Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Государственная тайна России во внутриполитической борьбе

1. Засекречивание, рассекречивание и политика

Россия, сохраняя многие традиции закрытого СССР, остается одной из самых засекреченных стран мира. Если закон РФ «О государственной тайне» и ряд сопутствующих законов и постановлений Правительства России носят открытый характер, то сама многообразная практика применения феномена «государственной тайны» закрыта.

Здесь можно спросить, а что же это за закрытая практика?

Независимо от сферы общест-венной деятельности (некоторые сферы государственного управления, международные отношения, деятельность в структурах Минобороны РФ, проведение исследований и разработок в Минатоме РФ и т.д.) в практике засекреченных структур есть что-то общее. Там трудятся специалисты с «допуском», которые на основе се-кретных инструкций или малоизвестных и недоступных документов проводят секретные работы, создавая секретные изделия, которые соответствующим образом учитываются, хранятся и в ряде случаев периодически используются для достижения определенных целей.

В редких случаях, иногда под давлением конъюнктурных политических факторов, происходит рассекречивание отдельных компонентов этого процесса при условии, что это не затронет сегодняшние реалии и не позволит воссоздать истинную картину происходящего. Порой, на опублико-вание в открытой прессе ранее секретной информации выдается с очень высокого верха негласное разрешение и уточняется социальный заказ.

Очевидно, «чемпионом» по вы-бросу секретного компромата среди СМИ России является «Московский комсомолец». При этом может ставиться конкретная задача: не проинформировать, а дез-информировать общество, создав искаженное представление.

В более редких случаях мнимое «рассекречивание» становится элементом тонкой секретной игры политического или военно-технического плана.

2. Что такое государственная тайна?

Это тайна конкретного государства.

Для российского законодательства последние годы стали примечательным периодом. Впервые за многие десятилетия в стране сформировано развитое открытое законодательство по государственной тайне.

Закон РФ «О государственной тайне» (1993 г.) в своей дополненной в 1997 г. редакции содержит следующее ключевое определение: «Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (СЗ РФ, 1997, № 41, ст. 4673).

К основным понятиям помимо вышеприведенного определения самой «государственной тайны» также относятся: «носители сведений, составляющих государственную тайну» (сегодня это и дискеты), «система защиты государственной тайны» (секретное делопроизводство и охрана со стороны национальных спецслужб), «допуск к государственной тайне» (кто и на какой основе допускает к секретам как отдельных граждан, итак и целые организации или предприятия), «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну» (процедура ознакомления), «гриф секретности» (степень секретности на самом документе или в сопроводительной документации), «средства защиты информации» (технические, криптографические, программные и т.д.).

Надо отметить, что перечисленные ключевые понятия во многом определяются как принципы защиты текущей управленческой информации, так и секретной интеллектуальной собственности, ее правовой охраны, интенсификации межотраслевого и международного обмена научно-технической информацией и возможной коммерциализации научно-технических достижений.

3. Аналитическая структура засекречиваемых сведений России

Сам закон РФ «О государственной тайне» дает наиболее общие нормы.

Более системно объекты засе-кречивания определены в Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (СЗ РФ, 1998, № 5, ст. 561). Всего в «Перечне» — 87 контрольных позиций. По каждой из позиций закреплено, как правило, несколько министерств и ведомств РФ. Однако за количеством есть свое качество.

Для примера можно раскрыть позицию № 75 «Перечня», относящуюся именно к сфере науки и техники. Это — «Сведения о физико-химических явлениях (полях), сопутствующих созданию, производству и (или) эксплуатации во-оружения, военной техники, раскрывающие их охраняемые параметры».

Засекречивание в этой области и контроль за информацией призваны осуществлять: Минатом, МВД, Минздрав, Минобороны, Мин-образования, Минтопэнерго, Мин-транс, МЧС, Минэкономики, Росгидромет, ФАПСИ, ФПС, ФСБ, Российское космическое агентство, Гостехкомиссия.

В качестве курьеза данного документа можно рассматривать отсутствие в этом перечне РАН.

Попробуем дать приводимые в вышеуказанном «Перечне» данные в форме табл.

Очевидно, что «чемпион» России по государственной тайне — Минобороны (отражение внешней военной угрозы). Далее сравним засекреченность таких минис-терств, как МВД РФ (отражение внутренних угроз страны) и ФСБ РФ (контрразведка и спецоперации). Как ни странно, но в МВД РФ государственных тайн гораздо больше, чем в ФСБ РФ.

Из табл. видно, что наибольшее количество государственных тайн создается в сфере науки и техники. Здесь выделяется Минатом РФ. Много тайн в высшей школе, курируемой Минобразованием РФ. Пожалуй, в Миннауке РФ роль государственной тайны недооценена.

Анализ «Перечня» позволяет сделать вывод о его излишней «милитаризованности». Так, к числу ключевых понятий документа уже относятся: «специальные объекты», «военные объекты», «режимные объекты», «предприятия и организации», «войска», «вооружение», «военная техника», «объекты оборонной промышленности», «оружие массового поражения».

Можно полагать, что разработчики этого указа работали или служили в одном из ведомств, близком к ФСБ РФ и Минобороны РФ. И именно в этой связи многие аспекты деятельности современного государства оказались ими недооценены. Между тем, многие «гражданские» дела государства (например, в области научно-технической политики, инвестиционных конкурсов, регулирования рынка ценных бумаг, структурной перестройки экономики и т.д.) сегодня не менее секретны, чем де-ла военные. Крайне неважно обстоит дело и в области финансовой тайны в Минфине и Центробанке РФ. Не на этой ли основе известные «утечки» важной финансово-кредитной информации позволили ряду лиц и структур за короткий срок нажить баснословные состояния?

4. Противоречивые тенденции российской действительности

На исполнении российского законодательства, очевидно, сказывается общая противоречивая внутриполитическая обстановка, потеря управляемости хозяйственных структур, недостаточная подготовка в этой сфере руководящих работников и специалистов. Сегодня российская действительность политизирована, деструктивна и разбалансирована, что не может не сказаться на сфере науки и техники, финансов, экономики. Все это приводит к противоречивым тенденциям в реализации законодательства о государственной тайне, особенно в связи с требованиями Указа Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61.

С одной стороны, это тенденция к более ответственной работе с секретными документами, работами и изделиями, что по-своему приводит к естественной волне засекречивания. Очередной толчок к усилению засекреченности дал упомянутый выше Указ Президента, утвердивший новую редакцию «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Другая тенденция имеет обратный характер и работает против Закона РФ «О государственной тайне». Как ни странно, но сама ситуация в России такова, что засекречивание в конечном итоге невыгодно извест-ным борющимся за политическую власть группировкам. Взаимоотношения Центра, отраслевых (особенно ТЭК, ВПК, АПК), и региональных элит, политических партий, правых и левых, западников и националистов и т.д. сегодня весьма сложны и напряжены. Кому-то при этом нужна весомая актуальная, но открытая информация (особенно с компроматом на наших политических деятелей).

Если говорить о существе самого закона РФ «О государственной тайне», то понимание ряда процессов и тенденций в рамках реализации российского законодательства о государственной тайне должно углубить, в частности, понимание сущности научно-технической политики и технологического менеджмента в современной России. Очевидно, это понимание должно привести к требуемым сдвигам в самой научно-технической и промышленной политике. Так, создание в конце 1998 г. при Минюсте РФ нового Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения — это лишь одно из требуемых управленческих нововведений.

Понятно, что эффективная российская научно-техническая, промышленная и экономическая политика требуют большего учета факторов «государственной тайны»:

  • Чисто практические нужды России требуют уточнить понятие «национальной безопасности» и структуру ведомственных перечней сведений, составляющих государственную тайну (в том числе и «финансовой тайны» РФ).

  • Необходимо повысить лицензионный статус (в том числе с участи-ем ФСБ РФ) ряда предприятий, объ-единений, научных организаций, включая РАН и гражданские отрасли экономики, и выполняемых ими разнообразных проектов, при реализации которых целесообразно засекречивание производственных результатов. Возможное проведение секретных работ в больших и малых российских структурах (всех форм собственности) следует рассматривать как важный фактор их конкурентоспособности.

    Весьма важно развивать системы ведомственной специнформации с заимствованием научно-технических достижений из одних секторов экономики в другие (для «открытой» науки — из «закрытой» и ряда зарубежных стран при участии внешней разведки).

    Очевидно, что ослабление позиций России в ряде направлений науки и техники уже требуется компенсировать активизацией научно-технического и промышленного шпионажа. В обозримой перспективе надо усилить работу по совершенствованию подготовки и повышению квалификации необходимых специалистов.

    5. И для засекречивания, и для рассекречивания должна быть мера

    Государственная тайна требует к се-бе взвешенного и аккуратного отношения. Очевидно, что избыточное засекречивание — это далеко не благо.

    Придавая большее значение государственной тайне в управленческих технологиях нового политико-экономического курса России, важно найти разумную меру засекречивания. Мы не должны повторять ошибки бывшего СССР.

    Однако в государстве должна быть многообразная секретная информация, которая бы способствовала правильным решениям на любом управленческом уровне и в любой сфере его деятельности. В то же время должна функционировать система социального контроля за процессами засекречивания.

    Так, в условиях явно неэффективной российской военной реформы не надо быть эрудированным «секретоносителем», чтобы критически отнестись к наблюдаемому наращиванию военных расходов по линии Минобороны РФ и засекречиванию военного бюджета 1999 г. Более тревожно ослабление усилий (соответственно и финансирования оборонных НИИ и КБ) по созданию новейших вооружений и военной техники. Война в Югославии показала, что США и НАТО сделали ощутимый рывок в создании «высокоточного оружия». Всем понятно, как и почему недовольны директора и специалисты оборонных предприятий и организаций России. Им именно Минобороны РФ не платит за государственный заказ, за проведенные НИОКР.

    Очевидно, надо и далее сокращать численность военных ведомств РФ (особенно Минобороны РФ), но при повышении уровня их технического оснащения. Именно здесь ключ к решению проблем сохранения наукоемкого российского ВПК, его развороту на гражданские нужды в сфере высоких технологий.

    Но налицо есть сегодня и тенденции к усилению засекречивания деятельности государственного аппарата как ответ на новые угрозы России по национальной безопасности. В частности, сегодня обострились требования к сохранению государственной финансовой тайны в системе Минфина и Центробанка РФ, Государственная тайна должна перекрыть утечки конъюнктурной финансово-экономической информации в криминальные круги.

    Очевидно, что в ближайшие несколько лет должно увеличиться количество закрытых заседаний Федерального Собрания РФ, его рабочих комиссий и групп контрольно-аналитической ориентации.

    6. Нужна Палата по государственной тайне РФ?

    Как же можно навести порядок в этой сфере российской жизни?

    Пожалуй, здесь есть несколь-ко направлений совершенствования российской практики. Это совершенствование государственного и коммерческого сектора экономики при использовании засекреченных информационных потоков, дальнейшее развитие специального законодательства, декриминализация государственной тайны (особенно в структурах государственной власти), защита и коммерциализация секретной интеллектуальной собственности, повышение квалификации кадров и т.д. В частности, сегодня Россия остро нуждается в законе «О рассекречивании».

    Очевидно, в дело защиты государственной тайны и одновременно в борьбу с неоправданной засекреченностью должна активнее включиться законодательная власть во главе с Федеральным Собранием России, которая могла бы делать это с помощью создания принципиально нового органа федеральной власти — кон-трольной Палаты по государственной тайне РФ.

    Некоторым аналогом нового органа законодательной власти может быть Счетная палата РФ, Как известно, в механизмы работы Счетной палаты РФ заложены гарантии независимости и объ-ективности, что обеспечивается, в частности, независимым назначением разными палатами Федерального Собрания ключевых должностных лиц Счетной палаты РФ и их совместной деятельностью по руководству этой структурой. Но если Счетная палата призвана заниматься финансовым контролем, то создаваемая Палата по государственной тайне РФ должна заниматься «аудитом» в сфере засекреченности. Сегодня деятельность Счетной палаты по вскрытию финансовых злоупотреблений и выработке конструктивных предложений по исправлению недостатков нашла признание и у управленцев, и у политиков, и у самого российского населения.

    Сама постановка проблемы ор-ганизации контрольной Палаты по государственной тайне в структуре законодательной власти РФ обусловлена задачами государст-венного и общественного контроля за деятельностью закрытых российских структур. Надо прямо сказать, что это нетрадиционная постановка проблемы, в том числе и по более обоснованной борьбе с неоправданным засекречиванием. Здесь важен учет положительного мирового опыта.

    Ю.Бобылов,
    экономист
    15.03.2000


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки