Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Государство и религия
Алексий II: "Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям"

О взаимоотношениях Русской православной церкви с Ватиканом, мировых событиях, тревожащих Церковь, и отрадных тенденциях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказывает в интервью газете "Известия".

- Ваше Святейшество, о проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви с Ватиканом вы высказывались, в том числе и в редакции "Известий". Но ситуация продолжает оставаться острой. Недавно кардинал Каспер своей статье заявил, что "православная церковь признает свою пастырскую и евангелизаторскую слабость и поэтому опасается католичества", "РПЦ живет по двойному стандарту", "стремится закрепить свою гегемонию в ущерб свободе личности".

- Подобные заявления представляют собой пропагандистскую дымовую завесу, под прикрытием которой совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления учитывать интересы друг друга. Напомню, католические епархии были учреждены в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный образ действий рассматривался бы как бесцеремонность.

О том, что именно так были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД России, а также подчас весьма острая реакция российской общественности. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по благословению папы Римского в России были учреждены католические структуры, параллельные соответствующим структурам Православной Церкви, а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус "церковной провинции" Ватикана.

Понятие канонической территории, отвергаемое Ватиканом из конъюнктурных соображений, лежит скорее не в догматической, а в историко-церковной плоскости и относится к тем странам, в которых большинство традиционно составляют католики или православные. Однако наличие в мире государств с преобладающим католическим или православным населением является реальностью духовной и религиозной жизни народов, что отрицать невозможно. Сказанное выше имеет прямое отношение и к проблеме католического прозелитизма. Правда, священники и прелаты Римско-католической Церкви отводят упреки в проведении подобной миссионерской политики, утверждая, что они подбирают лишь "ничейные", "заблудившиеся" души. Однако известно достаточно свидетельств обращения в католичество православных, в том числе по причине недостаточной осведомленности людей о вероисповедных различиях между католичеством и православием или даже их тяжелого материального и финансового положения. А кроме того, хотелось бы знать, какого рода души католики рассматривают как "бесхозные" и "ничейные" в стране две трети населения которой принадлежат к Православию либо по вере, либо по крещению, либо по воспитанию, либо по культурной самоидентификации.

Вместе с тем глава российских католиков не скрывает, что католическая паства в истекшем десятилетии существенно не возросла. Это говорит только о том, что, несмотря на миссионерскую активность католических проповедников и не сравнимые с нашими материальные возможности католических приходов, люди в России не отрекаются от отеческой веры. Таким образом, у нас нет причин опасаться заметного роста католического влияния в России. Мы лишь стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с Римско-католической Церковью.

Хотел бы подчеркнуть: наша Церковь принципиально не приемлет попыток перенесения на сферу межконфессиональных отношений идеологии и принципов рыночной конкуренции.

Что же касается обвинений в "использовании двойного стандарта". Наши католические критерии указывают на наличие в Западной Европе епархий Русской Православной Церкви. Но, во-первых, православные священники окормляют в основном соотечественников и единоверцев, находящихся за рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не могут получить официальную регистрацию в таких странах, как Франция, Австрия или Аргентина, где традиционно сильны позиции Ватикана.

Не всем известно также, что накануне обнародования решения о католических епархиях в России Римский понтифик встречался с делегацией нашей Церкви, приезжавшей по приглашению Ватикана в Ассизи. Но в тот момент Папа Римский ни словом не обмолвился об уж принятом им решении.

Справедливости ради надо отметить, что Русская Православная Церковь поддерживает добрые связи с отдельными католическими епархиями, монастырями, учебными заведениями и благотворительными организациями, простыми верующими Римско-католической Церкви. Но это не те католики, которые приезжают к нам с единственной целью - обратить в свою веру как можно больше российских граждан. Поэтому ссылка кардинала Каспера на некую "помощь" нам католических структур в данном случае абсолютно неправомерна. Тем более, что некоторые католические организации, сотрудничающие с нашей Церковью в образовательных, социальных, благотворительных и иных программах, не скрывают своего негативного отношения к односторонним действиям Ватикана в России.

- Не ощущаете ли вы давления со стороны политических сил с целью изменить вашу позицию в контексте вобще процессов глобализации? Не усилилась ли кампания по дискредитации Русской Православной Церкви?

- Мы не вправе игнорировать того факта, что Православная и Католическая Церкви являются реальными и влиятельными духовными силами в Европе и в мире. Мы убеждены, что Московский Патриархат, Ватикан, другие Поместные Православные и иные европейские церкви призваны к взаимодействию с различными институтами объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе интеграционных процессов религиозный фактор жизни народов не оказался вытеснен на периферию общественного внимания.

Что касается вопроса о деятельности Ватикана в России в контексте процессов глобализации, то мы не склонны усматривать здесь прямую взаимосвязь. Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное измерение просматриваются вполне отчетливо. Практически это стремление проявляется в практике прозелитизма, в жестоких утеснениях православного меньшинства греко-католиками в западных областях Украины. В основе подобной политики лежит принципиальное нежелание считаться с традиционными религиозно-культурными ценностями православных народов. Впрочем, история свидетельствует о том, что католическая экспансия в России чаще всего хронологически совпадала с периодами временного ослабления Русского государства и Православной Церкви. Если говорить о сравнительно недавних временах, достаточно вспомнить попытки Ватикана завязать диалог с большевистским правительством в разгар жесточайших гонений на Православную Церковь или активное участие греко-католиков в деятельности националистических, прежде всего антирусских сил.

- Можете ли вы сформулировать условия примирения с Ватиканом?

- Как уже не раз заявлялось русской Православной Церковью, имеется принципиальная готовность к встрече ее Предстоятеля с Папой Римским Иоанном Павлом II. Однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет выработана общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип канонической территории. Иными словами, прежде всего должен найти окончательное разрешение затянувшийся конфликт между греко-католиками и православными на Западной Украине, где были фактически разгромлены три православные епархии - Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Кроме того, Ватикан должен отказаться от практики прозелитизма среди традиционно православного населения России и стран СНГ.

- Возможен ли такой вариант возобновления диалога, при котором ваша встреча с папой Римским состоится на нейтральной территории?

- Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана однажды уже планировалась и должна была состояться в Австрии в 1997 году. Была проделана огромная подготовительная работа, стороны в предварительном порядке согласовали чрезвычайно важные для будущего православно-католических отношений итоговые документы. Однако этот шанс был упущен по вине католической стороны, когда папа Римский из уже подготовленных к подписанию документов собственноручно исключил вопрос об отношениях между православными и греко-католиками на Западной Украине.

Русская Церковь по-прежнему убеждена в том, что подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если послужит уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению болезненных проблем двухсторонних отношений. Нас же пытаются убедить в том, что главное - сам факт встречи Предстоятелей двух Церквей. Однако визит папы Римского на Украину свидетельствует: подобный формат встречи не только не способствует конструктивному решению накопившихся вопросов, но и чреват еще большим обострением существующих в обществе разделений.

- Какие события, происходящие в мире сегодня, тревожат более всего вас? И что вызывает оптимизм?

- Наше время богато тревожными тенденциями. Многие из них являют собой прямые вызовы хрупкому миру на земле и самой перспективе выживания человечества. Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и территориальной целостности государств, сегодня уступает место новому, базирующемуся на принципе глобальной ответственности и "праве сильного". Нравственным обоснованием мирового порядка становится не справедливость, а своеволие. Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам - безразличием; нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены на получение прибыли любой ценой. Не может не беспокоить и стремительное расползание очагов напряженности по лицу Земли.

На мой взгляд, в основе названных тревожных явлений лежит определенное стремление к навязыванию миру культурной и мировоззренческой унификации. Навязывание "универсальной формулы счастья" всем народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического своеобразия будет иметь разрушительные последствия.

В то же время осторожный оптимизм вызывает внимание, оказываемое правительствами многих стран и европейскими международными организациями мнению институтов гражданского общества, к числу которых относятся и религиозные объединения. Ранее, как правило, идеи и соображения религиозного характера оставлялись, так сказать, за скобками мировой и национальной политики. Нельзя считать религиозные убеждения людей и целых народов исключительно частным делом, чем-то a priori неважным, ведь для верующего человека верность Богу и нравственная обязанность жить в соответствии со своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому можно только приветствовать готовность общества к тесному сотрудничеству с религиозными объединениями в деле решения насущных проблем современности.

Что опаснее для России: противостояние православных и католиков или православных и мусульман?

Сергей ШИШКАРЕВ, заместитель председателя комитета по международным делам Государственной думы:

- Опасно и то, и другое, когда это противостояние переходит в экстремальные формы. За всеми религиями стоят миллионы людей. Что касается мусульман, проживающих на территории России, ситуация более или менее управляемая. Угроза есть с обеих сторон, а решить, что опаснее, можно только в конкретном случае.

Алексей ЗОТОВ, священник синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

- Опасность представляет не церковь или конфессия, а экспансия. Почти тысячу лет православные и мусульмане жили вместе, строили единую и сильную Россию, и никогда у нас не было религиозных конфликтов. Со стороны мусульман мы не чувствуем экспансии на традиционные территории Русской православной церкви. А вот Римско-католическая церковь пытается создавать свои епархии на Украине, в Сибири. В свое время эмиссары Ватикана предлагали Иоанну Грозному победу в войнах, которые вела Русь, в обмен на принятие католичества. Царь ответил: "Вас крестил апостол Петр, а нас его старший брат Андрей. И потому храни Русь веру православную, тем и победиши".

Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:

- Как говорил товарищ Сталин, "оба хуже". В первом случае отвратительно противостояние религий, противоестественная свара, существующая на протяжении многих лет между нашей церковью и Ватиканом. Религии, которые проповедуют мир и благотворение воздухов, никак не могут договориться и повышают и без того высокий градус международного напряжения. Что же касается второго, между мусульманами и православными нет войны, есть противостояние мусульманских ортодоксов западному миру, использование религии в политических целях, что кажется мне отвратительным.

Борис БОЛОТИН, политолог, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

- Я считаю противостояние христианских церквей позором. Мне странно и стыдно, что люди, называющие себя православными, могут поднимать шум из-за людей, верующих в одного Бога. В наше время вера - это любовь к человеку, как к творению божьему. Что касается противостояния православных и мусульман, то и его можно предотвратить. Это доказывает сосуществование азербайджан, татар, башкир, якутов в составе Российской империи. Но если говорить о крайне нежелательных экстремальных случаях, то противостояние христианства и ислама гораздо опаснее.

Борис КАЗАКОВ, филолог, член Клуба "Известий":

- На мой взгляд, именно от ислама исходит сейчас основная угроза нашей цивилизации. А христианский мир - и православные, и католики - занят междоусобными распрями, вместо того чтобы предупреждать эту, уже вполне осязаемую, опасность. В тех редких случаях, когда они солидарны, предпочитают не говорить об угрозе со стороны ислама. И патриарх, и папа в один голос осудили израильтян, осквернивших церковь Рождества в Вифлееме, и ни словом не обмолвились об арабских террористах, захвативших святыню.




   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки