ПОДГОТОВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ.
(По материалам пресс-службы Госдумы РФ).
Комитет по охране здоровья и спорту подготовил
рекомендации по итогам парламентских слушаний "О
демографической ситуации в России и мерах Правительства
по ее оптимизации".
Госдуме рекомендовано направить Президенту обращение о
необходимости принятия безотлагательных конкретных мер
по кардинальному изменению сложившейся
демографической ситуации, "составляющей угрозу
национальной безопасности России". Палате рекомендовано
также ускорить рассмотрение законопроекта "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах
гражданского состояния", внести изменения и дополнения в
УК, КОАП, КЗОТ в части, устанавливающей
ответственность организаций и физических лиц за
нарушение законодательства в области охраны здоровья,
безопасности производства и охраны труда женщин и детей.
Рекомендовано заслушать на пленарных заседаниях Думы
представителей Правительства с информацией о
демографической ситуации и мерах, принимаемых по
предотвращению депопуляции. Решено подготовить
обращение к СМИ о необходимости усиления пропаганды
здорового образа жизни и рекомендовать Комитетам
Госдумы при рассмотрении законопроектов, относящихся к
вопросам их ведения, давать им оценку с точки зрения
возможного влияния на демографическую ситуацию.
В числе рекомендаций Правительству - ежегодное
представление Федеральному Собранию подробного доклада
о демографической ситуации в стране, разработка проекта
Президентской программы по выводу России из
демографического кризиса.
Одновременно рекомендовано обеспечить финансирование
федеральных целевых программ, входящих в Президентскую
программу "Дети России", и жесткий контроль за
расходованием выделяемых средств.
Правительству предложено также обеспечить разработку
методики, программы, подготовку и проведение в 2002 году
Всероссийской переписи населения.
ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ".
Н. Герасименко - председатель Комитета Государственной
Думы по охране здоровья и спорту, доктор медицинских
наук, профессор, член-корреспондент РАМН.
В октябре 1999 года, по данным ООН, на Земле родился 6-
миллиардный житель и, несмотря на то, что ежегодный
прирост сокращается, ожидается, что к 2100 году население
Земли достигнет 10-11 миллиардов человек. На этом фоне
Россия - одна из немногих стран, где отмечается
сокращение численности населения. Если, по прогнозам,
население Земли к концу XXI века увеличится почти вдвое,
то в России, при сохранении существующих тенденций, к
2075 году останется всего 50-55 млн. человек.
Россия переживает небывалый по разрушительной силе и
далеко идущим последствиям демографический кризис,
который эксперты называют беспрецедентным в мирное
время. С 1992 года население России неуклонно
сокращается. По данным Госкомстата РФ, постоянное
население России сократилось со 148,7 млн. чел. на начало
1992 года до 145,8 на начало 2000 года. В текущем году
сокращение численности продолжалось. За первые два
месяца оно составило 157,8 тыс. чел., что на 13,6% больше,
чем за тот же период 1999 года - 138,8 тыс. чел.
Естественная убыль населения наблюдается в подавляющем
большинстве субъектов Российской Федерации. В 1999 году
в 27 регионах смертей зарегистрировано в 2-3 раза больше,
чем рождений (Вологодская область, вся территория
Северо-Западного, Центрального (кроме Москвы) и
Центрально-Черноземного районов, Республика Мордовия,
Кировская Нижегородская, Самарская и Пензенская
области. В январе текущего года в 10 областях России
приходилось 3 регистрации смерти (в Псковской области -
4) на одно рождение.
Естественный прирост в 1999 году имел место только в 16
регионах - республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия,
Алтай, Тува, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской
Республике, Тюменской области, Ненецком, Ханты-
Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском,
Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском и
Чукотском автономных округах, а в первом квартале 2000
года только в 11 регионах (в 1998 году - в 22).
Процесс депопуляции обусловлен как увеличением
естественной убыли населения, так и уменьшением
миграционного прироста населения. Естественные потери в
прошлом году были компенсированы за счет иммигрантов
только на 16,7%, главным образом это русскоязычное
население из республик бывшего СССР. Всего, по данным
Федеральной миграционной службы России, на 1 января
1999 года в стране насчитывалось 1,1 млн. вынужденных
переселенцев и беженцев.
Нелегальная или полулегальная иммиграция достигает
значительных размеров. По предварительным данным, в
дальневосточных регионах уже обосновалось более 3 млн.
выходцев из Китая, Кореи, Монголии.
Убыль населения России наблюдается в XX веке в
четвертый раз. Первые три были обусловлены Первой
мировой и Гражданской войнами, голодом и репрессиями
30-х годов, Второй мировой войной. Теперешний кризис
эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
С середины 60-х годов не обеспечивается простое
воспроизводство населения, для чего показатель
рождаемости в среднем на одну женщину должен составлять
2,14 - 2,15. В 1999 году, по данным Госкомстата России, он
опустился до уровня 1,17. Если этот коэффициент с каждым
годом будет приближаться к 1,0 - 1,1, а после 2005 года даже
к 0,8 - 0,9, то 100 млн. население России может достичь уже к 2020-2025 годам, а
примерно к 2075 году - 50-55 млн. Таким образом в течение
XXI века Россия как самостоятельное государство может
просто исчезнуть.
В 1987 году родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин
фертильного возраста), в 1998 - почти в 2 раза меньше (8,7).
Практически вдвое сократилось рождение вторых и третьих
детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн.
заканчиваются родами.
У нас один из самых высоких показателей смертности. В
1999 году он достиг уровня 14,7 (в 1998 году - 13,6).
Смертность населения превысила рождаемость на 1,8 (в
1998 году "разрыв" составлял 1,6).
В первом квартале текущего года число умерших по
сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось
на 43,3 тыс. чел., или на 7,9%. превышение умерших над родившимися достигло 1,9 раза.
Смертность населения от неестественных причин занимает
второе место среди причин смертности, а в рабочих
возрастах - первое. Смертность от самоубийств превышает
среднеевропейский уровень у мужчин в 2,5 раза, у женщин -
в 1,5 раза. По смертности от ДТП Россия обогнала
европейские страны в 2 раза. Смертность от употребления
алкоголя за последние 5 лет возросла в 3,5 раза. Начиная с
1998 года, практически 2/3 общего прироста смертности
населения были обусловлены ее ростом среди
трудоспособного населения. На 40% чаще стала умирать
молодежь 15-19 лет. При сохранении сложившегося уровня
из нынешних 16-летних юношей доживет до пенсионного
возраста только 54%. Это хуже, чем было в России 100 лет
назад, когда до 60 лет доживало 56% мужчин.
Мужская смертность была всегда высокой в России, но
сейчас она стала практически самой высокой в мире.
Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин
превышает 12 лет (59,8 лет против 72,2).
Несчастные случаи, отравления и травмы, являющиеся
главными причинами смерти трудоспособного населения,
обусловили в 1998 году гибель 202 тыс. чел., в том числе
170,4 тыс. мужчин и 31,6 тыс. женщин. В
западноевропейских странах, США и Японии уровень
преждевременной смертности трудоспособных мужчин в
2,5-4 раза меньше, чем в России.
За первые два месяца 2000 года число умерших составило
391,7 тыс. против 357,6 в 1999 году (рост 9,5%). Число
смертей от несчастных случаев, отравлений и травм
возросло на 21,1%, в том числе от отравлений алкоголем на
45,7%.
Основными причинами, влияющими на численность и
здоровье населения, являются условия и образ жизни, в том
числе потребление алкоголя, наркотиков, табакокурение,
состояние окружающей среды; генетические факторы и,
наконец, деятельность учреждений здравоохранения,
которая главным образом корректирует патологии,
обусловленные первыми тремя причинами.
В основе беспрецедентного роста смертности - ухудшение
качества жизни большинства населения, связанное с
затяжным социально-экономическим кризисом, для
которого характерны рост безработицы, хронические
задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий,
ухудшение качества питания, снижение доступности
медицинской и лекарственной помощи, затяжной
психологический стресс, неуверенность в своем будущем и
будущем детей, рост криминализации общества. По
утверждению авторов доклада, на Пироговском съезде в
Москве (1995 год) свыше 70% населения России живет в
состоянии затяжного психоэмоционального и социального
стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных
психозов, тяжелых неврозов, алкоголизма, наркомании,
антисоциальных вспышек.
Отмечается значительное ухудшение состояния здоровья
населения, причем наиболее неблагоприятные тенденции
прослеживаются у детей и подростков. Из общего числа
детей, родившихся в 1998 году, только 20% можно считать
здоровыми, 35,8% детей родилось больными, 44,2%
составили группу риска.
Общая заболеваемость среди новорожденных достигла 85 на
100 тысяч, частота вирусных инфекций возросла в 6 раз и
составляет в общей структуре заболеваемости 6-8%. По
официальным данным, смертность младенцев от различных
инфекций достигает 30%, но в действительности этот
показатель значительно выше.
В настоящее время процент здоровых детей среди
школьников младших классов составляет 10-12%, средних -
8%, а в старших - всего 5%. Более, чем у 50% детей в
возрасте до 9 лет и более, чем у 60% старшеклассников
диагностируются хронические заболевания, многие из
которых в дальнейшем могут привести к инвалидизации.
Итог - в активный трудоспособный и репродуктивный
период сейчас вступает больное поколение. Это страшный
симптом начала вырождения нации.
Современное состояние здоровья населения, прежде всего
людей трудоспособного возраста, на фоне сокращения
общей численности населения становится
дестабилизирующим фактором национальной безопасности.
Одной из самых серьезных проблем для России стал
туберкулез, заболеваемость которым за последние пять лет
возросла на 70%, смертность - на 90%. В настоящее время
зарегистрировано более 2,3 млн. больных туберкулезом.
Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Уровень
потребления алкоголя на душу населения, включая стариков
и младенцев, почти в 2 раза превысил уровень,
определенный ВОЗ как опасный. Из общего числа умерших
мужчин трудоспособного возраста две трети умирают
нетрезвыми.
Поистине национальной катастрофой становится СПИД. К
середине апреля текущего года в стране насчитывалось
38000 ВИЧ-инфицированных, что превышает показатели
1999 года вдвое. При этом необходимо учитывать, что
выявляется в лучшем случае лишь пятая часть
действительного количества зараженных. Таким образом, к
2002 году число ВИЧ-инфицированных достигнет 1 млн.
чел. Причем это в основном молодежь. 80% всех ВИЧ-
инфицированных люди в возрасте от 15 до 25 лет. Это
значит, что у нас погибнет целое поколение, так как
лекарства от СПИДа до сих пор не существует. К
летальному исходу через 1-12 лет придет каждый
зараженный.
Чрезвычайно актуальна сейчас проблема курения. Две трети
мужчин и не менее трети женщин подвержены этой вредной
привычке, пагубно отражающейся на здоровье. За
последние 10 лет заболеваемость раком легкого выросла на
63%, причем смертность от рака у курильщиков в 20 раз
выше. 52,1% всех раковых заболеваний как у мужчин, так и
у женщин, связаны с табакокурением. Ежегодно от причин,
связанных с курением, умирает 30000 человек, главным
образом трудоспособного возраста.
В Росси продолжает расти количество курящих детей.
Первые пробы приходятся на возраст 11-12 лет, среди
учащихся 7-8 классов систематически курят 8-12%, в
старших классах - 21-24%.
Не следует забывать и о пассивных курильщиках. По
некоторым исследованиям, риск возникновения рака
легкого у них возрастает на 34%, сердечно-сосудистых
заболеваний - на 50%.
Еще одна угроза, прежде всего молодому поколению -
наркомания. По данным социологических исследований
почти 4 млн. жителей России пробовали наркотики. 76%
лиц, регулярно потребляющих наркотики - молодежь до 30
лет. С 1997 года смертность от употребления наркотиков
увеличилась в 12 раз, среди детей - в 42 раза.
Значительную угрозу представляет гепатит-В, ежегодный
рост заболеваемости которым достигает 20%.
Ухудшение состояния здоровья привело к возрастанию
потребности в медицинской помощи. Возникли "ножницы":
потребности растут, финансирование уменьшается. Его
дефицит привел к бесконтрольному расширению платных
медицинских услуг.
Государственное здравоохранение уже не в состоянии
обеспечить необходимый базовый уровень медицинской
помощи населению.
На фоне высокой заболеваемости следует отметить
ограничение возможности лечения, ибо цены на лекарства
выросли до таких размеров, что граждане, в том числе с
хроническими заболеваниями, не в состоянии их
приобрести и вынуждены отказываться от лечения. Не
лучше положение и в больницах, где нет ни медикаментов,
ни нормального питания. Наши больные со многими
видами хронической патологии живут на 8-10 лет меньше,
чем в Западной Европе и других экономически развитых
странах.
Население России одно из самых старых среди
экономически развитых стран.
За годы текущего десятилетия численность россиян
пенсионного возраста возросла на 2,3 млн. чел., или на 8%.
Детское население за этот период сократилось на 5,7 млн.
или на 15,7%. На 1000 трудоспособного населения
приходится 356 пенсионеров, в том числе 436 - среди
сельского населения (в 1960 году 202 и 257 человек
соответственно). К 2016 этот показатель достигнет 427.
Важнейшей проблемой для экономики страны будет
обострение потребности в финансировании систем
пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.
Возникнут проблемы и для здравоохранения. Потребуется
значительное усиление внимания гериатрической помощи.
В отдаленном будущем следует ожидать и снижение
качества рабочей силы, так как сократится молодежный
контингент, в том числе со средним специальным и высшим
образованием.
К 2005 году общая численность детей уменьшится с 30 до 25
млн.
Нагрузка детьми на 1000 трудоспособного населения
снизится до 29% в 2015 году (47% в 1959). Нагрузка
пожилыми людьми за тот же период возрастет с 14,5 до
32,4%.
У нас низкий уровень рождаемости, но социальных сирот
почти в три раза больше, чем было истинных сирот после
войны.
В России сегодня более 30 млн. детей. За 1990-1998 годы
численность их в общей массе населения уменьшилась на 4
млн. 229 тысяч. В 1998 году их стало меньше на 700 тысяч.
600 тыс. детей России - инвалиды.
Как утверждает Генпрокуратура России, сейчас у нас 2 млн.
беспризорников, 300 тыс. детей до 16 лет числятся
пропавшими без вести. 1500 подростков нигде не учатся. 14
тыс. несовершеннолетних в СИЗО, 21 тыс. - в колониях для
несовершеннолетних.
Дети-сироты стали товаром, и очень прибыльным. В 1991
году Россию покинули 80 младенцев, в 1995 - 2200. С 1996
до середины 1999 экспортированы 16300 наших детей, тогда
как более 6000 российских семей ожидают своей очереди на
усыновление.
Необходимы изменения законодательства в части
регулирования работы по усыновлению детей-сирот.
Комитет Государственной думы по охране здоровья
поднимал вопросы сохранения народонаселения на
парламентских слушаниях в апреле 1997 года.
Прошло три года, а ситуация не только не улучшилась, но
приобрела характер национальной катастрофы.
Принимаемые государством меры не сдерживают
нарастания негативных демографических процессов.
Нет реальной политики, направленной на улучшение
качества здоровья населения, на профилактику заболеваний.
Не только не улучшается - резко ухудшается качество
медицинской помощи, она становится все менее доступной.
Если анализировать, то ни один долгосрочный проект или
государственная программа себя не оправдали. Деньги
распыляются, уходят в песок, а проблема не только не
решается, а порой еще и усугубляется в процессе
осуществления предусмотренных программой мер.
Демографическая политика предусматривает проведение
длительной и кропотливой работы, направленной на
возрождение уважения к семье, в том числе с активным
привлечением СМИ, которые в настоящее время активно
насаждают антидемографические настроения, бездуховность,
идеологию, чуждую многовековой российской культуре.
Проведение демографических мероприятий по исправлению
ситуации не должно носить характер кампании. Это
длительный процесс, предусматривающий возрождение
культуры, авторитета семьи, сохранение имеющегося
человеческого ресурса, прежде всего детей. Что говорить о
повышении рождаемости, если не можем сохранить и
вырастить уже имеющееся поколение, необходима
разработка и настойчивое проведение в жизнь программы
ликвидации беспризорности, возвращения обществу детей,
оставшихся без родителей, попавших в криминальную
среду.
Анализ состояния и тенденций демографических процессов
и их причин свидетельствует о невозможности стабилизации
демографической обстановки в стране и последующего ее
улучшения без преодоления духовного и социально-
экономического кризиса, последующего подъема
экономики, повышения уровня жизни населения.
Среди целей современной демографической политики
России приоритетным должно считаться снижение
сверхсмертности населения, улучшение его здоровья,
поддержание жизнеспособности детей и взрослых,
повышение продолжительности жизни.
Опыт многих зарубежных стран показывает, что наиболее
эффективны в демографической политике меры,
направленные на снижение смертности. Изменить
репродуктивную установку населения весьма сложно, но
создать условия для реализации уже сложившейся
потребности семьи в детях государству просто необходимо.
Для России до сих пор остается традиционным
финансирование охраны здоровья по остаточному принципу
и пренебрежение ценностью человеческой жизни как на
уровне государства, так и в общественном, и в
индивидуальном сознании. Средства массовой информации
играют скорее отрицательную, чем положительную роль в
деле пропаганды здорового образа жизни.
Необходима продуманная и реальная программа действий,
включающая вопросы поощрения рождаемости, проведение
мероприятий по улучшению условий жизни, охране
здоровья, рациональному использованию миграционных
ресурсов.
В проекте рекомендаций парламентских слушаний
намечены предложения всем уровням законодательной и
исполнительной власти по выводу страны из
демографического кризиса, прежде всего необходимо
принятие четкой программы действий, подкрепленной
необходимым финансированием. Задачи должны быть
конкретными, проверяемыми и эффективными.
А.Корешкин - профессор, руководитель секции
демографической защиты Международной славянской
академии.
Против России развязана настоящая демографическая
война, наносится труднопоправимый ущерб
воспроизводству ее вымирающего населения.
Направленные на это мероприятия (прежде всего,
миграционная экспансия и обеспложивание -
арепродуктивность) щедро финансируется из-за рубежа,
поддерживаются структурами ООН, а также внутренними
силами.
В РФ с 1992 г., по официальным данным, было открыто 300
государственных центров планирования семьи" под эгидой
Минздрава, 52 филиала РАПС (Российская ассоциация
планирования семьи) и 40 организаций Международного
фонда планирования семьи. Активной антирепродуктивной
пропагандой занимается субсидируемая из-за рубежа плеяда
организаций и учреждений типа "Эзоп", "Ариадна",
"Ювентус", "Магистр" и пр. Для так называемого "полового
воспитания" (фактически, нравственного разложения) в РФ
созданы десятки курируемых Минобразованием медико-
педагогических, медико-психологических, валеологических
школ.
"Главными штабами" демографической войны являются:
ЮНФПА (Фонд народонаселения ООН), Всемирный банк,
ВОЗ, ЮНЕСКО, Ассоциация добровольной хирургической
контрацепции (стерилизации), Фонд Рокфеллера и др.
Названные организации разрабатывают и финансируют
программы снижения рождаемости в развивающихся
странах, но с особо пристальной "заботой" - в РФ. Они же
контролируют их реализацию. Основные директивные
документы, которыми руководствуются эти службы:
Меморандум Совета безопасности США от 1975 г. и
решения Каирской (1994) конференции, выработавшей (по
указанию США) рекомендации по сокращению
рождаемости. Эти рекомендации уже в форме требований
включены в качестве условий предоставления кредитов
МВФ и Всемирного банка, выделяемых РФ.
В материалах Каирской конференции прямо указано:
"Программы планирования семьи дают серьезный эффект
сокращения рождаемости". О результативности принятой в
Каире "Программы действий по регулированию
народонаселения" можно судить по данным питерского
Центра планирования семьи.
В отчете миссии фонда ЮНФПА - головной организации
по сокращению населения написано: "В 1992 г. в Санкт-
Петербурге доктор Нелли Борисовна Алмазова создала
Центр планирования семьи... Его годовой бюджет... 1,7 млн.долларов. Центр проводит операции по контрацептивной
стерилизации (80-90 женщин в год) и введению и удалению
имплантантов "норплант".
Сегодня в стране подобных центров уже около 400. За 8 лет
они в состоянии были лишить детородной функции сотни
тысяч российских женщин, ускорив таким образом процесс
вымирания.
Рекомендации Каирской конференции с целью получения
более "серьезного эффекта" в снижении рождаемости
говорят сами за себя: - настаивают на том, чтобы
"обеспечить официальную законодательную базу,
способствующую службе планирования семьи.
Национальные и местные лидеры должны сосредоточить
свои усилия на обеспечении бюджетных ассигнований, а
также на выделении сотрудников" (рекомендация 8); -
предлагается устранить "ненужные медицинские и
законодательные ограничения" для службы "планирования
семьи" (рекомендация 14).
Ведущий идеолог российских "планировщиков" - депутат
Госдумы Е.Лахова, возглавив Комитет по делам женщин в
1991 г., предложила проект закона о принудительной
стерилизации, с ее точки зрения, "недостойных"
(аналогичный закон действовал в гитлеровской Германии).
К счастью, эта диверсия провалилась. Тогда Е.Лахова
подготовила другую - пыталась провести через Госдуму
закон "О репродуктивных правах граждан",
предоставляющий "планировщикам" полную свободу
действий.
В так называемом "Национальном докладе", представленном
Россией на сессию ООН в июле 1999 г. нет даже
упоминания о каких-либо мерах по приостановлению
вымирания. Все шесть государственных "приоритетов"
демографической политики включают принципы
"планирования семьи", т.е.
ориентированы на поддержание процесса депопуляции,
углубляющегося на протяжении последних 7 лет.
Авторы этого документа, в том числе Е.Лахова и
В.Матвиенко, в контексте проводимой и планируемой
внутренней демографической и общесоциальной политики,
фактически говорят о продолжении демографической войны
против народов РФ, ориентируя репродуктивное поведение
российских семей на рождение одного ребенка, что
обеспечит сокращение численности населения более чем в 2
раза за 25 лет (даже более ускоренными темпами, чем
сейчас).
Выступая с трибуны Сессии ООН, вице-премьер РФ
В.Матвиенко заверила зарубежных организаторов и
финансистов демографического кризиса в РФ в верности
курсу на ускорение вымирания: "Россия полностью
привержена целям и духу Каирской конференции. Следуя
установкам Каира, правительство целенаправленно
проводит свою политику в области народонаселения...".
Такого рода политика понижает демографическую
безопасность страны.
Поэтому она должна быть заменена политикой борьбы с
вымиранием, для чего необходимо:
1. Ликвидировать сеть
организаций "Планирования семьи".
2. Законодательно запретить программу "сексуального
просвещения" в школах. 3. Создать правительственный
орган (комитет, министерство) по демографической защите
и семейной политике с соответствующими подразделениями
во всех регионах страны.
4. Законодательно ограничить миграцию в РФ из государств
СНГ и других стран неславянского населения; прекратить
пропаганду межрасовых браков, одновременно снять
фактический запрет на обсуждение этой темы в средствах
массовой информации.
5. Поднять в СМИ вопрос о беспрецедентном вымирании
русских в РФ.
6. Принять протекционистские законы по стимулированию
рождаемости в семьях славян.
7. Принять законы о применении санкций против стран
СНГ в случаях дискриминации русских.
http://www.slavmir.ru.
|