Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Проблеммы Северных территорий
Социальные аспекты государственные Северной политики

9. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

9.1. Анализ ситуации

В настоящее время районы Крайнего Севера Российской Федерации (а также приравненные к ним территории) рассматриваются как объект особой политики, существенно отличающейся от общих подходов государства к отраслям и регионам в условиях рыночных реформ. При этом к Северу, полностью или частично, относятся 6 республик, 3 края, 10 областей и 8 автономных округов (всего 27 субъектов Федерации). Север вместе с приравненными территориями составляет 70% территории России, распространяясь от арктических областей до регионов, находящихся на широте Сочи.

Для районов Севера в условиях экономических реформ характерны следующие процессы:

  • дифференциация северных регионов по своему экономическому положению и перспективам;
  • дифференциация политики северных регионов по темпам и направлениям реструктуризации экономической и социальной сфер, источникам средств, формам взаимодействия с экономическими агентами и т.п.;
  • массовый отток населения с Севера, приводящий к уменьшению населения северных территорий при увеличении в нем доли нетрудоспособного населения;
  • усиление опасности чрезвычайных ситуаций, когда по техническим и финансовым причинам не обеспечиваются условия жизнедеятельности людей в экстремальных климатических условиях, что приводит к крупным авариям, необходимости массовой эвакуации людей и т.п.

Существует разветвленная система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в северных и приравненных к ним территориях. , в которых предусматривается широкая система государственной поддержки северных территорий, формирующая в них льготный режим функционирования и называемая государственным протекционизмом.

Обязательства по финансированию данных форм поддержки лежат на федеральном бюджете. Однако данная система нормативно-правового регулирования не обеспечила реального позитивного воздействия государства на развитие Севера. Поскольку финансовые обязательства государства по отношению к северным территориям явно превышали реальные возможности федерального бюджета, эти обязательства выполнялись нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности для регионов, муниципалитетов и экономических субъектов на Севере. Значительная часть обязательств была переложена на региональные и местные бюджеты, а также на работодателей. Не были найдены эффективные формы целевой государственной поддержки северного завоза, миграции с Севера, коренных народов, что приводило к неоптимальному и часто нецелевому использованию средств, постоянному изменению "правил игры".

9.2. Цели и задачи реформирования государственной северной политики

Реформирование форм и методов государственной северной политики должно исходить из того, что Север является органической частью общего экономического пространства России, на котором должны действовать общие экономические условия и "правила игры". Конкурентоспособность северной экономики должна обеспечиваться не особыми мерами государственной поддержки, а реальными природными богатствами северных территорий и эффективностью их экономического освоения.

На смену особой "северной" политике должна прийти нормальная региональная политика, учитывающая в той мере, в какой это необходимо, специфику отдельных регионов. Данный процесс активно протекает в настоящее время. Наиболее важными с точки зрения региональной политики являются следующие инструменты:

  • механизмы распределения трансфертов;
  • учет стоимости жизни при оплате труда работников бюджетной сферы и социальных выплатах;
  • методы работы с депрессивными регионами (включая особые механизмы исполнения бюджета финансово несостоятельных регионов).

Но их совершенствование должно рассматриваться не в рамках северной политики и не применительно только к регионам Севера, а в рамках общего реформирования соответствующих направлений экономической политики для страны в целом.

Реформирование государственной северной политики на указанных принципах предполагает поэтапную отмену основных форм поддержки северных территорий при учете региональных "северных" особенностей в реформе межбюджетных отношений, трудовых отношений, бюджетной сферы и т.п. Одновременно приоритеты геополитики, военной политики, национальной политики могут предполагать поддержание жизнеобеспечения отдельных населенных пунктов, военных и других объектов на Крайнем Севере (в первую очередь в арктической зоне), существование которых требует значительных затрат и не может быть оправдано с чисто экономической точки зрения. Целесообразно установить для данных объектов особый режим функционирования, финансирования и снабжения.

Этот режим должен предусматривать:

  • прямое целевое финансирование из федерального бюджета;
  • централизованное регулирование оплаты труда;
  • централизованное снабжение, включая организацию северного завоза.

Ежегодно необходимо принимать пообъектный перечень подобных объектов федерального финансирования и включать их финансирование отдельной строкой в федеральный бюджет.

Реформирование государственной северной политики должно предусматривать:

  • определение этапности реорганизации и отмены особых северных льгот и компенсаций;
  • оказание методической помощи государства в реорганизации рынка труда, обеспечении новых подходов к расселению и другим направлениям реструктурирования;
  • поэтапная отмена специфически северных льгот и компенсаций, которая сопровождается усилением роли региональных факторов в других направлениях реформирования государственной политики;
  • формирование особого режима функционирования, финансирования и снабжения для отдельных объектов в арктической зоне.

9.3. Основные направления реформирования государственной северной политики.

Меры по реформированию рынка труда включают:

  • отмену налоговых льгот на районные коэффициенты и надбавки;
  • отмену гарантий и компенсаций для работников внебюджетного сектора при сохранении их для работников бюджетного сектора на период перехода к новым механизмам оплаты труда;
  • определение направлений реформы в части постепенной отмены системы гарантий и компенсаций для работников бюджетного сектора (в рамках общей концепции реформы оплаты труда работников бюджетной сферы);
  • меры по расширению применения практики срочных контрактов и вахтового метода;
  • разработку и внедрение внебюджетных механизмов стимулирования миграции из северных регионов, включая разработку соответствующих механизмов накопительного страхования.

Финансовая поддержка северных регионов

Однако выбор приоритетов среди различных задач, включающих обеспечение северного завоза и развитие местной ресурсной базы, финансовую поддержку миграции либо вложениями в поддержание социальной инфраструктуры, должен учитывать особенности конкретных регионов и требует возможности маневрирования ресурсами. С целью повышения эффективности использования этих средств необходима концентрация бюджетных ресурсов и полномочий по принятию решений по их использованию на региональном уровне.

Содействие реструктурированию экономики

Концентрация населения в более перспективных и более благоприятных для жизни населенных пунктах, закрытие нежизнеспособных поселений, развитие вахтового метода являются приоритетными задачами реструктуризации экономики Севера.

В данном направлении необходимо в определенных масштабах применять организационное и административное воздействие государства: требовать принятия программ реструктурирования в каждом из северных регионов, получающих трансферты из федерального бюджета; контролировать их выполнение и т.п. Однако подобные методы должны применяться лишь в дополнение к формированию экономических стимулов, иначе их воздействие не даст положительного эффекта.

Содействие миграции с Севера

Меры по реформированию государственной поддержки миграции с Севера включают:

  • ограничение федеральных обязательств по поддержке миграции, повышение роли региональных программ, в том числе внутрирегиональной миграции;
  • возвращение к использованию и повышение роли более дешевых механизмов поддержки миграции, не связанных со стоимостью жилья и транспорта (как вариант - возвращение к компенсациям за сдаваемое жилье);
  • сохранение наиболее дорогих механизмов поддержки миграции (жилищных субсидий) только для малообеспеченных слоев населения (по результатам проверки нуждаемости), более жесткое регулирование условий предоставления субсидий.

В качестве федеральных обязательств необходимо сохранить прежде всего поддержку миграции федеральных служащих и малоимущих через механизм жилищных субсидий. Формы и масштабы поддержки миграции других групп населения должны определяться преимущественно решениями органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"