Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Государство и строительство

Российские ценности и проблема формирования культуры мира

Современная концепция культуры мира трактует ее, с одной стороны, как универсальное социальное, политическое и культурное движение, с другой - как утопию, необходимую и возможную в нынешней ситуации новых исторических возможностей для человечества. Такое видение включает представление о базо-вом комплексе универсальных ценностей, лежащем в основе культуры мира. Сре-ди этих ценностей - уважение к жизни, свобода, справедливость, солидарность, терпимость, права человека и равенство мужчин и женщин.

В какой мере проблема формирования культуры мира актуальна для со-временной России? Можно ли обнаружить вектор "мирокультурного" движения российского общества, оценить динамику и нынешний этап этого процесса?

Мы не будем искать ответ в реалиях российского политического процесса, например, ссылаться на памятные события 1993 или же 1994-1996 годов, обна-ружившие ярко выраженное немирное измерение российской общественной жиз-ни, как, впрочем, и на настроения в стране осенью 1998 г., сразу после августов-ского финансового кризиса, когда 50% опрошенных оценивали политическую об-становку в России как критическую, взрывоопасную, 41% не исключал массовых беспорядков, силой подавляемых органами власти и 30% респондентов указывали на возможность гражданской войны . Нас будут интересовать не столь очевидные аспекты ответа, сколько наличие возможных ценностно-нормативных предпосы-лок становления культуры мира в России. Эмпирическую основу нашей аргумен-тации составят результаты социологических опросов, проведенных Центром по-литической культуры и политического участия ИСП РАН в 1995-1999 гг. в ряде регионов России, в рамках исследования социокультурных и институциональных аспектов российского политического процесса .

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) пять раз, начиная с мая 1991 г., задавал респондентам блок вопросов, касающихся их удовлетворенности жизнью в целом и ее различными аспектами. Выясня-лось, в частности, насколько российский респондент чувствует себя свобод-ным и в безопасности, насколько уверен в завтрашнем дне. Результаты этого исследования показывают, что ощущение свободы у российского респондента все более сопрягается с растущей озабоченностью личной безопасностью и тревогой относительно своего будущего

Имеющиеся данные позволяют утверждать, что в последние два-три года отношения между властью и обществом, бедными и богатыми восприни-маются как все более конфликтные.

На какие решения ориентируются респонденты в случае конфликтов в сво-ем кругу и за его пределами? В случае "своих" респондент демонстрирует эмпа-тию, стремление встать на позицию другого, учесть его возможное положение. Но в отношениях с "другими" эмпатия заметно ослабевает. В ноябре 1998 г. 25-40% респондентов полагали, что большинству людей, с которыми они встречались в повседневной жизни, свойственны грубость, хамство, агрессивность, зависть, не-доброжелательность, тогда как 12-27% отмечали отзывчивость, желание понять, помочь, терпение, выносливость, умение переносить трудности . Снижается стремление к "худому миру" и возрастает роль "дорогого договора", по сути дела, усиливается требовательность к "чужому" участнику конфликта при одновремен-ном уменьшении порога моральных ограничений на "дозволенность"

Итак, сугубо предварительный анализ российской ситуации позволяет придти, во-первых, к заключению о высоком потенциале политической и со-циальной конфликтности и, во-вторых, к предположению о склонности рос-сийских респондентов скорее к "жестким", нежели "мягким" способам разре-шения конфликтных ситуаций. Проверку этой гипотезы мы попытаемся про-вести в контексте сопоставления ценностно-нормативной основы российской повседневности и представленного выше идеального типа культуры мира.

Но прежде несколько замечаний общего характера.

Видимый универсализм ценностей культуры мира не снимает проблему их бытования в конкретном обществе. Сама постановка вопроса о переходе от культуры войны к культуре мира исходит, во-первых, из предположения о преобладании культуры войны, во-вторых, из недостаточной распространен-ности ценностей культуры мира, в-третьих (что, видимо, является решающим) из необходимости трансформации этих ценностей в нормы - поведения, по-вседневной жизни, решения различных проблем, коллизий, конфликтов.

С библейских времен известно, что человеку столь же трудно жить од-ному, как и вместе с другими себе подобными. Отсюда - два аналитических подхода, две исследовательские традиции.

Одна исходит из того очевидного факта, что на протяжении многих столетий мир полнился враждебностью и ненавистью. Такую ситуацию Гоббс оценивал как "естественное состояние" индивидов. Именно страх насилия и смерти, полагал автор "Левиафана", побуждает людей уживаться друг с дру-гом. Чтобы преодолеть опасность самоуничтожения, люди добровольно под-чиняют свою страсть к насилию легальной власти-государства. Политическое общество порождает социальный порядок, возможность взаимодействовать, образовывать устойчивые социальные общности.

Другая традиция исходит из автономии человека, основанной на мо-ральной позиции, как единственном собственно человеческом состоянии, по-зволяющем выделиться из естественной общности себе подобных, преодолеть стадно-коммунальную идентификацию. Мораль по своей сути не может быть партикуляристской, но только универсальной. Уживчивость, терпимость, до-верие, солидарность делают возможными человеческие взаимосвязи, ассоциа-ции и, одновременно, оказываются значимыми человеческими, гражданскими качествами. Гражданская культура провозглашает принципы разума, свободы, равенства, морального прогресса и социального мира.

Институциональное взаимодействие гражданского общества, политиче-ского общества, экономического общества, государства и права ведут к станов-лению демократии. Культура мира - в широком смысле - является аспектом и одной из форм ее развития. Возникает институциональная структура челове-ческого общения - совокупность правил, связанных с ними механизмов реа-лизации и норм поведения, структурирующих и облегчающих взаимодействия между людьми (Д. Норт). Для характеристики данного комплекса правил уме-стно использовать понятие "социальный капитал". Согласно этому подходу, истоки которого уходят в работы Токвилля, Милля, Дюркгейма, Тённиса, Зиммеля, Вебера и который был развит K.Дж. Эрроу, У.T. Бьянко, Дж. Коул-меном, А. Этциони, Ф. Фукуямой, Р. Ингхартом, П. Koллoком, Н. Луманом, Р.Д. Патнэмом, социальный капитал образуется рядом ценностей и установок граждан, влияющих или определяющих то, как они относятся друг к другу . Социальный капитал определяется в понятиях норм и ценностей, сети отно-шений и их последствий - добровольно производимых коллективных благ и ресурсов . Социальный капитал формирует основы устойчивого социального и политического порядка, возможность добровольного коллективного поведе-ния. Он порождает добрую волю и понимание, позволяющие гражданам мир-но разрешить свои конфликты.

Особенно важны установки и ценности, связанные с доверием и взаим-ностью (реципрокностью).

Доверие, полагал Г.Зиммель, есть одна из "наиболее важных синтетиче-ских сил в обществе" . Согласно В. Мишталу, доверие образует континуум от личного до абстрактного. Абстрактное доверие строится не на основе личных отношений первичной общности или вторичных отношений формальных ор-ганизаций, а порождается институтами образования и коммуникации, оно приобретает возрастающее значение в современном обществе, полном слож-ности, неопределенности, риска. Реципрокность включает неопределенность, риск, уязвимость - она основана на доверии к другим, на предположении, что сделанное добро рано или поздно кем-то воздастся.

Понимаемый таким образом социальный капитал сосредоточен на тех культурных ценностях и установках, которые создают для граждан возмож-ность сотрудничать, доверять, понимать и выражать себя во взаимных отно-шениях, рассматривая друг друга как сограждан, а не в качестве незнакомцев, конкурентов или потенциальных врагов. Социальный капитал формирует ос-новы устойчивого социального и политического порядка, возможность добро-вольного коллективного поведения, порождает добрую волю и понимание, по-зволяющие гражданам мирно разрешить свои конфликты. Еще раз обратим внимание, что в этом качестве - содержательно и функционально - это по-нятие тесно сопрягается с категорией "культура мира". В более широком смысле, социальный капитал (как аналог "братства" прошлых времен) пре-вращает заботу об индивидуальной свободе в стремление ко всеобщей свободе и социальной справедливости. Иными словами, социальный капитал представ-ляет собой скрепляющую общество силу, когда индивиды из социально мало озабоченных и лишенных чувства взаимной ответственности эгоистичных расчетливых особей превращаются в членов сообщества со взаимными инте-ресами, правами и обязанностями.

В некоторых работах решающее значение в структуре социального ка-питала отводится социальным связям индивидов, групп и организаций, по-скольку способность мобилизовать широкий спектр личных социальных кон-тактов весьма важна для эффективного функционирования социальной и по-литической жизни . При этом остается дискуссионным вопрос: создают ли со-циальные связи доверие и взаимность, необходимые для цивилизованной со-циальной и политической жизни, или, напротив, распространенность нормы доверия делает возможным развитие социальных связей?

В небольших сообществах "плотное" доверие является существенной составляющей механической солидарности gemeinschaft'a, возникающей из ин-тенсивного ежедневного контакта людей. Это доверие первичных отношений связано, видимо, с прямым политическим участием.

Современное общество основано на "разреженном" доверии, которое связано с органической солидарностью gesellschaft'a более слабых, аморфных вторичных отношений, конституирующих мощное и прочное основание для социальной интеграции современного "большого" общества. Поэтому, пола-гает Р. Патнэм, "социальный капитал, воплощенный в формах гражданской вовлеченности, поощряет развитие политики и экономики. Сильное общество - могучая экономика; сильное общество - крепкое государство" .

Социологические исследования современной российской повседневно-сти выявляют как критическую недостаточность степени распространения ценностей культуры мира (например, солидарности, терпимости, равенства), их несвязанность, разорванность в культурном пространстве, так и дефицит их институционализации и формализации в качестве норм поведения и политиче-ской культуры. Чтобы ценностно-нормативная трансформация стала возмож-ной, необходимо выполнение ряда условий, формирование которых представ-ляет особую задачу.

Одно из этих условий связано с проблемой достаточной распростра-ненности норм, регулирующих поведение людей, в том числе в конфликтных ситуациях, когда особое значение приобретает возможность и результатив-ность процесса согласования стратегических целей и процедур их достижения. Эта проблема носит не столько количественный, сколько качественный харак-тер, поскольку фактор распространенности процессуальных и интерпретаци-онных норм играет решающую роль в воспроизводственной динамике куль-турных комплексов.

Во-первых, как показал шведский социолог А. Линдбек, социальная норма ощущается тем сильнее, чем больше количество подчиняющихся ей лю-дей. Таким образом, приверженность социальной норме есть выбор, обуслов-ленный приверженностью ей других индивидов .

Во-вторых, число индивидов, реализующих в ходе повседневной жизни ту или иную норму, выступает в качестве ограничителя этого процесса, причем речь идет не о социально-психологических механизмах, а о проблемах координации . Если норма поведения, которая требует мирного взаимовыгодного решения кон-фликтов, используется лишь меньшинством индивидов, ее утверждение пробле-матично. Велика вероятность того, что рано или поздно она будет вытеснена бо-лее распространенными нормами, которые использует большинство.

Используя теорию игр, можно оценить масштаб распространения соот-ветствующих норм, их признания определенной долей граждан. Так, ценности свободы и равенства приобретают нормативный смысл, если они значимы для более чем половины индивидов, образующих данный социум, ценности меж-личностного доверия и законопослушания "работают" эффективно, если ими руководствуются более трети индивидов.

Исследования, проведенные в Центре политической культуры и политиче-ского участия Института сравнительной политологии РАН в 1995-1999 годах, позволяют утверждать, что господствующие в настоящее время в России социаль-ные нормы не соответствуют требованиям накопления и устойчивого воспроиз-водства социального капитала, а следовательно, и утверждения культуры мира.

В России уровень межличностного доверия колеблется вокруг показателя 30% (1998-1999 гг.) (по данным Р. Роуза, уровень доверия при общероссийской выборке 1995 г. составлял 25%). Это относится и к общеизвестному факту фанта-стически низкого уровня институционального доверия. Социологические опросы регулярно фиксируют падение уровня доверия при переходе к макроструктурам, прежде всего к государственным институтам и, попутно, к проводимой ими поли-тике. При низком уровне доверия к государственной политике усиливается харак-терная для любого общества тенденция: знаемые ценности сходят на нет, "вывет-риваются", т.е. не находят применения в контексте локализованных во времени и пространстве взаимодействий (на уровне микросреды) . Обследование 1998 г. по-казало, что лишь 9% респондентов полагает, что "государству можно доверять", тогда как 89% предпочитает руководствоваться суждением "С государством нужно быть поосторожнее". Позже, в июне 1999 г., доля доверяющих упала до 3 - 4%, "осторожных" достигла 94% респондентов. Недоверие к отечественным социаль-ным и политическим институтам сопряжено с зависимостью и беспомощностью в отношении собственного общества и государства.

Ценность свободы как собственного институционального ресурса была значима менее чем для 30% респондентов (1996 г.) и в качестве принципа об-щественной организации - для 25% (1998 г.).

Ценность равенства как принципа организации общества значима ме-нее чем для трети опрошенных в случае равенства возможностей, и еще ме-нее - до 20% (1998 г.) - в качестве основы для взаимного признания и учета индивидами интересов друг друга, признания других в качестве равных и дос-тойных уважения людей. Сходным образом обстоит дело и с такими ценно-стями культуры мира, как, в частности, солидарность, которая сопряжена с ра-венством как форма компенсации человеческих различий ., права человека (40%) и т.д.

Ценности должны не только наличествовать в обществе, но и институ-ционализироваться, т.е. превратиться в социальные нормы, в регуляторы взаимодействия людей в обществе, имеющие в тенденции всеобщий характер. В данной связи представляется некорректным тезис некоторых исследователей о заинтересованности подавляющего большинства российского общества в либерализации и демократизации лишь на основании вербальной привержен-ности россиян основным демократическим принципам, без анализа того, ка-кими нормами они руководствуются в своей повседневной жизни (И.М. Клям-кин, А.Б. Зубов).

Для нормативно-институциональной структуры российского социума характерны локализм и персонификация базовых норм поведения. Распростра-ненность этих норм среди россиян недостаточна. Поэтому сферы бытования культуры мира могут возникать, но их воспроизводство будет ситуационным, необязательным.

Итак, дефицит институционализированных норм и поддерживающих их ценностей характеризует общее состояние нормативно-ценностной предпо-сылок культуры мира. Господствующих в российском социуме норм поведения радикально недостаточно для осуществления гражданского участия, утвер-ждения культуры мира.

Особенно ясно разрывы между ценностной и нормативными структу-рами российского социума, с одной стороны, и между этими структурами и требованиями формирования культуры мира, с другой, проявляются в образах реально существующего и желаемого общества в России.

Представляемый нашими респондентами ценностный образ желаемого общества (который, заметим, в большинстве исследований не отделяется от их представлений о реальном обществе) в известной мере корреспондирует с принципами, на которых строятся известные версии современных обществ, хотя и несет на себе явственный отпечаток наших сегодняшних социальных и политических реалий.

Прежде всего отметим, что продолжающиеся перемены в ценностной структуре заметно отстают от процесса их институционализации. На это ука-зывает, во-первых, сохраняющийся разрыв между тем, что респонденты рас-сматривают в качестве существующей основы общества в современной России и чем они, по здравому смыслу действующих в реальной среде, вынуждены руководствоваться, и тем, какими бы они хотели видеть принципиальные ос-нования российской социальной организации. Фактически, респонденты не поддерживают, опровергают, отрицают, не легимизируют многие ценностные сдвиги последнего времени.

Все столь же острой остается в глазах респондентов проблема россий-ской законности (разница между "сущим" и "должным" в отношении закона за три года увеличилась и составляет свыше 50 п.п.).

Преобладающее большинство респондентов высоко ставит идеальную ценность закона, констатируя при этом его недостаточное распространение в российском социуме. Но при этом закон понимается не столько как "некое правило игры", которое надо соблюдать, уважать и использовать в своих ин-тересах, сколько как исходящее от государства императивное и репрессивное предписание, которое опасно нарушать . Это вновь подтвердил опрос группы предпринимателей (174 респондента), предпринятый в июне 1999 г. в ряде ре-гионов России: 44-55% ответивших рассматривают закон как "вынужденное ограничение" и "запрет властей" и только 16-19% - как "гарантию" и "доб-ровольное обязательство". Содержание "инструментального" отношения к за-кону становится ясным, если учесть долю тех, кто понимает закон как "спра-ведливость" и "общую пользу". Выбор только 1% респондентов ассоциации закона с "правилом, принятым большинством граждан" обнаруживает сущест-вующий в российском социуме уровень институционализации.

Большинство наших респондентов не рассчитывает на защиту со сто-роны закона в своих отношениях с другими людьми (1998 г.= 56%, 1999 г. - 64%), государством (соответственно 73 и 84%), коллективом, в общественной и политической деятельности. Это явление исследователи относят к концепту-альным особенностям русской культуры: слабая выработанность системы прав личности сочетается со стремлением ставить этические нормы выше юридиче-ских (рациональных) . Превращение законопослушания из знаемой ценности в норму, применяемую при выборе способов поведения, очевидно, тормозит то обстоятельство, что большинство респондентов не рассчитывают на равную защиту со стороны закона ни в отношениях с другими людьми, ни в отноше-ниях с государством.

Россияне ощущают недостаточность безопасности, реагируют на дефи-цит морали и равенства, и оценивают как избыточную степень распростране-ния силы и выгоды. Характерно, что хотя доля сторонников этих ценностей в 1998 г. возросла по сравнению с 1996 г., разрыв остался прежним в случае вы-годы (30 п.п.) и заметно увеличился в случае силы. Это неприятие силы, а точнее, видимо, насилия - важная тенденция ценностных перемен. Обратим внимание и на другую наметившуюся перемену: возросшее ощущение дефи-цитности доверия и, что не менее важно, - неустойчивость позиции (если не растерянность) относительно свободы - то как к дефицитной, то как к избы-точной ценности (- 26 п.п.; +4 п.п.; - 29 п.п.). Вкус российской свободы, за-мешанной на дефиците (к тому же специфически понимаемой) законности и избытке силы, оказался для россиян слишком терпким.

Россияне все еще готовы жить в обществе с критически низким распро-странением норм равенства и реципрокности, воспринимая перемены сквозь призму традиционно-ценностной рациональности (мораль и традиция не ме-нее значимы, чем эффективность, опрос 1998 г.).

Авторы сборника "Ментальность россиян" (М., 1997) доказывают, что в сознании россиян соседствуют патриархально-консервативные и партнерские представления. Особенно очевидно эта неоднородность массовых представле-ний о ролях мужчин и женщин проявляется в ответах на вопросы о правах и обязанностях супругов. Отмечается, что активная, даже доминирующая роль женщины плохо сочетается с нормативным требованием к мужчинам забо-титься о "более слабых" женщинах, "при том, что женщины не только не про-являют этой слабости, но и претендуют на равенство там, где слабые объек-тивно не могут иметь равенства" .

Самый беглый взгляд на социологические данные, приводит к выводу, что практического равенства - на уровне повседневной рутины - в россий-ских семьях нет. Домашний труд остается в основном уделом женщин. Следо-вательно, существует очевидный разрыв между представлениями наших со-граждан о том, какими должны быть нормы гендерных отношений в семье (равные права и обязанности), и их реальным содержанием (неравенство в распределении обязанностей - домашней нагрузки). Можно утверждать, что строгого иерархического соподчинения одного пола другому, пожалуй, нет. Но нет и реального гендерного равенства, т.е. существует еще один источник конфликта.

Очевидно, что проблема формирования культуры мира выходит за рам-ки оценок существующей ситуации и в какой-то мере становится задачей ти-пологической характеристики не только актуального, но и потенциально воз-можного политического будущего. Ключевая проблема в этой связи - как обеспечить связывание имеющихся, пусть и недостаточных, предпосылок культуры мира в развивающуюся, воспроизводящуюся целостность.

Наиболее адекватное представление о распространенности установки на согласование интересов и стратегическую координацию в качестве нормы мо-гут дать ответы респондентов относительно "уважения к чужому мнению". "Уважение к чужому мнению" является необходимой предпосылкой конструк-тивного сотрудничества автономных индивидов в равной степени и на макро-, и на микроуровне. В перечне ценностей, признанных респондентами наиболее важными, оно занимает 12-е место - 24%.

Уважение к чужому мнению - скорее знаемая, чем инструментальная ценность. Оно также не вошло в десятку наиболее важных ценностей: только 24% респондентов сочло возможным включить его туда. Еще меньше (20%) отнесло такое уважение к должным принципам общественного устройства. Менее трети считает уважение к чужому мнению совершенно необходимым для благополучия каждой российской семьи или важным .для своей (30%), а примерно четверть находит возможным без него обойтись. Хотя ровно треть принимает во внимание чужое мнение, чуть меньше (31%) учитывает его, пре-следуя свои интересы. Однако отстаивая их, респонденты вовсе не обязательно должны считаться с интересами других, даже если это члены семьи: признание интересов последних служит мотивом к исполнению семейных обязанностей только для 19% опрошенных.

Что касается ценностей инструментального характера, то согласие на-ходится в последней десятке ценностей (из набора в 30 ценностей), должных лежать в основании российского общества: его выбрала лишь пятая часть рес-пондентов (19,5%). Показательно и стремление почти трети (30-32%) ис-пользовать согласие в своих интересах и принять во внимание при решении важных проблем. Очевидно, что этого явно недостаточно для исполнения этой нормы инструментальной функции.

Столь же маловероятно, чтобы в таком качестве выступала солидар-ность людей: ее избирает менее 20% при отборе желаемых основ российского общества и несколько более 25% - в качестве обстоятельства, учитываемого при решении проблем. В целом же при выявлении отношения респондентов к утверждению "Сегодня каждый сам решает свои проблемы, и нет особого смысла объединяться с кем-либо для защиты общих интересов" выборка разделилась попо-лам. Очевидно, солидарность не относится к предпочтениям нормативного свойства.

Реализация предпосылок культуры мира происходит в России в особое историческое время - время перемен. Его влияние на россиян, на российских респондентов решающим образом зависит не только и, как это ни парадок-сально, не столько от характера перемен, сколько от восприятия людьми тем-пов преобразований - как быстрого или медленного, в одном случае, и как нормально-естественного - в другом. Только при "эволюционном" воспри-ятии процесса перемен наблюдается, с точки зрению респондентов, известная его синхронизация на макро- и микроуровнях, увязывание друг с другом раз-личных аспектов изменений. И, напротив, оценка перемен как чересчур быст-рых или же отказ признать изменения как таковые отражают разнотемповость, разорванность макро- и микротрансформаций, противоречие между идеологи-ческим приятием сдвигов и почти полным неприятием происходящих в со-циуме процессов. "Непоспевающие" респонденты склонны использовать мо-рально-этические понятия для оценки идеологических перемен, "эволюционисты" - перемен политических, а "нетерпеливые" - изменения в государстве и, что самое существенное, в экономике. Последнее может озна-чать, что проявленная этой группой некоторая неопределенность, если не не-довольство, относительно экономических перемен может быть связана не столько с оценкой конкретных результатов, сколько отражать несоответствие экономических преобразований нормативным установкам респондента, знаю-щего как должна меняться экономика. Такова же природа "морализаторской" оценки "правильности" и "неправильности" общества у респондентов, не ус-матривающих особых изменений в жизни россиян.

Можно предположить, что, если представление о сегодняшнем россий-ском обществе зависит от желаемого будущего, то различие образов-идеалов у рассматриваемых групп скажется на восприятии сегодняшних перемен в большей мере, чем то, насколько быстро или медленно, с точки зрения рес-пондентов, они реализуются.

Судя по результатам опросов 1996-1999 гг., ценностные образы со-временного российского общества действительно подвержены существенной дивергенции в зависимости от оценок темпов перемен. Представляется, что в современной ситуации сходным образом будет выстраиваться ориентация на процесс формирования культуры мира, оценка его необходимости или, напро-тив, ненужности.

Можно также заключить, что желаемые принципы-основания общества, могут оказаться гораздо более когерентными (за некоторыми важными, хотя и не меняющими сделанный вывод исключениями), чем это представляется в свете современных противостояний. Конкретный ценностный набор включает в себя такие общие большинства респондентов принципы-основания, как За-кон, Свобода, Безопасность, Справедливость, Мораль и Сотрудничество.

Проверить тенденцию к когерентности желаемых ценностных образов российского общества можно, сопоставив и то, как они различаются у пози-тивно и негативно оценивающих современные перемены респондентов. Серь-езные расхождения относительно будущего между этими группами респонден-тов наблюдаются по поводу только двух, но, пожалуй, решающих позиций - места и роли свободы и эффективности среди принципов-оснований будущего российского общества.

Представляется, что отношение к российским преобразованиям сущест-венным образом зависит не только от их содержания и даже результата, но не в меньшей степени и от темпов перемен, т.е. от способов проведения преобра-зований. Один из многих российских парадоксов как раз и состоит в том, что отклонение от признаваемого обществом естественным темпа реформирова-ния ведет к рассогласованию процесса перемен. в результате чего, в частности, даже имевшиеся в наличии и, возможно, довольно ограниченные социокуль-турные предпосылки общественной трансформации претерпевают серьезную деформацию в ходе их реализации и даже устраняются. Иными словами, тен-денции к формированию социокультурных предпосылок противостоят неадек-ватные методы их реализации.

Переход от политического порядка "вынужденной" демократии, навя-занной обстоятельствами, нередко вопреки воле и представлениям действую-щих субъектов" , к эффективно действующему демократическому политиче-скому порядку потребует длительного периода формирования демократиче-ских норм и институтов на микроуровне, на уровне межличностных отноше-ний и взаимоотношений групп. Особая роль в этом процессе принадлежит ин-ститутам образования и массовой коммуникации, а также профессиональному политологическому сообществу. Частью этого процесса должно стать станов-ление в России культуры мира как одной из институциониальных структур де-мократического порядка.

С.В. Патрушев (ИСПРАН)
(по данным социологических опросов 1995-1999 гг.)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки