Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Народы Севера в борьбе за выживание
   Человеколюбивые идеалы взывают к необходимости особого внимания к судьбам тех народов, которые пребывают в наиболее трудных и сложных условиях по сравнению с другим населением мира. Малочисленные народы, проживающие на Севере России, относятся именно к таковым. В настоящее время им особенно трудно, так как экстремальность обстановки для их жизнедеятельности, определенная суровостью природы, усугубилась ныне общей кризисной ситуацией, сложившейся в России в процессе реформирования страны. Обрушившиеся на северян трудности несравнимы с теми, которые приходится переживать остальным россиянам, населению обжитых районов Центра и Юга России.
   К малочисленным народам Севера в Российской Федерации относятся: алеуты, алюторцы, долганы, ительмены, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, тазы, тофалары, удегейцы, ульчи, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры — всего 29 народов общей численностью 181,6 тыс. чел. Самые крупные из них — ненцы (около 35 тыс. чел.), эвенки (около 30 тыс. чел.). Самые малочисленные — кереки (100 чел.), энцы (198 чел.).
   Эти северяне — потомки тех, кто населял данную территорию в прошлом и вошел в состав Российского государства. Представители вышеназванных народов рассматривают понятие «малочисленные» далеко не однозначно, вполне закономерно полагая, что вклад того или иного народа в социально-экономический и научно-технический прогресс российского многонационального общества не зависит непосредственно от его численности.
   Проект Закона «Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации» в качестве критерия для отнесения народа к малочисленному называет цифру до 50 тыс. чел. Этот рубеж является относительно стабильным, так как народы, насчитывающие менее 50 тыс. чел., не могут преодолеть его в результате естественного воспроизводства в течение длительного времени (по меньшей мере ближайшего десятилетия), считают некоторые специалисты.
   Другим представляется, что названный рубеж искусственный, поскольку основным критерием отнесения того или иного народа к малочисленным является невозможность, при любых созданных ему условиях, развивать экономику и социальную сферу, обеспечивающие относительно независимое развитие в соответствии с современным уровнем прогресса. Кроме того, обозначенный в проекте Закона рубеж не учитывает наличие или отсутствие у того или иного народа своего национально-государственного либо национально-территориального образования. Возникает и такой вопрос: если ныне малочисленный народ превысит «относительную стабильность» пятидесятитысячного рубежа, то к какому народу он будет отнесен? И это не праздный вопрос, так как от его решения зависит правовой статус народа. Он требует должного решения.
   Международная организация труда (МОТ) 7 июня 1989 г. приняла Конвенцию «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах». Между тем проблемы состояния жизни малочисленных народов Севера усложняются и закономерно привлекают внимание мировой и российской общественности.
Осмысливая общую ситуацию
   Народы Севера проживают на территории равной 11 млн.кв.км (это 64% пространства России). Здесь добывается сегодня более 90% газа, три четверти нефти, обеспечивается половина улова рыбы и добычи морского зверя. Отсюда вывозится 36% древесины. Располагая 9% трудовых ресурсов и 15% основных фондов, Север производит почти пятую часть национального дохода России. Итак, регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока, где проживают малочисленные народы, располагают поистине уникальными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, биологическими и другими ресурсами.
   Открытие полезных ископаемых: нефти, газа, руд, драгоценных металлов и т.п. было встречено на Севере с надеждой, что жизнь этого края, его коренных жителей изменится к лучшему, он получит стимул к развитию промышленности, всего хозяйства, которое должно привести к повышению благосостояния народа. Но в экономической сфере начался противоречивый процесс столкновения индустриального производства с национально-традиционным. Казалось бы, индустриализация даст работу людям, вдохнет новую живительную струю, позволит им трудиться в промышленности. Однако все оказалось более сложным.
   Представители коренных малочисленных народов в промышленность идут неохотно — работа на предприятии требует не только соответствующей квалификации, но и серьезной психологической перестройки. (Сейчас пока лишь 6—7% аборигенных жителей Севера заняты на таких предприятиях.) Как следствие, сюда завозятся работники, не владеющие местными языками и безразличные к развитию национальной культуры аборигенных народов. Многие при этом безразлично относятся и к самим коренным жителям. Это вызывает большую озабоченность и воспринимается частью коренного населения как ущемление их национального суверенитета.
   Для развития малочисленных народов Севера первостепенное значение имеет сохранение традиционных видов экономики. Существенную роль в их подъеме могли бы сыграть нарождающиеся рыночные отношения. Пока же в районах Крайнего Севера их практически нет. Существует оптово-товарная система, отсутствуют структуры, которые бы занимались изучением конъюнктуры рынка, подавляющая часть производимой продукции идет государству, отсутствует действенный механизм, который способствовал бы непосредственным взаимосвязям коренного населения (охотников, оленеводов, рыбаков и т.п.) с внешним миром.
   Снабжение Севера осуществляется по распределению Центра. 70% всех потребностей для Крайнего Севера контролирует Комиссия по оперативным вопросам, образованная Правительством Российской Федерации. Однако выполнять, как отметил вице-премьер Ю.Яров, обязательства федеральным властям сейчас стало сложнее, так как исчезли многие структуры и нет Госплана.
   Россия, как известно, благодаря прежде всего народам Севера занимает ведущее место в мировой добыче пушнины, а также является единственным или основным поставщиком некоторых видов пушнины на международный рынок. Песец, лисица, серебристая норка (клеточная) всегда высоко ценились. Пушнина стала приносить немалые валютные средства, однако закупается она у местных охотников по очень низким ценам.
   В прошлом важной отраслью хозяйства таких народов, как чукчи, коряки, ненцы, саамы и др., являлся зверобойный промысел, на ведение которого сейчас имеются ограничения.
   Многие народы Севера занимаются оленеводством. Естественно, что в наши дни оленеводство не играет той исключительной роли в обеспечении продовольственных потребностей, которую оно играло раньше. Но и недооценка его усложнила жизнедеятельность малочисленных народов Крайнего Севера. Олени дают мех, теплую одежду. Поголовье же оленей уменьшается. На 1 января 1993 г. оно составляло 2 млн. 41 тыс. голов. Оленеводство опустилось до уровня 30-х годов.
Драмы экологические и человеческие
   На оленеводстве и охоте отрицательно отразилось промышленное освоение Севера. Вокруг тысяч буровых образовались огромные площади выгоревшего ягеля — основного корма оленей. Тайгу пересекли газопроводы и нефтепроводы, ее перерезали железные дороги. Возникли ряд новых городов и большое число рабочих поселков. Шла ускоренная вырубка лесов.
   До последнего времени, в связи с интенсивным промышленным освоением, практиковалось, по существу, насильственное вытеснение и самих малочисленных народов с мест их исконного обитания. Орочи, например, начиная с 1956 г. были переселены пять раз. Неудивительно, что их осталось всего 631 чел. От 10 до 35% эвенков, нанайцев, ульчей, удегейцев, эскимосов, ительменов, ороков, орочей, юкагиров живут ныне за пределами территорий своего компактного расселения.
   Промышленное освоение Севера сопровождалось разрушением самой среды обитания народов, искусственной унификацией и стандартизацией условий и уклада их жизни. За последние 15 лет на Севере выведено из оборота 34 млн.га оленьих пастбищ. Содержание вредных веществ в реках и прибрежных водах Ледовитого океана превышает предельно допустимые нормы в 5—6 раз. Во многих местах возникли трудности с питьевой водой. Происходит широкомасштабное загрязнение почвы. Так, экологи подсчитали, что на каждый квадратный метр хантымансийской земли пролито от 20 до 50 кг нефти. Только на севере Тюменской области добыча нефти привела к уничтожению 28 промысловых рек и 11 млн. га оленьих пастбищ.
   Нередко опасный характер приобретают эрозийные и термокарстовые процессы. Многие экономисты-экологи считают, что некоторые районы Севера не выдержат дополнительной нагрузки. Среда обитания народов, населяющих регионы Севера, нарушена. Малочисленные же народы данного края почти целиком зависят от природы, дающей им средства к жизни.
   Происходит упадок традиционного добывания пищи, в то же время значительно, за счет в основном приезжих, возросла численность населения. Все это раньше покрывалось за счет поставок продовольствия из южных районов России. Но в последние годы снабжение Севера резко ухудшилось, поставки не выполняются. Резкое повышение транспортных тарифов привело к лишению этого региона авиационных поставок. Подорожание нефтепродуктов поставило навигацию под вопрос. А ведь Север живет в значительной мере за счет запасов, накапливаемых на год-полтора. В 1993 г. на 1 июля было было завезено 14,5 млн. т грузов из запланированных 53 млн.т. Возникли серьезные проблемы со снабжением товарами первой необходимости, топливом, нефтепродуктами и т.д. И, как свидетельствует пресса, северяне сегодня оказались в тяжелейшем положении. Кстати, и местные, и приезжие. На 1 мая 1994 г. продовольствия завезено к уровню прошлого года 85%, нефтепродуктов 62%, продукции производственно-технического назначения 9%.
   Вопрос о выживании малочисленных народов, в связи с нависшей угрозой голода, предстал в период кризиса в прямой, не метафорической форме.
   Чтобы не погибнуть, значительная часть людей покидает обжитые веками места и идет работать в город, поселок истопниками, дворниками, сторожами, уборщицами, и тут уже не до сохранения национального быта, культуры, национального языка.
   Существенное значение в оценке экологической и социальной ситуации имеет учет отношения к природе не только ведомств, но и обычных приезжих работников. В общественном мнении коренного населения региона сложилось, и небезосновательно, представление, согласно которому наблюдается принципиальное отличие в отношении к природе аборигенного населения Севера и приезжих. Для коренных жителей природа — среда их постоянного обитания, они не отрывают себя от природы и в подавляющем большинстве рационально используют ее ценности. В то же время приезжие, временно проживающие на данной территории, относятся к природе как к партнеру, от которого надо получить побольше прибыли и притом с меньшими затратами. Настроения временщиков наносят не только материальный ущерб, калеча природную среду, но и возбуждают национальное возмущение, а нередко и вражду со стороны местного населения.
Проблемы социально-демографические
   В суровых экстремальных условиях жизни народов Севера особую роль играют социальные проблемы. В прежние годы средства массовой информации создавали радужную картину о жизни северян, представляя ее как бравурное шествие к вершинам цивилизации.
   Нельзя сказать, что ничего не делалось для улучшения жизни народов Севера. Делалось, но далеко не пропорционально тому, сколько средств выкачивалось из данного региона.
   Средства выделялись и выделяются, но эффективность их низкая. Из ресурсов, отпускаемых на социально-экономическое развитие территорий и регионов проживания малочисленных народов, только 10—15% доходило до адресата. Не случайно, что социальная сфера за последние годы не получила там сколько-нибудь заметного развития. Обустройство национальных населенных пунктов, бытовое обслуживание населения находятся на низком уровне, а в связи с переходом на рыночные отношения ситуация еще больше усложнилась.
   На Севере в среднем на человека приходится от 1,5 до 7 кв.м жилья, как правило, в ветхих, убогих строениях. На Чукотке, Таймыре, в Эвенкии и других местах люди, чтобы не замерзнуть, набиваются по несколько семей в одну комнату. Каждая вторая—третья семья нуждается в улучшении жилищных условий. Многие оленеводы в Ямало-Ненецком округе не имеют не только жилья, но даже своего чума.
   В большинстве национальных селений детские сады, медицинские учреждения размещаются в не приспособленных для нормальной работы помещениях, часто находящихся в аварийном состоянии.
   Отмечается резкое ухудшение психического здоровья коренных северян в связи с негативным влиянием на них «цивилизации», научно-технического прогресса (пьянство, алкоголизм, преступность, агрессивность). Неестественные смерти составляют большой процент числа умерших. В 80-х годах каждый второй из числа умерших коренных жителей Севера погиб от бытовых травм, убийств и самоубийств, что в 3—4 раза превышает средние показатели по стране. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных нардов Севера составляет всего 42—46 лет, что значительно меньше, чем по всей России. По данным на 1990 г., до 50% орочей находятся на учете в тубдиспансерах.
   Анализ демографических процессов свидетельствует, что на протяжении последних десятилетий принимался ряд мер по стимуляции сохранения и роста малочисленных народов Севера, в частности, постановления № 300 (1957 г.) и № 115 (1980 г.). Общий прирост численности народов (на территории, входившей в СССР), согласно переписи 1989 г., составил 24,6%. В Российской Федерации он увеличился с 9,8% (1979 г.) до 16,8%. Однако, наряду с этим, численность ряда коренных народов в этот период, наоборот, уменьшилась: в Эвенкийском автономном округе с 21,6 до 14%; в Таймырском с 17,3 до 13,7%; в Ненецком с 12,8 до 11,9%; в Ямало-Ненецком с 16,2 до 4,2%; в Чукотском с 10 до 7,3%; в Ханты-Мансийском с 3,2 до 1,3%. Орочей стало на 33,6%, тофалар на 4,2%, а кетов на 0,8% меньше. Слабый прирост численности у саамов — 0,1%, селькупов — 1,3%. Только в Корякском автономном округе отмечался рост от 12,6 до 16,5%.
   В силу таких процессов даже в традиционных национальных поселках представители малочисленных народов Севера не составляют большинства населения. Ввиду этого их представительство в местных органах власти и самоуправления стало самым минимальным.
Культура и образование
   Процессы развития национальной культуры малочисленных народов Севера идут с большими сбоями. Задание, установленное Правительством Российской Федерации (Постановление от 7 июня 1989 г. № 182), по вводу в строй клубов и домов культуры в районах проживания народностей Севера выполнялось слабо.
   Из предусмотренных решением Правительства РФ на 1991—1995 гг. вводимых в эксплуатацию клубов на 20,6 тыс. мест в 1991—1992 гг. введено лишь 1,95 тыс., т.е. только 5,1%, в том числе по Минсельхозу России задание выполнено всего на 8,4%. Администрацией краев, областей, АО и Совминов республик из запланированных к вводу 4,32 тыс. мест не выполнено ничего.
   На Севере фактически отсутствует профессиональное национальное искусство (театры, музеи, оркестры и т.п.). Вызывает беспокойство то, что развитие искусства ведется лишь в рамках самодеятельного народного творчества, и большая проблема заключается в отсутствии достаточного числа соответствующих национальных кадров.
   Ощущается острая нехватка литературы на национальных языках. В библиотеках районов проживания малочисленных народов Севера на 1 января 1992 г. насчитывалось только 7846 экз. книг на 12 языках. В 1991 г. издано на корякском, мансийском языках лишь по одной книге, на хантыйском языке — 2, на ненецком и нивхском — 3. В некоторых библиотеках таковые вообще отсутствуют. За последние годы ничего к лучшему не изменилось. В условиях рыночной экономики очень сложно решать вопросы материального обеспечения культуры. Все это может особенно отрицательно сказаться на сохранении и развитии культуры малочисленных народов Севера, если не будут приняты срочные меры.
   На Севере действует около 300 национальных школ и более 200 школ смешанного типа. Издаются буквари на 17 языках, более 100 наименований учебно-методической литературы. Однако многие школы находятся в очень плохом состоянии, а некоторые десятками лет не ремонтируются, не имеют центрального отопления, канализации, спортивных и читальных залов. Правда, сейчас ведется поиск новых форм обучения. В Якутии, например, в 1992—1993 гг. введены экспериментальные программы возрождения народной педагогики в обучении и воспитании детей коренных северян. В основе лежит конкретное национальное содержание — начиная с внешнего оформления школ, обучения языку, культуре, кончая охотничьим промыслом, прикладными творческими национальными играми. В экспериментальном режиме работают и готовятся к такой работе 5 средних школ.
Как быть дальше?
   До сих пор, к сожалению, Президентом и Правительством России, по существу, не решен принципиально вопрос о политике в отношении этих народов. Она в основе своей сводится к эпизодической благотворительной деятельности государственных органов (осуществление комплекса мероприятий по оказанию финансовой, материальной помощи, организация государственной и кооперативной торговли и т.д.), что явно недостаточно для решения социально-экономических, экологических, демографических проблем северян.
   Следует отметить и такой факт: те или иные мероприятия планируются, как правило, сверху, т.е. в их разработке не принимают участия широкие слои народов Севера, а их мнения зачастую не учитываются.
   Стержнем новой национальной политики должна стать идея самоуправления малочисленных народов, согласно которой они действительно станут субъектами собственного развития. Идея самоуправления соответствует основным положениям Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Федеративного Договора.
   Существует и другой подход, согласно которому ключевым моментом политики в отношении малочисленных народов Севера могло бы стать создание для них своего рода резерваций. Авторами и сторонниками названного подхода являются некоторые представители самих северян. С их точки зрения, лишь резервации в состоянии сохранить самобытность и традиционный образ жизни малочисленных народов. Но их создание, по существу, приведет к искусственному вычленению северян из общего развития цивилизованного мира, к консервации патриархального уклада, отсталых традиций и обычаев. Это даст скорее негативные, чем позитивные последствия. Сказанное отнюдь не означает, что не следует брать то лучшее, что имеется в промышленно развитых странах, в их опыте организации резерваций для сохранения отдельных народов.
   Возможно, для тех народов, которые особенно малочисленны и при существующих условиях не могут самостоятельно развивать экономику и социальную сферу, это было бы каким-то выходом. Ведь некоторые наши народы (например, кереки — 100 чел., энцы — 198 чел., ороки — 179 чел.) давно пора занести в своего рода «Красную книгу».
   Политика должна основываться прежде всего на учете интересов и потребностей народов: расширение площадей земли для ведения традиционных видов хозяйства, оздоровление природной среды обитания, меры по увеличению продолжительности жизни и численности народонаселения, созданию необходимых условий для нормальной жизни малочисленных народов.
   Нужен механизм, используя который можно было бы в условиях Севера сочетать рыночные отношения с деятельностью государственных организаций, с государственным планированием, отказываться от которого здесь пока нельзя. И государственный сектор на Севере должен сохранять главенствующее положение в экономике.
   Намеченная же приватизация, набирающее силу частное предпринимательство, наделение предприятий экономической самостоятельностью, сопровождаемое стремлением постоянно увеличивать бартерные и другие сделки, приносящие довольно быстро прибыль, конечно, будут подрывать или по крайней мере наносить ущерб государственным заказам. Потребности малочисленных народов можно было бы в значительной степени удовлетворять за счет приоритетного перераспределения получаемых на месте налогов и прибылей.
   В условиях Севера укрупненные хозяйства, концентрирующие население в больших поселках, себя не оправдывают. Северным народам близки такие формы хозяйства, как небольшие колхозы, госпромхозы, семейно-родственные бригады, промысловые кооперативы. Важнейшим условием для их создания явилось бы восстановление заброшенных сел, деревень, стойбищ и создание новых. Решения об организации таковых должны приниматься на основе мнений самих оленеводов, рыбаков, охотников, хорошо знающих местные условия. Малые населенные пункты, оленеводческие базы должны иметь благоустроенное жилье и быть обеспеченными продовольствием.
   Создание местных трудовых коллективов в традиционных отраслях будет способствовать решению многих экономических и социальных проблем, прежде всего трудоустройству населения, особенно молодежи. Таким трудовым коллективам необходимо предоставить большую самостоятельность в реализации не только сырья, но и готовой продукции. В целях рационального использования земельных ресурсов, природных средств необходимо в кратчайшие сроки провести инвентаризацию и паспортизацию всех промысловых угодий и пастбищ. На базе этого произвести закрепление их на вечное пользование за семейно-родовыми и другими трудовыми коллективами.
   Учитывая большую остроту проблем природопользования, охраны окружающей среды, следовало бы принять и систематически претворять в жизнь долгосрочную государственную программу охраны природы данного региона, осуществить меры по созданию особого режима природопользования на Севере страны. Правительству Российской Федерации следует разработать соответствующий документ о создании национальных, этнических территорий или зон приоритетного природопользования, которые не подлежат промышленному освоению.
   Решению этих и многих других проблем могло бы способствовать принятие Закона «Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации».
   Большая чувствительность и ранимость северных экологических систем обусловливают необходимость особой природоохранительной нормативной базы. Должны быть свои, более жесткие санкции за неоправданное разрушение природы, за браконьерство. В законах следует закрепить право народов Севера на компенсацию за разрушение природной среды их исторического обитания.
   Состояние здоровья малочисленных народов требует увеличения средств на финансирование здравоохранения, расширение строительства сети больниц, поликлиник и их материальное обеспечение. Учитывая, что медицинские учреждения Севера недостаточно укомплектованы кадрами, обратить внимание на их подготовку и особенно из числа лиц местных национальностей. Наладить работу передвижных медицинских отрядов. Требуется значительно улучшить лечебно-профилактическую помощь, прежде всего населению, ведущему кочевой или полукочевой образ жизни. Целесообразно поддержать выдвинутую на I Съезде малочисленных народов Севера (1990 г.) идею о необходимости разработки государственной программы «Дети народов Севера».
   Важно изменить и подход к обучению и воспитанию детей, осуществляемый до сих пор преимущественно через школы-интернаты. Вряд ли целесообразно отказаться от них вообще, но в них должны быть созданы условия и подобраны соответствующие кадры, которые бы давали школьникам уровень знаний, отвечающий современным требованиям и специфике потребностей именно северян. Частичным выходом из создавшегося положения могло бы стать введение, где это возможно, передвижных школ прямо в оленеводческих и других бригадах. Усилить подготовку подлинных мастеров своего дела: авторитетных оленеводов, рыбаков, охотников и т.д. Сроки каникул приурочивать к хозяйственному циклу, с тем чтобы дети могли активно участвовать в жизни своей семьи. Следует изменить отношение к родным языкам народов Севера, которые почти полностью исключались из учебных планов старших классов. Нужно расширить радио- и телевещание на языках народов Севера. Необходимы и специальные книжные издательства для выпуска изданий на этих языках. Жизнь требует и возрождения Института народов Севера или университета такого типа.
   Словом, проблемы возрождения малочисленных народов Севера объемны и сложны, их очень много, но время не терпит...

"Духовное наследие"
01.08.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"