Состоялась российско-американская встреча на высшем уровне. Мировая общественность разноречиво оценила итоги прошедшего саммита. Единодушно, пожалуй, было высказано мнение, что президенты "протянули друг другу руки", а значит можно полагать - взаимоотношения Россия-США будут улучшаться.
В тоже время встреча в Любляне не принесла ощутимых решений ни по одному из конкретных болезненных вопросов, возникших в последнее время между двумя странами.
Особую обеспокоенность, как известно, у обеих сторон вызывала проблема НПРО. Эта проблема, уже имеющая свою историю, с одной стороны, воплотила намерение США развернуть противоракетную оборону страны, а с другой - Россия - сохранить Договор по ПРО 1972г. и тем самым обеспечить ту стратегическую стабильность, которая была установлена в процессе переговоров по ограничению и сокращению ядерных и других вооружений.
В подобной ситуации для проталкивания своей идеи о НПРО вашингтонской администрацией, как никогда, требуется совершенно новое пропагандистское прикрытие. В оправдание НПРО запущен тезис о том, что в настоящее время президент США, без развертывания хотя бы ограниченной противоракетной обороны, прямо-таки бессилен предотвратить многочисленные жертвы среди населения, которые могли бы стать результатом запуска в направлении территории США - случайного со стороны любой ядерной державы или преднамеренного каким-либо диктатором из стран "изгоев" - одной единственной ракеты.
Еще осенью 1985 года американской стороной было выдвинуто, так называемое, "широкое" толкование Договора по ПРО. Такое толкование было вызвано проводимыми и запланированными в США работами по программе "СОИ". К появлению "широкого" толкования Договора привел вопрос о том, можно ли использовать в космосе компоненты ПРО космического базирования.
При понимании Договора таким, каким он был подписан и ратифицирован сторонами, испытания компонентов ПРО космического базирования запрещены. Об этом прямо говорится в Статье V Договора: "Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. При этом обе договаривающиеся стороны понимали, что этот запрет действует независимо от технологий, на которых основаны эти компоненты (на традиционных или иных физических принципах).
Приведенные выше разногласия, ведущие со стороны США к нарушению Договора по ПРО, очевидно, будут возникать и сегодня. Это подтверждается тем, что США намерены придать системе НПРО способность поражать цели на восходящей ветви траектории баллистических ракет.
Наиболее опасными являются планы США по созданию НПРО с элементами космического базирования. Эшелонированная по высоте, такая система может включать в себя уже отработанные в США средства противоракетной обороны, а также средства на иных физических принципах, размещенные в космосе и держащие под прицелом любой уголок земного шара. Таким образом, подобная "ограниченная" система ПРО была бы не только территориальной для США, но имела бы и глобальное значение.
Начнись реализация программы НПРО и она не только не позволила бы всерьез говорить об ограничении и сокращении стратегических вооружений, но неизбежно бы явилась катализатором нового витка гонки вооружений, которая захлестнет мир и поставит его перед лицом резкой дестабилизации стратегической обстановки.
Анализируя встречу лидеров России и США в Любляне можно заметить с надеждой, что американская сторона на самом высоком уровне выражает готовность к конструктивному диалогу по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы обеих стран. Решение этих вопросов, или, вернее, выработка экспертных предложений будет возложено на специальные комиссии.
Однако уже прошедшие консультации не создают впечатления конструктивности в риторике экспертов американской стороны. Подтверждается такое впечатление и желанием США, как можно скорее приступить к переговорам по проблеме всех стратегических вооружений в совокупности.
Несмотря на новую пропагандистскую упаковку, по-прежнему ставится цель - добиться для США военного превосходства. А это, повторю, означает не только озабоченность Москвы, а и дестабилизацию стратегической обстановки в мире, возобновление нового этапа гонки вооружений. И подобные крайне опасные намерения Вашингтона никаким пропагандистским фиговым листком не прикрыть.
Пока не иссякли надежды на проходящие Российско-американские консультации экспертов. Ближайшее будущее покажет, какую реальную позицию займут США.
|