Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

РЕГИОН, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ВИДЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕГИОНА СТРАН ЦВЕ/СНГ И БАЛТИИ

I. Введение: анализ ситуации

Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Балтии и Содружества независимых государств очень часто объединяют под термином страны переходного периода, имея в виду масштабные социальные, политические и экономические изменения, которые произошли в этих странах в последнее десятилетие и все еще происходят. Сам термин переход, скорее всего, скрывает больше, чем отражает в плане сложных процессов, имеющих негативные последствия для людей, в особенности для детей и молодежи. Хотя в рамках нового глобального консенсуса регион является центральным, и существенные успехи были достигнуты здесь в обеспечении экономических и политических прав и свобод, тем не менее, внезапность, масштабность, быстрота и непоследовательность перемен разрушили социальную структуру в регионе. Многие части региона, включая и самые густонаселенные, характеризуются серьезными беспорядками, отсутствием безопасности для человека. Произошла коренная переоценка социальных ценностей, и дети и молодежь пострадали больше всех в результате всех драматических перемен последнего десятилетия. Даже в тех частях региона, где политический и экономических прогресс стабилизировался, многие группы оказались вне его и пострадали от новой формы изоляции.

Данный документ коротко излагает видение положения детей и является отражением мнения организаций гражданского общества в данном регионе. Его можно рассматривать как программу на новое десятилетие и новый век. Предлагаемая более чем десятилетие спустя после практически всеобщего принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, данная программа представляет собой призыв к действию в целом ряде ключевых политических и практических областях. Безотлагательность действий и их реалистичность в данной программе основываются на признании того, что обеспечение прав детей и молодежи является фундаментальным условием для строящегося нового общества и для того, чтобы весь регион в целом мог занять свое место в “Мире, созданном для детей”.

В последние десять лет голос организаций гражданского общества становится все более слышимым во всем регионе, и этот факт способствовал обретению большей свободы, началу нового диалога и обсуждений, логическим и необходимым продолжением которых является данный документ. В частности, местные неправительственные и общественные организации и сети сыграли критическую роль в оказании услуг, защите прав и разработке новых, творческих и инновационных программ. Необходимо, чтобы голос гражданского общества в следующем десятилетии стал еще громче, если мы хотим достичь прогресса в регионе. В этом плане в документе расчет делается на вклад, в глобальном масштабе, движения защитников прав детей, Программу действий по соблюдению прав ребенка на предстоящее десятилетие.

В результате десятилетнего периода фундаментальных глобальных перемен регион приобрел новый облик, отличный от того, каким он был в 1989 году. В настоящее время он включает в себя 28 стран, тогда как в 1989 году их было только 9. В самом начале 1999 года общая численность населения региона составляла 410.6 миллиона, из которых 111.8 миллионов приходилось на детей от 0 до 17 лет1. (Данные для Турции). Многие из этих стран имели негативный опыт социального и экономического развития в последние десять лет, когда многие показатели детского благополучия ухудшились, хотя в других странах мира наблюдалось их улучшение. Таким образом, в настоящее время существует неравенство, как между странами, так и внутри отдельных стран, где отдельные группы населения не имеют доступа к таким основным ресурсам, которые другие воспринимают как само собой разумеющиеся.

К этим группам относятся нищие, безработные, меньшинства, инвалиды, бездомные и сироты, а также жертвы войн и конфликтов. Во всем регионе, хотя и по-разному в разных местах, безработица, неравенство в доходах и сокращение инвестиций в социальный сектор в совокупности своей снизили возможности семей обеспечивать и защищать собственных детей. Войны и вооруженные конфликты в третьих странах региона внесли опустошение в жизнь людей, разрушили семьи и привели к массовой вынужденной эмиграции. Кроме того, новые, возникающие и вскрываемые проблемы, а также новые формы эксплуатации, зачастую имеющие транснациональный характер, поставили под угрозу как человеческие, так и материальные ресурсы. Специфические особенности региона, зажатые между развитыми промышленными странами и развивающимся миром, иногда теряются в глобальных дискуссиях.

Необходимы срочные меры для решения проблем детей и молодежи во всем регионе. В данном документе обозначен ряд приоритетов и целей, из которых и складывается программа действий на следующее десятилетие. Организации гражданского общества, неправительственные организации, коалиции и объединения, работающие в области защиты и пропаганды прав детей, решительно призывают к действию. Как защитники прав детей, мы призываем к мобилизации ресурсов и хотели бы заручиться обязательствами, в рамках Конвенции о правах ребенка, со стороны всех слоев общества, включая правительство, для того чтобы в следующем тысячелетии обеспечить существенный прогресс в соблюдении прав, удовлетворении потребностей и развитии потенциала детей и молодежи. Это можно сделать только в партнерстве, при непосредственном участии самих детей и молодежи. Укрепление семьи также является неотъемлемой предпосылкой роста и благополучия детей, поэтому защита и поддержка семейной жизни является одним из наиболее важных элементов программы.

В документе обозначены ключевые вопросы и темы, требующие немедленных действий для достижения желаемых результатов. Он основывается на трех взаимосвязанных подходах. Первый, основанный на жизненном цикле подход, делает акцент на необходимости уменьшать риски на каждом этапе жизни детей и молодых людей. В отчете специальный акцент делается на необходимости анти-дискриминационного подхода, если мы хотим ликвидировать все формы дискриминации и нетерпимости. Такой подход направлен также на устранение негативных последствий дискриминации в отношении определенных групп населения, в особенности в отношении инвалидов, меньшинств, девочек и молодых женщин. Так называемый подход системного вмешательства определяет, в общих чертах, политическую и практическую программу действий. Акцент в этой программе делается на стратегии борьбы с нищетой, неравенством и социальной изоляцией, на новых методах ухода за детьми, защиты ребенка и оказания услуг семье по воспитанию детей с тем, чтобы уменьшить зависимость от специальных детских учреждений.

Анализируя ситуацию за последние одиннадцать лет, прошедших со времени Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и определяя программу на следующее десятилетие, данный документ рассматривает неудачи, проблемы и необходимость в коррективах. Существует, однако, опасность недооценки достигнутого, в том числе и того, что Конвенция о правах ребенка ратифицирована правительствами стран региона, что разрабатываются, хотя и непоследовательно, механизмы и способы привлечения большего внимания к правам детей, иногда действительно в сотрудничестве с гражданским обществом. Многие правительства старались развивать партнерство для того, чтобы уменьшить негативные последствия переходного периода для наиболее уязвимых слоев общества. В некоторых случаях главные реформы проводились в очень трудных обстоятельствах. Вопрос о необходимости уделять больше внимания роли гражданского общества рассматривается в заключительном разделе отчета как один из элементов партнерского подхода к вопросу о правах детей.

II. Подход, основанный на жизненном цикле

Действия необходимо основывать на основных аспектах, касающихся детей на всех трех этапах жизненного цикла: младенчество и раннее детство, школьные годы и юность. Данный подход, разработанный в итоговом документе под названием “Мир, созданный для детей”, показывает, что разного рода риски и защитные факторы имеют кумулятивный характер и сказываются на судьбах всех детей и молодежи. Меры, призванные уменьшить факторы риска и увеличить защитные факторы, меры ориентированные на ребенка и семью, чрезвычайно важны на всех этапах жизненного цикла.

а. Младенчество и раннее детство (приблизительно от 0 до 5 лет)

“Инвестирование в раннее детство это один из наилучших способов оказать воздействие на широкий круг социальных вопросов”2

Предпочтительный аспект:

8. “Все дети имеют здоровое начало в жизни, воспитание в заботливой среде, позволяющей им быть физически здоровыми, умственно развитыми, эмоционально уравновешенными, подготовленными к жизни в обществе и способными к познанию”.

i.Здоровье

Вопросы и темы:

В настоящее время широко признается тот факт, что здоровое начало в жизни, притом, что здоровье рассматривается значительно шире, чем отсутствие болезни, является критически важным элементом благополучия и развития детей на всех этапах жизненного цикла. Это одно из тех прав, в котором отказано большому числу детей, поскольку смертность, заболеваемость и проблемы питания широко распространены в регионе.

10. Хотя уровни младенческой и детской (дети до 5 лет) смертности снизились на большей части региона, лишь небольшая группа стран, преимущественно страны Балтии и центральной Европы добились снижения уровня смертности среди детей до пяти лет на одну треть, что было главной целью на конец десятилетия. Последствия роста уровня смертности среди взрослых, в частности среди мужчин, в некоторых частях региона в отдаленной перспективе отразятся на детях, поскольку около 700,000 детей стали сиротами в период с 1990 по 1995 годы3. Разбитые по категориям данные, свидетельствуют о том, то смертность сказалась самым серьезным образом на определенных группах детей: меньшинствах, детях, живущих в нищете и регионах с вооруженными конфликтами, и т.д.

11. Высокий уровень распространения таких детских заболеваний, как диарея и респираторные инфекции, усугубляется возвратом болезней (многие из них обусловлены нищетой), которые, казалось, были полностью ликвидированы полиомиелит, дифтерия и туберкулез.

12. Проблемы оказания медицинских услуг в регионе существуют там, где реформирование здравоохранения, даже при наличии благоприятных условий и нормальных обстоятельств, оказалось проблематичным в плане перехода от дорогостоящей, лечебной и неэффективной модели к превентивной, ориентированной на население, гибкой и подотчетной системе, основанной на партнерстве. Как бы там ни было, серьезные экономические кризисы и разные чрезвычайные обстоятельства увеличили спрос, размывая при этом ресурсы здравоохранения так, что в некоторых частях региона система здравоохранения практически разрушилась, и стала в значительной степени зависеть от международной помощи. Реформы, основанные на введении некоторого маркетинга услуг4, только ухудшили ситуацию, при которой медицинские услуги хорошего качества доступны только тем, кто может себе их позволить, и кто меньше всего нуждается в них, причем неравенство в доступе к услугам увеличивается. Это сказалось, прежде всего, на охране здоровья матерей и детей раннего возраста.

Необходимые действия

13. Существует острая необходимость во всеобщей доступности первичной медико-санитарной помощи для обеспечения адекватного уровня здоровья детей раннего возраста и сокращения, по крайней мере, на одну треть, уровня младенческой, детской и материнской смертности во всем регионе в следующем десятилетии.

14. Это требует нового подхода в регионе к “здоровью для всех”, основанного на более всестороннем или интегрированном подходе к болезням детского возраста, иммунизации, введению питательных микроэлементов и грудному вскармливанию. Без этого новые достижения в медицинской технологии, усовершенствованные вакцины и лучшее понимание достоинств питательных микроэлементов не принесут желаемого эффекта.

15. Необходимо осуществить реформы в здравоохранении, которые сочетали бы в себе эффективность и равенство, внедрить в практику подход, ориентированный на группы населения, а также участие семьи и обучение медицинских работников новым подходам. Особое внимание необходимо уделять здоровью детей раннего возраста уязвимых групп населения и неблагоприятных регионов.

16. Все эти меры требуют увеличения инвестиций в охрану здоровья, используя для этого как государственные средства, внешнюю помощь, частный сектор, так и добровольную помощь и инициативы гражданского общества. Роль организаций гражданского общества особенно велика в сфере профилактических услуг, новых форм обеспечения, а также в мониторинге доступности здоровья для всех.

ii. Дошкольное воспитание

Вопросы и темы:

17. Развитие жизненных навыков и интеллектуальных способностей происходит в раннем детстве. Нельзя успешно решать проблему образовательного неравенства, не уделяя внимания познавательному процессу в дошкольные годы. Без этого многие дети не могут эффективно использовать преимущества услуг адекватного обязательного образования. Однако во всем регионе система дошкольного воспитания и образования значительно ухудшилась, так что теперь большим семьям все чаще приходится решать проблемы дошкольного воспитания и образования самостоятельно, и они испытывают все большие трудности в обеспечении стимулирующего окружения для своих детей. Понятно, что если семьям не удается справиться с этой задачей, то специальные детские учреждения зачастую рассматриваются как единственная альтернатива, а из этого вытекают все проблемы развития детей.

18. Контингент детей в системе дошкольного образования (дети от 3 до 5 или 6 лет) уменьшился в период с 1989 по 1998 в 18 из 24 стран региона, по которым имеются данные. В некоторых случаях это сокращение было весьма значительным5. Число дошкольных учреждений снизилось во всем регионе, поэтому услуги дошкольного воспитания и обучения все больше и больше регулируются рынком или наличием в этих учреждениях свободных мест. Роль не претерпевших реформирование дошкольных учреждений в стимулировании развития детей в раннем детстве оспаривается, поскольку процесс обучения там, по некоторым данным, носит жесткий' и 'авторитарный характер'.6

19. Число новорожденных и детей первых лет жизни (в возрасте от 0 до 3 лет) в государственных домах ребенка увеличилось с 1989 года в 20 из 27 стран7. Особенно тревожной является тенденция, противоречащая “всем политическим намерениям”8, в тех странах, где этот показатель уже был высоким9. Растущее число приемных детей также свидетельствует об увеличении риска на большой территории региона для семей, имеющих маленьких детей, связанного со сложным взаимодействием таких факторов, как нищета, этническая принадлежность и инвалидность. Учитывая, что дети, отданные на воспитание, очень редко вновь возвращаются в свою семью, необходимо сделать все, чтобы обратить эту тенденцию вспять, в противном случае это грозит серьезными негативными последствиями в будущем.

20. Государственные расходы на выплату семейных пособий, пособий по уходу за ребенком и пособий по беременности, увеличившиеся было в 1989 и 1990 годах во многих странах, затем уменьшились до очень низкого процента от ВВП во многих странах региона. Показатель ВВП на душу населения также упал, поэтому реальная значимость таких схем поддержки снизилась, что привело большое число семей с малолетними детьми к нищете.

Необходимые действия:

21. Необходимо предпринять срочные меры в ответ на закрытие дошкольных учреждений в регионе. Особое внимание следует уделить расширению выбора для семей с малолетними детьми, они должны иметь право доступа к различного рода дошкольным образовательным возможностям. Опыт организации альтернативного дошкольного воспитания и обучения в общинах или группах населения, показал его преимущества в плане высокого качества и дешевизны. Такой опыт необходимо широко обсуждать и адаптировать10. Роль местных неправительственных организаций в этом плане критически важна. Следует делать все возможное, чтобы расширить возможности внедрения новаторских дошкольных программ.

22. Необходимо уделять больше внимания профилактической работе с семьями в регионе с тем, чтобы уменьшить риск передачи детей на государственное попечение и воспитание. Необходимо иметь интегрированную сеть посреднических услуг, центры консультирования, семейные центры, центры оказания помощи родителям в воспитании детей и так далее с тем, чтобы укрепить семьи, расширить их возможности предотвращать или справляться самостоятельно с ситуациями, представляющими риск для их малолетних детей. Опять-таки, неправительственные организации часто выступают в качестве зачинателей таких подходов, их следует поддерживать и финансировать в пределах национально согласованных стратегий.

23. Восстановление таких основных всеобщих пособий, как семейные и пособия по уходу за детьми, должно стать краеугольным камнем социальной политики в регионе. Действительно, дополнение семейного бюджета за счет пособий в тех случаях, где есть риск того, что дети будут отданы на попечение государства, является весьма экономичной мерой поддержки аспектов деятельности, ориентированной на семью.

b . Дети школьного возраста (приблизительно от 6 до 14 лет) “Базовое образование хорошего качества является одним из залогов успешного развития ребенка. Хорошее образование дает детям больше, чем просто факты и цифры, оно признает права и обязанности детей как молодых граждан. Усиливая эту роль, реформы в образовании являются неотъемлемой частью перехода к более гуманному обществу и улучшению качества жизни”11.

Предпочтительный аспект:

24. “Все дети имеют возможность получить базовое образование хорошего качества”.

i. Доступность образования для всех?

Вопросы и темы:

25. Всеобщая доступность бесплатного базового образования, ключевой элемент прав ребенка, была краеугольным камнем государств бывшего социалистического лагеря ЦВЕ, СРГ и стран Балтии. Когда уровень инвестиций в образование стал снижаться, некоторые из этих достижений были утеряны, и сейчас они повсеместно находятся под угрозой. Более того, отсутствие доступа к базовому образованию для определенных групп населения стало особенно заметным. Образование в регионе находится под угрозой, а это скорее приведет к увеличению неравенства, нежели к расширению равных возможностей.

26. Контингент учащихся системы базового или обязательного образования уменьшился в 16 из 27 стран региона в период с 1989 по 1998 годы. В 10 странах зарегистрированный уровень в 1998 году, или последнему году, по которому имеются данные, составляет менее 90%12. Уровень отсева среди учащихся средней школы также значительный, причем одна треть стран имеет показатель посещаемости ниже того, что они имели в 1989 году. Все это, скорее всего, будет иметь отрицательные последствия для социального и экономического развития в будущем13.

27. Государственные расходы на образование в процентах от ВВП снизились в 11 из 22 стран, по которым имеются данные. Учитывая, что некоторые страны пережили серьезные конфликты за прошедший период, истинная картина в регионе, вероятно, еще хуже14. Некоторые страны, пережившие сильный экономический спад, имеют такие плохие показатели, что можно говорить о крушении системы образования в целом15. Негативные последствия снижения заработной платы учителей, длительная задержка с выплатой которой является довольно частым явлением, серьезная нехватка учебных материалов и методических пособий, отсутствие капитального ремонта существующих школьных зданий, полная остановка строительства новых школ16 в регионе поставили систему образования в очень тяжелое положение. Иногда предпринимались попытки выйти из этой ситуации посредством сокращения срока обязательного образования, сокращения продолжительности школьных уроков, обучения в две смены и так далее.

28. Неравенство в доступе и в получении образования усилилось на большей части территории региона, причем чаще всего такое неравенство связано с уровнем образования родителей, их доходом и местом проживания. Разрыв между городом и деревней также растет очень быстро17. Серьезные трудности в получении образования имеют дети с проблемами развития и инвалиды, дети меньшинств и девочки. Эти вопросы рассматриваются более подробно в разделе в данного отчета, посвященном “анти-дискриминации”. Уменьшение доступности образования для цыган, обсуждаемое ниже, похоже “еще более драматичное, чем для остального населения”18. Прерывание образовательного процесса, обусловленного войнами и связанной с ними массовой вынужденной миграцией населения, является еще одним важным фактором, затруднявшим доступ к образованию в отдельных частях региона в последние десять лет. Увеличению неравенства во многом способствовало и появление образовательных альтернатив, рост числа разного рода частных школ и, в связи с этим, необходимость для родителей платить за учебники и учебные материалы, которые прежде предоставлялись бесплатно.

Необходимые действия:

29. Существует насущная необходимость увеличить государственные расходы на образование в регионе в сочетании с перераспределением средств в более бедные его части, где доступность образования ниже. Целевая помощь определенным группам населения в критические моменты их школьного обучения в виде, например, стипендий учащимся из уязвимых слоев для получения среднего и высшего образования, помогла бы существенным образом изменить ситуацию. Такая помощь должна быть более широкой. Кроме того, принимая во внимание высокий уровень отсева среди определенных категорий учащихся, большего внимания заслуживает повторное обучение или предоставление второй возможности' получить образование хорошего качества.

30. Всеобщая доступность и высокие показатели начального образования должны стать целью данного региона, причем необходимо приложить усилия для того, чтобы увеличить процент детей, посещающих среднюю школу, до 50% в следующем десятилетии. НПО играют важную роль связующего звена между домом и школой, в особенности в отношении тех детей, которые рискуют не завершить начальное образование.

31. Доступность образования для детей из бедных семей, из сельских регионов, из семей меньшинств, для девочек и для детей с недостатками развития или инвалидов должна стать приоритетом плана действий, основанном на четком анти-дискриминационном подходе. Более того, неправительственные организации следует поощрять к тому, чтобы они выступали в защиту неполноценных детей в плане их доступа к системе образования, а организации по правам человека должны иметь возможность действовать в качестве “системы раннего предупреждения”, когда уровень доступности снижается.

ii. Качество образования и процессы

Вопросы и темы:

32. Помимо доступности образования, большую озабоченность вызывают такие вопросы, как характер, тип предлагаемого образования, его цель, качество учебных программ и более широкий познавательный процесс, а также взаимоотношения между школой, семьей и общиной, что составляет основу программы реформирования образования в регионе. Многое предстоит сделать для того, чтобы образование перестало быть зеркалом, отражающим напряженность и расслоение в обществе, а стало силой, направленной на их ликвидацию.

33. Во многих частях региона образование по-прежнему основывается на так называемой “фактологии”19, в которой принцип “говорить и писать” остается главным в преподавании. В соответствии с такой методикой учитель говорит, а ученики заучивают наизусть, при этом большого значения активному участию в познавательном процессе, который бы развивал навыки общения, решения проблем, личность учащегося и жизненные навыки, не придается. Официальный учебный план страдает узостью и в основе своей не предусматривает развитие тех навыков, которые необходимы для активного участия в новом общественном, экономическом и политическом окружении. Изменения в школьной программе, в особенности в части преподавания истории, иногда служили исключительно в качестве механизмов националистических проектов.

34. Многие школы по-прежнему остаются оторванными от местных общин и имеют ограниченные ресурсы, что ведет к снижению внешкольной деятельности. По-прежнему активное и значимое участие родителей и учащихся в делах школы не является нормой. Более того, неформальное обучение и внеклассная работа были свернуты на большей части региона. Снижение объема внеклассной работы повысило риск для детей приобщиться к улице и попасть в эксплуатацию.

35. Многие аспекты организации обучения и преподавания, включая экзамены и процесс отбора, представляются неуместными, неэффективными и может быть даже дискриминационными. Обучение, основанное на разнообразии, включая обучение на языках этнических меньшинств, не является нормой. В довершение всего, по-прежнему практикуется телесное наказание и излишнее исключение из школы тех, кого считают трудными' детьми в некоторых частях региона.

Необходимые действия:

36. Необходимо разработать программу реформирования учебных планов, осуществление которой и мониторинг, будут проходить при широком участии учащихся, семей и общественности. Приоритетность в этих планах должна отдаваться интерактивным методам обучения, воспитанию детей в мире и терпимости, развитию у детей жизненных навыков, а также новым технологиям. Организации гражданского общества пионеры в деле объединения образовательного процесса и укрепления мира должны получать поддержку, а извлеченные уроки необходимо интегрировать в образовательные услуги.

37. Концепция школы, доброжелательной к ребенку', требует более широкого признания и практического внедрения, поскольку она направлена на установление здорового, безопасного и поддерживающего школьного климата, свободного от практики телесных наказаний, насилия и дискриминации. Барьеры, препятствующие предоставлению равных возможностей, такие как неуместное тестирование и отбор, необходимо устранить и прилагать все усилия для того, чтобы поддержать такое образование, которое отражает и соответствует разнообразию местных сообществ.

38. Школы следует рассматривать как общественные ресурсы, в распределении которых ученики и их родители играют решающую роль. Необходимо широко адаптировать и проводить пилотные проекты, участие в которых зачастую принимают местные НПО, показавшие на практике важность общественного участия. Восстановление зданий и помещений для внешкольной деятельности в партнерстве с общинами и общественными организациями рассматривается как весьма приоритетная задача.

39. В более широком плане, увязывая воедино эту и предыдущую темы, право на доступное образование хорошего качества следует рассматривать, прежде всего, в отношении тех, кто живет в условиях нищеты, кризиса, насилия и нестабильности. Работа международных агентств, в партнерстве с правительствами и местными НПО, особенно важна для поддержки образования в странах с чрезвычайными обстоятельствами, поскольку беженцы и перемещенные дети также имеют право на образование.

c. Подростки и молодежь (приблизительно от 15 до 24 лет) “Десятилетие переходного периода ... может изменить представление о том, что молодые люди являются пассивными получателями социальных ценностей, государственных услуг, экономических товаров и стратегических приоритетов. Оно может способствовать пониманию того, что члены “молодежной нации” в данном регионе представляют собой огромные активы во времена быстрых экономических и социальных преобразований.”20

Предпочтительный аспект:

40. “Подростки должны иметь все возможности для полного развития своих индивидуальных способностей в безопасном и благоприятном окружении, для того чтобы принимать полноправное участие и вносить вклад в свое общество”.

i. От молодежи, живущей в риске', к доброжелательным к ней услугам?

Вопросы и темы:

41. Молодые люди от 15 до 24 лет это дети переходного периода', которые провели большую часть своей жизни в новой социальной, политической и экономической среде. Переходный период не только открыл для них возможности, но и подверг их вредному воздействию, поскольку увеличились реальные факторы риска, а также моральный страх' за молодежь, которая видела, что значительные суммы, направляются на социальный контроль и карательные меры. Потребность в услугах, доброжелательных к молодежи', только теперь начинают признавать в качестве ключевого показателя социального развития в целом, а также будущего для современного, самого критически важного поколения.

42. Зарегистрированная подростковая (обычно молодежь от 15 до 17 лет; в некоторых случаях 13-17 лет) преступность выросла в период с 1989 по 1998 годы в 13 из 20 стран, по которым имеются статистические данные. В некоторых случаях этот рост оказался весьма значительным, хотя уровень преступности в разных странах сильно варьируется21. В настоящее время “молодежь в возрасте до 18 лет имеет больший риск вступить в конфликт с законом, нежели до начала переходного периода”22. В условиях, когда ювенальная юстиция и система социальной поддержки развивается очень медленно, молодым людям очень легко оказаться “заклейменным”, столкнуться с грубым вмешательством и социальным контролем либо через приговор о содержании под стражей, или через специальные воспитательные' меры23.

43. В целом, в регионе наблюдается увеличение смертности среди молодежи. Согласно данным, в 1998 году умерло на 30% больше молодых людей (в численном выражении на 15,000 больше юношей и на 4,000 больше девушек), чем в 1989 году24. Можно говорить о пассивной чрезвычайной ситуации' на большей части региона, обусловленной смертностью от предотвратимых причин, несчастных случаев и насилия, включая значительный рост уровня подросткового суицида, в особенности среди юношей. Прессинг меняющихся ценностей, высокий уровень безработицы, отсутствие дома и нищета сказываются на психическом состоянии молодых людей. Социальные проблемы молодых людей иногда неверно интерпретируются в рамках медицинской модели.

44. Наблюдается значительный рост числа людей с ВИЧ инфекцией, увеличение смертности от СПИДа. По оценкам, около 360,000 людей оказались инфицированными на конец 1999, а к июню 2000 года их число достигло 500,000. Многие из этих людей молодежь в возрасте до 25 лет25. И это ситуация в регионе, который еще до совсем недавнего времени считался наименее подверженным этой проблеме во всем мире. Считается, что бездействие в отношении распространения ВИЧ/СПИДа обусловлено убеждением, что эта проблема касается в основном молодых внутривенных наркоманов.

Необходимые действия:

45. Во всем регионе назрела насущная необходимость провести всесторонний анализ и реформу системы ювенальной юстиции в соответствии с наилучшей практикой и международными стандартами. Необходимо учредить более справедливый судебный процесс, прекратить практику лишения свободы без наличия на то достаточных оснований и разработать более положительные варианты приговоров, основанные на альтернативах содержанию под стражей и других службах. Обучение работников судебной системы, полиции, работников социальных служб, НПО и групп населения должно стать частью этого процесса. Кроме того, необходимо работать с населением над профилактикой подростковой преступности, над изменением общественного отношения к малолетним правонарушителям, необходимо оказывать поддержку жертвам и правонарушителям, а также работать над реабилитацией тех, кто совершает правонарушения.

46. Политика, акцент в которой делается на услуги, доброжелательные к молодежи', оказываемые более адекватным образом, без оскорбления, с учетом потребностей самих молодых людей, должна заменить собой существующую политику, которая является более реактивной, ориентированной на молодежь групп риска'. В последнем случае усиливаются стереотипный взгляд на молодежь как на проблемную группу населения. Значение услуг, оказываемых общинами и местными НПО, которые участвуют в работе с уличными детьми, принимают участие в программах по снижению вреда и, что гораздо важнее, в движении равный-равному, следует признавать и адаптировать их для внедрения. Необходимо осуществлять интегрированный подход к молодежи, и здесь НПО будут играть роль ключевых новаторов.

47. Сказанное обуславливает также и насущную необходимость улучшить доступность хорошего общего здоровья, психического здоровья, а также услуг, выходящих за рамки социально-медицинской модели, для подростков и молодых людей, включая сексуальное и репродуктивное здоровье, лечение от наркозависимости, тобакокурения и пристрастия к алкогольным напиткам, конфиденциальное тестирование на ВИЧ, возможности для консультирования и интегрированные программы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Поддержка мер по снижению стрессовых состояний, депрессии и суицида среди молодежи должна быть обеспечена во всем регионе. Специальные адекватно финансируемые программы с участием местных НПО должны быть направлены на молодых людей, оставшихся без попечения взрослых, а также бездомных.

ii .Участие молодежи и ее вовлечение

Вопросы и темы:

48. Право ребенка на участие, на формулировку собственных взглядов и на свободное выражение этих взглядов, на их уважение является ключевым принципом отношения к детям на протяжении всего жизненного цикла, и это право предусмотрено Статьей 12 Конвенции о правах ребенка. Сказанное особенно важно в подростковом возрасте, поскольку это период перехода от детства' к 'взрослому периоду жизни'. Распространенная в регионе мелочная опека образует препятствие для реального участия детей. Это осложняется социальной изоляцией значительного числа молодых людей, которые находятся как бы в подвешенном состоянии между школой и работой или вынуждены покинуть свою страну, регион для того, чтобы реализовать свои права и сохранить достоинство и благополучие. Инновационные программы, возглавляемые самими молодыми людьми, активистами гражданского общества, являются критически важным элементом в реализации права на участие, связанное с активной гражданской позицией и жизнеспособной демократией.

49. Во всем регионе растет число молодых людей, которые не учатся, и не работают. Их приблизительно 18 миллионов во всем регионе (процент колеблется в районе 27% от общего числа молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет)26. Безработица среди молодежи намного выше, чем среди остального населения, и превышает 20% в 13 из 18 стран, по которым имеются данные за 1998 год (превышает 30% в семи из них)27 и, как правило, это длительная по характеру безработица.

50. Существует в регионе и значительная проблема с потерянным поколением', численность которого в 1999 году была на 1.5 миллиона молодых людей в возрасте моложе 15 лет и до 24 лет меньше, чем в 1989 году28 среди населения от 5 до 14 лет. Наименьшую часть из них относят к категории предполагаемой смерти', обусловленной по большей части вооруженными конфликтами в регионе. Подсчитано, что около одного миллиона молодых людей выехали из региона вообще. Сама по себе утечка мозгов' талантливой молодежи является отражением глобализации, образовательной и трудовой мобильности, которая может иметь серьезные и длительные негативные последствия для социального и экономического развития в регионе.

51. По мере того, как старые массовые молодежные организации уступают место новым НПО, происходит медленное разрушение мелочной опеки, изменение отношения к участию молодежи, хотя это меньше выражено в сфере занятости, образовании и политическом процессе. Большую тревогу вызывает проявляющийся, но трудно измеримый разрыв в участии', характеризующийся тем, что менее видные молодые люди, обездоленные, живущие в нищете, инвалиды, члены меньшинств и сельские жители меньше привлекаются для участия в новых инициативах, разного рода группах и движениях, чем равная им молодежь. Зачастую это приводит к очевидному отклонению от участия на гендерной основе, а также на основе многих других потенциальных источников дискриминации29.

Необходимые действия:

52. Для улучшения перехода молодых людей от обучения к трудовой деятельности необходимы систематические, неустанные и сплоченные действия в сфере дальнейшего и непрерывного обучения, а также на рынке труда. Необходимо также охранять права молодых служащих, внедрить более гибкий подход к образованию и участию на рынке труда, положить конец трудовой эксплуатации и совершенствовать жизненные навыки подростков, увеличить доброжелательность' работодателей к 'молодежи' как в частном, так и в государственном секторе.

53. Помимо более широких услуг, доброжелательных к молодежи и обозначенных выше, есть необходимость уменьшить участие молодых людей в вооруженных конфликтах, пропагандировать право на гражданскую службу, а не на обязательную военную службу, а также обеспечить молодежи безопасность как гражданскому населению. Поддержание высокого уровня человеческого капитала в регионе предполагает новые инвестиции в высшее образование, увеличение грантов и других мер, призванных поощрить развитие качественного обучения внутри самого региона и за его пределами с тем, чтобы получившие образование могли внести свой вклад у себя дома'.

54. Программы, которые позволяют молодым людям участвовать в принятии решений, скажутся на их жизни или позволят им участвовать в претворении этих решений в действие, должны получить приоритетное внимание. Они укрепят существующие молодежные организации, и будут стимулировать их на новые, инновационные и разнообразные формы выражения. Особое внимание необходимо уделять праву молодых людей из уязвимых групп населения принимать участие в жизни гражданского общества, праву принимать активное участие в социальной и политической жизни. Необходимо также обучать и консультировать взрослых для того, чтобы обеспечить их приверженность и способность поддерживать и расширять участие молодежи.

III. Антидискриминационный подход

55. Не дискриминация один из четырех фундаментальных принципов, провозглашенных в рамках Конвенции о правах ребенка. Со времени принятия Конвенции в 1989 году было предпринято много практических и теоретических усилий для определения и разработки того, что представляет собой антидискриминационный подход, и как его разработать наилучшим образом. В настоящее время ширится признание того, что дискриминация на основе “расы, цвета кожи, пола, религии, экономического статуса, политического или других мнений, национального, этнического или социального происхождения или инвалидности”, а также на какой-либо другой почве лежит в основе “порочного круга социальной и экономической изоляции”30, и решать эту проблему необходимо на основе вовлечения, проактивного подхода.

56. Кроме того, дискриминация представляет собой больше чем сумму всех индивидуальных предрассудков и преднамеренных действий, она часто является частью законодательных и организационных структур, требуя постоянного внимания к неравенству во всех аспектах жизни детей и молодежи. По этой причине антидискриминацию часто называют поперечным подходом', поскольку потребности и интересы определенных групп населения могут не получить адекватного удовлетворения на всех этапах жизненного цикла. Существует определенная взаимосвязь между различными формами угнетения и дискриминации, обусловленной общим ростом нетерпимости в регионе в отношении всех форм различия и разнообразия. В данном случае нас волнуют три широкие группы населения в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и СНГ, чьи потребности должны занимать важнейшее место в региональном подходе к правам детей: неполноценные дети и молодые люди, дети и молодежь из этнических и национальных меньшинств, а также девочки и молодые женщины.

а. Неполноценные дети и молодые люди

“Дети с физическими, умственными и другими недостатками развития имеют такие же права человека, как и все другие дети. К голосам неполноценных детей и их семей прислушиваются неадекватно. Эти дети являются жертвами растущей нищеты, государственных сокращений, отдельного образования, (и) социальной изоляции”31

Предпочтительный аспект:

57. “Неполноценные дети и молодые люди имеют право на достоинство и уважение как равноправные члены общества, право на доступ к соответствующим услугам, которые, будучи предназначенными для определенных потребностей, способствуют достижению большей интеграции на протяжении всего жизненного цикла”

Вопросы и темы:

58. Неполноценные дети и молодые люди, которые жили в ужасных условиях во многих странах региона до переходного периода, после вступления в него столкнулись с дополнительными проблемами, поскольку экономические условия еще больше уменьшили ресурсы. Очень редко права неполноценных детей становились главной темой за прошедшие десять лет. Старое отношение к этому вопросу очень медленно уступает свои позиции, поддерживаемое все еще преобладающей и неприемлемой медицинской моделью, основанной на науке о дефектологии'. В этой дисциплине люди, называемые 'инвалидами', классифицируются с точки зрения их отличия от якобы 'нормальных'. В результате принятия медицинской модели инвалидности возникает другая проблема, а именно, смешение, широко распространенное в регионе, двух совершенно отдельных понятий: инвалидность' и 'здоровье'. Реальный уровень инвалидности вырос. Обеспечение таких людей старались сделать адекватным, хотя в большинстве случаев оно носит характер мелочной опеки и представляет угрозу развитию и достижению равных возможностей. Участие неполноценных детей и молодых людей в получении качественного образования и в рынке труда также было проблематичным.

59. На показатели инвалидности в регионе большое влияние имеют тенденции в системах классификации, а также зависимость пособий для детей и их семей от категории, определяемой данной классификацией. Проект MONEE, который не уделил достаточно внимания вопросам физической и психологической неполноценности32, вместе с тем, отмечает число официально признанных инвалидов в 5 странах региона в период с 1990 по 1995 годы. Существует также очевидная связь между инвалидностью и ухудшением здоровья детей и женщин, повышением уровня и степени загрязнения окружающей среды.

60. Под влиянием дефектологии прежняя классификация детей превратилась в ярлык, от которого трудно избавиться. Учитывая распространения отдельных, специальных мер в учреждениях, многие из этих ярлыков превратились в сбывающееся пророчество. Притом, что были предприняты попытки отказа от таких учреждений, отчасти по экономическим причинам, некоторые из них оказались более успешными', нежели параллельные попытки интегрировать неполноценных детей в обычные школы и классы, так что в настоящее время все большее число таких детей не получают образования вообще. Те же, кто по-прежнему находятся в специальных детских учреждениях, а их число остается непозволительно большим, в некоторых случаях получают худшее воспитание, чем прежде. Неправильная классификация некоторых групп населения, в частности, цыган, как людей душевнобольных и поэтому определяемых в специальные школы, вызывает особое беспокойство33.

61. Потребности неполноценных молодых людей, упоминания о которых практически нет в самом последнем Отчете MONEE по региональному мониторингу, похоже, не принимаются во внимание. Представляется, что доступность таких людей к качественному высшему и профессиональному образованию весьма ограничена.

Необходимые действия:

62. Срочный, глубокий анализ положения неполноценных детей и молодых людей заслуживает больше внимания, чем любой другой вопрос, рассматриваемый в данном отчете. Причем главное место в таком анализе должно быть отдано точке зрения самих детей и их семей. Кроме того, необходимо привлекать больше внимания к вопросам, касающимся инвалидности, в рамках прав человека, в средствах массовой информации, в сфере профессионального обучения, а также среди тех людей, которые определяют политику. Необходимо сместить акцент внимания от медицинской модели 'неполноценность' к социальной модели 'неполноценная среда'.

63. Есть приоритетная необходимость развивать услуги для неполноценных детей, направленных на поддержку и укрепление семейного воспитания в сочетании с каникулами, а также обеспечить адекватный уровень пособий. Доступность хорошего обучения для неполноценных детей в рамках бесплатной государственной системы образования должна быть приоритетом. При этом должно быть обеспечено право на дополнительное обучение там, где это приемлемо и желательно.

64. Главным приоритетом также должно стать обеспечение стимула для молодых людей к получению высшего образования и профессионального обучения, стимула для работодателей к предоставлению таким людям значимой для них работы. Кроме того, необходимо оказывать поддержку организациям гражданского общества, связанным с защитой прав инвалидов, в особенности тем, которые возглавляются инвалидами. Такая поддержка очень важна для пропаганды и продвижения перемен.

b. Этнические', национальные и другие меньшинства

Предпочтительный аспект:

65. “Равенство возможностей и вовлечение всех в течение всего жизненного цикла, независимо от религиозных, национальных и этнических признаков или гражданского статуса”

Вопросы и темы:

66. Процесс преобразования 9 национальных государств в 28 в регионе можно рассматривать как реакцию на сложные взаимоотношения этнического плана между группами большинства и меньшинства и как вклад в новые формы этнической изоляции и нетерпимости к различиям. Большинство конфликтов в регионе в последнее десятилетие было тесно связано с возможными или предполагаемыми 'этническими' различиями, доходившие до своего крайнего выражения в форме этнической чистки', и оставившие, по всей вероятности, ненависть в наследство на многие годы. Логика этнической изоляции и насилия не обошла стороной детей и молодежь, которые стали непосредственными жертвами войны. Очень часто дети в регионе вынуждены покидать свои дома в числе прочих участников массового бегства. Они подвергаются пыткам, насилию и эксплуатации и лишены каких-либо человеческих прав. Кроме того, положение цыганского населения региона, чьи права ущемлялись существенным образом еще и в бывшей системе, еще более ухудшилось, в особенности в части права на образование. Для борьбы с этнической дискриминацией и снижения риска увековечить конфликты среди будущих поколений, необходимо инициировать осуществление систематических мер на всех уровнях, начиная от международных договоров и государственных законодательств до пропаганды мира и терпимости.

67. Права цыганского населения, насчитывающего 6 миллионов человек во всем реионе34, вызывают особую озабоченность с точки зрения массовой нищеты и отсутствия гражданских прав. Очень часто они являются мишенью растущего насилия и враждебности. Есть данные, свидетельствующие о том, что в некоторых странах цыганские дети больше, чем какие-либо другие представлены в специальных детских заведениях и учреждениях системы ювенальной юстиции. В некоторых случаях их число просто вызывает тревогу. Права цыганских детей на образование в регионе особенно ограниченны в плане доступности, качества и выбора. Работа, проводимая НПО Спасите детей, указывает на низкий уровень посещаемости школы, высокий процент отсева и дискриминацию цыганских детей в образовательной системе региона35. Есть данные также и о недопустимой сегрегации цыганских детей в специальных школах. Права меньшинств остаются приоритетным вопросом на большей части региона, хотя и в разной степени в разных местах36. Существующая проблема усугубляется еще и тем, что большинство населения в одной стране может быть меньшинством в другой.

68. В результате вооруженных конфликтов в одной третьей стран региона, имевших место в последнее десятилетие, погибли многие тысячи детей, сотни тысяч остались без одного или обоих родителей, а многие миллионы все еще ищут убежища в качестве беженцев или внутренних переселенцев37. Большинство из этих детей пострадали за принадлежность к неправильной' этнической или национальной группе, были заключены в тюрьмы, подверглись пыткам, насилию или были изгнаны из родных мест. Даже в тех местах, где конфликты уже исчерпаны, дети продолжают оставаться жертвами миллионов мин, оставшихся в земле на территории региона. Вопрос о срочном обеспечении безопасности не должен отвлекать внимания от более широкой необходимости для детей, покидающих регионы конфликта, иметь возможность для развития, удовлетворения потребностей в области охраны здоровья и образования, иметь поддержку по преодолению травм войны.

69. Изменение взаимоотношения между большинством и меньшинством в регионе, включая ситуацию, когда прежние меньшинства становились правящим большинством в новом национальном государстве или другой структуре, находит свое отражение в системе образования, где отношение к доступности, учебным программам, в особенности по истории, основываются на этнических предубеждениях38. Очень часто наблюдается недопонимание необходимости для национальных меньшинств получать инструкции на их родном языке, хотя изучение этих языков всеми учащимися было бы полезным. В последнее время все больше внимания уделяется гражданскому' и 'мирному образованию', которое включает в себя ненасильственные методы и подходы к решению конфликтных ситуаций, хотя многие инициативы остаются за пределами основного направления образовательных услуг.

Необходимые действия:

70. Все страны региона должны принять всеобъемлющее, действенное антидискриминационное законодательство и механизмы. Необходимы последовательные и систематические действия в поддержку доступного и хорошего образования для меньшинств во всем регионе. Такие действия могут быть основаны на сотрудничестве с представителями групп меньшинств, включая самих детей и молодежь. Приоритетной задачей следующего десятилетия должно стать сокращение числа детей, находящихся на попечении специальных государственных учреждений и системы ювенальной юстиции.

71. Помимо защиты детей, живущих в зонах вооруженного конфликта и в чрезвычайных ситуациях, необходимо работать над предупреждением конфликтов. Следует рассматривать формальное и неформальное образование как трибуну для пропаганды мира, терпимости и уважения к другим. Соблюдение права на получение образования на родном языке меньшинства, права на образование для беженцев и перемещенных лиц, а также для лиц без гражданства имеет особую важность. Приоритетом также должно быть и воссоединение разлученных детей со своими семьями, включая похищенных детей, детей, занимающихся вынужденной проституцией или удерживаемых в качестве узников в связи с какой-то другой ситуацией. Необходимо создавать сети НПО, которые призваны играть в этом важную роль.

с. Девочки и молодые женщины

Предпочтительный аспект:

72. “Гендерное равенство на протяжении всего жизненного цикла, при котором девочки и молодые женщины защищены от всех форм эксплуатации, насилия и жестокости”.

Вопросы и темы:

73. Гендерные взаимоотношения оказывают огромное влияние на жизнь всех детей и молодежи, учитывая двойную роль, которую женщина выполняет в семье и на рынке труда. Формальное гендерное равенство при социализме, которое так и не было полностью достигнуто или обеспечено, было разрушено тем, что можно назвать возвратом к патриархализации социальных отношений, при котором вновь утвердился авторитет мужчины в семье, на рынке труда и в политической жизни. Это самым серьезным и негативным образом сказалось на безопасности женщины, ее средствах к жизни и потенциале развития.

74. Такая ситуация, вкупе с традиционной практикой дискриминации, неизбежно сказалась на отношении к девочкам и молодым женщинам, в особенности в плане доступа на рынок труда. Критическое снижение уровня занятости среди женщин39, ее возможности зарабатывать средства, также сказалось на положении молодых женщин, хотя во многих странах региона они по-прежнему имеют лучшие показатели, с точки зрения образования40.

75. Насилие в отношении девочек и женщин или гендерное насилие растет, в ответ женские организации гражданского общества только начинают медленно и неуверенно оказывать влияние на отншение официальных агентств. Подход с позиции жизненного цикла к гендерному насилию41 вскрывает различного рода риски, с которыми сталкиваются девочки и молодые женщины, подвергаясь длительным и новым формам насилия, в особенности тем, которые связаны с вооруженными конфликтами. Увеличение числа зарегистрированных случаев сексуального насилия в отношении девочек и молодых женщин, эксплуатации и незаконной торговли, которое отчасти свидетельствует о возросшем понимании проблемы и готовности предавать ее гласности, требует неотложного внимания. Кроме того, проблема коммерческой эксплуатации детей и молодежи через интернет также является причиной для обеспокоенности.

76. Рост сексуального насилия и связанной с ним эксплуатации девочек и молодых женщин в национальных рамках сопровождается расширением незаконной трансграничной торговли. Масштаб проблемы трудно измерить, хотя по оценкам ОБСЕ только в 1997 году 175,000 женщин и девочек были вывезены из региона, в основном в другие страны ОБСЕ42. В отчете отмечается растущая взаимосвязь между торговлей людьми и другими формами организованной преступности. Незаконная торговля мальчиками также растет.

Необходимые действия:

77. Постоянное внимание пропаганде гендерного равенства во всех аспектах социальной, экономической и семейной жизни, включая создание общественного понимания и борьбу с гендерными стереотипами в средствах массовой информации, должны быть записаны в первых строках плана действий в поддержку прав детей на следующее десятилетие. Необходимо проводить адекватный мониторинг и оценку гендерных инициатив, и в этом организации гражданского общества должны играть ключевую роль. Особое внимание следует уделять переходу от обучения к трудовой деятельности, подготовке молодых женщин к семейной жизни, борьбе против существующей дискриминации. Пристальное внимание следует также уделять гендерной осведомленности и борьбе со стереотипами среди мальчиков, в средствах массовой информации и в системе образования.

78. Пропаганда и информирование в отношении всех форм насилия и сексуального надругательства, а также эксплуатации должны стать главным приоритетом, включая обучение специалистов социальной сферы, официальных представителей правоохранительных органов и социальных работников. Поддержка инициатив, идущих снизу, в отношении предоставления убежищ девочкам и молодым женщинам, жертвам всех форм насилия и оскорбления, а также деятельность по изменению неприемлемых законов и практики должны получить приоритетность.

79. Национальные планы действий по борьбе с незаконной торговлей людьми необходимо разрабатывать параллельно с обязательствами правительств поддерживать трансграничное и международное сотрудничество. Кроме того, необходимы срочные меры по профилактике незаконной торговли, а также для понимания и устранения главных социальных и экономических причин торговли людьми.

IV. Подход системных мер

80. Не уделяя особого внимания социальным системам, определяющим жизнь детей в регионе, существует опасность, что конкретные предложения, подробно изложенные выше, не будут иметь значительного эффекта. И действительно, многие на собственном опыте сейчас начинают все больше понимать, что сосредоточение внимания на одном из элементов сложной системы может привести к непреднамеренным и отрицательным результатам. В данном разделе мы рассматриваем два широких уровня системных мер, которые необходимы для обеспечения прав детей в регионе в следующем десятилетии. Первый касается мер в области социальной политики в самом широком их понимании, связанных с макроэкономической политикой и направленных на борьбу с бедностью и неравенством, которым уделяется достаточно много внимания в данном обсуждении. Однако без мер второго уровня, улучшение воспитания ребенка, защита ребенка и услуги, ориентированные на семью и направленные на борьбу с насилием в отношении детей, а также отход от институциализации детей, изменение на макро уровне не обеспечат гарантии более положительных результатов для детей и молодежи в регионе.

а. Социальная политика, направленная против бедности и неравенства

“Высокая стоимость социальных реформ может поставить под угрозу весь переходный процесс, разорвать социальную ткань и подорвать общественный консенсус, на основе которого строятся эти новые, все еще слабые демократии. Укрепление социальной политики, поэтому, является не только этическим и моральным императивом, но и обеспечением политической стабильности”43

Предпочтительный аспект:

81. Если целью переходного периода является более эффективное удовлетворение потребностей человеческого развития, то эта цель не была достигнута в регионе. Социальные последствия реформ оказались катастрофическими, и особенно сильно сказались на детях и семьях. Меньший кусок пирога сейчас делится еще менее справедливо, поэтому есть опасность, “что кусок пирога для детей станет еще меньше”44. Число детей, живущих в нищете, увеличилось во всем регионе вследствие экономического спада, сравнимого с самым наихудшим в современной истории45, и как прямое следствие реформ, которые определенно уменьшают государственные расходы. Без укрепления системы социальной защиты и усиления приоритетности социальных прав, негативные последствия всего этого будут ощущаться в течение многих предстоящих десятилетий. Необходимо разрабатывать новую социальную политику, которая бы объединила обновленные обязательства в отношении всеобщего государственного социального обеспечения и новаторские программы мобилизации местных общин и новых участников социального сектора.

83. Используя показатели дохода и бедности, которые является всеобщей приемлемой мерой, в недавнем отчете Европейского детского треста, приводящим данные ПРООН и ЮНИСЕФ/MONEE, подсчитано, что к середине 1990х годов около 160 миллионов людей или около 40% всего населения жили в бедности. Из них 50 миллионов составляли дети, 38 миллионов из которых жили в западной части бывшего Советского Союза и в Центрально-азиатских республиках46. Большинство из них принадлежали к семьям, живших на менее чем 4 американских доллара в день. В некоторых частях страны такая бедность является эндемичной и достигает уровня свыше 70% всего населения47. Учитывая рост уровня неравенства во всем регионе, который характеризуется как поразительно высокий в недавнем отчете48, то относительная бедность, рассматриваемая как приемлемый показатель в более развитых странах, увеличилась даже в тех частях региона, которые имели более стабильные экономические условия в последнее время. Все чаще наличие детей рассматривается как один из ключевых факторов риска, связанного с бедностью вообще. Этот риск особенно очевиден для тех групп, которые подвергаются дискриминации, в частности, меньшинства и неполноценные люди. Общее мнение о том, что бедность в данном регионе не такая уж большая, по сравнению с развивающимися странами, нуждается в пересмотре.

84. Во многих странах региона большая часть времени последнего десятилетия была потрачена на реформы, которые зачастую основывались не рекомендациях широкого круга международных финансовых институтов и агентств. Акцент в этих реформах, скорее враждебных по отношению к ребенку, чем дружелюбных49, делался на экономическом развитии за счет социального развития и справедливости. В результате реформы привели к повышению спроса на программы социальной помощи, однако, принятая стратегия ограничивала объем такой помощи. Поэтому в настоящее время даже в самых бедных частях региона растет понимание того, что широко распространенное убеждение в необходимости сокращения государственных социальных расходов и целевых услуг было контр продуктивным.

85. В целом, доля государственных расходов на семью и поддержку детей в той или иной форме сильно уменьшилась во всем регионе. И действительно, “столкнувшись с трудностью ограниченных ресурсов, страны сделали неверный компромисс”50 как с точки зрения баланса социальных расходов, так и баланса между социальными и другими расходами, в особенности расходами на оборону, законность, правопорядок и внутреннюю безопасность. Отсутствие специальной информации, касающейся детей, специального бюджета и планирования стратегии также создает большие проблемы для планирования и осуществления социальной политики в интересах детей.

Необходимые действия:

86. Необходимо срочно объединять усилия в регионе для искоренения бедности, самым негативным образом влияющей на детей и молодежь. В качестве первого шага необходимо сократить наполовину уровень бедности в регионе в следующем десятилетии. Для этого необходимо увеличить расходы на социальный сектор и уделять больше внимания их справедливому распределению, одновременно мобилизуя общественные ресурсы и инициативы. Конечно, децентрализация некоторых услуг весьма желательна, однако при этом необходимо обеспечить наличие адекватных фондов, чтобы избежать децентрализации, которая может привести к увеличению неравенства. Сочетание социальной солидарности, социальной справедливости и социальных нововведений является ключом к обновленным перспективам человеческого развития и новой моделью социального благосостояния. Кроме того, главные международные финансовые институты должны признать глубину и хронический характер кризиса, требующего большей гибкости и меньше идеологических подходов, больше инвестиций и значительного сокращения бремени долгов, которое испытывают страны региона.

87. Бюджет для детей в регионе должен рассматриваться как часть национального плана действий для того, чтобы выделять больше ресурсов для детей и их семей51, а также как механизм привлечь всеобщее внимание к последствиям макроэкономической политики для жизни детей. В рамках сказанного, представляется важным вкладывать больше ресурсов в детей из уязвимых и маргинальных групп населения. В настоящее время значительная часть ресурсов, выделяемых на оборону и охрану законности и правопорядка, должна направляться на социальное обеспечение.

88. На основе новых партнерских отношений между правительством и неправительственными организациями необходимо осуществлять специальные программы по борьбе с бедностью, в которых бедным детям, молодым людям и их семьям уделялось бы особе внимание. Только путем мобилизации общественных ресурсов можно смягчить болезненный эффект бедности в регионе.

С. Воспитание, защита детей и услуги семье

“Все дети имеют право расти в семье. Мы успешно лишаем их такого права, акцентируя внимание на сборе осколков после того, как семья разбивается. В настоящее время растет понимание необходимости иметь всестороннюю систему оказания помощи, стимулирующих и поддерживающих услуг семье ”52

Предпочтительный аспект:

90. “Обеспечение адекватного и хорошо финансируемого воспитания детей, защиты детей и услуг по поддержке семьи, обеспечение поддержки семье, которая необходима ей для того, чтобы вырастить и воспитать детей. В исключительных случаях, когда дети не получают или не могут получить необходимого им ухода в своей семье, необходимо подыскать альтернативу воспитания в приемной семье или в общине. Специальные детские учреждения должны быть трансформированы с тем, чтобы они могли в большей степени стимулировать развитие детей. Однако даже при этом к ним следует прибегать в последнюю очередь”.

Вопросы и темы:

91. Как уже отмечалось в данном отчете, число детей, которые находятся на попечении государства, растет и в настоящее время достигает свыше миллиона человек. В большинстве случаев, может быть в 85%, эти дети имеют живых родителей, и многие, несмотря на прилагаемые в последние годы усилия, продолжают жить в специальных детских учреждения. Растущее число таких детей свидетельствует об усилении социального стресса за стенами этих учреждений, а также о большом числе семей, которые просто не могут справиться с этим сами. Продолжающаяся институционализация такого огромного числа детей противоречит всем заявленным политическим намерениям, равно как и Конвенции о правах ребенка53

92. Необходимо срочно помочь детям, находящимся на государственном попечении, а в более общем плане защитить семьи от такого риска. Кроме того, все большее признание получает необходимость в профилактике и защите детей от насилия в самой семье, будь то психическое, физическое или сексуальное насилие. Социальные и другие службы, связанные с ними, не получившие достаточного развития в регионе до 1989 года, нуждаются в поддержке в выполнении ими функций оценки, лечения и реабилитации. Укрепление профессиональной экспертизы не даст желаемого результата без акцента на участие самих детей и молодых людей, их семей и местного населения.

Необходимые действия:

93. Во всем регионе необходимо срочно вводить услуги по воспитанию детей в рамках подхода “непрерывного воспитания”, основанного на долгосрочных потребностях в развитии, а не на реагировании на какой-либо кризис. Наилучшие интересы ребенка должны быть в центре такой системы. Необходимо срочно разработать стандарты на основе соблюдения прав ребенка и более прозрачный мониторинг таких услуг, которые, если будет принято решение преобразовать учреждения такой системы, будут более ориентированны на ребенка и семью. Нужна система, основанная на более четкой коммуникации, включая новаторские проекты местных НПО, в центре которых будут дети. Положительная практика и системные меры, имевшие положительные результаты, необходимо анализировать и распространять, шире практикуя обмен опытом в этом очень важном вопросе.

94. Необходимо разработать хартию или устав о правах детей и молодых людей, находящихся на попечении государства, предусмотрев право на участие в обсуждениях, право находиться поблизости от семьи и общины, право на периодический пересмотр, реабилитацию или право на проживание в приемной семье, где это возможно, право на услуги по поддержке после окончания воспитательного процесса и т.д. Особое внимание необходимо уделить правам меньшинств, неполноценным детям и молодым людям. Необходимо иметь четкие цели по существенному сокращению детей, находящихся на попечении государства в следующем десятилетии.

95. Национальные нормы и стандарты услуг по воспитанию детей требуют увеличения роли местных властей в процессе планирования, координации и оказании социальных услуг. Для обеспечения оказания качественных услуг правительственные агентства и неправительственные организации должны сотрудничать между собой и с различными секторами по поддержке семьи. Национальные, а также местные бюджеты и их отчисления должны ранжировать социальные услуги по воспитанию в семье и в общине. Преобразование воспитания в специальных учреждениях в подобие семейного, а также оказание услуг, дружелюбных к семье, должно сопровождаться организацией альтернативного семейного воспитания. В рамках данного процесса, существующие специальные детские учреждения и их персонал следует признать и дать им возможность действовать в качестве проводников таких перемен. Работа, начавшаяся в регионе с конференции в Будапеште “Защита прав детей, лишенных или рискующих быть лишенными родительского воспитания”, должна быть продолжена, и успехи в области этих очень важных вопросах, необходимо подвергать серьезному мониторингу.

V. Партнерство в интересах детей

96. В документе была предпринята попытка обозначить ряд критически важных действий по пропаганде прав детей в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и СНГ на следующее десятилетие, основываясь на приверженности Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций. Конвенция возлагает определенные обязанности на правительства (или стороны), подписавшие Конвенцию, за выполнение обязательств по составлению отчетов, консультированию и принятию действий для осуществления на практике прав детей. Однако в Конвенции ясно указывается, что ответственность за соблюдение прав детей лежит на каждом, и она должна основываться на новых видах партнерства и мобилизации. Это особенно важно в тех странах, где, как считается, многие проблемы обусловлены государственной монополией на значительную часть аспектов человеческой жизни.

97. Правительства должны поддерживать работу НПО через приемлемое законодательство, финансирование и оказание другого рода поддержки. Кроме того, НПО не подменяют собой правительство в вопросах о правах детей, но выступают в роли партнера, который временами может проводить мониторинг и выполнять функции сторожевой собаки. Картина развития гражданского общества в регионе сложная, она не всегда соответствует уровню экономического развития и отличается широкой устойчивостью того сектора, который, по некоторым исследованиям, претерпел спад в Юго-восточной Европе и Евразии54. В некоторых частях региона наблюдалось нежелание и, в некоторой степени, невежество в отношении вклада НПО в государственную политику в области прав ребенка. В худшем случае их рассматривали как “антиправительственные” и относились к ним с открытой враждебностью. Поэтому положительный имидж НПО в средствах массовой информации также важен. В следующем десятилетии роль НПО в разработке правовой политики должна возрасти. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться с такими НПО и привлекать их для оценки и мониторинга прогресса в обеспечении прав детей и молодежи.

98. Укрепление роли и голоса гражданского общества следует развивать на четырех уровнях. На местном уровне, адекватно финансируемое, децентрализованное оказание услуг должно включать в себя мобилизацию местных НПО, которые лучше всего реагируют на местные потребности и приоритеты. На национальном уровне роль гражданского общества должна быть институционально оформлена в отношении всех аспектов прав детей, в разработке, осуществлении и мониторинге Национальных планов действий, в оказании хорошо финансируемых услуг и в поддержке и пропаганде прав детей. На региональном и субрегиональном уровнях сильный голос гражданского общества особенно важен для продвижения решений региональных проблем на основе наилучшей практики и обмена информацией. На глобальном уровне, гражданское общество все больше принимает участие в структурах, занимающихся развитием прав детей, но при этом не следует забывать об особенностях региона.

99. Очень важно иметь более широкую коалицию в интересах прав детей, в которой участвуют средства массовой информации, политики, люди, занимающиеся вопросами развития спорта и развлечений, частные предприниматели и так далее. Кроме того, более открытые формы участия детей и молодежи во всех вопросах программы будут наиболее важным показателем достижений. В регионе, где появляется частный сектор, возможность нового партнерства между государством и частным сектором, в пределах четких правовых рамок, может породить новые, эффективные пути реализации прав детей. Более того, приоритетным направлением должна также стать проверка общественных возможностей и поддержка добровольческой деятельности, наряду с ростом профессионализма одной части гражданского общества. Необходимо внедрять новые схемы поощрения к участию в НПО безработных, гражданских служащих.

100. В меняющемся контексте процесса глобализации эти партнерства неизбежно вовлекут в данный процесс более широкий круг международных, региональных и ранее национальных органов, включая Организацию Объединенных Наций и ее агентства. В частности, в данном регионе все большее значение будет приобретать Пакт о стабильности, разработанный для стран Юго-восточной Европы, а также процесс вступления государств в Европейский союз, хотя пока ни один из них не уделяет достаточного внимания правам детей55. То, как молодежные вопросы и вопросы незаконной торговли людьми стали важным правовым пунктом Пакта о стабильности, должно способствовать большему привлечению НПО, работающих в области защиты прав детей, во все эти процессы. Аналогичным образом, увязывание вопроса о вступлении в Европейский союз с прогрессом в области прав ребенка, как это было в случае с Румынией, может получить большее развитие, если НПО станут ключевыми участниками во всех этих процессах. Во многом суть данного документа заключается в том, что политика никогда не меняется только на основе хороших советов и информации, хотя и то, и другое важно. Только широкая мобилизация и приверженность всего общества могут обеспечить лучшее будущее для детей в следующем десятилетии.

Аналитик региональной рабочей группы
Полом Стаббсом.
сентябрь 2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки