Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Духовность и державность (региональный аспект)

Рифмуемость слов "духовность" и "державность", может быть, и пьдчера.иищс их глубинми родство. В российском менталитете их можно разделить только искусственно. Дореволюционная Россия и Советский Союз, реализуя державность, являли собой один из двух полюсов мира - духовный. "Россия, - признавал американский писатель У. Фрэнк, - самая мощная крепость в сфере человеческого духа".

Вo все времена русский человек чтил триаду - патриотичность, нравственность и справедливость. Чтил пуще уголовного кодекса. Это был его духовный крест, это была его вселенская ноша. Русский мог презреть голодный желудок, но никогда - больную совесть. И честность он ценил выше богатства. И культуру в родном Отечестве он создал с нравственным содержанием высочайшей концентрации. А потому культура в социалистическом обществе никогда не делилась на элитарную и массовую. Небывалый в истории скачок в просвещении, совершенный массой людей в советский период, быстро приобщил их к той духовности, которая была союзницей державы в борьбе за человека доброго и просвещенного, гуманного и деятельного, честного и сострадательного. А все иное просто не смело называться культурой.

Высокая духовность, подпитываемая гуманистической культурой, была остовом нашей державности. При этом в национально-духовном пространстве России и Союза державвость как норма гражданской жизни равномерно циркулировала по центробежным и центростремительным векторам. Державный центр обретал силу в державных регионах. И порой не только силу, но и спасение, как в то Смутное время начала XVII в., так и в наше сегодняшнее...

Наверное, поэтому те, кто развалили Союз, стремятся не допустить его реставрации, яростно крушат несущую опору державности - духовность, сопряженную с культурой. Надо отдать должное демоликвидаторам: Высокая духовность, подпитываемая гуманистической культурой, была остовом нашей державности. они уже срйчлс УНИЧТОЖИЛИ духовно-державный потенциал Москвы и Санкт-Петербурга, фактически потерявших моральное право называться столицами Российского государства. Теперь принялись за регионы в надежде упредить, наверное, появление какого-нибудь нового нижегородского ополчения. И в результате этого тотального наступления на все отечественное национально-духовное пространство в регионах России стремительно сокращается.

В тридцатые годы здесь шла культурная революция, в девяностые годы здесь идет антикультурная революция. Так, объем книгоиздания в Мордовии с 1990 по 1993 г. снизился на 32%, продажа книг в городе и на селе уменьшилась ва 41%. Книготорговой сети как таковой уже не существует, большая часть ее в результате "прихватизацив" перепрофилирована на вещевой и продовольственный ширпотреб. В последние два года но рыночным соображениям в Саранске закрыты три кинотеатра, в сельской местности - двести киноустановок. Учреждения культуры (театры, клубы, библиотеки) финансируются лишь на 65% от потребностей; этих средств хватает только на мизерную зарплату, уплату налогов и коммунальные услуги. Подорваны основы жизнедеятельности творческих союзов: средняя зарплата писателей, музыкантов, художников едва превышает самый низкий ее порог. Свернуты все прежние формы духовно-культурного сотрудничества, объединявшие регионы, например Дни культуры республик с обменными визитами мастеров, зональные творческие фестивали, межвузовские договоры, межрегиональные сборники научной и художественной литературы. Сведены к минимуму театральные гастроли.

Естественно, что при таком культурном геноциде от былого духовно-державного величия на местах остается небольшой пятачок, который неумолимо сжимается, подобно шагреневой коже. - пятачок, окруженный быстро расползающейся аурой, насильно инъецированной в российское бытие заемной масс-куль-турой. "Культурой", ядро которой составляют три "ухи" - чернуха, мокруха и по-рнуха, сконцентрированные в столь оглушительных дозах, что регулярно принимающий их человек российского духовного склада рискует покрыться шерстью, проделав обратную эволюцию к обезьяньим предкам.

И для этого превращения правящий режим не жалеет сил и средств. Отечественные кино и книга были главным духовным "товаром" в глубинке. Сегодня эти духовные атрибуты практически выпали из провинциальной жизни. Доля российских фильмов в репертуаре кинотеатров не превышает 3-5%, доля российской кяигя в торговом обороте - 15-20%. В то же время книжные магазины и кинотеатры в регионе стали форменными полигонами масс-культуры. Они буквально кишат низкопробными изданиями в лентами иностранного, в основном американского, производства. И порой, чтобы прийти в себя от шока импортной кинословотерапии, приходится по гомику А. Пушкина удостоверяться, что до-прежнему живешь в той стране, где "русский дух и Русью пахнет".

Только сейчас по-настоящему понимаешь значение слов В.И. Ленина: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино" и М. Горького: "Литература - это лучшее, что создано нами как нацией". И кино, и литература, до печально известной перестройки возвышавшие русского человека, отныне, напичканные "ценностями" масс-культуры, взялись за его нравственную перелицовку. В свое время, объяснив феномен соседства низкого с высоким, тот же М. Горький нашел в лоне культуры "вредную" литературу: "У нее есть своя заслуга: как прыщ указывает, что кожа грязна, так и эта литература свидетельствует о нечистоплотности души". Ну что ж, прыщ масс-культуры в самом доступном виде - кино и книге, начиненный чернухой, мок-рухой и порнухой, сегодня выскочил и на теле России, обманывая наивных людей мифическим приобщением к мировой цивилизации.

Во всех масс-культурных книгах и фильмах духовности заключено не больше, чем в жевательной резиаке. Но мусолить жвачку во рту - занятие безобидное, А вот "жевать" масс-культуру в словесно-кинематографическом приготовлении, которая незаметно, подобно вирусу СПИД, поражает иммунно-державную систему нации, а заодно все добродетельные центры человека, - заяятй^врёдное и опасное. Упоительно резвящиеся в масс-культурном пространстве образцово-показательные человеческие особи неизменно "пропагандируют" секс, пальбу и мордобой в качестве первичной нормы цивилизованной жизни на западный манер.

За пулевой канонадой, насыщающей импортную культ-массовку, вплотную идет мораль, совершенно чуждая нашей отечественной, которая даже смерть супостата считала вынужденным злом, хотя и сделанным во имя конечного добра.

За сочными шлепками пуль о мускулистые торсы корчащихся в пыли в последних муках стоит легкость покушения на чужую жизнь с помощью такого пустячка, как заурядный пистолет. Россияне всегда жили с мыслью, что оружие источает зло. Это аксиома, проистекающая из его потребительной стоимости. Ложка помогает человеку есть, пистолет - убивать. И потому допуск к оружию в социалистическом государстве имели только люди в мундирах, умевшие его использовать и обращать во благо. У россиян, которым в повседневной жизни прежде почти ничто не угрожало, был культ безоружна.

Сейчас, когда в дверь квартиры стреляют средь бела дня, масс-культурная кинолитература подсказывает обывателю: носи пистолет в кармане, А вдруг на тебя, свободного гражданина "свободной" России, набросится другой, такой же свободный? Тут ты и выхватишь пистолет да успокоишь агрессивного господина. А пальнуть в человека, по масс-культурной философии, так же просто, как в детстве швырнуть снежком в прохожего. И нет при этом ни славянских страданий, что закон жизни преступил, ни танталовых мук, как у Раскольникова, что смертоубийцей стал.

За другой прелестью импортных книг и фильмов - запредельным мордобоем, где бьют смачно, размашисто, с "эстетическим" удовольствием, следует наглядное опровержение другого славянского "предрассудка" - не причиняй другому боли. Только русский, мол, способен по-чеховски свихнуться: нечаянно чихнуть на лысину другому и умереть от нравственных переживаний по случаю непрощения. Да чем так страдать, лучше кастетом по этой лысине шарахнуть за то, что некстати подвернулась...

У россиян, которым в повседневной жизни прежде почти ничто не угрожало, был культ безоружия.

И наконец, ударная нота масс-культуры - сексуальная. Большую часть романно-экранного времени и пространства съедает высший постельный пилотаж.

Первым условием независимости страны всегда считалось преобладание на ее внутреннем рынке отечественных товаров, в том числе духовного свойства. Понимали и поддерживали рационально-паритетную меру культурного обмена с атлантическим миром. До печально знаменитой перестройки между Востоком и Западом установился эквивалентный обмен духовным товаром. Позитивное сальдо для страны отражает стабильное общественное устройство в пределах собственных границ. Перевес же духовного импорта превращает независимость страны в условную, ие исключающую возможности ее превращения в "банановую республику".

Эта базовая истина прочной державности обычно является отправной в политике любой власти, тем более большой державы. Но только не для нашего правящего режима, при котором баланс культурного процесса в России нарушен. Нарушен не в нашу пользу. Под громогласные возгласы о нравственном возрождении России, сотрясающие воздух в пределах Садового кольца, происходит ее духовное вырождение. Отечественная культура, задавленная, с одной стороны, неимоверной скупостью власть предержащих, а с другой - мутным потоком инородной масс-культуры, перед которой опять же властями сняты все преграды, находится, по крайней мере в регионах, на последнем издыхании.

И ничего случайного в этой политике нет. Линия на замораживание собственной культуры и поощрение заморской как нельзя лучше подходит под тот неореволюционный политико-экономический эксперимент, сотворяемый на всех территориях бывшего Союза, чей гяжелсишии пресс беспощадно выдавливает из всех пор общественного организма национальный менталитет. В том общественном устройстве, куда россиян загоняют кнутом "шоковой терапии", нет места нерыночным категориям - добросердечию, альтруизму, состраданию, на которых замешана российская культура, почитающая высокую духовность больше доходной лавки или престижного лимузина.

Между прочим, собственная культура н США слагалась немногим более двухсот лет. Она не опирается на столь мощные духовно-этнические корни, как российская. Она не прошла, подобно российской, длительно-очистительной фильтрации временем. Она, наконец, чуждая славянизму по индивидуалистскому менталитету. И насильственное ее внушение россиянам в качестве образца напоминает нелепое и опасное вливание в организм с резус-положительной кровью больших доз резус-отрицательной Даже люди. датские от медицины, знают, чем это может КОНЧИТЬСЯ...

Лучшее в американской культуре в России всегда поддерживали и ценили. Еще вопрос, где популярнее - на Западе или Востоке - американцы Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Роберт Уоррен, Ван Клиберн, Поль Робсон. И все же лучшее, что создано Америкой как нацией. - это материальная культура. Лучшее, что создано в нашей стране, - это духовная культура, в особенности самый тонкий ее слой - художественный.

Но, увы, находятся среди госмужеи и даже интеллигенции, По словам И. Крылова, доморощенные "ослы", которые искренне советуют отечественным соловьям навостриться пению у заморских петухов. Находятся, советуют и... открывают все державные шлюзы для суррогатной масс-культуры, способствуя широкой интервенции низкой морали против высокой духовности нации Сегодня в пределы нашего Отечества зарубежными кино- книговояжерами налажен лихорадочный сбыт вредных шлаков духовного производства атлантического образца. Россия "по собственному желанию" превращается в громадный антидуховный могильник с непрерывно излучающейся радиацией, которая невидимо поражает нравственные гены не одного поколения людей. Россияне присутствуют при спешных похоронах отечественной нравственности. Еще немного, еще чуть-чуть осталось до тотального укоренения перевернутого понимания добра и зла, о чем предупреждал В. Шекспир: "В наш жирный век добродетель должна просить прощения у порока за то, что она существует".

Режим благоприятствования, созданный для глобальной морально-психологи-ческой метаморфозы абсурдными социально-экономическими экспериментами, превратился в нещадную тиранию масс-культуры, свирепствующую в регионах. Она разрушает гены человеческой нравственности токсинами духовной психотро-пив. К большой радости тех, кто замыслил нравственную перелицовку своего народа с последующим уничтожением традиционной державности России.

Чтобы самой сохраниться и в последующем восстановиться в прежних границах, наша держава должна сохранить духовность, сопряженную с высокой культурой. Идея культурной самодостаточности державы должна реализоваться параллельно с идеей геополитической достаточности. В этих целях безоговорочно необходим государственный патронаж культуры, исключающий саму возможность ее коммерциализации. Расхожий тезис: добро все равно одолеет зло - простителен далеким утопистам. Общественная мораль и духовность - хрупкое достояние человеческой цивилизации, которое требует надежной защиты государства от покушений современного вандализма. Нынешний режим в России снял с себя эту "обузу", полагая, что он совершил очередной подвиг во имя демократии.

Первотолчок к воссозданию союзной державы нужно сделать в духовной сфере.

Государственный патронах культуры возможен на трех уровнях - финансовом, организационном и межгосударственном.

Первый - финансовый:
добиваться в Государственной Думе и Совете Федерации увеличения ассигнований на культуру. Считать выделение средств на эту сферу в объеме менее 3% госбюджета повышенной опасностью для национальной независимости страны и ее общественного спокойствия.

Второй - организационный:
восстановить "госмонополию" на экспорт и особенно импорт духовной продукции, избавив Россию от засилья масс-культуры, наладить прежнюю интеграционную систему культурного сотрудничества регионов.

Третий - межгосударственный:
странам СНГ подписать Договор о создании Культурного союза. Основная задача - определить проведение согласованной объединительной политики в области культуры я искусства с безусловным приоритетом отечественных форм их развития.

Первотолчок к воссозданию союзной державы нужно сделать в духовной сфере. Кто же если не интеллигенция, болеющая за судьбу народа и Отечества, в первую очередь должна понять, что мы сами с собой сотворили, разрушив по недомыслию свой общий дом - СССР? Интегрировать культуру легче, чем экономику. Достаточно для первого раза просто вернуться в прошлое и реанимировать прежнюю духовно-культурную ауру. И не бояться при этом прослыть ретроградом. В те времена отечественная культура, в отличие от политики и экономики, была лучшей в мире. И она давала СССР больший, чем ракеты, державный авторитет. И потому шаг назад - в культурное прошлое - важнее двух шагов вперед - в бескультурное будущее.

П. КИРИЧЕК, кандидат исторических наук,
народный депутат Верховного Совета Республики Мордовия
15.10.1995


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки