Вопрос этот
звучит чудовищно с точки зрения любого демократа. Но я вовсе не собираюсь
покушаться на ценности народовластия - не потому что их разделяю, а потому
что вопрос лежит совсем в иной плоскости. Представляет ли российский
парламент волю населения?
Речь здесь не идет об этических и юридических проблемах, связанных с
процедурой парламентских выборов. "Лоховство" избирателя изживается со
временем, а юридические вопросы решаются в техническом порядке. Речь также
не идет о расхожем мнении, будто Дума - это толпа профанов, которые могут
только поднимать никчемные проблемы порнографии или чистоты русского
языка, но не в состоянии квалифицированно разобраться с бюджетом etc.
Запоминающиеся по телевизионным репортажам колоритные думские фигуры - это
еще не вся Дума: в комитетах сидят отнюдь не профаны.
Обратить внимание следует на другое обстоятельство. По большинству
округов баллотируются кандидаты, в этих округах фактически не проживающие.
Обстоятельство знаковое: избиратели вверяют свои интересы вовсе не кому-то
из "своих", но специально "нанятому" профи, который в отношении этих
интересов выступает как веберовский "бюрократ". Подобная практика уже
никого не удивляет, однако отчуждение кандидата (впоследствии - депутата)
от избирателя лежит в корне многих общеизвестных проблем. В частности,
кандидат вынужден специально убеждать избирателя (зачастую - обманом) в
том, что будет защищать интересы избирателя, а не свои собственные или
своей партии. Сама возможность несовпадения интересов депутата и его
избирателей - вот корень проблемы.
Двухпалатность английского парламента объяснялась просто: в верхней
палате заседали землевладельцы, в нижней - представители "податного"
сословия. Сегодня британские лорды лишены феодальной власти, что и было
спроецировано на меры по фактическому лишениию их власти политической. В
России верхняя палата - палата губернаторов (их представителей), то есть
людей, обладающих реальной властью в своих регионах. А кого представляет
нижняя палата? Указанное отчуждение депутата от избирателя говорит о том,
что нижняя палата сейчас не представляет никого. В реальности, конечно,
это не так: активная лоббистская деятельность депутатов означает, что они
представляют интересы организаций, в пользу которых лоббируют. А за
пределами лоббизма деятельность депутатов лишена первоначального смысла:
квалифицированных экспертов для решения законодательных проблем следует не
выбирать, а назначать - в соответствие с их компетентностью.
Понятно, что здесь играют роль и соображения лояльности: Кремль
старается получить депутатов, лояльных интересам центральной власти (то
есть лоббирующих интересы центральной власти). Точно так же корпорации и
региональные власти стремятся выдвинуть в Думу собственных лоббистов.
Простым гражданам для лоббирования своих - гражданских - интересов
придется, видимо, объединяться в некие структуры, аналогичные американским
профсоюзам, - но уже не для "разборок" с работодателями, а для "разборок"
более высокого уровня: с государством, корпорациями, региональной властью.
Нынешние партии слишком отчуждены как от своих рядовых членов, так и от
избирателя, чтобы играть роль этих инструментов "гражданского общества". И
пока отчуждение сохраняется, нижняя палата фактически не нужна как
гражданам (интересы которых для депутатов не актуальны по объективным
причинам), так и центральной власти (которой удобнее нанять
квалифицированных и лояльных по отношению к работодателю экспертов).
Заметьте, проблема эта - не специфически российская. Все претензии,
обычно предъявляемые Думе, калькируют аналогичные претензии, предъявляемые
нижним палатам большинства парламентов в мире. Видимо, существующая (и
общепризнанная) система выдвижения депутатов в нижнюю палату просто
устарела. Либо депутаты будут официально выдвигаться от лоббирующих групп,
включая организации "гражданского общества" (к последним лишь с большой
натяжкой можно отнести современные политические партии), либо депутатов
должны сменить наемные эксперты. Иначе вместо законотворчества мы и дальше
будем иметь "шоу колоритных личностей".
Кирилл Якимец
30 Августа 2001
|