Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
США. Отношения России c США
США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века

В новый век крупнейшая держава современного мира - США - вступает с администрацией, сформированной президентом-республиканцем Д. Бушем - младшим, победившим на выборах 2000 г.

Неординарность условий, в которых новый президент принял бразды правления, определяется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами, и они, несомненно, наложат свой отпечаток на характер политики нового правительства.

Во-первых, возник беспрецедентный в истории США прецедент, когда исход выборов определялся судебными решениями о том, учитывать ли более 20 тыс. спорных бюллетеней в штате Флорида. Хотя законность избрания Д. Буша-младшего на пост президента никем не оспаривается, победа, не обеспеченная поддержкой большинства избирателей, означает, что с моральной точки зрения мандат на лидерство, полученный республиканцами весьма условен.

Во-вторых, широкая избирательная поддержка, оказанная демократам, отнюдь не была случайной. Практически все наблюдатели отмечают, что для Соединенных Штатов все восемь лет пребывания у власти администрации У. Клинтона были исключительно благополучными.

Бесспорно, не все действия этой администрации можно считать успешными, не свободно американское общество от проблем и противоречий. Тем не менее республиканцы стоят перед непростым выбором, поскольку им предстоит определить альтернативу политике, которая в целом характеризовалась позитивными для Америки итогами.

АДМИНИСТРАЦИЯ У. КЛИНТОНА: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

Как отмечалось в прощальном послании президента Клинтона конгрессу, озаглавленном "Восемь лет мира, прогресса и процветания", за годы пребывания у власти его администрации средние темпы роста экономики США были беспрецедентно высокими в ХХ в. и составляли около 4%.

Этот рост не был исключительно заслугой администрации, он стал возможным, с одной стороны, благодаря структурной перестройке экономики и ее модернизации, начатой еще администрацией Р. Рейгана. С другой - США после завершения холодной войны и разрушения связанных с ней барьеров на пути свободного перемещения товаров и капиталов оказались в исключительно благоприятной ситуации на мировом рынке.

Следует, однако, особо отметить, что политика избранная администрацией Клинтона позволила ей взять на вооружение те приемы и методы неоконсервативной политики, которые содействовали ускоренному технологическому развитию, модернизации индустриальной базы промышленности в 80-е годы и дополнить их активной социальной политикой. Это обеспечило не только сохранение мирового лидерства США в области разработки и внедрения "высоких технологий", поддержание высоких темпы роста экономики, но и использование их плодов на благо общества.

Уменьшение военных расходов, реорганизация институтов государственного управления, отмена ряда программ позволили, без увеличения налогов, сбалансировать федеральный бюджет. Если бюджет в 1993 г. был сведен с дефицитом в 290 млрд. долл., то к 2001 г. положительное сальдо платежного баланса составило 237 млрд. Государственный долг США уменьшился за время пребывания у власти администрации Клинтона на 363 млрд. долл. и, по оценке бывшего президента, при продолжении его политики, долг может быть полностью погашен к 2009 г. При этом удельный вес государственных расходов в ВНП за период 1992-2000 гг. сократился с 22.2 до 18.5%.

Экономия бюджетных средств не помешала решению основных социальных проблем американского общества. Реальные доходы американской семьи с 1993 г. увеличились в среднем на 6338 долл. в год, доля граждан, имеющих доход ниже уровня бедности, сократилась с 15.1 до 11.4%. Благодаря тому, что за восемь лет правления демократов было создано 22 млн. рабочих мест, значительно сократился уровень безработицы. В 80-е годы он составлял в среднем около 7% рабочей силы, а к концу 90-х годов всего 4.4%., что было рекордно низким показателем. Количество бедных, постоянно живущих на пособие, за время правления демократов сократилось на 1/3 (их общая численность к 2001 г. составляла 5.8 млн. человек или 2.1% населения).

Улучшение положения в сфере занятости повысило степень уверенности американцев в своей социальной защищенности, что привело к спаду активности рабочего, профсоюзного движения. В 1980 г. в профсоюзах состояло около 20 млн. человек, что составляло 21.9% численности рабочей силы. К 1990 г. количество членов профсоюзных объединений сократилось до 16.74 млн. (16,1% рабочей силы). В 1998 г. эти показатели составили 16.2 млн. и 13.9% соответственно.

Наемные работники в США обладают гарантированным законом правом создать на предприятии профсоюз или отделение уже существующей профсоюзной организации. Однако, прежде чем новая структура получит право выступать от имени трудящихся, заключать коллективные договора, на предприятии проводится голосование - доверять ли ей представительство интересов работников. Как показывала практика 90-х годов, более чем в 50% случаев профсоюзам выражалось недоверие, хотя средняя зарплата членов профсоюзов, охваченных коллективным соглашением (без учета доли в прибылях) выше, чем у неорганизованных работников (в среднем 655 и 499 долл. в неделю в 1998 г.).

Дело в том, что большинство лиц средней и высшей квалификации (особенно в отраслях, где применяются высокие технологии) предпочитают работать на основе индивидуальных трудовых соглашений, больше учитывающих их личные стремления и интересы, чем коллективные договора. Кроме того, многие предприниматели, стремясь заинтересовать работников в повышении качества продукции, производительности труда, по своей инициативе осуществляли программы улучшения социальной экологии на рабочем месте, создали систему участия рабочих в прибылях. По оценке, содержащейся в докладе Клинтона, за период 1992-2001 гг. количество граждан США, обладающих акциями, возросло на 40%. В 80-е годы наметилась и другая устойчивая тенденция, продолжившаяся и в последующее десятилетие, к резкому спаду активности забастовочного движения в США. Как видно из таблицы, уменьшалось и количество забастовок и локаутов, и число их участников.

Важно отметить, что в последние годы трудовые конфликты в основном были непродолжительны - не более одного дня. В среднем в США происходили один-два крупных трудовых спора в год, с которыми и была связана основная потеря рабочих дней. Так, в 1998 г. из общего числа 5116 тыс. рабочих дней, потерянных из-за забастовок, больше половины, 3313 тыс. пришлось на один крупный трудовой конфликт продолжавшийся более полутора месяцев в корпорации "Дженерал моторс". В нем приняло участие 152 тыс. человек (не считая бастующих в мексиканских и канадских филиал).

Успехи администрации в решении проблем занятости оказали большое влияние на состояние общества. Судя по данным опросов, в 1994 г. среди наиболее значимых проблем, волновавших американцев, на первых местах стояли высокий уровень преступности (78% опрошенных) и улучшение положения с рабочими местами (считали важным 64%). Высокий уровень налогов и неблагоприятное состояние окружающей среды делили третье и четвертое места (53-54% соответственно). В 1999 г. опасения, связанные с преступностью, несколько сократилась (69% опрошенных), что также было заслугой администрации, увеличившей полицейские силы на 100 тыс. человек. Отношение к налогам и экологии не изменилось, зато озабоченность уровнем занятости выразили лишь 41% опрошенных.

Согласно этим опросам, на первое место выдвинулась новая проблема: самым важным 77% американцев стали считать совершенствование системы образования.

Подобная смена приоритетов не случайна. Большинство американцев, под влиянием опыта 80-90-х годов, пришли к пониманию того, что в эпоху высоких технологий проблема безработицы не существует сама по себе. Ее уровень определяется не только экономической конъюнктурой, но и конкурентоспособностью людей на рынке труда, которая непосредственно зависит от качеств их профессиональной подготовленности, полученного образования.

Условия перехода к информационному обществу открыли перед образованными американцами массу возможностей в плане карьеры, интеллектуального роста, потребления. В повседневный обиход широко вошли компьютеры. В 1999 г. 67% американцев пользовались ими дома, на месте работы или учебы. 53% регулярно использовали сеть Интернета или электронную почту. Возрастающую популярность стала приобретать покупка товаров, которые доставляются на дом по заказам через Интернет. Еще в 1995 г. к такого рода услуге, освобождающей от необходимости ходить за покупками, прибегало лишь 8% американцев, в 1999 г. - уже 37%.

Было бы неверным утверждать, что администрация Клинтона уделяла мало внимания проблемам образования, поскольку постоянно делался акцент на необходимости развития "человеческого капитала", обеспечение условий для повышения квалификации наемных работников. В последние годы в США значительно улучшилось техническое оснащение школ. Так, если в 1990-1991 учебном году в государственных школах один компьютер приходился на 20 учащихся, а в 1995-1996 г. - на 10, то концу ХХ в. уже на 6 учащихся. В 1999 г. 69.7% школ имели доступ к сети Интернета (в 1996 г. - лишь 16.8%), локальные компьютерные сети были созданы в 58.3% школ . По образцу Корпуса мира был сформирован Американский корпус добровольцев (около 200 тыс. человек), члены которого участвовали в решении актуальных для общества задач, в частности помогали неуспевающим детям в учебе.

В то же время за последние два десятилетия качество школьного образования, судя по имеющимся данным, существенно не улучшилось. Процент учащихся, получивших полное среднее образование (12 лет) и поступивших в вузы практически не увеличился, оставаясь на уровне 27-28%. Судя по обобщенным результатам тестирования выпускников колледжей, за последнее десятилетие уровень их знаний существенно не изменился, если не считать некоторого улучшения показателей по математике (с 19.9 до 20.7 условных пунктов), что связано с распространением компьютерной грамотности.

Проблема наркомании и правонарушений в американских школах остается достаточно острой. Пик потребления наркотиков всех видов пришелся на 1978 г., когда 38.9% старшеклассников признавали, что использовали или пробовали их. К 1992 г. уровень наркомании сократился, ей было затронуто лишь 14.4% учащихся старших классов. Однако затем показатели вновь стали ухудшаться, к концу 90-х годов доля лиц, употреблявших наркотики в школах США достигла 26.2%.

Характеризовать состояние системы образования США как "кризисное" было бы неправомерно. Тем не менее проблемы его совершенствования заняли одно из центральных мест в предвыборных платформах двух ведущих политических партий США, республиканской и демократической, на выборах 2000 г. Сохранила актуальность для США и традиционно болезненная для этой страны проблема состояния этнорасовых отношений.

Администрация Клинтона обоснованно гордится тем, что ее усилиями разрыв в уровнях доходов белых и небелых граждан существенно сократился, а благодаря проводимой ею политике представители этнических меньшинств получили возможности занятия престижных должностей. В частности, в докладе бывшего президента как достижение политики "равенства рас" рассматривалось обеспечение афроамериканцам 14% мест в аппарате администрации (вдвое больше, чем при республиканцах в начале 90-х годов).

В то же время разрыв в уровнях дохода белых и небелых граждан еще значителен. Например, в 1998 г. ниже уровня бедности жило 10.5% белых, но 26.1% афроамериканцев и 25.6% испаноамериканцев. Это ограничивает возможности домашней подготовки многих детей из небелых семей к школе. Они, несмотря на государственные программы поддержки образования, попадают в неблагоприятное положение по сравнению со своими сверстниками. По данным тестирования, по уровню освоения знаний дети из семей афроамериканцев в среднем отстают от своих белых сверстников на четыре года. Иначе говоря, если они и заканчивают колледж, то уровень их подготовки соответствует, в лучшем случае старшему классу средней школы.

В условиях информационного общества, где проявляется спрос прежде всего на специалистов, выходцы из среды этнических меньшинств, образовательный ценз которых, как правило, ниже, чем у американцев европейского и азиатского происхождения, оказываются в неблагоприятном положении на рынке труда. Так, белые получают на 50% больше предложений о трудоустройстве, чем афроамериканцы. Средний уровень зарплаты последних на 30% ниже, чем у белых граждан. Афроамериканцы составляют 12.8% населения страны, но среди управляющих крупных корпораций их доля не превышает 2.5%. Из 1000 крупнейших частных фирм США, им принадлежит менее 1%.

Как следует из материалов подкомитета палаты представителей конгресса США по конституционным вопросам, который рассматривал проблемы дискриминации на заседании 20 мая 1997 г., положение в области "равенства рас" допускает неоднозначную интерпретацию.

С точки зрения лидеров афроамериканских общин, речь идет о дискриминации, требующей более строгого применения существующих правовых норм, ужесточения контроля за их соблюдением, чтобы изжить неравенство с помощью "позитивных действий".

На заседании, однако, высказывались и иные суждения. В частности, министерство юстиции подвергалось упрекам в том, что оно тратит средства налогоплательщиков на дорогостоящие судебные процессы, видя "дискриминацию" в тех ситуациях, где речь идет о низком уровне профессиональной подготовки, некачественном выполнении работы. Приводились данные о том, что "позитивные действия", направленные на обеспечение равного представительства основных этнических групп во всех сферах занятости, пропорционально их численности, вынуждает местные власти, предпринимателей принимать на работу лиц, заведомо некомпетентных, что создает ситуацию "дискриминации наоборот".

Например, в городе Торренс в Калифорнии, при заполнении тестов кандидатами, претендующими на работу в полиции, выяснилось, что для выполнения норм равного представительства белые граждане должны отсеиваться, если они допустили более четырех ошибок, испаноамериканцы - восемь, афроамериканцы - 18. По данным тестирования с широкой выборкой, среди белых 74.5% граждан по уровню общей подготовки и знаний отвечают требованиям, предъявляемым к офицерам полиции, среди афроамериканцев - 28.4%.

В перспективе, систему квот трудно будет сохранить в существующем виде, поскольку сложившийся баланс численности между основными этническими группами населения США нарушается продолжающейся иммиграцией, высоким уровнем рождаемости в общинах небелых американцев. Иммиграционное законодательство США стало значительно строже, чем было в XIX в. Поощряется въезд в страну прежде всего высококвалифицированных специалистов. Тем не менее увеличивается количество постоянно живущих в США выходцев из стран Латинской Америки, особенно Мексики, дети которых имеют американское гражданство. Это порождает новые трения, в частности, между афроамериканской и испаноамериканской общинами.

Открыто критиковать политику, направленную на обеспечение "равенства рас" в США считается политически некорректным, этого не позволяет себе ни один серьезный лидер. В то же время сложившаяся ситуация "дискриминации наоборот", бесспорно, раздражает многих белых американцев, особенно южных штатов, где традиционно существовала напряженность в межрасовых отношениях, а также центральных, аграрных районов, в которых этнические меньшинства пока немногочисленны. Именно в этих регионах страны республиканцы получили поддержку большинства избирателей, имевших основания ожидать от них изменения этнической политики.

Дело в том, что среди требований избирательной платформы республиканской партии к выборам 2000 г. выдвигалось, например, такое, как законодательное утверждение английского языка в качестве государственного, что вызвало крайне негативную реакцию испаноамериканцев. Определенный, хотя и неявный, этнический контекст содержали предложения предвыборной платформы республиканцев по совершенствованию системы образования. Ими отвергалась идея преобладания государственных школ как ограничивающая право родителей на выбор любого варианта обучения, в том числе и частного. Оценивая эту позицию важно учитывать, что в США, согласно существующим законам по борьбе с дискриминацией и обеспечению "равенства возможностей", в государственные школы, даже находящиеся в престижных районах, обычно зачисляются дети из бедных кварталов, заселенных преимущественно представителями этнических меньшинств. На частные школы и колледжи это правило не распространяются, их развитие открывает возможности введения раздельного обучения.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕМОКРАТОВ И РЕСПУБЛИКАНЦЕВ

Американские избиратели, что было особенно заметно в ходе предвыборной кампании 2000 г., обращали особое внимание на содержание и подтекст предвыборных обещаний двух ведущих соперничающих партий. Судя по данным опросов общественного мнения большинство избирателей в ходе выборов - 2000 (от 57 до 61%) следили за взглядами кандидатов на основные вопросы жизни общества и лишь меньшинство (от 35 до 39%) руководствовались их личными качествами.

Анализ предвыборных программ и обязательств республиканцев и демократов, показывает, что при внешней схожести их позиций по отдельным проблемам, они все же исходили из различных концепций не только вопросам "равенства рас".

Демократы опирались на те новые подходы, с помощью которых в начале 90-х годов им удалось перехватить у республиканцев политическую инициативу. В частности, выдвигались обещания дальнейшего снижения налогов, продолжения реформирования институтов государственного управления, обеспечения большей гласности и открытости их деятельности, углубления децентрализации власти. Формулировались обязательства - взаимодействовать с бизнесом в решении социальных проблем, в развитии "человеческого капитала".

В то же время, выступая за дальнейшее освобождение институтов власти от функций, которые в новых условиях утратили значимость, подчеркивая важность их сотрудничества с обществом, предпринимателями, демократы все же считали необходимым опираться в первую очередь на механизмы государственного регулирования при решении социальных, экологических, образовательных и иных проблем американского общества эры "высоких технологий".

Республиканцы предлагали альтернативную политику, исходя из того, что деловая инициатива, конкуренция, хотя и при сохранении активной роли государства в отдельных сферах, должны обеспечить дальнейшее преуспевание Америки.

Предвыборная платформа республиканской партии в основном была ориентирована на традиционных сторонников консервативных взглядов. При этом ее лидерами, в частности Д. Бушем - младшим, предпринимались попытки убедить избирателей, что традиционные взгляды республиканской партии вполне совместимы с новым обликом Америки и ее победа не только не приведет к подрыву достигнутого уровня благосостояния большинства избирателей, но и поможет его приумножить.

Платформа республиканской партии к выборам 2000 г. обещала избирателям эру "Нового процветания", апеллировала к "основополагающим принципам" республиканской партии, применение которых к реальностям информационного века, по мнению ее руководства, должно было позволить "реформировать правительство, возродить вечные ценности, обновить национальные цели".

Республиканцы не отрицали успехов, достигнутых американским обществом за годы правления администрации демократов, возглавляемой Клинтоном. Вместе с тем, как утверждалось в платформе партии, фундамент этих достижений был заложен политикой республиканской администрации Рейгана в 80-е годы. Основные заслуги в достижении устойчивого развития экономики связывались с действиями республиканского большинства в конгрессе и политикой губернаторов-республиканцев.

Несколько нетипичными для республиканцев были обещания расширения финансирования социальных программ, которые, по их мнению, демократы недооценивали. В остальных вопросах, республиканцы исходили из своей традиционной концепции, что в условиях рыночной экономики оптимальной является политика, при которой государство содействует проявлению предпринимательской инициативы. Так, в республиканской платформе к выборам 2000 г. подчеркивалось, что не следует переоценивать роль правительства в решении задач овладения новыми технологиями. "Информационная революция, - говорилось в платформе, это - продукт творческих усилий и труда работников частного сектора, а не правящей бюрократии. В то же время мы признаем, что размах и глубина перемен требуют контроля с тем, чтобы использовать все связанные с ними возможности и нейтрализовать трудности".

Традиционными для республиканцев были предложения о сокращении налогов на корпорации, сокращении армии чиновников, проведении приватизации жилья мало оплачиваемых американцев. Рекомендовалось отказаться от дорогостоящих экологических программ и жестких экологических нормативов, заменив их гибкой политикой сотрудничества с бизнесом, строящейся на том, что "собственник - лучший эколог". К осуществлению социальной помощи нуждающимся предполагалось привлекать благотворительные, особенно религиозные организации, которые имелось в виду полностью освободить от налогов. Типичным было и осуждение абортов, критика в адрес политики, ограничивающей продажу оружия американским гражданам. Наиболее жесткая критика администрации Клинтона со стороны республиканцев была сконцентрирована на ее внешней политике, где успехи демократов были отнюдь не очевидны.

"Доктрина Клинтона", окончательно оформленная в 1996 г., предполагала, что новый миропорядок, отвечающий условиям глобализации мировой экономики, строится в условиях американского лидерства, поддерживается мощью США и системой их союзов. Конструктивность этой доктрине придавала ее направленность на осуществление взаимодействия США со всеми странами, в том числе и признающимися недружественными, для решения общих задач повышения управляемости глобальными процессами. Демократы в целом учитывали, что при росте взаимозависимости в международном сообществе, обеспечение национальных интересов США требует взаимодействия с другими государствами в деле создания более стабильного и безопасного мира.

Лидерство США в рамках данной доктрины выступало не столько претензией на "мировое господство" одной из великих держав, сколько констатацией того факта, что Соединенные Штаты в современных условиях, являясь центром развитой системы союзов, имея большое влияние на такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и другие, обладают способностью оказывать решающее воздействие на изменение облика мира. Это подразумевало, помимо прочего, возможность, используя международные институты, определять нормы, регулирующие мировую торговлю, правила функционирования международной валютно-финансовой системы, поощрять другие государства к проведению рациональной экологической, гуманитарной политики, повсеместно проецировать свою военную мощь, применяя репрессии против нарушителей вводимых "правил игры".

Республиканцы, с первых лет пребывания у власти администрации У. Клинтона, рассматривали ее внешнюю политику как реализацию традиционной для демократической партии мессианской идеи "крестового похода" в защиту демократии, которая ведет к распылению сил и ресурсов, подрывает авторитет США. Ими, в частности, осуждались так называемые гуманитарные вмешательства в Сомали в 1993 г., на Гаити - 1994, в Боснии - 1995 и Косово - 1999 г.

Критически воспринималась и политика в отношении России, практически игнорировался тот факт, что администрации Клинтона удалось наладить с ней партнерские отношения в военно-стратегических вопросах, добиться сбалансированного понижения уровня арсеналов оружия массового поражения. С приближением предвыборной кампании 2000 г., линия администрации все чаще характеризовалась как контрпродуктивная, не способствующая ни реальному продвижению России к демократии, ни национальным интересам США.

Было предано гласности тайное соглашение 1995 г. между премьер-министром России В. Черномырдиным и вице-президентом США А. Гором. По мнению республиканцев, этим соглашением Белый дом, с одной стороны, превысил свои полномочия, с другой - проявил наивность, положившись на обещания, которые не были выполнены.

Большой резонанс в США вызвали скандалы, связанные с разоблачениями размещения в банках США, Швейцарии и ряда других стран крупных денежных сумм. Они поступили из России и, как утверждали республиканцы, были похищены из средств, выделенных ей МВФ за счет американских взносов. Организованные комиссией сената по иностранным делам слушания на тему "Коррупция в России" (сентябрь 1999 г.) дали республиканцам дополнительные возможности для критики курса администрации.

Лидеры республиканцев предлагали вернуться к политике, основанной на более узком и прагматичном понимании национальных интересов, не связывая их реализацию с реформированием глобального миропорядка или поддержкой демократизации России. Их предвыборная платформа предполагала восприятие Америки как державы, которая, опираясь на свою систему союзов, самыми жесткими методами отстаивает свои национальные интересы, рассматривая страны, не относящиеся к партнерам, в качестве потенциальных противников.

Внешнеполитическая программа республиканской партии апеллировала к существующим во многих странах, в том числе и в США, опасениям, что формирование нового миропорядка, приведет к созданию международного климата, благоприятного исключительно для обогащения транснациональных корпораций. Ссылкам демократов на то, что благодаря глобализации, большей открытости американских рынков в США было создано 1,4 млн. рабочих мест, республиканцы противопоставляли данные о растущем дефиците торгового баланса США (превышение импорта товаров и услуг над экспортом на 151.2 млрд. долл. в 1998 г. и на 225.7 млрд. по итогам IV квартала 1999 г.).

Как утверждалось в предвыборной платформе республиканцев, демократы недостаточно эффективно защищали интересы американских товаропроизводителей на мировом рынке, безосновательно полагались на "международную бюрократию" Всемирного банка, МВФ, ВТО, ООН, которые "отстаивают интересы никем не избранных элит, навязывающих несостоятельные решения крайне сложных проблем методами коррумпирования должностных лиц и поощрением инвесторов к риску". Согласно платформе, в мире нет таких проблем, которые не могли бы найти решения на основе межправительственных, межгосударственных соглашений и требовали бы создания наднациональных структур.

Успех Д. Буша, хотя и относительный, может истолковываться по-разному. Однако наиболее обоснованным представляется предположение, что итог выборов свидетельствует о том, что ни республиканцы, ни демократы не смогли выйти за рамки своей традиционной электоральной базы и стать партией, опирающейся на поддержку большинства американского "среднего класса". В то же время, очевидно, что республиканцам удалось, за счет нюансов их позиции по вопросам межэтнических отношений, критики внешней политики администрации Клинтона привлечь симпатии части колеблющихся избирателей, считающих себя независимыми. В первую очередь, успех Буша был обеспечен оказанной ему поддержкой со стороны белой Америки фермеров, мелких и средних предпринимателей, скептически относящейся к Америке транснациональных корпораций, городов-гигантов, преисполненных социальных и этнических контрастов. В то же время подавляющее большинство представителей этнических меньшинств голосовали за демократов.

ОРИЕНТИРЫ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. БУША

Раскол электората, коллизия с подсчетом голосов формально не накладывают никаких ограничений на политику новой администрации. Тем не менее она не может игнорировать популярность ранее проводившегося курса демократов, выявленную в процессе выборов. Это диктует республиканцам проведение политики, призванной на перспективу обеспечить победившей на выборах партии устойчивую поддержку избирателей, в том числе и ассоциирующих себя с демократической партией.

Намерение администрации Д. Буша следовать умеренным курсом, способным консолидировать общество, уже было продемонстрировано подбором высших должностных лиц новой администрации. С одной стороны, в предложенном составе кабинета были представлены популярные в республиканской партии лидеры, занимавшие ключевые посты при предыдущих республиканских администрациях (это, в частности, вице-президент Д. Чейни, министр обороны Д. Рамсфельд).

С другой стороны, принцип "политической корректности", требующей, чтобы в администрации было обеспечено как можно более широкое представительство женщин, а также этнических меньшинств, учтен в большей мере, чем это было когда-либо в прошлом. По оценке американской прессы, из 13 высших должностных лиц администрации в ранге министра - 5 женщин. Впервые в истории США государственный секретарь (К. Пауэлл), помощник президента по национальной безопасности (К. Райз), министр образования (Р. Пэйдж) принадлежат к афроамериканской общине. В состав кабинета вошел также представитель испаноамериканской общины, и двое - восточно-азиатской. Кроме того, по приглашению Д. Буша, бывший министром торговли в администрации Клинтона демократ Н. Минета дал согласие занять пост министра транспорта в правительстве республиканцев.

Это не случайные назначения, а показатель стремления, с одной стороны, проводить "двухпартийную политику", ориентированную на компромисс между традиционными воззрениями республиканцев и взглядами конгрессменов-демократов и их электората, а с другой - на исправление имиджа республиканской партии в глазах этнических меньшинств Америки.

Подготовленные "мозговым центром" республиканцев, Фондом наследия материалы к выпуску нового издания "Мандата на лидерство" (это своеобразные наказы новой республиканской администрации), позволяют заключить, что речь действительно идет о существенной коррекции традиционных концепций неоконсерватизма, в том числе и многих обещаний предвыборной платформы. Основная идея авторов "Мандата" состоит в том, что США предстоит решить крайне сложные задачи на основе учета мнений всех слоев населения общества, консолидации различных политических сил, широких дискуссий с целью поиска согласованной позиции.

Республиканские теоретики склонны отойти от ранее присущего им взгляда, согласно которому все проблемы связаны со слишком высокими налогами и чрезмерно разросшимися функциями государства. В проекте "Мандата на лидерство" критическому переосмыслению подвергается не только практика демократов, но и ранее проводившийся курс администраций Р. Рейгана и Д. Буша, отмечается, что государство не может снять с себя ответственность за решение социальных проблем.

Американскому обществу, как подчеркивается в проекте, предстоит найти пути глубокого реформирования систем пенсионного обеспечения, медицинского страхования, образования. Реформы рассматриваются как жизненная необходимость, отмечается, что отсутствие прогресса в их осуществлении может привести к подрыву процветания США.

Действительно, довольно сложной проблемой, причем не только для США, но и других развитых стран, является старение населения. Так, если в 1950 г. один пенсионер приходился на 16 работающих, в 2000 г. - на трех, к 2030 г. это соотношение составит 1: 2. При достижении этого уровня, несмотря на рост производительности труда, существующие системы пенсионного обеспечения будут покрывать лишь 74% расходов на выплату пенсий, ежегодный дефицит бюджета только по этой статье составит 252 млрд. долл. Аналогичные проблемы возникнут и с системой медицинского обеспечения, которой (и при существующем положении в США) не охвачено 43 млн. человек, лишенных возможности обратиться за медицинской помощью.

Значительных инвестиций, по подсчетам экспертов "Фонда наследия", потребует и система образования. По их данным, на пороге третьего тысячелетия, 40% детей, окончивших 4-й класс, не владеет навыками чтения (в бедных районах - 68%), 1\3 поступающих в колледжи, нуждается в посещении специальных классов для развития навыков чтения, письма, счета.

Возможность повышения налогов республиканскими экспертами отрицается. В то же время они не советуют новой администрации принимать излишне жесткие обязательства по снижению налогового бремени. Более того, отмечается, что ранее приводившиеся консерваторами аргументы в пользу политики, сочетающей снижение налогов с сокращением государственных расходов и обеспечением сбалансированного бюджета, в существующих условиях становятся неуместными.

Налоги, согласно новой концепции, должны взиматься на простой, понятной рядовому налогоплательщику схеме. Важность их снижения и экономии на государственных расходах не отрицаются (в частности, особо одобряется отмена республиканским большинством конгресса в 2000 г. налога на наследство). Но при этом оговаривается, что снижение налогов это не самоцель, а средство привлечения в экономику дополнительных инвестиций, в том числе и из-за рубежа, повышения ее конкурентоспособности. Возможность решения существующих проблем связывается с принятием долгосрочных программ, призванных придать новое качество развитию американского общества.

Большое значение, судя по проекту "Мандата на лидерство", который разрабатывался во взаимодействии с вновь назначенными руководителями ведомств администрации Д. Буша, придается повышению эффективности работы структур исполнительной власти. Например, предлагается сократить масштабы деятельности министерств по разработке ведомственных инструкций и нормативов. Отмечается, что в 55 ведомствах этой работой занято около 130 тыс. человек, только на содержание которых ежегодно тратится 18 млрд. долл. За последние пять лет продуктом их творчества стало 19897 нормативных документов, устанавливающих новые экологические требования к продуктам питания, к параметрам допустимых выбросов отходов в воду и атмосферу, качеству техники, медикаментов и т.д.

На контроль и обеспечение выполнения утвержденных нормативов, хотя они нередко противоречат друг другу и далеко не всегда обоснованны, тратится около 700 млрд. долл. в год.

Как полагают аналитики "Фонда наследия", одним из направлений деятельности новой администрации должно стать обеспечение контроля конгресса над нормотворческой деятельностью ведомств, отмена тех инструкций, полезность которых сомнительна. Ожидается, что это позволит выделить средства для решения более значимых проблем.

В качестве возможного источника ресурсов рассматривается также сокращение расходов министерства жилищного строительства и развития городов. Отмечается, что 71% выделяемых ему средств тратится на целевые программы, по которым в городах сооружаются стадионы, отели, концертные залы, служащие для увеселения туристов, в то время как проблемы нехватки школьных зданий, уничтожения трущоб, борьбы с преступностью остаются вне поля зрения местных властей.

Предполагается, что республиканская администрация свернет целевые программы, ставшие источником махинаций (ущерб от них оценивается в 935 млн. долл. в год), политических интриг, и предоставит больше возможности местным органам власти решать вопросы распределения выделяемых ресурсов. Вопреки традициям неоконсерватизма, планы деятельности, намеченные для кабинета Д. Буша, не предполагают мер по сокращению социальных расходов, речь скорее идет о придании большей гибкости и адресности социальным программам.

Так, имеется в виду предусмотреть возможность использования части средств пенсионных фондов, которые при содержании в банках приносят лишь 1,2% дохода в год, в коммерческих инвестиционных проектах, рассчитанных на получение 6-7% прибыли в год, что способно возместить недостаток ресурсов на пенсионное обеспечение. Планируется создать систему, при которой для покрытия расходов на систему медицинского страхования была бы введена система налогового кредита, позволяющая гражданам компенсировать средства, потраченные на лечение за счет налога на недвижимость или иных налогов, не связанных непосредственно с выплатами на медицину.

Наиболее радикальные меры намечается осуществить в сфере борьбы с бедностью. Вопрос ставится об изменении подхода к целям соответствующих программ. Как отмечают эксперты Фонда наследия, преобладающее в США отношение к бедности сложилось под влиянием "просветительско-либеральных" воззрений, согласно которым причины бедности лежат в пороках и противоречиях общества, а бедные рассматриваются как люди, заслуживающие сострадания, как объект государственной помощи и религиозной благотворительности. При этом остается в стороне такая причина бедности, как аморальное поведение индивидов, нарушения ими трудовой этики.

В современных условиях, полагают республиканские аналитики, когда в США наблюдался рост благосостояния, материальные причины бедности свелись до минимума, общество уже не должно считать себя ответственным за ее существование. В то же время, оно не может игнорировать высокий уровень преступности, наркомании, алкоголизма, разрушение института семьи, говорящих о существовании субкультуры, в основе которой лежит "философия вседозволенности".

Существующие программы поддержки неимущих характеризуются в проекте как поддерживающие эту философию, провоцирующие антисоциальное поведение. Например, отмечается, что меры, принятые в период пика борьбы с бедностью в середине 60-х годов, обеспечили наибольшие льготы, гарантировавшие безбедное существование неработающим, незамужним женщинам, имеющим детей. За прошедшие годы, оказался серьезно подорван институт семьи, а число детей, рождаемых вне брака, возросло с 7 до 33% .

Как утверждается в проекте "Мандата на лидерство", прежние представления республиканской партии о необходимости более эффективного управления соответствующими программами за счет их децентрализации и передачи части средств на местный уровень, об увеличении роли частной благотворительности (ее объем составляет лишь около 5% средств, выделяемых государством) не меняли целевой направленности социальной политики, а потому должны быть пересмотрены.

Новая социальная политика, рекомендуемая администрации Д. Буша, подразумевает, что она должна быть комплексной и поощрять конструктивное поведение граждан. Это означает, что помощь должна оказываться в первую очередь малоимущим семьям, людям, которые реально стремятся найти работу, повысить свою квалификацию. Одновременно намечаются меры по борьбе с преступностью, наркоманией и алкоголизмом, подключение к воспитанию молодежи религиозных, консервативных организаций. Предлагается проведение кампаний против влияния тех СМИ, которые будут продолжать насаждать в обществе культ "философии вседозволенности".

Показательно, что вопрос не ставится о сокращении средств, выделяемых на социальные цели, формулируется более скромная задача - добиться, чтобы их рост не превышал темпа роста производства ВНП. Не говорится и о сокращении функций федерального правительства в социальной и иных сферах. Предполагается увеличить федеральные расходы на образование. Вопреки первоначальной предвыборной программе республиканцев, оговаривается, что, хотя права школ по выбору моделей обучения будут расширены, возрастет контроль правительства над состоянием образования в целом.

Подводя итоги, следует отметить, что разработанный проект "Мандата на лидерство" свидетельствует о намерении администрации Д. Буша следовать умеренно консервативным курсом, а возможно, и о попытке сформулировать своеобразный, республиканский вариант социально ориентированной политики, призванной привлечь устойчивые симпатии большинства "среднего класса", в том числе и тех его слоев, которые ранее поддерживали демократов.

Многое, разумеется, будет зависеть от того, насколько стабильна будет экономика США в ближайшие годы. В январе 2001 г. проявилась неустойчивость курса акций ведущих компаний, контролирующих рынок "высоких технологий", руководство автогиганта "Даймлер-Крайслер", ссылаясь на слишком жесткую конкуренцию, приняло решение в 2001-2003 гг. сократить на 20% число занятых. Это еще не свидетельствует о наступлении нового циклического кризиса, но и не способствует росту оптимизма. Большинство экспертов предполагает, что в ближайшие годы средний темп экономического развития США едва ли будет выше 2.5%.

Вопрос ориентиров внешней политики новой администрации заслуживает специального рассмотрения, однако, уместно отметить, что и здесь, по сравнению с декларациями периода предвыборной кампании и предвыборной платформой, можно ожидать некоторого смягчения исходно занятой жесткой позиции по многим вопросам. В частности, судя по рекомендациям, разрабатываемым для новой администрации Д. Буша экспертами Фонда наследия, в отношении России, она будет стремиться "искать баланс между сдерживанием и диалогом", исходя из того, что "цели содействия демократизации России остаются важными, но они не должны ставиться выше национальных интересов США".

Как отмечается в проекте "Мандата на лидерство", Америке следует отказаться от попыток влиять на внутреннюю политику России, которые расцениваются как малопродуктивные. В то же время говорится о необходимости поощрять Россию к совершенствованию финансовой системы, созданию более четкой системы правовых норм, усилению борьбы с преступностью, добиваться от нее отказа от планов расширения военного сотрудничества со странами, которые в США рассматриваются как "недружественные". В качестве основных инструментов воздействия на российскую политику, проект выделяет следующие.

Прежде всего, США, используя свое влияние на международную финансовую систему, могут или более жестко требовать покрытия долговых обязательств России и процентов по ним, или наоборот, пойти на списание части долгов бывшего СССР.

Американская дипломатия будет стремиться убедить российское руководство в том, что продажа современного вооружения государствам с непредсказуемой политикой, находящимся вблизи границ России, может создать ей самой намного большую угрозу, чем для США, обладающих возможностью частично обезопасить себя, развернув национальную систему ПРО. Показательно, что в проекте "Мандата на лидерство", обеспечение договоренности с Россией об условиях развертывания национальной ПРО США рассматривается как важная задача. Не исключается также поиск соглашений о согласованной оборонительной политике в Азиатско-Тихоокеанском регионе, согласие на предоставление дополнительных гарантий безопасности России.

Большой акцент делается на оказании поддержки тем силам в России и других странах СНГ, которые рассматриваются в качестве наиболее последовательных сторонников их дальнейшего развития по пути демократии. "Люди и организации, выступающие за свободу слова, соблюдение законности и порядка, прав человека, заслуживают такой же материальной и моральной поддержки США, которая была оказана... странам Восточной Европы, когда они были под властью коммунистом", - говорится в материалах проекта. Развитие связей с общественностью России, улучшение имиджа США в ее глазах определяются как важные задачи радиостанций "Свобода", "Голос Америки", международного телевещания.

В одном из первых интервью Д. Буша, посвященном ориентирам политики новой администрации, подчеркивалось, что она не намерена впредь "одалживать деньги России или поощрять к этому других, поскольку речь идет о системе, которая не выполняет своих обязательств". При этом, как подчеркнул Д. Буш, речь не идет о попытке оказать давление на Россию, так как "она сама должна решать, быть ли ей страной, куда будет вкладываться наш капитал". С учетом того, что за период 1992-2001 гг. Россия получила около 2.3 млрд. долл. непосредственно от США и примерно 30 млрд. долл. от МВФ, вопрос ставится о существенном изменении политики.

Это заявление можно интерпретировать как ответ на заявление российского правительства о невозможности в январе 2001 г. полностью выполнить долговые обязательства страны перед международными кредитными институтами. В действительности, все обстояло наоборот: демарш России дал повод новому президенту США публично огласить некоторые из принципов политики, уже определенных ранее. Другой вопрос, что эти принципы пока определены лишь в самом общем виде и еще раз будут уточняться в зависимости от перемен в мире, американском обществе, от действий, которые предпримет российская дипломатия.

Трудно прогнозировать, в какой мере республиканская администрация будет последовательна в своем скептическом отношении к глобализации. Однако, судя по материалам проекта "Мандат на лидерство", правительство Д. Буша может предъявить серьезные претензии к таким международным институтам, как МВФ и Всемирный банк и попытаться существенно ограничить их роль в международных экономических отношениях.

Как отмечают готовившие проект эксперты, эффективность помощи, которая предоставлялась этими организациями нуждающимся в ней странам, была невысокой. Они не смогли оказать никому серьезной поддержки в предотвращении кризисов. В 54 странах, получавших помощь от МВФ в 1986-1997 гг., рост производства ВНП на душу населения за эти 12 лет в среднем составил лишь 4%. За это же время государства, не обращавшиеся за содействием МВФ, обеспечили увеличение производства ВНП на душу населения на 24%. Всемирный банк за последние три десятилетия оказывал содействие 68 странам.

Большинство из них не добились сколько-нибудь серьезного увеличения своих экономических показателей, а в 20, получивших в среднем по 1,4 млрд. долл., производство ВНП на душу населения упало на 21,7%. Столь деструктивные результаты объясняются в проекте тем, что у получателей помощи исчезали стимулы к проведению необходимых преобразований, уверенность правительств в возможности опереться на поддержку международных финансовых институтов стимулировала безответственную, рискованную экономическую политику.

Рекомендации экспертов МВФ, закрывавших глаза на расхищение средств Фонда, но пытавшихся "управлять экономикой 60 стран" сводились к навязыванию реформ, "которые не отвечали условиям их экономического развития и текущего положения" и усугубляли существующие проблемы.

Действительно, если средства, выделявшиеся международными финансовыми организациями, использовались исключительно на покрытие текущих бюджетных дефицитов, то единственным итогом получения помощи становилось лишь временное улучшение экономического положения. Оно достигалось за счет увеличения внешних долговых обязательств. С их ростом, необходимость выплаты процентов по долгам и их последующего погашения подрывала возможности развития национальных экономик. Государства, решавшие свои текущие проблемы самостоятельно, не обременяли свою экономику долгами и сохраняли лучшие возможности ее развития.

Судя по проекту "Мандата на лидерство", администрация Д. Буша будет настаивать на реформировании МВФ и Всемирного банка. Прежде всего, предполагается дезавуировать призывы министра финансов США в администрации Клинтона Л. Саммерса, который, выступая на международной встрече в Праге в 2000 г., предлагал международным финансовым институтам взять на себя дополнительную ответственность за решение проблем развития, демографии, здравоохранения, экологии, образования.

МВФ и Всемирный банк должны будут снять завесу секретности со своей деятельности, не ограничиваться публикацией отдельных отчетов, а предоставлять государствам-участникам и общественности всю информацию о ней. Рекомендуется провести независимую аудиторскую проверку деятельности этих организаций. Предполагается, что они будут лишены права предъявлять какие-либо требования к странам, получающим помощь.

В случае принятия плана реформ, функции МВФ будут ограничены предоставлением помощи на краткий срок (до одного года). Она будет оказываться по первому требованию странам с открытой рыночной экономикой, а государствам с иными экономическими системами - при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих стабильности мировой экономики. Всемирный банк имеется в виду ориентировать на оказание поддержки экономическим проектам лишь в беднейших странах, которые стремятся к решению проблем развития, созданию открытой рыночной экономики, но, по разным причинам, не могут рассчитывать на получение кредитов от коммерческих, частных банковских институтов.

Рассматривая инструменты реформирования международных финансово-кредитных институтов, эксперты "Мандата на лидерство" обращают внимание на то, что только США обладают 17% голосов в МВФ (голоса распределяются пропорционально финансовому вкладу в бюджет Фонда) и, заручившись поддержкой остальных стран "семерки", могут добиться требуемых реформ. Если они не будут проведены, то предлагается первоначально отказаться от увеличения финансирования МВФ, с 2004 г. начать сокращать взносы Соединенных Штатов Америки в бюджет этой организации, а в 2007 г. инициировать процедуру их выхода из состава Фонда. Для разрушения "союза бюрократов" - чиновников министерства финансов США и сотрудников аппарата МВФ - рекомендуется издавать специальные президентские директивы, обязательные для американских представителей в Фонде.

Эти предложения свидетельствуют, что среди теоретиков республиканской администрации довольно сильны настроения в пользу пересмотра приоритетов ранее проводившейся политики по вопросам глобализации, отказа от поддержки деятельности тех институтов, которые служили важнейшими инструментами построения "нового миропорядка" Клинтона.

Другой вопрос, что игнорировать проблемы, связанные с глобализацией экономики, ее последствия в современных условиях невозможно. Например, в условиях, когда все чаще осуществляются слияния капитала на международном уровне, большую остроту приобретает вопрос об унификации законодательств стран, на территории которых действуют филиалы объединяющихся компаний.

Республиканцы дезавуировали предложения прежней администрации о делегировании Всемирной торговой организации права контроля над процессами слияния ТНК. Тем не менее предполагается, что на конференции в Лондоне представителей правительств, деловых кругов и юристов в феврале 2001 г., делегация США согласится на смягчение национального антитрестовского законодательства с тем, чтобы не чинить препятствий укрупнению ТНК, тем более, что многие из них контролируются американским капиталом.

В целом, есть основания для предположения, что определенная преемственность с внешнеполитической и внешнеэкономической стратегией 90-х годов, новой администрацией будет сохранена, хотя средства и методы их реализации уже подвергаются существенному пересмотру.

Таблица. Активность забастовочного движения в США

Год

Число забастовок

и локаутов

Число участников

(тыс.)

Потеряно

рабочих дней (тыс.)

1960

222

896

13 260

1965

268

999

15 140

1970

381

2468

52 761

1975

235

965

17 563

1980

187

795

20 844

1985

54

324

7 079

1990

44

185

5 926

1995

31

192

5 771

1996

37

273

4 889

1997

29

339

4 497

1998

34

387

5 116

Источник: The World Almanac and Book of Facts, 2000.

Н.Загладин
2001г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки