Кажется, что о спикере Государственной Думы Геннадии Селезневе сказано уже практически все, что можно. Подробно расписана его биография и трудовой путь. Его высказывания цитируются, его фотографии тиражируются. Казалось бы, что о нем можно сказать нового?
Оказывается, что при председателе Госдумы работает специальный Совет переселенческих объединений, который занимается проблемами наших соотечественников в ближнем зарубежье. Об этом Геннадий Николаевич рассказывает в эксклюзивном интервью нашему изданию.
- Геннадий Николаевич, почему проблемой переселенческих организаций занимаетесь именно Вы? Ведь есть целое министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики?
- Все дело в том, что проблема русскоязычного населения - наших с вами соотечественников, оставшихся после развала Советского Союза фактически брошенными за рубежами России до сих пор остается актуальной. Сказать о том, что эта проблема закрыта, мы не можем. Не только в Государственной Думе, но и при Госсовете создана специальная группа, которая изучает вопрос положения дел наших соотечественников, с выработкой четкой миграционной политики, с подготовкой соответствующих законов. Совет переселенческих объединений не подменяет собой министерство, а вырабатывает рекомендации, которые направляются правительству, в соответствующие органы и комитеты Госдумы, чтобы при работе над законами по этой тематике учитывалось мнение нашего совета. Ведь в него входят представители переселенческих организаций самых разных российских областей.
- Недавно были озвучены предложения подведомственного Вам совета о приоритетности общинного переселения соотечественников?
- Да, и эти предложения были приняты на вчерашнем совещании (21 мая - Дни.Ру). Мы их оформим и до 25 июня передадим в рабочую группу государственного совета для подготовки доклада. С ними также будет ознакомлена администрация президента. Они заинтересованы в этом.
- Почему?
- В настоящее время готовится проект Указа президента по государственной миграционной политике. Путин этим указом намерен обозначить основные параметры этой политики.
- Есть ли уже какие-то цифры?
- В основном, цифры расходов. По федеральной миграционной программе в течение трех лет необходимо реализовать социальные гарантии тем мигрантам, которые сейчас - с 1991 года - стоят в очереди на получение жилья, ссуд и компенсаций, а для этого требуется по подсчетам 8 млрд. рублей. В дополнение к людям, которые уже здесь живут, будут привлечены дополнительные трудовые ресурсы, что потребует дополнительных же средств на обустройство тех людей, которые приедут в Россию. Президент должен обозначить, мы вообще собираемся выполнять социальные гарантии. К сожалению, пока мы не видим единой миграционной политики и единой работы всех министерств и ведомств.
- Например?
- Живой пример - выполнение чернобыльских программ по отселению жителей из зараженной зоны. Ответственность за ее выполнение возложена на МЧС, хотя сейчас она проходит больше по Минтруду и Минздраву. Но МЧС занимается ликвидацией последствий наводнений, землетрясений и так далее. А Чернобыль остался даже не на втором - на десятом месте. Поселки переселенцев-чернобыльцев - это ужас бесхозяйственности, который повергает в смятение. Огромные государственные деньги вложены в недострой! В дальнейшем будет поставлен вопрос о том, что недостроенные здания, в которые вложены миллиарды, и которые ветшают, будут даже не достраивать, а разбирать. Теперь уже нужно определять, какое ведомство будет этим заниматься, определять, что можно передать регионам, на каких условиях передать, чтобы их можно было ?довести до кондиции?.
- И есть ли какие-либо проекты федеральных законов - которые бы упорядочили передачу таких объектов, ?зарытых в землю?.
- Таких законов еще нет, это наша межведомственная неразбериха, никто не ищет никаких схем для решения данной проблемы. Наверное, беда все-таки в том, что чернобыльские проблемы отданы на откуп МЧСникам, у которых, повторюсь, другие функции. Обратим внимание правительства на решение этой проблемы, поскольку понимаем, что пройдет год-два, понадобятся деньги, чтобы эти здания разбирать, и начнется полный беспредел.
- А откуда будут все-таки браться средства на переселенческие программы?
- Для привлечения средств может быть создать государственно-общественный фонд под патронажем президента, привлечь в него основные финансово-промышленные группы, пусть раскошелятся на решение данной проблемы. Если мы хотим проводить политику, то должны осознавать, что любая политика стоит денег. Она будет проводится настолько эффективно, насколько будет обеспечена финансами.
- Вы считаете, что раскошелится еще кто-то, кроме государства?
- Да. Существуют действительные и дополнительные ресурсы. Например, на Урале один замдиректора по кадровой политике в личном разговоре сказал министру по делам Федерации: ?Сегодня я могу обустроить 400 человек - переселенцев из СНГ, но они должны быть такой-то специальности, квалификации. При этом гарантированы рабочие места и жилье в ?малосемейках?. Это не единичный случай. Так как сегодня экономика начинает развиваться, многие предприятия, которые раньше ?лежали на боку?, начинают подниматься, работать эффективно, и, оказалось, что те, кто раньше работал токарем, фрезеровщиком, в течение 10 лет поменяли профессию, переквалифицировались, ушли в бизнес. Этот потенциал фирм, заинтересованных в квалифицированном труде, сегодня должен быть использован, их средства должны привлекаться.
- Но ведь, привлекая квалифицированные кадры, мы фактически отсекаем пенсионеров, неработающих?
- Нет, это не значит, что не существует гуманитарных проблем. Не значит, что мы должны бросить стариков, которые сейчас на пенсии. Молодые, здоровые, которые получат работу, смогут самообустроиться. На тех, кто не сможет обустроиться самостоятельно, понадобятся деньги. Минфин и государство должны их предоставить, чтобы решить данную проблему. Степень нашего гуманизма будет зависеть от того, сколько выделено денег.
- Вы неоднократно заявляли о том, что являетесь проповедником идеи социального государства. Что это за государство?
- Я очень критично отношусь к нынешней российской Конституции. Все страны очень аккуратно подходят к созданию такого документа. Мы же все делали впопыхах. И многие кочки, о которые мы сейчас спотыкаемся, должны быть выровнены. Постепенно мы будет менять целый ряд статей Конституции. чтобы уйти от системы договоров, которые появились по инициативе Татарстана, когда помимо Конституции существует отдельный договор между федеральным центром и республикой. Но 7-я статья Конституции снимает всю критику, так как она провозгласила Россию социальным государством. Наш человек имеет право на труд, на соцобеспечение, пенсию. Сейчас она, к сожалению, практически не работает. Если посмотреть законодательную систему России, то она где-то на десятом плане.
В 7-й статье не говорится, что устанавливается какая-то уравнительная система. Социальные государства с моей точки зрения - это Норвегия, Швеция, Германия? Сейчас дописываются наши предложения президенту и правительству. Вызывает тревогу то, что наше правительство говорит о субсидиарном государстве. Это грубейшее нарушение Конституции. Субсидии - подачки, которые приемлемы в крайних случаях.
- Ваши пожелания читателям?
- Есть исторический факт. Хрущев первый раз приехал в США. И вот он, вальяжный, с сияющими на груди звездами, встретился с председателем Компартии США Гэсом Холлом - скромным, небольшого роста. А надо сказать, что в те годы американская компартия насчитывала всего пять-шесть тысяч членов. Хрущев спросил: ?Ну, что, товарищ Гэс Холл, чем мы должны тебе помочь??. Тот подумал и ответил: ?Живите лучше!? Вот мое пожелание?
gнu.ру 2.0
ежедневное информационное издание
|