство Москвы выделило налоговый кредит. Поручили же проводить скупку акций тогдашнему главбуху предприятия Свирскому, Далее следует иллюстрация к популярной пословице “Пусти козла в огород”. Надо было столичной мэрии помнить, что г-на Свирского один раз уже выгоняли с завода, причем за банальнейшее воровство: выяснилось, что “Кристалл” покупает зерно по завышенным ценам, а “откат” идет в карман, где прячется нечистая рука главбуха.
Скупка акций под руководством Свирского прошла “на ура”. V работников предприятия и прочих мелких акционеров удалось приобрести 19,46% акций. Правда, не дай государства, в лице хоть московского правительства, хоть “Росспиртпрома”, а для кипрского офшорника “Интернет менеджмент Лтд”. Московские власти и руководитель департамента науки и промышленности Евгений Пантелеев оказались в состоянии близком к шоковому и быстро сместили Юрия Ермилова, тогдашнего гендиректора, и Владимира Свирского с постов руководителей завода, назначив новым директором Александра Романова. Происходило это как раз в мае 2000 года. Но оказалось, что решение по новому топ-менеджеру запоздало.
Свирский, ловко “кинув” московские власти (именно на их деньги покупались акции), немедленно оказался... представителем киприотов”. Именно ему “Интернет менеджмент Лтд” доверил честь отстаивать свои интересы. И Свирский вновь кинулся на штурм директорского кресла.
Конечно, с точки зрения “киприотов” и тех, кто за ними стоит (последние живут не на Кипре), государство обязано им уступить завод. Уступило же “Столичную” г-ну Березовскому за десятку баксов, почему бы не подарить “Кристалл” “киприотам"? Право, ну какие пустяки...
Для чего незримые спонсоры с маниакальной настойчивостью продвигают в топ-менеджеры “Кристалла” своего человека? И, собственно, каким образом они собираются оправдать издержки? Завод ведь в эпицентре скандала и, соответственно, весьма пристального внимания силовых и налоговых структур, “левую” линию разлива здесь не установить.
К тому же очевидно, что г-н Свирский, за которым стоит в лучшем для него случае около 24% акций (“киприоты” и СПИ), надолго в кабинете директора не задержится.
И зачем все эти страсти: громадные суммы на “привлечение иностранных инвесторов”, суды и адвокатов, взятки и “заказуху”?
Представьте себе: есть зачем. Чтобы получать дань с каждой (!) - еще раз повторяем, с каждой - продаваемой и в России, и в мире бутылки водки.
Человеку СПИ надолго на “Кристалле” оставаться и ни к чему. Надо продержаться в кабинете директора “Кристалла” часа два. Считайте: полчаса на то, чтобы отозвать из судов иски завода к СПИ. Оставшееся время потребуется на то, чтобы продать тому же СПИ все раскрученные “кристалловские” бренды. Гонорар г-на Свирского за такую виртуозную работу, само собой, не разглашается. Но специалисты по водочному рынку, при условии сохранения своей анонимности, единодушно называют расценки. Профессионал за такую операцию в среднем берет до миллиона долларов за каждый день пребывания в качестве директора. Надо думать, в профессионализме предводителю водочных “киприотов” нельзя отказать...
Что произойдет дальше, предсказать нетрудно. Владельцы семидесяти пяти с лишним процентов “кристалловской” собственности выгонят “генерального” с треском, но это ничего не изменит. Иски из судов уже отозваны, СПИ - полноправный хозяин всей российской водки. И дальше на многие годы прокуроры, адвокаты и журналисты будут обеспечены работой по освещению длительных судебных процессов, разбирающих процесс законности передачи во владение СПИ водочных брендов. Как это будет, мы уже знаем, выучили на примере “Московской” и “Столичной”.
О том, какой СПИ суровый хозяин, говорит хотя бы такой факт. Буквально на днях ее генеральный директор Андрей Скурихин объявил, что осенью из 100 российских заводов, разливающих “Столичную”, у 95 будет отозвана лицензия. Формально - под предлогом контроля качества. На самом деле просто монополизируют производство и взвинтят цены.
В этом свете и потребителя фирменных “кристалловских” марок ожидает невеселая перспектива. Впрочем, как известно, предавший однажды может предать вновь. Репутация, г-на Свирского позволяет предположить, что “кристалловские” водки могут достаться совсем и не СПИ. “Гжелку” можно ведь продать не соратникам Бориса Абрамовича, а какому-нибудь “Привету семье лимитед”, зарегистрированному на Каймановых островах.
Впрочем, на каких бы островах “Гжелку” ни зарегистрировали, нам от этого не легче. Потому как счастливые обладатели торговых марок заставят российские заводы платить по рублю с каждой разлитой в России пол-литры. И, что интересно, никуда не денемся, будут платить.
Нам ведь не привыкать?..
Общая газета №34 23-29 августа 2001г.
|